DOI 10.24411/2658-7866-2019-10002 УДК 32
https://orcid.org/0000-0001-6659-2975
штш
Хуа Ли
Кибербезопасность в России в свете Доктрины информационной безопасности РФ 2016 года
В статье рассматривается вопрос об информационной безопасности в России через анализ Доктрины информационной безопасности РФ 2016 года. Автор статьи доказывает, что расширенное применение информационных технологий в разных областях, стимулируя развитие экономики и совершенствование функционирования общественных и государственных институтов, одновременно порождает все больше информационных угроз. В статье подчеркивается, что информационная безопасность всегда находится в самом центре внимания правительства России, она воспринимается в качестве важнейшей части национальной безопасности. Автор обобщает и систематизирует внешние факторы угрозы информационной безопасности России: использование информационных технологий рядом зарубежных стран для атаки на российскую информационную инфраструктуру в военных целях; усиление деятельности организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, оказание информационно-психологического воздействия со стороны отдельных стран на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в России и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности; тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации; наращивание информационного воздействия на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовнонравственных ценностей. Автор анализирует внутренние угрозы информационной безопасности, связанные с высоким уровнем зависимости от западных разработок в информационной сфере и недостаточностью кадрового обеспечения в области информационной безопасности, обосновывая необходимость преодоления технологического отставания IT-индустрии и создания независимой защищенной информационной инфраструктуры РФ. В статье рассматриваются основные характеристики в обеспечении информационной безопасности в России: отстаивание суверенитета информационного пространства, информационное противоборство в военных целях, усиление контроля за содержанием информации, продвижение международного сотрудничества в информационной безопасности, производится описание системы органов, обеспечивающих информационную безопасность и анализ правового обеспечения этой безопасности в России.
Ключевые слова: Доктрина, информационная безопасность, киберугрозы, законы РФ, Роскомнадзор, правовое обеспечение, информационная защита, информационные ресурсы.
Hua Li
Cybersecurity in Russia according to the Russian Federation’s 2016 information security Doctrine
The article considers the issue on information security in Russia through the analysis of the Russian Federation’s 2016 Information Security Doctrine. The author of the article proves that the expanded application of information technologies in different fields, stimulating the development of the economy and improving the functioning of public and state institutions makes more and more information threats at the same time. The article emphasizes that information security is always the focus of attention of the Russian government, it is perceived as an essential part of national security. The author summarizes and systematizes external factors of threat to information security in Russia: use of information technologies by a number of foreign countries to attack Russian information infrastructure for military purposes; strengthening the activities of organizations carrying out technical intelligence against Russian State bodies, providing information and psychological influence on the part of certain countries to destabilize the national political and social situation in Russia and resulting in the undermining of sovereignty and violation of territorial integrity; the tendency in foreign media to increase the volume of materials containing a biased assessment of the State policy of the Russian Federation; increasing the information impact on the Russian population, especially young people, in order to erode traditional Russian spiritual and moral values. The author analyzes internal threats to information security related to a high level of dependence on Western developments in the information sphere and insufficient personnel support in the field of information security, justifying the need to overcome the technological lag of the IT industry and create an independent protected information infrastructure of the Russian Federation. The article considers the main characteristics in ensuring information security in Russia: defending the sovereignty of the information space, information confrontation for military purposes, strengthening control over the information content, promoting international cooperation in information security, describing the system of bodies ensuring information security and analysing the legal provision of this security in Russia.
© Хуа Ли, 2019
Кибербезопасность в России в свете Доктрины информационной безопасности РФ 2016 года
13
Мир русскоговорящих стран
Key words: doctrine, information security, cyber threats, laws of the Russian Federation; Federal Service for Supervision in the Sphere of Telecom, Information Technologies and Mass Communications; legal support, information protection, information resources.
Сегодня Россия уже стала крупной интернет-державой. По данным Всероссийского омнибуса GfK, к началу 2019 года в России аудитория интернет-пользователей среди населения 16+ достигла 90 млн, что составило 75,4 % взрослого населения страны, а доля пользователей интернета на мобильных устройствах уже достигла 61 % [13]. В последние годы Россия активно внедряет циф-ровизацию и интернетизацию в экономике, социальной сфере, национальном управлении, обороне, вооруженных силах и др. Расширенное применение информационных технологий в разных областях, стимулируя развитие экономики и совершенствование функционирования общественных и государственных институтов, одновременно порождает все больше информационных угроз, которые в сложных мировых обстоятельствах приобретают более серьезный и актуальный характер.
По данным Национального координационного центра по компьютерным инцидентам [9], в 2018 году число кибератак на Россию выросло почти в два раза, составило миллиарды случаев. Как отметил замдиректора этого центра Николай Мурашов, в России практически ни одно важное событие не обходится без массированных кибератак извне. Например, во время Чемпионата мира по футболу его информационные ресурсы были подвержены более чем 25 млн вредоносных воздействий. В день президентских выборов России в 2018 году хакеры совершили массовые нападения, пытаясь вывести из строя систему видеонаблюдения за ходом голосования по всей стране. Эти кибератаки, по мнению российских экспертов, были совершены не коммерческими хакерами, а государственными структурами, спецслужбами зарубежных стран, в первую очередь США и Англии. По данным НКЦКИО, в рейтингах стран-источников киберугроз за 2016 и 2017 годы США стабильно занимали первое место, по разным оценкам, до 49 % всех мировых атак происходили именно оттуда, Нидерланды оказались на втором месте (до 25 %), Великобритания на третьем (до 21 %), Германия на четвертом (до 16 %), КНР на пятом (до 12 %),
а доля кибератак РФ не превышала 5 %. Среди стран, которые пострадали от кибератак, США также занимают первое место, на их долю пришелся 41 %, за США следует Россия с долей 10%, тройку замыкает Великобритания с 3 %.
Киберпреступления в России увеличиваются с каждым годом, в период с января по август 2018 года правоохранительными органами РФ зарегистрировано 107 тыс. 980 преступлений, совершенных при помощи компьютерных и телекоммуникационных технологий, это на 44 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ущерб от этого вида преступлений за этот период составил почти 400 млрд рублей [16]. По мнению экспертов, преступность в Шефере чрезвычайно скрыта, еще немало страдающих не обращаются в правоохранительные органы, в связи с неквалифицированными средствами раскрытия и расследования многие дела не доходят до суда, и уровень фактических преступлений в этой сфере должен быть намного выше этой цифры.
Информационная безопасность всегда находится в самом центре внимания правительства России, она воспринимается в качестве важнейшей части национальной безопасности, является одной из главных составляющих политики РФ. Еще в 2000 году, когда Интернет только начинал набирать популярность в России, Президентом РФ была утверждена первая Доктрина информационной безопасности РФ, содержащая совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ. В 2016 году была принята новая Доктрина по этой проблеме, заменившая документ 2000 года. Доктрина в России является документом стратегического планирования в информационной сфере, на ее основе формируется государственная политика, разрабатываются законы и нормативные акты для регулирования общественных отношений в информационной сфере. Первая Доктрина действовала 16 лет, новая Доктрина описывает стратегию действий по обеспечению информационной безопасности в России минимум на
14
Ху а Ли
шттшшъ
следующий десяток лет, Доктрина также показывает существующие на данный момент в России недостатки и ее приоритетные направления для построения системы информационной безопасности. В данной статье вопрос об информационной безопасности в России рассматривается исходя из Доктрины 2016 года.
I. Основные угрозы информационной безопасности в России
Доктрина 2000 года основывалась на предположениях о потенциально возможных кибератаках со стороны криминалов, международных террористических организаций, разведывательных структур иностранных государств. Новая Доктрина с учетом реальных событий, произошедших в сфере информационной безопасности за последние 16 лет, понимает информационные угрозы в более широком значении. В новой Доктрине под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз.
Основными внешними угрозами, как указано в новой Доктрине, являются: использование информационных технологий рядом зарубежных стран для атаки на российскую информационную инфраструктуру в военных целях; усиление деятельности организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, оказание информационно-психологического воздействия со стороны отдельных стран на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в России и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности; тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации; наращивание информационного воздействия на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Отсюда видно, «субъектами» внешних угроз могут быть не только криминалы, но и общественные организации, коммерческие учреждения, и правительственные органы зарубежных стран, для достижения своих целей они в качестве инструментов применяют и
информационные технологии и саму «информацию», их «объектами» служат и информационная инфраструктура РФ, и российские государственные органы, и научные организации, и предприятия оборонно-промышленного комплекса, также и население РФ, в первую очередь ее молодежь, в информационной сфере бывают и прямые нападения, взломы, и «хроническое» психологическое воздействие; информационные противодействия или атаки извне совершаются в криминальных, террористических, военных и геополитических целях.
Основные внутренние информационные угрозы, в первую очередь, связаны с неконку-рентоспособностью российских информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок и высоким уровнем зависимости от западных разработок в информационной сфере. Национальные интересы России в данной сфере во многом зависят от скорейшего преодоления технологического отставания IT-индустрии, и создания независимой защищенной информационной инфраструктуры РФ, особенно на ее критических участках. Угрозой информационной безопасности, отмеченной в Доктрине, является и недостаточность кадрового обеспечения в области информационной безопасности. Осенью 2017 г. глава Минкомсвязи Н. Никифоров заявил, что в России насчитывается около 500 тыс. ИТ-специалистов, а, чтобы реализовать «цифровую экономику», необходимо нарастить количество кадров до 1 % населения. России придется подготавливать в год в десять раз больше айгишников, в то время как сейчас их ежегодно готовится около 50 тысяч [5]. Низкая осведомленность россиян в вопросах обеспечения личной информационной безопасности в определенной степени является причиной роста киберпреступности, в особенности в кредитно-финансовой сфере.
Новая Доктрина подчеркивает важное значение доведения до российской и международной общественности «достоверной информации о государственной политике РФ и ее официальной позиции» [6]. Сегодня СМИ становятся оружием манипулирования общественным мнением, информация используется как оружие нападения и защиты в информационной войне. Образ России во многих западных СМИ искаженный. Согласно опубли-
Кибербезопасностъ в России в свете Доктрины информационной безопасности РФ 2016 года
15
Мир русскоговорящих стран
кованному 14 октября 2019 г. докладу государственного информагентства «Россия сегодня», почти половина всех статей в зарубежных СМИ о России- «негативные» [20]. В зарубежных изданиях нередко встречается фальсификация исторических событий, направленная на «подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества» [6]. Доктрина не оставила без внимания то, что «российские СМИ зачастую подвергаются за рубежом дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности» [6]. Например, российские СМИ - RT и Sputnik в США вынуждены зарегистрироваться в качестве иностранных агентов. Россия отвечает западным СМИ таким же: в 2017 году были внесены изменения в закон РФ о СМИ, Минюст РФ включил в список иноагентов девять иностранных СМИ. 21 ноября 2019 года Госдума РФ приняла в третьем чтении федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации» «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», медиапроект «Север. Реалии», созданный »Радио Свобода», стал десятым иностранным СМИ, включенным в реестр иноагентов. По законопроекту, статус «иностранного агента» может распространяться и на физических лиц, которые сотрудничают со СМИ-иноагентами, создают и (или) распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц информационные материалы, и получают финансирование из иностранных источников [3].
Задачи обеспечения информационной безопасности осложняются тем, что информационное пространство не имеет границ. В глобальном информационном пространстве киберпреступления и кибертерроризм стали общими угрозами для мирового сообщества.
II. Основные характеристики в обеспечении информационной безопасности в России
1. Отстаивание суверенитета информационного пространства
Доклад, составленный в 2015 году группой экспертов ООН из 20 стран, включая Россию,
США и Китай, подтвердил суверенное право стран в киберпространстве [12]. В Доктрине 2016 года Россия предлагает формирование «устойчивой системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационной сфере», подчеркивает необходимость «защиты суверенитета РФ в информационном пространстве» и «осуществления самостоятельной и независимой политики» в информационной безопасности. Это впервые Россия четко провозгласила национальный суверенитет информационного пространства. Сегодня виртуальное информационное пространство рассматривается как важная часть государства, подобно земле, морю, и небу. Утрата его суверенитета приведет к дестабилизации общества, даже к государственному перевороту. По закону РФ о персональных данных, с 1 сентября 2015 года личные данные граждан РФ должны храниться на российских серверах на территории России, что, несомненно, является правовой мерой для обеспечения суверенитета в информационном пространстве.
2. Информационное противоборство в военных целях
Новая Доктрина признает, что существует информационное противоборство между странами в военных целях, информационная война вполне способна перерасти в реальные военные конфликты. В феврале 2017 года министр обороны России С. Шойгу открыто объявил, что в России уже созданы войска информационных операций. Главной их задачей названа защита российских военных систем управления связи от кибертерроризма, а также ведение контрпропаганды [19]. На учениях «Кавказ-2016» российские военные впервые продемонстрировали «информационное противоборство». В учениях задействовали войска информационных операций, силы и средства радиоэлектронной борьбы и подразделения службы защиты государственной тайны. Начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Валерий Герасимов считает, что данная группа решает задачи наравне с теми, что реализует группа планирования огневого поражения. По словам генерала армии Ю. Балуевского, победа в информационном противоборстве в реалиях сегодняшнего мира приобретает подчас большее значение, чем победа в классической
16
Ху а Ли
шттшшъ
войне с применением оружия. Сегодня во всех военных округах России уже созданы центры информационного противоборства [11]. Как отметил специальный представитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности А. Крутских, теперь США, Великобритания разрабатывают методологию и навыки нанесения киберударов первыми, пытаясь втягивать Россию в кибергонку вооружений [7].
3. Усиление контроля за содержанием информации
Если Доктрина-2000 делала акцент на обеспечении прав человека на доступ к информации и использовании информации, то Доктрина-2016 подчеркивает необходимость соблюдения баланса между свободой обмена информацией и безопасностью страны, отсюда наблюдается тенденция усиления контроля властью за содержанием информации.
«Цветные» революции на постсоветском пространстве, а также «арабская весна» и «твиттер-революция» дают России понять, что чрезмерная свобода информации нанесет ущерб политической и социальной стабильности страны.
В новой Доктрине наблюдается особая бдительность России в защите своей молодежи от информационно-психологического воздействия. СМИ, соцсети, поисковые системы- это инструменты, которые формируют общественное мнение, манипулируют массовым сознанием, контролируют наше понимание окружающих реалий и образ поведения. За последние годы Россия ужесточила проверку контента киберпространства: в 2017 году Роскомнадзор в Интернете заблокировал более девяти тысяч «групп смерти», пропагандирующих суицид [14]. В 2019 году в России заблокировали 8 тыс. сайтов за пропаганду терроризма [1]. В России создан Единый реестр запрещенных интернет-ресурсов.
Кроме жесткого контроля за интернет-ресурсами, Россия также призывает к созданию здорового и качественного контента для молодых людей в информационном пространстве. Например, в 2018 году приказом Министерства связи и массовых коммуникаций был утвержден «План мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности
детей на 2018-2020 годы», целью программы является создание условий формирования безопасной информационной среды для детей.
4. Продвижение международного сотрудничества в информационной безопасности
Трансграничность информации и глобальность информационного пространства требуют совместных усилий международного сообщества для обеспечения информационной безопасности. В новой Доктрине Россия выступает за создание международной системы информационной безопасности, чтобы все страны участвовали в управлении сетью Интернет на равной основе, чтобы преодолеть доминирование США в информационном пространстве и защитить свой суверенитет в информационном пространстве.
Россия активно осуществляет многостороннее и двустороннее сотрудничество в области кибербезопасности в рамках ШОС, БРИКС, АТЭС и G20. В 2009 году в Екатеринбурге по инициативе России было подписано «Соглашение между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности», этот документ впервые в международно-правовом плане определяет наличие и существо конкретных угроз в области международной информационной безопасности, а также основные направления, принципы, формы и механизмы сотрудничества Сторон в этой сфере [18]. 8 мая 2015 года Китай и Россия подписали «Соглашение о сотрудничестве в обеспечении международной информационной безопасности», согласно которому, страны будут совместно реагировать на наиболее острые угрозы международной информационной безопасности. В 2016 году президент В. В. Путин и председатель Си Цзиньпин в Пекине подписали «Совместное заявление о взаимодействии в области развития информационного пространства», где подчеркнуто уважение суверенитета каждой страны в сети и расширение сотрудничества в области информационного пространства между двумя странами [17].
5 декабря 2018 года Еенеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов одобрила российскую резолюцию, содержащую кодекс поведения государств в Интер-
Кибербезопасностъ в России в свете Доктрины информационной безопасности РФ 2016 года
17
Мир русскоговорящих стран
нете, хотя США выступали против. Кодекс состоит из 13 принципов, призванных обеспечить мирное взаимодействие стран в информационной сфере. Один из них - соблюдение государственного суверенитета в Интернете. Этот документ запрещает предоставлять хакерам свои территорию и инфраструктуру для осуществления нападений, атаковать критическую информационную инфраструктуру друг друга, необоснованно обвинять другие государства в противоправном использовании Интернета. По мнению специалистов, этот документ хоть и не является юридически обязательным, но создает условия для выработки международной конвенции по информационной безопасности. По сути, это первый в истории «киберустав» в цифровой сфере [15].
5. Органы обеспечения информационной безопасности в РФ
Новая Доктрина описала систему органов, обеспечивающих информационную безопасность. Во главе этой системы стоит Президент РФ. Секретарь Совета Безопасности РФ ежегодно докладывает Президенту РФ о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению. Федеральное собрание в лице обоих палат создает необходимую нормативную базу. Правительство РФ координирует деятельность органов, отвечающих за информационную безопасность и обеспечивает их финансирование. Совет Безопасности РФ проводит работу по выявлению и оценке информационной безопасности Российской Федерации, осуществляет подготовку решений Президента РФ в области обеспечения информационной безопасности государства.
Непосредственное исполнение решений Президента и требований законодательства РФ в области защиты информационной безопасности возлагается на федеральные органы исполнительной власти. В состав таких органов входят: Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации (Спецсвязь ФСО России), Центр информационной безопасности ФСБ РФ и Бюро Специальных технических мероприятий (БСТМ) МВД РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минком-связи), Федеральная служба по надзору в сфе-
ре связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Кроме постоянно действующих федеральных органов для решения задач в сфере информационной безопасности Президент и Правительство РФ могут создавать межведомственные и межгосударственные комиссии. Для сотрудничества с федеральными органами могут создаваться специализированные органы субъектов федерации, а также местного самоуправления. В деятельность по обеспечению информационной безопасности вовлечены суды, которые осуществляют правосудие по делам о преступлениях, связанных с посягательствами на законные интересы личности, общества и государства в информационной сфере [4].
III. Правовое обеспечение информационной безопасности в РФ
Еще в «Концепции национальной безопасности РФ» 1997 года было указано, что информационная безопасность является главным приоритетом защиты национальной безопасности. Позднее опубликовали «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года» (2013 г.), «Стратегию кибербезопасности РФ» (2014 г.), «Стратегию национальной безопасности РФ» (2015 г.), «Доктрину информационной безопасности» (2000 г., 2016 г.) и «Стратегию развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы» (2017 г.). Эти программные документы, хотя не являются юридическими документами, но определяют фундаментальные подходы к обеспечению информационной безопасности в Российской Федерации и служат основой для принятия нормативных правовых актов в этой сфере.
Законодательство России в области информационных правоотношений начало формироваться начиная с 1991 г., например, был принят Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г., который в первый раз был изменен в 1991 году. Среди главных законов РФ, затрагивающих информационную сферу, в первую очередь, нужно выделить Конституцию РФ, принятую 12 декабря 1993 года. Этот основной закон гарантирует право на информацию и обеспечение конфиденциальности данных. В Граж-
18
Ху а Ли
шттшшъ
данском кодексе РФ фигурируют такие понятия как банковская, коммерческая и служебная тайна. В Уголовном кодексе РФ отдельная глава 28 посвящается «Преступлениям в сфере компьютерной информации».
Основополагающим среди российских законов, посвященных вопросам информационной безопасности, следует считать закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. Согласно этому закону, защита информации осуществляется в виде принятия различных правовых, организационных и технических мер, имеющих целью: 1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, блокирования, копирования, предоставления, распространения, уничтожения, модифицирования и от других неправомерных действий;
2) соблюдение режима конфиденциальности для информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации в рамках закона. Сфера действия Закона охватывает отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации. С развитием информационного общества в этот Закон постоянно вносятся изменения. 13 июля 2015 в очередной раз в него внесен изменения, и в России появился так называемый закон «о праве на забвение», который обязывает поисковые системы с 1 января 2016 года по заявлению гражданина и без решения суда удалять из результатов поиска ссылки на незаконную, недостоверную или неактуальную информацию о заявителе.
Нормы для обеспечения информационной безопасности разбросаны по многим отраслям права, среди них стоит выделить следующие базовые законы: Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 (ред. от 06.06.2019 г.); Федеральный закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 (ред. от 29.07.2018 г.); Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 г. (ред. от 03.07.2016 г.); Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. (ред. от 02.08.2019 г.);Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011; (ред. от 23.06.2016 г.); Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003
(ред. от 06.06.2019 г.); Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 (ред. от 18.04.2018 г.); Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 (ред. от 28.12.2017 г.); Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6.03.2006 г. (ред. от 18 апреля 2018 г.); Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 (ред. от 31.12.2017 г.). С 1 января 2018 года в силу вступил Федеральный закон от 26 июля 2017 г. «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Согласно закону «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ», на значимых объектах критической информационной инфраструктуры и в сетях электросвязи должны быть установлены технические средства государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации. Этот закон принят для «эффективного функционирования системы безопасности», а также «существенно снизит общественно-политические, финансовые и иные негативные последствия для Российской Федерации в случае проведения против нее компьютерных атак» [8].
Эти законы многократно подвергались изменению, например, Федеральный закон «О связи» с 2003 г. изменялся 63 раза, федеральный закон «Об информации, ИТ и защите информации» - 31 раз с 2006 г. Изменения или поправки часто приводят к появлению новых значимых законов. Например, 7 июля 2016 года в результате внесения поправок в закон «О противодействии терроризму» и другие акты, касающиеся этого вопроса, сформировался так называемый закон Яровой, обязывающий операторов связи и интернет-компании с июля 2018 года хранить аудиозаписи разговоров и переписку пользователей.
По подсчетам некоторых ученых [10], за период 1990-2013 гг. в России было принято около 400 законов, так или иначе регулирующих отношения по поводу информации и ИКТ, информационная тематика нашла отражение более чем в 1 500 федеральных законах. Кроме этого, были созданы еще тысячи постановлений Правительства и указов Президента по этим вопросам.
Кибербезопасность в России в свете Доктрины информационной безопасности РФ 2016 года
19
Мир русскоговорящих стран
Чтобы упорядочить разрозненные в настоящее время правовые элементы, ликвидировать расхождения, повысить законодательный уровень информационной безопасности, в России эксперты призывают интегрировать все законы об информации, связи и информационной защите в Единый информационный кодекс [2].
Библиографический список
1. В 2019 году в России заблокировали 8 тыс.
сайтов за пропаганду терроризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.dp.ru/a/2019/10/16/V 2019 godu v Ro ssii zabl. - (Дата обращения: 18.11.2019).
2. В России могут создать единый информационный кодекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.report/v-rossii-mogut-sozdat-edinyiy-informatsionnyiy-kodeks/. - (Дата обращения: 27.11.2019).
3. Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении федеральный закон «О внесении изменений в Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://komitet2-16.km.duma.gov.ru/Novosti Komitet a/item/20593593/. - (Дата обращения: 25.11.2019).
4. Государственные органы в сфере защиты
информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://bstudy .net/677152/informatika/
gosudarstvennye organy sfere zaschity informatsii. -(Дата обращения: 23.11.2019).
5. Для цифровой экономики России придется готовить в 10 раз больше айтишников, чем сейчас [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cnews.ru/news/top/2018-10-15 dlya tsifrovoj
ekonomiki rossii pridetsya gotovit. - (Дата обращения: 28.10.2019).
6. Доктрина информационной безопасности
РФ 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/
doc/71456224/. - (Дата обращения: 27.11.2019).
7. За год почти в два раза выросло число ки-
бератак на Россию. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https ://www. 1 tv.ru/news/2018-12-11/357111-
za god pochti v dva raza vyroslo
chislo kiberatak na rossiyu. - (Дата обращения:
16.11.2019).
8. Закон о критической информационной инфраструктуре. Главное [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://smartbabr.com/7doc = 1092.-(Дата обращения: 25.11.2019).
9. Количество киберпреступлений в РФ выросло вдвое [Электронный ресурс]. - Режим до-
ступа: https://rg.ru/2018/09/05/kolichestvo-
kiberprestuplenij-v-rf-vyroslo-vdvoe.html. - (Дата
обращения: 18.10.2019).
10. Концепция информационного кодекса Российской Федерации [Текст] / РАН. Ин-т государства и права; под ред. И. Л. Бачило. - М. : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. - 192 с.
11. На учениях «Кавказ-2016» российские военные впервые продемонстрировали «информационное противоборство» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://nation-news.ru/213 630-na-ucheniyah-kavkaz-2016-rossiiskie-voennye-vpervye-prodemonstrirovali-informacionnoe-protivoborstvo. - (Дата обращения: 18.11.2019).
12. Нам удалось договориться в условиях
конфронтации и санкций [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/. - 2790234. - (Дата обращения: 22.11.2019).
13. Проникновение Интернета в Россию: ито-
ги 2018 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dnative.ru/proniknovenie-intemeta-v-
rossii-itogi-2018-goda/. - (Дата обращения:
21.11.2019).
14. Роскомнадзор заблокировал более девяти
тысяч «групп смерти» с начала года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ria.ru/20170602/1495632157.html. - (Дата обращения: 18.11.2019).
15. Россия зашла в ООН со своим киберуста-
вом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www.kommersant.ru/doc/3 821853.- (Дата
обращения: 23.11.2019).
16. С начала 2018 года ущерб от киберпреступлений в России оценивается в 400 млрд рублей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosbalt.ru/russia/2018/10/01/1735771.ht ml. - (Дата обращения: 18.10.2019).
17. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития информационного пространства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5099. - (Дата обращения: 20.11.2019).
18. Соглашение стран ШОС о сотрудниче-
стве в области информационной безопасности вступило в силу. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infoshos.ru/ru/7idn = 8381.-
(Дата обращения: 19.11.2019).
19. Шойгу рассказал о задачах войск инфор-
мационных операций. [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
https://ria.rn/20170222/1488617708.html. - (Дата обращения: 23.11.2019).
20. Эксперты «России сегодня» выпустили доклад о том, что половина западных статей про Россию- негативные. [Электронный ресурс].-
20
Ху а Ли
шттшшъ
Режим доступа:
https://meduza.io/feature/2019/10/23/eksperty-rossii-segodnya-vypustili-doklad-o-tom-chto-polovina-zapadnyh-statey-pro-rossiyu-negativnye-mnogie-iz-nih-napisal-odin-i-tot-zhe-britanskiy-zhumalist. -(Дата обращения: 28.10.2019).
Reference List
1. V 2019 godu v Rossii zablokirovali 8 tys. sajtov za propagandu terrorizma = In 2019 in Russia 8 thousand sites have been blocked for terrorism propaganda [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.dp.rU/a/2019/10/16/V 2019 godu v Ro ssii zabl. - (Data obrashhenija: 18.11.2019).
2. V Rossii mogut sozdaf edinyj informacionnyj kodeks = Russia can make a single information code [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://digital.report/v-rossii-mogut-sozdat-edinyiy-informatsionnyiy-kodeks/. - (Data obrashhenija:
27.11.2019).
3. Gosduma prinjala v tret'em (okonchatefnom)
chtenii federafnyj zakon «О vnesenii izmenenij v Zakon RF «О sredstvah massovoj informacii» i Fed-erafnyj zakon «Ob informacii, informacionnyh tehnologijah i о zashhite informacii» = The State Duma adopted in the third (final) reading the federal law «About introduction of amendments to the Act of the Russian Federation «About Mass Media» and the Federal law «About Information, Information Technologies and on Information Security» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
http://komitet2-16.km.duma.gov.ru/Novosti Komitet a/item/20593593/. - (Data obrashhenija: 25.11.2019)
4. Gosudarstvennye organy v sfere zashhity in-
formacii = State authorities in the field of information security [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https ://bstudy.net/677152/informatika/
gosudarstvennye organy sfere zaschityinformatsii. - (Data obrashhenija: 23.11.2019).
5. Dlja cifrovoj jekonomiki Rossii pridetsja gotovif v 10 raz bol'she ajtishnikov, chem sejchas = For the digital economy of Russia they will have to prepare 10 times more IT-specialists than now [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://cnews.ru/news/top/2018-10-15 dlya tsifrovoj
ekonomiki rossii pridetsya gotovit. - (data
obrashhenija: 28.10.2019).
6. Doktrina informacionnoj bezopasnosti RF
2016 goda = Russian Federation’s 2016 Information Security Doctrine [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/
doc/71456224/. - (Data obrashhenija: 27.11.2019).
7. Za god pochti v dva raza vyroslo chislo
kiberatak na Rossiju = The number of cyber attacks on Russia has almost doubled in a year [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
https ://www. 1 tv.ru/news/2018-12-11/357111-
za god pochti v dva raza vyroslo chis-
lo kiberataknarossiyu. - (Data obrashhenija:
16.11.2019).
8. Zakon о kriticheskoj informacionnoj infra-strukture. Glavnoe = Critical information infrastructure Act. Main thing [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://smartbabr.com/7doc = 1092. - (Data obrashhenija: 25.11.2019).
9. Kolichestvo kiberprestuplenij v RF vyroslo vdvoe = Number of cybercrime in Russia doubled [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2018/09/05/kolichestvo-kiberprestuplenij-v-rf-vyroslo-vdvoe.html. - (Data obrashhenija: 18.10.2019).
10. Koncepcija informacionnogo kodeksa Ros-sijskoj Federacii = Concept of the Information Code of the Russian Federation [Tekst] / RAN. In-t gosu-darstva i prava ; pod red. I. L. Bachilo. - M. : Ka-non+ ROOI «Reabilitacija», 2014. - 192 s.
11. Na uchenijah «Kavkaz-2016» rossijskie voennye vpervye prodemonstrirovali «informacion-noe protivoborstvo» = At the 2016 Caucasus training, the Russian soldiery demonstrated «information confrontation» for the first time [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https ://nation-news .ru/213630-na-ucheniyah-kavkaz-2016-rossiiskie-voennye-vpervye-prodemonstrirovali-informacionnoe-protivoborstvo. -(Data obrashhenija: 18.11.2019).
12. Nam udalos' dogovorit'sja v uslovijah kon-frontacii i sankcij = We managed to agree in the face of confrontation and sanctions [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/. -2790234. - (Data obrashhenija: 22.11.2019).
13. Proniknovenie Interneta v Rossiju: itogi 2018 goda= Internet penetration into Russia: 2018 results [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://dnative.ru/proniknovenie-intemeta-v-rossii-itogi-2018-goda/. - (Data obrashhenija: 21.11.2019).
14. Roskomnadzor zablokiroval bolee devjati
tysjach «grupp smerti» s nachala goda= Roskomnadzor has blocked more than nine thousand «death groups» since the beginning of the year [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
https://ria.rn/20170602/1495632157.html. - (Data obrashhenija: 18.11.2019).
15. Rossija zashla v OON so svoim
kiberustavom = Russia entered the UN with its cyber charter [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https ://www.kommersant.ru/doc/3 821853.- (Data
obrashhenija: 23.11.2019).
16. S nachala 2018 goda ushherb ot kiberprestuplenij v Rossii ocenivaetsja v 400 mlrd rublej = Since the beginning of 2018 damage from cybercrime in Russia is estimated at 400 billion rubles [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.rosbalt.ru/russia/2018/10/01/173 5771 .ht ml. - (Data obrashhenija: 18.10.2019).
Кибербезопасность в России в свете Доктрины информационной безопасности РФ 2016 года
21
Мир русскоговорящих стран
17. Sovmestnoe zajavlenie Prezidenta Rossijskoj
Federacii i Predsedatelja Kitajskoj Narodnoj Respu-bliki о vzaimodejstvii v oblasti razvitija infor-macionnogo prostranstva = Joint statement by the President of the Russian Federation and the President of the People's Republic of China on cooperation in the information space development [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
http://www.kremlin.ru/supplement/5099. - (Data
obrashhenija: 20.11.2019).
18. Soglashenie stran ShOS о sotrudnichestve v
oblasti informacionnoj bezopasnosti vstupilo v silu = SCO Agreement on cooperation in the field of information security has gone into effect [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
http://www.infoshos.ru/ru/7idn = 8381.- (Data
obrashhenija: 19.11.2019).
19. Shojgu rasskazal о zadachah vojsk infor-
macionnyh operacij = Shoigu said about the tasks of information operations troops [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa:
https://ria.ru/20170222/1488617708.html. - (Data obrashhenija: 23.11.2019).
20. Jeksperty «Rossii segodnja» vypustili doklad о tom, chto polovina zapadnyh statej pro Rossiju-negativnye = Experts of «Russia Today» released a report that half of Western articles about Russia are negative [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://meduza.io/feature/2019/10/23/eksperty-rossii-segodnya-vypustili-doklad-o-tom-chto-polovina-zapadnyh-statey-pro-rossiyu-negativnye-mnogie-iz-nih-napisal-odin-i-tot-zhe-britanskiy-zhumalist. -(Data obrashhenija: 28.10.2019).
22
XyaJIu