с? -
Серия «Психология»
И З В Е С Т И Я
2019. Т. 30. С. 40-53
Иркутского государственного университета
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru
УДК 159.99
Б01 https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.40
Феномен Греты Тунберг как индикатор глобальных и этнорегиональных проявлений экологического
патриотизма
А. Д. Карнышев, Е. А. Иванова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия
Аннотация. В зарубежных СМИ и интернете Грета Тунберг преимущественно представляется ярким символом защитника Земли, хотя многие из ее требований несбыточны в связи с отсутствием природосообразных технологий и достаточного уровня экологического патриотизма людей. Приведены результаты социально-психологического исследования, направленного на изучение мнения молодежи Иркутской области и Республики Бурятия о деятельности Г. Тунберг по защите окружающей среды и возможности ее влияния на рост экологических инициатив в Байкальском регионе. Выявлена положительная корреляция между позитивным отношением к деятельности Г. Тунберг и такими слагаемыми экологического патриотизма, как защита мест проживания респондентов, забота об окружающей среде региона, области, округа. Сделан вывод о том, что сегодня необходимо активизировать местных жителей для решения экологических проблем, максимально сочетая национальные и региональные интересы с преимуществами глобализации.
Ключевые слова: «экологичная экономика», Terra-Patrie, экологическое сознание, генетическая, этнорегиональная и глобалистическая ориентации, патриотизм, национальные интересы.
Для цитирования: Карнышев А. Д., Иванова Е. А. Феномен Греты Тунберг как индикатор глобальных и этнорегиональных проявлений экологического патриотизма // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 30. С. 40-53. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.40
Личность шведской школьницы Греты Тунберг с осени 2019 г. стала объектом интереса многих людей в мире. Во-первых, СМИ хорошо «раскрутили» образ девочки, которая с 12 лет отказалась от экологических «вредностей», в частности от мяса или полетов в самолетах, поскольку они портят атмосферу. С 15 лет она постоянно проводила одиночные (и не только) забастовки с призывами немедленно участвовать в борьбе против изменения климата. В сентябре 2019 г. школьница выступила в ООН, заявив международным политикам: «Мы находимся на грани массового вымирания, но все, о чем вы можете говорить, - это деньги и сказки о бесконечном экономическом росте. Как вы смеете?» Во-вторых, Г. Тунберг в своей деятельности признана известными политиками. «Она - один из величайших защитников
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ «Экономический патриотизм как объект междисциплинарного исследования в психологии и ресурсы его формирования у городской и сельской молодежи (на примере населения Восточной Сибири)» (2018-2020 гг.).
нашей планеты, - сказал о ней бывший президент США Б. Обама. - Признавая, что ее поколение будет нести на себе всю тяжесть последствий изменений климата, она не боится добиваться реальных действий». О ее личности и деятельности дали свои краткие отзывы В. Путин, Д. Трамп и папа римский. В-третьих, сегодня в движении Fridays For Future, которое выросло из забастовок Греты, активно участвует более 2 млн человек. Число ее подписчиков в интернет-сетях достигло 7 млн человек - далеко не каждая голливудская звезда может похвастаться таким количеством поклонников.
Девочка становится ярким символом защитника Земли, хотя многие из ее требований утопичны: даже у самых богатых государств сегодня нет средств на активную борьбу с предприятиями и технологиями, выделяющими парниковые газы. Понимая эти моменты, многие «взрослые» относятся к Грете неоднозначно. Так, бывший президент Музея современного искусства в Париже назвал Грету сумасшедшей и обвинил в разжигании ненависти в обществе. Между тем немало людей представляют Г. Тунберг в качестве незаурядного защитника глобальных экологических позиций в отношении планеты в целом. И в «полярных» утверждениях и противоречиях полезно разобраться.
Французский философ Э. Морен в своей работе привел мысль В. Вернадского, которую можно уверенно назвать психологическим кредо глобализма: «Впервые человек действительно понял, что он является обитателем планеты и, может быть, он должен мыслить или действовать в новом облике, не только в облике индивида, семьи или рода, государства или группы государств, но и в планетарном аспекте» [Морен, 2013, с. 280].
Морен ввел понятие Земли - Отчизны: Terra-Patrie. По его мнению, чтобы объединиться в качестве обитателей планеты Земля, люди должны развить в себе:
- антропологическое сознание, которое признает наше единство в разнообразии;
- экологическое сознание, т. е. осознание того, что мы обитаем со всеми смертными существами в одной и той же сфере живого (биосфере), и отказ от «прометеевой мечты господствовать во Вселенной»;
- сознание, свойственное гражданину Земли, т. е. чувство солидарности со всеми детьми Земли и ответственности за них;
- духовное осознание человеческого состояния, приобретаемое в результате сложного движения мышления [Морен, 2013, с. 290-291].
Психологическую суть глобализации, на наш взгляд, нельзя рассматривать только как создание все расширяющихся наднациональных сообществ с гигантскими ядрами городов и рынками в миллионы человек, которых побуждают жить и потреблять однотипным образом или «проникаться» универсальными экологическими установками. В приведенном выше высказывании В. Вернадского говорится об уровневом характере «обитателя планеты», который не забывает других своих «обликов» человека. Аналогичную идею можно найти у С. Л. Рубинштейна: «В психологии каждого человека существуют общечеловеческие черты, но нет такого абстрактного «общече-ловека», психология которого состояла бы только из общечеловеческих черт или свойств; в психологии каждого человека есть черты, специфичные для
того общественного строя, для той эпохи, в которой живет индивид, - типичные черты, порожденные данным общественным строем, данной эпохой» [Рубинштейн, 1989, с. 170]. И когда некоторые мировые СМИ таких людей, как Г. Тунберг, пытаются представить сугубо только гражданами мира, они «выхолащивают» из них и особенности эпохи, и реального представителя данного строя. А «абстрактные схемы» человека и/или этноса обычно не вызывают симпатий.
Причем надо отметить, что малые народы в России, борясь за свою идентичность и самобытность, более позитивно оценивают не глобалисти-ческую, а генетическую ориентацию развития человека и общества. Сошлемся на наше исследование молодежи Сибири и Дальнего Востока [Кар-нышев, 2018; Опыты экономического патриотизма ... , 2018], выявившее, в какой мере генетическая или глобалистическая ориентация отношения к предкам и малой родине превалирует у представителей разных национальностей. Респонденты оценивали предложенные альтернативные суждения с соответствующим смыслом по пятибалльной шкале (низкая оценка - 1, высокая - 5). По каждой альтернативной ориентации предлагалось два суждения. Разница в средних баллах по двум суждениям отражала приоритет конкретной ориентации (табл. 1).
Таблица 1
Оценка значимости генетической и глобалистической ориентации в отношении к родине у представителей разных национальностей
Оценка респондентов разных национальностей
№ Суждение Буряты Русские Тувинцы Хакасы Якуты Другие
п = 103 п = 412 п = 40 п = 75 п = 74 п = 74
Генетическая о] эиентация
1 Людям полезно для сохранения
традиций и психологического здоровья жить преимуще- 3,23 2,89 4,00 3,99 3,49 3,31
ственно на земле, где они ро-
дились и выросли
15 Любовь к родной земле приходит к нам от предков и сохраняется на генетическом уровне 3,57 3,42 4,25 4,29 3,50 3,41
Итог по 1-му показателю 6,80 6,31 8,25 8,28 6,99 6,72
Глобалистическая ориентация
8 Люди могут и должны жить на
любой территории, не считаясь со своей национальной при- 3,82 3,65 4,43 3,81 4,04 3,86
надлежностью
22 Человек привыкает к любым ме-
стам, поэтому говорить о генетической привязанности к земле 2,72 2,92 2,48 2,36 3,31 3,00
«предков» вряд ли правильно
Итог по 2-му показателю 6,54 6,57 6,91 6,17 7,35 6,86
Соотношение генетиче-ская/глобалистическая +0,26 -0,26 +1,34* +2,11** -0,36* -0,14
Примечание: *р < 0,05; **р < 0,01.
По представленным данным можно увидеть, что генетическая ориентация превалирует (знак «+» в нижней колонке) у бурят, тувинцев, хакасов, а глобалистическая ориентация чуть больше присуща русским, якутам и представителям других национальностей. Интересно, что русские и якуты, связанные с самыми обширными территориями России, имеют достаточно высокую численность населения, и данное обстоятельство, на наш взгляд, несколько усиливает глобалистические тенденции в их самосознании. Представители самой малой этнической группы (около 70 тыс. человек), проживающей на юге Сибири, - хакасы, а вслед за ними их соседи - тувинцы демонстрируют, напротив, некоторое преобладание генетической ориентации. Этот факт в первую очередь можно объяснить их естественным стремлением сохранить свои этносы, гордиться принадлежностью к ним. Здесь уместно вспомнить традицию древних греков, слагавших оды в честь конкретных победителей и героев, и это всегда были оды во славу рода, из которого они происходили.
Существующие этнические различия в оценках значения генетической и глобалистической ориентации могут проявляться и на уровне экологических установок: отражать интересы в защите природы Земли в целом или «корысти» отдельного человека и/или небольшой группы («местечковые» установки). В строго изолированном плане эти две «полюсные» установки могут представлять две противоположные стороны кривой Гаусса и отражать определенное содержание (рис.1).
Варианты глобальных экологических установок
Интеграция совместимые сторон разных установок
Крайние варианты
«местечковых» (гютре бительских) установок по отношению к природе
Интеграция совместимых сторон разных установок
Рис. 1. Возможное соотношение глобальных и «местечковых» установок
Поясняя рисунок, кратко остановимся на следующих моментах. Левая сторона кривой может и должна показывать крайние варианты глобальных экологических установок, касающихся защиты «интересов природы» на планете в целом (Terra-Patrie). Ближе к срединной части кривой названные установки интегрируются и в чем-то объединяются в порой даже парадоксальные сочетания. Суть «местечковых» установок мы представили выше. Важно, чтобы «золотая середина» отражала позитивный подход к решению глобальных экологических проблем, чтобы каждый человек «вымерял» и свою жизнь, и жизнь общества в том числе экологическими критериями,
видел и понимал их значение для своего существования, развития и здоровья [Карнышев, Иванова, Карнышева, 2017]. Этот аспект в свое время мы включили в понятие «экологичная экономика». Причем позитивные экологические установки в первую очередь должны касаться реализации экономических ролей покупателя, потребителя, предпринимателя и т. п. Профессор Оксфордского университета К. Герт говорит о том, как трудно убедить людей, которые пекутся прежде всего о корыстных «потребительских интересах не то, что потратиться, а даже просто задуматься о таких неосязаемых предметах, как патриотическая обязанность покупать вместо импорта дорогие отечественные товары, не говоря уже - побеспокоиться о защите родной природы» [Герт, 2011, с. 223]. Патриотически настроенное экологическое сознание, ставящее в приоритет позитивное отношение к природе, важно формировать у каждого человека. Л. Н. Толстой в статье «Изложение китайского учения» констатировал: «Только тот, кто достиг высшей сознательности, может дать полное развитие своей природе. А как скоро он может дать полное развитие своей природе, он может дать полное развитие и природе других людей, природе животных, природе всего существующего» [Конфуций, 1995, с. 212].
В 2016 г. несколько экологических организаций России, объединившись, подписали в Москве Патриотический акт экологических организаций и Меморандум о приоритетах развития экологического патриотизма. При подписании документов присутствовали лидеры Экологической палаты России, общероссийского общественного движения «Зеленый век», экологического движения «Кедр», движения «Зеленая Россия», Российской экологической партии «Зеленые», которые подчеркнули, что именно патриотизм в формировании экологической культуры может подтолкнуть сегодня людей к заботе об экологии во имя благополучия будущих поколений. Принцип экологического патриотизма позволит обеспечить баланс между биосферой и техносферой, между использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды. Экологический патриотизм - реальный фактор, нацеленный на нейтрализацию экологических вызовов и угроз современности, считают инициаторы Патриотического акта.
Участники мероприятия также поставили вопрос об объединении «национальных зеленых», т. е. активистов, которые ориентированы на создание здоровой экологической среды с учетом реальных условий развития страны. В Патриотическом акте экологических организаций отмечено, что экономические и общественные интересы должны быть приведены в баланс с требованиями защиты природы. Язык вседозволенности или запрета на любую деятельность человека ничем не отличается от радикализма любого цвета. Как нельзя бездумно уничтожать природу, так и нельзя останавливать развитие национальной экономики и общества в угоду природоохране. Поддерживая такого рода предложения со стороны отечественных экологических организаций, не следует забывать, что в стране существуют иные организации, финансируемые извне, такие как WWF и «Гринпис». Они стремят-
ся занять приоритетные экологические позиции в жизни России. Получая государственные гранты, они порой действуют отнюдь не в интересах страны.
Говоря о вариантах экологических установок, которые на кривой Гаусса по своей сути ближе к индивидуальным и этнорегиональным, необходимо обратиться как минимум к двум принципиальным вопросам. Во-первых, экологическая «местечковость» может быть содержательно общечеловеческой, если в данном «месте» сосредоточены определенные мировые интересы. Это можно сказать о Байкальском регионе. Причем есть обстоятельства опять-таки международного порядка, которые не могут не подстегивать «местечковые» патриотические позиции, в том числе экологического плана. Покажем это на следующем примере. В середине ноября 2019 г. газета АиФ опубликовала интервью с известным немецким политологом А. Раром, кстати, позитивно относящимся к России. В интервью включена его обобщенная мысль: «Сибирь уходит под Азию» и дано ее конкретное пояснение. «Европейцы со времен Ивана Грозного с завистью и с большим интересом смотрели на Сибирь. Они понимают, что это потенциальная кладовая всей Европы, где есть все для ее процветания. Это ведь не только нефть и газ, но и редкоземельные металлы, минералы, чистая вода. Умные люди в Европе всегда стремились дружить с Россией, чтобы иметь доступ к этим ресурсам. А сегодня они видят, что сибирские богатства уходят под Азию, могут достаться Китаю или Японии. И азиатские страны получат огромное преимущество перед Европой. От такой перспективы у наших политиков волосы дыбом встают. Но ничего поделать они не могут. Потому что отношения с Россией сами же разрушили»1. Чужая «зависть» бывает не только белого, но и черного цвета, и забывать о своем патриотическом отношении к природе истинные «местечковые» сибиряки не могут.
И здесь стоит сказать еще об одном обстоятельстве, которое упомянул и А. Рар: о близости Сибири к Китаю. Часто отечественными и зарубежными политиками высказывается мнение о том, что из-за ухудшения отношений с Западом Россия вынуждена сблизиться с Китаем, но такое партнерство может оказаться неравноправным: Китай способен корыстно оперировать уязвимым положением современной России. Это означает, что Китай будет использовать нашу страну как базу снабжения энергоресурсами и сырьем. Такой участи может не избежать и Байкал. Французские исследователи, авторы оригинальной книги «Геополитика меркантилизма: новый взгляд на мировую экономику и международные отношения», А. Брюне и Ж.-П. Гишар считают, что отношения между Россией и Китаем в будущем чреваты территориальными конфликтами, каковые в Забайкалье и на Дальнем Востоке уже наблюдались в 60-70-х гг. ХХ в. и которые сегодня находятся в скрытом виде. «Китайские территориальные притязания аргументируются "историческим" правом, отрицанием "неравноправных договоров"», и ввиду наличия многочисленного китайского населения в настоящее время в этих районах весьма вероятно, что китайский тоталитарный и национали-
1 Аргументы и Факты № 46 от 13 ноября 2019 г.
стический режим при условии, что ему удастся продержаться еще долго, будет стремиться к расширению своих границ в соответствии с границами «Большого Китая» [Брюне, Гишар, 2012, с. 20].
Конечно, «риски» притязаний Китая на Сибирь минимальны, но забывать о патриотизме не стоит. Автор предисловия к упомянутой книге А. Брюне, Ж.-П. Гишара профессор В. Шупер пишет: «Трудно надеяться, что в отношениях России и Китая не возникнет серьезных проблем. Правильно стараться их предвидеть и готовиться к ним, а не возлагать на Китай ответственность за отсутствие у нас стратегического видения наших собственных интересов и умения их разумно преследовать, за вопиющую неэффективность всей нашей государственной машины, за разложение нашей элиты» [Там же, с. 16].
Здесь стоит также кратко сказать о стимулировании «политикой» природопользования рядом зарубежных стран, в том числе Китаем, экологического патриотизма сибиряков. Участники дискуссии «Планета Земля: будущее» отмечают в этом плане: «.восток США почти полностью обезлесел 200 лет тому назад, но сейчас леса восстановлены и заново заселены черными медведями (барибалами) и американскими лосями. Китай не только больше не теряет лесных массивов, но постепенно приобретает новые. С другой стороны, китайцы с готовностью вырубают леса в других странах, так что там дикая природа страдает из-за китайской политики охраны леса» [см. Планета земля: будущее ... , 2008, с.103; Карнышев, 2018]. Если учитывать страны и территории, где ради китайской экономики «выстригаются» лесные массивы, то можно понять, насколько последний момент важен для Байкальского региона. В настоящее время актуальной становится проблема строительства заводов на Байкале по производству бутилированной воды и продаже ее в Китай. Для китайцев любое «приобретение» байкальской воды - это важный шаг. Дело в том, что половина населения страны - от 600 до 700 млн человек пьет воду, содержащую отходы животной и человеческой жизнедеятельности. В 2008 г. Китай выпил более 19,5 млрд литров бу-тилированной воды и к настоящему моменту стал, безусловно, самым быстрорастущим рынком бутилированной питьевой воды в мире; при этом в Китае выпивают только половину среднемировой подушной нормы в 30 литров, заметно отставая от США (где выпивают без малого 108 литров) и лидера - Мексики (224 литров) [Герт, 2011, с. 214-215].
Жители Иркутской области и Бурятии подняли волну возмущения в связи с планами и реальными шагами по строительству заводов по продаже байкальской воды. В ответ китайские СМИ выпустили публикации, показывающие историческую обоснованность таких шагов. В частности, утверждается, что во времена Древнего Китая эти земли были «пастбищами Су У». Правда, китайские СМИ делают оговорку, что это только историческая информация и они «не собираются подстрекать своих туристов снова завоевывать эту территорию, что было бы смешно». Смешно не смешно, но так и хочется сказать своим землякам: российская Сибирь обречена на патриотизм.
Рассуждая об экологическом патриотизме и его возможной роли в защите природы малой и большой родины и планеты в целом, нельзя не упомянуть, что любые экологические угрозы неизбежно неодинаково воспринимаются в зависимости от национальных и этнорегиональных интересов. Опять-таки возьмем конкретный пример. Согласно Парижскому соглашению 2015 г., все страны должны объединить усилия для сокращения выбросов парниковых газов. Но документ сразу же вызвал свое неприятие в ряде стран. К примеру, об этом многократно заявляли США, особенно после избрания президентом Д. Трампа. Более того, в начале ноября 2019 г. госсекретарь США М. Помпео заявил, что Вашингтон начал официальный процесс выхода из Парижского соглашения по климату. Конечно, в выходе из соглашения надо видеть прежде всего американские экономические интересы, но не только их. Эксперты отмечают, что результаты изменения климата могут принести определенные дивиденды для экономики некоторых государств. Так, для ряда стран, находящихся в Северном полушарии, в частности для России, глобальное потепление может принести и позитивные последствия:
— более мягкие зимы;
— увеличение длительности навигации по Северному морскому пути;
— облегчение (из-за сокращения площади морских льдов) добычи полезных ископаемых на арктическом шельфе;
— улучшение ситуации с осадками и зарастание ранее сухих, пустынных территорий, повышение урожаев сельскохозяйственных культур;
— рост количества осадков на водосборах северных рек, что важно для гидроэнергетики и повышения запаса пресной воды.
Вполне понятно, что реакции обществ и правительств государств, на которые «распространяются мягкие последствия», на причины климатических последствий будут не столь радикальными.
Рассмотрев ряд противоречий и проблем в глобальной и региональной экологической обстановке в их возможном влиянии на экологический патриотизм, попробуем оценить и «ресурсы» личности Г. Тунберг в данном отношении. В преамбуле статьи уже говорилось, что общество, в том числе российское, разделилось на два лагеря: те, кто поддерживают юную экоак-тивистку, и те, кто уверены, что Г. Тунберг - всего лишь марионетка, попавшая в руки опытных кукловодов. 10 октября 2019 г. ВЦИОМ провел в России опрос (1600 чел. по репрезентативной выборке, опубликован в электронных сетях 16.10.2019) об отношении к деятельности Г. Тунберг и ее выступлению в ООН. Оценки ее деятельности следующие: «скорее положительно» - 40 %; «безразлично» - 31 %; «скорее отрицательно» - 27 %. На вопрос «Почему Вы положительно относитесь к деятельности Г. Тунберг?» были даны в основном четыре ответа: «Занимается защитой экологии, привлекает внимание к этому вопросу» - 74 %; «Идет к своей цели, высказывает свое мнение» - 12 %; «Кто-то должен об этом говорить и что-то делать» -6 %; «Активная жизненная позиция, борьба за будущее» - 4 %. Таким образом, реальные поступки, а не просто слова, в экологическом поведении обу-
словили позитивные оценки деятельности Греты. На вопрос «Почему Вы отрицательно относитесь к деятельности Г. Тунберг?» были получены следующие ответы (назовем лишь пять первых):
— «Дети ее возраста должны ходить в школу, в силу возраста она не все знает и понимает о проблеме экологии» - 37 %;
— «Несамостоятельная, ее используют (это взрослые игры)» - 33 %;
— «Несовершеннолетняя/16-летняя девочка, не понимает, что делает» -16 %;
— «Не нравится, как она выражает свои мысли и идеи» - 9 %;
— «Игра на публику, пиар» - 8 %.
Лаборатория психолого-экономических и кросс-культурных исследований Института социальных наук ИГУ в ноябре 2019 г. с целью выявления отношения общественности к Грете Тунберг провела социологическое исследование с применением метода опроса сверстников Греты (школьники старших классов и студенты 1-х курсов вузов из городов Иркутска, Улан-Удэ и Усольского сельского района Иркутской области), а также метода контент-анализа. В качестве источников контент-анализа выступили комментарии к публикациям, оставленные пользователями социальной сети РасеЬоок2. Объектом исследования является личность Греты Тунберг с ее позициями и взглядами в отношении защиты природы, в качестве предмета рассматривались особенности отношения общества к юной экоактивистке. В целом контент-анализ показал следующие результаты (табл. 2).
Таблица 2
Содержательные оценки в комментариях об отношении к деятельности Г. Тунберг, выявленные методом контент-анализа
Кол-во Негативное отношение с подчеркиванием заказа от определенных кругов В общем негативное мнение с указанием Сомнение в нужности выступ-ления Нейтральная информация без оценки Позитивные оценки на опреде- Позитивные оценки с под-черкива- нием личных «изъянов» Высокие оценки без включения негативных оценок Итого
личных недостатков ленные идеологии
Всего 120 150 62 54 42 55 112 613
Доля, % 19,6 24,5 10,1 8,8 6,9 9,0 18,3 100
Подсчет результатов позволяет сравнить соотношение оценок: — полностью и не полностью негативные оценки - 54,2 %;
2Источники для контент-анализа: видеоролик на канале Еигопе^^ (на русском) под названием «Грета Тунберг: "Вы украли мое детство!"» (М1р8://%'%гмг.уои1;иЬе.сот/%га1;сЬ?у=1 Шп С31Кт4с&1=48), статьи на интернет-ресурсах: www.dw.com/, www.ria.ru/, www.eurotopics.net/, www.russian.rt.com/,www.mk.ru/, www.tvc.ru/,www.dai1y.afisha.ru/, www.info.sibnet.ru/, www.svoboda.org/,www.esquire.ru,www.ng.ru/, www.popmech.ru,www.sto1etie.ru/. Были проанализированы материалы новостных компаний: kub_media, currenttimeasia, Postnews, Есо1о-gy_p1anet, www.sto1etie.ru/,https://www.svoboda.org/.
— нейтральные оценки - 8,8 %;
— полностью и не полностью позитивные оценки - 34,1 %;
— не ответили - 2,9 %.
Таким образом, в социальных сетях во время анализа наблюдалось некоторое преобладание негативных оценок. Можно привести отдельные примеры высказываний:
Позитив: «Грета - посланник другого мира, иного вектора развития, представитель общества всеобщего благоденствия, которое в скандинавских странах доказало свою жизнеспособность. Там расслоение общества относительно минимально, там гуманность, забота о слабых, желание обустроить свой дом и страну проявились в полной мере». «Грета, как тревожный сигнал, как звоночек, пытается пробудить в сильных мира сего заботу о будущем нашей планеты. Ей памятник нужно ставить при жизни».
Нейтрально: «Похоже на проповедь мормонского миссионера. Вроде бы несуразные вещи человек говорит - но видно, что из добрых побуждений и сам, кажется, себе верит».
Негатив: «За женщиной-школьницей прячутся интересы Ротшильдов, которые продвигают мошенническую теорию парникового эффекта. Схема такая: страны, которые подпишут и ратифицируют Киотский протокол, вынуждены будут платить экологический сбор (налог) Ротшильдам, и этим странам будут выделять квоту на сжигание углеводородов. По сути, от квоты будет зависеть рост экономики в стране». «Каждый год кто-то выступает с такой вот банальной речью и призывами: нужно остановить войну, нужно беречь экологию и бла, бла, бла. А смысл, что она возмущается? Вот сейчас горят леса Амазонки, могла бы туда поехать, собрать волонтеров и попытаться потушить».
Данные контент-анализа дополнялись результатами опроса сверстников Г. Тунберг. Анкетный опрос дал более подробные сведения о характере отношения населения сибирских городов и сел к личности и деятельности Г. Тунберг (табл. 3, 4).
Таким образом, и общую оценка личности и деятельности Г. Тунберг, и оценку влияния ее примера на экологическую активность молодежи можно считать скорее неопределенными, чем позитивными или негативными.
Таблица 3
Оценка сверстниками из России позиций и действий шведской школьницы Г. Тунберг
Содержание оценочных суждений % ответов
Полностью позитивная оценка 10,8
Позиции правильны, хотя молодость может помешать их защищать 12
Позиции хорошие, но чувствуется их заимствованность 10,8
Пока, на мой взгляд, трудно оценить 45,8
Сомневаюсь в значимости ее суждений, говорит известные всем истины 15,7
Оценка больше негативная из-за неопытности и личных качеств 4,8
Полностью отрицательная оценка: только рупор заказчиков 4,8
Друг°е 5,6
Таблица 4
Оценка сверстниками из России влияния примера шведской школьницы Г. Тунберг на рост экологической активности молодежи Байкальского региона
Содержание оценочных суждений % ответов
Да, в полной мере 8,4
Да, но незначительно 10,8
Может повлияет, а может, и нет 48,2
Вряд ли повлияет 14,5
Не повлияет 8,4
Затруднились ответить 26,5
Друг°е 5,6
Не оценили, поскольку не знают о позициях и делах Г. Тунберг 115 из 215 чел.
В проведенном опросе решалась задача детализации некоторых особенностей восприятия людьми феномена «экологический патриотизм» в его уровневом содержании. В задании респонденты по десятибалльной шкале (1 - минимальная оценка, 10 - максимальная) оценивали конкретное содержание слагаемых экономического патриотизма. В таблице 5 мы приводим не только общую оценку различных «слагаемых экологического патриотизма» сверстниками Г. Тунберг, но и оценки у групп респондентов, по-разному относящихся к деятельности знаменитой экоактивистки.
Таблица 5
Оценка содержания слагаемых экологического патриотизма молодыми респондентами в целом и давшими разные оценки деятельности Г. Тунберг
Забота об экологии конкретных «объектов» Средние данные по опросу Отношение к Г. Тунберг
Всего (447) Положительно Нейтрально Отрицательно
Экология малой родины, где родился, вырос. 7,89 8,29* 7,34 6,10*
Экология места проживания: город, район 7,75 8,21* 7,11 7,00*
Экология страны в целом 7,61 7,18 7,11 7,95
Экология всей земли (Terra-Patrie) 7,35 7,36 6,84* 8,05*
Экология региона: области, округа 7,31 7,71* 6,89 6,71*
Экология организации, где учусь, тружусь 6,89 7,39* 6,13* 5,81*
Экология материка: Азия, Европа и т. п. 6,31 5,82* 6,03 6,67
Живу по принципу: «Где хорошо, там и родина» 4,05 4,85* 4,08 3,70
Не признаю понятия «экологический патриотизм» 2,35 2,38 2,54 1,89
Примечание: *p < 0,05; **p < 0,01.
По представленным данным можно наблюдать, что существует определенная корреляция между позитивным отношением к деятельности Г. Тунберг и такими слагаемыми экологического патриотизма, как защита экологии малой родины, места проживания, экологии региона, области, округа. На наш взгляд, значимость этого момента возрастает в связи с тем, что на практике экологическая активность местного населения (т. е. реальные действия), по мнению опрошенных, невысоки (табл. 6).
Таблица 6
Оценка респондентами характера активности местного населения в защите и благоустройстве окружающей среды
Варианты оценок Всего по опросу (n = 447) Мужчины (n = 127) Женщины (n = 313)
Все местное население озабочено и стремится внести свой вклад 5,8 4,7 6,4
Большинство жителей стремятся что-то сделать, но не все получается 19,9 15,0 22,4
Этим озабочены немногие, большинство же равнодушно 51,7 51,2 51,4
Забота осуществляется лишь на словах, на деле продолжается загрязнение природы 17,9 19,7 17,3
Никто об этом даже не задумывается 1,8 3,1 1,3
Затруднились ответить 1,3 3,1 0,3
Не ответили 1,6 3,1 1,0
Подводя итог нашим рассуждениям, отметим, что сегодня необходима экологическая политика, максимально сочетающая национальные и региональные интересы с преимуществами глобализации. Психологической основой такой политики может и должен выступить экологический патриотизм как заботливое отношение к природе и малой родины, и Terra-Patrie. Контент-анализ и социально-психологический опрос показали, что существует определенная корреляция между позитивным отношением к деятельности Г. Тунберг и такими слагаемыми экологического патриотизма, как защита мест проживания респондентов, забота об окружающей среде региона, области, округа. Этот момент значим в связи с тем, что на практике экологическая активность местного населения, по мнению опрошенных, невысока. Нельзя забывать, что в западных СМИ образ Г. Тунберг становится политкорректным, если понимать под политкорректностью установки или модели поведения, которые общество считает желательными и престижными [Верт, 2013, с. 389].
Список литературы
Брюне А., Гишар Ж.-П. Геополитика меркантилизма: новый взгляд на мировую экономику и международные отношения. М. : Новый хронограф, 2012. 232 с.
Верт Л. Экономическая психология: Теоретические основы и практическое применение. Харьков : Гуманитарный центр, 2013. 432 с.
Герт К. Куда пойдет Китай, туда пойдет мир: Как китайские потребители меняют правила игры. М. : Юнайтед Пресс, 2011. 271 с.
Карнышев А. Д. Байкал: природа и люди малой родины. Иркутск : ИГУ, 2018. 348 с.
Карнышев А. Д., Иванова Е. А., Карнышева О. А. Природа экономического патриотизма и гражданского сотрудничества: этнопсихологические аспекты. М. : Изд-во ИП РАН, 2017. 422 с.
Конфуций. Я верю в древность. М. : Республика, 1995. - 384 с.
Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетика. Антология. М. СПб. : Центр гуманитарных инициатив. 2013. С. 247-322.
Опыты экономического патриотизма во Франции и в России // Материалы летней российско-французской школы в Университете «Париж-8» (2-9 июля 2018 г., г. Париж). Иркутск : Изд-во ИГУ, 2018. 210 с.
Планета земля: будущее. СПб. : Амфора, 2008. 319 с.
Рубинштейн. С. Л. Основы общей психологии. М. : Педагогика, 1989. 180 с.
Greta Thunberg Phenomenon as an Indicator of Global and Ethno-Regional Manifestations of Ecological Patriotism
A. D. Karnyshev, E. A. Ivanova
Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation
Abstract. In the foreign mass media and on the Internet Greta Thunberg stands high as a defender of the Earth. Many of her demands though are unrealizable due to lack of nature-aligned technologies and a sufficient level of ecologic patriotism. The paper presents the results of a socio-psychological study aimed at exploring ways of thinking of Buryatia and Irkutsk Region youth about G. Thunberg's activity on environmental protection and the possibility of her influence on ecological initiative development in the Baikal region. The author revealed a positive correlation between a positive attitude to G. Thunberg's activity and such components of ecological patriotism as protecting the home of respondents, concerns for the environment of the region, area, district. The author came to the conclusion that there is an urgent need in involving local people in solving ecological problems combining national and regional interests with globalization advantages as much as possible.
Keywords: ecological economics, Terra-Patrie, ecological consciousness, genetic, ethno-regional, and globalist orientation, patriotism, national interests.
For citation: Karnyshev A.D., Ivanova E.A. Greta Thunberg Phenomenon as an Indicator of Global and Ethno-Regional Manifestations of Ecological Patriotism. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2019, vol. 30, pp. 40-53. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.40 (in Russian)
References
Bryune A., Gishar Zh.P. Geopolitika merkantilizma: novyi vzglyad na mirovuyu ekonomiku i mezhdunarodnye otnosheniya. [Geopolitics of mercantilism: a new look at the world economy and international relations]. Moskva, Novyi khronograf Publ., 2012, 232 p. (in Russian)
Vert L. Ekonomicheskaya psikhologiya: Teoreticheskie osnovy i prakticheskoe prime-nenie [Economic psychology: Theoretical foundations and practical application]. Khar'kov, Gumanitarnyi tsentr Publ., 2013, 432 p. (in Russian)
Gert K. Kuda poidet Kitai, tuda poidet mir: Kak kitaiskie potrebiteli menyayut pravila igry. [Where goes China, there goes the world: How Chinese consumers are changing the rules of the game]. Moskva, Yunaited Press Publ., 2011, 271 p. (in Russian)
Karnyshev A.D. Baikal: priroda i lyudi maloi rodiny [Baikal: nature and people of the small Motherland], Irkutsk, Irkutskii gosudarstvennyi universitet Publ., 2018, 348 p. (in Russian) Karnyshev A.D., Ivanova E.A., Karnysheva O.A. Priroda ekonomicheskogo patriotizma i grazhdanskogo sotrudnichestva: etnopsikhologicheskie aspekty [The nature of economic patriotism and civil cooperation: ethnopsychological aspects]. Moskva, Institut psikhologii Rossi-iskoi akademii nauk Publ., 2017, 422 p. (in Russian)
Konfutsii. Ya veryu v drevnost' [I believe in antiquity]. Moskva, Respublika Publ., 1995, 384 p. (in Russian)
Moren E. Obrazovanie v budushchem: sem' neotlozhnykh zadach.[Education for the future: seven urgent challenges]. Sinergetika. Antologiya [Synergetics. Anthology.]. Moskva, St. Peterburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ., 2013, pp. 247-322. (in Russian)
Opyty ekonomicheskogo patriotizma vo Frantsii i v Rossii [Experiences of economic patriotism in France and Russia]. Materialy letnei rossiisko-frantsuzskoi shkoly v Universitete «Parizh-8» (2-9 iyulya 2018 g., g. Parizh) [Proceedings of the summer Russian-French school at the University «Paris-8» (2-9 July 2018, Paris)]. Irkutsk, Irkutskii gosudarstvennyi universi-tet Publ., 2018, 210 p. (in Russian)
Planeta zemlya: budushchee [Planet earth: the future]. St. Peterburg, Amfora Publ., 2008, 319 p. (in Russian)
Rubinshtein. S. L. Osnovy obshchei psikhologii. [Fundamentals of General psychology]. Moskva, Pedagogika Publ., 1989, 180 p. (in Russian)
Карнышев Александр Дмитриевич
доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психолого-экономических кросс-культурных исследований, Институт социальных наук Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: [email protected]
Karnyshev Alexander Dmitriyevich
Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Head of the Laboratory of Psycho-economical and Cross-Cultural Research, Institute of Social Sciences Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003, Russian Federation e-mail: [email protected]
Иванова Елена Александровна
кандидат психологических наук, доцент Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: [email protected]
Ivanova Elena Aleksandrovna
Candidate of Sciences (Psychology),
Associate Professor
Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,
Russian Federation
e-mail: [email protected]
Дата поступления: 02.08.2019 Received: August, 02, 2019