Научная статья на тему 'Бирюлинские пещеры'

Бирюлинские пещеры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
374
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бирюлинские пещеры»

В.К. Вистингаузен

Русское географическое общество, Алтайский край

БИРЮЛИНСКИЕ ПЕЩЕРЫ

В окрестностях с. Бирюли Майминского района Республики Алтай известен ряд пещер, три из которых учтены как памятники археологии. В данном сообщении приводится новая информация об этих и некоторых других объектах.

Первые сведения об одной из Бирюлинских пещер получил в 1880 году Н.М. Ядринцев во время экспедиции на Алтай. Вот цитата из его статьи: «Нам указали так же на недавно открытую пещеру на р. Тар-такол близ Билюли, которую мы осмотрели. В пещере крестьянами найдены были старинные калмыцкие стремена. Нами же открыт был здесь скелет человека и несколько костей животных. По всей вероятности, пещера была местом убежища во время войны. Местность и план пещеры изображены на рисунке Г, №№4 и 7.» (Ядринцев Н.М., 1883, с. 190). В 1971 г. об этом открытии Н.М. Ядринцева писала Р. Сквор-цова: «... у ручья Тартакол Ядринцев осмотрел пещеру, открытую за 2 года до него крестьянами. В углублении пещеры на 6-8 сажен обнаружил следы костра, остатки дерева и бересты, кости человека и животных» (Скворцова Р., 1971, с. 64). На основании публикации Р. Скворцовой мы внесли пещеру в список археологических пещер Алтая, дав ей имя Ядринцева (Вистингаузен В.К., 1982, с. 149). В настоящее время есть основания полагать, что так называемая «пещера Ядринцева» тождественна известной в спелеологических кругах, но недостаточно изученной Таркольской пещере. В книге об археологических памятниках Майминского района (Археологические памятники., 2008, с. 12), где приводятся сведения о «пещере Ядринцева», сообщается, что в 1932 г. «пещеру Тарт-Кол» в одноименном логу обследовал директор ГорноАлтайского музея С.М. Сергеев. Он имел информацию от местных жителей, что в пещере кем-то были найдены медные стремена и «великая кость человека» и что в пещере кто-то «очень давно жег огонь, а по земле разбросаны кости». Сведения о пещере и находках в ней вошли в 4 том Сибирской Советской Энциклопедии, который был подготовлен в 1930-х годах, но опубликован только в 1992 г. Здесь пещера именуется Бирюлинской. Приведем цитату: «Бирюлинская П., около с. Бирюля, имеет 2 зала, общей длиной до 80 м, в ней находили медные удила и стремена» (Иванов А., 1992, стб. 319).

Посещение пещеры в логу Таркол описано в брошюре Е.Л. Певз-нер (Певзнер Е.Л., 1957, с. 41-42). Здесь же приводится народное предание, что в пещере был похоронен казахский богатырь Кочкор-Бай, погибший во время набега на Алтай. Е.Л. Певзнер сообщает также о раскопках, проведенных в пещере в 1953 г. под руководством И.С. Че-

валкова, тогда директора областного музея. Как и раскопки С.М. Сергеева, они не были результативными.

В августе 2012 г. мы посетили Таркольскую пещеру, соответствующую описанию Е.Л. Певзнер. Пещера расположена в Пещерном логу, впадающем слева в Таркольский лог (на топографической карте - Тар-колов), левый приток Маймы, который впадает в нее на северной окраине с. Бирюля. Пещерный лог не имеет постоянного водотока; в Тарколь-ском логу летом вода появляется только в 2 км выше его устья, чуть ниже впадения Пещерного лога, где в настоящее время находится пасека. От пасеки (рис. 1) до пещеры около 2 км вверх по Пещерному логу. Почти до самой пещеры ведет автомобильная колея, свидетельствующая, что ее посещают туристы. Вход в пещеру высотой 0,6 и шириной 1,5 м находится в основании небольшого скального обнажения, на высоте примерно 50 м над днищем лога, на его северо-восточном склоне. Снизу вход не виден, так как закрыт растительностью. Абсолютная высота входа 800 м; GPS-координаты: N 51° 47,457'; E 086° 00,554'.

Рис. 1. Вид из Таркольского лога на пасеку и устье Пещерного лога.

Фото Р. Дубровской

Пещера имеет сложное строение. В ней можно выделить несколько морфологических элементов. От входа ведет низкая (до 1 м) галерея с ровным полом, покрытым щебнем, с отдельными глыбами известняка. От входа она расширяется, достигая иногда 6 м ширины. В конце галереи, примерно в 20 м от входа, над уступом около 0,5 м имеется отверстие сложной конфигурации, выводящее в следующую часть пещеры. Это грот шириной 8 м, длиной до 20 м и высотой 5 м, длинная ось которого, с наклоном около 40°, перпендикулярна направлению вход-

ной галереи. В нижней части грота имеется щелевидный колодец глубиной 10 м. Полочка над колодцем приводит в небольшое, но высокое ответвление. Потолок грота интенсивно закопчен, очевидно - дымом костров, следы которых (закопченные камни) видны во входной галерее. Костные остатки не обнаружены.

Почти нет сомнения, что это та же самая пещера, которую обследовали Н.М. Ядринцев и С.М. Сергеев. Таким образом, названия «пещера Ядрин-цева», «Тарт-Кол», «Бирюлинская» следует считать синонимами названия «Таркольская». Последнее предпочтительнее, как наиболее известное.

Первая информация об Аккаинских пещерах (в бассейне р. Аккаи, левого притока р. Бирюли) появилась в 1930-х годах и была использована при подготовке упомянутого выше 4 тома Сибирской Советской Энциклопедии. Вот цитата из нее: «Аккаинские П. по р. Аккая, бассейна Маймы, в 15 км от с. Бирюля - несколько мелких и одна крупная, до 200 м длиной, с высоким входным отверстием, коридорами, 3 крупными залами, сталактитами, сталагмитами» (Иванов А., 1992, стб. 319).

От кого А.К. Иванов получил сведения об Аккаинских пещерах -не известно. Не исключено, что его информатором был некто Моннар, который в 1934 году произвел раскопки в одной из Аккаинских пещер. Об этом есть упоминание в книге А.П. Уманского «Памятники культуры Алтая». Приведем цитату: «Еще в 1934 году Моннар осмотрел Аккаин-скую пещеру в Каменном логу на левом берегу р. Акай (приток Бирю-ли). Она высоко расположена над днищем оврага и обращена входным отверстием на юг. В пещере обнаружены кострища с остатками костей различных животных: возможно, в ней жили люди эпохи камня» (Уман-ский А.П., 1959, с. 18). Во время нашей беседы в 1981 году Алексей Павлович объяснил, что сведения об Аккаинской пещере и работах Моннара он получил из паспорта, составленного на эту пещеру, как на исторический памятник. По его воспоминаниям, паспорт датировался 1946 г., на нем была подпись Акимова, его предшественника на должности инспектора по охране памятников культуры Алтайского края.

В 1992 году в Алтайском государственном архиве, в фонде 1041, нами найдены документы по учету памятников истории Алтайского края, в которых есть сведения об Аккаинской пещере. В тексте учетной карточке на пещеру, составленной Л.А. Давыдовой, пещера локализуется на левом берегу Аккаи, в Каменном логу1 (Давыдова Л.А., 1949). На приложенной схеме (довольно непонятной и мало соответствующей реальной топографии) указаны пещеры №3 и 4. Пещера упоминается и в других документах фонда (Предварительный список., 1948, л. 61; Списки, л. 41).

На отчет Моннара также ссылается географ из Горно-Алтайска А.Н. Тупотилова (Климонтова). Ссылка дана в форме: «Маннар, 1934 (ру-

1 Сообщается, что пещеру исследовал Моннар, который открыл «кострище с костями животных», и что отчет о его работах находится в Горно-Алтайском музее

копись)» (Тупотилова А.Н., 1965, с. 34). Таким образом, в 1965 году отчет Моннара был доступен исследователям. По устному сообщению С.М. Ки-реева в настоящее время этот отчет в музее Республики Алтай отсутствует.

В уже упомянутой брошюре Е.Л. Певзнер описывается посещение Аккаинской коридорной сталактитовой пещеры длиной 125 м, расположенной высоко на склоне, в верховьях Аккаинского лога. Здесь же сообщается: «Говорят, что в этой пещере при обследовании археологами были найдены следы огневищ, и что она когда-то служила пристанищем человеку каменного века» (Певзнер Е.Л., 1957, с. 41-42).

Аккаинская пещера упоминается и в путеводителе В.С. Кочето-ва, где тоже локализуется в верховьях Аккаи (выше впадения Каменного лога, правого притока Аккаи). Автор сообщает: «В свое время она (пещера. - В.В.) вызвала большой интерес у археологов, как место обитания людей каменного века» (Кочетов В.С., 1965, с. 53). Таким образом, о раскопках в Аккаинской пещере в 1950-х - 60-х гг. алтайским краеведам было широко известно.

В 1963 г. А.Н. Тупотилова описала коридорную пещеру Каменного лога длиной 122 м, расположенную «в 7 км от Бирюли, на высоте 200 м на склоне лога» и не имеющую сталактитовых образований (Тупотилова А.Н., 1963, с. 49-50). В дальнейшем, она стала именовать ее просто Каменной (Климонтова А.Н., 1975а, с. 4). Тогда же А.М. Маринин высказался в пользу тождественности Аккаинской пещеры Е.Л. Певзнер (1957) и пещеры Каменного лога А.Н. Тупотиловой (1963) (Маринин А.М., 1975, с. 27). В настоящее время пещера объявлена памятником природы Республики Алтай (Маринин А.М., 20004; Памятники природы..., 2006).

В 1979 г. мы осмотрели в Каменном логу, правом притоке Аккаи, пещеру, соответствовавшую описанию А.Н. Тупотиловой (1963). Никаких следов раскопок обнаружено не было, но отождествление А.М. Марини-на было нами некритично воспринято и повторено (Вистингаузен В.К., 1982, с. 149). В настоящее время нам представляется, что Каменная пещера и Аккаинская - две разные пещеры, последняя из которых потеряна.

луковый грот, выявленный при обследовании 1979 года (Вистин-гаузен В.К., 1982, с. 150) является одним из многих гротов и небольших пещер в окрестностях Бирюли. А.Н. Климонтовой в Бирюлинском карстовом участке учтено 37 «пещер», в основном в правых (орографически) притоках Аккаи, Каменном и Вороньем логах (Климонтова А.Н., 1975). Большинство из них не превышают 10-20 м в длину.

В 2012 г. нами были взяты GPS-координаты нескольких гротов Каменного лога. Два грота находятся на левом борту лога, примерно напротив впадения в него Отпетого лога (местное название, на некоторых топографических картах значится как Медвежий). Грот Г-12-А имеет координаты: N 51° 44,462'; E 085° 58,983'; H 772 м. Грот Г-12-Б имеет координаты: N 51° 44,644'; E 085° 53,922'; H 802 м. Оба грота имеют протяженность менее 10 м, ширину до 4 м, высоту до 3 м, ровный пол, покрытый мелким щеб-

нем. Примерно в 1,3 км выше по логу в левом борту находится Луковый грот (рис. 2). Его координаты: N 51° 44,167'; Е 085° 58,291'; Н 793 м.

Рис. 2. Луковый грот. Фото В. Вистингаузена

Следует отметить, что на карте, помещенной в книгу «Археологические памятники Майминского района» (2008, с. 72), все Бирюлинские пещеры нанесены неверно. Их правильную локализацию дает наша карта (рис. 3).

Рис. 3. Карта расположения некоторых Бирюлинских пещер: А) Таркольская пещера; Б) Каменная пещера; В) Луковый грот

Необходимо уточнить еще некоторые моменты нашей статьи 1982 г. В частности, так называемая «Ябоганская» пещера (Цыкин Р.А. и др., 1979, с. 110; Вистингаузен В.К., 1982, с. 145), в действительности находится примерно в 15 км севернее Ябогана, в долине р. Дукей (Тю-кей), левого притока р. Шиверты, левого притока Песчаной. Спелеологи ТГУ, сделав в ней в 1971 г. археологические находки, дали ей название пещера Аксакалов.

Пещера Искринская (Вистингаузен В.К., с. 146), где Б.Х. Кадиков в 1959 г. нашел палеолитический слой (Лапшин Б.И., 1982, с. 10) расположена на левом берегу Ануя и не тождественна известной пещере Искра.

Пещера «Сибирячихинская» (Вистингаузен В.К., с. 147), в которой В.Д. Лунев нашел якобы «каменное рубило», не требует отождествления с какой-либо известной пещерой, поскольку камень, экспонируемый в Алтайском краеведческом музее, представляет собой естественный обломок известняка.

К настоящему времени установлено более 80 пещер Алтайского края и Республики Алтай, имеющих культурно-историческое значение. Многие из них не изучены, либо обследованы только поверхностно. Однако, исходя из последних наблюдений по археологии пещер, становится ясно, что археологические находки должны быть практически во всех пещерах и гротах, где во входных участках есть рыхлые отложения. Кроме того, в качестве культовых и погребальных пещер древними людьми могли использоватся полости практически любого типа. К сожалению, археологи не всегда внимательно относятся к поздним пещерным памятникам и слоям голоценового периода в многослойных пещерах, что приводит к утрате важной исторической информации. О том, что исследование поздних пещерных объектов может дать первокласные материалы свидетельствуют результаты раскопок таких памятников, как Денисова пещера, грот Кучерла I (Куйлю), пещера Нижнетыткескенская-1, Тавдинский грот (Деревянко А.П., Молодин В.И., 1991; 1994; Кирю-шин Ю.Ф. и др., 1995; Кирюшин К.Ю. и др., 2005). Поэтому при раскопках многослойных памятников чрезвычайно важно сотрудничество археологов-палеолитчиков и исследователей более поздних культур, как это было сделано при изучении Денисовой пещеры.

Приведем сведения о некоторых малоизвестных объектах. Еще в 1926 г. в Бийский музей поступили находки из пещеры Чайрахан Усть-Канского аймака (археологическая коллекция №74: дротик, шило, астрагал, бусы из зубов марала и птичьих костей). Но в подготовленных музеем списках исторических памятниках Алтайского края (рубеж 1940-х - 1950-х гг.) она отсутствует. В них значатся: пещера в скале Ка-расук на правом берегу Катуни в 5 км от Аската; пещера в горе Куду, в долине р. Сухой Чепош в 7 км ниже Аскатского дома туристов (сейчас т/б «Катунь»); Узнезинская пещера на р. Узнезя (правый приток Кату-

ни), в 2 км от с. Узнезя (Списки исторических памятников., л. 2-6). Документация на эти объекты в музее не сохранилась.

В 1926 г. Л.П. Потапов нашел следы пребывания людей в одной из пещер г. Шибе в долине р. Куюм (Потапов Л.Н., 1948, с. 156). В 1937 г. Б.С. Митропольский нашел костяное шило в Ебагонской пещере на р. Кан, в 7 км от Усть-Кана (Хороших П.П., 1949, с. 9).

В тайге между Катунью и Телецким озером известно несколько охотничьих стоянок и святилищ в пещерах и навесах. Сведения о трех из них опубликованы (Почуфаров Ю., 1972; Бородаев В.Б., 1989; Максимов Г., 1993). В 2011 г. студенты Горно-Алтайского педагогического колледжа обнаружили углистый горизонт в Большой Белобомской пещере.

Библиографический список

Археологические памятники и объекты Майминского района / С.М. Ки-реев [и др.]. Горно-Алтайск, 2008. 143 с., ил.

Бородаев В.Б. История в камне // Звезда Алтая. 1989. 5 июля. С. 4.

Вистингаузен В.К. Спелеоархеология Алтая // Археология и этнография Алтая. Барнаул, 1982. С. 137-156.

Давыдова Л.А. Учетная карточка на Аккаинскую пещеру. 1949 // ГААК. Ф. 1041. О. 1. Д. 472. ЛЛ. 41-46.

Деревянко А.П., Молодин В.И. Относительная хронология и культурная принадлежность памятника Кучерла-1 (Горный Алтай) // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири. Барнаул, 1991. С. 3-7.

Деревянко А.П., Молодин В.И. Денисова пещера. Часть 1. Новосибирск, 1994. 262 с.: ил.

Иванов А. Пещеры // Сибирская Советская Энциклопедия. Нью-Йорк, 1992. Т. IV. Стб. 318-324.

Кирюшин К.Ю., Кондратов А.В., Семибратов В.П. Археологическое обследование в Алтайском районе по левому берегу р. Катунь в 2004 г. (перспективы использования археологических объектов в сфере туризма) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Вып. 14. Барнаул, 2005. С. 90-94.

Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров А.Л., Степанова Н.Ф. Археология Нижнетыт-кескенской пещеры I. Барнаул, 1995. 150 с.: ил.

Климонтова А.Н. Густота и плотность карстовых форм хр. Иолго (Северный Алтай) // Вопросы географии Горного Алтая. Барнаул, 1975. С. 14-17.

Климонтова А.Н. Состояние изученности карстовых форм рельефа в Горном Алтае // Материалы по географии Алтайского края. Барнаул, 1975а. С. 3-9.

Кочетов В.С. Детские туристические маршруты по Горному Алтаю. 2 изд. Барнаул, 1965. 84 с.

Лапшин Б.И. История исследования алтайского палеолита // Археология и этнография Алтая. Барнаул, 1982. С. 3-17.

Максимов Г.М. Карст и пещеры центра Горного Алтая // Свет. 1993. №4 (10). С. 20. См. также: www.nskdiggers.h1.ru

Маринин А.М. Каталог карстовых пещер Алтая // Материалы по географии Алтайского края. Барнаул, 1975. С. 24-36.

Маринин А.М. Каменная пещера // Красная книга Республики Алтай: Особо охраняемые территории и объекты. Горно-Алтайск, 2002. С. 113-114.

Головченко Н.Н. Керамика, имитирующая швы кожаной посуды.

Памятники природы Республики Алтай / Пещеры // Атлас «Республика Алтай». Новосибирск, 2006. С. 251-305.

Певзнер Е.Л. Голубые тропы. Горно-Алтайск, 1957. 44 с.

Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. Новосибирск, 1948. 504[2] с.

Почуфаров Ю. Находки в пещере // Алтайская правда. 1972. 12 марта.

Предварительный список исторических и археологических памятников Алтайского края на 1 декабря 1948 г. // ГААК. Ф. 1041. О.1. Д. 53. Л. 61.

Скворцова Р. Вторая экспедиция М.Н. Ядринцева на Алтай // Страницы из истории Алтая. Барнаул, 1971. С. 63-65.

Списки исторических памятников Алтайского края // ГААК. Ф. 1041. О. 1. Д. 81. ЛЛ. 2-6; 41.

Тупотилова А.Н. Карстовые явления хребта Иолго // Известия Алтайского отдела Географического Общества Союза ССР. Барнаул, 1963. Вып. 3. С. 48-50.

Тупотилова А.Н. Некоторые данные о распространении карста в Горном Алтае // Известия Алтайского отдела Географического Общества Союза ССР. Барнаул, 1965. Вып. 6. С. 29-36.

Уманский А.П. Памятники культуры Алтая. Барнаул, 1959. 252 с.

Хороших П.П. Киндерлинская пещера // Природа. 1949. №9. С. 59-60.

Цыкин Р. А., Цыкина Ж.Л., Черняева К.П. Пещеры Алтае-Саянской горной области // ВИНИТИ, 1979 / Деп. №1875-79. 162 с.

Ядринцев Н.М. Описание сибирских курганом и древностей. Путешествие по Западной Сибири и Алтаю в 1878 и 1880 г // Древности. Труды Императорского Московского археологического общества. М., 1883. Т. 9, вв. 2 и 3. С. 181-204.

н.н. головченко

Новосибирский государственный университет, Новосибирск

керамика, имитирующая швы кожаной посуды в фондах краеведческого музея алтайской государственной педагогической академии

(по материалам памятников масляха-I и Соколово-I)

Керамика - самый массовый археологический материал, несущий разнообразную информацию о носителях древних культур. Не является исключением в этом отношении и керамический комплекс, происходящий из погребальных памятников скифского времени Верхнего Прио-бья. Наиболее информационно-насыщенными, по-нашему мнению, для данного периода являются сосуды имеющие орнамент в виде имитации швов на кожаной посуде. В ходе работы по измерению объемов керамических сосудов каменской (большереченской) культуры проводимой в 2009 году в фондах музея АлтГПА (руководитель А.Н. Телегин, результаты не опубликованы) нами было выявлено пять таких сосудов, происходящих с памятников Масляха-I (раскопки 1979 г. (Могильников В.А., Уманский А.П., 1979, с. 69-93)) и Соколово (раскопки 1965-1966 гг.). О них и пойдет речь в настоящей заметке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.