Научная статья на тему 'КЕЙС ГРЕТЫ ТУНБЕРГ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ ФРЕЙМОВ В МЕДИА ОСВЕЩЕНИИ ПРОБЛЕМЫ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ'

КЕЙС ГРЕТЫ ТУНБЕРГ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ ФРЕЙМОВ В МЕДИА ОСВЕЩЕНИИ ПРОБЛЕМЫ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
климатические изменения / эффект фрейминга / экологический активизм / Грета Тунберг / climate change / framing effect / environmental activism / Greta Thunberg

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прокофьев Даниил Андреевич

Медийная репрезентация различных явлений и событий осуществляется во многом на основе создания простых и наглядных схем для их восприятия. В исследованиях медийного пространства как части культуры эти схемы связываются с эффектом фрейминга. При этом структура фрейма предполагает, по крайней мере, четыре элемента: определение проблемы, каузальную атрибуцию, моральную оценку и практические рекомендации. В данном исследовании прослеживается столкновение двух фреймов при освещении в СМИ экологического активизма Греты Тунберг. Первый фрейм опирается на доверие климатической науке и институциональному устройству современного общества. Второй фрейм совмещает доверие к прогнозам, касающимся климатических изменений, с радикальным отказом в доверии бюрократии и рынку. В части моральных оценок он выражается в формуле: будущие поколения уже здесь, и они разгневаны. Грета Тунберг является живым воплощением этой формулы. Однако ее медийный образ включает в себя много частных фреймов, которые также проанализированы в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CASE OF GRETA THUNBERG AND CONFRONTATION OF FRAMES IN MEDIA COVERAGE OF CLIMATE CHANGE

Media representation of social phenomena and events is largely based on the creation of simple and visual schemes for their perception. In media-studies these schemes are associated with the framing effect. The structure of the frame implies at least four elements: problem definition, causal attribution, moral evaluation and practical recommendations. This study traces the clash of two frames in the media coverage of Greta Thunberg's environmental activism. The first frame relies on trust in climate science and the institutional structure of contemporary society. The second frame combines trust in climate change predictions with a radical refusal to trust bureaucracy and market. In terms of moral evaluations, it is expressed in a formula: future generations are already here, and they are angry. Greta Thunberg is the living embodiment of this formula. However, her media image is constructed on the basis of many particular minor frames, which are also analyzed in the paper.

Текст научной работы на тему «КЕЙС ГРЕТЫ ТУНБЕРГ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ ФРЕЙМОВ В МЕДИА ОСВЕЩЕНИИ ПРОБЛЕМЫ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ»

Д. А. Прокофьев

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

КЕЙС ГРЕТЫ ТУНБЕРГ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ ФРЕЙМОВ В МЕДИА ОСВЕЩЕНИИ ПРОБЛЕМЫ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Медийная репрезентация различных явлений и событий осуществляется во многом на основе создания простых и наглядных схем для их восприятия. В исследованиях медийного пространства как части культуры эти схемы связываются с эффектом фрейминга. При этом структура фрейма предполагает, по крайней мере, четыре элемента: определение проблемы, каузальную атрибуцию, моральную оценку и практические рекомендации. В данном исследовании прослеживается столкновение двух фреймов при освещении в СМИ экологического активизма Греты Тунберг. Первый фрейм опирается на доверие климатической науке и институциональному устройству современного общества. Второй фрейм совмещает доверие к прогнозам, касающимся климатических изменений, с радикальным отказом в доверии бюрократии и рынку. В части моральных оценок он выражается в формуле: будущие поколения уже здесь, и они разгневаны. Грета Тунберг является живым воплощением этой формулы. Однако ее медийный образ включает в себя много частных фреймов, которые также проанализированы в статье.

Ключевые слова: климатические изменения, эффект фрейминга, экологический активизм, Грета Тунберг.

D. A. Prokofev

National Research University "Higher School of Economics"

(Moscow, Russia)

THE CASE OF GRETA THUNBERG AND CONFRONTATION OF FRAMES IN MEDIA

COVERAGE OF CLIMATE CHANGE

Media representation of social phenomena and events is largely based on the creation of simple and visual schemes for their perception. In media-studies these schemes are associated with the framing effect. The structure of the frame implies at least four elements: problem definition, causal attribution, moral evaluation and practical recommendations. This study traces the clash of two frames in the media coverage of Greta Thunberg's environmental activism. The first frame relies on trust in climate science and the institutional structure of contemporary society. The second frame combines trust in climate change predictions with a radical refusal to trust bureaucracy and market. In terms of moral evaluations, it is expressed in a formula: future generations are already here, and they are angry. Greta Thunberg is the living embodiment of this formula. However, her media image is constructed on the basis of many particular minor frames, which are also analyzed in the paper.

Keywords: climate change, framing effect, environmental activism, Greta Thunberg

DOI 10.22405/2304-4772-2023-1 -1 -99-109

Введение

Для того чтобы представить аудитории ту или иную социально-политическую повестку, современные СМИ широко используют упрощенные матрицы для понимания проблем или событий, своего рода оболочку, в которую можно заключить суть происходящего. Так возникает «эффект

медиафрейминга». По словам Р. Т. Педерсена, «концепция медиафрейминга относится к тому, как новостные СМИ организуют и придают смысл новостной истории, подчеркивая одни части реальности и игнорируя другие» [13, p. 476]. Медиа-фрейминг активирует у аудитории ту или иную общепринятую когнитивную схему и тем самым направляет восприятие и отношение к какому-то явлению или событию. Различные фреймы развиваются с течением времени, конкурируют и сменяют друг друга. Используя их или просто следуя им, новостные СМИ могут заставить своих потребителей сформировать различные, иногда диаметрально противоположные интерпретации одних и тех же социальных явлений.

Дж. Дракман, уточняя сущность и способы влияния фреймов, обсуждает различия между эффектами эквивалентного и акцентного фреймирования. Первый вызывается «разными, но логически эквивалентными словами или фразами» [4, p. 28]. Второй основан на подчеркивании «группы потенциально значимых соображений». Такой акцент может «заставить людей сосредоточиться на этих соображениях при формировании своего мнения» [4, p. 30]. Роль этих типов фрейминга в медиасфере является предметом жарких споров [3]. Еще одно важное разграничение - разграничение между фреймами отдельных новостей и фреймами проблем [9]. В нашем исследовании мы будем рассматривать в основном фреймы проблем.

Существуют различные теоретические модели структуры фрейминга СМИ. Согласно Дж. Энтману, любой медиа-фрейм включает такие элементы, как определение проблемы, каузальная атрибуция, моральная оценка и практическая рекомендация [5, p. 52]. Их также можно рассматривать как последовательные этапы развития фрейма. Мы будем в значительной степени опираться на эту схему в нашем исследовании. Однако Б. Ван Горп считает энтмановскую схему недостаточной, он трактует фрейм, а точнее «пакет фреймов», как трехчастное явление, включающее «устройства фрейминга», «устройства аргументации» и «организующую тему». «Устройства фрейминга» - это «явные компоненты текста, которые могут активировать фрейм как абстрактную идею в головах получателей» [18, p. 78]. «Рассуждающие устройства» были точно описаны Дж. Энтманом в его схеме, которую он ошибочно считал полной теоретической моделью фрейма. А «организующая тема», в свою очередь, «превращает общий пакет фрейма во внутренне непротиворечивое целое» [18, p. 78].

Объектом исследования является противостояние фреймов, определяющих восприятие проблемы изменения климата. Непосредственным предметом исследования является их столкновение при освещении в СМИ экологического активизма Греты Тунберг.

Господствующий фрейм.

В последние десятилетия своей истории человечество столкнулось с существенной социально-экономической и экологической проблемой -проблемой климатических изменений и их разнообразных негативных последствий. Эта проблема была раскрыта в исследованиях так называемой «климатической науки», прежде всего в деятельности МГЭИК. Начиная с

принятия «Декларации Рио» (1992), проблема климатических изменений была признана на уровне ООН, были заключены глобальные соглашения, направленные на ее разрешение. Сложилась, хотя и постоянно перестраивающаяся и дающая сбои, общемировая система, отвечающая за снижение выбросов парниковых газов. Альтернативное отношение к климатическим изменениям также существует, но в западном обществе оно не доминирует. Такая позиция представлена в основном в конспирологическом медийном сегменте, для которого климатическая повестка - это заговор глобальной бюрократии для получения ею дополнительных полномочий или заговор коллективного Запада с целью сдерживания развития его геополитических соперников. Климатическая наука провозглашается классическим примером «спин-докторинга» (о некоторых фреймах, на основе которых дискредитируется климатическая наука см.: [11]). Эксцентричные решения администрации Дональда Трампа выглядят как неожиданная и кратковременная победа этой позиции, но не столько в медийном пространстве, сколько в области текущей политики.

Но если принимать в расчет большинство населения развитых стран, то в отношении вопроса том, что процесс климатических изменений необходимо остановить, невзирая на существенные экономические потери, сложился почти полный общественный консенсус. Дискуссии ведутся, в основном, о том, как можно усовершенствовать и сделать более эффективной Киотско-Парижскую систему, как совместить прямые запреты на рост выбросов и неолиберальные меры, связанные с торговлей эмиссионными квотами и т.д. и т.п. При этом преобладает мнение, что с изменениями климата следует бороться на основе существующих национальных и международных институтов, а на индивидуальном уровне необходимо систематически поддерживать на выборах экологически ориентированные политические партии и участвовать в инициативах по снижению собственного углеродного следа. Понимание того, что цели борьбы с климатическими изменения вряд ли будут достигнуты в намеченные сроки, порождает озабоченность, но не вызывает массовой моральной паники. Если суммировать, то формула успешного преодоления климатического кризиса с этой точки зрения такова: экологически ориентированная либеральная демократия плюс регулируемый рынок.

Сложившийся в западном обществе консенсус поддерживают многие мейнстримные СМИ Европы и Америки. При этом освещение ими климатической повестки включает в себя очевидные элементы фрейминга по Этману. Во-первых, это освещение опирается на ряд каузальных объяснений взаимодействия общества и природы (климатическая наука) и собственно общественных процессов - утверждение об эффективности непрямой демократии и регулируемого рынка (о частных фреймах, поддерживающих авторитет климатической науки см.: [11]). Во-вторых, это освещение предполагает моральную оценку затруднений человечества и способов их преодоления: ныне живущие люди должны исполнить свой долг перед жителями и экосистемами максимально страдающих от изменения климата регионов и ответственно отнестись к судьбе будущих поколений. Однако при

этом проблема климатических изменений не объявляется приоритетной, ее решение требует учитывать существование множества других, не менее важных с моральной точки зрения проблем современного общества. В-третьих, это освещение указывает на способы решения проблемы. В качестве таковых выступают договоренности законно избранных, «респектабельных» политиков и совместная работа государственного бюрократического аппарата и бизнеса по совершенствованию низкоуглеродных технологий и постепенному замещение ими тех, которые сопряжены с максимальными выбросами парниковых газов. Медийные образы, поддерживающие этот фрейм: тексты фото и видео, освещающие международные климатические саммиты и конференции (в особенности «трудные, но не безнадежные» переговоры между европейскими политиками и представителями американских республиканских администраций или представителями стран БРИКС), тексты, фото и видео, иллюстрирующие успехи развития экологически чистых производств, массовый переход к углеродно-нейтральному автотранспорту, реализацию программ поддержки территорий, находящихся в зонах затопления или опустынивания, процесс восстановление реликтовых экваториальных лесов, модернизацию сельскохозяйственных практик и т.д.

Кейс Греты Тунберг.

Фрейм, который ставит под вопрос возможности традиционной либеральной демократии и регулируемого рынка, появился довольно давно в среде радикального экологического активизма. Однако его влиятельность и медийная поддержка длительное время были ограниченными. Поворотным моментом в его истории стал кейс шведской экологической активистки Греты Тунберг. Грета Тунберг родилась в 2003 г. в Стокгольме. В очень раннем возрасте узнала о грозящей Земле климатической катастрофе и была шокирована тем, как мало делается для ее предотвращения. В 11-летнем возрасте врачи обнаружили у Греты синдром Аспрегера, который выражается в неспособности понимать и использовать правила, регулирующие социальное поведение, а также в склонности к совершению наивных и эксцентричных поступков. Обратной стороной синдрома Аспрегера является оригинальность и творческий подход в избранной области деятельности. Сама Грета Тунберг называла эту свою особенность «суперсилой» и «даром», определяющим её видение мира, в котором нет полутонов. Грета уговорила своих родителей стать веганами и отказаться от воздушных перелетов для уменьшения углеродного следа. Именно в общении с родителями она впервые заявила, что взрослые крадут её будущее. В своем эссе на тему изменений климата, опубликованном в газете «Svenska Dagbladet», она написала, «Как я могу чувствовать себя в безопасности, если я знаю, что мы находимся внутри самого большого кризиса в истории человечества?» На Грету Тунберг большое впечатление оказала мысль экологичесского активиста Бу Торена, что школьники могли бы начать забастовку против изменения климата. Ей не удалось уговорить других учеников принять участие в такой акции, и 20 августа 2018 г., в возрасте 15 лет она начала забастовку в одиночку. Три недели вместо школьных занятий Грета сидела перед шведским парламентом с плакатом Skolstrejk /дг Мта1е1

(Школьная забастовка за климат). Ее требования касались увеличения масштаба шведских сокращений выбросов парниковых газов. Появление первых фотографий забастовки Тунберг в Инстаграме и Твиттере уже на следующий привело к тому, что к активистке стали присоединяться другие подростки. Организация «У нас нет времени» разместила фотографии Греты в Фейсбук и сделала англоязычный ютьюб ролик о забастовке. Грета стала героем информацинных материалов и интервью в газетах. Ее пример дал начало массовому забастовочному движению учащихся-подростков по всей Европе. С декабря 2018 г. Тунберг предложила проводить забастовки по пятницам, поэтому движение получило название «Пятницы ради будущего». Грета превратилась в важную публичную фигуру. Она выступала перед парламентами нескольких стран и в Европарламенте, на Мировом экономическом форме в Давосе, а также на саммите ООН по изменению климата в Нью-Йорке. Журнал Тайм в конце 2019 г. объявил ее Человеком года (с биографией Тунберг можно познакомиться в Wikipedia, на сайте Theyearofgreta.com и в первых, очень ангажированных биографических очерках [6; 12]).

Политическую позицию, эмоциональный настрой и риторическую стилистику Тунберг ярко характеризуют три наиболее известных цитаты: «Своими пустыми словами вы украли мои мечты и мое детство... Мы находимся в начале массового вымирания, а вы только и можете говорить о деньгах и рассказывать сказки о вечном экономическом росте. Как вы смеете!», «Мы говорим о нашем будущем, а они - о своем настоящем», «Мы наблюдали, как политики мечутся, играя в политические игры, вместо того чтобы признать, что решения, которые нам нужны, не могут быть найдены в рамках существующей системы. Они не хотят признать факты - нам нужно изменить систему, если мы хотим действовать в условиях климатического кризиса» (более подробно риторика Тунберг представлена во втором, дополненном издании ее выступлений [17]).

Конкурирующий фрейм.

Чем новый фрейм отличается от предыдущего? В целом проблема, которую он ставит перед аудиторией, остается той же - спасение планеты от негативных последствий климатических изменений. Однако радикально меняются другие три элемента фрейма: описание каузальных связей, моральная проблематизация ситуации и рекомендуемые способы коллективного действия. Лишь в одном отношении сохраняется преемственность. Грета Тунберг принимает те же положения климатической науки, которые выступают в качестве основания мейнстрима современной климатической политики. Ее радикализм не связан с подозрением, что последствия изменений климата еще более глубоки, чем принято считать, или сроки их наступления ближе, чем уже известно ученым. Не случайно на саммите ООН по изменению климата Тунберг просто повторила некоторые выводы МГЭИК, сопроводив их небольшим эмоциональным комментарием. Однако в части тенденций и закономерностей общественной жизни и политической практики ее имплицитное представление о реальности сильно отличается от мейнстримного.

Его характеризует принципиальное недоверие возможностям современных экономических и политических институтов (они неэффективны), но самое главное - недоверие к их способности служить правому делу (они изначально структурированы в соответствии с другими целями). В этом причина использования по отношению к ним нагруженного негативными коннотациями слова «система» (эту часть позиции Тунберг проанализировали А. Свенсон и М. Валстрем [16]).

Наиболее существенные изменения происходят в моральной категоризации проблемы климатических изменений. Во-первых, для мейнстримных оценок этого процесса, начиная с декларации Рио, была характерна опора на принцип предосторожности. Лейтмотив: мы делаем несколько больше, чем следовало бы в свете достоверных научных свидетельств и на фоне расхождений между экспертами, поскольку нельзя рисковать общим достоянием человечества. Для Тунберг мы делаем заведомо меньше, чем следовало бы, мы закрываем глаза на масштаб кризиса, а не перестраховываемся. Мы не предотвращаем катастрофу, а пытаемся выжить внутри нее. Тунберг сознательно пытается инициировать моральную панику, поскольку только она имеет шансы создать достаточно мощную коллективную мотивацию, чтобы инициировать те радикальные изменения общества и культуры, которые могли бы спасти человечество. Во-вторых, Тунберг меняет образ тех, ради кого современным жителям развитых стран надо пойти на жертвы, связанные с борьбой с климатическими изменениями. Раньше это были абстрактные будущие поколения и люди, которые уже сегодня страдают от последствий изменения климата, но где-то очень далеко, на окраинах западного мира (на границе Сахары или островах Индийского и Тихого океанов). Теперь это уже не неродившиеся или далекие люди, и даже не младенцы, которым надо будет оставить благоприятную для жизни среду, а молодые современники, способные рассуждать и действовать. Будущие поколения в плоти и крови пришли к нынешнему, и это меняет моральный смысл сложившейся ситуации. В-третьих, будущие поколения пришли к нынешнему не с просьбой, а с острой обидой на нарушение их законных прав. Молодежь в лице Тунберг не пытается убедить взрослых, чтобы на ее интересы обратили внимание, чтобы взрослые вели себя более ответственно, а обвиняет их в групповом эгоизме, лицемерии и меркантильности. Это гневная и рассерженная молодежь, которая, в лице конкретной девочки с синдромом Аспрегера, не желает обращать внимания на нормы вежливости и правила коммуникации. Это молодежь, видящая мир в черных и белых тонах, и считающая, что пришло время для именно такого видения (о пересечении частных фреймов «детскость» и «неистовство» см: [14]). В-четвертых, повестка Тунберг построена не просто на черно-белом видении мира, но и на обесценивания любых других проблем человечества, кроме грозящей ему климатической катастрофы. Для нее невозможен не только компромисс с «системой», но и балансирование между предметами моральной озабоченности.

В части рекомендуемых практических действий новый фрейм является одновременно очень конкретным и очень расплывчатым, неопределенным. Он

предельно конкретен в том, что касается мотивированной им протестной деятельности и символических реакций на протест. От молодежи требуется имитация поступков Тунберг, то есть объединение в ходе коллективных акций, привлекающих внимание общественности к климатической проблеме, создание мощной тенденции в медийной сфере. Акции должны быть такими, чтобы их невозможно было проигнорировать в силу того, что они нарушают рутинное функционирование социальных институтов (подобными школьным забастовкам). От взрослых требуется покаяние и предоставление молодым возможности влиять на политические решения или их определять. Расплывчатость начинается там, где возникает лозунг «изменить систему». На контрасте с предыдущим фреймом спасение человечества от климатического кризиса осмысляется как переход прямой демократии или демократии участия. Однако ответ на вопросы, какова «новая система» и как к ней перейти, низовое, активистское движение Греты Тунберг не дает. Еще более расплывчатым и неопределенным является ответ на вопрос о конкретных мерах по преодолению кризиса. Можно предположить, что это выстраивание индивидуального образа жизни в соответствии с самым строгим пониманием зеленого потребления и стремительное сокращение выбросов на уровне национальных экономик. Однако неясно, как последнее можно было бы обеспечить в условиях современной глобальной экономики и какими средствами проводить ее радикальное реформирование. Парадоксальным образом здесь образ детей -представителей будущего, снимает с активистов необходимость содержательных ответов (дети не могут этого знать, техническое знание - удел взрослых).

Медийные средства продвижения конкурирующего фрейма.

Какими медийными средствами поддерживается тот фрейм, новую жизнь которому дала деятельность Греты Тунберг? Первоначально основным инструментом выстраивания медийного образа Греты и донесения до аудитории ее идейного и эмоционального посыла были социальные сети (преимущественно Инстаграм). В ее ранних сетевых публикациях присутствовали практически все элементы постановки проблемы, которые характеризуют описанный выше фрейм. Как замечают авторы работы о моральном и мотивационном фрейминге на личной странице Тунберг в Инстаграм, причиной медийной успешности этого персонажа стало то, что в политику и сферу общественного активизма пришло поколение соцсетей [7, с. 671]. Раньше вряд ли кто-нибудь мог бы превратить себя в иконический символ целого протестного движения именно на основе сетевой самопрезентации, а не на основе работы профессионалов из новостных изданий. Кроме того, особенностью социальных сетей является отсутствие ограничений по объему представления публике материалов, содержащих визуализацию протеста [7, с. 671]. Примечательной особенностью феномена Тунберг является и то, что новый фрейм внедрялся именно на основе нарративов, относящихся к биографии одного человека. У преобладающего фрейма, связанного с климатическими изменениями, не было такой истории. Он формировался усилиями разных людей: ученых МГЭИК, отдельных политиков, журналистов,

знаменитостей. Но ни Альберт Гор, ни знаменитости, поддерживающие климатическую повестку, не были зримым, концентрированным выражением постановки проблемы. Это связано как с особенностями самого фрейма («будущие поколения уже здесь»), так и с его развитием в сетевой среде (см. подробнее: [8]).

Как мы видели из описания кейса к внедрению нового (а, вернее, обновленного Гретой Тунберг) фрейма быстро присоединились и новостные издания, включая мировых гигантов медиаиндустрии. Их деятельность и деятельность Греты в соцсетях протекали параллельно. Соответственно, созданный Тунберг медийный образ сам стал подвергаться фреймингу. Некоторые издания принимали смысловой и эмоциональный ряд самой Тунберг. В них преобладали два частных фрейма: «Маленькая, но огромная» и «Нормальная, но иная» [10]. В этих изданиях образ Греты Тунберг выстраивался на основе того, как ее видит взрослый человек, которого если не убедили, то хотя бы тронули ее логика и ее пафос. Другие новостные издания пытались навязать аудитории иные интерпретации ее деятельности. Выразители преобладающего фрейма подталкивали аудиторию к тому, чтобы «детскость» образа Тунберг ассоциировалась одновременно с непосредственностью детского восприятия несправедливости и естественным для ребенка отсутствием рассудительности. В сообществах и издания климатических диссидентов протестная активность Тунберг трактовалась как нежелание взрослеть в заданном обществом порядке, уклонение от требующих прилежности задач взрослеющего человека, проявление серьезного психического отклонения и т. д. (об эйджистских фреймах в освещении фигуры Тунберг см.: [2]).

Заключение.

Был ли фрейминг, опирающийся на образ и нарратив Греты Тунберг успешным? В определенной степени, это так. На его основе сформировалось целое молодежное движение, хотя и очень аморфное. Внимание молодых европейцев и американцев было дополнительно привлечено к климатической повестке, причем в ее радикализованной, протестной форме. Определенная часть старшего поколения оказалось задета ее риторикой, связанной с эгоизмом, лицемерием и меркантильностью взрослых. Силу воздействия поддерживаемого Гретой Тунберг фрейма на эту часть аудитории хорошо отражают слова Генерального секретаря ООН: «Мое поколение не смогло должным образом отреагировать на драматический вызов изменения климата. Это глубоко чувствуют молодые люди. Неудивительно, что они разгневаны» [19]. Наличие так называемого «эффекта Греты» подтверждают не только наблюдения, касающиеся истории экологического активизма последних лет, и анализ содержания общественного дискурса, но и эмпирические количественные исследования социологов. Они фиксируют следующую тенденцию: «Те, кто больше знают о Грете Тунберг, в большей степени настроены предпринимать коллективные действия для преодоления глобального потепления» [15]. Однако вести речь о том, что проанализированный нами фрейм успешно вытесняет преобладающий, нельзя.

Наоборот, после короткого периода максимальной популярности фигура Греты Тунберг ушла в тень. А климатическая повестка в целом оказалась отчасти вытеснена повесткой пандемии COVID и военного противостояния мировых держав.

Литература

1. Badullovich N., Grant W. J., Colvin R. M. Framing Climate Change for Effective Communication: A Systematic Map // Environmental Research Letters. 2020. Vol. 15 (12). P. 1-16.

2. Bergmann Z., Ossewaarde R. Youth Climate Activists Meet Environmental Governance: Ageist Depictions of the FFF Movement and Greta Thunberg in German Newspaper Coverage // Journal of Multicultural Discourses. 2020. Vol. 15 (3). P. 267-290.

3. D'Angelo P. Framing: Media Frames // The International Encyclopedia of Media Effects / ed. by P. Roessler, C. A. Hoffner, L. van Zoonen. New York: Wiley, 2017. P. 1-10.

4. Druckman J. N. The Implications of Framing Effects for Citizen Competence // Political Behavior. 2001. Vol. 23. P. 225-256.

5. Entman R. M. Framing: Toward Clarification of a Fractured Paradigm // Journal of Communication. 1993. Vol. 43 (4). P. 51-58.

6. Leonard J. Who Is Greta Thunberg? New York: Penguin Young Readers Group, 2020. 56 p.

7. Framing the Global Youth Climate Movement: A Qualitative Content Analysis of Greta Thunberg's Moral, Hopeful, and Motivational Framing on Instagram / A. L. Molder [et al.] // The International Journal of Press/Politics. 2022. Vol. 27 (3). P. 668-695.

8. Murphy P. D. Speaking for the Youth, Speaking for the Planet: Greta Thunberg and the Representational Politics of Eco-Celebrity // Popular Communication, 2021, Vol. 19 (3). P. 193-206.

9. Nelson T. E., Willey E. A. Issue Frames that Strike a Value Balance: A Political Psychology Perspective // Framing Public Life: Perspectives on Media and Our Understanding of the Social World / ed. by S. D. Reese, O. H. Gandy, Jr., A. E. Grant. Mahwah: Lawrence Erlbaum. 2001. P. 245-266.

10. Nyberg U., Abdulahad C. TIME's Person of the Year 2019: A Framing Analysis about Greta Thunberg in the U. S. Mainstream Media // LUP Student Papers: Land University Libraries. URL: https://lup.lub.lu. se/student-papers/search/publication/9015921. Date added to LUP: 15.06.2020.

11. Dominant Frames in Legacy and Social Media Coverage of the IPCC Fifth Assessment Report / S. O'Neill [et al.] // Nature Climate Change. 2015. Vol. 5. P. 380-385.

12. Part M. The Greta Thunberg Story: Being Different is a Superpower. New York: Sole Books, 2019. 115 p.

13. Pedersen R. T. Media Framing // SAGE Encyclopedia of Political Behavior / ed. by F. M. Moghaddam. SAGE Publications, Inc. 2017. P. 476-477.

14. Ryalls E. D., Mazzarella S. R. Famous, Beloved, Reviled, Respected, Feared, Celebrated: Media Construction of Greta Thunberg // Communication, Culture and Critique. 2021. Vol. 14. P. 438-453.

15. The Greta Thunberg Effect: Familiarity with Greta Thunberg Predicts Intentions to Engage in Climate Activism in the United States / A. Sabherwal [et al.] // Journal of Applied Social Psychology. 2021. Vol. 51 (4). P. 321-333.

16. Svensson A., Wahlstrom M. Climate Change or What? Prognostic Framing by Fridays for Future Protesters // Social Movement Studies. 2023. Vol. 22 (1). P. 1-22.

17. Thunberg G. No One Is Too Small to Make a Difference. Illustrated 2-nd ed. London: Penguin Books, 2019. 68 p.

18. Van Gorp B. Culture and Protest in Media Frames // Media and Revolt: Strategies and Performances from the 1960s to the Present / ed. by K. Fahlenbrach, E. Sivertsen, R. Werenskjold. New York: Berghahn, 2014. P. 75-91.

19. Voices of Young Climate Action Activists 'Give Me Hope' Says UN Chief // UN News: Global Perspective Human Stories : site. URL: https://news.un.org/en/story/2019/03/1034801. Publication date: 15.03.2019.

References

1. Badullovich N., Grant W. J., Colvin R. M. Framing Climate Change for Effective Communication: A Systematic Map // Environmental Research Letters. 2020. Vol. 15 (12). Pp. 1-16.

2. Bergmann Z., Ossewaarde R. Youth Climate Activists Meet Environmental Governance: Ageist Depictions of the FFF Movement and Greta Thunberg in German Newspaper Coverage // Journal of Multicultural Discourses. 2020. Vol. 15 (3). Pp. 267-290.

3. D'Angelo P. Framing: Media Frames // The International Encyclopedia of Media Effects, ed. by P. Roessler, C. A. Hoffner, L. van Zoonen. New York, Wiley Publ, 2017. Pp. 1-10.

4. Druckman J. N. The Implications of Framing Effects for Citizen Competence // Political Behavior. 2001. Vol. 23. Pp. 225-256.

5. Entman R. M. Framing: Toward Clarification of a Fractured Paradigm // Journal of Communication. 1993. Vol. 43 (4). Pp. 51-58.

6. Leonard J. Who Is Greta Thunberg? New York: Penguin Young Readers Group, 2020. 56 p.

7. Molder A. L. [et al.] Framing the Global Youth Climate Movement: A Qualitative Content Analysis of Greta Thunberg's Moral, Hopeful, and Motivational Framing on Instagram. The International Journal of Press.Politics. 2022. Vol. 27 (3). Pp. 668-695.

8. Murphy P. D. Speaking for the Youth, Speaking for the Planet: Greta Thunberg and the Representational Politics of Eco-Celebrity // Popular Communication, 2021, Vol. 19 (3). Pp. 193-206.

9. Nelson T. E., Willey E. A. Issue Frames that Strike a Value Balance: A Political Psychology Perspective // Framing Public Life: Perspectives on Media and

Our Understanding of the Social World, ed. by S. D. Reese, O. H. Gandy, Jr., A. E. Grant. Mahwah, Lawrence ErlbaumPubl. 2001. Pp. 245-266.

10. Nyberg U., Abdulahad C. TIME's Person of the Year 2019: A Framing Analysis about Greta Thunberg in the U. S. Mainstream Media. LUP Student Papers: Land University Libraries. URL: https://lup.lub.lu. se/student-papers/search/publication/9015921

11. O'Neill S. [et al.] Dominant Frames in Legacy and Social Media Coverage of the IPCC Fifth Assessment Report // Nature Climate Change. 2015. Vol. 5. Pp. 380-385.

12. Part M. The Greta Thunberg Story: Being Different is a Superpower. New York, Sole Books Publ, 2019. 115 p.

13. Pedersen R. T. Media Framing. SAGE Encyclopedia of Political Behavior, ed. by F. M. Moghaddam. SAGE Publications Publ. 2017. Pp. 476-477.

14. Ryalls E. D., Mazzarella S. R. Famous, Beloved, Reviled, Respected, Feared, Celebrated: Media Construction of Greta Thunberg. Communication, Culture and Critique. 2021. Vol. 14. Pp. 438-453.

15. Sabherwal A. [et al.] The Greta Thunberg Effect: Familiarity with Greta Thunberg Predicts Intentions to Engage in Climate Activism in the United States. Journal of Applied Social Psychology. 2021. Vol. 51 (4). Pp. 321-333.

16. Svensson A., Wahlstrom M. Climate Change or What? Prognostic Framing by Fridays for Future Protesters // Social Movement Studies. 2023. Vol. 22 (1). Pp. 1-22.

17. Thunberg G. No One Is Too Small to Make a Difference. Illustrated 2-nd ed. London, Penguin Books Publ, 2019. 68 p.

18. Van Gorp B. Culture and Protest in Media Frames // Media and Revolt: Strategies and Performances from the 1960s to the Present, ed. by K. Fahlenbrach, E. Sivertsen, R. Werenskjold. New York, Berghahn Publ, 2014. Pp. 75-91.

19. Voices of Young Climate Action Activists 'Give Me Hope' Says UN Chief. UN News: Global Perspective Human Stories. URL: https://news.un.org/en/story/2019/03/1034801

Статья поступила в редакцию 28.03.2023 Статья допущена к публикации 15.04.2023

The article was received by the editorial staff28.03.2023 The article is approved for publication 15.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.