Научная статья на тему 'Key performance indicators, KPI модуль «Качество и конкурентоспособность» на примере автотранспортного предприятия'

Key performance indicators, KPI модуль «Качество и конкурентоспособность» на примере автотранспортного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО / МЕТОДОЛОГИЯ KPI “КАЧЕСТВО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ» / МОДУЛЬ «КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ» / METHODOLOGY KPI "QUALITY COMPETITIVENESS" / MODULE "QUALITY AND COMPETITIVENESS" / COMPETITIVENESS / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погорельцева Юлия Анатольевна

В статье раскрываются основные аспекты конкурентоспособности на примере автотранспортных предприятий, дается собственное понятие «логистическая конкуренция»; представлена методология ключевых показателей качества и конкурентоспособности, Модуль «КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ» Программы KPI, разработанная на базе НИЦ Общества с ограниченной ответственностью «РУССКАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY PERFORMANCE INDICATORS, KPI THE MODULE "QUALITY AND COMPETITIVENESS" FOR EXAMPLE MOTOR COMPANY

The article describes the main aspects of competitiveness on the example of trucking companies; given your own concept of "logistics competition"; the methodology of key indicators of quality and competitiveness, the Module "QUALITY AND COMPETITIVENESS" Program KPI's, developed on the basis of SIC limited liability companies "RUSSIAN LOGISTICS COMPANY".

Текст научной работы на тему «Key performance indicators, KPI модуль «Качество и конкурентоспособность» на примере автотранспортного предприятия»

KEYPERFORMANCEINDICATORS, KPI МОДУЛЬ «КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ» НА ПРИМЕРЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Погорельцева Юлия Анатольевна

генеральный директор ООО «РЛК» («РУССКАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ

КОМПАНИЯ»), РФ, г. Санкт-Петербург

E-mail: info@rlc.su E-mail: SunnyJ@mail. ru

KEY PERFORMANCE INDICATORS, KPI THE MODULE "QUALITY AND COMPETITIVENESS" FOR EXAMPLE MOTOR COMPANY

Pogoreltseva Julia

general Director of "complex" ("RUSSIANLOGISTICS COMPANY"), Russia, Saint

Petersburg

В статье раскрываются основные аспекты конкурентоспособности на примере автотранспортных предприятий, дается собственное понятие «логистическая конкуренция»; представлена методология ключевых показателей качества и конкурентоспособности, Модуль «КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ» Программы т, разработанная на базе НИЦ Общества с ограниченной ответственностью «РУССКАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ

The article describes the main aspects of competitiveness on the example of trucking companies; given your own concept of "logistics competition"; the

methodology of key indicators of quality and competitiveness, the Module "QUALITY AND COMPETITIVENESS" Program KPI's, developed on the basis of SIC limited liability companies "RUSSIAN LOGISTICS COMPANY".

Ключевые слова: конкурентоспособность; качество; методология KPI "КАЧЕСТВО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ»; Модуль «КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ».

Keywords: competitiveness; quality; methodology KPI "QUALITY COMPETITIVENESS"; Module "QUALITY AND COMPETITIVENESS".

АННОТАЦИЯ

КОМПАНИЯ».

ABSTRACT

DociFreezer

created by free version of

Конкурентоспособность, это — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях [5]; свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др. [1].

Среди наиболее признанных определений конкуренции, выделяют определение, данное известным исследователем, профессором Гарвардской школы бизнеса, М. Портером: «Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, — не важно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, — суть конкуренции выражается пятью силами: угрозой появления новых конкурентов; угрозой появления товаров-заменителей; способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться; способностью покупателей торговаться; соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой. Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, прибыльность отраслей» [3]. М. Портер объединил все виды деятельности в так называемые цепочку ценностей, иными словами, каждый вид деятельности фирмы вносит свой вклад в формирование конечной ценности продукта. Таким образом, конкуренция трактуется в экономической теории как механизм регулирования общественного производства, как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и как процесс продвижения вперед. В современной отечественной экономической науке вопросам изучения конкуренции и конкурентоспособности национальной экономики уделялось большое внимание, в этом направлении работали многие российские ученые, такие как М. Гельвановский, А. Юданов, Р. Фатхутдинов, А. Хасанова, Г. Азоев, Е. Горбашко, А. Кутейников, Л. Сафиуллин, Д. Кузина и др.

В связи с тем, что темой исследования выступает определение ключевых показателей эффективности, характеризующих результативность организации бизнес-процессов, эффективность всех участников логистической цепи

посредством обеспечения качества, эффективности и конкурентных преимуществ в заданной сфере бизнеса, обратимся к сущности понятия рыночная конкуренция и попытаемся сформулировать содержание понятия «логистическая конкуренция».

Учитывая подход М. Портера, базирующийся на формировании единой цепочки ценностей, основываясь на логистическом подходе, введем собственное понятие «рыночная логистическая конкуренция и экономическая конкуренция», — «рыночная логистическая конкуренция»: (1) — это процесс обеспечения конкурентных преимуществ, заданных всеми участниками логистической цепи (логистического пространства) в определенный период времени в соответствии с их ведущими стратегическими ориентирами, в соответствии с конъюнктурой рынка (совокупностью условий (черт), определяющих рыночную ситуацию в определенный момент времени),рыночными детерминантами (внешними факторами рынка, исключающими политические, которые влияют на спрос на всех видах рынка, таких как товарный, фондовый или финансовый), а также географической, политической и социально-экономической ситуацией и информационным сопровождением; (2) «рыночная логистическая конкуренция» — состояние, при котором все участники логистической цепи находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии в целях создания, продвижения продукта, обеспечения лучших возможностей для его сбыта, удовлетворения разнообразных потребностей потребителей и получение наибольшей прибыли, обеспечивая экономическое развитие и научно -технический прогресс»; «экономическая конкуренция» — это характеристика рыночного субъекта обеспечивать организационную систему всеми показателями экономического и организационного роста, ликвидностью и финансовой устойчивостью посредством повышения качества и рыночной привлекательности продукта, производительности труда, применения акмеологических инвариантов и личностно - ориентированного управления.

Вопросы обеспечения и оценки конкурентоспособности предприятий любой отраслевой сферы деятельности чрезвычайно важны и требуют

детального анализа и самого серьезного подхода. Показатели, характеризующие конкурентоспособность и качество входят в систему ключевых показателей эффективности, — показатели KPI.

Key performance indicators (KPI) — «ключевые показатели эффективности» (КПЭ)или «ключевой показатель результата деятельности» [2].

Ключевые показатели эффективности являются частью системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), в которой устанавливаются причинно-следственные связи между целями и показателями для того, чтобы видеть закономерности и взаимные факторы влияния в бизнесе — зависимости одних показателей (результатов деятельности) от других.

Основные факторы конкурентоспособности выражаются соответствием интересов потребителя товаров, услуг, его платёжеспособностью, удобством, доверием к услугам.

Совокупность свойств автотранспортных услуг, которая характеризуется качественными и стоимостными параметрами, представляет собой базовые элементы в системе факторов конкурентоспособности услуг.

Качество и цена — главные составляющие элементы конкурентоспособности автотранспортных услуг.

Качество услуг это совокупность существенных свойств, количественно оцениваемых системой технико-экономических показателей, отличающих её от другой аналогичного назначения, определяющих степень удовлетворения потребностей и спрос в рыночных условиях. Международный Стандарт ISO 8420 даёт следующее определение качества: «Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности».

Основными показателями, влияющими на конкурентоспособность АТП, являются:(1) соотношение спроса и предложения на перевозки грузов и услуги (СП); (2) качество транспортного обслуживания клиентуры (К); (3) соотношение доходов и расходов на перевозки; (4) количество видов перевозок, выполняемых

АТП (В); (5) обеспеченность АТП ресурсами (производственно-технической базой и подвижным составом) (Р).

Величина каждого показателя определяется по данным АТП за определенный период времени (год, квартал, полугодие) и оценивается коэффициентом конкурентоспособности данного показателя. Соответственно Ксп ,Кк , Ки , Кв , Кр..Итоговый интегральный показатель конкурентоспособности в целом по АТП (Ко) определяется как средневзвешенная величина полученных коэффициентов:

Ко = (Ксп + Кк + Ки + Кв + Кр)/К, где N — количество показателей (в данном случае 5).

Конкурентоспособность автотранспортного предприятия складывается из двух составляющих: конкурентоспособного подвижного состава и конкурентоспособности предоставляемых автотранспортных услуг.

Рассмотрим методологию KPI "КАЧЕСТВО

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ», на примере Модуля «КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ» Программы KPI, методологии оценки эффективности КР1,разработанную и апробированную на базе НИЦ Общества с ограниченной ответственностью «РУССКАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» (ООО «РЛК») автором — руководителем Погорельцевой Ю.А. [3].

Показатели, входящие в единую систему «Модель ключевых показателей KPI «РУССКАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» объединены в три группы соответствующих модулей (модуль «Эффективность автотранспортного предприятия», модуль «Качество: показатели конкурентоспособности и качества», модуль «Профессиональные компетенции» (рис. 1 «Модель ключевых показателей KPI»)), а саму методику определения ключевых показателей KPI, разработки Программы KPI носит название модульной.

Методология процесса разработки Программы KPI («РУССКАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ») согласно модульной методике определения ключевых показателей — это определение ведущих ключевых показателей KPI,

объединяемых в модули, в соответствии с Моделью ключевых показателей КР1; представление процесса разработки Программы КР1в соответствии с социальным заказом участников логистической цепи как система и как многофакторная модель.

Рисунок 1. Модель ключевых показателей KPI

Модули групп показателей КР1составляют единую модель ключевых показателей КР1и образуют научно-методический инструментарий и базис собственного программного продукта «ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО РАБОТНИКОВ (KPI)» и авторской методологии оценки ключевых показателей эффективности [1].

ООО «РЛК» автотранспортное предприятие (АТП), осуществляющее грузоперевозки для одного из крупнейших российских холдингов («Уренхольт»).

Показатели KPI Модуля «Качество» РУССКОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ (табл. 1) предлагается сформировать в две группы: (1) измеримые и трудноизмеримые качественные и количественные показатели перевозок грузов, характеризующие конкурентоспособность; (2) интегральный показатель конкурентоспособности.

Отмеченные ниже показатели, которые положены в основу Модуля «Конкурентоспособность и качество», определены опытным экспериментальным путем с применением экспертных групп ведущих специалистов отрасли и логистической цепи, участником которой и является РУССКАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ.

created by free version of

Таблица 1.

Показатели KPI Модуль «Качество»

№ KPI Наименование КР1 Порядок измерения показателя, данные ООО «РЛК»

1.Измеримые и трудноизмеримые качественные и количественные показатели перевозок грузов, характеризующие конкурентоспособность

KPI 1 Безопасность работы автомобильного транспорта Экспертные оценки (новый парк ООО «РЛК», наличие страховок КАСКО, ОСАГО — максимальное значение показателя) Значение показателя — 100 %

KPI 2 Уровень специализации парка автотранспортных средств Значение показателя — 100 % Специализация ООО «РЛК» 100 %, - автотранспортное предприятие способно обеспечить сохранность перевозимых грузов

KPI 3 Оценка пригодности подвижного состава Значение показателя — 100 %

KPI 4 Безотказность, гарантированность, срочность Экспертные оценки; количество дней, когда АТС работает в две смены, с допточками или по индивидуальному, откорректированному непосредственно в течение рабочего дня, маршруту

KPI 5 Скорость и своевременность доставки грузов Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1—10)

KPI 6 Показатель надёжности перемещения точно по графику; Уровень перевозок по графикам Соотношение фактического объема перевозок по графику с согласованным в установленном периоде объемом

KPI 7 Полнота исполнения заявки Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1—10)

KPI 8 Сохранность перевозимых грузов Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1—10) Деятельность ООО «РЛК» как грузоперевозчика застрахована

KPI 9 Соответствие требованием СанПИН Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1—10) Все АТС ООО «РЛК» систематически проходят дезинфекцию и сан.обработку

KPI 10 Диспетчеризация и логистическое сопровожден ие Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1—10) Может быть определено как количество пропусков или опозданий оформления ежедневных отчетов, искажения не точности информации

KPI 11 Надежность водителя Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1—10) Квалификация водителей

KPI 12 Высокая культура обслуживан ия Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1—10)

KPI 13 Фирменный стиль и обмундирование Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1—10)

KPI 14 Соблюдение водителями инструкциям Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1—10)

Заказчика и компании

КР1 15 Расширения пакета предоставляемых услуг Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1—10) Методические материалы НИР

КР1 16 Нормативы, НИР Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1—10) Нормативы, Инструкции, Методические материалы

КР1 17 Дневной километраж Определяется как значение километража за день

КР1 18 Объем, загрузка (т, кг.) Фактические данные, (тонны, кг.)

КР1 19 Дополнительные точки Количество допточек маршрута за день

КР1 20 Количество «не сданных точек» Количество точек, по которым по тем или иным причинам не осуществлялась доставка товара

КР1 21 Правильность оформления сопроводительной документации Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1—10)

КР1 22 Снижения затрат автогрузоперевозок Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1—10)

2.Интегральный показатель конкурентоспособности

КР1 23 Коэффициент прибыльности услуги перевозки Рассчитывается как отношение величины прибыли (эффекта потребителя) к цене

КР1 24 Коэффициент вида перевозок Хв — коэффициент видов перевозок-удельный вес перевозок в общем объеме автотранспортных услуг

КР1 25 Коэффициент соотношения доходов и расходов Кп — коэффициент соотношения доходов и расходов

КР1 26 Коэффициент ликвидности Отношение нормативных издержек к цене услуги. Данные по этим показателям берутся из калькуляций услуг

КР1 24 Интегральный показатель конкурентоспособнос ти автотранспортного предприятия ^о) ^ = (Ил + ^ + ^ + N - где N — количество показателей; Клу — коэффициент ликвидности; Кк - коэффициент качества; Кп — коэффициент соотношения доходов и расходов; Кв — коэффициент видов перевозок; Кр — коэффициент ресурсов.

Список литературы:

1. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. — 2013. — № 6 (42). — С. 65—79.

2. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе т. М.: Инфра-М, 2013 — С. 3.

^ сгеа!ес1 Ьу ^ее уетоп

д Роа^геегег

3. Погорельцева Ю.А. Об оценке ключевых показателей эффективности// Молодежь, образование и наука XXI века: материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной памяти заслуженного деятеля науки РФ профессора В.С. Соминского (28 апреля 2015 г.)/ под ред. Проф. Т.Р. Терешкиной; СПбГТУРП. СПб, — 2015. — Вып. 12. — С. 27.

4. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения. 1993. — С. 52—53.

5. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. — 2010. — № 3(21). — С. 38—67.

^ сгеа!ес1 Ьу ^ее уетоп

д РооРгеегег

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.