Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КЕЙС-СИТУАЦИИ / ЭСКИЗ-ПРОЕКТЫ / ИГРЫ / ТРЕНИНГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Оксана Викторовна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме модернизации профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры. Собственные наблюдения и специальные исследования в этом плане указывают на необходимость систематизации и внедрения интерактивных методов обучения. Апробация проводилась на обучающихся направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленности «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности». Цель статьи заключается в обосновании циклической матрицы использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки будущих учителей физической культуры. Автор статьи раскрывает возможности применения кейс-ситуаций, эскиз-проектов, исследовательско-эвристических игр и функциональных тренингов на базовых дисциплинах учебного плана. Особенное внимание в работе уделяется деятельностному подходу, интенсификации и оптимизации подготовки будущих учителей физической культуры, расширению межпредметных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зорина Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INTERACTIVE LEARNING METHODS IN THE TRAINING OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

The article is devoted to the current problem of modernization of professional training of future teachers of physical education. Own observations and special studies in this regard indicate the need to systematize and implement interactive teaching methods. Testing was carried out on students in the areas of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), the directivity "Physical culture and life safety." The purpose of the article is to justify the cyclic matrix of the use of interactive teaching methods in the training of future teachers of physical education. The author of the article reveals the possibilities of using case situations, sketch projects, research and heuristic games and functional trainings in the basic disciplines of the curriculum. Particular attention in the work is paid to the activity approach, intensification and optimization of training of future teachers of physical education, expansion of inter-subject relations.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

11. Ryabova, N.V. Detectionofriskfactorscausingimpairedwritingandreading: Technologicalandprognosticaspects = Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты / N.V. Ryabova, A.A. Almazova, G.V. Babina, M.M. Lyubimova, T.A. Soloveva, E.D. Babina // IntegrationofEducation. - 2018. -Т. 22. - № 1. - Р. 152-165.

Педагогика

УДК 371.134:796

кандидат педагогических наук, доцент Зорина Оксана Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме модернизации профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры. Собственные наблюдения и специальные исследования в этом плане указывают на необходимость систематизации и внедрения интерактивных методов обучения. Апробация проводилась на обучающихся направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленности «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности». Цель статьи заключается в обосновании циклической матрицы использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки будущих учителей физической культуры. Автор статьи раскрывает возможности применения кейс-ситуаций, эскиз-проектов, исследовательско-эвристических игр и функциональных тренингов на базовых дисциплинах учебного плана. Особенное внимание в работе уделяется деятельностному подходу, интенсификации и оптимизации подготовки будущих учителей физической культуры, расширению межпредметных связей.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, учитель физической культуры, кейс-ситуации, эскиз-проекты, игры, тренинги.

An^tatton. The article is devoted to the current problem of modernization of professional training of future teachers of physical education. Own observations and special studies in this regard indicate the need to systematize and implement interactive teaching methods. Testing was carried out on students in the areas of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), the directivity "Physical culture and life safety." The purpose of the article is to justify the cyclic matrix of the use of interactive teaching methods in the training of future teachers of physical education. The author of the article reveals the possibilities of using case situations, sketch projects, research and heuristic games and functional trainings in the basic disciplines of the curriculum. Particular attention in the work is paid to the activity approach, intensification and optimization of training of future teachers of physical education, expansion of inter-subject relations.

Keywords: interactive teaching methods, physical education teacher, case-situations, sketch-projects, games, trainings.

Введение. Модернизация профессиональной подготовки учителя, по мнению В. Сергеевой, является важнейшим научным направлением развития всей системы педагогического образования в Российской Федерации. Реалии дистанционного обучения и кардинальные преобразования, связанные с ним, требуют от будущего учителя физической культуры готовности осуществлять свою профессиональную обучающую, воспитывающую и развивающую деятельность в интерактивном формате [7].

Мы разделяем точку зрения К.А. Айдарбекова, А.О. Мухаметжанова о том, что «интерактивные методы обучения, строящиеся на межличностных взаимоотношениях, удовлетворяют парадигму современного образования, направленную на «развитие личности» ... интерактивные методы не только формируют активность восприятия и личностную значимость в обучении, но и развивают их» [4, с. 85].

Коллектив авторов - Р.У. Арифулина, Е.В. Быстрицкая, С.Д. Неверкович отмечают, что бакалавр «.педагогического направления должен научиться ориентироваться в них, извлекать необходимую информацию, применять их на практике и оценивать риски и перспективы их применения в сфере физической культуры» [5, с. 5].

Как следствие, особую актуальность для практики физкультурного образования приобретает систематизация, апробация и внедрение таких интерактивных методов обучения, как кейсы, эскиз-проекты, тренинги, деловые игры.

Актуальность проблемы, соответствие требованиям дистанционного образования, модернизации профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры обуславливают необходимость использования интерактивных методов обучения.

Цель исследования - теоретически обосновать циклическую матрицу использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки будущих учителей физической культуры.

В исследовании принимали участие обучающиеся направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленности «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» на базе Гуманитарно-педагогической академии в течение 2019 - 2021 г.

Из учебного плана нами были выбраны те дисциплины («Теория и методика физической культуры», «Базовые виды двигательной деятельности», «Теория и организация физического воспитания в общеобразовательных учреждениях», «Теория и методика организации спортивно-массовой работы в системе дополнительного образования детей»), которые обеспечивают подготовку бакалавров физкультурного профиля.

Изложение основного материала статьи. Актуальность интерактивных методов обучения и широкое их использование в процессе подготовки будущих учителей по профилю физической культуры указывают на необходимость разработки структуры их циклической матрицы, представленной в таблице 1.

Таблица 1

Циклическая матрица использования интерактивных методов обучения в подготовке будущих учителей

физической культуры

Дисциплины учебного плана Интерактивные методы обучения Формируемые качества

Теория и методика физической культуры Кейс-ситуации Самостоятельное мышление, совершенствование аналитических и оценочных навыков

Базовые виды двигательной деятельности Эскиз-проекты Способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, способы учебно-профессиональных действий

Теория и методика организации спортивно-массовой работы в системе дополнительного образования детей Исследовательско-эвристические игры Инициативность, конкурентоспособность, способность к рефлексии, умение делать выбор и осмысливать его последствия, прогнозировать результаты собственной деятельности, работать в коллективе

Теория и организация физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Функциональные тренинги Моторная стабильность, демонстрационная дифференцировка, психомоторная саморегуляция

Принимая во внимание целевые установки исследования, основными принципами и подходами при формировании данной матрицы были следующие: деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.

Так, деятельностный подход заключается в накоплении студентами творческого потенциала, активном усвоении профессионально-ориентированных знаний, двигательных умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурной деятельности.

Интенсификация и оптимизация определяет широкое использование в процессе профессиональной подготовки интерактивных методов и форм обучения, а также мобильных приложений.

И наконец, расширение межпредметных связей дисциплин учебного плана позволяет наиболее эффективно раскрыть взаимосвязи и взаимообусловленность изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры [3].

Как видно из табл. 1, кейс-метод позволяет применить знания по теории и методике физической культуры к решению практических задач в условиях общеобразовательной школы. Данный метод способствует развитию самостоятельного мышления будущих учителей физической культуры, совершенствованию их аналитических и оценочных навыков в процессе поиска наиболее рационального способа решения поставленной проблемы [5].

На практических занятиях по дисциплине «Теория и методика физической культуры» рекомендуется применять мини-кейсы, занимающие по объему от одной до нескольких страниц. В частности, анализируя технику физического упражнения, студентам необходимо самостоятельно описать и обосновать такие обязательные элементы: основы техники, ведущее звено, детали техники. Кроме этого, в конкретной кейс-ситуации требуется проанализировать и оценить технику выполнения физического упражнения с учетом возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности обучающегося.

Например, в мини-кейсе «Модель техники прыжка в длину с разбега» основы техники представлены его фазами: разбег и подготовка к отталкиванию, отталкивание, полёт, приземление. В данном случае ведущим звеном техники выступает отталкивание. А вот детали техники заключаются в следующем: сила отталкивания в прыжках в длину способом «согнув ноги» зависит от скорости выпрямления толчковой ноги [3].

Среди интерактивных технологий подготовки кадров в сфере физической культуры ведущее с практической точки зрения место занимают эскиз-проекты. Они представляют собой творческую форму организации самостоятельной работы студентов, в результате которой проектируется определенный фрагмент практической деятельности учителя физической культуры [5].

В рамках дисциплины «Базовые виды двигательной деятельности» эскиз-проекты позволяют студентам осознать специфику профессиональной деятельности по разделам гимнастики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр. Следует отметить, что составлению эскиз-проектов предшествует приобретение практических умений и навыков составления строевых блоков, комплексов общеразвивающих упражнений без предметов, в парах, в кругу, с гимнастической палкой, с набивным мячом, на гимнастической скамейке и стенке [6].

В отличие от традиционных конспектов мини-проекты позволяют практиковать нетрадиционные сочетания ранее усвоенных знаний, профессиональных навыков и творческих возможностей. Данный факт способствует профессионально-направленной самоактуализации будущих учителей физической культуры [8].

На защите эскиз-проекта в режиме интернет-конференции преподаватель оценивает уровень сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, способы учебно-профессиональных действий студента. Важно отметить, что дистанционное участие преподавателя в оценивании проектов исключает субъективизм и превращает защиту в организационно-обучающую

игру [5].

Особое научно-теоретическое значение для нашего исследования имеет методологический анализ деловой игры, проведенный рядом ученых [4, 7, 8], который указывает на ее взаимосвязь с пятью аспектами:

- с профессиональной деятельность в области физической культуры;

- с самопознанием личности;

- с игрой как формой существования и потребностью человека;

- с искусством, развивающим воображение и творческие способности;

- с проектированием как сферой будущей практической деятельности и анализа условий его реализации на уроках физической культуры.

В частности, обучение в форме игры позволяет раскрыть творческие возможности студентов в сфере организации спортивно-массовой работы с детьми. В процессе решения практических задач по темам данной дисциплины создаются воображаемые ситуации, требующие от будущих учителей выполнения определенных профессиональных функций, проектирования новых действий. В результате чего у них формируются такие качества личности, как: инициативность, конкурентоспособность, способность к рефлексии, умение делать выбор и осмысливать его последствия, прогнозировать результаты собственной деятельности, работать в коллективе [2].

На занятиях по дисциплине «Теория и методика организации спортивно-массовой работы в системе дополнительного образования детей» целесообразно, по нашему мнению, применять исследовательско-эвристические игры по таким мероприятиям:

> спартакиада школьников «Президентские спортивные игры»;

> молодежные игры студентов;

> праздник «Малые Олимпийские игры»;

> мероприятия в оздоровительном лагере «Веселые старты», «Старты надежд»;

> нормативы ГТО;

> спартакиада среди лиц старшего поколения «Спортивное долголетие».

Здесь уместно показать возможные варианты этапов эвристической игры, касающиеся различных разделов работы. Например:

S самоустановка на разработку моделей двигательного режима детей в детском оздоровительном лагере;

S игровое коллективное взаимодействие в процессе составления календаря спортивно-массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования;

S схематизация сметы на проведения спортивно-массового мероприятия;

S представление плана мониторинга в области физической культуры и спорта и его обсуждение;

S рефлексивный анализ нормативных актов, которые необходимы при рассмотрении несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере;

S разрушение стереотипов проведения индивидуальных занятий;

S проблематизация материально-технического оснащения тропы «здоровья»;

S активизация творческих способностей;

S синтез полученных результатов [3-6].

Содержание семестрового курса «Теория и организация физического воспитания в общеобразовательных учреждениях» предполагало ознакомление будущих учителей с возможностями применения функционального тренинга в трех направлениях: урок физической культуры; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и второй половины дня; внеклассная работа по физической культуре.

Важно отметить, что в общеобразовательных учреждениях функциональный тренинг обеспечивает вариативность учебно-воспитательного процесса, способствует не только формированию вариативной школы движений, развитию координационных и кондиционных способностей, но и мотивированному приобщению к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, выявлению предрасположенности к определённым видам двигательной активности.

Для оценки эффективности функциональных тренингов рекомендуется использовать мобильные приложения. Результаты исследований О.А. Гришаевой, Е.О. Ширшовой свидетельствуют о том, что их применение раскрывает перед будущим учителем физической культуры такие возможности:

1. Реализация интерактивной формы за счет переноса базовых знаний на различные программы обучения.

2. Использование в качестве автоматизации контроля, коррекции результатов двигательной деятельности.

3. Оптимизация тестирования функционального состояния и физической подготовленности занимающихся.

4. Оперативный сбор и обработка информации о двигательной деятельности, визуализацию текущего состояния и динамика данных [1, с. 37].

В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее: приведенный вариант использования кейс-ситуаций, эскиз-проектов, игр и тренингов не ограничивается представленными дисциплинами профессионального блока, а лишь является фрагментом целостного процесса формирования конкурентноспособного специалиста в области физической культуры.

Выводы. Таким образом, можно с достаточной определенностью утверждать, что разработанная циклическая матрица является теоретическим конструктом комплексного использования интерактивных методов обучения; основывается на деятельностном подходе, интенсификации и оптимизации подготовки будущих учителей физической культуры, расширении межпредметных связей базовых дисциплин учебного плана.

Литература:

1. Гришаева О.А., Ширшова Е.О. Исследование рынка мобильных приложений для оценки двигательной активности человека. Таврический научный обозреватель, 2017; № 12-2 (29): 34-41.

2. Инновационные методы обучения и воспитания: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020.

3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2010.

4. Мухаметжанова А.О., Айдарбекова К.А., Мухаметжанова Б.О. Интерактивные методы обучения в вузе. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016; № 2-1: 84-88.

5. Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В, Арифулина Р.У. Интерактивные технологии подготовки кадров в сфере физической культуры. - М.: Спорт, 2018.

6. Поваляева Г.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика: для подготовки к практическим занятиям. - Омск: СГУФКиС, 2012.

7. Сергеева В.П. Проектирование инновационных технологий и моделирование в образовательном процессе вуза. -М.: ИНФРА-М, 2020.

8. Хозяинов Г.И. Акмеология физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2005.

Педагогика

УДК 371

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Абдурахманова Эльнара Айдеровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье обосновывается необходимость обеспечения непрерывного повышения профессиональной компетенции дошкольных педагогов в процессе реализации их педагогической деятельности. В статье рассматривается понятие организационно-управленческих условий повышения квалификации педагогов. Анализируются основные традиционные и инновационные направления повышения квалификации педагогов в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: педагог, дошкольное образование, педагогическая квалификация, повышение педагогической квалификации, дошкольная образовательная организация.

Annotation. This article substantiates the need to ensure continuous improvement of the professional competence of preschool teachers in the process of implementing their pedagogical activities. The paper deals with the concept of organizational and managerial conditions for professional development of teachers. The main traditional and innovative directions of professional development of teachers in preschool educational institutions are analyzed.

Keywords: teacher, preschool education, pedagogical qualifications, improvement of pedagogical qualifications, preschool educational organization.

Введение. Процесс развития современного образования не может быть эффективным без дальнейшей профессионализации лиц, задействованных в его организации, в частности на уровне дошкольной образовательной системы. Беспрерывный процесс профессионализации предполагает не только выход на кардинально новый уровень повышения квалификации и переподготовки представителей организационно-управленческого звена и педагогического состава образовательных учреждений, но и изменение образа мышления участников образовательного процесса, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс с отказом от устаревших стереотипов организации образовательного процесса. Повышение квалификации педагогического состава должно быть направлено, в первую очередь, на обеспечение качества, доступности и эффективности образования.

Проблеме развития профессиональной квалификации педагогов посвящали свои труды такие отечественные исследователи как И.А. Бевз [2], А.Ю. Белогуров [3] и др. Вопрос повышения квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях также нашел свое отражение во многих трудах отечественных теоретиков и практиков (Т.Е. Климова [5], Т.А. Соседенко [7] и др.).

Однако, несмотря на актуальность рассматриваемой проблемы и ее интерес для педагогов-исследователей, в современной отечественной педагогической теории весьма ограниченно представлены труды, посвященные развитию организационно-управленческих условий для повышения квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях.

Изложение основного материала статьи. Первоочередная задача повышении профессиональной компетентности дошкольных педагогов заключается в выявлении и развитии у них профессионально-значимых личностных качеств, без которых невозможно становление никакого профессионала, несмотря на любые знания и опыт.

Система непрерывного образования и повышения квалификации педагогов дошкольного образования рассматривается в качестве первостепенного источника получения педагогами и управленцами новой информации, новых знаний, умений и навыков. При этом базовая составная часть профессиональной квалификации педагогов выражается в профессиональной педагогической компетентности, которая базируется на профессиональных знаниях и нравственности.

Организационно-педагогические условия в целом целесообразно рассматривать в качестве совокупности взаимосвязанных информационных комплексов (в соответствии с предпосылками, обстановкой, требованиями педагогического процесса), которые должны быть созданы управляющим звеном образовательной организации с целью обеспечения управления педагогическими кадрами, их квалификацией, уровнем профессионализма, а также и их профессиональной деятельностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К числу организационно-педагогических условий повышения квалификации дошкольных педагогов можно отнести:

- совершенствование профессионального мастерства в процессе применения современных педагогических технологий и инновационных методик, а также с учетом достижений современной педагогической науки и практики;

- создание образовательных условий для реализации педагогической деятельности на индивидуальном уроне;

- внедрение в образовательный процесс новых технологий и прогрессивных форм подготовки и повышения квалификации педагогического состава;

- обеспечение научной и методической поддержки для самообразования, а также реализации творческих замыслов педагогов.

Реализация процесса повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного звена предполагает использование разнообразных форм образования педагогов и с применением традиционных и инновационных приемов и методов работы.

Для целесообразно организованной системы повышения квалификации педагогических сотрудников в дошкольной образовательной организации является необходимым наличие научно-методического центра. Непосредственно в детском саду таким центром служит методический кабинет, работа которого направлена на ознакомление педагогов с современными методиками, педагогическими технологиями и образовательными программами дошкольного обучения и воспитания и т.п. Методическая работа с дошкольными педагогами представляет собой процесс, включающий научное управление целостным педагогическим процессом, повышение профессиональной квалификации педагогов и развитие их творческой активности.

В современной педагогической теории и практике методическая работа рассматривается, как правило, с позиции видов деятельности, направленной на повышение педагогической квалификации работников дошкольной образовательной организации, а также с позиции повышения квалификации педагогов по методическим, проблемным вопросам частного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.