Научная статья на тему 'Кинезиологическая компетентность как отражение интегративного влияния физкультурно-спортивной деятельности на развитие личности студента'

Кинезиологическая компетентность как отражение интегративного влияния физкультурно-спортивной деятельности на развитие личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KINESIOLOGICAL COMPETENCE / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES / KINESIOLOGICAL POTENTIAL / STUDENTS / КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загревская Александра Ивановна

Обоснована необходимость формирования кинезиологической компетентности студентов в процессе освоения ценностей физической и спортивной культуры в высшей школе. Особенностью кинезиологической компетентности является ее интегративный характер, учитывающий биосоциокультурную сущность человека и интегративное влияние физкультурно-спортивной деятельности на развитие его личности. Показана целесообразность физкультурно-спортивной деятельности студентов в саморазвитии и самосовершенствовании кинезиологического потенциала через формирование ценностного отношения к своей телесности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kinesiological competence as a reflection of an integrative effect of sports activities on personality development of a student

The article substantiates the necessity of formation of kinesiological competence of students in the process of development of values of physical and sports culture in high school. Feature of kinesiological competence is integrative in nature, considering biosociologically the essence of the person and the integrative effect of sports activity on the development of his personality. The expediency of teaching students self-development and self-improvement kinesiological potential in the process sports activities is shown through the formation of value attitude to their physicality.

Текст научной работы на тему «Кинезиологическая компетентность как отражение интегративного влияния физкультурно-спортивной деятельности на развитие личности студента»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК д. и. ЗАГРЕВСКАЯ

Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКЛЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Обоснована необходимость формирования кинезиологической компетентности студентов в процессе освоения ценностей физической и спортивной культуры в высшей школе. Особенностью кинезиологической компетентности является ее интегративный характер, учитывающий биосоциокультурную сущность человека и интегративное мммие физкультурно-спортивной деятельности на развитие его личности. Показана целесообразность физкуллурно-спортивной деятельности студентов в саморазвитии и самосовершенствовании кинезиологического потешдиала через формирование ценностного отношения к своей телесности.

Ключевые слова: кинезиологическая компетентность, физкультурно-спортивная деятельность, кинезиологический потенциал, студенты.

В современных социально-экономических условиях повышаются требования к физической надежности и готовности выпускников к высокопродуктивной профессиональной деятельности, которая обеспечивается хорошим состоянием здоровья в це-

лом, высокой умственной работоспособностью, физической подготовленностью, эмоциональной устойчивостью, т.е. высоким уровнем развития кинезиологического потенциала, рассматриваемого в рамках метапредметного научного знания о движе-

нии и двигательной активности человека — кине-зиологии и отражается в его психо-телесно-дви-гательных характеристиках. В связи с этим компетентность, характеризуемую как способность и готовность студента к саморазвитию и самосовершенствованию кинезиологического потенциала, целесообразно назвать кинезиологической [1].

В качестве объекта формирования ценностного отношения чаще всего рассматриваются физическая культура, физкультурно-спортивная деятельность, здоровье и т.д., что крайне важно, но очень сложно и не всегда эффективно, так как для студентов не вполне осознаны в личностном смысле такие понятия, как «физическая культура личности», «культура здоровья».

Интегративное влияние физкультурно-спортив-ной деятельности распространяется не только на двигательную сферу личности, но и на интеллектуальную. Вот почему мы считаем, что телесность человека с полным основанием может быть отнесена к интеллектуальной сфере деятельности, необходимой в качестве объекта формирования ценностного отношения. Это связано с тем, что в эпоху глобальных информационных технологий человек общается с окружающей его средой посредством символов и структур информационного языка, который формирует у него иллюзию реального физического присутствия в ней. В результате виртуальный символический мир воспринимается как наличный и наоборот. В связи с этим происходит диффузия мироощущения, когда человек теряет ориентиры в определении своей физической телесности, снижающие его творческую, физическую, духовную, социальную активность и расширяющие возможности манипулирования им [2]. В этой ситуации физическая культура и спорт способны стать стабилизатором практик формирования человеческой телесности как органической составляющей телесности мира. Человеческая телесность как комплексное явление «замыкает на себе» природное и культурное, естественное и социальное, а также несет на себе полисемантическую социокультурную нагрузку как следствие объективной встроенное™ в любой вид человеческой деятельности [3, 4].

Однако в социальной практике «человек телесный» постоянно противопоставляется «человеку духовному» как на обыденном уровне, так и во многих профессиональных сферах деятельности. Но, как справедливо отмечает И. М. Быховская, «...в каком бы ракурсе мы ни пытались представить человека — как «человека разумного» или как «человека играющего», как «человека социологического» или же «человека экономического»; какие бы акценты ни расставляли в процессе его познания ученые в зависимости от «эпох, культур и дат» и собственного разумения, реальный человек никогда не переставал быть «homo somatis» — «человеком телесным».

К ухудшению состояния здоровья студенческой молодежи, отмечаемому в последние десятилетия, можно отнести традицию разъединения телесности и культуры здоровья. В настоящее время более 60 % обучающихся имеют нарушения здоровья, кроме этого в динамике распространения хронических заболеваний наблюдается тенденция «омоложения». При этом следует, что у большинства студентов несколько видов патологии. Низкая двигательная активность и хронические перегрузки студентов в учебной деятельности способствуют ухудшению состояния их здоровья. Отмечается низкий уровень и физической подготовленности современной моло-

дежи. В среднем у 50 — 64 % студентов первого курса двигательная подготовленность находится на уровне «ниже среднего» и «низком» [5].

Недостаточная психофизическая готовность выпускников вузов к социальной и профессиональной деятельности значительно затрудняет реализацию их личностного потенциала в достижении жизненных и профессиональных целей [6].

Необходимо отметить, что студенты — это особая социальная категория молодежи, организационно объединенная институтом высшего образования. Студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем, социальной активностью, достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Время учебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости и характеризуется становлением личностных свойств. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, наблюдается усиление социально-нравственных мотивов поведения, повышается интерес к моральным проблемам — образу и смыслу жизни, долгу и ответственности, любви и верности и т.д. Факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в свои собственные силы и способности, порождает надежду на полноценную в профессионально-творческом плане и интересную жизнь и деятельность [7].

Таким образом, можно сказать, что студенты — это молодые люди со сформированным мировоззрением, определенными жизненными ценностями и ориентациями на будущую профессиональную деятельность. Поэтому именно в студенческом возрасте необходимо сформировать ценностное отношение к своей телесности, обучить студентов развитию и совершенствованию своего кинезиологического потенциала, обеспечивающего их психофизическую готовность к профессиональной деятельности, т.е. сформировать кинезиологическую компетентность.

Кинезиологическая компетентность понимается нами как сложное личностное качество, включающее в себя способность и готовность к ее овладению (мотивационный аспект компетентности), знания основ кинезиологической деятельности (когнитивный аспект), умения и опыт самостоятельного применения кинезиологических средств в учебной и внеучебной деятельности (деятельностный аспект), ценностное отношение к кинезиологической деятельности как основному средству повышения уровня здоровья, работоспособности и т.д. (ценностно-смысловой аспект) и эмоционально-волевую регуляцию деятельности и поведения (эмоционально-волевой аспект).

Модель кинезиологической компетентности в качестве структурных компонентов включает в себя когнитивный, ценностно-смысловой, мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностный компоненты. В результате тесного взаимодействия компонентов между собой в рассматриваемой компетентности возникают интегративные связи, которые поддерживают состояние внутреннего баланса и гармонии личности [8].

Становление каждого компонента мы связываем с формированием его характеристик и свойств как части целостной системы. Кратко рассмотрим каждый компонент.

Когнитивный компонент. Данный компонент связан с познанием и составляет основу любой компетентности, в том числе и кинезиологической. Владение знаниями дает возможность эффективно до-

стигать результатов деятельности в соответствии с принятыми нормами, стандартами, требованиями. Знание — сложная категория, имеющая смысловую многозначность.

Известно, что человек овладевает знаниями и умениями тем лучше, чем лучше осознает потребность в них. Важное значение имеет формально-логическое упорядочение получаемой информации о двигательных действиях. Приобретение знаний-умений «на всякий случай» малоэффективно. Наилучшим фактором упорядочивания информации являются операционные цели и операционные смыслы систем движений. Первые отвечают на вопрос «что следует делать?» (или не делать), вторые — «для чего и ради чего это делается».

Важно поставить студента в позицию субъекта деятельности. В контексте обучающей деятельности имеет смысл говорить не об информации самой по себе, а о «дидактическом сообщении» («кванте информации»), которое представляет собой единство содержания информации об объекте и ее функции. «Дидактический дескриптор» — функция цели (направленность на достижение когнитивного эффекта). «Дидактический прескриптор — функция средства (направленность на способы действия). Смысл дидактических квантов информации заключается в том, чтобы воздействовать на процессы выбора (выработки) и осуществления студентом двигательного решения. Дидактический дескриптор «информирует» — обеспечивает студенту свободу выбора (выработки) решения. Дидактический прескриптор «инструктирует» — обеспечивает построение алгоритма действий. Смысловые операторы «мотивируют» — формируют «сферу субъективной ответственности» за выбор целей, средств и результатов деятельности [9].

Когнитивный компонент кинезиологической компетентности определяет уровень знаниевой базы и интеллектуального развития студента, его творческих способностей. Он предусматривает знание теоретических и методологических основ спортивной и физической культуры, определяющих степень сформированное™ научно-теоретической и практической готовности к развитию своего кинезио-логического потенциала, обеспечивающего психофизическую готовность к будущей профессиональной деятельности.

Ценностно-смысловой компонент есть совокупность ценностных ориентиров, убеждений и качеств личности, система мотивов ее жизнедеятельности. Именно ценности являются центральными узлами, определяющими направленность личностного развития. Человек должен быть не только информированным о чем-либо, но и осознающим степень важности тех или иных знаний и способным на их основе сделать собственный выбор личностно значимых ценностных ориентаций.

Известно, что ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т.е. в результате ценностного отношения. Ценностные отношения не возникают до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает тот или иной предмет (явление) для субъекта. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке.

Ценностно-смысловой компонент кинезиологической компетентности включает ценности, «значимые смыслы», нейромоторные программы управления и регуляции в их отношении к целям, средствам и результатам решения двигательных задач. Ценности и смыслы лежат в основе кинезиологической деятельности.

Мотивационный компонент. Разрабатывая проблему мотивации, в связи с развитием психики, А. Н. Леонтьев связывает ее с анализом хода человеческого становления в генезисе, подробно рассматривая психологический механизм превращения жизненных факторов в мотивы поведения, процесс усложнения мотивов деятельности. Автор вводит понятие личностного смысла деятельности и приходит к выводу о том, что формирование личности человека находит свое психологическое выражение в развитии ее мотивационной сферы. А. Н. Леонтьев определяет мотив как тот предмет, который выступает в качестве средства ее удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение. Таким образом, А. Н. Леонтьев, характеризуя мотив как динамическое образование, представляющее собой осознанный личностный смысл действий, рассматривает механизм его формирования как «сдвиг» потребности человека на цель. Работы А. Н. Леонтьева, посвященные механизму формирования мотива, являются, с точки зрения деятель-ностного подхода, теоретической основой для создания моделей развития учебной и профессиональной мотивации в педагогике и педагогической психологии [10].

Мотив — интегральный, целостный способ организации активности человека. Мотивация как стержень личности должна являться не суммой отдельных мотивов, а направляющей и организующей целостной системой.

Мотивационный компонент включает мотивы, цели, потребности в физкультурно-спортивной деятельности. Мотивационный компонент кинезиологической компетентности включает устойчивый интерес студента к развитию своего кинезиологиче-ского потенциала, потребность в физкультурно-спортивной активности, стремление к физкуль-турно-спортивному саморазвитию и самосовершенствованию.

Мотивы кинезиологической деятельности могут быть внутренними или внешними по отношению к ней, но всегда являются внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности. Мотивационный компонент отражает готовность личности к проявлению кинезиологической компетентности, которая рассматривается как мобилизация субъектных сил.

Эмоционально-волевой компонент. Основу эмоционально-волевого компонента составляют психологические качества, необходимые будущему специалисту для эффективного применения когнитивного и деятельностного компонентов. Они обусловливают индивидуальное своеобразие проявления кинезиологической компетентности, регулируют целесообразность «задействования» ее структурных компонентов, исходя из педагогической ситуации и условий решения двигательных задач. Эмоционально-волевой компонент рассматриваемой компетентности отражает личностное отношение будущего специалиста к кинезиологической деятельности, его чувства, эмоции, личностные приоритеты.

Проявление эмоционально-волевой активности включает эмоциональность как положительный

эмоциональный фактор, ценностный показатель осознания субъектом необходимости физкультурно-спортивной активности, положительное активное эмоционально окрашенное отношение к физкультурному саморазвитию и самосовершенствованию. Данный компонент включает и способность к адекватной самооценке своего кинезиологического потенциала, саморегуляции поведения и деятельности.

Деятельностный компонент. Для описания де-ятельностного компонента компетентности чаще всего употребляются такие понятия, как «операция», «действие», «умение», «навык», «владение», «прием», «способ деятельности», «способность», «опыт» и т.д., которые связаны между собой. Мы разделяем точку зрения Ю. К. Бабанского (1982), который видит взаимосвязь понятий следующим образом: «деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий; способы осуществления действий называются операциями; совокупность определенных операций можно назвать приемом деятельности; сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением; умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется как навык (при этом умение и навык отражают уровень сформированности системы определенных действий); на базе сформированных определенных навыков развиваются более широкие обобщенные умения, где навыки становятся уже их элементами» [11, с. 73].

Сущность деятельностного компонента рассматриваемой компетентности определяется кинезиоло-гической деятельностью, в процессе которой компетентность формируется и реализуется. Данный компонент является практико-ориентированной основой физкультурно-спортивной деятельности студента и характеризуется направленностью на развитие своего кинезиологического потенциала, обеспечивающего способность к продуктивной социальной и профессиональной деятельности в течение всей жизни.

В заключение можно отметить: кинезиологиче-ская компетентность представлена нами как целостная интегративная система взаимосвязанных компонентов, которые, в свою очередь, находятся в постоянном развитии, судить о котором мы можем на основе уровня, а переход от низкого к более высокому уровню показателей, характеризующих каж-

дый из критериев, свидетельствует о положительной динамике развития данного вида компетентности студента в процессе физкультурно-спортивной деятельности в вузе.

Библиографический список

1. Загревская А. И. Формирование кинезиологической компетентности студентов в системе физкультурно-спортив-ного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2015. 44 с.

2. Ибрагимов М. М. Сова Минервы и Аполлон, или Два способа философского осмысления спорта // Теория и практика физической культуры. 2011. № 4. С. 94—100.

3. Быховская И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность: моногр. М.: ГЦИФК, 1993. 180 с.

4. Лубышева Л. И. Как понимать современный спорт? // Теория и практика физической культуры. 2015. № 4. С. 93.

5. Евсеев С. П. О реализации Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса ГТО среди студентов специальных медицинских групп // Культура физическая и здоровье. 2015. № 1 (52). С. 6-9.

6. Манжелей И. В. Модели физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2012. № 6. С. 100— 106.

7. Ананьев Б. Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы. 1972. № 7. С. 17-26.

8. Загревская А. И. Модель двигательной деятельности студентов на основе кинезиологического подхода к физкуль-турно-спортивному образованию // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 1 (119). С. 78-83.

9. Дмитриев С. В. Социокультурная теория двигательных действий человека: спорт, искусство, дидактика. Н. Новгород: НГПУ, 2011. 359 с.

10. Леонтьев А. Н. Философия психологии: Из научного наследия / под ред. А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Московский ун-т, 1994. 288 с. ISBN 5-211-02628-4.

11. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М.: Просвещение, 1982. 192 с.

ЗАГРЕВСКАЯ Александра Ивановна, доктор педагогических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой «Гимнастика и спортивные игры». Адрес для переписки: A.Zagrevskaya@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2017 г. © А И. Загревская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.