6. Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30.05.2022 г. № 308. Available at: https://rg.ru/ documents/2022/07/05/minoboroni-prikaz308-site-dok.html
References
1. Alehin I.A., Izmajlova I.S. Ispol'zovanie metodiki kontrol'no-izmeritel'nyh materialov i metoda 'ekspertnyh ocenok v issledovanii formirovaniya nauchnogo mirovozzreniya u inostrannyh kursantov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2022; № 2 (86): 125-132.
2. Alehin I.A., Izmajlova I.S., Lenev Yu.A. Sovremennaya metodika formirovaniya osnov nauchnogo mirovozzreniya u inostrannyh voennosluzhaschih v processe obucheniya v voennyh vuzah rossijskoj federacii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2021; № 4 (84): 108-114.
3. Burnyshev E.K. Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri realizacii dopolnitel'nyh professional'nyh programm v voennom vuze. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2022; № 3 (87): 151-159.
4. Burnyshev E. K. Distancionnoe obuchenie v voennom universitete. Nauchno-metodicheskij byuüeten' Voennogo universiteta MO RF. 2022; № 2 (18): 81-88.
5. Izmajlova N.V., Borisova N.L., Izmajlova I.S. Analiz urovnya sformirovannosti nauchnogo mirovozzreniya u inostrannyh kursantov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2021; № 4 (84): 115-121.
6. Ob organizacii obrazovatefnoj deyatel'nosti v federaïnyh gosudarstvennyh organizaciyah, osuschestvlyayuschih obrazovatel'nuyu deyateínost' i nahodyaschihsya v vedenii Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 30.05.2022 g. № 308. Available at: https://rg.ru/documents/2022/07/05/minoboroni-prikaz308-site-dok.html
Статья поступила в редакцию 25.05.23
УДК 378
Isaev M.I., teaching assistant, Department of Applied Mathematics and Computer Technologies of the Institute of Mathematics, Physics and Information Technologies, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: movladi.isaev@yandex.ru
CASE METHOD AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF INNOVATIVE CULTURE OF FUTURE COMPUTER SCIENCE TEACHERS.
The article studies the case method as a component that increases the innovative culture of future computer science teachers. The necessity of establishing the relationship between the event using the case method and the relevant educational competencies is considered. A detailed description of the use of the designated technology within the framework of the thematic event is provided, as well as recommendations for involving all its participants in the process of finding optimal solutions. The necessity of diagnostics of the level of innovative culture among future computer science teachers for further specialized research in the scientific community is indicated. The implementation of pedagogical competencies by understanding and resolving a problematic situation is shown. Key words: case method, technology, innovative culture, computer science teacher, algorithmization, student, diagnostics
М.И. Исаев, асс., Институт математики, физики и информационных технологий ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени АА. Кадырова», E-mail: movladi.isaev@yandex.ru
КЕЙС-МЕТОД КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
В статье изучается кейс-метод как компонент, повышающий инновационную культуру будущих учителей информатики. Рассматривается необходимость установления взаимосвязи между мероприятием с применением кейс-метода и соответствующими образовательными компетенциями. Предоставляется подробное описание применения обозначенной технологии в рамках тематического мероприятия, а также рекомендации по вовлечению всех его участников в процесс поиска оптимальных решений. Указывается необходимость проведения диагностики уровня инновационной культуры среди будущих учителей информатики для дальнейших профильных исследований в научном сообществе. Показана реализация педагогических компетенций путем осмысления и урегулирования проблемной ситуации.
Ключевые слова: кейс-метод, технология, инновационная культура, учитель информатики, студент, обучающийся, диагностика
Актуальность темы вызвана необходимостью повышения инновационной культуры будущих учителей информатики для последующей их результативной деятельности в образовательной организации. Университетами педагогической направленности применяются различные инструменты в целях совершенствования образовательного процесса. Однако не все инструменты относят к повышению инновационной культуры. Если рассматривать формирование инновационной культуры, то для нее необходимы соответствующие эффективные компоненты. Одним из таких компонентов являются некоторые технологии, к примеру кейс-метод, под которым подразумевается изучение проблемной ситуации, ее осмысление и последующее формирование путей для ее урегулирования.
Цель настоящей статьи - выявить степень применимости кейс-метода в рамках обучения в университете педагогической направленности. Соответственно, объектом является инновационная культура будущих учителей информатики, формируемая за счет таких технологий, как кейс-метод.
Задачи исследования: определить степень применимости кейс-метода в мероприятиях образовательного характера; изучить взаимосвязь между кейс-методом и процессом формирования инновационной культуры среди будущих учителей; определить возможность применения кейс-метода в дальнейших аналогичных мероприятиях в процессе педагогической деятельности.
Методы исследования в настоящей статье затрагивают наблюдение, сопоставление одних аспектов инновационной культуры с другими, анализ и синтез, а также применяется моделирование мероприятия и подхода от абстрактного взгляда на педагогическую проблему к конкретному ее решению.
Научная новизна состоит в формировании системного подхода будущих учителей информатики посредством кейс-метода, который позволяет им скорректировать алгоритм собственных действий в соответствии с содержательной частью профильной программы.
Теоретическая значимость состоит в необходимости дальнейших исследований в отношении способности будущих учителей информатики применять принципы кейс-метода для освоения компетенций.
Практическая значимость подразумевает умение будущего учителя объединять инструменты, теоретическую часть и методы контроля освоения знаний обучающимися. Процесс формирования будущих учителей информатики в университете реализуется посредством таких технологий, как кейс-метод.
Уникальность кейс-метода состоит в том, что студент учится достигать любые компетенции в отношении обучающихся при помощи имеющихся ресурсов вне зависимости от их характера и уровня потенциальной образовательной организации (начальной образование, общее образование, а также среднее специальное образование). Кейс-метод позволяет будущему учителю информатики решить педагогическую задачу любой сложности, так как предполагает всесторонний взгляд на проблемную ситуацию, в том числе посредством обмена мнениями других лиц, также участвующих в ее разрешении. Данный метод отличается осмыслением в течение ограниченного отрезка времени, что способствует интенсивности решения проблем, в том числе фундаментального характера.
В ряде исследований новые подходы к обучению предметным дисциплинам рассматриваются в аспекте применения кейс-технологии. Ученые Л.В. Горчаков, Г Б. Поднебесова, Т.С. Скоробогатова и другие указывают на важность формирования алгоритмического мышления [1, с. 97], включение мониторинга в инновационную культуру [2, с. 15], главенствующую роль самообразования [3, с. 128].
Готовность будущих учителей профильного предмета является существенным компонентом их инновационной культуры, которая предполагает аккумулирование имеющегося опыта, актуальных технических ресурсов и элементов прогнозирования образовательного процесса. Инновационная культура формируется в университете в процессе освоения методов обучения профильному предмету и формирования соответствующего прогрессивного мировоззрения.
Таким образом, кейс-метод как компонент инновационной культуры может способствовать достижению существенных педагогических задач, если студент в действительности заинтересован в потенциальном качестве прививаемых им знаний и навыков.
В целях подготовки к мероприятию, на котором предполагается внедрение кейс-метода, педагогам необходимо предусмотреть наличие расходных материалов и соответствующих инструментов, в частности, бумаги плотного формата АО (ватманы) и маркеров, бумажного скотча. Данные инструменты рассчитаны на каждую малую группу и соответствуют количеству образованных команд в рамках предполагаемого мероприятия. Указанные материалы необходимы для выполнения заданий практического характера непосредственно в малых группах.
Кейс-метод предполагает разбор конкретной педагогической задачи в малой группе в количестве 4-5 человек из расчета 25 человек в стандартной группе обучающихся. При этом следует учесть, что обучающиеся из числа будущих учителей не обладают информацией о характере заданий практического назначения в рамках данного мероприятия, так как смысл его проведения состоит в проявлении личностных и профессиональных качеств в ситуации, приближенной к действительности. Они могут воспользоваться заранее подготовленной информацией об актуальных программных продуктах образовательного назначения из различных источников интернет-ресурсов. Это способствует развитию в отношении определенных педагогических компетенций, направленных на совершенствование профессиональных качеств, таких как целеполагание, наблюдательность и предвидение [4, с.168].
Каждый студент для результативного выполнения заданий накануне должен собрать, обработать информацию по заданной теме, к примеру информацию о программных продуктах, позволяющих выполнять работы графического характера, а также соответствующую информацию об актуальных облачных решениях, которые интуитивно понятны широкому кругу потенциальных пользователей в этой сфере. Кроме того, одним из критериев качественной подготовки к мероприятию является предварительная проверка будущим учителем технической возможности использования тех или иных продуктов, а также наличие каких-либо ограничений в отношении отдельных групп пользователей. Каждый студент самостоятельно формирует информацию как текстовом виде, так и посредством графиков, таблиц, диаграмм и изображений. Этот подход соответствует реализации общепедагогической и предметной компетенции в сфере инновационной деятельности технического характера.
При формировании малых групп из числа будущих учителей информатики педагогом университета применяется принцип балансирования потенциальных возможностей в каждой отдельно образованной ячейки. Основной смысл применяемого подхода состоит в том, чтобы в каждой малой группе были обучающиеся с разным уровнем подготовки и способностями к анализу, обработки, предложению новых решений, генерированию идей и др. Аккумулирование различных способностей способно создавать уникальные нестандартные решения. Кроме того, будущие учителя с более выраженными способностями могут помочь другим участникам малой группы, аналогичные способности которых необходимо развить и укрепить. Участники малых групп со слабо выраженными способностями получают возможность наглядного примера реализации искомых личностных качеств и последующей многократной адаптации в рамках образовательного процесса и повседневной жизни. Таким образом, балансирование состава малых групп может способствовать формированию личностного портрета будущего учителя информатики, который способен качественно осуществлять педагогическую деятельность и положительно влиять на освоение знаний будущими обучающимися образовательных организаций.
После этого педагог университета раздает практическое задание каждой малой группе, которое состоит из описательной части проблемной ситуации, перечня вопросов, на которые участники малой группы должны ответить при выполнении задания, и искомой компетенции, выступающей в качестве основной цели выполнения конкретной проблемной ситуации. Примеры описательной части обозначенных заданий будут взяты педагогом университета из практики общеобразовательных организаций, а также публикаций издания «Учительская газета» [5], в котором педагоги периодически размещают информацию о конкретных случаях из педагогической практики, в том числе в отношении трудностей достижения каких-либо образовательных компетенций.
В процессе выполнения задания практического характера каждой малой группе отводится 30 минут времени на проработку и обсуждение проблемной ситуации, разработку конкретных предложений по урегулированию проблемной ситуации и формированию перечня доказательств в отношении взаимосвязи предложенного алгоритма решения и достижения искомой компетенции образовательного характера. Стоит отметить, что в целях построения алгоритма достижения определенной компетенции участники каждой малой группы используют имеющуюся у них информацию о программных продуктах и облачных решениях,
Библиографический список
которые позволяют построить в значительной степени содержательную и логически выстроенную структуру педагогической деятельности в рамках решения проблемной ситуации.
Педагог университета разъясняет малым группам, что им разрешается обсуждение описательной части задания и собственных предложений посредством устной дискуссии, а также аргументированные споры и совместный поиск оптимальных решений. Итоги обсуждения будущими учителями информатики предполагаемых решений и предложений переносятся ими на ватман посредством использования знаково-символических способов отображения содержательной части информации, а именно - при помощи схем, графиков, диаграмм, карикатурных изображений, элементов кодировки из языков программирования и других уместных способов, в наглядной форме передающих информацию. В процессе работы педагог университета консультирует по мере необходимости каждую малую группу по поводу отдельных аспектов выполнения задания и выбора траектории поиска соответствующих решений в рамках определенной проблемной ситуации. Данный педагогический подход обусловлен информационно-коммуникативной компетенцией, которая позволяет педагогу университета определить степень развития инновационной культуры среди будущих учителей информатики.
По истечении 30 минут представители каждой малой группы должны представить в форме устной презентации сформированные решения по изученной проблемной ситуации другим участникам образовательного мероприятия. После представленной презентации спикерам в обязательном порядке задается как минимум по одному вопросу от каждой малой группы. Данный подход реализуется по причине необходимости объективной оценки предложенных решений каждой малой группой и повышения интереса к инструментам, ресурсам и взгляду на обсуждаемые проблемные ситуации со стороны всех участников мероприятия. Стоит отметить, что в рамках работы в малых группах педагог может предусмотреть изучение проблемных ситуаций различного содержания. Таким образом, среди будущих учителей информатики будет создаваться единое представление о целостной картине предстоящего образовательного процесса или отдельных его частей.
Дискуссии в ходе обсуждения презентаций каждой малой группы нацелены на фундаментальное понимание инструментов решения проблемных ситуаций и разработку сопутствующих предложений со стороны участников малых групп, которые занимались выполнением других заданий. Обозначенная часть мероприятия с применением кейс-метода представляет собой особую важность работу, так как аккумулирует способности будущих учителей информатики к генерированию идей и коллективному поведению, которое в будущей педагогической деятельности образует существенный компонент устойчивости образовательной организации в целом. Кроме того, способность дискутировать, аргументировать собственную точку зрения и предлагать решения на основе знания актуальных программных продуктов усиливает инновационную культуру среди всех участников, что в дальнейшем отражается на их стремлении искать новую информацию, обсуждать проблему и в действительности внедрять принятые решения, а также инновации.
По итогам проведения мероприятия педагог университета составляет сводную таблицу в отношении будущих учителей информатики на предмет активности, изученности материала, количества предложенных решений, влияния на ход обсуждения в малой группе и качества представления результатов обсуждения в процессе устной презентации. Собранные данные впоследствии послужат диагностике инновационной культуры среди будущих учителей, а также разработке уровней сложностей обсуждаемых проблемных ситуаций в рамках будущих мероприятий, которые предусматривают применение кейс-метода. Таким образом, реализуется аспект, обозначенный в теоретической части настоящей статьи, который предусматривает использование данных подобной диагностики для проведения будущих профильных исследований.
Таким образом, можно сделать выводы, что применение кейс-метода как технологии оптимизирует привитие элементов инновационной культуры среди будущих учителей информатики. Работа в малых группах подразумевает восприятие будущего учителя своей потенциальной педагогической деятельности как компонента работы в коллективе. Это означает, что кейс-метод как технология расширяет возможности будущего учителя, если перед ним возникнет ситуация проблемного характера. После участия в подобном мероприятии студенты с высокой вероятностью начнут относиться к профильным стандартам и предписаниям не как к практическому руководству без проявления собственной инициативы, а как к инструменту для генерирования различных идей и построения различной структуры образовательного процесса любой сложности и при достижении любой искомой компетенции. Предполагаемые действия будущих учителей информатики, скорректированные педагогом университета на мероприятиях с применением кейс-метода, неизбежно повышают их инновационную культуру.
1. Горчаков Л.В. Предметная подготовка будущих учителей информатики. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017; № 9 (186): 97-101.
2. Поднебесова Г.Б. Система профессиональной подготовки будущих учителей информатики. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012; № 2: 4-19.
3. Скоробогатова Т.С. Готовность будущего учителя информатики к самообразованию. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010; № 12-2: 126-131.
4. Кузнецова И.В. Преемственность общих компетенций ФГОС СПО и универсальных компетенций ФГОС ВО. Ярославский педагогический вестник. 2018; № 5: 167-173.
5. Бурдина А. Челябинские школьники разработали беспилотник для экологической разведки. Учительская газета. Available at: https://ug.ru/chelyabinskie-shkolniki-razrabotali-bespilotnik-dlya-ekologicheskoj-razvedki/
6. Кучергина О.В. К определению сущности понятия «Инновационная культура педагога». Сибирский педагогический журнал. 2008; № 15: 424-430.
7. Ледовская Т.В. Основные подходы к оценке результатов освоения студентами основных образовательных программ. Ярославский педагогический вестник. 2018; № 1: 49-55.
8. Тарханова И.Ю. Образовательные технологии формирования универсальных компетенций студентов вуза. Ярославский педагогический вестник. 2018; № 5: 136-145.
References
1. Gorchakov L.V. Predmetnaya podgotovka buduschih uchitelej informatiki. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; № 9 (186): 97-101.
2. Podnebesova G.B. Sistema professional'noj podgotovki buduschih uchitelej informatiki. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyjaspekt. 2012; № 2: 4-19.
3. Skorobogatova T.S. Gotovnost' buduschego uchitelya informatiki k samoobrazovaniyu. Psihologiya ipedagogika: metodika iproblemyprakticheskogoprimeneniya. 2010; № 12-2: 126-131.
4. Kuznecova I.V. Preemstvennost' obschih kompetencij FGOS SPO i universal'nyh kompetencij FGOS VO. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2018; № 5: 167-173.
5. Burdina A. Chelyabinskie shkol'niki razrabotali bespilotnik dlya ekologicheskoj razvedki. Uchitel'skaya gazeta. Available at: https://ug.ru/chelyabinskie-shkolniki-razrabotali-bespilotnik-dlya-ekologicheskoj-razvedki/
6. Kuchergina O.V. K opredeleniyu suschnosti ponyatiya «Innovacionnaya kul'tura pedagoga». Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2008; № 15: 424-430.
7. Ledovskaya T.V. Osnovnye podhody k ocenke rezul'tatov osvoeniya studentami osnovnyh obrazovatel'nyh programm. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018; № 1: 49-55.
8. Tarhanova I.Yu. Obrazovatel'nye tehnologii formirovaniya universal'nyh kompetencij studentov vuza. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018; № 5: 136-145.
Статья поступила в редакцию 30.05.23
УДК 371
Kurbanova Z.S., Cand. of Sciences (Psychology), North-Caucasian Institute, Branch of Russian State University of Justice (Makhachkala, Russia),
E-mail: zuleikakurbanova@mail.ru
Ismailova N.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), North-Caucasian Institute, Branch of Russian State University of Justice (Makhachkala, Russia),
E-mail: ism_nup@mail.ru
NEURAL NETWORKS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION AND SCIENCE. The digitalization of education is one of the priority areas for the development of the modern educational system. Neural network computer learning systems are an innovative type of intelligent computer learning tool, which is the result of the integration of pedagogical and intelligent information technologies. The use of new generation neural networks in the educational process makes it possible to personalize learning and improve the quality of specialist training. The paper explores the ways of using neural network technologies as a tool for individualized learning in the process of preparing students of legal specialties, improving their intellectual and professional level. A methodology for a personalized approach to teaching students has been developed, based on the design of neural network computer training systems.
Key words: digitalization of education, digital technologies, artificial intelligence, neural network technologies, neural network computer training systems, individually oriented learning, individual learning paths
З.С. Курбаноеа, канд. психол. наук, Северо-кавказский Институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции,
г. Махачкала, Е-mail: zuleikakurbanova@mail.ru
Н.П. Исмаилова, канд. физ.-мат. наук, Северо-кавказский Институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции,
г. Махачкала, Е-mail: ism_nup@mail.ru
НЕЙРОСЕТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Цифровизация образования - одно из приоритетных направлений развития современной образовательной системы. Нейросетевые компьютерные обучающие системы - это инновационный вид интеллектуального компьютерного средства обучения, являющийся результатом интеграции педагогических и интеллектуальных информационных технологий. Использование нейросетей нового поколения в образовательном процессе позволяет осуществить пер-сонализацию обучения и повышение качества подготовки специалистов. В данной работе изучены возможности применения нейросетевых технологий в качестве инструмента индивидуализированного обучения при осуществлении процесса подготовки студентов юридических специальностей, повышения их интеллектуального и профессионального уровня. Разработана методика персонализированного подхода к обучению студентов на основе конструирования нейросетевых компьютерных обучающих систем.
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровые технологии, искусственный интеллект, нейросетевые технологии, нейросетевые компьютерные обучающие системы, индивидуально-ориентированные обучение, индивидуальные траектории обучения
Цифровизация является одной из основных тенденций в современном обществе, охватывающая все сферы деятельности, в том числе образование и науку. О масштабах цифровизации образования свидетельствует размер рынка образовательных цифровых технологий ^Тео^, который, по оценке Всемирного экономического форума, к 2025 году достигнет 342 млрд долларов США [1].
Поэтому на данном этапе развития цивилизации вопрос о том, применять или не применять информационные технологии в процессе обучения, уже не является дискуссионным.
Цифра сегодня - это реальность, требующая от вузов изменения вектора трансформации образования в сторону разработки цифровых инновационных моделей и методик обучения. Использование инновационных интеллектуальных информационных технологий, в том числе технологий нейронных сетей, дает возможность персонализации образовательного процесса.
Проведенный нами анализ работ [2-10] позволил выявить отсутствие на данный момент четкой траектории индивидуализации обучения в процессе получения и прорабатывания знаний, умений и навыков на основе использования технологий искусственного интеллекта в профессиональном обучении студентов.
В данной научной работе рассматриваются проблемы и перспективы, связанные с применением нейросетей нового поколения в образовании и науке.
Объектом исследования выступает процесс обучения студентов юридических специальностей на основе применения нейросетей нового поколения и основанных на них обучающих систем.
Цели и задачи исследования: разработать персонализированную методику обучения студентов юридических специальностей через конструирование индивидуальных траекторий обучения на основе применения нейросетей нового поколения.
Научная новизна состоит в поиске и анализе возможностей применения инновационных нейросетевых технологий для формирования алгоритмов параметрических моделей и современных методик обучения, отражающих уровень и динамику усвоения знаний студентами; проектировании индивидуальных траекторий обучения при профессиональной подготовке студентов юридических специальностей; разработке интеллектуальных дидактических средств для конструирования индивидуальных траекторий обучения студентов юридических специальностей.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что с учетом всего вышесказанного нами предложена модель проектирования и формирования личностно ориентированных методик обучения студентов юридических специальностей, основанная на внедрении в учебный процесс технологий