Научная статья на тему 'Конкурентоспособность продукции и услуг'

Конкурентоспособность продукции и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1214
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА / КАЧЕСТВО / COMPETITIVENESS / PRODUCTION AND SERVICES / CONSUMER PROPERTIES / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пеньшин Николай Васильевич, Выжанов Александр Алексеевич

Изложены три уровня конкурентоспособности. Даны определения качества продукции. Приведена классификация свойств конкурентоспособности продукции и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness of production and services

Three levels of competitiveness are stated. Definitions of quality of production are given. Classification of properties of competitiveness of production and services is resulted.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность продукции и услуг»

На рынке автотранспортных услуг задействованы мелкие, средние автотранспортные и экспедиционные предприятия, которые создают наиболее квалифицированные и предприимчивые работники бывших государственных автотранспортных предприятий. Как правило, такие предприятия эксплуатируют современный подвижной состав, работают эффективно и являются достаточно конкурентоспособными.

Наконец, значительное развитие получает и «новый ведомственный автотранспорт». Речь идет о вновь создаваемых предприятиях негосударственного сектора различных отраслей экономики, которые создают парк автотранспортных средств для обеспечения собственных производственных нужд.

Приходим к выводу, что автомобильный транспорт опирается, прежде всего, на мелкие и средние негосударственные (частные) предприятия, где рынок автотранспортных услуг растет, а потому имеется большая заинтересованность в достижении принципиально нового их качества, нового уровня их доступности, надежности, а также иного воздействия со стороны государства.

При моделировании мы должны четко понимать, что нас интересует функционирование чисто конкурентных рынков. Подобные рынки предполагают большое число не-

зависимо действующих клиентов и перевозчиков, заинтересованных в продаже однотипных услуг. Точнее, мы имеем в виду тот тип рынка, где равновесная цена и эластичность спроса выявляются посредством согласованных решений потребителей и перевозчиков.

Классическим примером такого рынка является состояние рынка автотранспортных услуг на примере Тамбовской области (табл. 1).

1. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия. Ростов н/Д, 2008.

2. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М., 2005.

3. Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг. СПб., 2002.

4. Луканин В.Н., Насонов А.П. Основы эксплуатации автомобильного транспорта и бухгалтерского учета автотранспортных средств. М., 1998.

Поступила в редакцию 3.07.2009 г.

Penshin N.V. The theory of the competitive market. Competition signs are stated. The competitive climate is defined. Factors defining intensity of competition are designated. Research of models of the competitive markets is conducted.

Key words: competitive struggle; signs of a competition; a market model.

УДК 33

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

© Н.В. Пеньшин, А.А. Выжанов

Изложены три уровня конкурентоспособности. Даны определения качества продукции. Приведена классификация свойств конкурентоспособности продукции и услуг.

Ключевые слова: конкурентоспособность, продукция и услуги, потребительские свойства, качество.

Понятие и представление о конкурентоспособности обычно сводится к отличию определенных свойств одного объекта по сравнению с другим в рыночных условиях. Термин «конкурентоспособность» в настоящее время является одним из наиболее распространенных применительно к национальной экономике, предприятиям, товарам и т. д. [1]. Конкурентоспособность рассматривается как

относительная оценка преимущества продукции и услуг, которая позволяет с большей эффективностью удовлетворять потребности потребителей. Конкурентоспособность выявляет преимущества уровня качества продукции и услуг перед аналогичными конкурентами.

В общем виде конкурентоспособность можно понимать как обладание свойствами,

создающими преимущества для хозяйствующих субъектов.

Главными составляющими элементами конкурентоспособности продукции и услуг являются качество и цена. Ценовая конкуренция постепенно уступает качеству.

Таким образом, совокупность свойств продукции и услуг, которая характеризуется качественными и стоимостными параметрами, является базовым элементом в системе факторов конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, включая субъекты автомобильного транспорта.

Внимание большинства ученых и исследователей сосредоточено на определении понятия и трактовки качества, оценки и значимости качества как основного составного параметра конкурентоспособности.

По мнению авторов [1, 2] главной составляющей всей системы качества является качество продукции. Продукция - это результат определенной деятельности, которая может быть представлена или товаром, или услугами.

Идея такого подхода к определению продукции содержится в специальной науке -квалиметрии, которая позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам продукции и услуг. Для того чтобы судить о качестве продукции или услуг, недостаточно только данных об их свойствах. Необходимо учитывать условия, в которых они будут использованы.

Для каждого вида продукции и услуг учитываются свои специфические уровни качества, зафиксированные в стандартах и действующих технических условиях. Качество продукции и услуг характеризуется определенными технико-экономическими параметрам (потребительными свойствами): скорость автомобиля, вместимость салона, емкость холодильника и др.

В.Ю. Огвоздин [3] признает, что один и тот же предмет в одно и то же время может и обладать качеством, и не иметь его вовсе, в зависимости от того, как его оценят. В результате качество переносится в область субъективных оценок, становится неуловимым призраком, абсолютно неопределенным понятием. Все это говорит о том, что прикладное определение качества противоречит фундаментальному, которое представляет качество как объективно существующую со-

вокупность свойств и характеристик. Противоречит оно и здравому смыслу, ибо если продукция существует, то у нее есть вполне определенные характеристики, такие, например, как вес, скорость, производительность, независимо от удовлетворения чьих-то потребностей.

Качество продукта представляет собой свойство удовлетворить потребности конкретного потребителя, отмечает в своей работе О.П. Глудкин [4]. Однако он, говоря о качестве, подразумевает не только продукт, но и объект качества, которым может быть: деятельность или процесс; продукция (материального и нематериального характера); предприятие или отдельное лицо. Свойство объекта, в данном случае, может быть представлено совокупностью его характеристик. В этой связи Международный Стандарт 180 8420 дает следующее определение качества: «Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности».

Авторы [6] определение понятия качества продукции предлагают изложить в следующем виде: «Качество продукции - это совокупность существенных свойств, количественно оцениваемых системой техникоэкономических показателей, отличающих ее от другой аналогичного назначения, определяющих степень удовлетворения потребностей и спрос в рыночных условиях».

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что качество - это не только свойство продукта, но и перечень характеристик, которые можно использовать для оценки конкурентоспособности продукции.

Общим для всех определений является то, что качество продукции, как результат совокупности деятельности при разработке, производстве, должно соответствовать требованиям потребителя, обладать способностью удовлетворять потребности и положительно оцениваться при эксплуатации.

Качество продукции выполняет определяющую роль в формировании и оценке конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность характеризует способность продукции противостоять другой продукции этого же назначения на определенном сегменте рынка. Большинство теоретических исследований посвящается про-

блемам повышения конкурентоспособности продукции и предоставляемых услуг.

Существуют три основных способа обеспечения и повышения конкурентоспособности продукции:

1) инновационный, заключающийся в повышении уровня потребительских свойств продукции и ее усовершенствования;

2) ценовой, состоящий в снижении цен на продукцию;

3) развитие базы послепродажных услуг (сервиса), для поддержания и восстановления работоспособности продукции в период ее эксплуатации.

В соответствии с законами рынка, чем выше конкурентоспособность продукции, тем больше объем продаж и объем производства, что способствует снижению производственных затрат и цен, что, в свою очередь, создает дополнительные предпосылки для повышения конкурентоспособности продукции [3, 5].

Для общества в целом необходимо иметь:

- минимальное загрязнение окружающей среды;

- сбережение энергоресурсов;

- решение социальных вопросов.

Приведем классификацию показателей

свойств конкурентоспособной продукции в табл. 1.

Рассмотренные группы показателей продукции по характеризуемым свойствам, способу выражения, количеству характеризуе-

мых свойств представляют первоочередной интерес для потребителей и производителей, т. к. именно они обуславливают конкурентоспособность продукции в соответствии со своими назначениями.

Классификация свойств конкурентоспособной продукции дает достаточно полное представление о составе и содержании рассмотренных показателей по признакам классификации.

Эти группы показателей вполне можно использовать при исследовании особенностей свойства конкурентоспособной продукции применительно к автомобильному транспорту.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность продукции, следует повышать технический уровень на всех этапах его жизненного цикла, от изготовления до потребления, только тогда будут достигнуты требуемые результаты. Для этого уровень конкурентоспособности продукции следует устанавливать на стадии планирования, обеспечивать на стадии производства и поддерживать на стадии потребления.

Проанализировав теоретические аспекты конкурентоспособности продукции, следует согласиться с большинством авторов, что более обоснованным определением конкурентоспособности продукции является совокупность ее свойств и характеристик, способных удовлетворить потребности рынка или требования потребителя лучше других.

Таблица 1

Классификация свойств конкурентоспособной продукции

№ п/п Признак классификации Группы показателей продукции

1 По характеризуемым свойствам Показатели назначения. Показатели экономного использования ресурсов (ресурсосбережения). Показатели надежности. Показатели технологичности. Показатели стандартизации и унификации. Экологические показатели. Показатели безопасности. Экономические показатели

2 По способу выражения Показатели, выраженные в натуральных единицах. Показатели, выраженные в обобщенных единицах

3 По количеству характеризуемых свойств Единичные показатели. Комплексные показатели (групповые, обобщенные, интегральные)

4 По применению для оценки Абсолютные, относительные и базовые значения показателей

5 По стадии определения значений показателей Прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели

6 По размерности отражаемых свойств Функциональные, долевые, балльные, приведенные показатели

7 По значимости при оценке Основные и дополнительные показатели

8 По характеру установления показателя Регламентированное значение показателя. Номинальное значение показателя. Предельное значение показателя. Оптимальное значение показателя

Характерным признаком рыночных отношений, к примеру, на автомобильном транспорте является конкуренция хозяйствующих субъектов как производителей транспортной продукции за рынок сбыта своей продукции, т. е. перевозки грузов и пассажиров, услуги с целью получения высоких финансовых результатов.

Под конкурентоспособностью автотранспортного предприятия следует понимать его способность организовывать и осуществлять перевозки и услуги, которые по своему качеству, стоимости и другим характеристикам являются более привлекательными для потребителя, чем перевозки и услуги, предлагаемые конкурентами.

Основными показателями, влияющими на конкурентоспособность автотранспортного предприятия, являются:

- соотношение предложения и спроса на перевозки;

- качество транспортного обслуживания;

- соотношение доходов и расходов на перевозки;

- количество видов перевозок и услуг;

- ресурсы автотранспортного предприятия.

По методике Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), утвержденной Минтрансом РФ в 1993 г., интегральный показатель конкурентоспособности автотранспортного предприятия (Ко) определяется как средневзвешенная величина полученных коэффициентов:

Ко = (Ксп + Кк + Кп +Кв + Кр) / N

где N - количество показателей; Ксп -коэффициент спроса и предложения; Кк -коэффициент качества; Кп - коэффициент соотношения доходов и расходов; Кв - коэффициент видов перевозок; Кр - коэффициент ресурсов.

Одним из наиболее важных и значимых показателей при оценке конкурентоспособности автотранспортных предприятий является показатель качества транспортного обслуживания потребителя, учитывающий:

- высокую культуру обслуживания пассажиров;

- необходимые удобства в пути и безопасность перевозок;

- скорость и своевременность доставки грузов;

- сохранность грузов;

- расширения пакета предоставляемых услуг;

- обеспечение качества транспортноэкспедиционного обслуживания и др.

Условия эксплуатации автомобильного транспорта определяют специализацию подвижного состава, которая обеспечивает максимальную приспособленность к перевозке грузов и пассажиров.

Заметим, что подход к конкурентоспособности продукции и услуг в новых рыночных условиях - основа бизнеса в системе автомобильного транспорта, направленная на удовлетворение потребителей продукции и услуг.

Особенно проблема конкурентоспособности остро встала в период вступления России в члены ВТО - Всемирной торговой организации. В данном случае таможенные пошлины на автомобильный транспорт будут снижены, их количество на отечественном рынке существенно возрастет. При этом, достойную конкуренцию российские автомобилестроители пока еще составить не могут.

В этой связи решение задач по развитию, совершенствованию и внедрению научной системы повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и предоставлению автотранспортных услуг первостепенно для Российской Федерации.

Характерным примером для большинства городов Российской Федерации, на наш взгляд, является массовое использование на городских автобусных маршрутах автобусов малой вместимости семейства «газель», ввиду доступной их стоимости для индивидуальных предпринимателей и частных компаний, занятых в сфере этих перевозок.

Повсеместное применение маловмести-мых «газелей» на регулярных перевозках в городском сообщении, а также из-за насыщенности улично-дорожной сети автомобильным и электрическим транспортом, частыми остановками на светофорных объектах для посадки и высадки пассажиров, приводит к перегрузкам улично-дорожной сети, усилению влияния на напряженность труда водителей и созданию сложных условий для движения транспорта в целом.

Учитывая, что конкурентоспособность оказания услуг пассажирским транспортом определяется безопасностью перевозок, регулярностью, скоростью сообщения, комфортностью, доступностью, в этих условиях должен формироваться стандарт соответствия подвижного состава при размещении городского заказа на поставку автобусов.

В числе основных требований стандарта соответствия к подвижному составу городских автобусных перевозок следует отнести, в первую очередь, вместимость, приспособленность подвижного состава к перевозке инвалидов, применение средств автоматического пожаротушения, высокий уровень технической надежности и т. д.

Автобусы малой вместимости должны использоваться, как правило, на укороченных, экспрессных и полуэкспрессных автобусных маршрутах и в режиме маршрутных такси.

В данном случае обеспечение конкурентоспособности автотранспортных услуг должно осуществляться в тесном взаимодействии с потребителем этих услуг. В то же время продукция и услуга, на наш взгляд, с точки зрения конкурентоспособности -взаимозаменяемые объекты конкурентоспособности.

Для этих целей разработаем модель, наиболее полно отражающую систему конкурентоспособности продукции и услуг.

11. Разработка норм и правил организации автотранспортных услуг на конкурентоспособном уровне

10. Организация автотранспортных услуг с соблюдением норм безопасности и охраны окружающей среды

9. Организация внутрипроизводственных систем функционирования автомобильного транспорта; эксплуатация подвижного состава, обеспечивающего качество предоставляемых услуг

8. Приобретение подвижного состава, соблюдение норм гарантированного обслуживания при эксплуатации. Соблюдение норм гарантированного обслуживания при эксплуатации

2. Разработка конструкции подвижного состава 3. Размещение заказов на материально-техническое снабжение для изготовления подвижного состава

4. Подготовка изготовления подвижного состава по разработанным технологиям

5. Производство подвижного состава, соответствующего параметрам конкурентоспособности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Испытание подвижного состава по всем эксплуатационным свойствам, обеспечивающим надежность

7. Обеспечение эксплуатационных свойств подвижного состава (покраска, внешнее оборудование и т. д.)

Рис. 1. Модель конкурентоспособности при производстве подвижного состава автомобильного транспорта и предоставлении услуг в период эксплуатации

За основу берем понятие «петли качества» [4, 6]. Данную систему преобразовываем и используем при производстве автотранспортных средств и предоставлении автотранспортных услуг, т. е. создаем свою модель конкурентоспособности.

Модель конкурентоспособности при производстве подвижного состава и оказании автотранспортных услуг разделим на две составляющие (рис. 1).

1-ю составляющую отнесем к производству подвижного состава автомобильного транспорта, обеспечивающую конкурентоспособность для предполагаемых видов услуг; 2-ю составляющую - к предоставлению автотранспортных услуг.

Именно вторая составляющая обеспечивает готовность, надежность экипажей и подвижного состава к выполнению автотранспортных услуг и предоставляет эти услуги на конкурентоспособном уровне.

Для оценки конкурентоспособности субъектов автомобильного транспорта обоснованы и выделены наиболее важные и значимые показатели использования автомобильного транспорта.

Теоретические и практические исследования конкурентоспособности услуг на автомобильном транспорте подтверждают их характерные особенности, зависящие не только от эксплуатационных свойств и характери-

стик подвижного состава, технико-экономических показателей при его использовании, но и от самой природы транспортного процесса.

1. Экономическая эффективность и конкурентоспособность / Д.Ю. Муромцев [и др.] Тамбов, 2007.

2. Никифоров А.Д. Управление качеством. М., 2006.

3. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики. М., 2007.

4. Розова Н.К. Управление качеством. СПб., 2002.

5. Минько Э.В., Минько А.Э. Сущность и взаимосвязь категорий конкурентоспособности и качества продукции в условиях рыночной экономики // Наука и практика совершенствования организации российского предпринимательства: ученые заметки секции экономики МАНВШ. СПб., 2002.

6. Управление качеством / под ред. С.Д. Ильенковой. М., 2007.

Поступила в редакцию 3.07.2009 г.

Penshin N.V., Vyzhanov A.A. Competitiveness of production and services. Three levels of competitiveness are stated. Definitions of quality of production are given. Classification of properties of competitiveness of production and services is resulted.

Key words: competitiveness; production and services; consumer properties; quality.

УДК 658.562

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА УСЛУГ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© А.В. Болдырев

Рассмотрены вопросы развития системы менеджмента качества услуг транспортной организации и ее внедрение для ООО «Автотрансвояж». Приведены индикаторы оценки процессов совершенствования и развития системы менеджмента качества услуг транспортной организации.

Ключевые слова: система менеджмента качества; транспортно-потребительские услуги; транспортные предприятия.

Совершенствование системы менеджмента качества (СМК) услуг транспортной организации (УТО) имеют для Тамбовской области исключительное значение. Наряду с энергетикой, связью, образованием и здравоохранением, другими инфраструктурными

отраслями, транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других государственных приоритетов. В первое десятилетие реформ в Тамбовской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.