Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СВЯЗИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СВЯЗЬ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИЯ / АКТИВЫ / КАПИТАЛ / УЧЕТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брыкалов В.А.

Особенности деятельности организаций в сфере телекоммуникационной связи влекут за собой необходимость создания соответствующей учетно-аналитической системы управления. В статье проведен исторический и теоретический экскурс трактовок ключевых понятий, таких как бизнес-процесс, телекоммуникационная сфера, информация. Анализ существующих понятий и соотнесение их с требованиями текущего времени выявили возможности организации учетного процесса. Выявление характеристик материальной и нематериальной составляющих инфотелекоммуникационного процесса позволили определить их принадлежность к соответствующим активам и пассивам. Определена необходимость создания системы оценки и учета информации организаций телекоммуникационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PREREQUISITES FOR ORGANIZATION OF SYSTEM OF ACCOUNTING AND ANALYTICAL MANAGEMENT IN THE FIELD OF TELECOMMUNICATIONS

Features of activities of organizations in the field of telecommunications entail the need to create an appropriate accounting and analytical management system. Article provides a historical and theoretical insight into interpretation of key concepts such as business process, telecommunications, information. Analysis of existing concepts and their correlation with requirements of current time revealed the possibilities of organizing the accounting process. Identification of characteristics of material and non-material components of info-telecommunication process made it possible to determine their belonging to corresponding assets and liabilities. Necessity of creating a system for evaluating and accounting for information of organizations in telecommunications sector is determined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СВЯЗИ»

9. Братищев, А. В. Руководство к работе с пакетами MATLAB и SIMULINK. Элементы проектирования и анализа : учеб. пособие. — Ростов-на-Дону, 2012.

Bibliographic list

1. Bratishchev, A. V., Batishcheva, G. A., Zhuravliova, M. I. Bifurcation analysis and synergetic management of dynamic system «intermediary activity» // Intellectual resources — regional development. — 2018. — Vol. 4 (1). — Р. 2009-2013.

2. Bratishchev, A. V., Batishcheva, G. A., Zhuravliova, M. I. Bifurcation analysis and synergetic management of dynamic system «Intermediary activity» // Advances in Intelligent Systems and Computing book series. — 2019. — Vol. 896. — Р. 659-667.

3. Bratishchev, A. V., Batishcheva, G. A., Denisov, M. Y., Zhuravliova, M. I. Bifurcation analysis and synergetic control of dynamic system with several parameters // Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2020. — Vol. 1095. — Р. 639-646.

4. Bratishchev, A.V., Batishcheva, G. A., Zhuravliova, M. I., Guzenko, N. V. Mathematical model of demand and supply management // Advances in Intelligent Systems and Computing — ICAFS. — 2021. — Vol. 1306. — P. 678-684.

5. Batishcheva, G. A., Zhuravliova, M. I., Rogozhin, S. V. Mathematical model of production and exchange: bifurcation analysis and management // Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2021. — Vol. 362. — P. 488-495.

6. Milovanov, V. P. Non-equilibrium socio-economic systems: synergetics and self-organization. — M., 2001.

7. Bautin, N. N., Leontovich, E. A. Methods and techniques of qualitative research of dynamical systems on a plane. — M., 1990.

8. Dabney, J., Harman, T. Simulink-4. Secrets of mastery // BINOM. Laboratory of knowledge. — M., 2003.

9. Bratishchev, A. V. Guide to working with MATLAB and SIMULINK packages. Elements of design and analysis : textbook. — Rostov-on-Don, 2012.

Б0110.54220/у.юив.1991-0533.2022.78.2.023

В. А. Брыкалов

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СВЯЗИ

Аннотация

Особенности деятельности организаций в сфере телекоммуникационной связи влекут за собой необходимость создания соответствующей учетно-аналитической системы управления. В статье проведен исторический и теоретический экскурс трактовок ключевых понятий, таких как бизнес-процесс, телекоммуникационная сфера, информация. Анализ существующих понятий и соотнесение их с требованиями текущего времени выявили возможности организации учетного процесса. Выявление характеристик материальной и нематериальной составляющих инфотелекоммуникационного процесса позволили определить их принадлежность к соответствующим активам и пассивам. Определена необходимость создания системы оценки и учета информации организаций телекоммуникационной сферы.

Ключевые слова

Телекоммуникационная связь, бизнес-процесс, информация, активы, капитал, учетная система.

V. A. Brykalov

FORMATION OF PREREQUISITES FOR ORGANIZATION OF SYSTEM OF ACCOUNTING AND ANALYTICAL MANAGEMENT IN THE FIELD OF TELECOMMUNICATIONS

Annotation

Features of activities of organizations in the field of telecommunications entail the need to create an appropriate accounting and analytical management system. Article provides a historical and theoretical insight into interpretation of key concepts such as business process, telecommunications, information. Analysis of existing concepts and their correlation with requirements of current time revealed the possibilities of organizing the accounting process. Identification of characteristics of material and non-material components of info-telecommunication process made it possible to determine their belonging to corresponding assets and liabilities. Necessity of creating a system for evaluating and accounting for information of organizations in telecommunications sector is determined.

Keywords

Telecommunications, business process, information, assets, capital, accounting system.

Введение

Построение любой системы всегда начинается с общих положений и частных проявлений тех категорий, которые взаимоувязаны в системе. Так, для формирования основных положений и принципов учетно-аналитического управления бизнес-процессом в области информационных технологий и сфере телекоммуникационной связи требуется проработка понятий:

1) бизнес-процесс;

2) информационные технологии;

3) телекоммуникационная связь.

Нацеленность области телекоммуникаций на бизнес-процессы детерминируется направлениями развития отрасли и присущей осуществляемой телекоммуникационными организациями деятельности спецификой (исключительная нау-коемкость, перманентность процесса оказания услуг, свойственный им недолгий — при относительно низком уровне материалоемкости — жизненный цикл), а также потребностью осуществлять в отношении отдельных ресурсов и услуг контроль.

Все чаще сегодня встречается понятие бизнес-процесса, наравне с научной, в общепопулярной экономической лите-

ратуре — эксперты, вследствие популяризации понятия, отходят от глубоко научного восприятия бизнес-процессов, их теоретической сущности и ценности в практическом применении [7, с. 854]. При этом для учетно-аналитического управления требуется пояснение этого понятия и уровня его проявления.

Материалы и методы

Для решения поставленной задачи необходимо использование, обработка и анализ теоретических разработок и исторических данных, применение методов синтеза, анализа и подхода диалектического развития.

Обсуждение

Целостное понятие «бизнес-процесс», как показывает анализ актуального категориального аппарата, фактически не применяется, что исключает его эволюцию. Проведенный на основании зарубежной и отечественной литературы анализ свидетельствует о формировании от рассматриваемого понятия производных («реинжиниринг бизнес-процессов»), а также понятий «процесс», «бизнес» и разного рода производных от них («бизнес-цикл», «бизнес-система»).

Академик В. И. Данилов-Данильян понятие «бизнес» трактует как совокуп-

ность гарантирующих организацию прибыльного производства и распределения удовлетворяющих потребности людей и социальных групп товаров и услуг. Бизнес как институт хозяйствования может сопрягаться с различными социально-экономическими и политическими системами, однако чаще всего он связывается с развитием капитализма. Современный бизнес соответствует фазе развития капиталистического общества, переходящего в постиндустриальную (информационную) стадию. Главная цель бизнеса — создание и увеличение богатства, представляющего собой всю совокупность имеющихся в распоряжении индивидов, организаций и общества товаров, услуг, знаний, «человеческого капитала» и природных ресурсов, пригодных для использования в хозяйстве [5, а 33].

Существенно, что эти понятия в российской современной экономической литературе определяются с авторской точки зрения специалистов, в то время как «процесс», «бизнес», «бизнес-процесс» и производные от него в современной иностранной литературе определяются, как показало исследование, на основании того, в какой области обозначенные категории используются. Этим исключается их тождественность — определения существенно меняются в зависимости от экономического ракурса.

Так, «бизнес» в словаре по бухгалтерскому учету определяется как то, что существует для целей налога на добавленную стоимость; деятельность — коммерческая (связанная потенциально с НДС, по умолчанию) при условии ее соответствия регламентированному Директивами ЕС об НДС понятию экономической деятельности. «Имущественный бизнес» — совокупность всех производимых одним налогоплательщиком займов, взимание подоходного налога на доходы от собственности производится с прибыли одного имущественного бизнеса налогоплательщика. Как правило, суды придерживались позиции, что каждая компания ведет бизнес, что и является

присущим ей характерным признаком. Но владение акциями другой компании — тоже бизнес. Вычеты при определении облагаемой налогом на прибыль прибыли осуществляются для расходов с коммерческой целью. Для расходов с внутренней (или двойственной) цели не осуществляются никакие вычеты.

Как направленная на завершение работы продукта или единицы стоимости операция в производственном цикле организации определяется понятие «процесс». Так, составители Оксфордского словаря с позиции бухгалтерского учета представляют бизнес как налогоплательщика, рассматривая процесс с позиции производства продукции и ее обслуживания [7, а 855].

Таким образом, проанализировав существующие трактовки и систематизации понятия «бизнес-процесс», преломив их через сферу телекоммуникационной деятельности и указав на возможные ракурсы его учета, считаем возможным сформулировать авторское определение. По нашему мнению, бизнес-процесс — это генерация различных видов деятельности, направленных на качественную передачу информации на микро-, мезо- и макроуровнях по соответствующим каналам связи, и требующая осуществления учета, контроля и управления посредством различных видов учета.

Что касается сферы информационных технологий и сферы телекоммуникационной связи, то следует придерживаться того, что телекоммуникационная деятельность — предполагающая прием, передачу и доставку информации деятельность. Связанная с проектированием программно-аппаратных комплексов, предоставлением услуг по разработке, внедрению и апробированию информационных систем, созданием программного обеспечения и базирующихся на нем сервисов деятельность относится ко второму направлению. И содержанием третьего является деятельность в сфере теле- и радиовещания и включающая в свое содержание деятельность полигра-

фическую и издательскую деятельность в сфере массовых коммуникаций.

Проведенный анализ понятий «бизнес-процесс», «информационные технологии», «телекоммуникационная связь», выявив понимание обобщающего понятия «инфотелекоммуникационных технологий», позволил сделать вывод о возможности дифференциации процесса с точки зрения формы и содержания.

С точки зрения формы во всех видах телекоммуникационной деятельности (телефонная связь, документальная связь и теле- и радиовещание, интернет) можно говорить о технических средствах и каналах связи. Содержание же, по нашему мнению, представлено той информацией, которая передается по этим каналам связи.

Мы уже давно привыкли к тому, что в большинстве случаев мы оцениваем и учитываем те виды активов и капитала, которые можно «потрогать», то есть осязаемые материальные активы. И хотя у нас достаточно давно введено в оборот понятие нематериальных активов, оно, во-первых, еще достаточно мало используется как в хозяйственном обороте, так и, естественно, в учетных процедурах, во-вторых, даже принимаемые к учету нематериальные активы, как правило, отражают какие-либо технологии, то есть задокументированный и зарегистрированный алгоритм, направленный на создание какой-либо ценности (свидетельства о регистрации программ для ЭВМ, патенты) или зарегистрированные товарные знаки, бренды, которые через показатель нематериальных активов увеличивают стоимость фирмы и ее инвестиционную привлекательность.

Так, Джонатан Сазерленд и Дайан Кэнуэлл пишут в словаре «Бухгалтерский учет и финансы. Ключевые понятия»: нематериальный актив иначе называют невидимым активом. Это актив (asset), который не является физическим объектом. Другими словами, к нематериальным активам относятся гудвилл (goodwill), названия торговых марок, па-

тенты, товарные знаки, авторские права и франшизы. Очевидно, что нематериальные активы — понятие, противоположное материальным активам (tangible assets) [1, c. 167].

Особый интерес вызывает тот факт, что нематериальные активы могут быть таковыми в большей или меньшей степени. Торговые марки, товарные знаки или патенты, например, имеют некоторую вещественную форму в том смысле, что их можно со всей определенностью отнести к активам. Другие нематериальные активы более эфемерны. Гудвилл, пожалуй, — один из самых нематериальных активов, поскольку у него нет документальных подтверждений, и его рыночная стоимость может меняться. Гудвилл является чрезвычайно ценным нематериальным активом в том смысле, что он может предоставить самому предприятию или его потенциальному покупателю возможность капитализации будущей прибыли, полученной от работы и налаженных деловых связей, которые и составляют его суть.

Однако есть небольшое различие между некоторыми формами нематериальных активов. Гудвилл можно назвать либо нематериальным, либо невидимым активом, в то время как страховые полисы, например, называют только невидимыми активами, но никогда — нематериальными [1, с. 167].

Исследуя возможности учета и организации учетно-аналитического управления деятельностью телекоммуникационных компаний, можно изначально отталкиваться от дифференциации телекоммуникационной деятельности на следующие составляющие:

- телефонную связь, которая представлена международной, междугородней, сотовой, спутниковой, космической и другими видами связи;

- документальной связью: факс, телефакс, телеграф и т. д.;

- трансляцией и распределением программ телевидения и радиовещания;

- интернет.

Формой во всех этих видах телекоммуникационной деятельности будут являться каналы связи как материальная составляющая процесса. Что касается их учета, то здесь следует разделять возможности и перспективы финансового и управленческого учета. Финансовый диктует нам достаточно жесткие правила игры, направленные на соблюдение четких норм учета затрат, амортизации, списания и прочих правил, так как это связано, в первую очередь, с налогообложением и составлением бухгалтерской отчетности, на что, собственно, и направлен финансовый учет. Другая ситуация с управленческим учетом — он не обременен жесткими рамками и предназначен для решения внутренних управленческих задач. Учет-но-аналитическое управление этой формальной стороной деятельности телекоммуникационной компаний будет осуществляться, по нашему мнению, посредством управленческого учета затрат бизнес-процессов.

Для разработки методики учетно-аналитического управления содержательной частью, то есть передаваемой по каналам связи информацией, нужны новые, ориентированные на реальный спрос, а не на классические принципы, подходы.

История формирования понятия довольна интересна. В философском словаре первоначальное его значение (рус. «представление, понятие, разъяснение» от лат. ЫЪгтаайб) представлено, как:

1) сообщение, передаваемые о чем-либо сведения, осведомление о ситуации;

2) передача, отражение присущего любым процессам и объектам живой и неживой природы разнообразия;

3) сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; находящееся в постоянной связи с управлением сообщение;

4) снимаемая, уменьшаемая при получении сообщений неопределенность.

Следует отметить, что вплоть до середины XX века сохранялась изначальная трактовка понятия «информа-

ция» как сведений — его динамичная эволюция началась позднее.

Вследствие совершенствования технических средств и телекоммуникационной деятельности, в условиях увеличения объема передаваемых сообщений, для оптимизации условий передачи стала необходимой возможность измерения сообщений. В 20-е гг. ХХ в. были предприняты первые попытки измерения объема информации. В 1948 г. создана математическая теория информации. В статье «Математическая теория связи» авторы К. Шеннон и У. Уивер представили возможность использования для измерения объема информации вероятностных методов. Ими была предложена объединяющая 6 составляющих (источник информации, передатчик, линия связи, приемник, адресат и источник помех) абстрактная модель связи и теорема о кодировании, помехоустойчивости, пропускной способности и т. д. Не все сообщения, которыми люди обмениваются или передают по техническим каналам связи, определялись как информация в данной теории — в расчет принимались только уменьшающие у адресата неопределенность. Неопределенность имеет место, когда дефицит информации порождает необходимость выбора одной из двух или большего числа возможностей [4, с. 222].

Математическая теория информации не исчерпывается только представленным вероятностным вариантом, известны алгоритмический, «динамический», комбинаторный, топологический и другие варианты. Уместно приравнивание применяемых для измерения информации математических подходов к синтаксическим теориям, т. к. содержание их — описание только заключенной в сообщениях знаковой структуры. Изучение таких аспектов информации как аксиологический (полезность, важность) и содержательный (значение, смысл) имеет место в семантических и прагматических теориях. Информация — носитель многих качеств, которые не исчерпываются содержанием, важностью и объемом. Если говорить об

информации социальной, то в трудах таких авторов как: Ф. Н. Цырдя, Г. Т. Журавлёв, В. Г. Афанасьев и др. — в рамках социальной теории информации рассматриваются как присущие ей характеристики также: выразительность, надежность, оперативность, оптимальность, эффективность, новизна, доказательность, убедительность, точность, глубина, полнота, достоверность, правдивость. Экономическая информация входит в состав социальной [4, с. 222].

В качестве одной из ключевых — в числе понятий связи и управления — категорий используется информация в кибернетике. Н. Винер предложил в 1948 г. «информационное видение» кибернетики как науки об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах. В 6070-х гг. прошлого века были представлены исследования, освещающие идею синтеза знаний о связи и управлении в развиваемой школой Б. Н. Петрова «информационной теории управления» не только на содержательном, но и на формально-математическом уровне. Статус понятия общенаучного, общего для всех частных наук рассматриваемое понятие получило во второй половине ХХ в. [4, с. 222].

XXI век уже характеризуется стремительным развитием информации как потока, проникающего во все сферы жизни, и это не могло не отразиться на учетно-аналитической сфере как отражающей реальные процессы.

Широко входят в оборот понятия «информационное общество», «информационные потребности», «информационные ресурсы», «информационный капитал». И мы видим, как информация меняет окружающий мир.

Возникшие понятия соответствующих ресурсов и капитала четко говорят нам о том, что этот незримая составляющая становится активом и пассивом организации, а соответственно, изменяется собственность компании. И телекоммуникационные компании, работающие непосредственно с информацией, первыми

сталкиваются с необходимостью постановки на учет информационных активов и информационного капитала.

Выводы

В сфере инфотелекоммуникацион-ных технологий, включающей в себя материальную составляющую в виде обслуживания каналов связи, и нематериальную составляющую, в виде принимаемой и транслируемой информации, назрела острая необходимость формирования системы учетно-аналитического управления, направленного на организацию управленческого учета бизнес-процессов, и разработки специальных методов оценки и учета информационных потоков.

Библиографический список

1. Сазерленд, Д., Кэнуэлл, Д. Бухгалтерский учет и финансы. Ключевые понятия. — М., 2005.

2. Туякова, З. С., Черемушникова, Т. В. Классификация затрат телекоммуникационных компаний по бизнес-процессам // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2013. — № 8 (157). — С. 233-240.

3. Туякова, З. С., Черемушникова, Т. В. Содержание и структура бизнес-процессов телекоммуникационных компаний как объектов управленческого учета // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2012. — № 13 (149). — С. 369-375.

4. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М., 1989.

5. Экономико-математический энциклопедический словарь / В. И. Данилов-Данильян. — М., 2003.

6. Элиот, Тр., Герберт, Д. Интегрированные бизнес-системы: Экспресс-курс. — М., 2005.

7. Телеев, Д. С. Влияние значения понятия «бизнес-процесса» на формирование учетно-аналитической системы управления // Финансовая экономика. — 2019. — № 3. — С. 854-858.

Bibliographic list

1. Sutherland, D., Canwell, D. Accounting and finance. Key concepts. — M., 2005.

2. Tuyakova, Z. S., Cheremushnikov, T. V. Classification of costs of telecommunications companies by business processes // Bulletin of Orenburg State University. — 2013. — № 8 (157). — P. 233-240.

3. Tuyakova, Z. S., Cheremushnikov, T. V. Content and structure of business processes of telecommunications companies as objects of management accounting // Bulletin of Orenburg State University. — 2012. — № 13 (149). — P. 369-375.

DOI 10.54220/v.rsue.1991-0533.2022.78.2.024

4. Philosophical Encyclopedic Dictionary / editorial board: S. S. Averintsev, E. A. Arab-Ogly, L. F. Ilyichev etc. — 2nd ed. — M., 1989.

5. Economic and Mathematical Encyclopedic Dictionary / V. I. Danilov-Danilyan. — M., 2003.

6. Eliot, Tr., Herbert, D. Integrated business systems: Express course. — M., 2005.

7. Teleev, D. S. Influence of meaning of concept of «business-process» on formation of accounting and analytical management system // Finance economics. — 2019. — № 3. — P. 854-858.

И. В. Гашенко, И. В. Оробинская, С. Ю. Левандовский

УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ В САНКЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ

РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Цель статьи заключается в выявлении проявлений налоговых рисков, оценке их уровня в России, а также разработке рекомендаций по управлению налоговыми рисками в санкционных условиях российской экономики. В результате идентифицировано четыре потенциальных проявления налоговых рисков, которые могут усилиться в санкционных условиях российской экономики: замедление темпа экономического роста, уменьшение притока инвестиций в экономику, рост безработицы и дефицит государственного бюджета. Для оценки налоговых рисков бизнеса рассмотрены характеристики налогового климата в России в 2016 г. и в 2020 г. Для оценки налоговых рисков государства рассмотрена структура доходов государственного бюджета. Обосновано, что в России налоговые риски ниже, чем в других странах, и в санкционных условиях российской экономики повышение этих рисков маловероятно. Для предотвращения наступления рисковых событий предложены рекомендации по системному управлению налоговыми рисками в санкцион-ных условиях российской экономики.

Ключевые слова

Налоговые риски, меры по снижению налоговых рисков, оптимизация налогообложения, налоговые доходные источники бюджета в санкционных условиях, реформирование налоговой системы.

I. V. Gashenko, I. V. Orobinskaya, S. Yu. Levandovskiy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TAX RISK MANAGEMENT IN SANCTIONED CONDITIONS OF RUSSIAN ECONOMY

Annotation

Purpose of article is to identify manifestations of tax risks, assess their level in Russia, as well as develop recommendations for managing tax risks in sanctioned conditions of Russian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.