УДК 94 (100)
Шумаков А.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Тульский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (Россия)
ЖИЗНЬ МАРТИНА РОБИНСОНА ДЕЛАНИ И ЭВОЛЮЦИЯ ЕГО ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ
В данной статье рассматривается эволюция идейно-политических взглядов Мартина Робинсона Делани, которому приписывается первое концептуальное обоснование доктрины «черного национализма» в США. Автор анализирует основные вехи биографии указанного деятеля, его богатое литературное наследие, делая основной акцент именно на рассмотрении внутренней диалектики политический философии Делани, изменчивости и противоречивости его взглядов на различных этапах жизни. Особое внимание уделяется отношению Делани к идеологии панафриканизма и черного национализма, а также его знаменитой полемике с Фредериком Дугласом. Уникальность исследования заключается в том, что оно представляет собой первую в отечественной науке попытку изложения биографии и анализа идейно-теоретического наследия выдающегося афроамериканского общественного деятеля, оценку его вклада в дело борьбы за права чернокожего населения в США. Источниковой базой являются работа самого Делани и его биографии. Ряд источников впервые вводится в научный оборот. В качестве конкретно исторических методов в данной работе используются историко-генетический и историко-типологический методы. Ключевые слова: черный национализм, интеграционизм, аболиционизм, рабство, Гражданская война в США, движение за права афроамериканского населения, Мартин Робинсон Делани, Фредерик Дуглас, Авраам Линкольн, Республиканская партия (США) DOI: 10.22281/2413-9912-2021-05-01-141-153
Этого человека в академической среде принято именовать «отцом американского «черного национализма».2 По мнению подавляющего большинства западных исследователей, именно он во многом повлиял на становление указанного направления общественно-политической мысли, сформулировав практически все его основные идейно-теоретические положения [1].
Стоит отметить, что фигура Мартина Робинсона Делани всегда вызывала огромный интерес у историков и политологов в США. Этому выдающемуся общественному деятелю посвящено немалое количество научных и публицистических работ, издано несколько биографий,3 а его собственные труды выдержали не один десяток переизданий и до сих пор
продолжают пользоваться значительной популярностью среди широкого круга читателей на Западе.
В нашей же стране имя Мартина Де-лани долгое время было известно лишь отдельным специалистам в области американской литературы XIX века и истории аболиционистского движения. Сейчас ситуация мало изменилась. Достаточно отметить, что ни одна из работ указанного автора, оставившего внушительное литературное наследие, по сей день не переведена на русский язык. Если в советский период подобное отсутствие интереса объяснялось очевидной «реакционностью» его взглядов, то в постсоветский - Делани оказался практически забыт отечественными исследователями. Исключения составляют лишь отдельные
© Шумаков А.А © Shumakov A.A.
2 Первым, кто это сделал, был американский писатель и историк Теодор Дрейпер. 12 марта 1970 г. в New York Times Review of Books вышла его работа «Отец черного гражданского национализма».
3 Первая была выпущена еще в 1868 году американской политической активисткой Фрэнсис Энн Роллин Уип-пер и имела огромный успех.
научные публикации, где его имя, как правило, приводится в числе других представителей «афроцентризма» или «панафриканизма».
А между тем яркая и противоречивая фигура Мартина Робинсона Делани заслуживает самого пристального внимания, а его биография и идейно-политические воззрения - самого подробного рассмотрения. Ведь речь идет о человеке, который сыграл ключевую роль в развитии движения за права чернокожих в США.
По мнению автора, политическая философия этого выдающегося общественного деятеля, политика, журналиста и писателя интересна в первую очередь тем, что являет собой наглядный и ярчайший пример внутренней диалектики и амбивалентности афроамериканского мышления и сознания, постоянно разрываемого между американской и негритянской идентичностью, о которых сегодня так часто говорят на Западе, пытаясь объяснить происходящее. Отчетливее всего это можно наблюдать, анализируя вехи его биографии и литературное наследие.
На протяжении жизни взгляды Мартина претерпевали существенные изменения. Как отмечал знаменитый британский историк, основатель Центра изучения рас и расизма Университетского колледжа Лондона Пол Гилрой: «Делани - фигура необычайной сложности, линия его политических взглядов проходит через аболиционизм и эмиграционизм, от республиканцев к демократам, делая несостоятельными любые примитивные попытки представить данного человека либо в качестве последовательного консерватора, либо в качестве радикала» [2, р. 20]. Эволюция идейно-политических воззрений указанного общественного деятеля не только сложна, но весьма показательна: от либерализма к консерватизму, от умеренного ин-теграционизма к правому радикализму и даже откровенному расизму, от черного национализма к ярко выраженному лоя-лизму, от фактического непринятия самой
идеи репатриации к ее яростному отстаиванию, от эгалитаризма к элитаризму, от фактического материализма к идеализму, и наконец, от республиканского к демократическому (консервативному) направлению американской политической мысли. Причем практически на каждом из этих этапов мы можем говорить о завершенной инверсии философских представлений.
В этой связи представляет особый интерес рассмотрение динамики изменения идейно-политических взглядов Мартина Делани и основных вех его биографии.
Ранние годы и начало активной общественной деятельности (1812-1843)
Мартин Робинсон Делани родился свободным в Чарльз-Тауне, Вирджиния (ныне - штат Западная Вирджиния), 6 мая 1812 г. в семье раба Сэмуэля и свободной швеи Пэти Делани. Последняя, как гласила семейная легенда, была дочерью порабощенного, а затем освободившегося и возвратившегося в Африку принца народности мандинка по имени Шанго [3, рр. 14-17]. Деда по отцовской линии Делани впоследствии также обозначал как бывшего плененного и перевезенного в Новый свет вождя, представителя народа гола, который затем бежал в Канаду, где активно боролся против рабства. Уже в одном только этом некоторые склоны видеть причины формирования его последующих политических воззрений, представляя Мартина как потомственного аболициониста. Однако к подобной родословной со слов самого автора следует относиться с большой долей скепсиса, ибо прямых подтверждений данной семейной истории не существует.
Как бы то ни было, с уверенностью можно говорить, что еще в раннем возрасте Мартин столкнулся с проявлением дискриминации в вопросе получения образования. Он и его братья самостоятельно научились читать и писать с помощью знаменитого «Нью-Йоркского букваря и справочника орфографии», который им удалось получить от бродячих
торговцев-менял [4]. По иронии судьбы, данная книга стала и причиной временного разлучения семьи с отцом в сентябре 1822 г. Дело в том, что по закону штата Вирджиния от 1793 г. негры, даже свободные, не могли получать образование. Поэтому, когда властям стало известно, что дети в семье Делани обучаются грамоте, начались судебное преследование и травля со стороны соседей, заставившие заставили Пэти Делани с детьми перебраться в Чемберсбург, штат Пенсильвания, где по закону чернокожие могли получить лишь начальное образование. Мартину не удалось воспользоваться даже этой скромной возможностью. Какое-то время ему приходилось совмещать учебу с работой, после чего из-за недостатка финансовых средств молодой человек был вынужден бросить школу.
В 1831 г. Делани в одиночку отправился в растущий город Питтсбург, преодолев в сложности около 150 миль пешком. Там он начал посещать занятия в школе Африканской методистской епископальной церкви (AME) и какое-то время работал цирюльником и чернорабочим. В 1832 г. Мартин становится слушателем Колледжа Джефферсона. В том же году в США разразилась эпидемия холеры, и Делани поступает в ученики доктора Эндрю Н. Макдауэлла.
Примерно в это время начинается его активная общественная деятельность. Еще в 1832 г. Делани вместе с соседом по комнате Моллистоном М. Кларком образуют Фиванское литературное общество (по образцу Хунты Бенджамина Франклина) [5, р. 25]. В 1834 г. Мартин активно участвует в основании общества терпимости, Питтсбургского общества борьбы с рабством и филантропического общества, которое помогало беглым рабам [5, р. 25], а начиная с 1835 г., Делани принимает участие в ежегодном Национальном негритянском съезде. По некоторым сведениям, в то время он был вдохновлен идеей созда-
ния «черного Израиля» на восточном побережье Африки [6, p. 177-179].
Согласно материалам самой авторитетной и влиятельной афроамериканской газеты «The Colored American», в 1837 г. Делани фигурирует в качестве одного из одиннадцати соучредителей Молодежного литературного и нравственного реформистского общества Питтсбурга и его окрестностей, в апреле 1838 г. он обозначен как один из участников протеста против лишения чернокожих граждан избирательных прав, а в июле 1841 г. отмечен как секретарь оргкомитета Конвенции чернокожих в Питтсбурге [5, p. 25]. При этом Мартин с 1836 г. продолжал заниматься медицинской практикой, открыв врачебный кабинет, который, собственно, и служил ему основным источником дохода.
На данном этапе карьеры о политических взглядах Делани мало что известно, т.к. авторских публикаций этого периода практически не сохранилось. Однако те, что имеются, позволяют говорить о классическом аболиционизме и либерализме как основе его тогдашнего общественно-политического мировоззрения.
Начало журналистской карьеры: от либерализма к «черному национализму» (1843-1852)
В 1843 г. Делани начинает издавать газету «The Mystery». Многие из тех материалов впоследствии дублировались в других печатных изданиях, в частности, в знаменитой газете «The Liberator» Уильяма Ллойда Гаррисона. Самым известным эпизодом этого периода стал обвинительный приговор по делу о клевете в отношении другого чернокожего гражданина по фамилии Джонсон, которого редактор «The Mystery» публично обвинил в том, что тот некогда занимался ловлей рабов. Делани присудили штраф в размере 650 долларов. Выплатить указанную сумму ему помогли сторонники из числа аболиционистов.
В 1847 г. Делани знакомится с Уиль-
ямом Ллойдом Гаррисоном и Фредериком Дугласом, посетившими Питтсбург во время своего турне по штатам. Мартин получает предложение о сотрудничестве, которое охотно принимает. Он прощается с читателями «The Mystery», переезжает в Рочестер (Нью-Йорк), где совместно с Фредериком Дугласом в декабре того же года начинает выпуск газеты «North Star». Примечательно, что первые два года оба выдающихся афроамериканских общественных деятеля выступают как единомышленники: Дуглас в качестве редактора, Делани же - какое-то время ездил с лекциями по штатам, готовил материалы, занимался популяризацией издания и оформлением подписки. Однако в 1849 г. у этих выдающихся чернокожих представителей аболиционистского движения наметились явные идейные разногласия, сделав их впоследствии одними из самых известных и непримиримых оппонентов в истории афроамериканской общественно-политической мысли.
Первым камнем преткновения, как и в случае с другими знаменитыми антагонистами американского движения за права чернокожих Мартином Лютером Кингом и Малькольмом Икс, стал вопрос о применении насилия в борьбе за права чернокожего населения. Накопивший к тому моменту значительный опыт активной общественно-политической борьбы, Делани вполне допускал такую возможность в качестве ответа на насилие белых [5, p. 9], а его знаменитый коллега по издательской работе - нет.
1 июня 1849 г. Дуглас отказался от совместной редакции. В июне 1850 г. после газетной дискуссии Фредерика с другим аболиционистом Сэмуэлем Р. Уордом Делани подверг критике позицию своего «компаньона» и демонстративно занял сторону его оппонента. Тем не менее, стоит отметить, что на тот момент Мартин занимал относительно умеренную позицию по расовому вопросу, которую
вполне можно рассматривать как интегра-ционистскую. Иными словами, Делани считал, что чернокожему населению необходимо бороться за отмену рабства, предоставление и расширение своих прав, но в рамках американской (западной) капиталистической культуры. При этом многие т.н. «черные церкви», включая Африканскую методистскую епископальную церковь (AME), обвиняли на данном основании его в пропаганде материалистического и капиталистического мировоззрения [7, р. 56].
Однако примерно год спустя риторика Делани резко меняется. Ряд исследователей и публицистов усматривают в этом исключительно личные мотивы. Так, в ноябре 1850 г. Мартин вместе с двумя другими чернокожими студентами был зачислен в Гарвардскую медицинскую школу, но уже в декабре вынужден прервать свое обучение. Причиной стала петиция белых студентов, посчитавших, что допуск чернокожих на лекции вредит репутации образовательного учреждения «в этой и других частях страны» [5, р. 184].
Другим важным обстоятельством, повлиявшим на радикализацию взглядов Делани, стало принятие ряда законодательных актов, известных как Компромисс 1850 года. В перечень документов входил новый Закон о беглых рабах, разрешавший поиск и задержание беглых рабов на территориях штатов, где рабство было уже официально отменено.
Делани очень жестко отреагировал на данные изменения. На одном из про-тестных митингов 30 сентября 1850 г. в Аллегейни (штат Пенсильвания) он обратился к мэру и присутствующим с таким словами: «Сэр, мой дом - моя крепость; в этой крепости нет никого, кроме моей жены и моих детей, которые так же свободны, как и сами ангелы небесные, и чья свобода столь же священна, сколь и основы божественного мироздания. Если кто-нибудь подойдет к этому дому в поисках раба, - мне все равно, кем он будет,
будь то констебль или шериф, магистрат или даже сам судья Верховного суда, - нет, пусть даже это будет тот, кто санкционировал подобные действия, сделав их законными [президент Миллард Филлмор], окруженный своими телохранителями, размахивающий как знаменем над головой Декларацией независимости и прикрывающий грудь как щитом конституцией его страны, - если он переступит порог моей двери, а я не уложу его безжизненный труп у моих ног, я надеюсь, могила откажет моему телу в последнем упокоении, а праведные небеса моей душе в последнем приюте» [8, p. 76].
И наконец, третьим существенным моментом, повлиявшим на очевидную инверсию взглядов, и который практически не учитывается исследователями, является увлечение Делани масонством. Последнее, как он считал, появилось в Древнем Египте и Эфиопии. «Отказать черным мужчинам в привилегиях масонства, - заявлял он в своих лекциях, - значит отказать ребенку в родословной собственного происхождения. Откуда возникло масонство, если не из Эфиопии, Египта и Ассирии, заселёнными и населенными детьми Хама» [5, p. 65]. Подобная мифология вскоре трансформируется в идеологическое обоснование превосходства черной расы. Тем не менее, на момент своих лекций по истории американского масонства Делани выступал как ярый эгалитарист.
В 1851 г. начинается очередной виток полемики с Фредериком Дугласом. На сей раз причиной затяжного спора послужила публикация на страницах газеты «National Era» частей романа Гарриет Би-чер-Стоу «Хижина дяди Тома». Делани подверг яростной критике данное произведение, заявив, что белому человеку невозможно осознать всей тяжести положения чернокожего населения в США и даже назвав его автора «колонизатором» [5, p. 184]. Дискуссия по этому поводу бу-
дет продолжаться очень долго. Впоследствии в 1859-1862 гг. Делани даже попытается опубликовать свой роман «Блэйк: или хижины Америки», который задумывался как своеобразный ответ на знаменитый бестселлер Гарриет Бичер-Стоу.
Рождение «черного национализма»: от культурного национализма к панафриканизму (1852-1863)
Но все же окончательным разрывом с Дугласом, по мнению большинства исследователей, стала развернувшаяся дискуссия по поводу эмиграции темнокожего населения. Фактически в это время мы наблюдаем очередную инверсию взглядов Мартина Делани и, что еще более важно, появление двух магистральных направлений общественно-политической мысли афроамериканского движения. Первое предполагало, что потомкам темнокожих рабов необходимо интегрироваться в американское общество, а второе напротив, отстаивало сохранение черной идентичности любыми доступными способами и средствами.
В 1852 г. выходит самая знаменитая работа Делани «Условия, подъем, эмиграция и судьба цветных в Соединенных Штатах». В отличие от широко разрекламированного на страницах «Полярной звезды» романа «Хижина дяди Тома», Дуглас демонстративно проигнорировал книгу своего бывшего соратника. Между тем, несмотря на всю свою неоднозначность и неприятие большей частью американских аболиционистов, данная работа все же сыграла свою роль в истории движения за права негритянского населения в США, т.к. именно в ней впервые формулируются некоторые ключевые положения, которые позднее станут идеологической основой знаменитой доктрины «черного национализма».
В частности, в данном трактате открыто провозглашался отказ от идеи пассивной христианской покорности и декларировалась необходимость активной
борьбы с рабством и расовым неравенством. «Цветные расы очень восприимчивы к религии; это составляющий принцип их природы и замечательная черта их характера, - писал Делани. - Но, к их несчастью, они зашли слишком далеко. Их надежда слишком развита, и, следовательно, они обычно стоят на месте -надеются на Бога и действительно ожидают, что он сделает все за них вместо того, чтобы сделать это самим. Это их большая ошибка, возникшая из-за неправильного представления о характере и образе Бога» [9]. В качестве конкретной меры возвышения своего народа Делани все еще предлагал занятие более высокого положения в обществе посредством получения образования, занятия предпринимательством и овладения профессиями. Однако в то же самое время, признавая господство расистских представлений в американском обществе, он приходит к выводу о необходимости эмиграции, сравнивая это с исходом евреев из Египта, походом Дидоны и эмиграцией британских пуритан в Новый свет [9]. В завершении работы автор даже делает недвусмысленный намек на превосходство черной расы, «наделенной всеми свойствами, подходящими для всех частей земли, в то время как белая адаптирована только к определенным частям» [9].
При этом Делани не только не отказался от прежнего эгалитаризма, но и в существенной мере выводил из этих представлений свою новую концепцию. Именно в нарушении принципа равенства он видел корень всех бед своего народа, проводя параллели с положением польского населения в России, венгров в Австрии, шотландцев, ирландцев и валлийцев в Соединенном Королевстве и евреев по всему миру. В частности, он писал: «Везде, где существует подобный произвол, должно предполагаться чье-то превосходство. Признать чье-то превосходство - значит отрицать равенство дру-
гих, отрицать их равенство - значит исходить из их неспособности к самоуправлению» [9].
Таким образом, на данном этапе главной целью Делани становилась уже не интеграция чернокожего населения в американское общество, а самоуправление. «Мы имеем в виду, что нам пора стать политиками, чтобы понять политическую экономию и внутреннюю политику наций; чтобы мы стали не только теоретиками морали, но и практиками равноправия и самоуправления. (...) Разве у нас сейчас недостаточно разума, чтобы понять наше истинное положение, осознать наше состояние и определить для себя, что лучше всего делать? Если мы этого не сделаем сейчас - не сделаем никогда, а значит, мы должны прекратить болтовню о нашем равенстве, равных возможностях и обо всем остальном» [9], - писал он в той же работе.
При этом на тот момент Мартин считал, что Либерия не является лучшим местом для иммиграции. В качестве причин Делани называл ее «нездоровый» климат и фиктивную независимость, а создание данной страны рассматривал как глубоко продуманный план рабовладельцев по истреблению свободных американских «цветных» [9]. Вместо этого Делани предлагал в качестве новой родины черной расы в Новом свете - страны Вест-Индии, а также Центральной и Южной Америки.
В июне 1853 г. в Рочестере проходит Национальный съезд представителей цветной расы под председательством Фредерика Дугласа, однако, несмотря на полученное приглашение, Делани не присутствует на данном мероприятии. Вместо этого в августе следующего года в Кливленде он проводит свой съезд под названием Национальная эмиграционная конвенция, на котором выступает с докладом «Политическая судьба цветной расы на американском континенте». Данный документ можно с полным основанием назвать
первым манифестом «черного национализма» в США. В нем развиваются тезисы предыдущей работы, но теперь они становятся еще более радикальными и категоричными. Так, автор открыто провозглашает, что в Соединенных Штатах добиться подлинного равноправия не получится ввиду расистской природы данного государства, которое сравнивается им с Древним Римом, а эмиграция предлагается как «лекарство от болезни» [5, р. 249]. Делани ставит под вопрос саму возможность мирного и благополучного сосуществования черного и белого населения в США, заявляя, что «на протяжении более двух тысяч лет целью белых было подавление цветных рас везде, где бы они ни находились», и лидерами в этом отношении на данный момент являются англо-американцы [5, р. 249]. Как следствие, первоочередной задачей негритянского населения должны стать сохранение черной идентичности и приобретение политической субъектности. Делани писал: «Цветным необходимо иметь собственную землю, чтобы бороться за влияние с другими расами. Помимо политического центра, залогом могущества служит сохранение идентичности. Идентичность -это ядро, вокруг которого скреплена нация. Потеря её означает крах нации. Причиной падения Египта, Карфагена, греческих государств была «утрата изначальной идентичности, а вместе с нею -утрата заинтересованности в поддержании элементарных принципов национального бытия» [10, р. 201].
Продолжал Делани развивать и теорию расового превосходства, обосновывая необходимость занятия территорий в странах Южной, Центральной Америки и Вест-Индии. «Нас не сочли бы суеверными, - писал он, - если бы мы сказали, что во всем этом мы можем «увидеть перст Божий». Разве здесь не стоит отметить, что хотя проникновение иностранных белых на этот континент
было добровольным и постоянным, а чернокожих - непроизвольным и лишь время от времени. Но количество белых на Юге уменьшилось, они выродились по характеру и стали психически и физически немощными и слабоумными, в то время как черные и цветные люди старательно увеличивались в численности, возродились по характеру, росли умственно и физически сильными и активными, развивая свои человеческие качества, и теперь по своему элементарному характеру явно превосходят представителей белой расы? Значит, белая раса никогда не сможет успешно занять южную часть континента» [5, р. 267].
Для осуществления своего проекта Делани был создан Национальный комитет уполномоченных, целью которого являлось изучение возможности для черной эмиграции в страны Латинской Америки. Впрочем, завершить данный проект так и не удалось.
В феврале 1856 г. Делани вместе с семьей переезжает в Канаду, а с конца
1858 г. начинает работать над проектом создания афроамериканского поселения на Черном континенте, саму возможность которого он фактически отрицал ранее. В
1859 г. он даже предпринял экспедицию на западный берег Африки с целью поиска подходящего места для поселения. По итогам этого путешествия в 1861 г. был опубликован «Официальный отчет группы исследователей долины реки Нигер», где впервые прозвучала знаменитая формула панафриканизма «Африка для африканцев», обычно приписываемая Э.У. Блайдену. У Делани она сформулирована следующим образом: «Африка для африканской расы и черные люди должны править ею» [5, р. 356]. В начале 1860-х гг. Делани продолжает ездить с лекциями по всему миру, собирая средства на реализацию своего иммиграционного проекта.
Несмотря на первоначальный успех данного предприятия, надеждам Делани
вновь не суждено было оправдаться. Начавшая в Соединенных штатах гражданская война и недостаток финансирования не позволили осуществить задуманное. Кроме того, как выяснилось, желающих отправиться на «родину предков» среди темнокожего населения в США не так много, что привело к провалу и этого начинания.
Стоит отметить, что на протяжении указанного периода политические взгляды Делани все больше радикализировались, чему отчасти способствовало принятие ряда дискриминационных законов, таких как Акт Канзас-Небраска 30 мая 1854 г. и решение Верховного суда США по делу Дреда Скотта 6 марта 1857 г. Кроме того, на данном этапе мы можем отчетливо наблюдать дрейф Делани от культурного черного национализма к панафриканизму. Все это, в принципе, укладывалось в единую линию последовательной эволюции его взглядов, но начале 1860-х гг. в политической философии указанного автора происходит очередная инверсия.
Возвращение к интеграционизму и заключительный этап жизни (1863-1885)
Начавшаяся Гражданская война и «Прокламация об освобождении рабов» Авраама Линкольна, опубликованная двумя указами от 22 сентября 1862 г. и 1 января 1863 г., заставили Мартина в очередной раз кардинально пересмотреть свои взгляды. В принятии этих документов Делани увидел долгожданный шанс для темнокожего населения США наконец-то добиться равенства непосредственно в стране своего проживания. В 1863 г. он отвечает на призыв Линкольна и начинает открытую агитацию за вступление в Армию Союза, призывая всех сплотиться вокруг американского флага, «чтобы собственной крепкой рукой бороться за освобождение своей расы» [7, р. 384]. Какое-то время Делани занимался вербовкой новобранцев в 54-й полк Массачусетса, а затем в тяжелую артиллерию
в Род-Айленде и Коннектикуте. Кстати, одним из завербованных был его сын Тус-сен-Лувертюр.
В декабре 1863 г. Мартин отправляет военному министру Эдвину М. Стэн-тону письмо с предложением использовать свой авторитет среди чернокожего населения не только для вербовки солдат Армии Союза, но и для создания отдельных «цветных» вооруженных формирований в штатах Юга. Делани в кратчайшие сроки предлагал собрать «полк или бригаду» под его собственным командованием [5, р. 384]. Однако данное предложение было проигнорировано военным секретарем. И тем не менее Делани все же был назначен полевым офицером, став первым чернокожим американцем, получившим звание майора.
Удостоившись личной аудиенции у президента США в феврале 1865 г., он вновь повторил свое предложение и внезапно получил одобрение главы Союза. Впрочем, убийство Авраама Линкольна и скорое окончание войны не позволили воплотить эти планы в жизнь. На тот момент Делани удалось набрать солдат для
104-го полка Цветных войск США и получить приказ о наборе новобранцев для
105-го полка, но с окончанием активных боевых действий надобность в подобном пополнении отпала сама собой. Оба приказа были отменены 7 июня 1865 г.
В августе 1865 г. Делани официально назначен помощником заместителя комиссара Бюро вольноотпущенников в Хилтон-Хед-Айленд, Южная Каролина, в чьи обязанности также входили контроль и управление заброшенными землями. Мартин занимал данную должность ровно три года. Все это время он активно продвигал идею перераспределения земельного фонда и создания класса чернокожих йоменов. Парадокс заключался в том, что Делани тогда активно поддерживал умеренную политику американского правительства в отношении землевладельцев Юга, придерживался концепции
«тройного союза»4 и призывал собратьев прийти к компромиссу с бывшими плантаторами-рабовладельцами, что существенно пошатнуло его авторитет в глазах вольноотпущенников и представителей движения за права чернокожих.
Принятие 13-й поправки 1 февраля 1865 г. о запрете рабства и принудительного труда, а также 14-й поправки 9 июля 1868 г. о предоставлении гражданства бывшим рабам Делани воспринял как свидетельство того, что чернокожие-таки стали «неотъемлемой частью и обязательным элементом американской политической нации» [7, р. 78], а, следовательно, их активная борьба потеряла смысл. Позднее как убежденный республиканец Мартин Делани всячески подчеркивал свою лояльность к действующему федеральному правительству и критиковал «негритянских собратьев» за излишнюю амбициозность.
Особенно ярко это проявилось в продолжающейся полемике с Фредериком Дугласом. Последний жестко критиковал президента Эндрю Джонсона за отказ от предоставления избирательных прав чернокожему населению и возвращение на руководящие посты ряда лидеров Конфедерации. Делани не только не поддержал бывшего товарища, но и фактически принял сторону действующего президента. В своем «Письме к цветным» он заявлял следующее: «Не недооценивайте президента, но верьте, как и я, в то, что он намерен поступать правильно, что его намерения благи, что он заинтересован, как другие наши сограждане, в благополучии черных людей. (...). Не ждите от него слишком многого - я имею в виду того, что вы обычно ждете от черных людей.
4 Концепция или план «Тройного внутреннего союза», разработанная Делани в 1865 г., предполагала, что Южные штаты могут достигнуть процветания только путем объединения и достижения разумного компромисса между промышленниками Севера, владеющими капиталом, землевладельцами Юга и черными рабочими-вольноотпущенниками, предоставляющими свой труд. Прибыль в таком случае соответственно должна делиться на три равные доли.
Не забывайте, что вы черные, а он - белый. Сделайте существенную поправку на это, и примите как точку зрения» [5, р. 404]. В данном отрывке можно видеть разительный контраст с тем, что Делани говорил и писал ранее. 5 От былого радикализма не осталось и следа, равно как и эгалитаризма. В 1868 г. в своем обращении Делани просил уступить белым «право первого выбора и первого места». «Мы не равны нашим белым друзьям, не равны в главном - в интеллекте» [7, р. 87], - заявлял он. Теперь, даже на фоне интеграцио-нистской риторики Фредерика Дугласа, Мартин Делани выглядел самым настоящим консерватором.
В 1870-е гг. Делани активно выстраивал политическую карьеру и занимался земельным бизнесом, открыв свое агентство недвижимости, выступая в качестве маклера. Он тщетно пытался добиться назначения генеральным консулом в Либерии и поста вице-губернатора Южной Каролины на выборах 1874 г., баллотируясь от Независимой Республиканской партии Южной Каролины. Программой Делани по-прежнему выступало признание общности интересов двух рас, которую на сей раз он охарактеризовал как «союз труда и капитала» [7, р. 87].
В следующем году Делани вернулся в Республиканскую партию и даже был назначен судьей третьего отделения в Чарльзтауне, но вскоре лишен своей должности после обвинения в присваивании 212 долларов. Эту сумму якобы передала ему община Методистской церкви Джона Уэсли в 1871 г. как доверенному лицу миссис Э.Б. Ричардсон. Делани приговорили к тюремному заключению, хотя до конца жизни он
5 Тем не менее, справедливости ради стоит отметить, что 25 июля 1866 г. Делани сам написал письмо президенту, в котором просил как можно быстрее принять закон об избирательных правах как залог социального спокойствия и лояльности чернокожего населения. 15-я поправка будет принята только спустя три с половиной года при президенте Улиссе Гранте.
так и не признал себя виновным. Уже в 1876 г. Делани был помилован генерал-губернатором Дэниэлом Генри Чемберленом при посредничестве демократа, бывшего офицера Конфедерации Уэйда Хэмптона, которого Мартин поддержал на скандальных выборах на пост губернатора Каролины 7 ноября того же года.
К тому моменту Делани превратился в яростного критика Республиканской партии, точнее - ее радикального крыла. Он постоянно обвинял последнее в подрыве расового мира на Юге. Это отвернуло от него значительную часть чернокожего населения, равно как и поддержка кандидата, опиравшегося на военизированную белую расистскую организацию «Красные рубашки». Данные изменения можно отчетливо видеть на примере предвыборных выступлений Делани перед чернокожей аудиторией, которые, как писали многие газеты, неизменно сопровождались гулом неодобрения и обвинениями в предательстве.
28 февраля 1876 г. в Вашингтоне темнокожими делегатами был создан Национальный независимый политический союз. Основной объединительной платформой и задачей данной организации была критика Республиканской партии и нормализация отношений с белыми южанами, а идейной основой становилась все та же концепция «Тройного союза» Мартина Делани. Последний был избран президентом для всех штатов к югу от Северной Каролины, хотя сам он узнал об этом позднее. Данное объединение не снискало широкой поддержки у чернокожего населения, по-прежнему поддерживавшего Республиканскую партию.
После победы демократов Делани был восстановлен на посту судьи в Чарльстоне, но в 1878 г. освобожден от должности после избрания Хэмптона в Сенат. К тому моменту Мартин был сильно разочарован происходящим в стране. Это был связано с окончанием периода Реконструкции, разгулом расового насилия и
масштабным наступлением на права чернокожего населения, что спровоцировало его массовый отток на Север.
Делани пытался реагировать. Так в 1879 г. вышла его последняя значимая работа «Принципы этнологии: происхождение рас и цвета кожи», в которой он попытался обосновать ошибочность расистской интеллектуальной традиции и подчеркнуть древность и значимость африканской цивилизации. Однако особого резонанса данная работа не вызвала, равно как попытка Делани в 1878 г. реанимировать свой иммиграционный проект, что можно назвать его очередной и последней попыткой радикального пересмотра взглядов.
Последние годы Мартин провел в постоянных поисках средств на реализацию своей давней мечты о репатриации и попытками наладить подорванные отношения с республиканцами. Ни в первом, ни во втором Делани преуспеть не удалось. Одной из причин стали проблемы со здоровьем. В 1884 г. он возвращается к семье в Уилберфорс. 24 января 1885 г. Мартина Робинсона Делани не стало.
Выводы
Политическую философию Мартина Делани необходимо рассматривать исключительно в динамике, в противном случае - все выводы будут носить поверхностный характер и легко опровергаться противоречащими ссылками на того же автора. Вообще эволюцию его идейно-политических взглядов можно условно разделить на три этапа, в каждом из которых указанный деятель формулировал законченную теоретическую концепцию, после чего в процессе рассуждений и практической деятельности приходил к ее фактическому отрицанию.
Отдельные авторы используют данный подход в своем анализе, неизменно рассматривая фигуру Мартина Делани на контрасте с Фредериком Дугласом [11]. В таком случае оба выдающихся общественных деятеля движения за права негритянского населения предстают как
бы в образе непримиримых антагонистов, олицетворяющих собой два основных направления афроамериканской политической философии: интеграционизма и черного национализма. Подобная трактовка, нужно признать, имеет право на существование, однако она не несет в себе понимания природы происходящих изменений, внутренней диалектики движения, выражающейся в единстве и борьбе указанных направлений, а самое главное - не учитывает динамики изменений взглядов указанных авторов. А между тем, как мы могли видеть, Делани был крайне непоследователен в своих теоретических построениях, как, впрочем, и Дуглас. Поэтому в нашем случае речь в первую очередь уместно вести речь именно о внутренней диалектике Мартина Робинсона Делани, не сравнивая и не противопоставляя его кому бы то ни было.
Причины подобных «идейных метаний» и «преодоления» прежних убеждений носят как субъективный (личностный), так и объективный характер. К первым можно отнести крайне противоречивый жизненный и практический опыт Мартина Делани, подталкивающий его к соответствующим выводам и решениям. В качестве конкретных примеров можно привести отчисление из Гарвардской медицинской школы в 1850 г., фактический провал иммиграционного проекта в начале 1860-х гг., неудачную политическую карьеру и тюремный срок, которые привели к фактическому разочарованию в Республиканской партии, равно как и самой идее равноправия и борьбы за права
чернокожих. Под объективными факторами и причинами автор понимает социально-экономические и политические трансформации, происходящие в США. В частности, не вызывает сомнения, что на резкую перемену взглядов в 1850-х гг. и обращение к «черному национализму» во многом повлияло принятие ряда дискриминационных законов, отходу от указанной доктрины - начало гражданской войны, в которой Делани увидел долгожданную возможность политического освобождения представителей своей расы. Даже разочарование в «радикальном республиканизме» и борьбе за права чернокожего населения США было отчасти обусловлено социально-политическими процессами. Завершение реконструкции Де-лани воспринял как закономерный итог революционных изменений 1863-1868 гг., которые, по его мнению, нуждались в закреплении, а не в углублении. В свою очередь, окончание периода Реконструкции Юга и расцвет «джимкроуизма» заставили его вернуться к панафриканизму и идее репатриации.
Таким образом, несмотря на кажущуюся непоследовательность, в действиях и взглядах указанного афроамериканского деятеля просматривается четкая диалектическая логика и каузальная связь с конкретными событиями и процессами. Но самое главное - на примере жизни и эволюции взглядов Мартина Робинсона Де-лани можно отчетливо наблюдать дихотомию афроамериканского сознания и внутреннюю диалектику развития движения за права чернокожего населения в США.
Список литературы
1. Шумаков А.А. Проблема появления «черного национализма» в США // Приднепровский научный вестник. 2020. Т. 3. №8. С 53-64.
2. Gilroy P. The Black Atlantic: Modernity and Double Consciousness. - Cambridge: Harvard University Press, 1993.
3. Rollin F.A. Life and Public Services of Martin R. Delany, 1883, reprint 1969, Arno Press, pp. 14-17; accessed February 21, 2011.
4. Rollin F.A. The Life of Martin R. Delany. [Электронный ресурс] URL: https://b-ok.cc/book/5709193/2c368d.
5. Martin R. Delany: A Documentary Reader / Ed. by Robert S. Levine. - Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2003.
6. Gates Jr. H. L., Akyeampong E., Niven S.J. Dictionary of African Biography. Vol.6. Oxford University Press, USA, 2012, p. 177-179.
7. Adeleke T. Without regard to race. The Other Martin Robison Delany. - Jackson: University press of Mississippi, 2003.
8. Rollin F.A. Life and Public Services of Martin R. Delany (Boston: Lee and Shepard, 1868).
9. Delany M.R. The Condition, Elevation, Emigration and Destiny of the Colored People of the United States. [Электронный ресурс] URL: http://www.gutenberg.org/files/17154/17154-h/17154-h.htm
10. Delany M.R. The Political Destiny of the Colored Race // The Ideological Origines of Black Nationalism by Sterling Stuckey. - Boston: Beakon Pr. 1972.
11. Levine R.S. Martin Delany, Frederick Douglass, and the Politics of Representative Identity. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1997.
THE LIFE OF MARTIN ROBINSON DELANY'S AND EVOLUTION HIS IDEOLOGICAL AND POLITICAL VIEWS
This article examines the evolution of the ideological and political views of Martin Robinson Delany, who is credited with the first conceptual justification of the doctrine of "black nationalism" in the United States. The author analyzes the main milestones of the biography of this figure, his rich literary heritage, focusing on the consideration of the internal dialectics of Delany's political philosophy, the variability and inconsistency of his views at various stages of life. Special attention is paid to Delany's attitude to the ideology of pan-Africanism and black nationalism, as well as his controversy with Frederick Douglass. The uniqueness of the study lies in the fact that it is the first attempt in Russian academic science to present the biography and analysis of the ideological and theoretical heritage of an outstanding African-American public figure, an assessment of his contribution to the struggle for the rights of the black population in the United States. The source base is the work of Delany himself and his biographies, none of which has been translated into Russian. A number of sources are being introduced into scientific circulation for the first time. The historical-genetic and historical-typological methods are used as specific historical methods in this work.
Keywords: black nationalism, integrationism, abolitionism, slavery, American Civil War, movement for the rights of the African-American population, Martin Robinson Delany, Frederick Douglass, Abraham Lincoln, Republican Party (USA)
References
1. Shumakov A.A. Problema poyavleniya «chernogo nacionalizma» v SSHA // Pridneprovskij nauchnyj vestnik. 2020. T. 3. №8. S 53-64.
2. Gilroy P. The Black Atlantic: Modernity and Double Consciousness. - Cambridge: Harvard University Press, 1993.
3. Rollin F.A. Life and Public Services of Martin R. Delany, 1883, reprint 1969, Arno Press, pp. 14-17; accessed February 21, 2011.
4. Rollin F.A. The Life of Martin R. Delany. [Elektronnyj resurs] URL: https://b-ok.cc/book/5709193/2c368d.
5. Martin R. Delany: A Documentary Reader / Ed. by Robert S. Levine. - Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2003.
6. Gates Jr. H. L., Akyeampong E., Niven S.J. Dictionary of African Biography. Vol.6. Oxford University Press, USA, 2012, p. 177-179.
7. Adeleke T. Without regard to race. The Other Martin Robinson Delany. - Jackson: University press of Mississippi, 2003.
8. Rollin F.A. Life and Public Services of Martin R. Delany (Boston: Lee and Shepard, 1868).
9. Delany M.R. The Condition, Elevation, Emigration and Destiny of the Colored People of the United States. [Elektronnyj resurs] URL: http://www.gutenberg.org/files/17154/17154-h/17154-h.htm
10. Delany M.R. The Political Destiny of the Colored Race // The Ideological Origines of Black Nationalism by Sterling Stuckey. - Boston: Beakon Pr. 1972.
11. Levine R.S. Martin Delany, Frederick Douglass, and the Politics of Representative Identity. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1997.
Об авторе
Шумаков Андрей Андреевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Тульский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (Россия), E-mail: [email protected]
Shumakov Andrey Andreevich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities, Tula Branch of the Plekhanov Russian University of Economics (Russia), E-mail: [email protected]