Научная статья на тему 'Кибернетические возможности учетно-аналитического управления бизнес-процессом'

Кибернетические возможности учетно-аналитического управления бизнес-процессом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бизнес-процесс / кибернетика / открытая система / информационное поле / синергетический эффект / генерация / управление. / Business process / cybernetics / open system / information field / synergetic effect / generation / management.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Елена Вячеславовна, Телеев Джамалутдин Садрутдинович

В статье генерированы возможности теории систем, методов кибернетики и учетно-аналитического инструментария для организации системы управления бизнес-процессами. Определена ключевая роль информации и информационного поля, насыщение которого многократно увеличивают развитие предприятия. Исследованы положительные и отрицательные стороны развития бизнес-процесса «по-горизонтали» и «по-вертикали». Сформулировано кибернетическое решение управления бизнес-процессами организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cybernetic possibilities of accounting and analytical management of business process

The article generates the possibilities of systems theory, cybernetics methods and accounting and analytical tools for organizing a business process management system. The key role of information and the information field is determined, the saturation of which greatly increases the development of the enterprise. The positive and negative aspects of the development of the business process "horizontally" and "vertically" were studied. A cybernetic solution for managing the organization's business processes has been formulated.

Текст научной работы на тему «Кибернетические возможности учетно-аналитического управления бизнес-процессом»

DOI: 10.38197/2072-2060-2023-244-6-262-276

КИБЕРНЕТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОМ

CYBERNETIC POSSIBILITIES OF ACCOUNTING AND ANALYTICAL MANAGEMENT OF BUSINESS PROCESS

Кузнецова Елена Вячеславовна

Доктор экономических наук, профессор кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и прогнозирования» Ростовского Государственного Экономического Университета (РИНХ)

Elena V. Kuznetsova

Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Economic Activity Analysis and Forecasting, Rostov State Economic University (RINH)

Телеев Джамалутдин Садрутдинович

Коммерческий директор ООО «Семеновод», Ростовская область

Dzhamalutdin S. Teleev

Commercial Director of Semenovod LLC, Rostov region

АННОТАЦИЯ

В статье генерированы возможности теории систем, методов кибернетики и учетно-аналитического инструментария для организации системы управления бизнес-процессами.

Определена ключевая роль информации и информационного поля, насыщение которого многократно увеличивают развитие предприятия.

Исследованы положительные и отрицательные стороны развития бизнес-процесса «по-горизонтали» и «по-вертикали». Сформулировано кибернетическое решение управления бизнес-процессами организации.

ABSTRACT

The article generates the possibilities of systems theory, cybernetics methods and accounting and analytical tools for organizing a business process management system.

The key role of information and the information field is determined, the saturation of which greatly increases the development of the enterprise.

The positive and negative aspects of the development of the business process "horizontally" and "vertically" were studied. A cybernetic solution for managing the organization's business processes has been formulated.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Бизнес-процесс, кибернетика, открытая система, информационное поле, синергетический эффект, генерация, управление.

KEYWORDS

Business process, cybernetics, open system, information field, synergetic effect, generation, management.

Основой деятельности предприятия является профессионально настроенный бизнес-процесс и алгоритм его проявления.

Каждый бизнес-процесс организации находится на определенном собственном этапе развития, то есть только начинающийся и требующий отработки многих моментов, или зрелый, приносящий наибольшую отдачу, или с затухающими ритмами.

Одним из вариантов управления бизнес-процессом является методика, основанная на инструментах кибернетики за счет преобразования, посредством информационного поля, бизнес-процесса «ресурсов на входе» в «ресурсы на выходе». По сути, данный алгоритм относится отчасти к стадии зрелости, а больше к затухающим ритмам бизнес-процесса.

Основными признаками этих стадий являются, во-первых, слабые внешние связи, достаточно низкий уровень открытости системы, и, во-вторых, производство новой продукции – это модернизация уже существующей.

Информационное поле бизнес-процесса движется горизонтально, все процедуры анализа и прогнозирования в данном случае имеют также горизонтальную направленность. Нет движения вверх. Развитие по горизонтали очень важно и решает задачи совершенствования бизнес-процесса в определенном периоде времени. Однако далее необходим новый виток.

Так, например, автозавод выпускает определенную модель (или определенный модельный ряд), отрабатывает все нюансы и возможности этой модели и какое-то время развитие бизнес-процесса движется по горизонтали (в случае с моделью автомобиля это примерно 5-10 лет) в пределах данной модели. Но на одной модели (или модельном ряду) работать вечно невозможно и приходит время, когда необходимо развитие, и возможно два варианта: или бизнес-процесс постепенно затухает и предприятие банкротится, или идет развитие по вертикали, переход на новый уровень (в случае с автозаводом – на новую, более совершенную модель или модельный ряд).

Это возможно при увеличении спектра действия информационного поля не только по горизонтали, но и по вертикали, то есть во внешнюю среду. Это позволяет полноценно реализовать все возможности предприятия как открытой системы, проявить закономерность самоорганизации.

Понятие «открытая система» введено Л.фон Берталанфи, который как основные отличительные черты выделил способность обмениваться со средой массой, энергией и информацией. Для системы управления, по его мнению, особенно важно поддерживать хороший обмен информацией со средой.

Более того, в открытых системах понятие цель меняется на понятие целеполагание. Разница заключается в том, что цель формируется извне, а целеполагание изнутри. И уже исходя из этого принципиально по-другому расставляются приоритеты. Информация из формирующей силы превращается в управляющую, то есть если на уровне горизонтального развития информационное поле бизнес-процесса за счет обратной связи формирует «ресурсы на входе» и «ресурсы на выходе», то развитие предприятия как полностью открытой системы позволяет за счет информации управлять бизнес-процессом на всех его уровнях. Первоначально, по нашему мнению, необходимо определить механизм управления бизнес-процессом как открытой системы.

Так, на уровне идеи о выпуске продукции внутренняя информация показывает характеристики новой продукции, ее предполагаемый объем выпуска, а внешняя – формирует общественное мнение о выпуске новой продукции, создает рынки сбыта еще на стадии разработки и т.д.

На стадиях формирования ресурсов и выпуска продукции внутренняя информация дает данные о возможных ресурсах, исходя из характеристик новой продукции, при этом разрабатываются новые технологии, подбирается персонал соответствующей квалификации и т.д. То есть информационное поле бизнес-процесса управляет формированием ресурсов. Внешняя информация «транслирует» потенциальным потребителям новые возможности ресурсов и технологий, за счет этого также осуществляется управление спросом на потенциальную продукцию.

На этапе продаж внутренняя информация дает плановые и фактические данные о продажах, причем плановые исходят из первого этапа, управляя потребностями потребителя.

Внешняя информация управляет продажами за счет рекламы, на базе формирования покупательской потребности и т.д.

Таким образом, при помощи информационного поля предприятие получает возможность управлять бизнес-процессом, а не быть управляемым. Однако, как открытая система, бизнес-процесс находится под действием закона «необходимого разнообразия», открытого У.Р. Эшби.

Он означает, что, создавая систему, способную справиться с решением проблемы, обладающей определенным, известным разнообразием (сложностью), нужно обеспечить, чтобы система имела еще большее разнообразие (знания методов решения), чем разнообразие решаемой проблемы, или была способна создавать в себе это разнообразие (владела методологией, могла разработать методику, предложить новые методы решения проблемы).

Применительно к системам управления закон «необходимого разнообразия» может быть сформулирован следующим образом: разнообразие управляющей системы (системы управления) (Vsu) должно быть больше (или по крайней мере равно) разнообразию управляемого объекта (Vou).

В настоящее время, время информации, она, по нашему мнению, и будет управлять всеми бизнес-процессами. Не зря говорят: «Кто владеет информацией – владеет миром». Но владение здесь не как машина подавления, а как инструмент управления.

Информация в первоначальном смысле означает сведения, передаваемые от одних лиц другим. Информация присущая всем явлениям и всем наукам.

Экономическая информация – это сведения, сообщения, знания (численные, текстовые, графические и др.) об экономическом состоянии тех или иных объектов и процессов общественной жизни. Таким образом, экономическая информация отражает не всякую человеческую деятельность, а лишь ту, которая имеет товарно-денежный характер (она или ее результаты являются предметом купли-продажи). По мере развития общества все большее число видов деятельности получает экономическую оценку (как за счет усложнения и диверсификации производства, так и путем перевода внеэкономических видов деятельности в экономические). Все это ведет к быстрому возрастанию объемов экономической информации, что с научной точки зрения является выражением кибернетического необходимого разнообразия принципа. У.Р. Эшби (согласно этому принципу прирост функциональной сложности любой целенаправленной системы должен сопровождаться мажорирующим приростом сложности ее системы управления, а, тем самым, состава и структуры информационных связей). [1, с.186]

С точки зрения бухгалтерского учета уже существуют и достаточно развиты понятия информационного капитала и информационных ресурсов.

Информационный капитал: 1) капитал, вкладываемый в информационные ресурсы и информационные технологии. 2) Способ функционирования так называемых нематериальных активов, к которым относят торговые марки, патенты, авторские и другие права, постоянство клиентуры, стратегическое видение перспектив (способность лучшего предвидения будущего), творческий потенциал работников, то есть все то, что обеспечивает конкурентное преимущество на рынке, эффективное управление капиталом в условиях неопределенности рыночной среды. Информационный капитал позволяет полнее использовать имеющиеся ресурсы. Важность информационного капитала определяется принципиальной неполнотой знаний о будущем.

Информационный капитал существует на индивидуальном, корпоративном и общественном уровнях. [1, с.184]

Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных хранениях и др.). Для описания информационных ресурсов обычно используют следующие характеристики: источники — вид документа, непосредственно образующего информационный массив, или способ извлечения информации для включения в информационный массив из документов определенного вида (например, учетно-статистические формы); принадлежность к информационной или организационной системе (например, ресурсы банковской информационной системы); форма собственности (государственная, частная, акционерная); назначение (ведомственные, внутрифирменные и пр.); открытость (секретные, ограниченного доступа, общедоступные); форма представления, носитель, способ распространения информации (машиночитаемые, через глобальные информационные сеть и т.п.).

Количество, качество и доступность информационных ресурсов во многом определяют уровень развития страны. [1, с.184]

Исследовав все стадии цикла бизнес-процесса, выявив его открытость, определив закономерности развития, возможности информационного управления, констатировав наличие информационных активов (информационных ресурсов) информационных пассивов (информационного капитала), становится возможным определить, каким же образом этот механизм работает.

Это происходит, по нашему мнению, на генерации и преобразовании информации. Аккумулирование информации, которая показывает ресурсы бизнес-процесса, происходит на счетах бухгалтерского учета, указанных в «дорожной карте» бизнес-процесса, отражающих «ресурсы на входе».

Накопленная на счетах информация об основных средствах, материальных ресурсах, человеческих ресурсах, нематериальных активах, социальном капитале и других каким-то образом должна между собой координироваться, взаимодействовать. И это взаимодействие носит, по нашему мнению, не случайный характер. Информация на счетах генерируются снизу вверх по степени снижения материальности. Внизу находятся исключительно материальные активы: основные средства и материальные ресурсы, далее следует человеческие ресурсы, социальный капитал, капитал внутреннего и внешнего потенциала и далее уже аккумулируется информация, отражающая действие- - выпуск, продажи, выполнение миссии. Такая последовательность генерации информации и обусловлена ее дальнейшим преобразованием.

Причем с целью анализа в рамках управленческого учета и кибернетического решения задачи развития бизнес-процесса необходимо выстроить два ряда таким образом сгруппированных счетов. В левом из которых будут отражаться возможности бизнес-процесса, а в правом – фактическая его реализация.

Возможность развития бизнес-процесса осуществляется путем движения информационных потоков сверху вниз. То есть исходя из миссии организации (например, сделать народный автомобиль, как у Г.Форда) определяется возможный объем продаж (исходя из проведенной работы по формированию потребности и сознания покупателей).

Исходя из данного объема продаж определяются масштабы выпуска продукции. Эффективный выпуск и продажи возможны при достаточно высоком развитии технологий производства (высокотехнологичные производства – это высококачественная современная продукция), инвестиционной привлекательности и потенциальных возможностей предприятия. Эти показатели бизнес-процесса способствуют эффективному росту социального капитала, который проявляется через человеческие ресурсы. Они же, в свою очередь, с той или иной эффективностью используют материальные ресурсы и основные средства. Причем здесь должно быть соответствие между уровнем квалификации персонала и возможностями использования материалов и основных средств. В противном случае, предприятие не получит соответствующей материалоотдачи и фондоотдачи.

Таким образом, по нашему мнению, осуществляется преобразование информации бизнес-процесса от миссии до конкретных ресурсов. При этом первоначальный толчок осуществляется изнутри предприятия, как намерение выполнять определенную миссию.

Этот ряд информационного поля показывает возможности реализации бизнес-процесса, которые получает предприятие, управляя внешними факторами за счет продвижения информации о продукции, ее возможностях и т.д.

В правом ряду с аккумулированной информации целесообразно разместить фактические данные на каждой ступени. При этом движение информации будет осуществляться снизу вверх. Первоначально приобретаются основные средства и материальные ресурсы, происходит использование их человеком (эффективное или неэффективное), в ходе производственного процесса формируется социальный капитал, предприятие становится более или менее инвестиционно привлекательным, ставятся на учет новые, примененные технологии. В результате прохождения этих шагов, выпускается, а затем продается продукция. Общим итогом бизнес-процесса является выполнение миссии.

Таким образом, с одной стороны представлены возможности бизнес-процесса, а с другой стороны – реальность его проявления. Однако в этом виде он не может быть реально воплощен, так как неукоснительно действует закон «необходимого разнообразия», который говорит нам о том, что разнообразие решений должно быть больше, чем разнообразие проблем (а возможности, как известно, проявляются через проблемы). Поэтому, чтобы фактический бизнес-процесс был более возможного, или хотя бы равен ему, необходима еще некая сила, которая перевесит в чаше весов всех возможностей (проблем) и позволит дать их реальное воплощение. Этой силой является синергетический эффект, получаемый от взаимодействия всех видов информации, то есть совместная, соорганизованная деятельность указанных активов и обязательств больше, чем их арифметическая сумма.

Синергетический эффект от совместного взаимодействия информации на всех счетах и созидание нового бизнес-процесса (восходящий поток) отражается на счетах фактических данных. Таким образом, синергетический эффект - это сила, которая дает превышение вариантов решения над проблемами.

Сравнение фактических данных по счетам с прогнозными данными дает возможность определить степень реализованности и влияние синергетического эффекта, полученного за счет генерации информации на всех уровнях бизнес-процесса.

Если мы получаем положительное отклонение, или хотя бы нулевое, то речь идет о фактической реализации потенциальных возможностей, которая позволит значительно увеличить активы и собственность предприятия до уровня, который изначально закладывали, используя информацию как управляющую функцию. Организации, получающие положительную разницу – это всегда предприятия-лидеры. Руководители этих предприятий полностью реализуют возможности и более того, управляют этими возможностями. Но, к сожалению, их единицы.

Если же мы получаем отрицательное отклонение фактических значений от прогнозных, это означает, что предприятие полностью не реализует возможности. То есть посредством управления информацией создаются возможности выпуска новой продукции, формирование рынков и сегментов продаж, создание и внедрение новых технологий, подготовка кадров и т.д. Но на каком-то этапе эти возможности не реализуются и общий результат не достигнут в том объеме, в котором изначально закладывался.

Таким образом, использование кибернетических возможностей позволяет разработать механизм управления бизнес-процессом на всех этапах осуществления его деятельности за счет действия информационного поля. Открытость системы последнего позволило, во-первых, действие информационного поля исследовать не только внутри, но и во вне, и, во-вторых, рассматривать бизнес-процесс как самоуправляемую систему, в которой информация является управляющим центром. Опираясь на эти возможности функционирования бизнес-процессом, используя учетные базы для генерации информации и кибернетические инструменты управления организационными процессами и предлагается система учетно-аналитического управления бизнес-процессом. В данной системе предусмотрены аккумуляторы информации в виде счетов бухгалтерского учета, движение потока информации от функции выполнения миссии бизнес-процесса до его материально-технического оснащения. Поток данной информации отражает возможности использования в ходе бизнес-процесса соответствующих активов и капитала.

Возникающий в результате взаимодействия ресурсов и собственности синергетический эффект является преобразователем информационного поля из возможного в фактически реализуемое. И движение потока вверх показывает реальное функционирование бизнес-процесса от формирования основных средств и материальных ресурсов до выполнения миссии бизнес-процесса.

Данная система позволяет определить, насколько предприятие в ходе реализации бизнес-процесса использовало все имеющиеся возможности. Причем такое сравнение можно провести как в целом по итогам бизнес процесса, так и по каждому виду актива и капитала, на счете которого с аккумулирована информация.

Библиографический список

1. Экономико-математический энциклопедический словарь, Данилова-Данильян В.И./ М.: Большая Российская энциклопедия: ИНФРА-М, 2003. — 887 с.

2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюктуры и теория предвидения: Избранные труды./ Н.Д. Кондратьев; Международный фонд Н.Д. Кондратьева и др.; Ред. колл.: Абалкин Л.И. (пред) и др.; сост. Яковец Ю.В. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. – 767 с.

3. Макашева Н. Проблема экономическая цикла и равновесия (вторая половина 1920-х – 1930-е годы) и проект теории экономической динамики Н.Д. Кондратьева. / Н. Макашева // Вопросы экономики . – 2014 - №1. – с. 23-38

4. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия/ Е.Е. Румянцев – М.: ИНФРА-М, 2011 – 882 с.

5. Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Пер. с англ. В. Ноздриной. – М.: Поколение, 2007. – С. 43.

6. Сухарев О.С. Структурный анализ экономики. — М., / Финансы и статистика / 2012. — 216 с.

7. Теория и систем и системный анализ в управление организациями: Справочник: учеб. Пособие / под. Ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2012. – 848 с.: ил.

References

1. Jekonomiko-matematicheskij jenciklopedicheskij slovar', Danilova-Danil'jan V.I./ M.: Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija: INFRA-M, 2003. — 887 s.

2. Kondrat'ev N.D. Bol'shie cikly kon#juktury i teorija predvidenija: Izbrannye trudy./ N.D. Kondrat'ev; Mezhdunarodnyj fond N.D. Kondrat'eva i dr.; Red. koll.: Abalkin L.I. (pred) i dr.; sost. Jakovec Ju.V. – M.: ZAO «Izdatel'stvo «Jekonomika», 2002. – 767 s.

3. Makasheva N. Problema jekonomicheskaja cikla i ravnovesija (vtoraja polovina 1920-h – 1930-e gody) i proekt teorii jekonomicheskoj dinamiki N.D. Kondrat'eva. / N. Makasheva // Voprosy jekonomiki . – 2014 - №1. – s. 23-38

4. Rumjanceva E.E. Novaja jekonomicheskaja jenciklopedija/ E.E. Rumjancev – M.: INFRA-M, 2011 – 882 s.

5. Stjuart Tomas A. Intellektual'nyj kapital. Novyj istochnik bogatstva organizacij / Per. s angl. V. Nozdrinoj. – M.: Pokolenie, 2007. – S. 43.

6. Suharev O.S. Strukturnyj analiz jekonomiki. — M., / Finansy i statistika / 2012. — 216 s.

7. Teorija i sistem i sistemnyj analiz v upravlenie organizacijami: Spravochnik: ucheb. Posobie / pod. Red. V.N. Volkovoj i A.A. Emel'janova. – M.: Finansy i statistika; INFRA-M, 2012. – 848 s.: il.

Контактная информация / Contact information

Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)

344002, г.Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 69

Rostov State Economic University (RINH)

344002, Rostov-on-Don, st. B. Sadovaya, 69

Кузнецова Елена Вячеславовна/Elena V. Kuznetsova

kuev@mail.ru

ООО «Семеновод»

346865, Ростовская область, Неклиновский район, с.Носово, ул.Степная, 29

346865, Rostov region, Neklinovsky district, Nosovo village, Stepnaya street, 29

Телеев Джамалутдин Садрутдинович \ Dzhamalutdin S. Teleev

Teleev2012@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.