уровень специальной подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барков А.Ю. Разработка балльно-рейтинговой системы оценки физической и специальной подготовки студентов-спортсменов КСС по вольной борьбе / А.Ю. Барков, И.И. Щелкунов // Инновационные аспекты физической культуры и спорта : материалы научно-практической конференции N 6. — Москва : Изд-во МГСУ, 2013. - С. 151-156.
2. Казилов, М.М. Подготовка квалифицированных борцов в условиях технического вуза / М.М. Казилов, В. Г. Фролов, Б.А. Подливаев // Известия МГТУ «МАМИ». - 2014. - № 2 (20). - С. 162-165.
3. Новиков, А.А. Основы спортивного мастерства. / А.А. Новиков - Москва : Советский спорт, 2012. - 256 с.
REFERENCES
1. Barkov A.Yu. and Shchelkunov, I.I. (2013), "Development of the system of physical exercises for maintenance of level of sporting form and control of physical and special preparedness of fighters of free style in the conditions of pandemic", Proceedings of XIII of international research and practice conference the "Physical culture and sport are problems, innovations, achievements", Moscow, MGSU Press, pp. 151-156.
2. Kazilov M.M. (2014), "Training of qualified wrestlers in the conditions of a technical university", MSTUnews "MAMF, Vol. 2, No. 20, pp. 162-165.
3. Novikov A.A. (2012), Fundamentals of sports sAill, Soviet Sports Press, Moscow. Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 12.05.2021
УДК-796.015.6+796.835
КИКБОКСИНГ, КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Екатерина Борисовна Барчук, преподаватель, Татьяна Александровна Зюзьгина,
старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Аннотация
В статье исследована нетрадиционная форма физической подготовки студентов-юношей средствами кикбоксинга. На основании проведенного анкетирования было установлено, что большинство опрошенных знакомы с данным видом спорта, и хотели бы применить его на занятиях. Разработана и экспериментально опробована методика занятий физической культурой со студентами-юношами не физкультурного колледжа, на основе использования средств кикбоксинга. Определена взаимосвязь упражнений из множества средств кикбоксинга с двигательными действиями, определяющими уровень физической подготовленности студентов-юношей. Для анализа использовались таблицы (ГТО) как программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности. Сравнение показателей физической подготовленности студентов - юношей до и после проведения эксперимента. Сделаны выводы по полученным данным.
Ключевые слова: физическая подготовка, средства кикбоксинга, студенты - юноши, физическая подготовленность, нормативы ГТО.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p33-37
KICKBOXING AS A MEANS OF PHYSICAL TRAINING OF YOUNG STUDENTS IN THE SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Ekaterina Borisovna Barchuk, the teacher, Tatyana Alexandrovna Zyuzgina, the senior teacher, St. Petersburg State Agrarian University
Abstract
The article investigates the unconventional form of physical training of the male students by means of kickboxing. Based on the survey, it was found that the majority of respondents are familiar with this sport, and would like to apply it in the classroom. The author developed and experimentally tested the methodology of physical culture lessons with young students of non-physical education college, based on the use of kickboxing means. The relationship of exercises from a variety of kickboxing means with motor actions, which determine the level of physical fitness of young students, has been determined. For the analysis, tables (RLD) were used as the program and normative basis for the system of physical education of the population, which establishes state requirements for the level of its physical fitness. Comparison of indicators of physical fitness of students - young men before and after the experiment. Conclusions are made on the basis of the data obtained.
Keywords: physical fitness, kickboxing means, male students, GTO standards.
ВВЕДЕНИЕ
Повышение уровня физической подготовленности подростков и молодежи является одной из основных задач по привлечению к занятиям массовой физической культурой и спортом. В свою очередь низкий уровень физической подготовки влечет за собой ряд негативных изменений: морфофункциональных психофизиологических и адаптационных проблем. Основываясь на психологические особенности юношеского (студенческого возраста) можно сказать - это более трудный и сложный период по сравнению с детством, время второго рождения личности. Вместе с тем и самый ответственный период, поскольку здесь окончательно складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, людям, к обществу, стабилизируются черты характера и основные манеры поведения. В юношеском возрасте продолжается процесс формирования личности, и многое из того, что приобретается на этом жизненном этапе и в значительной степени определяет дальнейшую судьбу человека. Это профессиональные интересы и интересы личной сферы, устремленные в будущее. А Мотивация побуждает и направляет человека на определенный род деятельности, удовлетворяющий его потребности. Способствует достижению потребностей человека, рассматривается как приобретенное в процессе онтогенеза, но не врожденное свойство. Основываясь на рабочие программы, их традиционные формы, средства и методы уровень физической подготовленности студентов не физкультурных образовательных учреждениях так же находится на низком уровне, что говорит об отсутствии мотивации к занятиям физической культурой.
У студенческой молодежи большой популярностью пользуются занятия единоборствами и благоприятно влияют на развитие физических качеств. В России и за рубежом (США, Канада, Япония, в ряде стран Европы) накоплен опыт пользования средств различных видов единоборств в процессе физического воспитания подрастающего поколения. В виду большого разнообразия простых и доступных упражнений кикбоксинг может использоваться как средство повышения общей двигательной культуры взрослого населения ,развития способности владения собственным телом и вызывать оздоровительный эффект для организма взрослого человека.
Основной целью данного исследования является разработать и экспериментально опробовать методику занятий физической культурой со студентами-юношами не физкультурного колледжа СПбГАУ на основе использования средств кикбоксинга.
Объектом исследования выступил учебный процесс по физической культуре колледжа СПбГАУ (на правах факультета непрерывного профессионального образования).
Для определения предпочтений к виду спорта-кикбоксинг, проведено анкетирование, результатом которого, является положительное отношение и заинтересованность к данному виду спорта старших юношей. Количество опрошенных составило 100 человек. Из них: семьдесят опрошенных «за» - внедрения средств кикбоксинга в образовательную программу по физической культуре, двадцать «против» и десять «не знаю».
Для анализа использовались таблицы (ГТО) как программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности, согласно старшему юношескому возрасту.
В работе решались следующие основные задачи:
1. Определить исходный уровень физической подготовленности студентов-юношей, путем проведения испытаний, приведенных в таблице 1.
2. Выполнить контрольные испытания после внедрения средств кикбоксинга в образовательную программу студентов-юношей колледжа СПбГАУ по дисциплине физическая культура.
3. Обсуждение показателей физической подготовленности студентов-юношей до и после проведения эксперимента.
Таблица 1 - Нормативы ГТО Ступень 5 юноши (16-17 лет)
Испытания Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3»
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в минуту) 50 40 30
Бег 100м (время в секундах) 13.8 14.2 14.6
Бег 3000м (время в минутах) 13:10 14:40 15:10
Подтягивания из виса на высокой перекла-дине(количество раз) 13 10 8
Наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (расстояние в сантиметрах) 13 8 6
Таблица 2 - Средние значения полученных результатов
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в минуту) 33
Бег 100м (время в секундах) 14.7
Бег 3000м (время в минутах) 15:05
Подтягивания из виса на высокой перекладине (количество раз) 7
Наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (расстояние в сантиметрах) 5
В ходе обсуждения выяснилось, что показатели среднего значения полученных результатов оказались на уровне «бронзового значка ГТО», что говорит о низком уровне физической подготовленности студентов юношей. В таблице 1 показатели внесены под оценкой «5» - золотой значок ГТО, «4» - серебряный значок ГТО, «3» - бронзовый значок ГТО.
В течение 1-го семестра обучающиеся-юноши колледжа СПбГАУ занимались физической культурой с внедрением средств кикбоксинга. Обучение состояло из трёх методов преподавания: словесного, наглядного, и практического.
Применялись специфические упражнения в основной части занятия, длительностью - два академических часа в неделю. Это упражнения, движения которых сходные по характеру нервно-мышечных усилий и ряду других признаков с ударами, защитами, подсечками, характерными для кикбоксинга, а также бой с тенью, работа с отягощением, имитируя удары ногами и руками. Так же упражнения с теннисными мячами: броски, защитные действия, перемещение в боевой стойке с ведением мяча.
В основной части занятия использовались следующие специфические упражнения, характерные для данного вида спорта:
1. Разучить фронтальную и правостороннюю и левостороннюю стойки кикбоксера.
2. Научить передвигаться во фронтальной и боевой стойке кик-боксера в шаге, в челноке.
3. Передвигаться во фронтальной и боевой стойке кикбоксера по квадрату и по треугольнику, в шаге, в челноке.
4. Перемещение в боевой стойке кикбоксера, с одновременным ведением теннисного мяча (вперед, назад, влево, вправо). Перемещение чередуем в шаге и в челноке.
5. Жонглирование теннисными мячами (2-мя;3-мя мячами).
6. В парах, на расстоянии трех метрах, стоя лицом к друг другу, выполняем поочередные броски теннисного мяча левой и правой рукой, имитируя прямой удар рукой «джеб» и «кросс». Стараемся попасть в спарринг партнера. Он в свою очередь выполняет защитные действия (уклон, нырок, уход с перемещением в сторону).
7. Бросок теннисного мяча максимально вперед из положения боевой стойки, поочередно правой и левой рукой (имитируя прямые удары руками), с последующим ускорением до него, обратно возвращаемся легко бегом.
8. Стоя лицом к друг другу, в боевой стойке кик-боксера, соблюдая дистанцию разогнутой вперед руки, передвигаемся в челноке и шаге друг за другом (выполняем поочередно, согласно времени).
9. Стоя лицом друг к другу, в боевой стойке кик-боксера, имитируя удары руками, попадаем медиальной стороной кисти по плечу и корпусу спарринг партнера. Он в свою очередь выполняет уклон, нырок, подсед. Задание выполняется поочередно на месте и в движении.
10. Из положения боевой стойки кикбоксера, поднимаем в сторону вверх, согнутую в коленном суставе ногу, чередуем на каждый счет.
11. Из положения фронтальной стойки кикбоксера, ноги согнуты под углом в 90 градусов, разгибание ног с последующим выполнением прямого удара ноги (фронт-кик), поочередно на правую и на левую.
12. Из положения фронтальной стойки кикбоксера, ноги согнуты под углом в 90 градусов, разгибание ног с одновременным выполнением удара ногой с боку (хук-кик), поочередно на правую и на левую.
13. Из положения фронтальной стойки кикбоксера, разогнуть правую вперед-вверх и удержать под углом в 90 градусов в течение 30-секунд (имитируя прямой удар ногой в туловище), поочередно на каждую ногу.
14. Прыжки в длину с одновременным выполнением прямых ударов руками.
15. Из упора лежа на спине сгибание, разгибание рук с выполнением прямых ударов руками, от подбородка.
При выполнении комплекса специфических упражнений руководствовались повторным методом тренировки, все задания выполнялись в течении 2-х минут, с интервалом отдыха между упражнениями-2 минуты, что соответствовало полному восстановлению сил, и душевному равновесию. Все студенты колледжа СПбГАУ справились с поставленными задачами, выразили свою благодарность в ходе исследования, что говорит о положительном, непривычном, и новом для них использовании средств кикбоксинга в образовательной программе среднего специального учебного заведения.
Таблица 3 - Средние значения полученных результатов контрольных испытаний
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в минуту) 45
Бег 100м (время в секундах) 14.2
Бег 3000м (время в минутах) 13:10
Подтягивания из виса на высокой перекладине(количество раз) 12
Наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (измеряется в сантиметрах) 13
По истечении второго семестра была проведена сдача вышеуказанных контрольных нормативов с целью выявления эффективности средств кикбоксинга на занятиях физической культурой. Разработаны практические рекомендации по применению средств кикбоксинга в системе физкультурных занятий со студентами не физкультурных средних специальных учебных заведениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До начала эксперимента средние значения полученных результатов были очень низкие, что показывает таблица 2. После проведенного эксперимента состояние здоровья студентов значительно улучшилось, а результаты средних значений контрольных испыта-
ний повысились до показателей серебряного и золотого значков ГТО (таблица 3), что говорит о высоком уровне физической подготовленности студентов-юношей, и эффективности занятий кикбоксингом в не физкультурном среднем специальном учебном заведении. Эффективность внедрения методики занятий физической культурой с использованием средств кикбоксинга является высокой и разнообразной. Проблема внедрения новых форм, средств и методов в организации занятий по физической подготовке требует дальнейшего целенаправленного научного исследования.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.05.2021
УДК 376.22
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
С ДЦП
Людмила Дмитриевна Батищева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Марина Игоревна Евстигнеева, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Евгеньевна Деньгова, кандидат педагогических наук, доцент, Ставропольский государственный медицинский университет
Аннотация
В статье исследуются методические особенности организации и проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми, имеющими диагноз детский церебральный паралич. Целью исследования являлось разработать комплекс физических упражнений целенаправленного характера для улучшения координационных способностей детей с ДЦП посредством развития мелкой моторики с использованием музыкального сопровождения, которые должны способствовать более эффективному формированию жизненно необходимых умений и навыков, повышению активности b самостоятельности. Полученные в ходе эксперимента данные позволяют говорить о низком уровне развития координационных способностей у детей с ДЦП. Исходя из этого, можно сделать вывод, что применение разработанного комплекса физических упражнений направленного на развитие мелкой моторики с использованием музыкального сопровождения окажет благоприятное влияние на силу, уравновешенность и подвижность нервной системы детей с ДЦП, активизирует стремление занимающегося к самовоспитанию и самосовершенствованию.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, координационные способности, мелкая моторика, музыкальное сопровождение, социализация, работоспособность, двигательные навыки, активность, самостоятельность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p37-42
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY
Lyudmila Dmitrievna Batishcheva, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Marina Igorevna Evstigneeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Evgenievna Dengova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Stavropol State Medical University
Abstract
The article examines the methodological features of organizing and conducting classes in adaptive physical culture with children diagnosed with cerebral palsy. The aim of the study was to develop a set of targeted physical exercises to improve the coordination abilities of children with cerebral palsy through the development of fine motor skills using musical accompaniment, which should contribute to more effective formation of vital skills, increase activity and independence. The data obtained during the experiment suggest a low level of development of coordination abilities in children with cerebral palsy. Based on this, it