Социология №6 2022
Киберсуицид и кибербуллинг в современном обществе
Ардашев Роман Георгиевич,
кандидат юридических наук, Сибирский юридический институт МВД России E-mail: [email protected]
В статье представлен анализ воздействия цифрового мира на суицидальные мысли и действия молодых людей. Отдельно рассматриваются такие формы деструктивного поведения как киюерсуицид и кибербуллинг. Приводятся результаты лонгитюдного исследования, направленного на изучение воздействия виртуальной среды на суицидальные мысли и попытки среди подростков.
Ключевые слова: киберсуицид, кибербуллинг, суицид, деструктивное поведение, аномия
Цифровизация мира наполняет современный социум новыми формами и структурами, создавая свои собственные механизмы и форматы воздействия на психику человека или даже целых сообществ. Необходимо понимать эту логику, отслеживать потенциально опасные формы социального развития и по возможности их пресекать.
Киберпространство обладает собственной логикой и формами социального развития, оно наполненно новыми смыслами, профессиями, сферами жизни и деятельности формируется в цифровом мире. Сфера виртуальности все чаще становится рычагом и модулятором отношений не только в виртуальной, но и реальной жизни.
Это воздействие происходит через:
- подмену ценностей (когда за притягательными и «правильными» словами стоят совершенно иные смыслы и формы поведения);
- навязывание новых убеждений и стратегий мышления (не свойственных человеку, но когда он находится в сложной ситуации и не может рационально все воспринимать, ему легко навязать то, что он не принял, если бы находился в обычном состоянии);
- конструирование новых, зачастую альтернативных моделей поведения (ради высшей цели или чтобы кому-то отмстить, что-то доказать, показать и т.д.).
Цифровизация способствует, в том числе, и формированию цифровой преступности, цифровых форм и условий подталкивания молодых людей к суициду. В этой связи важно говорить о правовой защите молодых людей, о правах человека не только в реальном, но и виртуальном мире. Поэтому, мы можем выделить угрозы суицидального поведения молодежи в цифровую эпоху.
Насилие в цифровом пространстве получило название кибербуллинга, оно может отражаться в посылаемых сообщениях и комментариях, угрозах, шан-
32
таже, запугивании и давлении, может остаться только в онлайн пространстве или перейти в реальное преследование.
Все проявления насилия, осуществляемого в виртуальном пространстве, приводят к апатии, депрессии, унынию тех, на кого оно направлено. И также становятся основанием для суицида или его называют киберсуицид (когда причины суицида находятся в травле со стороны интернет-сообщества). И мотивом суицида может служить протест (месть), призыв, избегание, самонаказание, отказ от жизни (т.е. классические мотивы суицида).
Также можно использовать и более экзистенциональный подход в выделении типов людей, стремящихся совершить суицид после виртуального давления:
- искатели смерти - лица, преднамеренно совершающие суицидальные действия, при осуществлении которых спасение невозможно или маловероятно;
- инициаторы смерти - неизлечимо больные люди, осуществляющие действия, направленные на прекращение оказания им помощи (отсоединение иглы или канюли), что приводит к смерти;
- игроки со смертью - лица, осознанно стремящиеся к неоправданному риску и создающие ситуации, при которых низка вероятность выживания;
- одобряющие смерть - лица, честно и открыто говорящие о своем желании умереть, но не предпринимающие для этого никаких активных действий. Этот тип часто встречается среди одиноких стариков и тревожных подростков и молодых людей. Эти типы являются обобщенными
системами, позволяющими объединить виртуальное подталкивание к суициду относительно организованной системой давления на психику человека или группы людей. В каждом случае, определенное внешнее воздействие (в т.ч. через общение в сети Интернет) - для каждого типа свое - может стать толчком к реализации суицидального поведения.
Также осуществляется воздействие на общественное мнение. Оно форми-
руется через СМИ и Интернет и конструирует различную степень напряжения, тревожности, а порой и агрессии, особенно после массовых убийств в школах. В работе О.А. Полюшкевич, Р.В. Иванов, И.А. Журавлева, А.В. Завьялов [7] раскрыты особенности социального воздействия массового убийства школьников в Керчи, также в более ранних работах автора анализируются причины, условия и особенности суицида подростков и молодежи [1-6].
Таким образом, виртуальное пространство, может быть наполнено агитационной пропагандой насилия (как в отношении окружающих, так и в отношении самого себя), развиваться в формате кибербуллинга и киберсуицида. Результатом этого становится формирование сообществ, в которых подводится человек к совершению преступления. А также формируется негативное общественное мнение в оценках последствий совершенных преступлений.
Особенности организации исследования и интерпретация результатов
Данная работа является результатом продолжающегося лонгитюдного исследования по причинам и особенностями совершения попыток суицида в школах. В частности, посвящена киберсуициду и подстрекательству к суициду через виртуальное взаимодействие. В онлайн опросе жителей России (n=1250), приняло участие 57% женщин и 43% мужчин в возрасте от 18 до 65 лет, занимающих различное социально-экономическое и территориально-стратификационное положение. Результаты исследования анализировались пакетом SPSS и открытые вопросы изучались при помощи транс-символического анализа. Также мы опирались на метод контент-анализа для фиксации публикаций в сети Интернет, находящихся в открытом доступе, способных подтолкнуть подростков и молодых людей к киберсуициду.
В результате нашего исследования, 52% россиян сталкивались с агрессией в интернете в свой адрес, наблюдали агрессию со стороны в адрес кого-то дру-
33
гого - 66%. 12% указало на то, что сами были инициаторами и участниками травли кого-то другого. Причем агрессия в социальных сетях или на сайтах сети Интернет в основном касалась детей - 7-12 лет (42%), подростков - 13-17 лет (34%), молодых людей - 18-35 лет (14%) и 10% все остальные возраста (от 36 до 75 лет).
На основе вышеуказанного, можно заключить, что киберсуицид и виртуальное подстрекательство к суициду наиболее распространено среди детей, подростков и молодежи как самых уязвимых социальных групп, которые находятся в фазе становления личности, отстаивания своих интересов, возможностей и перспектив. Они не могут отстоять свои права, легко поддаются на манипуляции, им льстит внимание со сторо-
ны других людей и т.д. И в результате он становится марионеткой в руках манипулятора или группы манипуляторов. По статистическим данным, чем старше человек, тем труднее его склонить к суициду (хотя представители пожилого возраста, когда входят в состояние одиночества и беспомощности (что и дети и подростки, то они также могут стать жертвами подобных сообществ).
В таблице представлена тематика публикаций, которые могут стать толчком к совершению киберсуицида, а также представлена оценка значимости воздействия и количества публикации каждой тематики на сознание подростков и молодых людей, что может их подтолкнуть к преступлению против себя и других.
Таблица. Публикации в сети Интернет, которые могут подтолкнуть к киберсуициду (в %)
Тематика Соотношение публикаций в СМИ Оценка молодых людей (18-35 лет) Оценка людей старшего возраста(36-75 лет)
Непонимание родителей 25,5 33,4 10,1
Стигматизация сверстников 21,5 24,2 14,5
Личные конфликты с учителями 16,4 14,7 26,6
Личные конфликты с отдельными людьми или группами людей (родители, одноклассники, однокурсники,соседи) 13,2 20,2 27,3
Инаковость(нетрадиционная гендерная идентичность, особые мировозренческие взгляды, убеждения и т.д.) 10,1 5,2 14,9
Социальное и духовное служение(религиоз-ные взгляды) 8,7 1,1 5,5
Иное 4,6 1,2 1,1
Как видно из таблицы, непонимание родителей для молодых людей (33,4%) в три раза более актуально и значимо чем для представителей более старшего возраста (10,1%), при этом реальное количество публикаций не совпадает с оценкой и восприятием ни первой, ни второй группы (25,5%).
Стигматизация сверстников опять же более актуальна для молодежи (24,2%), для старшего поколения на порядок ниже оценивается роль и значимость данного фактора (14,5%). Количество публикаций на данную тему ближе к оценкам молодых людей и составляет 21,5%
Личные конфликты с учителями более весомо и значимо воспринимаются старшим поколением (26,6%), т.е. они возлагают больше вины и ответственности за совершенные преступления на учителей и их конфликтность. Молодые люди указываю на этот фактор лишь в 14,7%. Количество публикаций в сети Интернет на эту тему 16,4%, что позволяет нам также говорить о том, что молодые люди более реально оценивают взаимосвязи и оценку потенциального воздействия.
Личные конфликты с отдельными людьми или группами людей (родите-
ли, одноклассники, однокурсники, соседи) - более значимы для старшего поколения - 27,3%, для младшего - 20,2%, реальных публикаций на эту тему 13,2%. Это несоответствие указывает на то, что и молодые люди и лица старшего возраста придают на порядок большее значение этому фактору, чем есть на самом деле.
Инаковость (нетрадиционная тендерная идентичность, особые мировозрен-ческие взгляды, убеждения и т.д.). Для молодых людей этот фактор реально влияет на киберсуицидальное поведение в 5,2% случаев, для старшего поколения в 14,9% (в три раза больше). А количество реальных публикаций, подталкивающих к данному преступлению 10,1%. Т.е. молодежь преуменьшает, а представители старшего возраста преувеличивают значение данного фактора.
Социальное и духовное служение (религиозные взгляды) наиболее значимы в публикациях в сети Интернет -8,8%, тогда как молодые люди указывают в 1,1%, а старшее поколение в 5,5%. Это говорит либо о неактуальности, либо о неосведомленности респондентов о данной тематике.
В разделе иное в сети интернет больше разнообразия 4,6, тогда как среди респондентов младшего возраста 1,2%, старшего возраста 1,1%, что также подчеркивает ограниченность взглядов и оценок данной сферы.
Кибер-подстрекательство к суицидальному поведению является на сегодня злободневной проблемой, которая не может решится, так как в основном используются запретительные механизмы, что провоцирует развитие альтернативных вариантов воздействия, которые не рассматриваются законодательством, но выступают не менее опасным механизмом подталкивания к суициду. В виртуальном пространстве появляется множество идей для совершения самоубийства - это выступает основной угрозой социального напряжения и нарастания тревожности. В исследовании 41% опрошенных указали, что кибер-подстрекательство выступает очень опасной сферой развития цифрового
взаимодействия подростков, 49% отметили, что в перспективе эта тематика может принести ментальный вред как отдельному человеку, так и сообществу, и только 10% не видят в этом реальной угрозы для общественного воспроизводства ментальной устойчивости общества.
В силу того, что отдельные виртуальные страницы приветствуют суицидальные мысли, культивируют их, а порой и романтизируют, то количество кибер-суицида год за годом растет. Это может выразиться в том, какую веревку лучше взять и как закрепить, чтобы она не развязалась (схемы узлов могут прилагаться) или под каким углом держать пистолет, чтобы исход был точно летальным, или же где покупать лекарства, чтобы их точно выдали (как правило в зарубежных аптеках - список которых также прилагается) и т.д.
Среди причин, способствующих реализации киберсуицида, россияне говорили о следующем: о неуверенности в себе (44%), об отсутствии поддерживающего окружения, способного выслушать и дать совет (31%), внешние причины (проблемы в экономике, СВО, политическая нестабильность) - 25%. Более половины (54%) указывали на то, что сегодня культивируется «культура смерти» и поэтому киберсуицид становится модным веянием. Среди них можно выделить классическую игру «Синий кит», игры-имитаторы, например, «Кровавая Мэри», а также «фейковые» игры, направленные, на высмеивание «китовых» (зачастую первичное высмеивание данной игры является лишь завуалированным «прикрытием» традиционной версии «Синего кита»). Или же другой формат виртуального управления - это челлендж («Беги или умри»), или практика селфхарма (фотографирование нанесенных себе увечий и последующее их обсуждение и сбор комментариев, лай-ков и т.д.).
Также половина опрошенных 52% указали на то, что имеют представление о том, как происходит подстрекательство к самоубийству в сети интернет (48% уточнили что не могут точно это опре-
35
делить и сказать). «Осведомленные» респонденты говорили о наличии сообществ («сообществ смерти») в рамках которых происходит убеждение подростка или молодого человека в правильности совершения суицида как единственно верного способа выхода из сложной ситуации, в которой тот оказался (вне зависимости от того, какая именно это сложная ситуация). Происходит это через выполнение квестов (заданий), которые связаны с нанесением увечий или боли себе, фиксации их на фото и видео носителях как доказательств своей готовности идти до конца. Если в сообществе несколько членов, то это групповое задание с последующим обсуждением кто и как выполнил, кто лучше (т.е. кто больше готов быть первым - совершить самоубийство) и т.д.
Другим вариантом «доказательства» своего участия в данном сообществе может выступать причинение вреда другим. Например, животным или детям или подросткам более младшего возраста (заведомо не могущим дать отпор и сдачу). Также с фиксацией данного действия для предъявления доказательств. Задания могут нарастать по сложности и количеству жертв, для того чтобы жертва не увидел грани и почувствовал безнаказанность, так как заведомо доносится информация как себя обезопасить от тех, кто может искать виновника (полиция, врачи, родители, учителя и т.д.). Это выступает подготовкой для совершения более серьезных преступлений, например массовых убийств в школе. Об этом уже ранее говорилось в наших работах [1-5].
Подстрекательство к массовому убийству также формируется через социальное давление в виртуальном мире, искусственно конструируемые мысли, чувства и действия тех, кто пытается манипулировать сознание подростков и молодых людей, не обладающих внутренним сопротивлением и готовых подчиниться чужой воле и ее выполнять. Оно выступает поводом привлечения внимания к себе, избегания одиночества или же формирования устойчиво ведомого поведения, в результате которого,
по приказу третьего лица совершается массовое убийство. Индивидуальный киберсуицид или массовое убийство, на основе кибердавления - выступают идентичными формами социальной аномии и дезинтеграции, когда молодые люди оказались втянуты в виртуальные игры, которые разрушают не только психику, но и жизнь, одного или нескольких людей.
Социальная тревожность, которая становится основой жизни подростков и молодежи, не способной противостоять семейным трудностям или внешнему давлению со стороны становится первым крючком для того, чтобы их втянули в данные сообщества, и они усилили свое состояние жертвы, полностью выключив рациональную оценку и здравый смысл, подчинившись социальному и психологическому манипулированию. Это, как правило, накладывается на внутреннее чувство одиночества и потерю смысла жизни. Вовлечение их в «сообщества смерти» становится инструментом избегания одиночества и формирования иллюзии нужности, идентичности и единства его членов (через формирование отличия от других сообществ и групп).
Стоит сказать, что 66% опрошенных указывали на отсутствие рабочих схем профилактики кибертравли и киберсуи-цида. Также 26% говорили о малой представленности социальной рекламы, нацеленной на информированность населения о том, куда можно обратиться при наличии кибертравли и доведения до киберсуицида. И только 8% смогли назвать известные им методы работы через открытую линию для психологической помощи для жертв насилия (но это не специализированная линия, а присутствующая как самостоятельная сфера в работе по профилактики насилия в отношении женщин и детей). Это фиксация еще одного угла проблемы, социальной угрозы, которая пока никак не решается и может стать миной замедленного действия для многих социальных групп и сообществ.
В России данное направление работы пока никак не заявлено и не обо-
36
значено как самостоятельное, имеющее свою специфику и самостоятельность негативное социальное явление - требующее самостоятельной проработки и анализа причин, особенностей, форм и механизмов воздействия на неокрепшую психику ребенка, подростка или молодого человека. Необходимо работать в направлении социального мониторинга и усиления социальной профилактики общественного контроля за публикациями в социальных сетях и сети Интернет, в которых осуществляется подстрекательство к самоубийству или киберсуи-цид. Это социальный каркас ментальной безопасности, которую необходимо усиливать и развивать, так как воздействие цифрового пространства будет усиливаться со временем, то и жертв кибер-подстрекательства кибербуллинга, ки-берсуицида может стать в разы больше.
Таким образом, можно подвести следующие итоги:
1. В последнее время наблюдается активное развёртывание пропаганды суицидального поведения, в том числе в социальных интернет-сетях, что потенциально способствует развитию в подростковой среде «культуры смерти» и моды на самоубийство.
2. Для пропаганды и популяризации суицидальных идей используются все актуальные каналы распространения, особенно в социальных интернет-сетях (сообщества, группы в подписках и др.).
3. В качестве механизма пропаганды и популяризации суицидальных идей используются новые, в том числе, игровые формы вовлечения.
4. На сегодняшний день нет завершенной и логически выстроенной программы помощи тем, кто совершил попытку суицида и профилактику суицидов в среде наиболее уязвимых социальных групп.
5. Для более детального анализа ситуации с киберсуицидом и кибербуллин-гом необходимо проводить регулярный социально-медицинский мониторинг детей, подростков и молодежи, а также отслеживать информацию, помещаемую на страницах сети Интернет (возможно, введение легализации права на оказании услуг).
Литература
1. Ардашев Р.Г. Криминальный суицид в школах: социальное измерение // Социология. 2022. № 5. С. 20-27.
2. Ардашев Р.Г. Иррациональные основы суицидального поведения молодежи // Социология. 2022. № 3. С. 39-46.
3. Ардашев Р.Г. Суицидальное поведение в молодежной среде: иррациональность восприятия // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 7. С. 41-45.
4. Ардашев Р.Г. Иррациональные основы суицида // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17. № 2. С. 58-68.
5. Ардашев Р.Г. Массовые убийства в школах как акт заявления о себе // В поисках социальной истины: материалы IV Международной научно-практической конференции. Иркутск, 28 ноября 2022 г. Иркутск, ИГУ, 2022. С. 278-285.
6. Полюшкевич О.А. Нормы солидарности после массового насилия // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2019. № 10. С. 120-122.
7. Полюшкевич О.А., Иванов Р.В., Журавлева И.А., Завьялов А.В. Влияние теракта 17 октября 2018 г. в Керчи на ментальную экологию российского общества по данным массового опроса населения Иркутской области и контент-анализа интернет-ресурсов и СМИ // Экология человека. 2021. № 8. С. 42-49.
8. Щетинина Е. В. Социальные сети Интернета: популяризация «культуры смерти» в подростковой среде // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2018. № 2(5). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://jour-nal.homocyberus.ru/socialnye_seti_In-temeta_populyarizaciya_k..., свободный. - Загл. с экрана.
CYBERSUICIDE AND CYBERBULLYING
IN MODERN SOCIETY
Ardashev R.G.
Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs
of Russia
37
Г*1
■.л J
The article presents an analysis of the impact of the digital world on suicidal thoughts and actions of young people. Separately, such forms of destructive behavior as kiyyuersuitsid and cy-berbullying are considered. The results of a longitudinal study aimed at studying the impact of the virtual environment on suicidal thoughts and attempts among adolescents are presented.
Keywords: cybersuicide, cyberbullying, suicide, destructive behavior, anomie.
References
1. Ardashev R.G. Criminal suicide in schools: social dimension // Sociology. 2022. No. 5. S. 20-27.
2. Ardashev R.G. Irrational foundations of suicidal behavior of youth // Sociology. 2022. No. 3. S. 39-46.
3. Ardashev R.G. Suicidal behavior among young people: irrationality of perception // Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly). 2022. No. 7. S. 41-45.
4. Ardashev R.G. Irrational foundations of suicide // Humanitarian vector. 2022. V. 17. No. 2. S. 58-68.
5. Ardashev R.G. Mass killings in schools as an act of self-declaration // In Search of Social Truth: Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference. Irkutsk, November 28, 2022. Irkutsk, IGU, 2022, pp. 278-285.
6. Polyushkevich O.A. Norms of solidarity after mass violence // The problem of the correlation between the natural and the social in society and man. 2019. No. 10. P. 120-122.
7. Polyushkevich O.A., Ivanov R.V., Zhuravle-va I.A., Zavyalov A.V. The impact of the terrorist attack on October 17, 2018 in Kerch on the mental ecology of Russian society according to a mass survey of the population of the Irkutsk region and content analysis of Internet resources and the media // Human Ecology. 2021. No. 8. S. 42-49.
8. Shchetinina E.V. Social networks of the Internet: popularization of the "culture of death" among teenagers // Electronic scientific journal "Homo Cyberus". 2018. No. 2(5). [Electronic resource] - Access mode: http:// journal.homocyberus.ru/socialnye_seti_In-terneta_populyarizaciya_k..., free. - Zagl. from the screen.
38