Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ С ЗПР МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ С ЗПР МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ / КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ / CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION / EDUCATIONAL KINESIOLOGY / KINESIOLOGICAL EXERCISES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF KINDERGARTEN / INDIVIDUAL APPROACH / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FORMATION OF PREREQUISITES FOR LEARNING TO READ AND WRITE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сулименко Я. В.

В настоящее время дошкольникам с ЗПР необходима специально организованная работа по формированию предпосылок к овладению чтением и письмом. В данной статье представлен педагогический эксперимент по использованию кинезиологических упражнений в ДОУ как метода по формированию предпосылок к обучению грамоте у дошкольников с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сулименко Я. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PREREQUISITES FOR LEARNING TO READ AND WRITE IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION USING KINESIOLOGY METHODS

Currently, preschoolers with mental retardation need a specially organized work on the formation of prerequisites for mastering reading and writing. This article presents a pedagogical experiment on the use of kinesiological exercises in kindergarten as a method for forming prerequisites for learning literacy in preschool children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ С ЗПР МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ»

УДК 376.54

Сулименко Я.В. студент магистратуры 3 курса направление 44.04.04 - Специальное (дефектологическое)

образование

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ С ЗПР МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ

Ключевые слова: задержка психического развития, образовательная кинезиология, кинезиологические упражнения, образовательная среда ДОУ, индивидуальный подход, педагогические условия, формирование предпосылок к обучению грамоте.

Аннотация: В настоящее время дошкольникам с ЗПР необходима специально организованная работа по формированию предпосылок к овладению чтением и письмом. В данной статье представлен педагогический эксперимент по использованию кинезиологических упражнений в ДОУ как метода по формированию предпосылок к обучению грамоте у дошкольников с ЗПР.

Sulimenko Ya.

3rd year master's student directions 44.04.04 - Special (defectological) education

Southern Federal University Russia, Rostov-on-don FORMATION OF PREREQUISITES FOR LEARNING TO READ AND WRITE IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION USING

KINESIOLOGY METHODS

Key words: Children with mental retardation, educational kinesiology, kinesiological exercises, educational environment of kindergarten, individual approach, pedagogical conditions, formation of prerequisites for learning to read and write.

Abstract: Currently, preschoolers with mental retardation need a specially organized work on the formation ofprerequisites for mastering reading and writing. This article presents a pedagogical experiment on the use of kinesiological exercises in kindergarten as a methodforforming prerequisites for learning literacy in preschool children with mental retardation.

В дошкольном возрасте у детей формируются предпосылки к овладению грамотой, которые важны для будущего систематического обучения чтению и письму в школе, в связи с чем подготовка детей к обучению грамоте является одним из направлений работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Особенно актуальна проблема подготовки к обучению грамоте

дошкольников с задержкой психического развития. Недостаточная сформированность всех психических процессов, особенно восприятия, внимания, мышления, у дошкольников с ЗПР обусловливает недостаточность их аналитико-синтетической деятельности и плохое владение мелкой моторикой. Сниженная работоспособность и быстрая утомляемость усугубляют недостатки их психического развития. В связи с этим становится очевидным, что дошкольникам с ЗПР необходима специально организованная работа по формированию предпосылок к овладению чтением и письмом.

Опираясь на существующие педагогические теории здоровьесбережения коллективы детских образовательных учреждений постоянно находятся в поиске инновационных идей и технологий поддержки развития и обучения детей с ЗПР. В качестве альтернативной педагогики выступает кинезиология - наука о движении тела. Эффективность данной технологии определяется активным воздействием на когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферы ребенка за счет активных движений, активизирующих одновременно два полушария, обеспечивая их баланс. Учитывая особенности развития детей с ЗПР, мы предполагаем, что у них появятся новообразования в познавательной деятельности и психическом развитии после активного применения кинезиологических технологий.

В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей старшей подготовительной к школе группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 61 «Малышок», города Ставрополя. У всех детей, участвующих в эксперименте, в заключении по результатам ПМПК-комиссии имеется диагноз задержка психического развития

В результате у 20% детей экспериментальной группы, участвующих в педагогическом эксперименте, выявлен высокий уровень сформированности предпосылок к обучению грамоте, у 70% детей - средний уровень сформированности и у 10% - низкий уровень.

В результате у 20% детей контрольной группы, участвующих в педагогическом эксперименте, выявлен высокий уровень сформированности предпосылок к обучению грамоте, у 80% детей - средний уровень сформированности предпосылок к обучению грамоте, низкого уровня не выявлено (см. Рисунок 1).

60%

40%

20%

0%

Высокий Средний Низкий

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Рисунок 1. Сравнительная диаграмма уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте у детей экспериментальной и

контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы по формированию предпосылок к обучению грамоте детей с ЗПР.

После проведенного обследования и анализа его результатов, дети были разделены на две подгруппы для их целенаправленного обучения формированию предпосылок обучению грамоте с использованием кинезиологических упражнений.

Содержание коррекционной работы было апробировано на участниках экспериментальной группы. Для реализации коррекционной работы были определены 3 этапа:

I - организационно-методический

Задачи данного этапа:

1. Изучение литературы по проблеме.

2. Подбор программно-методического обеспечения.

3.Создание методической подборки кинезиологических упражнений и развивающих игр, кинезиологических сказок.

4. Постановка проблемы, определение цели и задач.

За основу были приняты:

- Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика

Мозга» Пола Деннисона;

- Практическое пособие «Упражнения для психомоторного

развития дошкольников» Сиротюк А. Л.

II - коррекционно-развивающий.

Цель данного этапа: Провести коррекционно-развивающую работу с воспитанниками старшего дошкольного возраста, входящих в экспериментальную группу, на развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, пространственных представлений, восприятия, развитие мелкой и общей моторики используя

комплексы упражнений кинезиологической гимнастики. Данная коррекционно-развивающая работа должна опираться на основной вид деятельности в дошкольном возрасте - игру, учитывать возрастные особенности психических процессов дошкольников.

III этап - Контрольный (диагностический)

Занятия направлены на преодоление патологических синкенезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

Условия реализации коррекционно-развивающей работы:

- Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности (на подгрупповых занятиях)

- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

- От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

- Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

- Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Психолог следит за правильностью выполнения заданий.

- Длительность занятий по одному комплексу составляет три недели.

Все упражнения педагог-психолог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей) [7].

- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

- От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

- Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

- Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Психолог следит за правильностью выполнения заданий.

Движения, которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать три или более раз для другой стороны. Основным требованием методики «Гимнастика мозга» является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающийся (кумулятивный) эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Таким образом целенаправленная, системная организация работы по внедрению новой технологии -кинезиологии позволит в значительной мере повысить уровень качества образования в развитии детей дошкольного возраста в рамках ДОУ по требованиям ФГОС.

После проведения коррекционной работы мы провели повторную диагностику для получения информации об уровне сформированности у

дошкольников с ЗПР предпосылок к овладению грамотой.

В результате у 70% детей экспериментальной группы, участвующих в педагогическом эксперименте выявлен высокий уровень сформированности предпосылок к обучению грамоте, у 30% детей - средний уровень сформированности, низкого уровня не обнаружено.

В результате у 50% детей контрольной группы выявлен высокий уровень сформированности предпосылок к обучению грамоте, у 30% -средний уровень сформированности, низкого уровня не обнаружено.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 2. Сравнительная диаграмма сформированности предпосылок к обучению грамоте у детей контрольной и экспериментальной групп по результатам контрольного этапа

эксперимента

Таким образом, по результатам проведения контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод, что результаты повторного диагностического обследования уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте у детей экспериментальной группы значительно лучше, чем у детей контрольной группы. Полученные результаты могут говорить о том, что процесс формирования предпосылок к обучению грамоте у детей с ЗПР будет протекать эффективно при использовании кинезиологических упражнений и разработке содержания среды, в которой бы проходило успешное усвоение необходимых навыков.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий Средний Низкий

Использованные источники:

1.Dennison P.E., Dennison G.E. Edu-K for Kids. - Glendale, CA: Edu-Kinestetics Inc., 1986.

2. Ахундов Р.А. Исследование двигательной активности (основных локомоций) у учащихся начальных классов: Автореф, дис. канд. пед. наук. -М. , 1970.-33 с.

3.Возрастные закономерности развития двигательных возможностей человека: Сб. науч. трудов Казахского ИФК. - Алма-Ата.

4.Глухов В.П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Курс лекций / В. П. Глухов — «МПГУ», 2017

5.Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А.. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.