УДК 929:326(73)"18"(045) А.А. Шумаков
КАЗУС УОКЕРА: ПРОБЛЕМА РЕКОНСТРУКЦИИ БИОГРАФИИ ОДНОГО ИЗ НАИБОЛЕЕ ВЫДАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АФРОАМЕРИКАНСКОГО АБОЛИЦИОНИЗМА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Статья посвящена одному из самых знаковых персонажей в афроамериканской истории и является первой в отечественной историографии попыткой реконструкции биографии автора знаменитого антирабовладельческого памфлета Дэвида Уокера. Исследование опирается на широкую источниковую базу и работы ведущих западных специалистов, которые подвергаются автором серьезному критическому анализу. Изложение ведется в соответствии с проблемно-хронологическим подходом. Также автор использует идеографический, сравнительно-исторический, ретроспективный методы и метод библиографической реконструкции биографии. Первая часть посвящена рассмотрению раннего этапа жизни бостонского аболициониста, а также проблеме его происхождения. Во второй части автор подробно анализирует период проблему т.н. «скитаний» Дэвида Уокера по США, подробно останавливаясь на его возможном знакомстве с организатором Чарльстонского заговора рабов 1822 г. - Денмар-ком Визи и связью с Африканской методистской епископальной церковью (AME). Третья часть представляет собой анализ общественной деятельности негритянского активиста с момента его переезда в Бостон и до скоропостижной кончины в августе 1830 г. В заключении приводятся выводы по основной части исследования.
Ключевые слова: Дэвид Уокер, Генри Хайленд Гарнет, Денмарк Визи, Ричард Аллен, Африканская методистская епископальная церковь (AME), Великая Африканская ложа, Всеобщая ассоциация цветных Массачусетса (MGCA), «Воззвание Уокера...»,1 аболиционизм, радикальный афроамериканский аболиционизм, афроамери-канская история (Black History).
DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-1-65-75
Фигура Дэвида Уокера занимает особое и, нужно признать, весьма необычное место в афро-американской истории. Данный человек не оставил внушительного теоретического наследия и не отметился участием в каких-либо эпохальных событиях. И, тем не менее, имя этого чернокожего торговца из Бостона стоит в одном ряду с наиболее выдающимися представителями антирабовладельческого движения и негритянской общественно-политической мысли. В свое время оно наводило ужас на рабовладельцев и власти Южных штатов, поспешивших объявить его основной «угрозой общественной безопасности» и назначить рекордную награду за поимку или убийство «главного черного смутьяна». При этом сам Уокер никогда не организовывал заговоров и восстаний, не состоял в преступных организациях и даже не имел проблем с законом. Однако ему удалось то, что не удавалось ни одному из современников, а именно - объединить американский «белый Юг» в ненависти к собственной персоне, а заодно привлечь максимальное внимание к проблеме рабства, расового неравенства в США и. стать символом борьбы за освобождение и равноправие для последующих поколений афроамериканцев.
В декабре 1829 г. в Саванне, штат Джорджия, полицией впервые были обнаружены 60 экз. некоего «Воззвания Уокера к цветным гражданам всего мира, но в особенности Соединенных Штатов» [7, с. 32]. Эта «находка» вызвала невероятный резонанс по всему Югу. В документе приводились аргументы в пользу необходимости активного сопротивления «цветных граждан»2 существующему положению и борьбы за свои права. Вскоре по мере обнаружения опасного памфлета Южные штаты из-за опасений массового восстания начали один за другим принимать ограничительные меры, причем как в отношении рабов, так и свободного «цветного» населения. Имя Дэвида Уокера надолго стало нарицательным.
1 Полное название документа звучит как: «Обращение Уокера в четырех статьях; вместе с преамбулой, к цветным гражданам мира, но в особенности и очень ясно к гражданам Соединенных Штатов Америки, написанной в Бостоне, штат Массачусетс, 28 сентября 1829 г.». Однако для удобства изложения далее по тексту автор будет использовать сокращенный вариант названия, включая «Обращение», «Воззвание», «Призыв» и памфлет Дэвида Уокера, которые следует воспринимать как синонимичные.
2 В своем послании Дэвид Уокер обращался к «цветным гражданам», ходя до окончания Гражданской войны в 1865 г. этот вопрос оставался нерешенным, а полный набор гражданских прав афроамериканцы и вовсе получили после принятия Закона о гражданских правах (1964 г.) и Закона об избирательных правах (1965 г.)
Миг известности бостонского торговца оказался кратким. В августе 1830 г. - менее чем через год после выхода резонансного воззвания - Уокер скоропостижно скончался, не оставив других работ. Тем не менее, его вклад в развитие афроамериканской общественно-политической мысли оказался поистине неоценимым. «Воззвание» Уокера послужило источником вдохновения и теоретической основой для последующих поколений борцов за права негритянского населения в США, начиная с Генри Гарнета и заканчивая Малкольмом Икс. Не будет преувеличением, если допустить, что во всей афроамериканской истории не было столь знакового и резонансного документа.
Разумеется, тема изучения «Воззвания Уокера» 1829 г. по сей день остается одной из самых популярных среди исследователей по направлению Black History3. Однако здесь есть один важный аспект. Если все три издания «Обращения Дэвида Уокера» изучены практически досконально, то задача реконструировать жизнеописание автора документа оказалась под силу немногим. Сведения о жизни бостонского аболициониста отрывочны и крайне противоречивы. В данной работе автор попробует провести собственную реконструкцию биографии Дэвида Уокера, подвергнув критическому анализу некоторые «установленные» факты и исследования ведущих западных специалистов.
Анализ источниковой базы и историографии. Безусловно, ряд биографических сведений можно почерпнуть из текста «Обращения», газеты Freedom's Journal, редактором и распространителем которой являлся Дэвид Уокер, и ряда других изданий, рассказывающих о выходе «Воззвания» и его последствиях. Однако почти все они не уделяют должного внимания описанию жизни его автора и, как правило, носят отрывочный и подчеркнуто тенденциозный характер.
Первым, кто попытался изложить на бумаге основные вехи биографии Дэвида Уокера, был известный афроамериканский аболиционист Генри Хайленд Гарнет. В 1848 г. он переиздает «Призыв к цветным людям всего мира и в особенности США» [19] вместе со своей знаменитой программной речью «Обращение к рабам» и кратким очерком о жизни бостонского торговца на основе общения с его вдовой. Данный очерк, несмотря на скромный объем и сомнительность некоторых приведенных сведений, можно назвать основой источниковой базы для всех последующих биографических исследований.
Вторым исследователем, уделившим внимание жизнеописанию Дэвида Уокера, был знаменитый американский историк-марксист Герберт Аптекер. В 1965 г. он перевыпустил третье издание «Воззвания» с краткой биографической справкой об авторе данного документа, которую скопировал у Г. Гарнета [6]. Тем не менее, несмотря на вторичность, в работе содержится ряд важных пояснений и критических замечаний, относящихся к вопросу жизнеописания бостонского аболициониста.
Безусловно, самым полным изложением биографии автора «Воззвания» на данный момент является книга американского профессора Питера Хинкса [20]. В данной работе он скрупулезно реконструирует жизнеописание Дэвида Уокера и анализирует обстоятельства выхода указанного документа.
Ранние годы. Первой загадкой для исследователей биографии автора самого знаменитого антирабовладельческого манифеста США, безусловно, является определение даты его рождения. В своем очерке Г. Гарнет утверждает, что Дэвид Уокер родился 28 сентября 1785 г. в Уилмингтоне, штат Северная Каролина, в семье раба и свободной «цветной» женщины [19, с. V]. Сразу обращает на себя внимание тот факт, что дата рождения и дата выхода памфлета (28 сентября), указанная на титульном листе всех трех изданий «Воззвания», совпадают. Это можно одновременно трактовать и как случайное совпадение, и как ошибку или даже как сознательное допущение автора. Благо, таких допущений в небольшом очерке Г. Гарнета предостаточно. Примечательно, что эту же дату в своих исследованиях приводят Г. Аптекер и Клемент Итон [14, с. 323].
Другая распространенная версия основана на некрологе, опубликованном в газете Boston Courier 10 августа 1830 г., в которой возраст покойного указан как «33 года» [8]. Это дает основания полагать, что Дэвид Уокер родился между 1796 и 1797 гг. Причем в большинстве справочных изданий указывается прежняя дата рождения 28 сентября [4, 11]. Ряд исследователей полагает, что Генри Гарнет, обозначая дату рождения своего предшественника, перепутал одну цифру, написав 1785 г. вместо 1795 г. [12]. Так или иначе, похоже, что установить конкретный день и год появления на свет автора памфлета не представляется возможным. К подобному выводу был вынужден прийти даже главный биограф бостонского аболициониста профессор П. Хинкс.
3 Афроамериканская история или история афроамериканского народа.
Следующей загадкой является место рождения автора «Воззвания». В работе Г. Гарнета, равно как и в подавляющем большинстве исследований и справочной литературы, указан город Уилмингтон, штат Северная Каролина. Однако тот же П. Хинкс в ходе своих научных изысканий пришел к выводу, что установить доподлинно место рождения невозможно, поскольку ни в Уилмингтоне, ни в его окрестностях не сохранилось записей о Дэвиде Уокере и его родителях [24].
Что касается последних, то имеются сведения о том, что будущий аболиционист родился в семье раба и свободной «цветной» женщины, что по закону штата Северная Каролина автоматически делало ребенка свободным [6, с. 41]. Отца своего Уокер, по утверждению Гарнета, никогда не видел, т.к. тот умер еще до его рождения, а с матерью распрощался в подростковом возрасте, когда принял решение переехать из Северной Каролины. Г. Гарнет в своем очерке даже приводит якобы прямую речь будущего автора памфлета: «Если я останусь на этой кровавой земле, то долго не проживу. Как бы милостив ни был Бог, я буду мстить за горе, которое претерпел мой народ. Это не место для меня — нет, нет. Я должен покинуть эту часть страны. Жить на той же земле, на которой так много людей томится в рабстве, это слишком тяжкое испытание для меня. Конечно, я не могу оставаться там, где вынужден постоянно слышать звон их цепей, и где мне приходится сталкиваться с оскорблениями их лицемерных поработителей. Я должен идти» [19, с. V]. Разумеется, подлинность приведенной Гарнетом цитаты вызывает большие сомнения. Сложно представить, что вдова Уокера в точности передала ему слова своего покойного мужа. Таким образом, указанную цитату можно рассматривать исключительно как художественную деталь, добавленную автором очерка для обоснования основной причины переезда Уокера в Бостон. Примечательно, что утверждение Гарнета идет вразрез с версиями Г. Аптекера и П. Хинкса. Оба, опираясь на текст «Воззвания», предположили, что перед тем, как оказаться в Бостоне, автор знаменитого памфлета побывал во многих штатах и, в частности, какое-то время проживал в Чарльстоне, Южная Каролина. Можно даже допустить, что Гарнет сознательно скрыл сей факт, чтобы не ставить под сомнение собственное утверждение о категорическом нежелании юного Дэвида Уокера мириться с расистскими порядками Юга. Все-таки Южная Каролина на тот момент была рабовладельческим штатом, а Чарльстон и вовсе - имел репутацию столицы американской работорговли.
Стоит отметить, что, в отличие от Гарнета, П. Хинкс дает вполне «приземленное» объяснение переезда Уокера в столицу соседнего штата: «Перспектива трудоустройства была одной из главных причин, по которой свободные чернокожие приезжали в Чарльстон. Ни один город на восточном побережье к югу от Балтимора не мог сравниться с Чарльстоном по возможностям, которые он предоставлял свободным чернокожим» [20, с. 23]. Причиной такого положения, по мнению историка, была постоянная потребность в более дешевой рабочей силе [20, с. 23]. Она удовлетворялась, в том числе, за счет «цветных», причем, как невольников, так и свободных. Последние, по данным переписи 1820 г., составляли 4,5 % (3615 чел.) от населения округа Чарльстон (80212 чел.), а рабы (57221 чел.) - 71,3 % [29, с. 60]. Наличие столь многочисленной «цветной» общины создавало условия создания объединений и активного участия в общественной жизни. П. Хинкс акцентирует особое внимание на функционировании в городе «цветных» ассоциаций взаимопомощи» [20, с. 23-24], которые вполне могли оказывать помощь вновь прибывшим неграм.
«Скитания». Как бы то ни было, о «чарльстонском» периоде жизни Уокера - если он вообще имел место - известно еще меньше, чем о ранних годах. На его пребывание в столице Южной Каролины прямо указывают лишь две фразы из «Воззвания». Первая звучит так: «Я помню лагерное собрание в Южной Каролине, куда я отправился на пароходе из Чарльстона» [32, с. 44]. Вторая: «Несколько лет спустя я увидел в газете из Южной Каролины абзац, в котором, говорилось о варварстве турок...» [32, с. 15]. Обе фразы можно рассматривать как указание на пребывание автора памфлета в данном штате. Хотя гораздо более серьезным доказательством, по мнению автора этих строк, является другая цитата: «Да, я знаю небольшие группы цветных людей, которые собрались вместе только для того, чтобы поклоняться Богу Всемогущему, в духе и в истине, в меру своих знаний. Когда тираны, призвавшие патрули, тоже собрались и ждали, чуть ли не в затаивших дыхание в тишине, бедных цветных людей, готовых начать петь и молиться Господу, Богу нашему. И как только они начали, негодяи врывались к ним, вытаскивали и избивали как гремучих змей. Многих из них они избили так немилосердно, что те едва ли смогли бы ползти спустя недели, а то и месяцы» [32, с. 42]. Ведущие специалисты по указанному периоду П. Хинкс и Дуглас Эгертон склонны видеть в этом отрывке описание налета городской стражи на Африканскую методистскую церковь в Чарль-
стоне. Последний в действительности имел место 7 июня 1818 г. [15, с. 135]. Если следовать этой логике, то выходит, что какое-то время Уокер действительно проживал в городе. П. Хинкс полагает, что переезд из Уилмингтона в Чарльстон состоялся после 1817 г., что совпадает с датой учреждения там первой Африканской методистской епископальной церкви [20, с. 15].
Однако одними предположениями о проживании автора знаменитого памфлета в Чарльстоне П. Хинкс и Д. Эгертон не ограничиваются. Оба предполагают, что Уокер посещал Африканскую методистскую церковь на Коу-Эллей одновременно с Денмарком Визи, с которым был не только хорошо знаком, но и, вполне возможно, числился даже подмастерьем у легендарного заговорщика [15, с. 130-131]. Ведь тот трудился плотником в Чарльстоне и находился в числе активных прихожан Африканской методистской церкви как минимум со второй половины 1817 г. [2, с. 525]. Таким образом, если допустить, что оба аболициониста проживали в столице Южной Каролины в одно время и посещали одну церковь, то факт их знакомства можно назвать практически несомненным.
П. Хинкс еще более усиливает эту версию, находя сходство в аргументации Уокера и Визи [20, 39-40]. Правда, здесь есть один важный нюанс. Дело в том, что, в отличие от Уокера, о мотивах Ден-марка Визи мы знаем исключительно со слов свидетелей на судебном процессе 1822 г. Сам он никогда своей вины не признавал и не излагал идейно-политических воззрений в отдельном документе или речи. Более того, если даже допустить правдивость показаний и очевидное сходство аргументации, то сразу обнаруживается и существенное отличие: план Денмарка Визи предполагал захват, разграбление, уничтожение всего белого населения Чарльстона и бегство на Гаити [1, с. 68], в то время как Уокер в своем воззвании категорически отрицал саму идею эмиграции, утверждая, что негры достаточно орошали эту землю потом и кровью, чтобы считать ее своей родиной [32, с. 65].
Вообще объяснить столь явное игнорирование бостонским аболиционистом персоны своего предшественника и событий 1822 г. довольно сложно. Ведь даже если принять за аксиому, что жизненные пути этих двоих никогда не пересекались, то не слышать о Чарльстонском заговоре Уокер попросту не мог. Автор этих строк готов предположить, что причиной могло стать сознательное желание бостонского аболициониста отмежеваться от плана Визи, который не предполагал никаких компромиссов, и самой фигуры заговорщика, вызывавшего ненависть у большей части белого населения США, а главное - являющегося устрашающим примером провальной реализации сценария восстания для «цветных». Еще одним объяснением может являться желание Уокера скрыть собственное участие в заговоре.
Переезд Уокера из Чарльстона, по мнению Хинкса, состоялся «не позднее второй половины 1822 г.». Поводом, конечно же, стало раскрытие заговора Денмарка Визи и принятие законодательных ограничений [20, с. 64]. Следующим местом длительного пребывания будущего автора памфлета, по мнению Хинкса, вполне могла стать Филадельфия, штат Пенсильвания [20, с. 65], где располагалась материнская Африканская методистская епископальная церковь Авессалома Джонса и Ричарда Аллена. Последнего Уокер несколько раз упоминает в своем «Обращении», называя «одним из величайших святых, живших с апостольских времен» [32, с. 66]. Являясь истово верующим прихожанином этой церкви, Уокер во время своих скитаний едва ли мог упустить возможность отправиться в главный центр афроамериканского методизма и встретиться с ее основателем.
Примечательно, что Д. Эгертон идет еще дальше в своих предположениях, допуская, что автор памфлета мог посетить Филадельфию еще в 1816 г. вместе с Моррисом Брауном и Генри Дрейто-ном [15, с. 236], которые отправились в этот город, чтобы просить епископа Аллена об открытии филиала Африканской методистской епископальной церкви в Чарльстоне. Данное допущение объясняет мотивы переезда Уокера из «свободного» штата в Южную Каролину гораздо лучше, чем версия П. Хинкса. Причем время переезда в Бостон Д. Эгертон обозначает как 1821 г. [15, с. 131]. Это, в свою очередь, может объяснить отсутствие имени Дэвида Уокера в материалах дела по заговору Денмарка Визи.
В принципе, обе версии строятся на существенных допущениях, поскольку в тексте «Воззвания» не упоминается о длительном пребывании в Филадельфии или где-либо еще, а только про некие «путешествия», в ходе которых Уокер объехал «значительную часть Соединенных Штатов» [32, с. 3]. П. Хинкс дает крайне размытое описание маршрута скитаний, предполагая, что это могли быть Джорджия, Кентукки, Теннеси, Огайо, Миссисипи и Алабама, а возможно, всего лишь западные части Каролины или Пенсильвании [20, с. 64-65]. Как бы то ни было, приезд в Бостон американский профессор датирует как «не позднее конца 1824 г.». И здесь уже его предположение имеет уже доку-
ментационное подтверждение. Так, имя Дэвида Уокера как владельца небольшого магазина подержанной одежды на Брэттл-стрит появляется в Бостонском справочнике 1825 г. [20, с. 66]. Любопытно, что Г. Гарнет в своем очерке указывает 1827 г. - как время, когда бостонский аболиционист занялся «швейным бизнесом» [6, с. 42].
В 1826 г. Уокер снимает комнату на Бикон-хилл на Саузек-стрит [9], где проживало больше «цветных», чем в любом другом районе Бостона. До этого момента, следует полагать, он жил в собственном магазине, поскольку в Бостонском справочнике домашний адрес «цветного» предпринимателя почему-то не указан. Смена места жительства, по всей видимости, связана с женитьбой на местной негритянке Элизе Батлер. Примечательно, что в очерке Г. Гарнета девичья фамилия жены не упоминается, что дает основания некоторым исследователям предполагать, что она являлась беглой рабыней [6, с. 42]. В то же время П. Хинкс на основании свидетельств о браке и смерти [26; 27] установил, что Элиза была дочерью Джонаса Батлера и действительно родилась в Бостоне [20, p. 69]. 23 февраля того же года пара обручилась в методистской церкви. Венчал Дэвида и Элизу известный священник Айзек Бонни [20, p. 69]. Вскоре супруга подарила мужу троих детей, двух мальчиков и одну девочку. Об этом говорят материалы переписи 1830 г [5, с. 197].
Общественная деятельность. Начало активной общественной деятельности Дэвида Уокера, по всей видимости, связано со вступлением в Африканскую ложу №459, основанную первым черным масоном Принсом Холлом еще в 1776 г. [3, с. 439] и пользующуюся особым авторитетом у «цветного» населения в Бостоне. Посвящение произошло 26 июня 1826 г., а 14 августа Уокер уже получил степень мастера, о чем сохранилась соответствующая запись [25]. Членство в Великой Африканской ложе предполагало активное участие в общественной жизни Бостона. Тем более, что уже в 1827 г. Великий мастер Джон Хилтон фактически объявил о ее полной независимости. Африканская ложа была известна, в первую очередь, агрессивной аболиционистской риторикой и соответствующей направленностью. В частности, с 1824 г. она устраивала в Бостоне ежегодное празднование освобождения Гаити. В сентябре 1828 г. Дэвид Уокер принял участие в организации торжественного шествия, посвященного независимости карибского островного государства [18].
В том же году Уокер становится распространителем первого афроамериканского издания Freedom's Journal. Несмотря на то, что сама редакция располагалась в Нью-Йорке, Африканская ложа в Бостоне активно поддержала данную идею. В апреле 1828 г., согласно упоминанию одной из публикаций в указанной газете, в методистском молитвенном доме преподобного Джеймса Ли состоялось собрание «с целью узнать, велся ли Freedom's Journal удовлетворительным образом для подписчиков и для цветного сообщества в целом» [16; 20, с. 75]. На собрании присутствовал и будущий автор памфлета.
Все это время Уокер оставался приверженцем Методистской церкви. Причем стоит отметить, что в Бостоне указанная евангелистская община не была столь значительной и влиятельной, как в Филадельфии, заметно уступая баптистской. В марте 1826 г. в Бостоне на Центральной улице Джеймсом Ли был открыт местный филиал Африканской методистской епископальной церкви. И, тем не менее, Уокер остался верен небольшому «объединенному» приходу на Мей-стрит, основанному бывшим рабом Сэмюелем Сноуденом, с которым его связывали дружеские отношения и активное участие в местном антирабовладельческом движении. Вообще принадлежность к методистской общине и членство в Великой ложе ни в коем случае нельзя считать противоречием. Многие последователи Р. Аллена и А. Джонса, включая их самих, были посвященными масонами [28].
Общественная деятельность Дэвида Уокера, безусловно, была тесно связана с предпринимательской. Вопреки утверждению Г. Гарнета о том, что автор памфлета жил бедно и умер бедняком [19, с. VII], можно сказать, что его материальное положение все же постепенно улучшалось. К 1827 г. семейство Уокеров переехало на Белкнэп-стрит на севере Бикон-хилл, где проживали многие представители масонской ложи и методистской общины, включая С. Сноудена, а в 1829 бостонский предприниматель уже владел недвижимостью на Бридж-стрит в районе Вест-энд. Этот дом Уокер купил у местного магната Джорджа Паркмана в рассрочку, которую, впрочем, так и не смог погасить [31]4.
Относительный коммерческий успех объясняется высоким авторитетом Уокера в «цветной» общине Бостона, который привлекал внимание не только к самой персоне чернокожего активиста, но
4 После смерти Дэвида Уокера его супруга не смогла выплатить ежегодный взнос в размере 266 долларов, и в 1831 г. дом был возвращен бывшему собственнику Джорджу Паркману.
и к его предприятию - магазину новой и подержанной одежды, где, нужно полагать, еще и нередко проводились собрания5. Кроме того, бостонский аболиционист регулярно рекламировал свой магазин на страницах Freedom's Journal [17; 6, с. 36].
Также Дэвид Уокер являлся одним из основателей и наиболее влиятельных членов Всеобщей ассоциации цветных Массачусетса (MGCA), созданной в 1826 г. (по другой версии - в 1828) [23, с. 282]. В декабре 1828 г. он выступил с речью от имени объединения, перепечатанной в газете Freedom's Journal, в которой призвал к созданию общенационального организованного движения под руководством чернокожих для победы над рабством [17]. Таким образом, можно видеть, Уокер уже в то время активно продвигал мысль об объединении всех «цветных» и настаивал, что неграм США в борьбе за освобождение и равноправие следует полагаться на собственные силы. Можно даже предположить, что провал этой идеи и курс на умеренную объединительную линию Уильяма Ллойда Гаррисона в итоге подтолкнули бостонского торговца к написанию «Воззвания».
Еще одним немаловажным является вопрос получения Дэвидом Уокером образования. Текст памфлета не оставляет никаких сомнений в осведомленности и чрезвычайной эрудированности автора. Последнее настолько ярко бросалось в глаза, что многие категорически отказывались верить в то, что текст «Воззвания» писал «цветной». Отвечая на этот вопрос, П. Хинкс предположил, что Уокер получил начальное образование в одной из подпольных школ в Уилмингтоне [20, с. 15]. В то время как Г. Гарнет утверждал, что читать и писать он научился уже непосредственно в Бостоне [19, с. VII]. Принимая вторую версию, нужно учитывать, что Гарнет предполагал, что Уокер перебрался в столицу Массачусетса из Уилмингтона, а, следовательно, по его мнению, это произошло на 10-15 лет раньше, чем у Хинкса. В то же время американский профессор не дает ответа на вопрос: что же заставило образованного негра искать счастья на Юге? Логичным объяснением, по мнению автора этих строк, здесь может служить гипотеза о том, что Уокер отправился в Чарльстон не только в поисках работы, но и за получением образования. Тем более, что, как пишет сам П. Хинкс, возможностей для этого в Южной Каролине было гораздо больше, ввиду существования многочисленных объединений взаимопомощи и просветительской направленности местной методистской и «цветной» общины в целом. К слову, такой подход объясняет и последующий переезд из Чарльстона в 1822 г. после принятия соответствующих ограничений на доступ «цветного» населения к образованию.
Выход «Воззвания» 28 сентября 1829 г. стал большой неожиданностью для всех, включая представителей аболиционистского движения. Это позволяет предположить, что работа над созданием памфлета велась Уокером в обстановке строжайшей секретности. Тем не менее, если факт самостоятельного написания текста «Воззвания» выглядит вполне логичным, то вот допустить, что бостонский аболиционист в одиночку решил вопрос с публикацией и распространением - крайне сложно. К слову, способ, которым распространялось «Воззвание», вызывает споры среди исследователей. Ряд авторов предполагает, что Уокер раздавал его посетителям в собственном магазине и черным морякам в порту, а также зашивал брошюры в подкладки одежды или подкладывал в карманы, надеясь, что кто-то из его покупателей впоследствии выменяет его на что-то у других «цветных» [21, с. 44; 10, с. 306; 33, с. X]. Последнее ставится под сомнение многими учеными, т.к. опровергается фактами.
По всей видимости, выходу резонансного документа предшествовало создание целой сети из числа моряков и жителей Южных штатов. Этим объясняется обширная география и скорость его распространения, а главное - внушительное количество обнаруженных экземпляров. К примеру, в Саванне, штат Джорджия, в доме баптистского проповедника Генри Каннингема было найдено 60 копий «Воззвания» [7, с. 33-34], 30 копий полиция обнаружила в Ричмонде, штат Вирджиния, в доме свободного негра Томаса Льюиса, к тому моменту уже покойного [30], в Уилмингтоне, штат Северная Каролина, задержанный раб и владелец местной таверны Джейкоб Коуэн признался в получении 200 копий [13]. Все это наглядно свидетельствовало о том, что памфлет переправлялся в Южные штаты адресно, а получателями выступали некие «доверенные лица». Установить непосредственную связь кого-либо из задержанных «цветных» южан с Дэвидом Уокером не удалось. Это, к слову, опровергает версию о том, что автор памфлета обзавелся данными знакомствами во время своих скитаний. Гораздо более логичным предположением будет задействование некой разветвленной и хорошо законспирированной сети распространителей и перевозчиков.
Подобная структура могла быть создана только большой организацией. И здесь, по мнению автора этих строк, есть всего лишь три варианта - это методистская община, Всеобщая ассоциация
5 Генри Гарнет пишет, что дом Уокера часто служил прибежищем для беглых рабов.
цветных Массачусетса (MGCA) и Великая Африканская ложа. Первый - весьма сомнителен в виду того, что ни один из задержанных не был заявлен как прихожанин Африканской методистской епископальной церкви и ни одна копия «крамольного памфлета» не обнаружена в ее приходах. Второй также маловероятен, т.к. новообразованная Всеобщая ассоциация цветных Массачусетса в то время выглядела вполне умеренной организацией и едва ли имела возможность распространить свое влияние на Южные штаты. Другое дело - Великая Африканская ложа, которая была достаточно разветвленной и не столь публичной, а значит, вполне могла помочь Уокеру справиться с этой сложной задачей. Возможно даже, эти каналы первоначально были предназначены для распространения Freedom's Journal и другой аболиционистской литературы.
Власти Южных штатов ответили ужесточением расовых и рабских законов, которые выражались во введении т.н. карантина для «цветных» моряков, прибывающих в их порты, объявлении преступлением хранения и распространения «Воззвания», а также принятии жестких ограничений на обучение «цветного» населения грамоте. В Джорджии даже была назначена рекордная награда в 10 тыс. долларов за поимку и доставление в штат самого Дэвида Уокера.
По мере обнаружения памфлета в Южных штатах губернаторы отправляли письма с требованием немедленного ареста автора манифеста мэру Бостона Харрисону Отису, но тот в ответ ограничивался лишь заверениями о моральном осуждении его содержания, признавая тем самым, что своими действиями Уокер не преступал законов «свободного» штата Массачусетс. Единственное, что удалось мэру, это допросить бостонского торговца, который не стал отпираться и назвал себя единственным автором «Воззвания». Примечательно, что вскоре Уокер выпустил еще два расширенных издания брошюры, и городские власти фактически никак этому не препятствовали. Х. Отис лишь рекомендовал капитанам судов, отправляющимся в Южные штаты, воздержаться от перевозки такого «груза».
Г. Гарнет в своем очерке приводит прямую речь Уокера, который в ответ на предложение супруги переехать в Канаду заявил: «Я буду стоять на своем. Кто-то должен умереть за это дело. Я могу быть обречен на столб и костер или на деревянный эшафот, но не в моих силах колебаться, если я могу способствовать делу освобождения» [19, с. VIII]. Как и в предыдущем случае, подлинность указанной цитаты выглядит весьма сомнительной. Можно предположить, что в ее основу лег следующий отрывок из текста памфлета: «Обращаясь с этим призывом к моим угнетенным и страждущим братьям, я полностью осознаю, что буду не только подвергнут нападкам со стороны тех, чьи величайшие земные желания заключаются лишь в том, чтобы держать нас в жалком невежестве и убожестве, и тех, что твердо убеждены, что Небеса создали нас и наших детей, чтобы быть рабами и вьючными животными для них и их детей. Я говорю, что я не только ожидаю, что такие алчные существа выставят меня на всеобщее обозрение как невежественного, наглого и беспокойного нарушителя общественного спокойствия, а также как движущую силу неповиновения и, возможно, посадят в тюрьму или обрекут на смерть за поверхностное изложение наших страданий и разоблачение тиранов» [32, с. 4]. Таким образом, как видно из текста, Уокер не только полностью принимал все последствия, но и сознательно старался придать своим действиям максимальную огласку, что говорит об абсолютной убежденности бостонского аболициониста в верности выбранного пути. Он вполне мог использовать анонимность, как Джеймс Фортен, или сотрудники типографии, выпустившие указанную брошюру, но не стал этого делать по идейным соображениям.
Еще одним объяснением такой самоотверженности может являться тяжелая болезнь, которая летом 1830 г. сведет Дэвида Уокера в могилу. Его найдут мертвым у дверей своего магазина одежды. Точная дата смерти не установлена, т.к. Уокер был похоронен в безымянной могиле, но ряд исследователей считает, что произошло это 6 августа [22] (по другой версии - 28 июня) [11]. Разумеется, почти сразу была озвучена мысль об отравлении. Однако, несмотря на обоснованность подобного предположения, большинство исследователей все же не разделяет данной версии, т.к. известно, что последние годы Уокер действительно страдал от чахотки. Также косвенным подтверждением «официальной» версии является смерть от туберкулеза его маленькой дочери Лидии Энн за неделю до кончины отца. Возможно, указанное обстоятельство и является объяснением бескомпромиссности Уоке-ра и желания как можно быстрее придать своим действиям максимальную огласку, несмотря на любые риски. Очевидно, Дэвид Уокер стремился быть мучеником в борьбе за дело освобождения и, нужно признать, ему это удалось.
Выводы. Как можно видеть, реконструкция биографии Дэвида Уокера является крайне непростой исследовательской задачей. Основная причина здесь кроется, конечно же, в ограниченности и тенденциозности имеющейся источниковой базы. Последняя заключается одновременно и в крайней
демонизации, и романтизации образа автора нашумевшего памфлета. Эти две историографические традиции до начала 1960-х гг. практически не пересекались друг с другом. Одни авторы видели в Дэвиде Уокере опасного религиозного фанатика и подстрекателя, другие - рисовали портрет идеального аболициониста, бескорыстного и бескомпромиссного борца за свободу, непонятого современниками, но по достоинству оцененного потомками. Парадоксальность данной ситуации заключалась еще и в том, что значительный вклад в создание негативного образа внесли представители аболиционистского движения, как например, квакер и издатель Бенджамин Ланди, посчитавшие размышления Уокера опасными не только для властей Южных штатов, но и для дела освобождения рабов. Разумеется, критики памфлета были совершенно не заинтересованы в изложении реальных фактов биографии его автора. В принципе, то же самое можно сказать и о «горячих почитателях» бостонского аболициониста. Последнее можно видеть на примере очерка Г. Гарнета, который переполнен явно вымышленными деталями и, тем не менее, приводится в качестве каноничного жизнеописания Дэвида Уокера многими исследователями, даже такими авторитетными, как Г. Aптекер, поскольку отражает общую идеологическую направленность их работ.
Говоря о ранних годах знаменитого аболициониста, приходится признать, что проверенных сведений о данном периоде его жизни не сохранилось, а те, что имеются - вызывают серьезные сомнения ввиду отсутствия документационных и иных подтверждений.
То же самое относится и к периоду «скитаний» Уокера, упомянутых в «Воззвании...». Отсутствие подтвержденных сведений дает исследователям огромное поле для выдвижения различных гипотез. И лучшим примером здесь, пожалуй, является работа П. Хинкса.
Первое документальное подтверждение существования Д. Уокера относится к 1825 г., когда его имя впервые появляется в Бостонском справочнике. Aктивное участие Уокера в общественной жизни города подтверждается целым рядом источников и установленным членством во многих объединениях, однако подробности этой деятельности неизвестны, т.к. сохранившиеся сведения по большей части носят отрывочный характер. Несомненно, важнейшую роль в формировании идейно-политических воззрений автора памфлета сыграли распространение первого афроамериканского издания Freedom's Journal, афроамериканский методизм Р. Aллена, членство в Великой масонской ложе и работа во Всеобщей ассоциации цветных Массачусетса. Причем во всех случаях степень конкретного участия Уокера до конца не ясна.
Выход памфлета принес бостонскому торговцу поистине национальную известность, а последствия, несомненно, сделали его фигурой исторического масштаба. Однако указанный период оказался слишком кратким и не позволил современникам получить больше сведений о жизни, мотивах и социально-политической философии Дэвида Уокера. Эта ограниченность источниковой базы и безусловная знаковость фигуры бостонского аболициониста и по сей день заставляют исследователей раз за разом обращаться к его биографии. Однако реальность такова, что приходится признать: подтвердить большую часть сведений, приводимых в справочной литературе и научных исследованиях, мы вряд ли когда-либо сможем. В этом отношении историю жизни Дэвида Уокера безо всякого преувеличения можно назвать легендарной.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРЛТУРЫ
1. Шумаков А. А. Заговор Денмарка Визи: причины и предпосылки // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2023. Т. 23, № 1. С. 61-70.
2. Шумаков, А. А. История жизни Денмарка Визи: к первичной систематизации фактов // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2023. Т. 33, вып. 3. С. 521-529.
3. Шумаков А. А. Принс Холл: у истоков движения «Назад в Дфрику» и черного масонства // Historia Provinciae - журнал региональной истории. 2021. Т. 5, № 2. - С. 433-458.
4. 10 Facts about David Walker. July 12th 2016. - URL: https://factfile.org/10-facts-about-david-walker (дата обращения: 30.07.2023).
5. 1830 Federal Census. Massachusetts. Suffolk County. Boston, Ward S.
6. Aptheker H. One continual cry: David Walker's Appeal to the Colored Citizens of the World (1829-1830), its setting & its meaning. New York. Humanities press, 1965. 80 p.
7. Beck B. David Walker's Appeal and everyday abolition. A thesis submitted to the Faculty of the Graduate School of the University of Colorado in partial fulfillment of the requirement for the degree of Master of Arts Department of English. B.A., University of Vermont, 2007. 62 p.
8. Boston Courier. August 10, 1830. URL: https://web.arGhive.Org/web/20150303021937/http://upload.wikimedia. org/wikipedia/Gommons/8/81/Full_Page_of_the_David_Walker_Death_NotiGe.pdf (дата обращения: 30.07.2023).
9. City of Boston, Valuation Book, Ward 4 and Ward 6, 1826. Boston Public Library.
10. Crockett, H. The Incendiary Pamphlet: David Walker's Appeal in Georgia // The Journal of Negro History. - 2001. 86 (3). - P. 305-318.
11. David Walker. URL: https://www.ontWsday.com/people/david-walker#:~:text=Biography0/o3A0/o20David°/o 20Walker%20was%20born,Gity's%20vibrant%20free%20Black%20community (дата обращения: 30.07.2023).
12. David Walker's Appeal to the Colored Citizens of the World. - URL: https://www.timetoast.com/timelines/david-walkers-appeal-to-the-colored-citizens-of-the-world (дата обращения: 30.07.2023).
13. Douglas N. Feature: know your BlaGk History - abolitionist David Walker. 2014. URL: https://afropunk.Gom/ 2014/12/feature-know-your-blaGk-history-abolitionist-david-walker/ (дата обращения 20.07.2023).
14. Eaton C. A dangerous pamphlet in the Old South // Journal of Southern History. August 1936. Vol. 2, No. 3. P. 323-334.
15. Egerton D. R. He Shall Go Out Free: The Lives of Denmark Vesey, 2nd ed. Lanham: Rowman and Littlefield, 2004. 286 p.
16. Freedom's Journal. April 25, 1828.
17. Freedom's Journal. DeGember 20, 1828.
18. Freedom's Journal. September 5, 1828.
19. Garnet H.H., Walker D. Walker's Appeal, with a brief sketGh of his life, and also Garnet's address to the slaves of the United States of AmeriGa. New York: Printed by J.H. Tobitt, 9 SpruGe st. 1848. URL: https://www.gutenberg.org/files/16516/16516-h/16516-h.htm (дата обращения: 30.07.2023).
20. Hinks P. To Awaken My AffliGted Brethren: David Walker and antebellum slave resistance. - University Park, PA: Pennsylvania State Press, 1997. - 301 p.
21. Holm C. R. "To be free from the slavery of capitalism": David Walker, Peter H. Clark, and George Washington Woodbey's blaGk soGialist thought. Dissertation presented to the FaGulty of the Graduate SGhool of The University of Texas at Austin in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of DoGtor of Philosophy. The University of Texas at Austin. - August 2021. - 227 p.
22. Index of Deaths and Interments in Boston, MassaGhusetts, 1810-1840, vol. P-Z. MS. MassaGhusetts Archives, Columbia Point, Boston, MassaGhusetts.
23. Mjagkij, N. Organizing BlaGk AmeriGa: An EnGyGlopedia of AfriGan AmeriGan AssoGiations. - New York, London. Taylor & FranGis. - 2003. - 797 p.
24. Parker L. D. To Awaken My AffliGted Brethren: David Walker and the Problem of Antebellum Slave ResistanGe. By Peter P. Hinks. University Park: The Pennsylvania State University Press, 1997. URL: https://personal.tGu.edu/ swoodworth/Hinks.htm (дата обращения: 30.07.2023).
25. PrinGe Hall ReGords. Minutes of AfriGan Lodge. Boston. 1807-46, Gompiled by H. V. B. Voorhis, boused at Grand MasoniG Lodge of MassaGhusetts, Boston.
26. Register of Marriages in Boston. 1800-1849. City Hall, Government Center.
27. Registry of Deaths in Boston. City Hall, Government Center.
28. Seymour, A. The SeGret History of PrinGe Hall Freemasonry // AmeriGan Heritage. Оctober 2020, Vol. 65, Issue 6. URL: https://www.americanheritage.Gom/seGret-history-prinGe-hall-freemasonry (дата обращения: 30.07.2023).
29. Statistics of population. Tables I to VIII inclusive by United States. Census Office. Census (9th: 1870). - Washington: Gov't Print. off., 1872. - 404 p.
30. The "Fanatical Insolence" of David Walker: words to terrify the entire South. 24.03.2016. - URL: https://thiscruelwar.wordpress.com/2016/03/24/fanatiGal-insolenGe-david-walker/ (дата обращения: 30.07.2023).
31. The following analysis relies on the City of Boston, Valuation Book. Ward 5, 1829, 1830, and 1831 and on the 1830 Federal Census for Ward 5.
32. Walker's Appeal, in Four Articles; together with a preamble, to the Coloured Citizens of the World, but in particular, and very expressly, to those of the United States of AmeriGa, written in Boston, State of MassaGhusetts, september 28, 1829: Electronic Edition. Walker, David, 1785-1830. URL: https://docsouth.unG.edu/nc/ walker/walker.html (дата обращения: 30.07.2023).
33. Wiltse C. M. David Walker's Appeal. New York: Hill & Wang. 1965. 78 p.
Поступила в редакцию 03.09.2023
Шумаков Андрей Андреевич, кандидат исторических наук,
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (Тульский филиал) 300000, Россия, г. Тула, пр-т Ленина, 53 E-mail: [email protected]
A.A. Shumakov
WALKER's CASE: RECONSTRUCTION OF THE BIOGRAPHY OF ONE OF THE MOST PROMINENT REPRESENTATIVES OF AFRICAN-AMERICAN ABOLITIONISM IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY
DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-1-65-75
This article is devoted to one of the most iconic characters in African-American history and the history of American abolitionism and is the first attempt in Russian historiography to reconstruct the biography of the author of the most famous anti-slavery pamphlet David Walker. The research is based on a broad source base and the work of leading Western experts, which are subjected to serious critical analysis by the author. The presentation is conducted in accordance with the problem-chronological approach. In addition, the author uses ideographic, comparative-historical, retrospective methods, as well as the method of bibliographic reconstruction of biography. The first part is devoted to the consideration of the early stage of the life of the Boston abolitionist, as well as the problem of his origin. In the second part, the author analyzes in detail the period of David Walker's so-called "wanderings" in the USA, dwelling in detail on his possible acquaintance with the organizer of the Charleston slave conspiracy of 1822 - Denmark Vesey and his connection with the African Methodist Episcopal Church (AME). The third part is an analysis of the social activities of the Negro activist from the moment he moved to Boston until his sudden death in August 1830. The article ends with conclusions on the main part of the study.
Keywords: David Walker, Henry Highland Garnet, Denmark Vesey, Richard Allen, African Methodist Episcopal Church (AME), Grand African Lodge, Massachusetts General Association of Colored People (MGCA), "Walker's Appeal...", Abolitionism, Radical African-American Abolitionism, African American History (Black History).
REFERENCES
1. Shumakov A. A. Zagovor Denmarka Vizi: prichiny i predposylki [The conspiracy of Denmark Vesey: causes and prerequisites]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya [News of Saratov University. New episode. Series: History. International relationships], 2023, vol. 23, no. 1, pp. 6170. (In Russian).
2. Shumakov A. A. Istoriya zhizni Denmarka Vizi: k pervichnoj sistematizacii faktov [The life story of Denmark Vesey: to the primary systematization of facts]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya [Bulletin of Udmurt University. Series History and Philology], 2023, vol. 33, no. 3, pp. 521-529. (In Russian).
3. Shumakov A. A. Prins Holl: u istokov dvizheniya "Nazad v Afriku" i chernogo masonstva [Prince Hall: the origins of the Back-to-Africa movement and Black Freemasonry]. Historia Provinciae - zhurnal regional'noj istorii [Historia Provinciae - journal of regional history], 2021, vol. 5, no. 2, pp. 433-458. (In Russian).
4. 10 Facts about David Walker. July 12th 2016. [Electronic resource]. URL: https://factfile.org/10-facts-about-david-walker (Date of appeal: 30.07.2023).
5. 1830 Federal Census. Massachusetts. Suffolk County. Boston, Ward S.
6. Aptheker H. One continual cry: David Walker's Appeal to the Colored Citizens of the World (1829-1830), its setting & its meaning. New York. Humanities press, 1965. 80 p.
7. Beck B. David Walker's Appeal and everyday abolition. A thesis submitted to the Faculty of the Graduate School of the University of Colorado in partial fulfillment of the requirement for the degree of Master of Arts Department of English. B.A., University of Vermont, 2007. 62 p.
8. Boston Courier. August 10, 1830. [Electronic resource]. URL: https://web.archive.org/web/20150303021937/ http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/81/Full_Page_of_the_David_Walker_Death_Notice.pdf (Accessed: 30.07.2023).
9. City of Boston, Valuation Book, Ward 4 and Ward 6, 1826. Boston Public Library.
10. Crockett H. The Incendiary Pamphlet: David Walker's Appeal in Georgia // The Journal of Negro History. 2001. 86 (3). P. 305-318.
11. David Walker. [Electronic resource]. URL: https://www.onthisday.com/people/david-walker#:~:text=Biography %3A%20David%20Walker%20was%20born,city's%20vibrant%20free%20Black%20community (Accessed: 30.07.2023).
12. David Walker's Appeal to the Colored Citizens of the World. [Electronic resource]. URL: https://www.timetoast.com/timelines/david-walkers-appeal-to-the-colored-citizens-of-the-world (Accessed: 30.07.2023).
13. Douglas N. Feature: know your Black History - abolitionist David Walker. 2014. [Electronic resource]. URL: https://afropunk.com/2014/12/feature-know-your-black-history-abolitionist-david-walker/ (Accessed: 20.07.2023).
14. Eaton C. A dangerous pamphlet in the Old South // Journal of Southern History. August 1936. Vol. 2, No. 3. P. 323-334.
15. Egerton D.R. He Shall Go Out Free: The Lives of Denmark Vesey, 2nd ed. Lanham: Rowman and Littlefield, 2004. 286 p.
16. Freedom's Journal. April 25, 1828.
17. Freedom's Journal. December 20, 1828.
18. Freedom's Journal. September 5, 1828.
19. Garnet H.H., Walker D. Walker's Appeal, with a brief sketch of his life, and also Garnet's address to the slaves of the United States of America. New York: Printed by J.H. Tobitt, 9 Spruce st. 1848. [Electronic resource]. URL: https://www.gutenberg.org/files/16516/16516-h/16516-h.htm (Date of appeal: 30.07.2023).
20. Hinks P. To Awaken My Afflicted Brethren: David Walker and antebellum slave resistance. University Park, PA: Pennsylvania State Press, 1997. 301 p.
21. Holm C. R. "To be free from the slavery of capitalism": David Walker, Peter H. Clark, and George Washington Woodbey's black socialist thought. Dissertation presented to the Faculty of the Graduate School of The University of Texas at Austin in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. The University of Texas at Austin August 2021. 227 p.
22. Index of Deaths and Interments in Boston, Massachusetts, 1810-1840, vol. P-Z. MS. Massachusetts Archives, Columbia Point, Boston, Massachusetts.
23. Mjagkij N. Organizing Black America: An Encyclopedia of African American Associations. New York, London. Taylor & Francis. 2003. 797 p.
24. Parker L. D. To Awaken My Afflicted Brethren: David Walker and the Problem of Antebellum Slave Resistance. By Peter P. Hinks. University Park: The Pennsylvania State University Press, 1997. [Electronic resource]. URL: https://personal.tcu.edu/swoodworth/Hinks.htm (Accessed: 30.07.2023).
25. Prince Hall Records. Minutes of African Lodge. Boston. 1807-46, compiled by H. V. B. Voorhis, boused at Grand Masonic Lodge of Massachusetts, Boston.
26. Register of Marriages in Boston. 1800-1849. City Hall, Government Center.
27. Registry of Deaths in Boston. City Hall, Government Center.
28. Seymour A. The Secret History of Prince Hall Freemasonry // American Heritage. October 2020, Vol. 65, Issue 6. [Electronic resource]. URL: https://www.americanheritage.com/secret-history-prince-hall-freemasonry (Accessed: 30.07.2023).
29. Statistics of population. Tables I to VIII inclusive by United States. Census Office. Census (9th: 1870). Washington: Gov't Print. off., 1872. 404 p.
30. The "Fanatical Insolence" of David Walker: words to terrify the entire South. 24.03.2016. [Electronic resource]. URL: https://thiscruelwar.wordpress.com/2016/03/24/fanatical-insolence-david-walker/ (Accessed: 30.07.2023).
31. The following analysis relies on the City of Boston, Valuation Book. Ward 5, 1829, 1830, and 1831 and on the 1830 Federal Census for Ward 5.
32. Walker's Appeal, in Four Articles; together with a preamble, to the Coloured Citizens of the World, but in particular, and very expressly, to those of the United States of America, written in Boston, State of Massachusetts, september 28, 1829: Electronic Edition. Walker, David, 1785-1830. [Electronic resource]. URL: https://docsouth.unc.edu/nc/walker/walker.html (Accessed: 30.07.2023).
33. Wiltse CM. David Walker's Appeal. New York: Hill & Wang. 1965. 78 p.
Received 03.09.2023
Shumakov A.A., Candidate of History, Associate Professor at Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines Russian Economic University named after G.V. Plekhanov (Tula branch) Prosp. Lenina, 53, Tula, Russia, 300000 E-mail: [email protected]