Маринин А.М. Каталог карстовых пещер Алтая // Материалы по географии Алтайского края. Барнаул, 1975. С. 24-36.
Молчанова О.Т. Топонимический словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1979. 400 с.
Памятники природы Республики Алтай // Республика Алтай. Атлас. Новосибирск, 2006. С. 251-305.
По Алтаю и Телецкому озеру. Туристская маршрутная схема. М., 1960. 1 лист, сложен в 4 раза.
Степанова Н.Ф., Соёнов В.И. Археологические памятники и объекты Че-мальского района. Горно-Алтайск, 2009. 212 с. + вкл.
Хороших П.П. Киндерлинская пещера // Природа, 1949. №9. С. 59-60.
А.П. Бородовский
Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск
петроглифы на каменных погребальных констукциях афанасьеского некрополя сальдьяр-1
Петроглифических изображения на каменных погребальных конструкциях имеют важное значение как для культурно-хронологической интерпретации, как самих наскальных рисунков, так и для выяснения их роли в погребальной обрядности. В эпоху развитой бронзы одним из уникальных и ярких примеров этого являются плиты с выбивками из погребальных комплексов Каракола. Эти изображения на камнях, как было установлено В.Д. Кубаревым, были вторично использованы для сооружения погребального ящика каракольской культуры. Такой вывод подтверждается стилистически - принадлежностью выбитых изображений к другому культурно-хронологическому горизонту и коструктивно-стратиграфически - перекрытием выбитых изображений крашенными, при сооружении погребального каракольского каменного ящика (Куба-рев В.Д., 2009, с. 15-24).
для афанасьевской культуры можно привести еще один пример. На некрополе Сальдьяр-1 исследовавшемся О.В. Лариным (2005) с 1988 по 1991 гг. В 2012 г. на этом памятнике в ходе работ по трассе газопровода «Алтай» были осмотрены два петроглифических изображения и обнаружен в раскопе кургана фрагмент плиты с наскальными рисунками (рис. 1-2).
В первом случае на узких камнях-блоках кромлеха афанасьевского кургана (ограда №15) на северо-западной стороне нанесены изображения двух фигур горных козлов теке (рис. 1 - 1). Фотография этих петроглифов присутствует в полевом отчете О.В. Ларина. В монографическом издании приведено следующее описание указанных наскальных
изображений. «Плиты были впущены в материк и прорезали слой погребенной почвы. На двух камнях ограды с северо-восточной стороны были выбиты изображения животных (архар!?) и человек с луком» (Ларин О.В., 2005, с. 17). При недавнем осмотре описанных наскальных изображений фигуру лучника не удалось идентифицировать. Поэтому приведем краткую характеристику этих петроглифов. На камнях кромлеха у животных, рог изображен в виде массивных дуг (рис. 2 - 1), что соответствует манере изображения рогов козлов в эпоху бронзы. Манера нанесения и скальный загар описанных изображений имеет явное сходство с петроглифами находящимися в непосредственной близости от афанасьевского некрополя Сальдьяр на соседних скальных поверхностях (рис. 2 - 2, 3), расположенных северней могильника (Ларин О.В., 2005, с. 10, 37, рис. 2). Аналогичные изображения козлов с сильно закрученными рогами нанесены так же на достаточно близко расположенном петроглифическом местонахождении Аныях (рис. 2 - 4). Однако однозначно установить время нанесения петроглифов на поверхность камней кромлеха афанасьевского кургана (ограда №15) достаточно проблематично. Поскольку этот край камней не был перекрыт грунтом, относящимся к афанасьевской погребальной конструкции. О чем достаточно отчетливо свидетельствует различие цвета камня в погребенной и не погребенной частях. сложности с выявлением лучника на петроглифической композиции связаны не только с проблемами его визуальной идентификации на конкретной скальной поверхности, но и его хронологической атрибуцией. Для урочища Сальдьяр (Саль-джар) в целом достаточно хорошо представлен такой охотничий сюжет, который уверенно можно относить к эпохе развитой бронзы и раннему железу, но не к эпохе энеолита.
Другие петроглифические изображения на скальном осколке, обнаруженном в раскопе этого же кургана Сальдьяра-1, не упоминаются как в отчете О.В. Ларина, так и монографической публикации. Они нанесены на обломке плиты и имеют не законченный характер (рис. 1 - 2). Только в одном случае можно однозначно установить, что изображена фигура копытного (марала?). Однако манера нанесения и насыщенность скального загара этих изображений несколько иная, чем на петроглифах, на камнях погребальной конструкции (ограда №15). Поэтому следует рассмотреть два варианта расположения скального обломка с петроглифами в кургане.
Во-первых, это сколотая или естественно разрушенная скальная поверхность, могла быть помещена в качестве строительного материала при сооружении афанасьевского кургана. Во-вторых, это более поздние петроглифы, попавшие в разрушенном состоянии на поверхность более древнего кургана. Такие факты неоднократно выявлялись при исследовании каменных погребальных сооружений эпохи палеометалла на тер-
ритории горного Алтая. Например, находки петроглифов на каменных насыпях встречены в Чуйской степи (Бородовский А.П., 2003, с. 38). На территории горной долины нижней Катуни в каменной закладке погребения одного из курганов скифского времени Чултукова Лога-1 был так же обнаружен петроглиф, имеющий явные аналогии с отдельными наскальными изображениями юго-восточного Алтая.
Рис. 1. Петроглифы на афанасьевском могильнике Сальдьяр-1: 1 - изображение на камнях афанасьевского кромлеха (ограда 15); 2 - петроглифы из раскопа кургана (ограда 15) Сальдьяра-1
Рис. 2 Аналогии изображения козлов в окрестностях курганной группы Сальдьяр-1: 1 - петроглифы на камнях кромлеха ограды 15 Сальдьяра-1; 2, 3 - петроглифы на скальных поверхностях к северу от Сальдьяра-1;
4 - петроглиф с местонахождения Аныях
Таким образом, интерпретация связи описанных петроглифических изображений с афанасьевского могильника Сальдьяр-1 будет далеко не однозначна. Однако если рассматривать их принадлежность с точки зрения стиля, как индикатора культурно-хронологической принадлежности, то очевидны два факта.
В первом случае, изображения козлов на каменной конструкции кургана вполне соответствуют, эпохе бронзы и возможно могут быть использованы для идентификации афанасьвского пласта среди многочисленных петроглифов урочища Сальдьяр (Сальджар) на правобережье р. Катунь.
Во втором случае, (скальная плита с изображениями из раскопа кургана) если она так же была выполнена в афанасьевское время,
может быть так же использована для приведенной выше культурно-хронологической идентификации петроглифов. Разница между этими случаями заключается лишь в том, что изображения горных козлов на камнях ограды афанасьевского кургана Сальдьяра-1 достаточно типичны для эпохи бронзы, а вот изображение животного на плите из раскопа этого памятника без привязки к афанасьевскому погребальному комплексу было бы очень сложно соотносить с указанным временем. Если, такое положение, верно, то можно говорить еще об одном образе в петроглифических изображениях, соотносимых с эпохой бронзы.
В целом, выявленные петроглифы в афанасьевском кургане могильника Сальдьяр-1 представляют собой еще один из возможных прецедентов культурно-хронологического соотнесения многочисленных писаниц урочища Сальдьяр (Сальджар) с погребальными комплексами определенного периода. Этот подход приемлем и для других эпох (развитая бронза, раннее железо, средневековье и этнографическое время). Таким образом, можно говорить о реальной возможности корреляции различных типов археологических памятников (петроглифы, курганы) урочища Сальдьяр (Сальджар) как инструмента для выявления культурно-хронологических периодов освоения этой территории верхней Катуни. Проведенный в прошедшем полевом сезоне тотальный учет расположения различных археологических комплексов на этой территории, включая петроглифы, открывает широкие возможности для их культурно-исторической атрибуции.
для петроглифов Сальдьяра можно отметить еще одну особенность. В этом урочище для наскальных изображений характерна преемственность их развития на протяжении почти пяти последних тысячелетий. Таких мест на Алтае не так уж и много. К ним относятся - Калбак-Таш на Катуни, Елангаш и Чаганка в бассейне р. Чуя и высокогорное плато Укок на границе России с Китаем и Монголией. Построение относительной культурно-хронологической колонки для петроглифов Саль-дьяра с привлечением не только «стилистическо-образных» аналогий других петроглифов, но и их корреляцией с погребальными комплексами, является одним из условий ее достоверности.
Библиографический список
Бородовский А.П. Археолого-этнографические исследования по туристическому маршруту «Алтайская одиссея» // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2003. Вып. XIII. С. 33-39.
Кубарев В.Д. Памятники каракольской культуры Алтая. Новосибирск, 2010. 264 с.
Ларин О.В. Афанасьевская культура Горного Алтая: могильник Саль-дьяр-1. Барнаул, 2005. 208 с.