Научная статья на тему 'Основные показатели KPI модуля «качество и конкурентоспособность» на примере автотранспортного предприятия'

Основные показатели KPI модуля «качество и конкурентоспособность» на примере автотранспортного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2158
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / качество / методология KPI “Качество конкурентоспособность» / Модуль «Качество и конкурентоспособность» / competitiveness / quality / methodology KPI “Quality competitiveness” / Module “Quality and competitiveness”

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погорельцева Юлия Анатольевна

В статье раскрываются основные аспекты конкурентоспособности на примере автотранспортных предприятий; представлена методология ключевых показателей качества и конкурентоспособности, на примере Модуля «Качество и конкурентоспособность» Программы KPI, разработанная на базе НИЦ Общества с ограниченной ответственностью «Русская логистическая компания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key performance indicators, KPI the module “quality and competitiveness” for example motor company

The article describes the main aspects of competitiveness on the example of trucking companies; the methodology of key indicators of quality and competitiveness, for example the Module “Quality and competitiveness” Program KPI’s, developed on the basis of SIC limited liability companies “Russian logistics company”.

Текст научной работы на тему «Основные показатели KPI модуля «качество и конкурентоспособность» на примере автотранспортного предприятия»

Section 2. Logistics

Section 2. Logistics

Pogoreltseva Julia Anatolievna, General Director of «complex» («Russian logistics company») E-mail: SunnyJ@mail.ru

Key performance indicators, KPI the module “quality and competitiveness” for example motor company

Abstract: The article describes the main aspects of competitiveness on the example of trucking companies; the methodology of key indicators of quality and competitiveness, for example the Module “Quality and competitiveness” Program KPI’s, developed on the basis of SIC limited liability companies “Russian logistics company”.

Keywords: competitiveness; quality; methodology KPI “Quality competitiveness”; Module “Quality and competitiveness”.

Погорельцева Юлия Анатольевна, Генеральный директор ООО «РАК» («Русская логистическая компания») E-mail: SunnyJ@mail.ru

Основные показатели KPI модуля «качество и конкурентоспособность» на примере автотранспортного предприятия

Аннотация: В статье раскрываются основные аспекты конкурентоспособности на примере автотранспортных предприятий; представлена методология ключевых показателей качества и конкурентоспособности, на примере Модуля «Качество и конкурентоспособность» Программы KPI, разработанная на базе НИЦ Общества с ограниченной ответственностью «Русская логистическая компания».

Ключевые слова: конкурентоспособность; качество; методология KPI “Качество

конкурентоспособность»; Модуль «Качество

Конкурентоспособность, это — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях [1]; свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др. [2]

Учитывая подход М. Портера, базирующийся на формировании единой цепочки ценностей, основываясь на логистическом подходе, введем собственное понятие «рыночная логистическая конкуренция и экономическая конкуренция», —

конкурентоспособность».

«рыночная логистическая конкуренция»:

(1) — это процесс обеспечения конкурентных преимуществ, заданных всеми участниками логистической цепи (логистического пространства) в определенный период времени в соответствии с их ведущими стратегическими ориентирами, в соответствии с конъюнктурой рынка (совокупностью условий (черт), определяющих рыночную ситуацию в определенный момент времени), рыночными детерминантами (внешними факторами рынка, исключающими политические, которые влияют на спрос на всех видах рынка, та-

10

Key performance indicators, KPI the module “quality and competitiveness” for example motor company

ких как товарный, фондовый или финансовый), а также географической, политической и социально-экономической ситуацией и информационным сопровождением; (2) «рыночная логистическая конкуренция» — состояние, при котором все участники логистической цепи находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии в целях создания, продвижения продукта, обеспечения лучших возможностей для его сбыта, удовлетворения разнообразных потребностей потребителей и получение наибольшей прибыли, обеспечивая экономическое развитие и научнотехнический прогресс»; «экономическая конкуренция» — это характеристика рыночного субъекта обеспечивать организационную систему всеми показателями экономического и организационного роста, ликвидностью и финансовой устойчивостью посредством повышения качества и рыночной привлекательности продукта, производительности труда, применения акмеологиче-ских инвариантов и личностно — ориентированного управления.

Вопросы обеспечения и оценки конкурентоспособности предприятий любой отраслевой сферы деятельности чрезвычайно важны и требуют детального анализа и самого серьезного подхода. Показатели, характеризующие конкурентоспособность и качество входят в систему ключевых показателей эффективности, — показатели KPI.

Для термина «key performance indicators (KPI) » зачастую используется русский перевод «ключевые показатели эффективности» (КПЭ), точнее «ключевой показатель результата деятельности» [3, С. 3].

Ключевые показатели эффективности являются частью системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), в которой устанавливаются причинно-следственные связи между целями и показателями для того, чтобы видеть закономерности и взаимные факторы влияния в бизнесе — зависимости одних показателей (результатов деятельности) от других.

Основные факторы конкурентоспособности выражаются соответствием интересов потребителя товаров, услуг, его платёжеспособностью, удобством, доверием к услугам.

Совокупность свойств автотранспортных услуг, которая характеризуется качественными и стоимостными параметрами, представляет собой базовые элементы в системе факторов конкурентоспособности услуг.

Качество и цена — главные составляющие элементы конкурентоспособности автотранспортных услуг.

Качество услуг это совокупность существенных свойств, количественно оцениваемых системой технико-экономических показателей, отличающих её от другой аналогичного назначения, определяющих степень удовлетворения потребностей и спрос в рыночных условиях. Международный Стандарт ISO 8420 даёт следующее определение качества: «Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности».

Уровень конкурентоспособности автотранспортных предприятий рекомендуется оценивать по совокупности следующих основных показателей:

1. Соотношение спроса и предложения на перевозки грузов и услуги (СП).

2. Качество транспортного обслуживания клиентуры (К).

3. Соотношение доходов и расходов на перевозки.

4. Количество видов перевозок, выполняемых АТП (В).

5. Обеспеченность АТП ресурсами (производственно-технической базой и подвижным составом ) (Р).

Величина каждого показателя определяется по данным АТП за определенный период времени (год, квартал, полугодие) и оценивается коэффициентом конкурентоспособности данного показателя. Соответственно К , К , К , К, К

сп к и в р.

Итоговый интегральный показатель конкурентоспособности в целом по АТП (Ко) определяется как средневзвешенная величина полученных коэффициентов:

К= (К + К+ К+ К+ К )/N, где N — количество показателей (в данном случае 5).

Конкурентоспособность автотранспортного предприятия складывается из двух составляющих: конкурентоспособного подвижного со-

11

Section 2. Logistics

става и конкурентоспособности предоставляемых автотранспортных услуг.

Рассмотрим методологию KPI “Качество конкурентоспособность», на примере Модуля «Качество и конкурентоспособность» Программы KPI, методологии оценки эффективности KPI, разработанную и апробированную на базе НИЦ Общества с ограниченной ответственностью «Русская логистическая компания» (ООО «РЛК») автором — руководителем Погорельце-вой Ю. А. [4, c. 27].

Показатели, входящие в единую систему «Модель ключевых показателей KPI «Русская логистическая компания» объединены в три группы соответствующих модулей (модуль «Эффективность автотранспортного предприятия», модуль

«Качество: показатели конкурентоспособности и качества», модуль «Профессиональные компетенции» (рис. 1 «Модель ключевых показателей KPI »)), а саму методику определения ключевых показателей KPI, разработки Программы KPI носит название модульной.

Методология процесса разработки Программы KPI («Русская логистическая компания») согласно модульной методике определения ключевых показателей — это определение ведущих ключевых показателей KPI, объединяемых в модули, в соответствии с Моделью ключевых показателей KPI; представление процесса разработки Программы KPI в соответствии с социальным заказом участников логистической цепи как система и как многофакторная модель.

Рис. 1. Модель ключевых показателей KPI

Модули групп показателей KPI составляют единую модель ключевых показателей KPI и образуют научно-методический инструментарий и базис собственного программного продукта «Показатели эффективности деятельности автотранспортного предприятия и его работников (KPI)» и авторской методологии оценки ключевых показателей эффективности [4, с. 27].

ООО «РЛК» автотранспортное предприятие (АТП), осуществляющее грузоперевозки для одного из крупнейших российских холдингов («Уренхольт»).

Показатели KPI Модуля «Качество» Русской логистической компании (табл. 1) предлагается сформировать в две группы: (1) измеримые и трудноизмеримые качественные и количественные показатели перевозок грузов, характеризующие конкурентоспособность; (2) интегральный показатель конкурентоспособности.

Отмеченные ниже показатели, которые положены в основу Модуля «Конкурентоспособность и качество», определены опытным экспериментальным путем с применением экспертных групп ведущих специалистов отрасли и логистической цепи, участником которой и является Русская логистическая компанияю.

Таблица 1. - Показатели KPI Модуль «Качество»

№ KPI Наименование KPI Порядок измерения показателя, данные ООО «РЛК»

1. Измеримые и трудноизмеримые качественные и количественные показатели перевозок грузов, характеризующие конкурентоспособность

KPI 1 Безопасность работы автомобильного транспорта Экспертные оценки (новый парк ООО «РЛК», наличие страховок КАСКО, О САГО — максимальное значение показателя) Значение показателя — 100%

12

Key performance indicators, KPI the module “quality and competitiveness” for example motor company

KPI 2 Уровень специализации парка автотранспортных средств Значение показателя — 100% Специализация ООО «РЛК» 100%, — автотранспортное предприятие способно обеспечить сохранность перевозимых грузов

KPI 3 Оценка пригодности подвижного состава Значение показателя — 100%

KPI 4 Безотказность, гарантированность, срочность Экспертные оценки; количество дней, когда АТС работает в две смены, с допточками или по индивидуальному, откорректированному непосредственно в течении рабочего дня, маршруту

KPI 5 Скорость и своевременность доставки грузов Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1-10)

KPI 6 Показатель надёжности перемещения точно по графику; Уровень перевозок по графикам Соотношение фактического объема перевозок по графику с согласованным в установленном периоде объемом

KPI 7 Полнота исполнения заявки Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1-10)

KPI 8 Сохранность перевозимых грузов Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1-10) Деятельность ООО «РЛК» как грузоперевозчика застрахована

KPI 9 Соответствие требованием СанПИН Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1-10) Все АТС ООО «РЛК» систематически проходят дезинфекцию и сан.обработку

KPI 10 Диспетчеризация и логистическое сопровождение Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1-10) Может быть определено как количество пропусков или опозданий оформления ежедневных отчетов, искажения не точности информации

KPI 11 Надежность водителя Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1-10) Квалификация водителей

KPI 12 Высокая культура обслуживания Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1-10)

KPI 13 Фирменный стиль и обмундирование Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1-10)

KPI 14 Соблюдение водителями инструкциям Заказчика и компании Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1-10)

KPI 15 Расширения пакета предоставляемых услуг Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1-10) Методические материалы НИР

KPI 16 Нормативы, НИР Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1-10) Нормативы, Инструкции, Методические материалы

KPI 17 Дневной километраж Определяется как значение километража за день

KPI 18 Объем, загрузка (тонны, кг.) Фактичекие данные, (тонны, кг.)

KPI 19 Дополнительные точки Количество допточек маршрута за день

KPI 20 Количество «не сданных точек» Количество точек, по которым по тем или иным причинам не осуществлялась доставка товара

KPI 21 Правильность оформления сопроводительной документации Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1-10)

13

Section 2. Logistics

KPI 22 Снижения затрат автогрузоперевозок Расчетным путем; экспертные оценки (значение 1-10)

2. Интегральный показатель конкурентоспособности

KPI 23 Коэффициент прибыльности автотранспортной услуги Рассчитывается как отношение величины прибыли (эффекта потребителя) к цене

KPI 24 Коэффициент вида перевозок 1<в — коэффициент видов перевозок-удельный вес перевозок в общем объеме автотранспортных услуг

KPI 25 Коэффициент соотношения доходов и расходов Kn — коэффициент соотношения доходов и расходов

KPI 26 Коэффициент ликвидности Отношение нормативных издержек к цене услуги. Данные по этим показателям берутся из калькуляций услуг

KPI 24 Интегральный показатель конкурентоспособности автотранспортного предприятия (1<л) Ко = (Кл + Kr + Kn +Кв + Кр)/^ — где N — количество показателей; 1<лу — коэффициент ликвидности; Kx — коэффициент качества; Kn — коэффициент соотношения доходов и расходов; Kß — коэффициент видов перевозок; 1^ — коэффициент ресурсов.

Список литературы:

1. Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции//Современная конкуренция. 2010. № 3 (21). С. 38-67.

2. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях//Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 65-79.

3. Панов М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. - М.: Инфра-М, 2013.

4. Погорельцева Ю. А. Об оценке ключевых показателей эффективности//Молодежь, образование и наука 21 века: материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной памяти заслуженного деятеля науки РФ профессора В. С. Соминского (28 апреля 2015 г.)/под ред. Проф. Т. Р. Терешкиноц; СПбГТУРП. - СПб, 2015. Вып. 12.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.