УДК 37
Рыбакова Э.В.
студент магистрптуры Московский городской педагогический университет (г. Москва, Россия)
КИНЕМАТОГРАФ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация: в работе рассматривается кинематограф как один из инструментов формирования патриотических ценностей у подрастающего поколения. Представлены статистические данные Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ).
Ключевые слова: патриотизм, кинематограф, патриотическое воспитание, российское кино, советское кино.
Вопросу патриотического воспитания подрастающего поколения неизменно уделяется приоритетное внимание. Начиная со времён СССР, Отечество стало определяться, как социалистическое. Говоря о патриотизме, коммунисты опирались на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств». Жизнь советского человека проходила под идеей всеобщего равенства, труда и любви к Родине.
Проявлению массового патриотизма способствовала Великая Отечественная война, после которой вплоть до середины 80-х годов XX столетия любовь к родному Отечеству культивировалась среди людей разных возрастов и профессий.
Во времена перестройки произошли значительные изменения во всех социальных сферах. Идея коммунизма свернулась в угоду частной
собственности и концепции капитализма, а ближе к концу XX века патриотизм стали приравнивать к понятиям шовинизма и национализма.
Начало XXI века характеризуется положительной динамикой и пересмотром позиции государства в отношении патриотического воспитания подрастающего поколения и патриотизма в целом. Однако ряд таких причин, как высокая миграция, снижение социальной активности подростков и деформация ценностных ориентаций общества [1, с. 749], накладывает определённый отпечаток на формирование и развитие важных жизненных ценностей и до сегодняшнего дня.
В современном обществе патриотическое воспитание охватывают практически все средства массовой информации и искусства. Среди них можно выделить кинематограф, как самое яркое средство, благодаря его глубокому психологическому воздействию, наглядности и доступности среди населения. Говоря о кинематографе, как об эффективном средстве патриотического воспитания, нельзя обойти стороной его гражданскую функцию. Фильмы не только транслируют истории, но и могут воспитывать чувство ответственности за судьбу своей страны. Кинофильмы способны вызывать у молодых людей ощущение сопричастности героям и подлинности происходящих на экране событий. В результате систематического воздействия на объект через кинематограф происходит переход от ознакомления с историей до переноса показанной модели поведения и образов в реальный мир. Патриотические идеалы, которые отражены в искусстве и усвоены личностью, сохраняются в сознании человека в виде зримых образов и переживаний явлений социальной действительности.
Широкое распространение тема патриотизма получила в советском кинематографе. Такие фильмы, как «Молодая гвардия», 1948 г., «Офицеры», 1971 г., «В бой идут одни старики», 1974 г., «Они сражались за Родину», 1975 г., выполняли функцию по патриотическому воспитанию поколений. С течением времени для современных молодых людей советское кино теряет
свою популярность, и перед государством возникает задача по поиску новых путей трансляции идеи патриотизма.
Важность формирования новых патриотических кинофильмов заключается в том, что ценности, которые в них транслируются, должны быть разделяемыми всеми людьми, показаны динамично и понятно для представителей подрастающего поколения.
Используя мощные художественные средства такие как музыка, визуальные эффекты, цветовая палитра и драматургия возможно оказывать сильное эмоциональное воздействие на зрителей. Сцены героизма, трагедий и торжества национального духа помогают осознавать не только значимость героических поступков, но и их человеческую сторону. Отечественные киноленты «28 панфиловцев», 2016 г., «Т-34», 2019 г., «1941. Крылья над Берлином», 2021 г., являются примерами того, насколько российский кинематограф способен пробуждать чувство гордости за Родину, передавая важнейшие ценности единства и мужества новым поколениям.
Современные технологии оказывают влияние на масштаб кинематографического воздействия. Сегодня практически для всех людей доступен просмотр фильмов на стриминговых платформах, посещение тематических фестивалей и обсуждение кино в социальных сетях. Это открывает новые возможности в воспитании подрастающего поколения. В школах и вузах всё чаще организуются образовательные кинопросмотры с последующим анализом ключевых тем, что помогает закрепить патриотические идеи в сознании молодёжи. Кроме того, социальные сети как инструмент продвижения отечественных фильмов позволяет адаптировать их для восприятия нового поколения, которое уже привыкло к цифровой среде.
Одним из самых важных условий эффективного использования кинематографа в воспитании молодёжи является поддержка киноиндустрии. Развитие образовательных программ, государственные гранты и популяризация патриотических фильмов через средства массовой информации помогут создать устойчивый интерес к национальному кино.
На сегодняшний день в области политики финансирование патриотического кино является приоритетным направлением [4].
Таблица 1. Результаты опроса ВЦИОМ о поддержке Государством российского кинематографа.
Наименование Процент от всех опрошенных респондентов
Государству скорее следует поддерживать российский кинематограф, в том числе финансово 69
Государству скорее НЕ следует поддерживать российский кинематограф, в том числе финансово 20
Затрудняюсь ответить 11
Данные опроса ВЦИОМ [5] свидетельствуют о значительном влиянии кинематографа на формирование общественных мнений, тем самым позволяет сделать выводы относительно его потенциала в воспитательной работе.
Таким образом, кинематограф в целом обладает уникальным потенциалом для патриотического воспитания подрастающего поколения. Его использование на практике требует особой внимательности с целью избежать поверхностности и манипулятивности. Фильмы должны быть не просто эмоционально захватывающими, но и глубокими по своему наполнению, стимулирующими юных зрителей к размышлениям и осознанию своей роли в истории и культуре страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гуляев А. С. Кино как средство патриотического воспитания // Молодой ученый. 2014. № 8 (67). С. 749-751;
2. Глотова А.О. Современное российское кино: экспертная характеристика // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19.№ 4(137). С. 111-118;
3. Зиновьева П.М. Модели поведения и ценностные паттерны в современных фильмах. Какими чертами обладает «герой» современных фильмов для молодёжи? // Век информации (сетевое издание). 2019. Т. 3. № 1(6). С. 1-10;
4. Министерство культуры Российской Федерации. Приказ. Об утверждении приоритетных тем государственной финансовой поддержки кинопроизводства в 2024 году: Приказ № 277 от 15.02.2024 г. [Электронный ресурс]. URL: https: //culture. gov.ru/documents/ob-utverzhdemi-prioritetnykh-tem-gosudarstvennoy-finansovoy-podderzhki-kinoproizvodstva-v-2024-godu15022024/ (дата обращения: 30.11.2024);
5. ВЦИОМ. Новости [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/ (дата обращения: 27.11.2024)
Rybakova E.V.
Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia)
CINEMATOGRAPHY AS MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG GENERATION
Abstract: the paper examines cinematography as one of the tools for forming patriotic values in the younger generation. Statistical data from the All-Russian Public Opinion Research Center (VTsIOM) are presented.
Keywords: patriotism, cinematography, patriotic education, Russian cinema, Soviet
cinema.