УДК 378.4
Izmaylova N.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Department of Informatics and Management, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: natalia_perlovka@bk.ru
Borisova N.L., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior teacher, Department of Informatics and Management, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: nbolo@yandex.ru
Izmaylova I.S., teacher, Department of English Language (Second), Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: vetusia-mrr@mail.ru
Alekhin I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of Department of Pedagogy of Higher Education, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: alehin-igor60@mail.ru
THE USE OF EVALUATION TECHNIQUES IN THE COURSE OF A PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON FORMATION OF A SCIENTIFIC WORLDVIEW OF CADETS. At different stages of the educational process in military universities of the Russian Federation, there is a need to create simple evaluation methods for indicators of various criteria in order to determine ways and conditions for improving the effectiveness of the process of forming a scientific worldview among military personnel in military universities of Russia. The article presents a description and analysis of results of how such techniques were applied. The article also describes a special course "Fundamentals of the scientific worldview of military personnel" and the possibility of its implementation. In the course of the experimental study, data are obtained that confirm the correctness of the authors' approach to the system of measures. Thus, it can be concluded that the results of the experiment confirm the effectiveness of the chosen ways to improve and evaluate the effectiveness of the process of forming the scientific worldview of cadets. Key words: scientific worldview, motivational criterion, personal-productive criterion, evaluation method
Н.В. Измайлова, канд. техн. наук, доц., ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» МО РФ, г. Москва, E-mail: natalia_perlovka@bk.ru
Н.Л. Борисова, канд. физ.-мат. наук, ст. преп., ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» МО РФ, г. Москва, E-mail: nbolo@yandex.ru
И.С. Измайлова, преп., ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» МО РФ, г. Москва, E-mail: vetusia-mrr@mail.ru И.А. Алехин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» МО, г. Москва, E-mail: alehin-igor60@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ МЕТОДИК В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ
На разных этапах образовательного процесса в военных вузах РФ возникает необходимость создания простых методик формирования и оценки показателей различных критериев с целью определения путей и условий повышения эффективности процесса развития научного мировоззрения у военнослужащих в военных вузах России. В статье представлено описание и анализ результатов применения таких методик. В статье также описан специальный курс «Основы научного мировоззрения военнослужащих» и возможности его реализации. В ходе опытно-экспериментального исследования были получены данные, которые подтвердили правильность авторского подхода к системе мероприятий. Таким образом, можно сделать выводы, что результаты эксперимента подтвердили эффективность выбранных путей повышения и оценки эффективности процесса формирования научного мировоззрения курсантов. Ключевые слова: научное мировоззрение, мотивационный критерий, личностно-результативный критерий, оценочные методики
Образовательные учреждения Министерства обороны РФ активно участвуют в учебном процессе, важнейшей задачей которого является формирование у курсантов устойчивых когнитивных компетенций, соответствующих избранной ими профессиональной специализации. Одной из таких компетенций является наличие у военнослужащих развитого научного мировозз рнния, обеспечивающего возможность решения всего спектра задач, стоящих перед современной личностью. В связи с этим возникает необходимость создание простых оценочных методик показателей мотивационного и личностно-резулн-тативного критериев в целях повышения эффективности формирования заун-ного мировоззрения курсантов. Все это делает данное исследование дост зтлн-но актуальным.
Цель статьи - показать результативность использования специального^ са и оценочных методик «Научное понятие мира» и методика КИМ (контрольно-измерительные материалы) для определения путей и условий повышетия эффективности процесса формирования научного мировоззрения у военнослужащих в военных вузах России.
Задачами статьи можно считать следующие:
- предложить совокупность показателей мотивационного и личностно-ре-зультативного критериев и характеристики уровня их сформированности на различных этапах обучения курсантов из контрольной и экспериментальной группы;
- на основании данных исследования предложить пути и условия повышения эффективности процесса формирования научного мировоззрения военнослужащих с помощью специального курса.
Методы исследования включали анализ научной литературы по теме и практические исследования с помощью методов математической статистики.
Научная новизна работы определяется использованием авторского подхода к оценке показателей мотивационного и личностно-результативного фете-риев оценки эффективности процесса формирования научного мировоззрен ия курсантов. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что такой подход к оценке показателей критериев позволяет перейти к обоснованию путей и услов ий повышения эффективности процесса формирования научного мировоззрения у военнослужащих. Практическая значимость заключается в простоте и нагляднв-сти используемых методик.
Авторами была проведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой рассматривалась эффективность процесса формирования научного мировоззрения у курсантов. Выборка исследования состояла из 40 курсантов, которые были разделены на контрольную (20 курсантов)и экспериментальную(20 курсантов) группы.Напервомэтапеэкспсримервсдлякеееддсывисыриального уровня сформированности компонентов научного мировоззрения у курсантов тыла иополпкоаана авта^таенетодикаилидкаинепеиНаучное оонлтие аиут» (леТл. 1), втамиеющмяввубт выаросы,тодтоляющие оценетэ псиаавеелитие-идавриоаемыляуируриад[1-5]. Всшмучacтвтдем этспеупменив (кттвpпвивoеи идcпepимeнетлврoпгpбпд)лнв зтвбпван ия^тетредлаженаавкета.сосвовщая из ДЛ ^)^п^сив.»^^ждти^с иурсааеу ныретoдимы былв кыбпааи этуходащипва-бпапиытвега, котосыаоценпветте зтбпнeтcтмсющ»миOaплвап.Дaнпвlбеымд обработаны методами математической статистики с использованием Excel. В расчетах использована формула для вычисления выборочной средней:
п
--1Y
¡-1
»»е xn- бдмопl,л¡-кдличecувт курсистов, еaеттвшиввбенвутрувиющэй
балл.
Таблица 1
Анкета«Научное понятия мира». Мотивационный критерий
Вопросы Ответ
1. Почему вы решили пщатьвовднылпсьдцпалиствмП
а)затрудняюсь ответить 2
в) аопльдоваьеоьотуродитовей(ьаставников) 3
в)я выбрал эту профессиюоценив свои способности и черты характер 4
у счиеаюевоимдолгомаещищатьлоесн° 5
2. Помомвовтьшльутттььпиоеьловотот вуз?
а) это получилось случайно 2
б) друзья решили учиться здесь и позвали меня с собой 3
в) в других вузах не достаточный уровень военного образования 4
г) здесь качественное военное образование 5
3. В чем вы видите преимущества военного образования?
а) затрудняюсь ответить 2
б) полное материальное обеспечение во время учебы 3
в) способствует моему всестороннему развитию 4
г) буду полезен своему государству 5
4. Воспитывали ли вас родители любить и защищать свою Родину, дом?
а) нет, у нас не было на эту тему разговоров 2
б) да, но я не думал, что когда-нибудь стану военным, это пришло позже 3
в) да, поэтому я считаю эту профессию самой подходящей 4
г) меня с детства воспитывали быть патриотом страны 5
5.Каковы ваши профессиональные цели?
а) пока не определился, так как плохо разбираюсь в будущей военной специальности 2
б) только армия даст мне полную гарантию материальной обеспеченности 3
в) хочу хорошо учиться, чтобы мной могли гордиться мои родные и близкие 4
г) хочу стать хорошим профессионалом и служить своей стране 5
б.Почему вы выбрали именно этот военный вуз?
а) не поступил в другой 2
б) мой отец заканчивал этот вуз 3
в) слышал много хорошего и выбрал этот вуз 4
г) я получаю здесь качественное военное образование 5
7.В выбранной военной специальности меня больше всего привлекает:
а) я люблю быть главным 2
б) материальное обеспечение 3
в) возможность добиться успеха в жизни 4
в) высокий престиж и возможность самореализации 5
8. Как вы повышаете свою профессиональную компетентность?
а) пока только осваиваюсь 2
б) пытаюсь понять новый для меня материал 3
в) с интересом посещаю занятия, общаюсь с одногруппниками, стараюсь участвовать в научной работе 4
г) много занимаюсь самостоятельно, посещаю культурные мероприятия 5
9.Какие учебные задачи вам интереснее решать больше всего?
а) затрудняюсь ответить 2
б) когда я понимаю суть задачи 3
в) когда я работаю в команде и понимаю цель 4
г) когда решаю задачи самостоятельно с опорой на полученные научные знания 5
10. В процессе обучения военному делу, я...
а) не остаюсь равнодушным 2
б) надеюсь на помощь друзей и преподавателей 3
в) стараюсь быть позитивным и пытаюсь разобраться в учебном материале 4
г) всегда верю в свои знания и настроен на хороший результат 5
Личностно-результативный критерий
Вопросы Ответ
1. Что такое норма?
а) затрудняюсь ответить 2
б) правило, которое может быть выполнено 3
в) правило, которое должно быть выполнено 4
г) образец поведения и мера оценки 5
2.Какой поступок можно считать нравственным?
а) не думал об этом, просто действую, как считаю нужным 2
б) хорошее дело 3
в) действие, приносящее пользу другим людям 4
г) если этот поступок соответствует этическим и моральным 5
ценностям
З.Какими этическими качествами должен обладать
военнослужащий?
а) общечеловеческими 2
б) мне не должно быть стыдно 3
б) соблюдать воинский устав 4
в) свято блюсти воинскую честь, быть скромным и вежливым, служить 5
примером для окружающих
4. Кто для вас является примером служения Родине?
а)затрудняюсь ответить 2
б) национальные герои 3
в) известные военные 4
г) человек, готовый пожертвовать своей жизнью ради Отчизны 5
5.Как вы понимаете выполнение воинского долга?
а)затрудняюсь ответить 2
б) выполнять приказы командира 3
в) защита людей от войн 4
г) воинский долг - сохранение мира 5
б.Педагоги дают мне прочные знания
а)затрудняюсь ответить 2
б) стараюсь усвоить учебный материал, но слабо понимаю педагога 3
в) прочность знаний определяют многие факторы 4
г) получаю хорошие прочные знания и учусь ими пользоваться 5
7. Я принимаю участие в общественной жизни учебного заведения
а) не принимаю совсем 2
б) хочу участвовать, но не хватает сил и времени 3
в) пытаюсь участвовать вместе со всеми 4
г) активно участвую и это помогает в учебе 5
8. В учебном заведении проводятся интересные и нужные мне
мероприятия
а) ничего не знаю о них 2
б) трудно судить об их полезности для меня 3
в) согласен и посещаю некоторые из них 4
г) совершенно согласен и активно участвую 5
9. Интересуетесь ли вы военной техникой?
а) мне это не интересно 2
б) хочу лучше разбираться в этом вопросе, но не хватает знаний 3
в) интересуюсь современной военной техникой, но мало 4
возможностей с ней ознакомиться
г) есть большой интерес и потребность в ее изучении, стараюсь 5
участвовать в научно-технических кружках
10. Какое влияние оказывает ваша религия на учебу?
а)затрудняюсь ответить 2
б) не смешиваю эти понятия 3
в) нравственные религиозные категории остаются для меня 4
неизменными
г) опираюсь на свою религию при решении поставленных задач 5
На этом же этапе курсантам было предложено написать творческую самостоятельную работу, выбрав тему из предложенного списка: войны и военное строительство как инструмент в борьбе России за выход к Балтийскому морю; патриотическая направленность в подготовке офицерских кадров русской армии; иностранная экспансия - основная причина войн на Руси в эпоху феодализма; морально-боевые и психологические качества защитника Отечества; полководцы России и их вклад в развитие русской армии. Работы курсантов оценивались по пятибалльной системе. Подавляющее большинство военнослужащих плохо написали эту работу. Полученные результаты объясняются отсутствием планомерной деятельности, направленной на формирование основ научного мировоззрения [1; 2].
Результаты, представленные в табл. 2, показали, что оценки показателей критериев по соответствующим методикам в первом этапе эксперимента практически одинаковы у курсантов из контрольной и экспериментальной групп. Учитывая, что обе группы находились в схожих условиях, эксперимент можно считать чистым.
Таблица 2
Сводные данные результатов оценки показателей критериев по соответствующим методикам в ходе первого этапа экспериме нта для контрольной и экспериментальной группы.
Критерии и показатели Групиа «Ноучоге но-гятме мора» (баллы) КИМ (баллы) Сумма (баллы) Характеристика уровня сформированности показателей критерия курсанта
Мотивационный - есдпвы и осознанность выбора профес-сит птепеого специалиста; -тепровленность профессионально й под-оттаеки и практической деятельности; - позитивное эмоциональное отношение к еоаУе к мотивация на успех ЭГ М,40 2,51 12,11 - плохо сформированы цели, мотивы и осознанность выбора профессии военного специалиста; - отсутствует понимание необходимости профессиональной подготовки и практической деятельности; - невысокий интерес к учебе и ситуативная мотивация на успех
КГ 2,М5 2,53 12,18
Личност но-резуньтативный - мировоззренческие нравственные и эти-иес кие нормы; - индивидуально-психологические качества характеро, позволяющие сь-ормиро, еатьлаучное мировоззрение; е вмвультаты образовательного процесса, направленного на формирование научного мврмтоззрения у курсантов ЭГ" 2,4Г 2,55 13,03 - слабо сформированы мировоззренческие нравственные и этические ценностные ориентации; - соответствующие индивидуально-психологические качества характера, позволяющие сформировать научное мировоззрение, проявляются слабо; - низкие результаты образовательного процесса, направленного на формирование научного мировоззрения у курсантов
КИ 2,МИ 2,50 12,94
Вход е первого этапа эксперимента после оценки показателей всех крите-риевбылимолумипы следующиерепультата|(см.табл.2).
Резулотатмоценки д.па^зтекп^дураЕменыааруфамме (рис. 1).
Рис. 1. Результаты оценки эффективности процесса формирования научного мировоззрения первого эксперимента (в баллах)
Уровень сформированности научного мировоззрения у экспериментальной группы - слабый, уровень сформированности научного мировоззрения у контрольной группы - слабый.
Средний групповой балл свидетельствует о несформированности мотивов и неосознанности выбора профессии военного специалиста, отсутствии понимания необходимости профессиональной подготовки и практической деятельности. Это соответствует низкому уровню сформированности научного мировоззрения и познавательной активности.
Диагностика показателей личностно-результативного критерия свидетельствует о том, что соответсвующие индивидуально-психологическите качества не сформированы, мировоззренческие нравственные и этические ценностные ориентации ситуативны и т. д.
После анкетирования с целью повышения уровня сформированности научного мировоззрения, «раскрытия состояния и перспектив развития соответствующей профессиональной отрасли, профессиональной (служебной) деятельности, концентрации внимания обучающихся на наиболее сложные и узловые вопросы, стимулирование их активной познавательной деятельности и формирования творческого мышления» [6] в экспериментальной группе был реализован специальный курс «Основы научного мировоззрения военнослужащих», состоящий из шести тем: «Тема 1. Понятие научного мировоззрения»; «Тема 2. Актуальность проблемы профессионально-личностного саморазвития курсанта военного вуза». «Тема 3. Личностно ориентированный подход в обучении как сфера самоутверждения личности курсанта». «Тема 4. Роль и место социально-гуманитарных дисциплин в формировании научного мировоззрения курсантов. «Тема 5. Психолого-педагогические аспекты профессионального образования курсантов»; «Тема 6. Формирование профессиональных компетенций будущего военного специалиста».
Курсантам из экспериментальной группы были прочитаны лекции по темам спецкурса, проведены беседы с приглашенными преподавателями, имеющими боевой опыт в различных странах. Курсантам было дано задание подготовить презентацию на тему «Научная картина мира», по итогам этой презентации был организован круглый стол. Был проведен урок мужества, посвященный выпускникам военного университета, участвующим в специальной военной операции на Украине. На этом этапе были использованы следующие формы обучения: семинар, практическое занятие, мыслительный тренинг, психологический практикум, игра по ролям, диспут, собрание. С целью повышения мотивации к изучению военного дела военнослужащим была предложена интеллектуальная игра. В условиях этой игры активизировались речевая активность, фантазия, ускорилось запоминание материала. С курсантами были проведены практическое занятие и семинар с использованием возможностей информационно-образовательной среды военных вузов. Особый интерес военнослужащих вызвал мыслительный тренинг на тему «Искусственный интеллект в военном образовании». С целью формирования коммуникативных навыков курсантов была проведена игра по ролям, моделирующая конкретную ситуацию на поле боя и диспут, в ходе которого происходило знакомство курсантов с военной историей России. Был проведен психологический практикум «Психология общения», который способствовал усвоению и закреплению пройденного специального курса.
Кроме того, специальный курс включал в себя культурно-воспитательные мероприятия и участие курсантов в онлайн-экскурсиях (виртуальных) [3; 4]. Благодаря эффективной работе руководящего и преподавательского состава в процессе посещения военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных сил Российской Федерации «Патриот» курсанты познакомились с мультимедийным историко-мемориальным комплексом «Дорога памяти», побывали в музее под открытым небом «Поле Победы». Особый интерес у них вызвал Технический центр, в котором собрана уникальная бронетанковая техника. Курсанты посетили многофункциональный огневой центр, где представлены возможности стрелкового вооружения. Воображение военнослужащих поразил Главный храм Вооруженных сил России и собор Воскресения Христова, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и ратным подвигам русского народа во всех войнах. Особенно курсантов удивил тот факт, что купол храма сделан в форме шлема князя Александра Невского, чье имя носит Военный университет МО РФ. На этом же этапе для курсантов были организованы культурно-воспитательные мероприятия: выходы в музеи и театры (Третьяковская галерея, Центральный музей Великой Отечественной войны, где в 2020 году были установлены трехмерные локации, запечатлевшие военные события разных лет), виртуальная экскурсия в Пушкинский музей (выставка «Народы России»), просмотр фильмов на военную, биологическую и экологическую тематику. Одним из главных медиаторов в формировании научного мировоззрения курсантов является кино. В процессе общения с военнослужащими были установлено, что большинство из них проявляют интерес к просмотру старых советских фильмов. Среди этих фильмов «Офицеры», «В зоне особого внимания», «Ответный удар», киноэпопея «Освобождение». Военнослужащим импонировали фильмы, пропагандирующие военную службу, в которых снимались талантливые актеры. Такие фильмы, по словам курсантов, дают надежду на успешное будущее их и их детей, а способом достижения этого является реализация их способностей и совершенствование в профессиональной сфере. Большинство опрошенных курсантов хотели бы посмотреть современный качественный фильм про специальную военную операцию на Украине. По завершении всех этих мероприятий курсантам было
Таблица 3
Сводные данные результатов оценки показателей критериев по соответствующим методикам на завершающем этапе формирующего эксперимента для контрольной и экспериментальной групп
Критерии и показатели Группа «Научное понятие мира» (балл) КИМ (баллы) Сумма (баллы) Характеристика уровня сформированности показателей критерия курса НТА
>s ZE ZE О s - мотивы и осознанность выбора профессии военного специалиста; - направленность профессиональной подготовки и практической деятельности; - позитивное эмоциональное отношение к учебе и мотивация на успех ЭГ 4,80 4,80 24,60 устойчивые мотивы и глубокий осмысленный интерес к выбранной профессии; понимание значения выбранной специальности; высокий уровень сформированности научного мировоззрения и познавательной активности и высокая мотивация на успех по формированию профессиональных компетенций
ш ё КГ 3,50 3,80 17,80 мотивы имеют неустойчивый характер; формальный интерес к выбраннойспециалснксти; появилась мотивация на успех по формированию профес-сиональаых гбмпннбнциH;yдoвкбтвPоитeбьнoe пмоцио-нальноеотнршениек пчебе
>s _а zn со fc [Б со - мировоззренческие нравственные и этические нормы; - индивидуально-психологические качества характера, позволяющие сформировать научное мировоззрение; результаты образовательного процесса, направленного на формирование научного мировоззрения у курсантов ЭГ 4,80 4,90 2470 высокие мировоззренческие нравственные и этические нормы; выcoкиH вривонь сфрумиросаннорон бaинятваapaкеeра, отвечающих за самоконтроль, самооценку, стремление к cнмocсслpшваcтвoвваию неофьтньеаaлкнвы к^ллуч^енций кфоншаpсвaнwьнaнснога енpoвoзьpeнье; высокие показатели результатов образовательного процес-са,напр ааираног'о но фодмиров аньлна угнономаро возь ре-нияф ьypcaнора
а. ö (5 о :л ZT s СЦ КГ 3,80 4,00 Ю,50 слабо сформированные мировоззренческие нравственные и эта^ольс на^ы; cpeдний сивено афлимкpoврннсeти кeннcтняapal<тьра, отвечающих за самоконтроль, самооценку, стремление к сeтюcoевeшeнствoвeнию етбфeовавнабьныx иoмнeтанций ифоймcpoвaсиюиayчнoroмиpoвoгз котор; средние показатели результатов образовательного процесса, нaпpкнлeеьoгoныфоpмьpсeаьевднyньсгь ма^оь,ре-тли
предложено сформировать папку личных достижений - «портфолио» как способ организации самостоятельной работы [2].
По итогам изучения спецкурса курсантам было вновь предложено ответить на вопросы анкеты «Научное понятие мира» и написать самостоятельную работу творческого характера. Аналогичные задания были предложены курсантам и из контрольной группы, которые проходили обучение по программе ФГОС 3++ без специального курса. По окончании второго этапа для оценки критериальных показателей были вновь применены оценочные методики - анкета «Научное понятие мира» и КИМ. Результаты этих оценок были обработаны методами математической статистики и занесены в сводную табл. (табл. 3).
Уровень форсированности научного мировоззрения у экспериментальной группы - отличный, уровень форсированности научного мировоззрения у контрольной группы - удовлетворительный. Результаты оценки критериев представлены на диаграмме (рис. 2).
Результаты анкетирования курсантов из обеих групп после проведения комплекса мероприятий показали следующие результаты: ответы на все вопросы анкеты «Научное понятие мира» курсантов из экспериментальной группы стали более осмысленными. Они думают о будущем, понятие мира стало для них более глубоким, что свидетельствует о высоком уровне сформированности научного мировоззрения. Данные, полученные после использования оценочной методики КИМ в экспериментальной группе военнослужащих, показали, что при написании творческой самостоятельной работы курсанты стали активнее использовать дополнительные источники информации. Военнослужащие из контрольной группы, которые обучались по традиционной методике, тоже справились с творческой самостоятельной работой, однако их результаты сильно отличались в худшую сторону.
В ходе опытно-экспериментального исследования были получены данны е, которые подтвердили правильность авторского подхода к системе мероприятий.
Библиографический список
Личностно-результативный
Мотивационный
Экспериментальная
группа Контрольная группа
□Мотивационный ■ Личностно-результативный
Рис.2.Результатыоценки эффективности процессаформирования научного мировоззрения завершающегоэтапаформирующегоэксперимента (вбаллах)
Таким образом, можно сделать выводы, что результаты эксперимента подтвердили эффективность выбранных путей повышения и оценки эффективности процесса формирования научного мировоззрения курсантов.
1. Алехин И.А., Измайлова И.С. Использование методики контрольно-измерительных материалов и метода экспертных оценок в исследовании формирования научного мировоззрения у иностранных курсантов. Мир образования - образование в мире. 2022; № 2 (86): 125-132.
2. Алехин И.А., Измайлова И.С., Ленев Ю.А. Современная методика формирования основ научного мировоззрения у иностранных военнослужащих в процессе обучения в военных вузах российской федерации. Мир образования - образование в мире. 2021; № 4 (84): 108-114.
3. Бурнышев Е.К. Использование дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ в военном вузе. Мир образования - образование в мире. 2022; № 3 (87): 151-159.
4. Бурнышев Е. К. Дистанционное обучение в военном университете. Научно-методический бюллетень Военного университета МО РФ. 2022; № 2 (18): 81-88.
5. Измайлова Н.В., Борисова Н.Л., Измайлова И.С. Анализ уровня сформированности научного мировоззрения у иностранных курсантов. Мир образования - образование в мире. 2021; № 4 (84): 115-121.
б. Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30.05.2022 г № 308. Available at: https://rg.ru/ documents/2022/07/05/minoboroni-prikaz308-site-dok.html
References
1. Alehin I.A., Izmajlova I.S. Ispol'zovanie metodiki kontrol'no-izmeritel'nyh materialov i metoda 'ekspertnyh ocenok v issledovanii formirovaniya nauchnogo mirovozzreniya u inostrannyh kursantov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2022; № 2 (86): 125-132.
2. Alehin I.A., Izmajlova I.S., Lenev Yu.A. Sovremennaya metodika formirovaniya osnov nauchnogo mirovozzreniya u inostrannyh voennosluzhaschih v processe obucheniya v voennyh vuzah rossijskoj federacii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2021; № 4 (84): 108-114.
3. Burnyshev E.K. Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri realizacii dopolnitel'nyh professional'nyh programm v voennom vuze. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2022; № 3 (87): 151-159.
4. Burnyshev E. K. Distancionnoe obuchenie v voennom universitete. Nauchno-metodicheskij byuüeten' Voennogo universiteta MO RF. 2022; № 2 (18): 81-88.
5. Izmajlova N.V., Borisova N.L., Izmajlova I.S. Analiz urovnya sformirovannosti nauchnogo mirovozzreniya u inostrannyh kursantov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2021; № 4 (84): 115-121.
6. Ob organizacii obrazovatefnoj deyatel'nosti v federaïnyh gosudarstvennyh organizaciyah, osuschestvlyayuschih obrazovatel'nuyu deyateínost' i nahodyaschihsya v vedenii Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 30.05.2022 g. № 308. Available at: https://rg.ru/documents/2022/07/05/minoboroni-prikaz308-site-dok.html
Статья поступила в редакцию 25.05.23
УДК 378
Isaev M.I., teaching assistant, Department of Applied Mathematics and Computer Technologies of the Institute of Mathematics, Physics and Information Technologies, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: movladi.isaev@yandex.ru
CASE METHOD AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF INNOVATIVE CULTURE OF FUTURE COMPUTER SCIENCE TEACHERS.
The article studies the case method as a component that increases the innovative culture of future computer science teachers. The necessity of establishing the relationship between the event using the case method and the relevant educational competencies is considered. A detailed description of the use of the designated technology within the framework of the thematic event is provided, as well as recommendations for involving all its participants in the process of finding optimal solutions. The necessity of diagnostics of the level of innovative culture among future computer science teachers for further specialized research in the scientific community is indicated. The implementation of pedagogical competencies by understanding and resolving a problematic situation is shown. Key words: case method, technology, innovative culture, computer science teacher, algorithmization, student, diagnostics
М.И. Исаев, асс., Институт математики, физики и информационных технологий ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени АА. Кадырова», E-mail: movladi.isaev@yandex.ru
КЕЙС-МЕТОД КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
В статье изучается кейс-метод как компонент, повышающий инновационную культуру будущих учителей информатики. Рассматривается необходимость установления взаимосвязи между мероприятием с применением кейс-метода и соответствующими образовательными компетенциями. Предоставляется подробное описание применения обозначенной технологии в рамках тематического мероприятия, а также рекомендации по вовлечению всех его участников в процесс поиска оптимальных решений. Указывается необходимость проведения диагностики уровня инновационной культуры среди будущих учителей информатики для дальнейших профильных исследований в научном сообществе. Показана реализация педагогических компетенций путем осмысления и урегулирования проблемной ситуации.
Ключевые слова: кейс-метод, технология, инновационная культура, учитель информатики, студент, обучающийся, диагностика
Актуальность темы вызвана необходимостью повышения инновационной культуры будущих учителей информатики для последующей их результативной деятельности в образовательной организации. Университетами педагогической направленности применяются различные инструменты в целях совершенствования образовательного процесса. Однако не все инструменты относят к повышению инновационной культуры. Если рассматривать формирование инновационной культуры, то для нее необходимы соответствующие эффективные компоненты. Одним из таких компонентов являются некоторые технологии, к примеру кейс-метод, под которым подразумевается изучение проблемной ситуации, ее осмысление и последующее формирование путей для ее урегулирования.
Цель настоящей статьи - выявить степень применимости кейс-метода в рамках обучения в университете педагогической направленности. Соответственно, объектом является инновационная культура будущих учителей информатики, формируемая за счет таких технологий, как кейс-метод.
Задачи исследования: определить степень применимости кейс-метода в мероприятиях образовательного характера; изучить взаимосвязь между кейс-методом и процессом формирования инновационной культуры среди будущих учителей; определить возможность применения кейс-метода в дальнейших аналогичных мероприятиях в процессе педагогической деятельности.
Методы исследования в настоящей статье затрагивают наблюдение, сопоставление одних аспектов инновационной культуры с другими, анализ и синтез, а также применяется моделирование мероприятия и подхода от абстрактного взгляда на педагогическую проблему к конкретному ее решению.
Научная новизна состоит в формировании системного подхода будущих учителей информатики посредством кейс-метода, который позволяет им скорректировать алгоритм собственных действий в соответствии с содержательной частью профильной программы.
Теоретическая значимость состоит в необходимости дальнейших исследований в отношении способности будущих учителей информатики применять принципы кейс-метода для освоения компетенций.
Практическая значимость подразумевает умение будущего учителя объединять инструменты, теоретическую часть и методы контроля освоения знаний обучающимися. Процесс формирования будущих учителей информатики в университете реализуется посредством таких технологий, как кейс-метод.
Уникальность кейс-метода состоит в том, что студент учится достигать любые компетенции в отношении обучающихся при помощи имеющихся ресурсов вне зависимости от их характера и уровня потенциальной образовательной организации (начальной образование, общее образование, а также среднее специальное образование). Кейс-метод позволяет будущему учителю информатики решить педагогическую задачу любой сложности, так как предполагает всесторонний взгляд на проблемную ситуацию, в том числе посредством обмена мнениями других лиц, также участвующих в ее разрешении. Данный метод отличается осмыслением в течение ограниченного отрезка времени, что способствует интенсивности решения проблем, в том числе фундаментального характера.
В ряде исследований новые подходы к обучению предметным дисциплинам рассматриваются в аспекте применения кейс-технологии. Ученые Л.В. Горчаков, Г Б. Поднебесова, Т.С. Скоробогатова и другие указывают на важность формирования алгоритмического мышления [1, с. 97], включение мониторинга в инновационную культуру [2, с. 15], главенствующую роль самообразования [3, с. 128].
Готовность будущих учителей профильного предмета является существенным компонентом их инновационной культуры, которая предполагает аккумулирование имеющегося опыта, актуальных технических ресурсов и элементов прогнозирования образовательного процесса. Инновационная культура формируется в университете в процессе освоения методов обучения профильному предмету и формирования соответствующего прогрессивного мировоззрения.