раздел 2
изучение памятников археологии
р.А. Бондарь, в.к. вистингаузен, и.и. Зеленина, и.н. лысенко, л.в. огрызкова
Горно-Алтайский педагогический колледж, Горно-Алтайск;
Алтайское региональное отделение Русского географического общества, Барнаул
киндерлинская пещера по результатам обследования 2011 г.
В период с 31 июля по 7 августа группой краеведов Горно-Алтайского педагогического колледжа проводился мониторинг объектов природного и культурного наследия Чемальского района на левом берегу реки Катунь. При этом была обследована Киндерлинская пещера.
Киндерлинская пещера получила известность после того, как в №9 журнала «Природа» за 1949 г. была опубликована посвященная ей статья (Хороших П.П., 1949). Это было одно из первых подробных описаний алтайских пещер. Автор статьи, известный сибирский археолог П.П. Хороших, посетил ее в июле 1938 г. Ряд сведений о пещере он получил от директора Горно-Алтайского краеведческого музея С.М. Сергеева и от местных жителей. По их сообщениям, в пещере ранее находили железные наконечники стрел, остатки кожаной одежды и человеческие кости. Сам П.П. Хороших нашел в пещере костяное шило.
Сведения П.П. Хороших были изложены в ряде путеводителей (Камбалов Н.А., 1952, с. 92; 1953; с. 105; 1956, с. 111; По Алтаю..., 1960). Позднее информация о пещере вошла в две сводки археологических памятников (Вистингаузен В.К., 1982; с. 149; Степанова Н.Ф., 2009, с. 70). Пещера также включена в число памятников природы Республики Алтай (Красная Книга., 2000; Памятники природы., 2006, с. 266). Тем не менее, пещера давно не обследовалась специалистами, а местоположение ее в некоторых изданиях указывается либо приблизительно, либо неверно (Памятники природы., 2006, с. 266).
Пещера находится в истоках р. Киндерля (левый приток Катуни), в 4,5 км по прямой к западу от с. Аюла, в верхней части горы с двумя скальными вершинами. Преобладающая из этих вершин, юго-восточная, на топографических картах имеет отметку 1340,2 м. Вход в пещеру находится между вершинами, ближе к меньшей, северо-западной, и виден с луговой части долины р. Киндерли. Абсолютная высота входа - около 1240 м (GPS-навигатор дал высоту 1200, но она представляется заниженной). GPS-координаты входа: N - 51°26'41,58"; E - 85°55'06,12''.
По долине Киндерли к пещере ведет конная тропа, в нижней части совпадающая со старым волоком дровосеки, но в лесной части склона тропа отклоняется вправо, к северу, с гребня хребта поворачивая на восток, к пещере. Протяженность тропы от выхода р. Киндерли на Ка-тунскую террасу до пещеры - около 10 км. Перепад высот 850 м. По этой тропе один из жителей с. Эликмонар водит в пещеру коммерческие конные экскурсии. Пещеру также хорошо знают жители ближайшего к ней с. Аюла.
Вход в пещеру, шириной 16 и высотой до 10 м обращен на северо-восток (рис. 1-2). Основная часть входного грота имеет размеры 20х10 м, но в тыльной его части массивный выступ скалы, возвышающийся на 6 м над уровнем пола, делит его на 2 части. Из них на юго-запад - юг ведут два параллельных хода длиной по 15-20 м, поднимающиеся вверх уступами по 2-3 м. К востоку от грота отходит высокое щелевидное ответвление, со сквозным отверстием наружу - вверх. Пол ближней части грота до 8-10 м от капельной линии сложен рыхлыми отложениями с большим количеством обломочного материала и частично зарос травой и кустарником. Кроме того, в дальней части юго-восточного ответвлении пещеры, за уступом, имеется ровная площадка, покрытая мелкоземом. Остальная часть пещеры имеет скальное, с наклоном и уступами дно. Общая площадь пола пещеры около 330 кв.м; рыхлые отложения занимают площадь около 200 кв.м. Немного севернее и ниже пещеры (GPS-координаты: N - 51° 26' 44,22''; Е - 85° 55' 06,06'') обнаружен грот с обрушившимся сводом. Рядом с глыбами имеется свободный участок около 15 кв.м, сложенный типичным пещерным грунтом бурого цвета, с поверхностью в виде пологого холмика.
Превышение Киндерлинской пещеры над ближайшим источником воды составляет 400 м, потому ее трудно рассматривать как жилище древнего человека. Возможные варианты использования пещеры в древности - временное (скорее всего - охотничье) укрытие или культовое место, причем эти функции могли и совмещаться. Наконечники стрел -обычные находки в культовых пещерах. То же можно сказать о частях человеческих скелетов. Наиболее вероятное место, где в пещере могли совершаться обряды - верхняя площадка в юго-восточном ответвлении. То же можно сказать о площадке нижнего обрушенного грота.
В указанной выше статье П.П. Хороших (1949, с. 60), упомянута также «большая Арыдунская пещера», находящаяся «по реке Аюла, в местности Арыду», в которой также находили наконечники стрел и стремена. На топографической карте в верховьях левого притока Ка-туни, р. Аюлы указаны два правых притока - речки Малая и Большая Ареду, находящиеся уже на территории Шебалинского района. Как указывает О.Т. Молчанова (1979, с. 355), исходная форма этого топонима - «эриди», т.е. «растаял», что, возможно, характеризует исчезающие
Бондарь РА., Вистингаузен В.К., Зеленина И.И. и др. Киндерлинская пещера...
водотоки в местах развития карста. В литературе имеется ряд указаний на Арыдунские (Арудинские) или Аюлинские пещеры. Арудинская пещера длиной 47 м и Аюлинская, длиной 27 м, Большая Аюлинская, длиной 100 м, внесены в один из перечней пещер Алтая (Маринин А.М., 1975, с. 28-29). Первая из них локализуемая западнее с. Верх-Анос, на высоте 1200 м, также включена в число памятников природы Республики Алтай (Красная Книга, 2000, с. 240; Памятники природы., 2006, с. 273). В другой список включена Большая Арыдунская пещера, длиной 100 м (Климонтова А.Н., 1975, с. 4). Однако, отождествление любой из этих пещер с Арыдунской пещерой П.П. Хороших, также включенной в современные списки археологических памятников (Вистингаузен В.К., 1982; с. 149; Степанова Н.Ф., 2009, с. 69), представляется весьма проблематичным, поскольку никакие уточняющие характеристики в его статье не приводятся.
Рис. 1. План (I) и разрезы (II) Киндерлинской пещеры. Съемка 2011 г. Условные обозначения: а - капельная линия; б - уступы; в - камин в потолке; г - скальные скаты; д - граница освещенной части; е - глыбы; ж - донные рыхлые отложения (в разрезах)
Рис. 2. Вход в Киндерлинскую пещеру
При осмотре Киндерлинской пещеры был констатирован прискорбный факт нанесения ей ущерба посетителями. Стены покрыты надписями краской, большинство которых датируется XXI веком. Это, несомненно, следы неконтролируемого коммерческого использования пещеры. В настоящее время пещеры Алтая в массовом порядке становятся объектами интереса владельцев и менеджеров туристических фирм, а также «частнопрактикующих» местных проводников. Туристское использование пещер никак не регламентируется, хотя они являются не только особым видом природных ресурсов, что уже признано в ряде стран, но, в большинстве случаев, и объектами культурного наследия. За нанесение ущерба пещерам также никто не несет ответственности. Необходимо изменить сложившуюся ситуацию.
Библиографический список
Вистингаузен В.К. Спелеоархеология Алтая // Археология и этнография Алтая. Барнаул, 1982. С. 137-156.
Камбалов Н.А. По интересным местам Алтайского края. Барнаул, 1952. 119 с.: ил.
Камбалов Н.А. По интересным местам Алтайского края. Барнаул, 1953. 132 с.: ил.
Камбалов Н.А. По интересным местам Алтайского края. Барнаул, 1956. 132 с.: ил.
Климонтова А.Н. Состояние изученности карстовых форм рельефа на Алтае // Материалы по географии Алтайского края. Барнаул, 1975. С. 5-9.
Красная книга Республики Алтай: особо охраняемые территории и объекты. Горно-Алтайск, 2000. 271 с., ил.
Бородовский А.П. Петроглифы на каменных погребальных..
Маринин А.М. Каталог карстовых пещер Алтая // Материалы по географии Алтайского края. Барнаул, 1975. С. 24-36.
Молчанова О.Т. Топонимический словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1979. 400 с.
Памятники природы Республики Алтай // Республика Алтай. Атлас. Новосибирск, 2006. С. 251-305.
По Алтаю и Телецкому озеру. Туристская маршрутная схема. М., 1960. 1 лист, сложен в 4 раза.
Степанова Н.Ф., Соёнов В.И. Археологические памятники и объекты Че-мальского района. Горно-Алтайск, 2009. 212 с. + вкл.
Хороших П.П. Киндерлинская пещера // Природа, 1949. №9. С. 59-60.
А.П. Бородовский
Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск
петроглифы на каменных погребальных констукциях афанасьеского некрополя сальдьяр-1
Петроглифических изображения на каменных погребальных конструкциях имеют важное значение как для культурно-хронологической интерпретации, как самих наскальных рисунков, так и для выяснения их роли в погребальной обрядности. В эпоху развитой бронзы одним из уникальных и ярких примеров этого являются плиты с выбивками из погребальных комплексов Каракола. Эти изображения на камнях, как было установлено В.Д. Кубаревым, были вторично использованы для сооружения погребального ящика каракольской культуры. Такой вывод подтверждается стилистически - принадлежностью выбитых изображений к другому культурно-хронологическому горизонту и коструктивно-стратиграфически - перекрытием выбитых изображений крашенными, при сооружении погребального каракольского каменного ящика (Куба-рев В.Д., 2009, с. 15-24).
Для афанасьевской культуры можно привести еще один пример. На некрополе Сальдьяр-1 исследовавшемся О.В. Лариным (2005) с 1988 по 1991 гг. В 2012 г. на этом памятнике в ходе работ по трассе газопровода «Алтай» были осмотрены два петроглифических изображения и обнаружен в раскопе кургана фрагмент плиты с наскальными рисунками (рис. 1-2).
В первом случае на узких камнях-блоках кромлеха афанасьевского кургана (ограда №15) на северо-западной стороне нанесены изображения двух фигур горных козлов теке (рис. 1 - 1). Фотография этих петроглифов присутствует в полевом отчете О.В. Ларина. В монографическом издании приведено следующее описание указанных наскальных