Научная статья на тему 'Отечество для нас - страна потомков. О первом в России этнопсихологическом исследовании экономического патриотизма'

Отечество для нас - страна потомков. О первом в России этнопсихологическом исследовании экономического патриотизма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНОМИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / ECONOMIC PATRIOTISM / АТРИБУТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАТРИОТИЗМА / ATTRIBUTES OF ECONOMIC PATRIOTISM / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ETHNOPSYCHOLOGICAL RESEARCH / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / PROTECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жуков Константин Сергеевич

Рецензия на книгу иркутского ученого, этнопсихолога А. Д. Карнышева «Природа экономического патриотизма и гражданского сотрудничества: этно-психологические аспекты». Отмечены, с одной стороны, уникальность, междисциплинарность, фундаментальность, а с другой стороны прикладной характер исследований, представленных в монографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motherland is the Country of Descendants. About the First Russian Ethnopsychological Research of Economic Patriotism)

The paper presents a review on the book titled «The Nature of Economic Patriotism and Civil Cooperation: Ethnopsychological Aspects» written by Irkutsk ethnopsychology scholar A. D. Karnyshev. The author draws attention to uniqueness, interdisciplinary approach, and fundamental nature of the researches presented in the monograph, as well as their applied nature.

Текст научной работы на тему «Отечество для нас - страна потомков. О первом в России этнопсихологическом исследовании экономического патриотизма»

РЕЦЕНЗИИ

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru/index.html

2018. Т. 23. С. 108-112

Серия «Психология»

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 159.922

Отечество для нас - страна потомков. О первом в России этнопсихологическом исследовании экономического патриотизма

К. С. Жуков

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Рецензия на книгу иркутского ученого, этнопсихолога А. Д. Карныше-ва «Природа экономического патриотизма и гражданского сотрудничества: этнопсихологические аспекты»1. Отмечены, с одной стороны, уникальность, междисци-плинарность, фундаментальность, а с другой стороны - прикладной характер исследований, представленных в монографии.

Ключевые слова: экономический патриотизм, атрибуты экономического патриотизма, протекционизм, этнопсихологическое исследование, толерантность.

Уникальная книга «Природа экономического патриотизма и гражданского сотрудничества: этнопсихологические аспекты» была издана в ноябре 2017 г. в издательстве Института психологии РАН (г. Москва). Это первое в России, как уже отмечалось в ряде отзывов и небольших рецензий, монографическое исследование экономического патриотизма.

Его авторы - ученые Иркутского государственного университета, сотрудники лаборатории психолого-экономических и кросс-культурных исследований Александр Карнышев, доктор психологических наук, профессор Института социальных наук; Елена Иванова, кандидат психологических наук, доцент Педагогического института ИГУ; Ольга Карнышева, старший преподаватель Педагогического института ИГУ.

В этой фундаментальной работе впервые раскрываются механизмы влияния экономических факторов на рост патриотизма граждан. Термин «экономический патриотизм» появился только в XXI в., и его авторство приписывают Б. Карейону - французскому политику и экономисту. Он в 2003 г. заговорил о защите отечественного бизнеса от иностранного капитала.

Между тем уже издавна существовали экономические явления, которые вполне можно рассматривать в качестве примеров экономического патрио-

1 Карнышев А. Д., Иванова Е. А., Карнышева О. А. Природа экономического патриотизма и гражданского сотрудничества: этнопсихологические аспекты. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2017. 480 с.

тизма. В частности, меры протекционизма многих государств и фирм по отношению к «своим» товарам и запреты на привоз «чужих»; закон США 1929 г. «Покупай американское»; введение Западом в 2014 г. экономических санкций, что вызвало всплеск патриотических чувств у многих россиян, и т. д.

Хотелось бы обратить внимание читателей на специфику теоретической и прикладной частей монографического исследования.

Во-первых, перед авторами стояла чрезвычайно сложная задача, с которой, как нам кажется, они успешно справились. Ведь этнокультурные особенности исследования потребовали четкой ориентации на принципы адаптации к различным культурам: принципы, связанные с контекстом; принципы разработки; принципы проведения исследования; принципы документирования/интерпретации итоговых показателей.

Здесь группа исследователей под руководством профессора психологии Александра Дмитриевича Карнышева в полной мере опиралась на принципы кросс-культурного исследования, изложенные в работе «Психология и культура» под редакцией Д. Мацумото. В связи с этим в тексте монографии мы встречаем сравнительные данные, которые иллюстрируют позиции не только российской, но и китайской, монгольской и французской молодежи. Сами авторы уже во введении к монографии подчеркивают значимость такого подхода, так как он выполняет специфические задачи. С одной стороны, он позволяет сравнить некоторые ментальные особенности молодых людей из Сибири и Дальнего Востока с соответствующей ментальной спецификой их сверстников по известной оси «Восток - Запад». С другой стороны, их анализ позволяет реальнее диагностировать некоторые современные тенденции, с которыми российской молодежи придется столкнуться в самом недалеком будущем.

Во-вторых, авторы при определении выборок респондентов руководствовались работами ряда отечественных и зарубежных ученых, которые сформулировали основные требования к выборке этнопсихологического исследования. Прежде всего акцентировали особое внимание на известное требование репрезентативности: состав опрашиваемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Вместе с тем авторы монографии в ряде случаев использовали и целевые выборки, соблюдая требование, в соответствии с которым объем выборки зависит от изучаемых феноменов. Так, если изучаются малые или большие этнические группы или/и межэтнические отношения, то объем не должен быть менее 100-150 по каждой сравниваемой группе.

В-третьих, в этом труде доктор психологических наук А. Д. Карнышев со своими учениками использовал данные опросов, выполненных с начала 2000-х гг., в том числе по гранту РГНФ в 2012-2013 и 2015-2016 гг. в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока (Республика Бурятия, Забайкальский и Приморский края, Иркутская и Томская области). Были специально разработаны анкеты и опросные листы (всего опрошено свыше 5 тыс. респондентов). Опросы проводились и по гранту РГНФ в 2014 г. - в этом исследовании применялись тестовые методики анализа уровней и видов толерантно-

сти студентов, всего протестировано 226 человек в вузах Иркутска, Томска, Улан-Удэ и Владивостока. Выполнены исследования и по гранту РГНФ в конце 2016 г. в Иркутске и Осинском районе Иркутской области среди работающей и учащейся молодежи - участвовало 880 респондентов.

Междисциплинарный анализ и прикладные исследования, проведенные при подготовке книги, дали авторам возможность утверждать, что к истокам и атрибутам экономического патриотизма можно отнести:

- архетипические естественные «технологии» в природе, а значит, и в мире человека, обеспечивающие самосохранение всего живого, его комфортное состояние в местах обитания и динамичное развитие;

- определенный уровень отношения к собственности, когда ее стоимость и уникальность воспринимается не только как личное достояние, но и увязывается с позитивными характеристиками страны и «малой родины»;

- гордость за места своего проживания, обеспечивающие производство уникальной продукции, брендов, ценимых во всем мире;

- чувство самоуважения за труд - свой, земляков, представителей своей нации, создающий неповторимые образцы товаров, предметов, сельхозпродукции и т. п.;

- достоинство как совокупность высоких моральных качеств и квалификации в той или иной профессиональной деятельности, а также уважение этих качеств в самом себе как представителе собственной династии, известной своей компетентностью, работоспособностью, креативностью и творчеством в течение длительного времени;

- понимание нужности и значимости индивидуального вклада в поддержку экономики региона или/и страны - «Покупай отечественное»;

- ответ на несправедливые санкции и ограничения других государств по отношению к твоему Отчеству, когда принимаются всевозможные контрмеры, в том числе патриотической направленности;

- чувство благодарности за осуществляемый на основе законов протекционизм со стороны государства / социальных институтов, позволяющий сохранить и расширить экономические и связанные с ними другие виды деятельности;

- глубоко пренебрежительное отношение к «бракоделам» и «халтурщикам» - как к своим, так и из других стран и регионов, и, как следствие, игнорирование их продукции и т. д. и т. п.

Особое место, по мнению авторов рассматриваемого труда, в проявлениях экономического патриотизма россиян принадлежит возникновению позитивных настроений, стимулированных экономическими санкциями. Одним из основных положительных последствий санкционирования в России стало признание и одобрение импортозамещения, повышение частоты использования товаров и услуг отечественных производителей.

Например, как обнаружилось в проведенных социологических исследованиях (2015-2017 гг.), этот аспект высоко значим для молодежи как фактор формирования активной жизненной позиции и социализации:

во-первых, сами респонденты (молодые рабочие, специалисты, студенты и др.) отмечали на фокус-группах, что преодолеть проблемы современной экономической ситуации можно «только самим гражданам родной страны, так как никто за нас эти проблемы решать не будет» (из протоколов);

во-вторых, как отмечали молодые люди - участники фокус-групп, должна быть «перезагрузка/перестройка системы ценностей в сторону ориентации на отечественного производителя» (из протоколов), т. е. за счет изменения поведенческих стратегий в сторону увеличения потребления отечественной продукции и создания бизнес-проектов по поддержке организаций малого бизнеса и отечественных предпринимателей.

Отсюда, как подчеркивают авторы, гражданское сотрудничество закономерно призвано формировать патриотизм и межнациональное согласие. Но при этом авторы делают важный вывод и о том, что экономический патриотизм в своем функционировании нередко зависит от общих тенденций международного развития.

В частности, все больше срабатывает закономерность: чем больше в мире проявлений глобализма, тем больше людей живет с девизом «Где хорошо, там и родина». Возникает своеобразный конъюнктурный патриотизм, носители которого способны быстро менять свои ценности и принципы.

С другой стороны, желание сохранить свою самобытность сегодня также очень велико, причем это касается и народов, которые находятся на самых разных стадиях социально-экономического развития и разных по численности.

Самобытность и уникальность этнических, этнорегиональных и иных групп, в свою очередь, побуждает других людей с уважением относиться к их сообществам и личностям.

Авторы отмечают, что мультикультурализм в таких районах России, как, например, Байкальский регион, позволяет признать самобытность культур местных народов, одновременно ограничивая претензии на исключительность прав определенной этнической группы на эти территории. Это является стимулом для развития мультикультурного сознания людей и межэтнического сотрудничества на базе, прежде всего, экономического взаимодействия.

Надо подчеркнуть, что особенностью выборок прикладных исследований, являющихся иллюстрацией ко многим теоретическим положениям работы, выступает их молодежный состав.

Но более всего важно то, что рекомендации по разработке практических мер по формированию экономического патриотизма и гражданского сотрудничества, межнационального согласия читатель найдет в главе «Продолжение традиций: ресурсы молодежи». Эта глава как бы отвечает сути изречения М. Вебера: «Отечество для нас - страна потомков».

Все желающие могут ознакомиться с книгой в Научной библиотеке имени В. Г. Распутина Иркутского государственного университета.

Motherland is the Country of Descendants. About

the First Russian Ethnopsychological Research of Economic

Patriotism)

K. S. Zhukov

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The paper presents a review on the book titled «The Nature of Economic Patriotism and Civil Cooperation: Ethnopsychological Aspects»1 written by Irkutsk ethnopsy-chology scholar A. D. Karnyshev. The author draws attention to uniqueness, interdisciplinary approach, and fundamental nature of the researches presented in the monograph, as well as their applied nature.

Keywords: economic patriotism, attributes of economic patriotism, protection, ethnopsy-chological research, tolerance.

Жуков Константин Сергеевич кандидат исторических наук, доцент, руководитель лаборатории гуманитарных и политических технологий

Иркутский государственный университет e-mail: [email protected]

Zhukov Konstantin Sergeevich Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Head of Laboratory of Humanitarian and Political Technologies Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003 e-mail: [email protected]

1 Karnyshev A. D., Ivanova E. A., Kamysheva O. A. Nature of Economic Patriotism and Civic Cooperation: Ethno-psychological Aspects. Moscow, Publishing House of Institute of Psychology RAS, 2017, 480 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.