Научная статья на тему 'ГЕНРИ ХАЙЛЕНД ГАРНЕТ – ГОЛОС РАДИКАЛЬНОГО АФРОАМЕРИКАНСКОГО АБОЛИЦИОНИЗМА СЕРЕДИНЫ XIX В'

ГЕНРИ ХАЙЛЕНД ГАРНЕТ – ГОЛОС РАДИКАЛЬНОГО АФРОАМЕРИКАНСКОГО АБОЛИЦИОНИЗМА СЕРЕДИНЫ XIX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Генри Хайленд Гарнет / Фредерик Дуглас / Мартин Робинсон Делани / аболиционизм / панафриканизм / репатриация / движение за права афроамериканского населения / рабство / работорговля / афроамериканская история (Black History) / Henry Highland Garnet / Frederick Douglass / Martin Robinson Delany / abolitionism / pan-Africanism / repatriation / movement for the rights of the African-American population / slavery / slave trade / African-American history (Black History)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шумаков Андрей Андреевич

Данная статья повествует о жизни одного из самых ярких и влиятельных представителей аболиционистского движения и афроамериканской общественно-политической мысли XIX в. О Генри Хайленде Гарнете и его теоретическом наследии написано внушительное количество работ. Однако в отечественной историографии деятельность этого выдающегося человека никогда не подвергалась серьезному научному осмыслению. Все упоминания о нем носят эпизодический и крайне поверхностный характер. А между тем роль Генри Гарнета в истории афроамериканского гражданского активизма и общественно-политической мысли огромна. Без ее рассмотрения любое исследование указанных направлений будет неполным. Достаточно отметить, что именно с именем Генри Гарнета связано возникновение такого направления как радикальный афроамериканский аболиционизм в середине XIX в. Данное исследование призвано восполнить указанный пробел в отечественной историографии. Основной акцент в нем сделан на изложении ключевых вех биографии указанного общественного деятеля и анализе его идейно-политических воззрений в контексте развития аболиционистского движения в США. Основными методами исследования являются нарративный, историко-описательный и сравнительно-исторический, позволяющий провести необходимые параллели с другими выдающимися представителями афроамериканского аболиционизма и панафриканизма, такими как Пол Каффи и Мартин Робинсон Делани. Работа строится на обширной источниковой базе с использованием исследований ведущих западных специалистов по направлению «Афроамериканская история».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HENRY HIGHLAND GARNET – THE VOICE OF RADICAL AFRICAN AMERICAN ABOLITIONISM IN THE IN THE NINETEENTH CENTURY

This article tells about the life and ideological and political views of one of the most influential representatives of the abolitionist movement and African-American socio-political thought of the XIX century. Many works have been written about Henry Highland Garnet, but in Russian historiography, the activities of this outstanding man have never been subjected to serious scientific reflection. All references to him are episodic. This study is designed to fill this gap in Russian historical science. The main emphasis in it is on the presentation of the biography of this figure and the analysis of his ideological and political views in the context of the development of the abolitionist movement. The main research methods are narrative, historical-descriptive, comparative-historical, allowing to draw the necessary parallels with other prominent representatives of African-American abolitionism and pan-Africanism, such as Paul Cuffee and Martin Robinson Delany. The work is based on an extensive source base, using the research of leading Western experts on these issues.

Текст научной работы на тему «ГЕНРИ ХАЙЛЕНД ГАРНЕТ – ГОЛОС РАДИКАЛЬНОГО АФРОАМЕРИКАНСКОГО АБОЛИЦИОНИЗМА СЕРЕДИНЫ XIX В»

УДК 94 (100)

Шумаков А.А., кандидат исторических наук, доцент, Тульский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (Россия)

ГЕНРИ ХАЙЛЕНД ГАРНЕТ - ГОЛОС РАДИКАЛЬНОГО АФРОАМЕРИКАНСКОГО

АБОЛИЦИОНИЗМА СЕРЕДИНЫ XIX В.

Данная статья повествует о жизни одного из самых ярких и влиятельных представителей аболиционистского движения и афроамериканской общественно-политической мысли XIX в. О Генри Хайленде Гарнете и его теоретическом наследии написано внушительное количество работ. Однако в отечественной историографии деятельность этого выдающегося человека никогда не подвергалась серьезному научному осмыслению. Все упоминания о нем носят эпизодический и крайне поверхностный характер. А между тем роль Генри Гарнета в истории афроамерикан-ского гражданского активизма и общественно-политической мысли огромна. Без ее рассмотрения любое исследование указанных направлений будет неполным. Достаточно отметить, что именно с именем Генри Гарнета связано возникновение такого направления как радикальный афроамериканский аболиционизм в середине XIX в. Данное исследование призвано восполнить указанный пробел в отечественной историографии. Основной акцент в нем сделан на изложении ключевых вех биографии указанного общественного деятеля и анализе его идейно-политических воззрений в контексте развития аболиционистского движения в США. Основными методами исследования являются нарративный, историко-описательный и сравнительно-исторический, позволяющий провести необходимые параллели с другими выдающимися представителями афроамериканского аболиционизма и панафриканизма, такими как Пол Каффи и Мартин Робинсон Делани. Работа строится на обширной источниковой базе с использованием исследований ведущих западных специалистов по направлению «Афроамериканская история». Ключевые слова: Генри Хайленд Гарнет, Фредерик Дуглас, Мартин Робинсон Делани, аболиционизм, панафриканизм, репатриация, движение за права афроамериканского населения, рабство, работорговля, афроамериканская история (Black History) DOI: 10.22281/2413-9912-2023-07-03-143-160

Введение. Персона Генри Хайленда Гарнета занимает особое место в афроамериканской истории. Имя этого человека обычно упоминается в числе наиболее непримиримых борцов с рабством в США наряду с такими знаковыми персонажами как Габриэль Проссер, Шарль Деслонд, Ден-марк Визи, Нат Тернер и Джозеф Синке. Вот только в отличие от перечисленных, Генри Гарнет никогда не поднимал восстаний, и даже не принимал в них активного участия. И тем не менее, именно этого человека называют главным «черным бунтарем» середины XIX в. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с такими явлениями как рабство и дискриминация, добившись на этом поприще весьма существенных успехов и заработав репутацию одного из самых влиятельных и непримиримых представителей «цветного» сообщества США.

Вообще стоит отметить, что фигура Генри Гарнета заметно выделяется не только на фоне признанных «черных бунтарей», но и основных представителей афроамерикан-ской общественно-политической мысли XIX

© Шумаков А.А. © Shumakov A.A.

в. Его идейно-политические воззрения всегда отличались крайностью суждений, а взрывной импульсивный характер нередко приводил к конфликтам с другими признанными лидерами аболиционистского движения, такими как: Уильям Ллойд Гаррисон, Фредерик Дуглас, Джордж Даунинг, Чарльз Ре-монд и Мартин Робинсон Делани. На протяжении всей своей жизни Гарнет стремился оставаться на острие внутренней американской общественно-политической повестки, яростно отстаивая свои взгляды в публичных и эпистолярных дискуссиях. Выступления и статьи почти всегда вызывали неоднозначную реакцию в американском социуме. К словам черного проповедника, помимо всего прочего считавшегося непревзойденным оратором, прислушивались даже его самые непримиримые оппоненты. В этой связи Генри Хайленда Гарнета с полным основанием можно назвать голосом радикального афроамериканского аболиционизма середины XIX в.

Объекты и методы исследования. Жизнеописание и теоретическое наследие

указанного деятеля всегда привлекали внимание американских исследователей. Первым, кто попытался изложить биографию Генри Гарнета, был его ближайший сподвижник - писатель Джеймс МакКьюн Смит. В 1865 году он написал предисловие к книге «Мемориальная речь Генри Хайленда Гар-нета, произнесенная в зале Палаты представителей, Вашингтон, округ Колумбия, в субботу, 12 февраля 1865 года» [38], где на 52 страницах изложил основные сюжеты из жизни знаменитого аболициониста. Вторым был его ближайший друг и сподвижник Александер Краммелл, написавший в феврале 1882 г. «Панегирик Генри Хайленду Гар-нету, пресвитерианскому министру, резиденту Соединенных Штатов в Республике Либерия» [12]. Спустя 90 лет американский писатель и медиакритик Эрл Офари Хатчинсон выпустил работу «Пусть вашим девизом будет сопротивление: жизнь и мысли Генри Хайленда Гарнета» [26]. Стоит отметить, что все три жизнеописания отличаются крайней степенью романтизации образа главного героя повествования и содержат массу явных допущений. В 1977 г. вышла книга Джоэля Алана Шора «Генри Хайленд Гар-нет: голос черного радикализма в XIX в.»

[36]. Примечательно, что четырьмя годами ранее ее автор защитил докторскую диссертацию в Университете Говарда по теме «Роль Генри Хайленда Гарнета в борьбе против рабства и за гражданские права, 1840-1865»

[37]. В 1981 г. в Массачусетском университете в Амхерсте Мартином Пастернаком была защищена еще одна докторская диссертация «Вставайте сейчас и беритесь за оружие: жизнь Генри Хайленда Гарнета», которая по сей день остается наиболее полной биографией указанного общественного деятеля [33]. Через 14 лет она будет переиздана отдельной монографией [34]. Последней серьезной попыткой анализа идейно-политических воззрений Генри Гарнета можно считать статью Джеймса Ясински «Создание довоенной афроамериканской идентичности: сопротивление, насилие и мужественность в «Обращении к рабам» Генри Хайленда Гарнета (1843), которая вышла в 2007 г. в «Ежеквартальном журнале выступлений» [27].

В отечественной историографии изучению биографии и наследия выдающегося

афроамериканского аболициониста внимания практически не уделялось. Исключения составляют лишь эпизодические упоминания в работах американистов Э.Л. Нитобурга [4], А.В. Ефимова [1], М.Н. Захаровой [2] и др.

Целью данного исследования является изложение и анализ основных вех биографии легендарного афроамериканского аболициониста и эволюции его идейно-политических воззрений. Для удобства, структурирования и систематизации изложения автор разделил жизнеописание Генри Хайленда Гарнета на отдельные этапы, характеризующие как его внутренние мировоззренческие трансформации, так и внешние социально-политические изменения в США, несомненно, оказавшие влияние на формирование его общественно-политических взглядов.

Результаты и их обсуждение

Ранние годы (1815-1840 гг.)

Генри Хайленд Гарнет родился 23 декабря 1815 г. в семье рабов во втором поколении на плантации полковника Уильяма Спенсера в Нью-Маркет, штат Мэриленд. Отец -Джозеф Трасти - являлся доверенным лицом своего господина и занимал особое положение среди прочих невольников. Согласно семейной легенде, предки будущего проповедника были вождями одного из племен ман-динго с Западного побережья Африки [33, р. 2]. Впрочем, к подобного рода «семейным историям» стоит относиться с крайним скептицизмом, т.к. они встречались в среде свободных негров довольно часто. К примеру, Генри МакНил Тернер называл себя внуком принца зулусского племени [6, с. 350], а М.Р. Делани - внуком принца мандинго и вождя народа гола [35, р. 16]. Это объясняется желанием не только подчеркнуть свое знатное происхождение, но и указать на нелегальный характер закабаления своих предков. Дело в том, что по американским законам XVIII в. знатных особ африканского происхождения было запрещено обращать в невольников. О происхождении матери Гарнета Генриетты известно совсем немного.

Жизнеописание Генри Гарнета уместнее всего начинать с 1824 г., со смерти его хозяина - полковника Спенсера, завещавшего свое имущество, включая рабов, брату Исааку и двум племянникам [38, р. 18]. По всей видимости, именно это событие побудило

главу семейства совершить побег. Причиной, как предполагают многие биографы, стало возвращение Джозефа Трасти на плантацию и грядущая распродажа рабов, что могло навсегда разлучить его с женой и детьми. Отпросившись у нового хозяина на похороны родственника, семьи Трасти (Джозеф, Генриетта, Генри и его младшая сестра Мэри) и его брата пустились в бега. Через семь дней скитаний по болотам и лесам они добрались до Уилмингтона, штат Делавэр, - важнейшего узла «подземной железной дороги». Там беглые рабы остановились у «проводника» -квакера Томаса Гаррета [33, р. 4].

В Уилмингтоне беглецам пришлось разделиться. Семья Джозефа Трасти отправилась в Нью-Хоуп, штат Пенсильвания, а оттуда в Нью-Йорк. Примечательно, что по прибытии все ее члены прошли процедуру повторного крещения, получив новые имена: Джозеф Тра-сти стал Джорджем Гарнетом, мать будущего аболициониста Генриетта - Элизабет, младшая сестра Мэри - Элизой, а сам Генри -Генри Хайлендом Гарнетом [38, р. 21].

Семья Гарнетов поселилась в двухкомнатной квартире на Леонард-стрит в негритянском квартале на нижнем Манхеттене. Джордж Гарнет поначалу трудился сапожником, а спустя какое-то время возглавил Африканскую методистскую епископальную церковь на Мотт-стрит [33, р. 8]. Что касается Генри, то в 11 лет он пошел в школу. Это была знаменитая Африканская бесплатная школа №2 на Малберри-стрит, основанная еще в 1787 году Нью-Йоркским обществом вольноотпущенников и возглавляемая членом Американского колонизационного общества Чарльзом Эндрюсом. Если верить записям бывшего одноклассника Гарнета Джеймса МакКьюна Смита, последний с самого начала демонстрировал незаурядные способности к обучению и ярко выраженные лидерские качества, а также уже в то время проявлял особый интерес к делу освобождения рабов и бунтарский характер [38, р. 22-24]. Вышеупомянутый Ч. Эндрюс, к примеру, вспоминал, что Гарнет часто говорил ему о том, как сильно у него болит сердце за детей Африки, и как его мучают звоны цепей и стоны рабов [33, р. 9].

Как и другой знаменитый аболиционист и панафриканист Пол Каффи в свое время [8, с. 73], Генри Гарнет в 14-летнем возрасте завербовался юнгой1 на шхуну, курсировавшую между Нью-Йорком и Вашингтоном, а вскоре отправился в свое первое морское путешествие на Кубу. Вот только в отличие от последнего, для него это являлось скорее вынужденной мерой, чем призванием. Лишенный средств к существованию, Гарнет искал любые способы заработка. Однако с карьерой моряка у чернокожего юноши не сложилось. Причиной тому стала тяжелая травма, полученная во время путешествия в 1829 г., в результате которой на правой ноге Гарнета образовался большой отек, лишив возможности свободно передвигаться и причиняя молодому человеку невыносимые страдания [12, р. 276-277]. В 1841 Гарнету ампутируют больную конечность [12, р. 282]. Вообще постоянные проблемы со здоровьем, преследовавшие афроамериканского аболициониста на протяжении всей жизни, отмечаются едва ли не всеми биографами. Логично предположить, что именно они послужили главным стимулом к осознанию необходимости получения хорошего образования.

Тем не менее главной причиной обращения к учебе и активной общественной работе считается эпизод биографии. Как-то раз по возвращению после одной из своих поездок в Вашингтон Гарнет нашел родительский дом пустым и разграбленным. Во время его морского путешествия на жилище был совершен налет ловцами рабов, сумевшими схватить его младшую сестру Элизу, в то время как родителям удалось скрыться. Смит пишет о том, как Гарнет пришел в ярость и, купив складной нож, ходил по Бродвею в надежде, что кто-то из ловцов рабов попробует задержать и его [38, р. 26]. К слову, сестру Гарнета впоследствии оправдали, т.к. адвокату по подложным документам удалось доказать, что девушка родилась на территории свободного штата Нью-Йорк [38, р. 25].

В конце года Гарнет заключил договор с капитаном Эпенетусом Смитом из Смитта-уна, Лонг-Айленд, нанявшись в качестве сельскохозяйственного работника [33, р. 11-12]. Однако в 1831 г. из-за проблем с ногой он

1 Согласно утверждению Д.М. Смита, на шхуне Гарнет выполнял обязанности повара и стюарда.

вскоре был вынужден разорвать контракт и вернуться в Нью-Йорк, где поступил в только что основанную среднюю школу для цветной молодежи. В этот период Гарнет увлекся античной литературой.1 В 1834 г вместе с одноклассником Дэвидом Рагглсом он основал Литературно-благотворительное объединение Гаррисона, вступив в открытый конфликт со школьной администрацией, требовавшей сменить название. В том же году юный аболиционист поступил в Воскресную школу Первой цветной пресвитерианской церкви, расположенной на углу улиц Уильяма и Франкфорта в Нью-Йорке, к преподобному Теодору Райту2 Последний высоко оценил дарования своего нового воспитанника [12, p. 277-279] и осенью того же года рекомендовал его для поступления в новую академию в Ханаане, штат Нью-Гэмпшир, которая была создана 11 сентября 1831 г аболиционистом Сэмюелем Ной-есом [41, p. 261].

Гарнет поступил в Академию вместе со своими друзьями-одноклассниками Томасом Сидни и Александром Краммеллом - оба в дальнейшем также станут видными представителями аболиционистского движения. Судя по воспоминаниям Гарнета и Крам-мелла, трем негритянским подросткам пришлось совершить крайне изнуряющее путешествие в Ханаан [12, p. 279]. В Академии Нойеса Гарнет продолжил изучать литературу и ораторское искусство. В последнем, по общему признанию, ему не было равных. Учитель Натаниэль Роджерс и одноклассник А. Краммелл отмечали, что речи Гарнета, буквально, завораживали аудиторию [12, p. 285]. Кроме того, в Академии Нойеса молодой человек всерьез увлекся поэзией и начал писать стихи.

Первое серьезное публичное выступление Генри Гарнета, по всей видимости, состоялось 4 июня 1835 г. на открытом собрании Общества борьбы с рабством Нью-Гэмп-шира в городе Плимут. Этот доклад и манера молодого оратора были высоко оценены публикой и многими аболиционистскими газетами, в частности, Herald of Freedom [25]. К несчастью для Гарнета и его друзей, зажигательные речи «юного бунтаря» оказались

услышаны не только противниками рабства, но и представителями консервативно-настроенной части местного белого населения. Возмущенная толпа угрожала сжечь школу, а после проведенного 31 июня городского собрания перед властями был поставлен вопрос об изгнании афроамериканских студентов и сносе академии. Не получив официального разрешения, недовольные белые горожане под руководством Джейкоба Трасселла 11 августа при помощи волов разрушили здание образовательного учреждения.

Затем гнев толпы обратился уже непосредственно против «возмутителей спокойствия». На пансионат, где проживали трое юных аболиционистов, был совершен налет. Как вспоминал Александр Краммелл, огромное впечатление на него произвело то, как хромающий Гарнет отстреливался от нападавших. «Эти выстрелы, вероятно, спасли нам жизнь, - утверждал Краммелл. - Вы бы видели это, бедный Генри, ковылял прочь и в то же время отстреливался из двуствольного дробовика» [38, р. 30].

Вернувшись в Нью-Йорк, Гарнет продолжил обучение, поступив 1836 г. в Институт Онейды в деревне Уайтсборо (округ Онейда, штат Нью-Йорк). Данное учебное учреждение было теснейшим образом связано с пресвитерианской общиной. В институте Гарнет продолжил изучать литературу, философию, богословие, последние два предмета ему преподавал лично ректор Берия Грин, известный своими аболиционистскими взглядами. Помимо всего прочего, молодой человек изучал новозаветный греческий и иврит. Своей специализацией он выбрал африканскую цивилизацию и культуру. В 1837 г. Гарнет сблизился с богатым землевладельцем Герритом Смитом, который активно спонсировал институт, постоянно балансирующий на грани закрытия. Это знакомство окажется для черного аболициониста судьбоносным. На протяжении всей жизни Смит будет финансово помогать Гарнету едва ли не во всех начинаниях. Указанное учебное заведение будущий проповедник окончил с отличием в 1840 г., после чего переехал в город Трой на востоке штата Нью-Йорк.

1 Любимым произведением Генри Гарнета была «Энеида» Виргилия, на которую он часто ссылался.

2 Теодор Райт - афроамериканский аболиционист и священник, основавший Первую цветную пресвитерианскую церковь в Нью-Йорке.

В мае 1840 г., выступая по приглашению Б. Грина с докладом на седьмой годовщине Американского общества борьбы с рабством, Гарнет произнес речь, которая принесла ему национальную известность. Она завершалась словами: «Представляя эту резолюцию, г-н председатель, я хотел бы в очередной раз напомнить. Американцам не следует забывать, что всего несколько лет назад их отцы пересекли океан в поисках свободы, которая теперь уготована нам. Я бы еще умолял их помнить, что великий день окончательного Божьего суда уже близок, не стоит забывать о его вечной справедливости, а после вспомнить об отверженном рабе и позволить ему стать свободным в присутствии Бога, по образу и подобию которого он был создан» [29]. Выступление получило восторженные отзывы со стороны американских аболиционистов. К примеру, глава Американского общества борьбы с рабством Уильям Ллойд Гаррисон заявил, что «даже сам Патрик Генри никогда не говорил лучше» [43], а газета National Anti-Slavery Standard и вовсе написала, что речь вызвала потоки слез в зале [29].

Политический аболиционизм (18401848)

Тем не менее, несмотря на столь высокие оценки, в начале 1840-х гг. Гаррисон и Гарнет разошлись во взглядах, заняв противоположные позиции по вопросу стратегии борьбы за отмену рабства. Первый настаивал на том, что аболиционистам необходимо бойкотировать выборный процесс и использовать для достижения своих целей исключительно методы «морального убеждения», а второй считал любые способы и средства, применяемые для освобождения и прекращения дискриминации негритянского населения, допустимы в принципе. 15 мая 1840 г. Гарнет и другие нью-йоркские аболиционисты вышли из организации Гаррисона, основав Американское и иностранное общество борьбы с рабством [33, p. 40].

Особую остроту в то время приобрел вопрос поддержки, основанной в 1839 г., Партии свободы, которая находилась в оппозиции сразу к двум правящим партиям. На выборах

1840 и 1844 г. она выдвинула на пост президента аболициониста Джеймса Бирни. Гарнет увидел в этом шанс навсегда покончить с рабством в США и активно включился в предвыборную кампанию, объявив себя первым «цветным» сторонником указанной политической силы. В феврале 1842 г. он выступил на Первом съезде Партии национальной свободы в Бостоне, где обвинил Гаррисона и его сторонников в нежелании использовать открывшиеся возможности. «Проклятая система человеческого рабства может быть прекращена только на выборах» [15], - заявил Гарнет. Хотя в той же речи аболиционист прямо намекнул, что если добиться отмены рабства политическими методами все же не удастся, то Америку ждет «кровавая революция» [15]. Разумеется, тут же последовала реакция со стороны редактора «The Liberator»1 Мэри Уэ-стон, поспешившей обвинить Гарнета в лояльности политической силе, которая де-факто поддерживает дискриминационные ограничения в отношении его соплеменников, не допуская их к голосованию.

Справедливости ради стоит отметить, что сам проповедник полностью осознавал важность данного вопроса и прилагал немалые усилия по его решению. Так, еще в 1837 году, будучи студентом, он инициировал кампанию, призывающую чернокожих жителей по всему штату «завалить» законодательный орган штата петициями с просьбой отмены имущественного ценза на голосование в штате Нью-Йорк.2 В том же 1837 Гарнет был избран главой новой Ассоциации избирательного права Олбани [33, p. 47]. 2 февраля

1841 г. ему, собравшему 1300 подписей, удалось даже подать петицию в законодательное собрание штата с требованием внести в местную конституцию поправку о распространении избирательного права на чернокожих граждан и снятии любых ограничений [9; 10]. Не добившись рассмотрения своего предложения, Гарнет перешел к открытым угрозам, заявив, что в таком случае у его собратьев просто не остается иного выбора, кроме вооруженного сопротивления [14]. В сентябре 1844 г. он созвал съезд в Скенектади, штат Нью-Йорк, с целью обсудить предоставление

1 Газета У.Л. Гаррисона

2 По закону штата Нью-Йорк чернокожие граждане могли участвовать в голосовании только в том случае, если владели имуществом на сумму 250 долларов.

избирательных прав и доступа к образованию чернокожему населению, однако данное мероприятие не получило серьезного резонанса, в первую очередь, из-за его бойкота со стороны значительной части аболиционистов, поддерживающих Гаррисона.

Как бы то ни было, Гарнет продолжал настаивать на «политическом решении расового вопроса». На следующем съезде Партии свободы в марте 1843 г. в Буффало он фактически открыто обвинил сторонников Гарри-сона в узурпации аболиционистской идеи и слепом следовании за своим «белым вождем». Через полгода на Съезде цветных граждан и их друзей в Нью-Йорке по данному вопросу Гарнет вступил в публичную дискуссию с Фредериком Дугласом. Последний отказывал Партии свободы в стремлении быть единственным представителем интересов негритянского населения. Верный своему максимализму, Гарнет шел в своих рассуждениях до конца, обвиняя оппонентов не только в нежелании видеть открывшуюся перспективу освобождения, но и в предательстве самой аболиционистской идеи и своего народа.

В августе того же 1843 г. Гарнет вместе с Чарльзом Рэем и Теодором Райтом созвал первое Национальное собрание цветных граждан и их друзей в пресвитерианской церкви в Буффало, штат Нью-Йорк. Пытаясь окончательно отмежеваться от сторонников ненасильственного сопротивления, а заодно максимально четко обозначить свою позицию по основным вопросам, чернокожий аболиционист 18 августа выступил на съезде со своим знаменитым политическим манифестом «Обращение к рабам США». Эта речь вызвала небывалый резонанс в американском обществе. Ее сразу же принялись сравнивать с радикальным манифестом Дэвида Уолкера, вышедшим в 1829 г. Кстати, спустя 19 лет оба памфлета будут изданы в одной книге «Обращение Уокера с кратким очерком его жизни, а также обращение Гарнета к рабам Соединенных Штатов Америки» [40, р. 98]. В предисловии к последнему автор напишет, что указанный «документ вызвал больше дискуссий, чем любой другой, когда-либо был выносимый на рассмотрение этого или любого другого совещательного органа цветного населения людей и их друзей» [40, р. 90].

Уже во вступлении Гарнет де-факто

обозначил тщетность усилий своих оппонентов по привлечению внимания широкой общественности к проблеме рабства путем апелляции к аморальности указанного явления и призвал к сопротивлению. «Поэтому вы должны теперь использовать тот же способ сопротивления, который был бы справедлив у наших предков, когда кровавые следы первого безжалостного похитителя душ были оставлены на берегах нашего отечества. (...) Братья, пришло время, когда вы должны действовать. Есть старая и верная поговорка, что «если потомственные рабы хотят быть свободными, они должны сами нанести удар». Вы можете отстаивать свое собственное дело и выполнять работу по освобождению лучше, чем кто-либо другой» [19], - заявил американский аболиционист. Все это выглядело незавуалированным призывом к восстанию: «Гораздо лучше вам всем умереть, немедленно умереть, чем жить рабами и навлечь на свое потомство несчастье, - говорил Гарнет. - Если вы хотите быть свободными в этом поколении, вот ваша единственная надежда. Как бы вы и все мы ни желали этого, мало надежды на Искупление без пролития крови. Если вы должны пролить кровь, пусть все это произойдет сразу - лучше умереть свободными, чем жить рабами» [19]. В заключении он и вовсе обратился к примерам чернокожих повстанцев Денмарка Визи, Ната Тернера и Джозефа Синкве.

Находившийся в этот момент на собрании Ф. Дуглас попытался оппонировать Гар-нету, заявив, что это приведет к бессмысленному кровопролитию, и выдвинул более умеренный проект резолюции, призывавший действовать исключительно моральным убеждением. Оба проекта были вынесены на голосование. В итоге с перевесом в один голос съезд отдал предпочтение резолюции Дугласа. Это вызвало жесткую ответную реакцию Гарнета, который вскоре написал письмо в редакцию Liberator, назвав весь гаррисоновский аболиционизм «жалким рабством» [23].

В 1846 г. Гарнет выступил с резкой критикой американского правительства, объявившего войну Мексике. Стоит отметить, что озвученная позиция на сей раз не шла вразрез с мнением подавляющего большинства американских аболиционистов.

Практически никто из них не хотел присоединения к Союзу еще одного рабовладельческого штата. Гарнет в своей риторике как обычно дошел до крайности, обвинив жителей северных штатов в прямой или косвенной поддержке «несправедливой войны», а, следовательно, и такого явления как рабовладение. Жесткость и последовательность в этом вопросе вновь сделала его персоной №1 в аболиционистском движении, позволив в октябре 1847 г. даже созвать Национальное собрание цветных граждан и их друзей в Трое, в своей церкви на Либерти-стрит. В этой конвенции приняли участие все ключевые борцы против рабства. Данный съезд можно назвать пиком общественно-политической карьеры Гарнета. На тот момент он выглядел безусловным лидером афроамери-канского аболиционизма. У многих это обстоятельство породило надежду на преодоление былых противоречий.

Однако раскол лишь углубился. На сей раз камнем преткновения стал вопрос о необходимости создания единого печатного издания для черных противников рабства. Именно такое предложение было выдвинуто Гарнетом на «домашнем» съезде. Дуглас сразу же отверг эту инициативу, настаивая на сохранении текущего положения и обвиняя своего оппонента в желании взять под контроль афроамериканскую печать. Примечательно, что резолюция Гарнета в итоге была принята съездом, хотя дальнейшего развития данная инициатива так и не получила.

На выборах президента 1848 г. Партия свободы выдвинула кандидатом друга и главного спонсора Генри Гарнета - Геррита Смита. К тому моменту афроамериканский аболиционист был полон надежд на успех политического решения проблемы рабства. Казалось, что все основания для этого имеются. В июле 1848 г. Партия свободы приняла сразу три резолюции по осуждению американо-мексиканской войны, предоставлению черному населению равных избирательных прав и отказе в них рабовладельцам. Гарнет с присущей ему энергичностью включился в избирательную кампанию. Он и Сэмюэл Рингголд Уорд написали «Обращение к четырем тысячам цветных избирателей Нью-Йорка» с призывом голосовать за Геррита Смита. Тем не менее, их горячей поддержки оказалось

недостаточно. Смит вполне ожидаемо провалился на выборах, заняв последнее место.

Церковно-просветительская деятельность (1840-1848 гг.)

Другим направлением деятельности Гарнета в тот период была работа в пресвитерианской воскресной школе в Трое, куда он переехал в 1840 г. сразу после окончания Института Онейды. В 1842 г. Гарнет получил лицензию проповедника, а через год был назначен первым пастором пресвитерианской церкви на Либерти-стрит [33, р. 53]. Аболиционисту даже удалось убедить руководство Американского домашнего миссионерского общества, вице-президентом которого являлся, взять на себя часть расходов по финансированию своей школы [33, р. 54].

Несмотря на отчаянную критику со стороны местных властей, Гарнет неизменно совмещал в своих проповедях религиозную и политическую риторику. Во время выступлений перед паствой он даже не стеснялся заявлять, что его церковь является приютом для беглых рабов. Столь активная общественная работа черного проповедника просто не могла не вызвать реакции консервативно настроенной части белого населения города. Гарнет постоянно подвергался нападкам. В сентябре 1843 г. разъяренная толпа ворвалась церковь, выгнала беглых рабов и избила проповедника, а в июне 1844 г. уже руководство Американского домашнего миссионерского общества пригрозило Гарнету лишением финансирования и прекращением полномочий, если тот не свернет свою общественно-политическую деятельность в церкви. Священнослужитель ответил в своем стиле, заявив, что не собирается ничего менять в своих проповедях и, если потребуется, даже готов вернуть выплаченное ему за год работы жалование [24].

В сентябре 1846 г. Гарнет стал проповедником только что созданной на основе объединения Союзного миссионерского общества, комитета защиты «Амистад» и Западной евангелистской миссионерской ассоциации - Американской миссионерской ассоциации (АМА), а церковь на Либерти-стрит стала ее официальной миссией. Таким образом, теперь черный проповедник мог открыто заниматься политической работой, не обращая внимания на критику и недовольство со стороны попечителей. Стоит

отметить, что на этом поприще Гарнет также разовьет весьма бурную деятельность и вскоре станет министром АМА, получив практически неограниченные права ведения своих аболиционистских проповедей.

Осенью 1848 года по просьбе Американского миссионерского общества Гарнет открыл школу для чернокожих детей в Женеве, штат Нью-Йорк, приняв должность пастора. Перебравшись в сельскую местность, проповедник начал постепенно отходить от активной общественно-политической работы. Именно в этот период Гарнет пишет свою самую знаменитую работу «Прошлое, настоящее и будущее черной расы», где, используя библейские сюжеты, пересказал историю собственного народа, анализирует причины рабства и, что самое главное - выступает против колонизации. «Есть те, кто из добрых или злых побуждений пытается отстаивать утопический план колонизации целой расы на африканских берегах. Теперь мы колонизированы. Мы осели здесь, и мы, как единый народ, не можем быть повторно колонизированы на нашей родине. Слишком поздно предпринимать попытки разделения черных и белых людей в Новом Свете. Они слишком любят друг друга, чтобы терпеть разлуку»» [20, р. 23], - иронизировал аболиционист. Любопытно, что к тому моменту они с Дугласом практически поменялись ролями. Теперь уже последний отчаянно критиковал Гарнета за самоустранение от общественно-политической жизни и призывал как можно скорее «вернуться в цивилизацию».

Колонизационный проект Генри Гарнета (1848-1865)

В конце 1840-х самый влиятельный аф-роамериканский аболиционист поменял свои взгляды на репатриацию и начал работать над собственным колонизационным проектом. Этот поворот обозначился как раз в 1848 г. -после выхода статьи и переезда в Женеву. Причем на первых этапах Гарнет крайне смутно представлял себе очертания и детали своего проекта. «Я за колонизацию любой части Соединенных Штатов, Мексики, Вест-Индии или Африки. Я предпочел бы видеть человека свободным в Либерии, чем раба в Соединенных Штатах» [32], - писал он.

Довольно скоро аболиционист пришел к выводу, что все же идеальным местом для

переселения будет, получившая в 1847 г. полную независимость, Либерия. Как и П. Каффи [8, с. 81-82], Гарнет настаивал, что лишь там можно будет добиться независимости и коммерческого успеха. Вот только в основу его риторики были положены не рассуждения о свободной торговле как залоге будущего процветания, а убеждение в том, что свободный труд и преодоление дискриминации позволят переселенцам в полной мере раскрыть свой потенциал. Еще одним аргументом в пользу выбора Либерии в качестве места возможной иммиграции, по мнению Гарнета, было наличие там «независимого торгового класса» [33, p. 96]. Как и Каффи [8, с. 74], он рассматривал колонизацию в первую очередь как коммерческий проект и полагал, что репатриация должна быть исключительно добровольной, и лишь для тех, у кого есть средства для переезда и обустройства на новом месте. Вот только в отличие от капитана Каффи, Гарнет выступал с резкой критикой Американского колонизационного общества.

В это время привычная пикировка в прессе Гарнета и Дугласа выходит на новый уровень. Последний, будучи убежденным ин-теграционистом, настаивал на недопустимости самой идеи переселения куда бы то ни было и даже называл Гарнета «врагом, еще более опасным, чем рабовладельцы». В мае 1849 г. в Нью-Йорке Дуглас даже организовал конференцию, где публично осудил проект колонизации своего оппонента. В следующем месяце на открытом съезде редактор газеты North Star попытался устроить публичные дебаты по данному вопросу, пригласив Генри Гарнета и других сторонников колонизационного проекта. Однако обстоятельной и предметной дискуссии не вышло. В ответ на ожидаемый выпад Дугласа, Гарнет обвинил последнего в том, что тот занимался антихристианской пропагандой, в частности, заявлял, что Библия делает рабов несчастными. Дуглас же, в свою очередь, обвинил оппонента в беспринципности и жажде личного обогащения, являющихся главным мотивом продвижения проекта репатриации. Здесь уместно напомнить, что аналогичные обвинения в свое время выдвигались и в адрес П. Каффи. Взаимная пикировка в прессе продолжалась на протяжении всего лета.

После чего Гарнет вернулся в Женеву.

Как и Каффи [8, с. 79], не найдя должной поддержки среди американских аболиционистов, в августе 1850 г. проповедник отправился в Англию, для того, чтобы представить там свой колонизационный проект и донести идеи американского аболиционизма до европейской общественности. Поводом стало приглашение со стороны английского квакера и чартиста Джозефа Стерджа. Сама же поездка была организована Льюисом Таппаном. После недолгого пребывания на Туманном Альбионе чернокожий аболиционист в составе американской делегации отправился во Франкфурт-на-Майне на Международный конгресс друзей мира. Там он поддержал главную резолюцию съезда, а затем принял участие в митинге против рабства, призвав к бойкоту товаров, выращенных и произведенных при помощи рабского труда.

Вообще стоит отметить, что к этому моменту аболиционистская риторика Гарнета заметно «социализировалась». Так в Англии он называл себя «чартистом» и требовал отказа от торговли с рабовладельческими штатами. После принятия знаменитого компромисса 1850 г., частью которого было ужесточение закона о беглых рабах, Гарнет и вовсе призвал англичан и американцев к сопротивлению.

В декабре 1850 г. он отправился в трехмесячное турне по Ирландии, где познакомился с известным местным националистом Дэниелом О'Коннеллом. Изменение отношения Гарнета к афроамериканскому интегра-ционизму можно видеть на примере его выступления на Двенадцатом ежегодном съезде Британского и иностранного общества борьбы с рабством в июне 1851 г., после которого, отвечая на прямой вопрос, аболиционист заявил, что его «дом там, где больше свободы» [17]. Почти весь 1852 г. Гарнет провел в Эдинбурге. В октябре 1852 г. Объединенная пресвитерианская церковь Шотландии официально назначила его своим миссионером на Ямайке. Это как раз должно было способствовать продвижению колонизационного проекта, так что аболиционист с радостью принял предложение.

По прибытии на остров Гарнет выполнял обязанности пастора пресвитерианской

церкви Стерлинг в Грэндж-Хилл, округ Уэстморленд, в которой также располагалась вечерняя школа. Аболиционист был сильно раздосадован отсутствием должного религиозного рвения у ямайского населения и местным хозяйственным укладом. Он часто сравнивал карибское плантационное помещечье хозяйство с рабовладением в Южных штатах. Тем не менее, это не мешало Гарнету активно зазывать афроамериканцев на работу на Ямайку, обещая хорошие возможности для заработка. «Более того, ввиду своего трудолюбия, предприимчивости и склонности к тяжелой физической работе американские негры добьются куда большего, чем местные креолы, привыкшие к беззаботной жизни» [17], - так Гарнет писал Дугласу. Последний продолжал обвинять его в меркантильности и идейно-политической близорукости.

В марте 1856 г. болезнь жены и смерть ближайшей подруги Стеллы Веймс заставили Гарнета вернуться с США после 6 лет отсутствия. В апреле и мае он прочитал в Бостоне серию лекций на тему «Ямайка в рабстве и на свободе». Еще одной возможной причиной, возможно, являлось то, что основатель церкви Шайло, расположенной на Принс-стрит в центре Нью-Йорка, Теодор Райт к тому времени умер, оставив вакантным пост пастора. Безусловно, кандидатура его ближайшего сподвижника Генри Хай-ленда Гарнета выглядела вполне подходящей для новой должности, которую тот займет в декабре 1856 г.

Вернуться к активной политической деятельности Гарнета заставили события в Канзасе. После принятия акта Канзас-Небраска, де-факто отменившего Миссурий-ский компромисс 1820 г.1 и предоставившего этим территориям право самим выбирать статус, там развернулась ожесточенная борьба между сторонниками и противниками рабства. Последние 20 марта 1854 года в Ри-поне, штат Висконсин путём объединения Партии свободной земли и фракции «Совесть» Партии вигов создали Республиканскую партию, которая вскоре займет место Партии вигов в политической системе США.

Стоит отметить, что Гарнет не сразу проникся идеями новой политической силы и

1 Данное соглашение 1820 г. предусматривало принятие штата Миссури в Союз на правах рабовладельческого, но при этом запрещало распространение рабстве севернее 36°30' с. ш. и западнее р. Миссисипи.

не раз открыто упрекал ее представителей в игнорировании ущемления чернокожего населения в политических правах. Но в августе 1856 г. на избирательном съезде в Сиракузах он внезапно изменил свое мнение. Данное преображение было продиктовано вполне очевидным желанием противостоять распространению рабства и пониманием слабых перспектив Партии свободы. Подобная мера рассматривалась Гарнетом как вынужденная. «Республиканская партия - это не все, чего мы хотим, но насколько это возможно, это правильно. По крайней мере, она хочет избавить обширные территории Канзаса и Небраски от проклятия рабства» [31], - заявлял он. И тем не менее, в сентябре 1858 г. Гарнет поддержал кандидатуру своего друга Геррита Смита, выдвигавшегося на пост губернатора Нью-Йорка от Радикальной аболиционистской партии, а не кандидата-республиканца Эдварда Д. Моргана, который уверенно выиграл выборы. После этого Гарнет вновь отстранился от политической деятельности и вернулся к колонизационному проекту. Несомненно, к такому решению его подтолкнул не только проигрыш Смита на выборах, но и решение Верховного суда по делу Дреда Скотта 1857 г., согласно которому любой человек африканского происхождения, будь то раб или свободный, не является гражданином Соединенных Штатов, согласно Конституции.

Не менее важным событием, обусловившим возвращение Гарнета к проекту колонизации, стало его знакомство с баптистским миссионером Джефферсоном Бо-уэном, вернувшимся в 1856 г. из Абеокуты, долина Йоруба, и выступавшего за создание там поселения афроамериканцев. Любопытно, что над аналогичным проектом в то время трудился и М.Р. Делани [7, с. 147]. Несмотря на сложные личные отношения, Гар-нет поддержал оба проекта.

Для их реализации осенью 1858 г. он основал Общество африканской цивилизации, которое должно было способствовать распространению евангелистских учений на Черном континенте [11]. Другой его целью, по задумке Гарнета, должен стать подрыв монополии рабовладельческих штатов на производство хлопка. С этой целью в 1859 г. в долину Йоруба на Западном побережье Африки

были направлены сразу две экспедиции во главе с М. Делани и Робертом Кэмпбеллом [28, р. 27]. Совместной делегации удалось договориться с королем Лагоса Досунму о создании поселения в Абеокуте. Проанализировав полученную информацию, Гарнет в августе 1860 г. созвал большой съезд в Манхэт-тене, где озвучил свой план. Он включал в себя четыре пункта: установление дружеских отношений с местными вождями; покупку поселенцам пригодных для застройки земель и сельскохозяйственных орудий; строительство школ и церквей; обучение туземцев наукам и искусству, которые помогут в освоении природных ресурсов страны [33, р. 154]. Все это, по мнению Гарнета, должно было «подорвать прибыльность рабства».

Данный проект вызвал резкое осуждение у интеграционистски настроенной части аболиционистского движения. Даже друг и будущий биограф Гарнета Джеймс МакКьюн Смит и Американская миссионерская ассоциация не поддержали его начинание. Гар-нету вновь пришлось вести ожесточенные споры на страницах печатных изданий, отстаивая свой проект. Впрочем, для большей части публики они остались незамеченными.

Дело в том, что в это время произошло событие, которое надолго захватило внимание американской общественности. 16 октября 1859 г. радикальный аболиционист Джон Браун попытался поднять восстание рабов, захватив арсенал в Харперс-Ферри. Несмотря на то, что данная попытка оказалась провальной, последующий судебный процесс получил еще больший резонанс, чем дело «Амистад». Гарнет сразу же поддержал мятежников, назвав Брауна «святым, нанесшим смертельный удар рабству» [42] и призвав народ к восстанию.

На президентских выборах 1860 г. Гар-нет ожидаемо поддержал кандидатуру Гер-рита Смита и столь же ожидаемо в очередной раз устранился от политического процесса после победы Авраама Линкольна. Нарастающий политический кризис явно заботил его меньше, чем собственный колонизационный проект, который к тому моменту претерпел ряд существенных изменений. Так, после знакомства в декабре 1860 г. с главой Гаитянского эмиграционного общества Джеймсом Редпа-том Гарнет всерьез заинтересовался

проектом переселения афроамериканцев на этот остров. Американского аболициониста привлекало то, что Гаити являлось «черным государством», независимым от правительств западных стран. Это, по его мнению, открывало гораздо большие перспективы для развития, чем далекая Африка. В марте 1861 Гарнет официально вступил в должность постоянного агента Гаитянского эмиграционного бюро в Нью-Йорке. Вечные критики афроаме-риканского аболициониста Дуглас и Делани тут же обвинили его в непоследовательности и продажности. Основанием стало ежемесячное жалование, которое Гарнет получал от Гаитянского эмиграционного общества. Это давление, по всей видимости, возымело действие, т.к. уже через месяц Гарнет подал в отставку и вернулся к африканскому проекту.

При этом ему пришлось отказаться от сотрудничества с М. Делани, который заключил договор с правителем Абеокуты. Гарнет в очередной раз от имени Общества африканской цивилизации обратился к спонсорам с просьбой собрать 10 тыс. долларов для переселения 30 опытных и предприимчивых чернокожих американцев в долину Йоруба для создания поселения [33, р. 169]. Оба плана репатриации были сорваны начавшимися племенными войнами и аннексией британцами Лагоса. В августе 1861 г. Гарнет вновь отправился в Англию для продвижения своего проекта. Четырехмесячная поездка оказалась неудачной для аболициониста и даже стоила ему временной потери должности первого пастора прихода в Шайло.

По приезду в США Гарнет, как и Делани, фактически отказался от колонизационного проекта, увидев новые возможности в сложившейся ситуации. После выхода Прокламации об освобождении рабов аболиционист обратился к властям с просьбой зачислить его на военную службу. Однако получил вполне ожидаемый отказ. Кроме того, Гарнет постоянно обращался к афроамериканскому сообществу с призывом следовать его примеру. «Как только у черных появится в руках оружие, никакая нация никогда не сможет поработить их снова, во всяком случае, не без хорошей борьбы» [Ор. ск.: 33, р. 187], - заявлял он.

Стоит отметить, что в это время среди представителей афроамериканского аболиционизма царило редкое единение.

Непримиримые враги Фредерик Дуглас, Мартин Делани, Уильям Уэллс Браун и Генри Гарнет - все они сформировали Комитет по набору и активно включились в вербовку негритянского населения в армию Союза. Последний, как обычно, выделялся наиболее радикальной риторикой, призывая присоединиться к «армии Джона Брауна» и завоевать свободу. При этом Гарнет не забывал и о существующей дискриминации, выступая за предоставление афроамериканцам равных прав. «Не называйте черного солдата трусом, - восклицал он. - Вместо этого отдайте ему должное, дайте ему равные шансы с белыми солдатами, и он покажет вам, как он умеет сражаться» [16].

Впрочем, не все были в восторге от перспективы пополнения Армии Союза негритянскими частями. Губернатор Нью-Йорка Горацио Сеймур всячески затягивал формирование «черных корпусов», особенно после негритянского июльского погрома 1863 г. Гарнет и прочие члены комитета регулярно писали обращения губернатору, президенту и военному министру с требованием направить формирования на фронт. В декабре 1863 г. военный министр Эдвин МакМастер Стэн-тон отменил решение губернатора. В том же месяце в Нью-Йорке был сформирован первый Цветной полк. Вскоре новые формирования были отправлены для обучения на остров Райкерс. Гарнет отправился с ними, выполняя обязанности капеллана, хотя официально зачислить его на эту должность не могли по причине слабого здоровья. 6 марта 1864 года первый полк штата Нью-Йорк двадцатой дивизии цветных войск Соединенных Штатов был переброшен в Луизиану.

В апреле Гарнет принял приглашение на должность священнослужителя в пресвитерианскую церковь на Пятнадцатой улице в Вашингтоне, т.к. в это время церковь Шайло была закрыта.

4 октября 1864 г. черный проповедник созвал еще один съезд Национальной ассоциации цветных граждан и их друзей в Сиракузах, не собиравшийся с 1853 г., где провозгласил целью достижение полной свободы. Однако съезд неожиданно выбрал председателем Ф. Дугласа. Последний почти сразу перешел в наступление, попросив Гарнета разъяснить свою позицию по вопросу колонизации

перед включением в комитет. Итогом стало принятие резолюции, в которой говорилось об «отсутствии симпатий к Обществу африканской цивилизации».

Принятие 13-й поправки зафиксировало окончательную победу аболиционизма. В ознаменовании столь знакового события преподобный Уильям Генри Ченнинг, капеллан Палаты представителей, пригласил Гарнета в Конгресс 6 февраля 1865 прочитать поминальную проповедь. Пастор завершил ее следующими словами: «Уважаемые сенаторы и представители! Прославленные правители этой великой нации, поскорее завершите работу, которую Всевышний поручил Вам: освободить, наделить гражданскими правами, обучить и даровать благословения Евангелия каждому американскому гражданину» [Ор. сИ;.: 33, р. 207].

Заключительный период жизни (1865-1881)

Убийство А. Линкольна 14 апреля 1865 г. стало сильнейшим ударом для всех представителей афроамериканского сообщества, вызвав серьезные опасения у бывших аболиционистов. Некогда активно критиковавший первого президента-республиканца, Гарнет разразился сразу несколькими хвалебными статьями и речами, превозносящими заслуги его в деле освобождения. Чернокожий аболиционист даже предложил собрать средства на возведение памятника 16-му президенту США. Гарнет с недоверием относился к новой администрации Эндрю Джонсона, до 1864 г. являвшегося членом Демократической партии.

Опасения Гарнета подтвердились, когда 9 мая 1865 г. новый глава Белого Дома признал губернатором Вирджинии Фрэнсиса Харрисона Пирпонта, который сразу же начал возвращать бывшим сторонникам Конфедерации утраченные земли и привилегии, при этом ограничив избирательные права негритянского населения. В ответ на эти действия в июне того же года Гарнет по просьбе комитета Норфолка написал «Обращение цветных граждан Норфолка, штат Вирджиния», к народу Соединенных Штатов». В нем он в очередной раз напомнил об огромном вкладе афроамериканцев в дело победы

Союза и с сожалением констатировал, что, несмотря на это, его цветные соотечественники по-прежнему подвергаются жестокой дискриминации в указанном штате и не только [39]. Кроме того, в обращении содержался призыв к созданию представителями афроамериканского населения профсоюзов, ассоциаций и фондов, а также к приобретению земли. «Без экономической самостоятельности политическая власть бессмысленна»., - говорилось в обращении [39].

В июле 1865 г. газета Weekly Anglo-African приняла Гарнета на работу редактором и направила в командировку по Южным штатам для изучения условий устройства вольноотпущенников. В течение своего трехмесячного турне аболиционист посетил Мэриленд, Вирджинию, Огайо, Кентукки и Миссури. Главным выводом Гарнета стали опасения о восстановлении рабства при Э. Джонсоне, чей план реконструкции он категорически отвергал [22]. После возвращения аболиционист вернулся к обязанностям пастора церкви Пятнадцатой улицы в Вашингтоне. В это время он успешно сотрудничал с Ассоциацией помощи вольноотпущенникам1 и всецело сосредоточился на борьбе за избирательные права и равный доступ к образованию.

Летом 1866 г. республиканцы созвали съезд в Филадельфии, чтобы заручиться поддержкой своей программы. И Гарнет, и Дуглас были приглашены на это мероприятие в качестве почетных делегатов. Оба подняли вопрос о необходимости наделения афроаме-риканцев избирательными правами.

В марте 1867 г. Конгресс, несмотря на вето президента, принял первый Закон о реконструкции, разделив территорию Конфедерации на пять военных округов. Повторное принятие штата в Союз предполагало новую конституцию, гарантирующую чернокожим право голоса и лишавшую избирательных прав бывших высокопоставленных конфедератов. Гарнет горячо приветствовал данное решение, характеризуя его как «великолепную возможность» для цветного населения [21].

В сентябре 1868 г. Гарнета пригласили на работу в школу на Нэш-стрит в округе Ал-легейни в Питтсбурге, основанную в 1858 г. знаменитым аболиционистом и меценатом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Не путать с Бюро по делам беженцев, вольноотпущенников и покинутых земель, созданным 3 марта 1865 г. по инициативе А. Линкольна.

Чарльзом Эйвери. По завещанию последнего на функционирование этого учебного заведения ежегодно выделялось 6 тыс. долларов, при том, что 1,4 тыс. из них уходили на зарплату руководителя [33, р. 232]. Именно данная должность и была предложена Гарнету. Ради этого престарелому проповеднику пришлось оставить церковь на Пятнадцатой улице в Вашингтоне.

Избрание президентом республиканца Улисса Гранта и принятие четырнадцатой и пятнадцатой поправок, запрещающей властям на уровне государства или отдельных штатов ограничивать граждан страны в активном избирательном праве по признаку «расы, цвета кожи или в связи с нахождением в рабстве в прошлом» [3], заставили Гарнета вернуться в большую политику. По этому поводу 13 января 1870 г. в Вашингтоне специально был созван Съезд цветных Америки, главными действующими лицами которого были все те же Дуглас и Гарнет. Первый открыто приветствовал принятие поправок, а второй не скрывал своего разочарования, заявляя, что его соотечественники так и не получили полного избирательного права. Гар-нет даже предложил принять резолюцию о проведении ежегодных съездов до тех пор, пока избирательное право не распространится на всех граждан без исключения. Но в итоге чернокожего проповедника ждало разочарование. Когда он попытался назначить бывшего президента Либерии Джозефа Дженкинса Робертса почетным делегатом съезда, многие восприняли это как нелепую попытку реанимировать колонизационный проект, и отклонили данное предложение.

В том же году Гарнет покидает Колледж Эйвери и возвращается в Шайло. Понять мотивы столь странного поступка достаточно сложно, особенно если учесть, что церковь в то время находилась в весьма удручающем состоянии, а сам Гарнет испытывал серьезные финансовые затруднения, решить которые удалось только при помощи его главного благодетеля Геррита Смита. Пытаясь свести концы с концами, черный пастор какое-то время даже работал в школе при Бюро вольноотпущенников.

В июне 1871 г. Гарнет в очередной раз попытался вернуться в большую политику и публичное пространство привычным

способом, попытавшись оппонировать Дугласу. Последний к тому моменту был назначен членом президентской комиссии для изучения возможности присоединения карибского острова Санто-Доминго к Соединенным Штатам. Гарнет же категорически выступал против «аннексии» [30]. Это, правда, никак не помешало ему спустя год выступить за присоединение Кубы. В декабре 1872 г. Кубинское общество борьбы с рабством избрало Гарнета своим секретарем. Очевидное противоречие черный пастор объяснял наличием рабства на острове. Гарнет возглавил антииспанскую кампанию в афроамериканской прессе и даже лично обратился к президенту, представив петицию, подписанную жителями Нью-Йорка, Пенсильвании и Мэриленда, с требованием решительных действий в отношении кубинских властей. Однако администрация У. Гранта не решилась на открытый конфликт с Испанской короной, удовлетворившись заверениями последней о смягчении режима и постепенной эмансипации.

Вообще в 1870-х влияние Гарнета на общественно-политическую повестку заметно снизилось. Причиной стало принятие целого ряда прогрессивных законодательных инициатив, последней из которых стал Закон о гражданских правах 1875 г., а также упорное нежелание последнего расставаться со своим колонизационным проектом. К тому же слабое здоровье не позволяло Гарнету с прежним рвением и самоотдачей заниматься активной общественно-политической работой.

Однако, по иронии судьбы, под конец жизни мечта ветерана аболиционистского движения все же осуществилась. В июле 1881 г. президент Джеймс Гарфилд назначил Гарнета послом в Либерии. Фактически это было самое значимое назначение в карьере чернокожего проповедника. Гарнет прекрасно понимал, что поездка на Черный континент, куда годом ранее уехала его дочь, скорее всего, станет последней в его жизни. Друзья изо всех сил старались отговорить его, но престарелый проповедник был неприступен. А. Краммелл в панегирике приводил прямую речь Гарнета: «Что, - сказал он, - вы хотите, чтобы я задержался здесь в старости, в запустении и нужде? Вы хотите, чтобы я оставался среди людей, которые забыли, что я сделал и что я перенес за них!

Остаться здесь и умереть среди этих неблагодарных людей? «Нет», - воскликнул он. «Я с удовольствием еду в Африку! Пожалуйста, Господи, я могу только безопасно пересечь океан, высадиться на побережье Африки, посмотреть на ее зеленые поля, ступить на землю моих предков, прожить хотя бы несколько недель; тогда я буду рад лечь и быть погребенным под его дерном!» [12, р. 303]. В ноябре 1881 г. он отправился в Либерию, уже будучи тяжело больным. В декабре встретился с президентом Эдвардом Блайденом, еще одной иконой панафриканизма и пионером движения «Назад в Африку».

12 февраля 1882 г. Гарнета не стало. Он скончался от тропической лихорадки. Чернокожего проповедника хоронили со всеми почестями, «как принца», в присутствии всех членов правительства Либерии [13]. Э. Блайден сам произнес речь и нес гроб с телом легендарного афроамериканского аболициониста, который, как и мечтал, навсегда обрел покой на земле предков.

Заключение. Биография Генри Хай-ленда Гарнета и эволюция его идейно-политических воззрений представляет особый интерес для изучения не только благодаря его огромному вкладу в развитие аболиционистского движения в США и роли в афроамери-канской истории, но и тому, что на их примере можно проследить изменение отношения к рабству в американском обществе.

Начав свою общественно-политическую карьеру как сторонник «Американского общества борьбы с рабством» УЛ. Гарри-сона, Гарнет довольно быстро осознал, что одних только методов ненасильственного сопротивления и морального осуждения недостаточно для того, чтобы уничтожить данное явление. Его рабское происхождение и трудности, с которыми пришлось столкнуться семье Трасти/Гарнетов после побега, навсегда убедили юного аболициониста, что за свободу следует сражаться любыми доступными средствами, в том числе, и при помощи вооруженного сопротивления.

Однако не стоит переоценивать эту составляющую его общественно-политической риторики, как делают почти все западные исследователи. Дело в том, что анализ речей и статей Гарнета не оставляет сомнений в том, что последний рассматривал восстание лишь

в качестве крайнего средства, и использовал эту тему как последний аргумент для своих оппонентов из числа аболиционистов и угрозу для сторонников рабства в США. Нужно признать, что подобные приемы возымели свое действо, принеся ему репутацию самого радикального чернокожего проповедника Нового Света.

1840-ые гг., безусловно, стали временем надежд для многих противников рабства. Это можно отчетливо наблюдать, в том числе, на примере появления огромного количества организаций и печатных изданий, принадлежащих аболиционистам. Казалось, что время жесткой реакции после Вирджинского восстания 1831 г. под руководством Ната Тернера [5] подошло к концу. Наглядным свидетельством перелома тенденции стало решение Верховного суда по «Делу «Амистад» 1839-1841 гг. Именно в этот момент происходит раскол в аболиционистском движении, вызванный его усилением и стремлением адаптироваться к новым общественно-политическим реалиям. Как и многие другие аболиционисты, Гарнет понимал, что пришло время задействовать политические рычаги для окончательного решения проблемы рабства. Этим рычагом аболиционист видел вновь образованную Партию свободы, которую активно поддерживал. Справедливости ради, стоит отметить, что Гарнет явно переоценил перспективы указанной политической силы, что приведет к разочарованию и обращению к идее репатриации в 1848 г. До этого времени Гарнета можно назвать убежденным интеграционистом, в то время как его радикализм продиктован скорее политической целесообразностью. Чернокожий проповедник прочно занял эту нишу и неизменно поддерживал и использовал образ «главного чернокожего бунтаря» для привлечения внимания афроамериканского сообщества и американского общества в целом.

В отличие от «отца черного национализма» М.Р. Делани, обращение Гарнета к идее репатриации в 1850-е гг. было неполным. Фактически он продолжал оставаться радикальным политическим аболиционистом, особенно тогда, когда начал активно поддерживать Республиканскую партию. Еще одним важным моментом является то, что в отличие от Делани, вернувшегося в стан

интеграционистов во время Гражданской войны, Гарнет до конца жизни лелеял мечту о создании поселения афроамериканских колонистов на Западном берегу Африки. Этим обусловлено падение его популярности после окончания Гражданской войны и

принятия 13, 14 и 15-й поправок.

Таким образом, история жизни Генри Хайленда Гарнета прекрасно иллюстрирует диалектику развития движения за права чернокожих в XIX в.

Список литературы

1. Ефимов А.В. Очерки истории США. От открытия Америки до окончания гражданской войны. М.: Учпедгиз, 1958. 439 с.

2. Захарова М.Н. Народное движение в США против рабства, 1831-1860. М.: Наука, 1965. 451 с.

3. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (дата обращения: 30.05.2023).

4. Нитобург Э.Л. Негры США. XVII — начало XX в.: истор.-этнограф. очерк. М.: Наука, 1979. 295 с.

5. Шумаков А.А. Восстание Ната Тернера: хроника основных событий // Historia provinciae - журнал региональной истории. 2023. Т. 7, № 1. С. 755-795.

6. Шумаков А.А. Жизнь и эволюция идейно-политических воззрений Генри МакНила Тернера // Via in tempore. История. Политология. 2021. Т. 48. № 2. С. 349-358.

7. Шумаков А.А. Жизнь Мартина Робинсона Делани и эволюция его идейно-политических взглядов // Вестник Брянского государственного университета. 2021. № 1(47). С. 141-153.

8. Шумаков, А. А. Пол Каффи: мореплаватель, бизнесмен, аболиционист // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2023. Т. 9, № 2(34). С. 69-86.

9. Colored American, August 6, 1841.

10. Colored American, June 6, 1841.

11. Constitution of the African Civilization Society. New Haven: Thomas J. Stafford, 1861. [Электронный ресурс] URL: https://archive.org/stream/constitutionofaf00afri/constitution-ofaf00afri_djvu.txt (дата обращения: 30.05.2023).

12. Crummell A. Africa and America: addresses and discourses. Springfield, Mass.: Willey & Co. 1891. 484 p.

13. Dispatches from Liberia, Liberian Pine and Palm, February 24, 1882.

14. Emancipator, April 27, 1842.

15. Emancipator, March 3, 1842.

16. Frederick Douglass' Monthly, July, 1863

17. Frederick Douglass' Paper, August 1, 1851.

18. Frederick Douglass' Paper, July 31, 1853.

19. Garnet H.H. An Address to the Slaves of the United States of America (8-16-1848). Libraries at University of Nebraska-Lincoln. [Электронный ресурс] URL: https://digitalcom-mons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1007&context=etas (дата обращения: 30.05.2023).

20. Garnet H.H. The past and the present condition, and the destiny, of the Colored race: a discourse delivered at the fifteenth anniversary of the Female Benevolent Society of Troy, N.Y., Feb. 14, 1848. Troy, N.Y.: J.C. Kneeland and Co. 1848. 32 p.

21. Henry Highland Garnet to Gerrit Smith, February 20, 1873.

22. Henry Highland Garnet to Gerrit Smith, October 23, 1865.

23. Henry Highland Garnet to Maria Chapman, May 1, 1843.

24. Henry Highland Garnet to Rev. C. Hall, June 28, 1844.

25. Herald of Freedom, August 8, 1835.

26. Hutchinson E.O. Let your motto be resistance: the life and thought of Henry Highland Garnet. Boston: Beacon Press, 1972. 221 р.

27. Jasinski J. Constituting Antebellum African American Identity: Resistance, Violence, and

Masculinity in Henry Highland Garnet's (1843) «Address to the Slaves» // Quarterly Journal of Speech. 2007. Vol. 93. №1. P. 27-57.

28. Moses W. J. Classical Black nationalism: from the American Revolution to Marcus Garvey. N-Y.: New York University Press, 1996. 257 p.

29. National Anti-Slavery Standard, June 11, 1840.

30. New National Era, June 8, 1871.

31. New York Tribune, September 24, 1856.

32. North Star, March 2, 1849.

33. Pasternak M.B. Rise now and fly to arms: the life of Henry Highland Garnet. Doctoral Dissertation, University of Massachusetts, 1981. 305 p.

34. Pasternak M.B. Rise now and fly to arms: the life of Henry Highland Garnet. New York: Garland Pub, 1995. 176 p.

35. Rollin F.A. Life and Public Services of Martin R. Delany. Boston: Lee and Shepard, 1883.

367 p.

36. Schor JA. Henry Highland Garnet: A Voice of Black Radicalism in the Nineteenth Century. Westport: Greenwood Press, 1977. 250 p.

37. Schor J.A. The Anti-Slavery and Civil Rights Role of Henry Highland Garnet, 1840-1865. Doctoral Dissertation, Department of History, Howard University, 1973. 760 p.

38. Smith J.M. A memorial discourse; by Henry Highland Garnet, delivered in the hall of the House of Representatives, Washington City, D.C. on Sabbath, February 12, 1865. With an introduction [of 52 pages], by James McCune Smith. M.D. Philadelphia: Joseph M. Wilson, 1865. 100 p.

39. The Liberator, September 8, 1865.

40. Walker D., Garnet H.H. Walker's Appeal, with a Brief Sketch of His Life, and Also Garnet's Address to the Slaves of the United States of America. N-Y: Printed by J.H. Tobitt, 9 Spruce st. 1848. [Электронный ресурс] URL: https://www.gutenberg.org/files/16516/16516-h/16516-h.htm (дата обращения: 30.05.2023).

41. Wallace W. A. The history of Canaan, New Hampshire. Concord, N. H.: The Rumford press, 1910. 769 p.

42. Weekly Anglo-African, December 9, 1859.

43. William Lloyd Garrison to Oliver Johnson, May 12, 1840.

HENRY HIGHLAND GARNET - THE VOICE OF RADICAL AFRICAN - AMERICAN ABOLITIONISM IN THE IN THE NINETEENTH CENTURY

This article tells about the life and ideological and political views of one of the most influential representatives of the abolitionist movement and African-American socio-political thought of the XIX century. Many works have been written about Henry Highland Garnet, but in Russian historiography, the activities of this outstanding man have never been subjected to serious scientific reflection. All references to him are episodic. This study is designed to fill this gap in Russian historical science. The main emphasis in it is on the presentation of the biography of this figure and the analysis of his ideological and political views in the context of the development of the abolitionist movement. The main research methods are narrative, historical-descriptive, comparative-historical, allowing to draw the necessary parallels with other prominent representatives of African-American abolitionism and pan-Africanism, such as Paul Cuffee and Martin Robinson Delany. The work is based on an extensive source base, using the research of leading Western experts on these issues. Keywords: Henry Highland Garnet, Frederick Douglass, Martin Robinson Delany, abolitionism, pan-Africanism, repatriation, movement for the rights of the African-American population, slavery, slave trade, African-American history (Black History)

References

1. Efimov A.V. (1958) Ocherki istorii SSHA. Ot otkrytiya Ameriki do okonchaniya gra-zhdanskoj vojny [Essays on the history of the USA. From the discovery of America to the end of the Civil War]. M.: Uchpedgiz, 1958. 439 s.

2. Zaharova M.N. (1965) Narodnoe dvizhenie v SSHA protiv rabstva, 1831-1860 [The Popular movement in the United States against Slavery, 1831-1860]. M.: Nauka. 451 s.

3. Konstituciya Soedinennyh SHtatov Ameriki 1787 g. [Constitution of the United States of America 1787] [Elektronnyj resurs] URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (data

obrashcheniya: 30.05.2023).

4. Nitoburg E.L. (1979) Negry SSHA. XVII — nachalo XX v.: istor.-etnograf. ocherk [Negroes of the USA. XVII — early XX century: historical and ethnographic essay]. M.: Nauka. 295 s.

5. SHumakov A.A. (2023) Vosstanie Nata Ternera: hronika osnovnyh sobytij [Nat Turner's Rebellion: A Chronicle of Major Events] // Historia provinciae - zhurnal regional'noj istorii. 2023. T. 7, № 1. S. 755-795.

6. SHumakov A.A. (2021) ZHizn' i evolyuciya idejno-politicheskih vozzrenij Genri MakNila Ternera [The life and evolution of the ideological and political views of Henry MacNeal Turner] // Via in tempore. Istoriya. Politologiya. 2021. T. 48. № 2. S. 349-358.

7. SHumakov A.A. (2021) ZHizn' Martina Robinsona Delani i evolyuciya ego idejno-politicheskih vzglyadov [The life of Martin Robinson Delany's and evolution his ideological and political view] // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. № 1(47). S. 141-153.

8. SHumakov A.A. (2023) Pol Kaffi: moreplavatel', biznesmen, abolicionist [Paul Cuffe: navigator, businessman, abolitionist] // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumani-tarnye issledovaniya. Humanitates. 2023. T. 9, № 2(34). S. 69-86.

9. Colored American, August 6, 1841.

10. Colored American, June 6, 1841.

11. Constitution of the African Civilization Society. (1861) New Haven: Thomas J. Stafford. [Elektronnyj resurs] URL: https://archive.org/stream/constitutionofaf00afri/constitution-ofaf00afri_djvu.txt (data obrashcheniya: 30.05.2023).

12. Crummell A. (1891) Africa and America: addresses and discourses. Springfield, Mass.: Willey & Co. 484 p.

13. Dispatches from Liberia, Liberian Pine and Palm, February 24, 1882.

14. Emancipator, April 27, 1842.

15. Emancipator, March 3, 1842.

16. Frederick Douglass' Monthly, July, 1863

17. Frederick Douglass' Paper, August 1, 1851.

18. Frederick Douglass' Paper, July 31, 1853.

19. Garnet H.H. (1848) An Address to the Slaves of the United States of America. Libraries at University of Nebraska-Lincoln. [Elektronnyj resurs] URL: https://digitalcom-mons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1007&context=etas (data obrashcheniya: 30.05.2023).

20. Garnet H.H. (1848) The past and the present condition, and the destiny, of the Colored race: a discourse delivered at the fifteenth anniversary of the Female Benevolent Society of Troy, N.Y., Feb. 14, 1848. Troy, N.Y.: J.C. Kneeland and Co. 32 p.

21. Henry Highland Garnet to Gerrit Smith, February 20, 1873.

22. Henry Highland Garnet to Gerrit Smith, October 23, 1865.

23. Henry Highland Garnet to Maria Chapman, May 1, 1843.

24. Henry Highland Garnet to Rev. C. Hall, June 28, 1844.

25. Herald of Freedom, August 8, 1835.

26. Hutchinson E.O. (1972) Let your motto be resistance: the life and thought of Henry Highland Garnet. Boston: Beacon Press. 221 p.

27. Jasinski J. (2007) Constituting Antebellum African American Identity: Resistance, Violence, and Masculinity in Henry Highland Garnet's (1843) «Address to the Slaves» // Quarterly Journal of Speech. Vol. 93. №1. P. 27-57.

28. Moses W.J. (1996) Classical Black nationalism: from the American Revolution to Marcus Garvey. N-Y.: New York University Press. 257 p.

29. National Anti-Slavery Standard, June 11, 1840.

30. New National Era, June 8, 1871.

31. New York Tribune, September 24, 1856.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. North Star, March 2, 1849.

33. Pasternak M.B. (1981) Rise now and fly to arms: the life of Henry Highland Garnet. Doctoral Dissertation, University of Massachusetts. 305 p.

34. Pasternak M.B. (1995) Rise now and fly to arms: the life of Henry Highland Garnet. New York: Garland Pub. 176 p.

35. Rollin F.A. (1883) Life and Public Services of Martin R. Delany. Boston: Lee and Shepard.

367 p.

36. Schor J.A. (1977) Henry Highland Garnet: A Voice of Black Radicalism in the Nineteenth Century. Westport: Greenwood Press. 250 p.

37. Schor J.A. (1973) The Anti-Slavery and Civil Rights Role of Henry Highland Garnet, 18401865. Doctoral Dissertation, Department of History, Howard University. 760 p.

38. Smith J.M. (1865) A memorial discourse; by Henry Highland Garnet, delivered in the hall of the House of Representatives, Washington City, D.C. on Sabbath, February 12, 1865. With an introduction [of 52 pages], by James McCune Smith. M.D. Philadelphia: Joseph M. Wilson. 100 p.

39. The Liberator, September 8, 1865.

40. Walker D., Garnet H.H. (1848) Walker's Appeal, with a Brief Sketch of His Life, and Also Garnet's Address to the Slaves of the United States of America. N-Y: Printed by J.H. Tobitt, 9 Spruce st. 1848. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.gutenberg.org/files/16516/16516-h/16516-h.htm (data obrashcheniya: 30.05.2023).

41. Wallace W.A. (1910) The history of Canaan, New Hampshire. Concord, N. H.: The Rumford press. 769 p.

42. Weekly Anglo-African, December 9, 1859.

43. William Lloyd Garrison to Oliver Johnson, May 12, 1840.

Об авторе

Шумаков Андрей Андреевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Тульский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (Россия), E-mail: takamori@rambler.ru

Shumakov Andrey A. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities, Tula Branch of the Plekhanov Russian University of Economics (Russia), E-mail: taka-mori@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.