Научная статья на тему 'КЕЙС СИСТЕМЫ В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ'

КЕЙС СИСТЕМЫ В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык / обучение / лицей / лингвокультурология / этнопсихология / эффективных методов / практические задачи / учебная программа. / Russian language / education / lyceum / linguoculturology / ethnopsychology / effective methods / practical tasks / curriculum.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кодирова Халима Курамбаевна

на нашей планете русский язык – один из самых распространенных языков мира. На нем говорят около 250 млн. человек. Русский язык – рабочий язык Всемирной организации здравоохранения и ООН. Наряду с английским, арабским, испанским, китайским, французскими языками. Русский язык используется в качестве языка межнационального общения народов всех независимых Республик бывшей СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кодирова Халима Курамбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CASE OF THE SYSTEM IN TEACHING RUSSIAN TO STUDENTS AT THE ACADEMIC LYCEUM

on the planet, Russian is one of the most widely spoken languages in the world. It is spoken by about 250 million people. Russian is the working language of the World Health Organization and the United Nations.Along with English, Arabic, Spanish, Chinese, and French. Russian is used as the language of interethnic communication of the peoples of all the independent Republics of the former USSR.

Текст научной работы на тему «КЕЙС СИСТЕМЫ В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ»

КЕЙС СИСТЕМЫ В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ В

АКАДЕМИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ Кодирова Х.К.

Кодирова Халима Курамбаевна - преподаватель русского языка, Академический лицей Ургенчского филиала Ташкентской медицинской академии, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: на нашей планете русский язык - один из самых распространенных языков мира. На нем говорят около 250 млн. человек. Русский язык - рабочий язык Всемирной организации здравоохранения и ООН. Наряду с английским, арабским, испанским, китайским, французскими языками. Русский язык используется в качестве языка межнационального общения народов всех независимых Республик бывшей СССР. Ключевые слова: русский язык, обучение, лицей, лингвокультурология, этнопсихология, эффективных методов, практические задачи, учебная программа.

THE CASE OF THE SYSTEM IN TEACHING RUSSIAN TO STUDENTS AT THE

ACADEMIC LYCEUM Kodirova Х-K.

Kodirova Xalima Kurambaevna - teacher of the Russian, LANGUAGE.ACADEMIC LYCEUM URGENCH BRANCH OF THE TASHKENT MEDICAL ACADEMY,

URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: on the planet, Russian is one of the most widely spoken languages in the world. It is spoken by about 250 million people. Russian is the working language of the World Health Organization and the United Nations.Along with English, Arabic, Spanish, Chinese, and French. Russian is used as the language of interethnic communication of the peoples of all the independent Republics of the former USSR.

Keywords: Russian language, education,lyceum, linguoculturology, ethnopsychology, effective methods, practical tasks,curriculum.

УДК 372.881.1

Родной язык как универсальное средство передачи социального опыта играет огромную роль в самосознании народа, является важнейшим источником и средством познания и хранения традиций национальной культуры и истории, первоэлементом художественной литературы [1]. С помощью языка человек овладевает культурным наследием и культурой современного общества, Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человечества. В системе образования русский язык занимает особое место, что обусловлено его социальной значимостью [2]. Будучи распространённым языком, он является обязательным учебным предметом всех общеобразовательных школ, входя в федеральный компонент учебного плана. Как учебный предмет русский язык выступает средством развития логического мышления, нравственной, эстетической и коммуникативной культуры учащихся, влияя на качество усвоения других школьных предметов [3]. Велика роль русского языка в развитии памяти, внимания, наблюдательности и других свойств личности. В последние десятилетия большое значение придается культуроведческому аспекту в обучении русскому языку, который нацеливает на усвоение культурного компонента языковых единиц, отражающих понятия духовных и нравственных ценностей народа, осознание красоты и выразительности родной речи [4]. Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нем, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры. Кумулятивная функция языка - функция накопления общественного опыта и знаний - проявляется в возможности отражать и сохранять знания. Благодаря языку становятся общим достоянием научные, религиозные, философские идеи, сохраняется преемственность поколений. Кумулятивная функция языка тесно связана с номинативной и познавательной - все, что познано в объективной действительности, получает свою номинацию, т.е. закрепляется в языке. Язык и культура определяются как важнейшие социальные феномены, имеющие деятельностный характер, поскольку существуют только в сфере человеческой деятельности [5]. Язык, не являясь формой культуры, служит основным средством ее выражения, материальной базой создания любых культурных ценностей, орудием накопления, хранения и передачи информации. Культуроведческий подход к изучению языка связан с понятиями языковая картина мира, языковая личность, диалог культур [6]. Языковая картина мира - это особенности культуры народа, отразившиеся в языке. В языковой картине мира выделяются как индивидуальные познания о мире и социальные знания коллектива людей, специалистов, так и общечеловеческие знания, ценности. По словам Ю.Н. Караулова, приобретая представление о внешнем мире, совершенствуя, детализируя и развивая свою картину мира в онтогенезе, человек овладевает языком, углубляет и делает более гибкой языковую семантику, развивает свою способность или компетенцию [7]. Языковая картина мира выражает национально-культурную специфику мировидения народа. Язык

теснейшим образом связан с психологическим складом того этноса, к которому он принадлежит. Поэтому при изучении предметов филологического цикла важен принцип учета национальной психологии учащихся. Знакомя учащихся с национальной культурой, особое внимание следует обращать на то, что объединяет ее с культурами других народов и, самое главное, на то передовое и ценное, что оказывает положительное влияние на становление личности, учащихся в современных условиях. Являясь истоком общечеловеческой нравственности, национальной культуры, личность рассматривается как ведущая социально-этическая категория, выражающая духовность. Языковая личность формируется на протяжении всего периода обучения в школе, и прежде всего в процессе изучения родного языка как источника развития духовных способностей школьников. Языковая личность - вот та сквозная идея, которая пронизывает и все аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне его языка. Диалог культур в процессе обучения русскому языку помогает школьникам познать национальную культуру, находить общие черты, объединяющие культуры разных народов. «Основная направленность культуроведческого аспекта - осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия. Основные цели его - развитие духовно-нравственного мира школьника, национально-личностного самосознания, осознания учащимися многообразия духовного и материального мира, признания и понимания ими ценностей другой культуры, уважения к ней. Уроки русского языка, таким образом, должны рассматриваться как уроки воспитания нравственности, приобщения к национальной культуре, формирования национального самосознания. Обучение родному языку в таком аспекте связано с интеллектуальным развитием личности, ее мышления. Методика преподавания русского языка - это наука о целях, содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и формировании навыков по русскому языку в начальной школе. В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы и приемы обучения, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий. Почему так, а не иначе? Под этим вопросом подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций. Русский язык как иностранный - один из разделов лингводидактики, который занимается изучением русского языка с целью разработки методов, методик, технологий его описания для преподавания носителям других языков, проживающим на территориях, где русский не имеет широкого хождения. «Русский язык как иностранный» - также специализация учебных заведений, присваивающих квалификацию «преподаватель русского языка как иностранного». Для нужд преподавания русского языка иностранцам составляются специальные учебные пособия и грамматики, которые описывают язык с точки зрения носителя другого языка. Предметная область РКИ тесно связана с целым рядом смежных научных дисциплин: общее, сопоставительное, структурное и прикладное языкознание (лингвистика), психология обучения и деятельности, педагогика, культурология и лингвокультурология. Преподавание русского как иностранного также используется в вузах русскоязычных стран для подготовки студентов к обучению на русском языкеГлавное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к русскому языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

Список литературы /References

1. Musayeva A. (2023). RUSSIAN LANGUAGE IN AN INTERCULTURAL ENVIRONMENT. Modem Science and Research, 2(4), с. 182-186. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/science-research/article/view/19208 (дата обращения: 25.12.2023).

2. Сатторова С., Садикова З. (2023). Обучение языку специальности на занятиях русского языка в медицинском вузе. Научные работы одарённой молодёжи и медицина XXI века, 1(1), с. 306. [Электронный ресурс]. Режим доступа: от https://inlibrary.uz/index.php/gifted-youth-medicine/article/view/26213 (дата обращения: 25.12.2023).

3. Якубова Ш., Умарова М. (2021). Виды грамматических трансформаций при переводе. Восточный факел, 3(3), с. 99-109. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/eastern-torch/article/view/15387 (дата обращения: 25.12.2023).

4. Хожанова У. (2017). Язык - средство общения и дисциплина изучения. Иностранная филология: язык, литература, образование, 2(3 (64), с. 78-82. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/foreign_philology/article/view/580 (дата обращения: 25.12.2023).

5. Бутунбаева А. (2023). РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Современная наука и исследования, 2 (10), с. 123-126. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/science-research/article/view/25047 (дата обращения: 25.12.2023).

6. Кузибаева М. (2023). Инновационные методы обучение общению на русском языке как иностранном. Традиции и инновации в исследовании и преподавании языков, 1(1), с. 169-173. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/traditions-innovations-language/article/view/26395 (дата обращения: 25.12.2023).

7. КазакбаеваД. (2024). УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК И ЕГО РАЗВИТИЕ. Современная наука и исследования, 2 (12), с. 1375-1377. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/science-research/artide/view/27615 (дата обращения: 25.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.