4. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05)
4.1. КИБЕРСПОРТСМЕНЫ -ОСОБЕННОСТИ ТРУДО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
Буянова Анастасия Владимировна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Финансовый университет при Правительстве РФ. E-mail: [email protected]
Петров Владимир Евгеньевич. Должность: юрист. Место работы: ООО «Люта».
Аннотация: В статье рассматривается правовой статус компьютерного спорта (киберспорта) в российском законодательстве, проводится анализ различного подхода НПА к понятию «спорт», логически и экономически обосновывается необходимость закрепления статуса киберспортсмена в российском спортивном праве, обосновывается необходимость изменения порядка признания определённой деятельности видом спорта и внесения таковой во всероссийский реестр видов спорта. Также, в статье собрана информация о тенденциях зарубежного права в данной сфере, даны рекомендации российскому законодателю.
Ключевые слова: киберспорт, компьютерный спорт, киберспортсмены, трудовое право, социальная защита, коллизии в праве, зарубежное трудовое право, спортивное право, спорт.
Annotation: The article is focused on the following subjects: the legal status of cybersport in Russian law, the analysis of different approaches of regulatory legal acts to the term "sport", the logical and economical substantiation of necessity of establishing the status of cybersportsmen in Russian sports law, the substantiation of the necessity of correcting the order of accepting a certain activity as a sports type and inserting it in the all-Russian register of sports types. Also, the article offers information about the tendencies of foreign law in this sphere and gives recommendations to Russian legislators.
Keywords: cybersport (e-sport), e-sportsmen, labor law, social security, collisions in law, foreign labor law, sport law, sport.
Главная задача социального государства - это добиться абсолютной социальной защищённости всех граждан страны, под этим принято иметь в виду их защиту, как в случае утраты ими способности самостоятельно обеспечивать себе такую защиту (например, в случае с утратой работоспособности), так и в повседневной жизни, в виде предоставления им равных гарантий получения доступа к образованию, медицинским услугам и т.д. Из этих двух больших направлений деятельности большей важностью обладает первая, ведь трудоспособный человек и сам может добиться того, что ему гарантирует общество.
Крайнюю степень озабоченности в связи с этим вызывает наличие в РФ таких групп населения, которые лишены какой бы то ни было социальной защиты, хотя деятельность, которой они занимаются уникальна и
крайне полезна для общества. Речь в данной статье пойдёт о киберспортсменах.
В первую очередь следует понять, перефразируя известного немецкого философа, разобраться, что есть киберспортсмен? Для этого необходимо обратиться к уже данным законодателем определениям. Принятый в 2007 году закон «О физической культуре и спорте» № 329 выгодно отличается от старого тем, что приводит все основные понятия, используемые в тексте, в самом начале. Спортсмен, с точки зрения закона, это физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях. Для уяснения этого понятия обратимся к определениям понятий спорт и спортивные соревнования. Попытка обратится к понятию «спортивные соревнования» мало что нам даст, взгляните сами, как законодатель его трактует: «спортивное соревнование - состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту);». Очевидно, что строить нашу дальнейшую работу необходимо исходя из определения ключевого понятия закона — спорт. Законодатель определил его так: «спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним», это может быть, как баскетбол, так и городки. Поэтому законодатель вводит дополнительное понятие «массовый спорт», т.е. «часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях». Однако в ряде подзаконных актов, например, Постановлении Правительства от 11.01.2006 N 7 массовый спорт синонимичен терминам «общедоступный/ любительский спорт» и противопоставляется спорту профессиональному. Это имеет много больший смысл, иначе существовала вопиющая несправедливость в распределении ассигнований, при которой обычные виды спорта, в понимании закона, остались бы практически без финансирования (Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 N 7 (ред. от 21.11.2013) "О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы").
Развивая тему понимания спорта можно обратится к истокам этого слова, оно заимствованно из французского языка, desport (развлечение, игра). В современном русском за спортом из остался соревновательный игровой элемент, однако он значительно преобразился: «спорт —организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.»
Таким образом, киберспортсмен — лицо, занимающееся компьютерным спортом и выступающее на соревнованиях по компьютерному спорту. Возникает вопрос: «Что такое компьютерный спорт?» Основываясь на сказанном выше его понятие на наш взгляд следует
сформулировать так: «Компьютерный спорт — это вид спорта, объединяющий ряд спортивных (соревновательных) дисциплин, в основе которых лежит использование ЭВМ в качестве спортивного снаряда».
Из указанного выше мы желаем вывод, что законодатель специально расширяет рамки понятия «спорт», для максимальной свободы вынесения Минспорта решения о признании или не признании какой-либо соревновательной деятельности спортом. Следует отметить, что достигая этой цели, закон также сбивает с толку не позволяя ясно уяснить, что признавать им. Данную проблему призваны решать два подзаконных акта Минспорта: Всероссийский реестр видов спорта и Приказ Минспорта России от 02.09.2013 N 702 "Об утверждении Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения". Первый нам не интересен, т.к. ничего не говорит о причинах внесения или не внесения в себя, а вот второй раскрывает рассматриваемый вопрос подробнее. Однако, совсем не в сторону ясности, 10-ый пункт приказа устанавливает одно из многочисленных требований к спорту, который хочет быть признанным: «Вид спорта, спортивная дисциплина должны соответствовать целям физической культуры и спорта (включая спорт высших достижений), в частности способствовать физическому и интеллектуальному развитию способностей человека, совершенствованию его двигательной активности и формированию здорового образа жизни». У внимательного читателя возникнет вопрос: «Как же можно признать шахматы спортом, если они не способствуют физическому развитию?». На этот вопрос у нас нет ответа, как и на ещё одно нарушение юр. техники из данного приказа: «Основаниями для принятия решения об отказе во включении вида спорта во второй раздел Реестра является: развитие вида спорта менее чем в половине субъектов Российской Федерации». Развит спорт в субъекте или нет должно определяться органами исполнительной власти субъекта. Сам приказ не устанавливает никаких критериев «распростра-1
нения».
Так на основании чего соревновательная деятельность признаётся видом спорта? На наш взгляд главным здесь будет сложившиеся культурные традиции. Люди должны к этой соревновательной деятельности привыкнуть. Но есть и ещё одно данная соревновательная деятельность должна нести выгоду, либо в виде оздоровления (население должно быть сильным и здоровым, именно это очевидно является причиной наибольшей поддержки от государства именно тем видам спорта, которые связаны с физическими нагрузками), либо в виде прибылей иных, интеллектуального развития населения и дохода с денежного оборота идущего через спортивные организации. Спортом признаны шахматы и покер, важность первых пояснять не имеет смысла, а о последнем крайне подробно написал доктор юридических наук, профессор МГЮА С.В. Алексеев.
Киберспорт ничем не отличается от иных видов интеллектуального спорта, более того он несёт дополни-
1 Приказ Минспорта России от 02.09.2013 N 702"0б утверждении Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2013 N 29916) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 42, 21.10.2013
2Статья: Правовой статус спортивного покера в России (Алексеев С.В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2009, N 2
тельные выгоды, связанные с притоком средств в наукоёмкие отрасли, а следовательно с ускорением НТП. Южная Корея (15-е место по ВВП, 31-е по экономической свободе, 38-е по условиям для бизнеса) давно признала киберспорт национальным видом спорта, не только вследствие его популярности в Южной Кореи, но и из-за его действия на развитие мобильной, компьютерной промышленности, повышение занятости населения и создание новых возможностей для самореализации людей. Эта поддержка выражена не только словами, так южнокорейский университет Чунан с 2015 года будет зачислять вне конкурса профессиональных киберспортсменов, следует заметить, что этот университет входит в топ 10 ВУЗов Южной Кореи, являясь одним из престижнейших мест для получения высшего образования. Корея стала первой страной решившей выдавать киберспортсменам визы профессиональных спортсменов, августе 2013 года канадский игрок в League of Legends Дэнни "Shiphtur" Ли получил визу профессионального спортсмена в США. В декабре ее получил Ким Дон Хван, также известный как viOLet, играющий в StarCraft 2. Таким образом можно отметить, что национальные программы поддержки киберспорта существуют в США и Китае. С недавних пор ряд университетов США начал выплачивать стипендии игрокам в "Dota2" наравне с футболистами и баскетболистами. В первую очередь это было продиктовано желанием университета Роберта Морриса в Иллинойсе заявить о себе в недавно созданных студенческих компьютерных лигах, а за его примером быстро подтянулись другие.
В мире не прекращаются попытки создания киберс-портивных организаций по аналогу FIFA, NBA, uefa, однако они по большей части оканчивались провалом, в силу отсутствия у организаторов знаний и навыков юридической техники. Организовать их пытаются не просто так, игрокам не платят организации взявшие их в свои спортивные команды, этим организациям отказываются платить спонсоры, организаторы турниров не выплачивают выигрыши команды крадут друг у друга игроков в середине сезона и многое другое.
Эти проблемы должны быть решены дополнительным регулированием этих новых общественных отношений нормами трудового права. Если вам кажется, что России эти проблемы пока ещё не касаются, то вы заблуждаетесь. СНГ и Россия в частности крайне плодовиты в отношении создания игровых коллективов и рождения звёзд мировой киберспортивной сцены с 2006 года существует киберспортивная лига студентов Москвы призовой фонд которой в текущем году составил 260000 рублей, это далеко не рекордный показатель в мире киберспорта, призовой фонд последнего международного турнира по ,^ОТА2"составил 11 миллионов долларов (призовой фонд формировался за счёт 10% стоимости от каждого проданного билета), однако это турниры совершенно разных уровней. Организаторами соревнований выступали Молодежный центр СВАО, Федерация компьютерного спорта Москвы и Студенческая община при поддержке Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
Стоить отметить и расцветающие буйным цветом сайты «ставок на стримеров», например: «2ladder.ru» (стример - лицо транслирующее онлайн, посредством сети интернет, свой игровой процесс, т.е. изображение с монитора ЭВМ). Эти сайты являются по сути ничем иным, как букмекерскими конторами, однако в силу в целом пренебрежения законодателем развлекатель-
ной сферы высоких технологий эти сайты остаются вне поля зрения налоговых и правозащитных служб.3
Вдвойне любопытнее, на фоне сказанного выше, становится история признания компьютерного спорта в Российской Федерации. Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта. Это произошло 25 июля 2001 года по распоряжению главы Госкомспорта России Рожкова Павла Алексеевича.4 После смены руководства и переименования Госкомспорта России в Федеральное агентство по физической культуре и спорту, а также в связи с последующим введением в действие Всероссийского реестра видов спорта (ВРВС), потребовалось повторить процедуру признания компьютерного спорта. 12 марта 2004 г. по распоряжению главы Госком-спорта России Вячеслава Фетисова. При этом В июле 2006 г. Киберспорт вновь был исключен из Всероссийского реестра видов спорта5 вследствие того, что он не соответствовал критериям, необходимым для включения в этот реестр: развитие в более чем половине субъектов Российской Федерации и наличие зарегистрированного в установленном порядке общероссийского физкультурно-спортивного объединения.6 На счёт последнего Росспорт ошибся, с 2000-го года в России действует Федерация компьютерного спорта.7
Перейдём к тем льготам, которые имеют спортсмены признанных законодателем видов спорта.
Статья 24 ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" «Права и обязанности спортсменов» приводит ряд прав, связанных со статусом спортсмена, наш взгляд наибольший интерес представляет пункт четвёртый первой части данной статьи.
1. Спортсмены имеют право на:
4) заключение трудовых договоров в порядке, установленном трудовым законодательством;
5) содействие общероссийских спортивных федераций по выбранным видам спорта в защите прав и законных интересов спортсменов в международных спортивных организациях;
Он отсылает нас к ст. 348.2 трудового кодекса РФ, которая устанавливает дополнительные права спортсменов по трудовому договору, такие, как обеспечении работодателем страхования жизни и здоровья спортсмена, а также медицинского страхования в целях получения спортсменом дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования с указанием условий этих видов страхования.
Работодатели обязаны как при приеме на работу, так и в период действия трудового договора знакомить спортсменов, тренеров под роспись с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями, правилами соответствующих видов спорта, положениями (регламентами) о спортивных соревнова-
3 Впрочем, существуют факты, свидетельствующие об изменении такого положения вещей: [Электронный ресурс]Евгения Ефи-менко «Суды дали казне подпитку из виртуального мира» // http://pravo.ru/court_report/view/116162/ (дата обращения: 03.03.2015)
4Приказ Госкомспорта РФ от 25.07.2001 № 449 «О введении видов спорта в государственные программы физического воспитания»
5Приказ Федерального агентства по физической культуре и спорту от 4 июля 2006 г № 414 «О компьютерном спорте»
6Положение «О Всероссийском реестре видов спорта (ВРВС)» (утв. Приказом Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 28 сентября 2004 г № 273)
7Министерство Юстиции Российской Федерации, рег. №4015
ниях, общероссийскими антидопинговыми правилами и антидопинговыми правилами, утвержденными международными антидопинговыми организациями, условиями договоров работодателя со спонсорами (партнерами), с рекламодателями, организаторами спортивных мероприятий и общероссийскими спортивными федерациями в части, непосредственно связанной с трудовой деятельностью спортсменов, тренеров. Знакомить спортсменов, тренеров с указанными нормами, правилами, положениями (регламентами) и условиями в части, непосредственно связанной с их участием в спортивных мероприятиях в составе спортивной сборной команды Российской Федерации, обязана общероссийская спортивная федерация по соответствующим виду или видам спорта.
Статьи 38, 39 ФЗ № 329 устанавливают основы финансового и медицинского обеспечения спорта соответственно. Из них для нас интереснее всего отнесение обеспечения мер для развития физической культуры и массового спорта к расходным обязательствам субъектов и муниципальных образований, отнесение обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации спортсменов, в том числе финансирование их подготовки к всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям к расходным обязательствам РФ8
Статья 39 устанавливает ряд мер по медицинскому обеспечению спортсменов. 1) систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц;
2) оценку соответствия физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья;
3) профилактику и лечение заболеваний этих лиц и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию;
4) восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.
Постановление Правительства РФ от 01.07.2010 N 493 вводит единовременные денежные поощрения лауреатам национальных номинаций в области физической культуры и спорта.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что даже на федеральном уровне спортсмены имеют множество льгот и привилегий, с переходом на региональный уровень их число только увеличивается. Наибольшей прогрессивностью в этой сфере обладает законодательства Санкт-Петербурга, такой вывод можно сделать после анализа статей 113, 114 социального кодекса Санкт-Петербурга. Более того, распоряжение Комитета по физической культуре и спорту Правительства Санкт-Петербурга от 06.12.2012 N 195-р гарантирует ежемесячные выплаты спортсменам.
Законодательство Москвы хоть и не даёт таких прав, однако также гарантирует ряд приятных привилегий спортсменам, например, бесплатное мед страхование (ст.26, 17 закона г. Москвы от 15.07.2009 N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве").
Немаловажным нам кажется отметить, что сохранение здоровья нации и дальнейшее улучшение качества мед услуг упоминается во всех посланиях президента и Национальных Стратегиях. Киберспортсмены, как и все прочие спортсмены страдают профессиональными заболеваниями. Так глубокое исследование
8Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЭ"О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 178-180, 14.12.2007.
это проблемы было осуществлено в рамках работы «Профилактика профессиональных заболеваний ки-берспортсменов» Корчемной Нины Валерьевны, магистра физической культуры, старшего преподавателя кафедры физического воспитания и спорта Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» обнародованной в рамках в рамках круглого стола «Компьютерные игры и двигательная активность школьников» проводимого Российским государственным университетом физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. Исследование показывает, что среди киберспортсменов распространены заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания органов зрения, артрит рук, ниже приведена схема, иллюстрирующая проблемы здоровья, с которыми сталкиваются киберспортсмены и пути их решения.
Проблемы должны решаться не только за счёт средств работодателя, но и за счёт средств государства (субъекта). Так Закон г. Москвы от 15.07.2009 N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве"9 в статьях 26, 27 устанавливает социальные гарантии по медицинскому обслуживанию и страхованию для лиц, занимающихся спортом, а статья 14 того же закона закрепляет за городом Москва обязанность по популяризации спорта, а в эту деятельность также должно входить и разъяснение мер, способствующих профилактике связанных с конкретным спортом заболеваний.
В заключении мы укажем конкретные изменения, которые на наш взгляд необходимо внести в НПА регулирующие сферу спорта.
Во-первых, изменить п.п. в п. 43 порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения, следует уточнить понятие «развитие более, чем в половине субъектов», на наш взгляд, следует установить нормативы того, что считать развитием, а лучше по аналогии с законом «О свободе совести и религиозных организациях» установить за органом исполнительной власти субъекта обязанность признания спорта в нём развитым при обращении в орган определённого количества людей (например, 15-20).
Во-вторых, хорошим решением нам видится создание комиссии, которая осуществляя совместную работу с крупнейшими киберспортивными коллективами
9 Опубликован на официальном сайте Московской городской Думы http://www.duma.mos.ru - 19.05.2014
установит типовые правила, которые смогут использовать эти организации в дальнейшем для заключения договоров со спортсменами, организации трансферов и т.д.
В заключение хочется высказать свои домыслы по поводу того, почему проблема о которой говорит статья до сих пор существует. Причин целый ряд, среди законодателей люди в большинстве своём пожилые, слабо представляющие современное положение вещей. Отсутствие заинтересованности киберспортив-ных ассоциаций в урегулировании их деятельности (хотя именно они во многом страдают, когда спортсмены уходят в другую команду в середине сезона). И конечно же отсутствие сильной организации, представляющей интересы киберспортсменов, тут самый подходящий пример - это IAAF, Всемирная федерация легкой атлетики. Она включает в себя миллион невеселых видов спорта, каждый из которых в одиночку не протянул бы и недели. Согласитесь, гораздо веселее гонять мячик или шайбу, нежели бегать стометровку или метать молот. Также и с киберспортром одна игра не может стать основой новой касты спортсменов, однако все они вместе приводят к тому, что на открытии WCG 2002 выступает президент Кореи.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 11.12.2014)
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ(ред. от 28.06.2014) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001
3. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 178-180, 14.12.2007.
4. Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 N 7 (ред. от 21.11.2013) "О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы").
5. Приказ Федерального агентства по физической культуре и спорту от 4 июля 2006 г № 414 «О компьютерном спорте»
6. Положение «О Всероссийском реестре видов спорта (ВРВС)» (утв. Приказом Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 28 сентября 2004 г № 273)
7. Приказ Госкомспорта РФ от 25.07.2001 № 449 «О введении видов спорта в государственные программы физического воспитания»
8. Приказ Минспорта России от 02.09.2013 N 702 "Об утверждении Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его веде-ния"(Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2013 N 29916) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 42, 21.10.2013
9. Положение «О Всероссийском реестре видов спорта (ВРВС)» (утв. Приказом Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 28 сентября 2004 г № 273)
10. Распоряжение Комитета по физической культуре и спорту Правительства Санкт-Петербурга от 06.12.2012 N 195-р
11. Закон г. Москвы от 15.07.2009 N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве"
12. Правовой статус спортивного покера в России (Алексеев С.В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2009, N 2
13. [Электронный ресурс] Евгения Ефименко «Суды дали казне подпитку из виртуального мира» // http://pravo.ru/court_report/view/116162/ (дата обращения: 03.03.2015)
Рецензия
на рукопись статьи к.ю.н., доц Буяновой А.В. и Петрова В.Е. на тему: «Киберспортсмены - особенности трудоправового статуса»
Рецензируемая статья выполнена на актуальную тему. Правовой статус профессиональных спортсменов находится сегодня в плоскости трудового права, поэтому появление новых видов спорта и их официальное законодательное закрепление, расширяет круг лиц, пользующихся трудовыми гарантиями.
Вместе с тем, не все страны одинаково подходят к формированию этого перечня, что порождает множество проблем в формировании их трудоправового статуса.
Сказанное в полной мере относится к такому новому виду спорта, как киберспорт.
Статья раскрывает проблемы правового регулирования труда лиц, занимающихся киберспортом, обобщается также зарубежный опыт. Несомненным достоинством рукописи являются конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
Все вышеизложенное дает все основания рекомендовать статью к публикации в научном журнале.
Рецензент
К.ю.н., доц. кафедры трудового права и права социального обеспечения НИУ ВШЭ О.Ю. Павловская