Научная статья на тему 'КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчемкина Ю.В., Мамылина Н.В., Колесник Е.А.

Введение. В статье рассмотрены особенности применения кейс-технологий в образовательном процессе и обоснована необходимость применения кейс-заданий при обучении медико-биологическим дисциплинам будущих учителей физической культуры в контексте формирования информационно-аналитической компетенции и представлений об организме человека как едином целом в неразрывной взаимосвязи с факторами окружающей среды. Материалы и методы. В качестве основных методов исследования выступили анализ литературы по проблемам применения методов активного обучения, в том числе кейс-технологий, формирования информационно-аналитической компетенции и подготовки учителей физической культуры. Диагностика проводилась по авторской методике. Результаты. Исследование уровня сформированности информационно-аналитической компетенции у студентов первого курса, обучающихся по профилям физкультурной направленности, показало, что у обучающихся компетенция сформирована на низком уровне. В качестве инструмента для решения проблемы предложено использовать кейс-задания в процессе обучения студентов дисциплинам медико-биологической направленности. Обсуждение. Высказано предположение, что кейс-задачи по медико-биологическим дисциплинам будут способствовать формированию информационно-аналитической компетенции в комплексном и самостоятельном освоении здоровьесберегающих технологий будущими учителями физической культуры на всех этапах обучения. Заключение. Сделан вывод о необходимости формирования у студентов профилей физкультурной направленности информационно-аналитической компетенции и применения физиологического холистического принципа, то есть представления об организме человека как единой системе в процессе обучения, выполнения кейс-заданий по медико-биологическим дисциплинам. Основные положения: - проанализированы особенности применения кейс-технологий в образовательном процессе; - проведена диагностика уровня сформированности информационно-аналитической компетенции студентов-будущих учителей физической культуры; - предложено применять кейс-задачи при обучении студентов дисциплинам медико-биологического профиля для формирования и развития информационно-аналитической компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчемкина Ю.В., Мамылина Н.В., Колесник Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE-TECHNOLOGIES AS A MEANS FOR FORMING INFORMATION-ANALYTICAL СOMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Introduction. The article discusses the features of the use of case technologies in the educational process and substantiates the need for the use of case tasks in teaching biomedical disciplines to future physical education teachers in the context of the formation of information-analytical competence and ideas about the human body as a whole in an inseparable relationship with environmental factors. Materials and methods. The main research methods were the analysis of literature on the problems of applying active learning methods, including case technologies, the formation of information-analytical competence and the training of physical education teachers. Diagnostics was carried out according to the author's method. Results. The study of the level of formation of information-analytical competence among first-year students studying in physical education profiles showed that the students' competence is formed at a low level. As a tool for solving the problem, it is proposed to use case-tasks in the process of teaching students the disciplines of medical and biological orientation. Discussion . It has been suggested that case-tasks in biomedical disciplines will contribute to the formation of information-analytical competence in the integrated and independent mastering of health-saving technologies by future teachers of physical culture at all stages of education. Conclusion. It is concluded that it is necessary to form physical culture profiles of information and analytical competence among students and apply the physiological holistic principle, that is, the idea of the human body as a single system in the learning process, the implementation of case tasks in biomedical disciplines. Highlights: The features of the use of case technologies in the educational process are analyzed; Dagnostics of the level of formation of information-analytical competence of students-future teachers of physical culture was carried out; It is proposed to apply case-tasks in teaching students the disciplines of medical and biological profile for the formation and development of information and analytical competence.

Текст научной работы на тему «КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

«

s ж

SJ

J

hq «

Ж

s

И5 ^

Ж §

I

У

I

И5

Si

Научная статья УДК 378 ББК 74.48

DOI 10.25588/CSPU.2022.167.1.008

Ю. В. Корчемкина1, Н. В. Мамылина2, Е. А. Колесник3

1ORCID № 0000-0002-5864-8075 Старший преподаватель кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: korchemkinayuv@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-5880-439X Доцент, доктор биологических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: mamilinanv@cspu.ru

3ORCID № 0000-0002-2326-651X Кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: kolesnikea@cspu.ru

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

Введение. В статье рассмотрены особенности применения кейс-технологий в образовательном процессе и обоснована необходимость применения кейс-заданий при обучении медико-биологическим дисциплинам будущих учителей физической культуры в контексте формирования информационно-аналитической компетенции и представлений об организме человека как едином целом в неразрывной взаимосвязи с факторами окружающей среды.

Материалы и методы. В качестве основных методов исследования выступили анализ литературы по проблемам применения методов активного обучения, в том числе кейс-технологий, формирования информационно-аналитической компетенции и подготовки учителей физической культуры. Диагностика проводилась по авторской методике.

© Корчемкина Ю. В., Мамылина Н. В., Колесник Е. А., 2022

Результаты. Исследование уровня сформированности информационно-аналитической компетенции у студентов первого курса, обучающихся по профилям физкультурной направленности, показало, что у обучающихся компетенция сформирована на низком уровне. В качестве инструмента для решения проблемы предложено использовать кейс-задания в процессе обучения студентов дисциплинам медико-биологической направленности.

Обсуждение. Высказано предположение, что кейс-задачи по медико-биологическим дисциплинам будут способствовать формированию информационно-аналитической компетенции в комплексном и самостоятельном освоении здоро-вьесберегающих технологий будущими учителями физической культуры на всех § этапах обучения.

1 Введение (Introduction)

В образовательном процессе высшей школы происходит поиск эффективных методов обучения, среди которых инновационные технологии, существенно повышают качество образовательной деятельности. Новые кейс-технологии в этом случае способствуют эффективному

муся отводится центральное место, а преподавателю — роль руководителя, который обеспечивает правильный ход процесса обучения [1; 2]. Основные идеи кейс-технологии заключаются в следующем:

§ о

S

Заключение. Сделан вывод о необходимости формирования у студентов и

ка к

профилей физкультурной направленности информационно-аналитической компетенции и применения физиологического холистического принципа, то есть

е

представления об организме человека как единой системе в процессе обучения, с

выполнения кейс-заданий по медико-биологическим дисциплинам. 1

о

Ключевые слова: кейс-технологии; информационно-аналитическая ком- ^ петенция; физическая культура; медико-биологические дисциплины; холистиче- ^ ский принцип.

Основные положения: а

н

- проанализированы особенности применения кейс-технологий в образовательном процессе;

- проведена диагностика уровня сформированности информационно -ана- § литической компетенции студентов-будущих учителей физической культуры;

а

- предложено применять кейс-задачи при обучении студентов дисципли- и

8

нам медико-биологического профиля для формирования и развития информаци- нн

онно-аналитической компетенции. а

н

ал и

к

формированию знаний, умений и навыков, то есть компетенций. Кейс- ц

и и

технология относится к активным методам обучения, которые, как пра- и с^

§ уд

вило, предполагают управляемый процесс обучения, где обучающе- С V

S

§

К < я

ли и

^ е

е

Й

- технология используется при обучении дисциплинам, в которых на поставленный вопрос может не быть единственного ответа, а проблема преподавания направлена на получение не единственного ответа, а многих вариантов ответов и ориентацию их в проблемном поле.

- в процессе обучения происходит не только овладение готовыми знаниями, умениями, навыками, а, в первую очередь осуществляется их поиск, анализ с акцентом на совместную деятельность обучающегося и преподавателя;

- результатом использования кейс-технологии выступают знания, умения и навыки, опыт деятельности, умения применять в практической деятельности знания о принципах функционирования организма человека и его взаимоотношения с факторами среды жизнедеятельности [3];

- при использовании кейс-технологии в процессе обучения отрабатываются коммуникативные умения и навыки [4].

В ходе решения кейсов студенты осуществляют работу с информацией: получают информацию из различных источников, обрабатывают её и представляют в виде некоторого отчёта или презентации. Таким образом, можно говорить о том, что происходит формирование,

развитие и применение информационно-аналитической компетенции

ь;

» обучающихся [5].

2 Материалы и методы (Materials and methods)

и

I

^ В ходе проведения исследования по разработанному инстру-

ментарию, в основу которого положена работа со специальным образом составленным текстом [5], проведена диагностика информационно-аналитической компетенции студентов первого курса очной ^ формы обучения Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, обучающихся по направлению «Педа-

ж

§ гогическое образование» (44.03.05), профили «Физическая культура.

I

у

I

Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура. Дополнительное образование (менеджмент спортивной индустрии)». В иссле-

В

g> довании приняли участие 23 студента.

3 Результаты (Results)

В результате исследования получены следующие результаты (рисунок 1).

Рисунок 1 — Результаты исследования уровня сформированности информационно-аналитической компетенции будущих учителей физической культуры

Figure 1 — The results of the study of the level of formation of information and analytical skills of future teachers of physical culture

Результаты диагностики информационно-аналитической умении будущих учителей физической культуры свидетельствуют о том, что почти 2/3 исследуемых (65,2 %) имеют низкий уровень сформиро-ванности информационно-аналитической компетенции, что свидетельствует о том, что проблема формирования и развития данных умений и навыков у обучающихся имеет высокую актуальность. Стоит отметить, что низкий уровень сформированности отмечается практически по всем уровням информационно-аналитической компетенции, особенно относящимся к группам репродуктивно-продуктивного и эвристического преобразования информации. В то же время очевидным является

Ж §

О

г S

s g

« 3

№ g

с

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в

О ф

ж 3

О в а ж

ж ж

Ф g

а -к

s О

ж ж

о

а

ж

§

s

s

s

Л

№ û

О

Kl «

м

ж

№ ж

Фж S S

ч д

û S

о ^ « £ О ж

ж , «

ж i

CT

is 3

тот факт, что работа с информацией является одной из важнейших составляющих деятельности учителя, в том числе и учителей физической культуры.

Образовательные программы по профилям обучения в области физической культуры имеют особенности, которые заключаются в том, что часть занятий проходит в условиях спортивных залов. В рамках данных занятий формирование информационно-аналитической компетенции является затруднительным. Однако в учебных планах по данным профилям обучения содержится целый ряд дисциплин медико-биологической направленности, при изучении которых работа с информацией играет важное значение.

Ситуационные задачи (кейсы) могут быть использованы в качестве основы проведения лабораторно-практических занятий при обучении медико-биологическим дисциплинам в педагогическом вузе, поскольку не всегда существует возможность организовать образовательный процесс в специализированной лаборатории.

Одной из дисциплин медико-биологической направленности, изучаемой в рамках подготовки учителей физической культуры, является дисциплина «Гигиена физического воспитания и спорта». Целью к

сни данной дисциплины является формирование у студентов системы гигиенического обеспечения занятий физической культурой и спортом и ^ научного обоснования способов сохранения их здоровья в условиях фи-,а зических нагрузок с учётом холистического физиологического прин-^ ципа, то есть представления об организме человека как о единой системе

в процессе обучения. ^ Например, в рамках изучения данной дисциплины по профилю

«Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности» предусмот-

ж

ик рено освоение темы «Гигиеническая оценка питьевой воды и источни-

ем ч

I

ков водоснабжения». В рамках занятия по данной теме студентам может быть предложена кейс-задача, в ходе решения которой студенты не

В

только произведут оценку качества воды в источнике на основании её

цвета, запаха и содержания определённых веществ, но и проанализируют методы очистки воды и выберут наиболее подходящий к определённым условиям метод, а также, например, рассчитают дозу хлора, необходимую для обеззараживания определённого объёма воды.

Аналогичные кейс-задачи можно предложить студентам и по ^

с?

другим темам и разделам дисциплины, связанным с личной гигиеной о'

спортсменов, рациональным питанием, гигиеной окружающей среды, гигиеническими основами физических нагрузок, а также по другим дисциплинам данной направленности, например, «Анатомия», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» [3], «Биохимия мышечной деятельности» и др. [6; 7]. В данном случае при составлении задач по различным С медико-биологическим дисциплинам необходимо соблюдение холи- § стического принципа для формирования у будущих учителей физической культуры представлений об организме человека как едином целом

уровня сформированности информационно-аналитической компетенции будущих учителей физической культуры, в ходе которой диагностирована очень низкая степень сформированности данной компетенции, в том числе по сравнению с результатами аналогичных диагностик студентов других факультетов, что свидетельствует о необходимости акцентирования внимания на работе студентов с информацией [7]. Формирование информационно-аналитической компетенции, по мнению А. Б. Климовой, О. А. Митрахович и др., в условиях развития ин-

в неразрывной взаимосвязи с факторами окружающей среды. а

ж

4 Обсуждение (Discussion) ^

ж

При проведении исследования нами произведена диагностика ^

а -к ж о ж ж о

а

ж

§

ж

S ж

^

л

0 §

Kl «

1

ж л S л

формационного общества является важным на всех уровнях и этапах к

ж жж

образования [8; 9; 5]. Ж ^

ч д

5 Заключение (Conclusion) О "g

С целью развития информационно-аналитической компетенции будущих бакалавров-учителей физической культуры необходимо использовать кейс-технологии и включать в задания к лабораторно-практическим

« J? § ж

ж , g ж

„ S

у л л

§

£

а .g

Ну

£

а s;

занятиям по различным медико-биологическим дисциплинам кейс-задачи, составленные с учётом холистического физиологического принципа, поскольку подобные задачи предполагают работу с информацией как в индивидуальной, так и в групповой форме: обучают работе с источниками информации, с числовыми данными, в том числе чтению и составлению таблиц, активизируют мыслительные операции, такие как сравнение, анализ, синтез, обобщение и др., то есть способствуют формированию информационно-аналитической компетенции.

Библиографический список

1. Бушуева В. В., Лощилин А. Н., Тихомирова Е. А. Методы активного обучения студентов // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 5. С. 99-106.

2. Маклаева Э. В., Федорова С. В. Активные методы в обучении студентов педагогических вузов // Начальная школа. 2020. № 11. С. 5-7.

3. Колесник Е. А. Стресс-реакция как защитный иммунный механизм, направленный на восстановление гомеостаза организма // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2020. № 4 (12). С. 5-14. DOI 10.24411/2409-4102-2020-10401.

4. Раджабалиев Г. П., Нурмагомедова Н. Х. Кейс-технологии в образовании // Вестник Социально-педагогического института. 2015. № 2 (14). С. 58-63.

5. Belousova N.A., Korchemkina Y.V., Matuszak A.F., Fortygina S.N., Shulgina T.A., Kovtun R.F. & Permyakova N.E. (2020), "Digital environment components for the formation of students' information and analytical skills", Journal of Advanced Pharmacy Education and Research, vol. 10, no. 4, С. 118-125.

6. Зорина О. В. Использование интерактивных методов обучения в подготовке будущих учителей физической культуры // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 129-132.

7. Котуранова И. Д. Проблемы подготовки будущих учителей физической культуры в свете новых требований ФГОС // Вестник Калужского университета. 2019. № 4 (45). С. 129-131.

8. Климова А. Б. Информационно-аналитические умения в контексте формирования информационного общества // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. № 1. С. 76-80. (Гуманитарные и социальные науки).

9. Митрахович О. А. Формирование информационно-аналитических умений школьников // Педагогическое образование и наука. 2011. № 10. С. 48-50.

Yu. V. Korchemkina1, N. V. Mamylina2, Ye. A. Kolesnik3

^ !ORCro No. 0000-0002-5864-8075

Senior Lecturer at the Department of Informatics,

Information Technologies and Informatics Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: korchemkinayuv@cspu. ru

2ORCID No. 0000-0002-5880-439X Docent, Doctor of Biological Sciences, Professor at the Department of Life Safety and Biomedical Disciplines, South-Ural state Humanities-Pedagogical o University, Chelyabinsk, Russia. ^

E-mail: mamilinanv@cspu.ru e

§

3ORCID No. 0000-0002-2326-651X o

O

Candidate of Biological Sciences, i

e

Associate Professor at the Department of Life Safety and Biomedical 0

Disciplines, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, °

Chelyabinsk, Russia. ^

E-mail: kolesnikea@cspu.ru §

0

CASE-TECHNOLOGIES AS A MEANS FOR FORMING ^ INFORMATION-ANALYTICAL COMPETENCE OF FUTURE | TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE g

0 3

Abstract

Introduction. The article discusses the features of the use of case tech- i nologies in the educational process and substantiates the need for the use of § case tasks in teaching biomedical disciplines to future physical education n teachers in the context of the formation of information-analytical competence tt and ideas about the human body as a whole in an inseparable relationship with environmental factors.

Materials and methods. The main research methods were the analysis of literature on the problems of applying active learning methods, including case technologies, the formation of information-analytical competence and the training of physical education teachers. Diagnostics was carried out according ^ to the author's method.

Results. The study of the level of formation of information-analytical competence among first-year students studying in physical education profiles e showed that the students' competence is formed at a low level. As a tool for solving the problem, it is proposed to use case-tasks in the process of teaching

students the disciplines of medical and biological orientation. ^

Discussion. It has been suggested that case-tasks in biomedical disci- ^

plines will contribute to the formation of information-analytical competence c

in the integrated and independent mastering of health-saving technologies by ~

future teachers of physical culture at all stages of education. tt

u

re

§

£

a .g

£

a s;

S

50

13 £

Conclusion. It is concluded that it is necessary to form physical culture profiles of information and analytical competence among students and apply the physiological holistic principle, that is, the idea of the human body as a single system in the learning process, the implementation of case tasks in biomedical disciplines.

Keywords: Case technologies; Information and analytical competence; Physical culture; Biomedical disciplines; Holistic principle.

Highlights:

The features of the use of case technologies in the educational process are analyzed;

Dagnostics of the level of formation of information-analytical competence of students-future teachers of physical culture was carried out;

It is proposed to apply case-tasks in teaching students the disciplines of medical and biological profile for the formation and development of information and analytical competence.

References

1. Bushuyeva V.V., Loshchilin A.N. & Tikhomirova Ye.A. (2020) Metody aktivnogo obucheniya studentov [Methods of active learning of students], Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya, 5, 99-106. (In Russian).

2. Maklayeva E.V. & Fedorova S.V. (2020) Aktivnyye metody v obuchenii studentov pedagogicheskikh vuzov [Active methods in teaching students of pedagogical universities], Nachal'naya shkola, 11, 5-7. (In Russian).

3. Kolesnik E. A. (2020), Stress-reakcija kak zashhitnyj immunnyj me-hanizm, napravlennyj na vosstanovlenie gomeostaza organizma [Stress-reaction as a protective immune mechanism aimed at restoringthe organism's homeostasis], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta, Obrazovanie i zdravoohranenie, 4(12), 5-14. DOI 10.24411/2409-4102-202010401. (In Russian).

4. Radzhabaliyev G.P. & Nurmagomedova N.Kh. (2015), Keys-tekhnologii v obrazovanii [Case technologies in education], VestnikSotsial'no-pedagogicheskogo instituta, 2 (14), 58-63. (In Russian).

5. Belousova N.A., Korchemkina Y.V., Matuszak A.F., Fortygina S.N., Shulgina T.A., Kovtun R.F. & Permyakova N.E. (2020), "Digital environment components for the formation of students' information and analytical skills", Journal of Advanced Pharmacy Education and Research, vol. 10, no. 4, C. 118-125.

6. Zorina O.V. (2021), Ispol'zovaniye interaktivnykh metodov obucheniya v podgotovke budushchikh uchiteley fizicheskoy kul'tury [The use of interactive teaching methods in the training of future teachers of physical culture], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 72-1, 129-132. (In Russian).

7. Koturanova I.D. (2019), Problemy podgotovki budushchikh uchite-ley fizicheskoy kul'tury v svete novykh trebovaniy FGOS [Problems of training future physical education teachers in the light of the new requirements of the Federal State Educational Standard], Vestnik Kaluzhskogo universiteta, 4(45), 129-131. (In Russian).

8. Klimova A.B. (2013), Informatsionno-analiticheskiye umeniya v kontekste formirovaniya informatsionnogo obshchestva [Information and ana- ? lytical skills in the context of the formation of an information society], Vestnik ^

Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya "Gumanitarnyye ^

n

i sotsial'nyye nauki ", 1, 76-80. (In Russian). l

9. Mitrakhovich O.A. (2011), Formirovaniye informatsionno-analit- i

e

icheskikh umeniy shkol'nikov [Formation of information and analytical skills a

of schoolchildren], Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka, 10, 48-50. (In a Russian).

л a а s

r

r

r

а

Статья поступила в редакцию 25.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 28.02.2022.

The article was submitted 25.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 28.02.2022. g

o

a

a

t

o'

a ^

a

a £ t o'

a

<—i

о o

ft ft a o

ft £

E

ft

ft a

o ^

ft

2

IT

o

a P

E ft

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.