Научная статья на тему 'Казус биоэтики: онтологические предпосылки'

Казус биоэтики: онтологические предпосылки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
844
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТОС / ЭТИКА / БИОЭТИКА / ТЕХНИКА / БИОТЕХНОЛОГИИ / НАУКА / ETHICS / BIOETHICS / EQUIPMENT / BIOTECHNOLOGIES / SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Максименко Людмила Александровна

В статье рассматривается феномен биоэтики. Автор обращается к поиску глубинных оснований и предпосылок его появления, полагая, что они связаны не столько с трансформацией этико-правовых приоритетов в медицине, сколько с трансформацией онтологических оснований морали. Биоэтику следует рассматривать как событие, проявившее глубокие противоречия онтологического порядка в философской антропологии и этике. Такой вывод делается в контексте хайдеггеровского анализа западноевропейской метафизики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bioethics incident: ontologic preconditions

In the article the phenomenon of bioethics which arose in a modern science and medical practice is considered. The author addresses to search of the deep bases and preconditions of its emergence. It is supposed that they are connected not so much with transformation of ethic and legal priorities in medicine, how many with transformation of the ontologic bases of morals. Such conclusion is in the context of the analysis of the West European metaphysics of M. Heidegger.

Текст научной работы на тему «Казус биоэтики: онтологические предпосылки»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

то во времена Ж. Бодрийяра, в эпоху господства потребителя, мода становится тотальной, погружая в хаос не только искусство, но и все сферы духовного и материального бытия. «Мы противимся признавать, что все секторы нашей жизни оказались в сфере товара, и еще сильнее — что они оказались в сфере моды. Дело в том, что здесь ликвидация ценностей идет особенно радикально. Под властью товара все виды труда обмениваются друг на друга и теряют свою особость — под властью моды уже сами труд и культура продаются и покупаются — под властью моды все культуры смешиваются в кучу в тотальной игре симулякров. Под властью товара любовь превращается в проституцию — под властью моды исчезает само отношение субъекта и объекта, рассеиваясь в ничем не скованной соо1-сексуаль-ности. Под властью товара время копится, как деньги, — под властью моды дробится на прерывистые, взаимоналагающиеся циклы» [3, с. 170]

Но ироник все же пока остается ироником, — он ищет дорогу назад, дорогу-возврат. Возврат не является стратегией спасения, — это стратегия избегания опасности и достижение безопасного бытия. Романтики предлагают вернуться к природе, еще не затронутой цивилизацией. М. Хайдеггер, иронизируя над падающим бытием, советует науке возвратиться к античному мировоззрению. Возврат как стратегия достижения безопасного состояния выражает второй философско-антропологический смысл иронии.

Таким образом, можно вести речь о двух философско-антропологических смыслах иронии. Во-первых, ирония фиксирует опасное бытие, тем самым предупреждая людей о том, что они заблудились, идут не по истинной дороге. Во-вторых, ирония соз-

дает стратегию достижения человеком безопасного бытия, предлагая заблудившимся людям возвратиться назад, откуда люди только начинали свое путешествие по бытию.

Библиографический список

1. Гегель, Г. В. Ф. Ирония / Г. В. Ф. Гегель // Эстетика. В 4 т. - М. : Мысль, 1968. - Т. 1. - С. 69-75.

2. Шлегель, Ф. Об изучении греческой поэзии / Ф. Шле-гель // Эстетика. Философия. Критика. Соч. В 2 т. - М. : Наука, 1983. - Т. 1. - С. 91-190.

3. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М. : Добросвет ; Изд-во КДУ, 2011. - 392 с.

ДЕНИСОВ Сергей Фёдорович, доктор философских наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой философии Омского государственного педагогического университета.

Адрес для переписки: [email protected] ДЕНИСОВА Любовь Владиленовна, доктор философских наук, профессор (Россия), начальник кафедры философии и политологии Омской академии МВД России.

Адрес для переписки: [email protected] ДМИТРИЕВА Лариса Михайловна, доктор философских наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой дизайна и технологий медиаиндустрии Омского государственного технического университета.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.02.2013 г.

© С. Ф. Денисов, Л. В. Денисова, Л. М. Дмитриева

УДК 1703 Л. А. МАКСИМЕНКО

Омская государственная медицинская академия

КАЗУС БИОЭТИКИ:

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

В статье рассматривается феномен биоэтики. Автор обращается к поиску глубинных оснований и предпосылок его появления, полагая, что они связаны не столько с трансформацией этико-правовых приоритетов в медицине, сколько с трансформацией онтологических оснований морали. Биоэтику следует рассматривать как событие, проявившее глубокие противоречия онтологического порядка в философской антропологии и этике. Такой вывод делается в контексте хайдеггеровского анализа западноевропейской метафизики.

Ключевые слова: этос, этика, биоэтика, техника, биотехнологии, наука.

Этическая конфликтогенность современной науки, ярко проявляясь сегодня в медицинской практике и новейших биотехнологиях, осмысляется в казуистическом дискурсе биоэтики. Наличие такого дискурса — очевидный запрос на этику, хотя само явление «призрака, который бродит по медицине» (К. Дёрнер) ХХ-ХХ1 веков (биоэтики) не представляет собой никакого казуса, оно вполне закономерно и ожидаемо, даже если иметь в виду непосредственные события-катализаторы, которые «произвели» биоэтику, вполне логично влившуюся в русло этической проблематики современной науки. Научный

этос, родившись из мифа об этической нейтральности науки, претерпел ряд масштабно-содержательных трансформаций: от кодекса Р. Мертона для «малой науки» к этосу «большой науки», сначала ядерному (этос военного общества), потом, когда научное лидерство перешло от физики к «самой опасной науке современности» — биологии, — к био-этосу (этосу гражданского общества). На фоне этих движений мы наблюдаем две взаимосвязанные тенденции: все более плотное «обволакивание» человека наукой и техникой и странную дисперсию этики, исходящую, по-видимому, из настойчивого желания

как можно точнее исчислить сферу ее приложения, ибо потерянность человека разрастается до неизмеримости: врачебная этика, медицинская, биомед-, био-, нейро-, техно- и даже наноэтика! Этика улетучивается подобно эфиру, «распыляясь» в постиндустриальном пространстве современности. В нем же наблюдается отчётливый тренд от экспериментирования над человеком к исследованиям с участием человека. Последнее может вполне пониматься не только в контексте завоеванной биоэтикой либеральной нормы — информированного согласия, но и в контексте онтологии как участь человека. Эта участь остается неясной и тревожной, несмотря на наивный оптимизм трансгуманстов. «Подавление рациональным знанием тех форм сознания, которые оперируют этическими ценностями» [1], ставит вопрос «как возможна этика в обществе знаний? ».

Медицина, начавшаяся как Т8%уп, окончательно «свалилась» в етат^п, а приобрело и в ней в

лице биотехнологий характер постава. Хайдеггеров-ский пример с Рейном, встраивающимся в гидроэлектростанцию, явно устарел. Теперь постав, видоизменившись, захватывает человека более изощренно, втягивая его в свои механические жернова. Современный «последний человек» (Ф. Ницше), делающий все «нано», продолжает стремительно уменьшаться, разлагаясь на «биоматериал», стволовые клетки, зиготы, гены, мозговые процессы, поставляя в качестве сырья самого себя. Не способное «носить в себе хаос, рождающий звезды» декартовское «содйо» открыло этические санкции (на уровне языка и логики, формулирующей критерии жизни/смерти) биомедицинским технологиям, деловито участвующим в этих тайнах бытия человека1. Существующие и активно разрабатываемые трансформативные практики, например, ИБЮ-технологии, обещают «расширение человека», что весьма остро ставит вопрос об «антропологической границе» (С. Хоружий, Ф. Фу-кияма, Ю. Хабермас).

Согласно демографической модели С. Капицы, современное человечество переживает фундаментальный «фазовый переход», который завершившись менее чем через сто лет, должен привести к совершенно иной парадигме развития, которую, по мнению ученого, будут определять факторы культуры и образования [2]. Итоги международного конгресса «Глобальное будущее-2045», ясно дают понять, что развитие инновационных технологий задает уверенные тренды движения к постчеловеческому будущему, в котором вряд ли найдется место культуре, сформированной базовой оппозицией «жизнь-смерть». «Био-обновленный» постав, претендуя на господство, диктует новый этический стандарт («техногенное деторождение», «беременность напрокат», «смертельный туризм», эвтаназия и пр.), «благо» тому способствуют ценности либерального общества и ослабление юридических норм. За декларациями о социально ориентированном значении биоэтики, о правах и достоинствах человека в связи с внедрением новых рискогенных биотехнологий зачастую утрачивается существо вопроса — сама постановка обсуждаемых проблем затрагивает сущностные основы бытия человека, которые связаны с его это-сом. Возникает странное впечатление: в современной «системе онтологических координат» чем «выше» технологии, тем «ниже» этические ценности. В условиях этого ясно проявившегося парадокса и возникла биоэтика, воспринятая как казус, что само по себе очень символично. Слово «казус» — латинский перевод (савив) греческого «ПТОЗИС» ОТ 71171X03 — па-

дать, уклоняться. В грамматике этими терминами обозначается отклонение (склонение) имени (существительного). Если иметь в виду отношение к языку как к «дому бытия», то отклонение от имени (биоэтика) может означать следствие падения. Всякое уточнение в виде морфемы, вводимой в уже существующее слово, призвано уточнить его смысл путем отгораживания от уже существующего. Био-этика пытается уточнить этическое пространство человека указанием на его жизненность («био»), по-видимому, в силу того, что имеющийся этос уже мыслится почти безжизненным.

А. Макинтайр, диагностируя современную моральную ситуацию как пост-катастрофическую, поставил вопрос: «Как возможна этика после Аристотеля?». Его гипотеза в том, что в действительном мире, в котором мы живем, «мы утратили, — если не полностью, то по большей части, — как теоретическое, так и практическое понимание морали» [3]. Утратили в результате катастрофы, которая привела к беспорядку в нашем моральном языке и практике, оставшись нами не замеченной.

На наш взгляд, катастрофа, которую предполагает Макинтайр, случилась еще до Аристотеля, ее можно сопоставить с хайдеггеровской трактовкой «начала конца» западноевропейской метафизики, ибо этика от нее же и производна. Если следовать мысли Хайдеггера, то все попытки примерить к настоящему образы декаданса, заката, катастрофы (морально-этической, антропологической, технологической и пр.), представляют собой лишь технические манипуляции, которые оперируют исчислением и вариацией симптомов.

После досократиков онтологический смысл «фю-зис» был сужен через его противопоставление «те-зису»/08ак;. Исходно «тезис» — это высказывание, относящееся к нравам (f0o<;), к тому, что касается свободного деяния и поведения, выстраивания «стати» исторического бытия человека, или vo^o^ — нравственный закон. У Платона фбои; превращается в ^S8a, Xoyo^ как собирание — в Xoyo^ как высказывание, у Аристотеля — в правильное высказывание об идее — в тезис, т.е. логос окончательно ссыхается в логику, а f|0o^/ этос под влиянием морали окончательно сводится к этическому [4]. Со времен Аристотеля этика считается наукой. М. Хайдеггер эпатировал заявлением, что «наука не мыслит»: «Восходит наука, уходит мысль». Стагирит в своей этике добродетелей соединил два понятия f0o^ (в значении характера) и 800^ (привычка, обычай). Цицерон перевел эти термины в соответствии с римским принципом права как mores/мораль, еще больше отдалив их онтологический смысл чуждой древнегреческому духу латынью. Нравственность ссыхается в нормы морали, логос — в ratio. Когда логос-ratio принимает на себя господство над бытием, возникает долженствование как техническое основоположение этики (деонтологии): мышление (содйо)^бытие^ долженствование. В метафизике выстраивается иерархия ценностного сущего — идей (блага, добра), до которых пытается «дотянуть» бытие. Поскольку это практически невозможно, моральные нормы-истины обитают в апофатически-императивной форме, подобно классическому гиппократовскому «Не навреди!» Но в режиме «фазового перехода» происходит распад и этих, складывающихся веками моральных норм, закрепленных верой и традицией социального опыта. Как отмечает А. Гусейнов, «в наше онаученное время реальная нравственная жизнь протекает без прямого участия науки этики» [5]. Диагноз

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

современного общества, констатируемый В. Библе-ром, вполне коррелятивен диагностике Макинтайра: в той мере, в какой человек морален, он безнравственен [6]. При сущностном разделении бытия и долженствования моральный смысл остальных этик низводится до этикета или уровня инструкций по «технике безопасности» фиксирующим то, чего делать не надо. Того же самого ждут от биоэтики. Должна ли она превращаться в условиях технологической конъюнктуры современной науки и медицины в технологию по изготовлению этических инноваций, к которой призывает ее расширяющийся и уже почти всемогущий рынок медицинских услуг? Такая «непоэтичная» техно-этика в содружестве с поставом «ортогональна» бытию, она нормирует бытие человека, волящего ничто. Если «технику никогда не удастся взять под контроль просто волевым человеческим усилием, будь оно позитивное или негативное» [7], то в современной биоэтике нигилизм и этическая неопределенность неизбежны. Хайдеггер, не видевший биоэтики, тем не менее, отмечал, что актуализм и морализм современного исторического сознания - последний шаг к полному отождествлению природы и духа с существом техники [8]. Антиномии биоэтики возникли не сегодня. Видимое и обсуждаемое сегодня — благодаря поставу «всплывшая» на поверхность пена конфликта, явившего глубинное онтологическое противоречие в судьбе человека, который «много действовал и мало мыслил» (Хайдеггер). Возможно, историческая миссия биоэтики в том, что бы стать средством реанимации, «адреналином» для мысли, возвращающим ее свою стихию.

Слово 1]0О5 в гомеровские времена употреблялась в значении местопребывания, жилища, обители любого сущего, включая человека. Однако человек, будучи «самым ужасным» из всего сущего, не обитает среди сущего, он «бездомный» в его мире. Об этом поют хоры сущего в софокловой «Антигоне». Человек сам создает себе место, обитель, этос. Дом-обитель человека — бытие. Существо этоса лаконично прояснил «темный» Гераклит: «г|0о^ ау0рюпю 5а1^юу». Этос заключает в себе и хранит явление того, чему человек принадлежит в своем существе. Это, по слову Гераклита, его «даймон», Бог. Хайдеггер переводит Гераклита так: «Местопребывание (обычное) есть человеку открытый простор для присутствия Бога (Чрезвычайного)». Человек обитает, поскольку он человек, вблизи Бога [9]. Если перевести это на язык дескриптивной этики, то этос — место божественного в человеке — творит «нрав-даймон». Следуя Хайдеггеру, можно понять, что оно открывается в игре-полемосе четве-рицы между Небом и Землей, смертными (людьми) и божественными (боги, Логос). Присутствие богов в четверице привносит в мир (Небо) и Землю свет священного. Божественное «нападает» на человека, изымая его из зависимости от грубой реальности сущего, т.е. делая его свободным. Чтобы этос стал «хранителем» человека, в войне (полемосе) между людьми и богами, человек должен быть пленен богами. «Плен» проявляет в человеке место для его дай-мона (в душе рождается «даймон»/«демон» как отзыв на обращенное к нему озарение божественного), который иногда понимают как совесть. Через человека его нрав-даймон открыто «волит» бытие. На языке нормативной этики подобный исход выражает нравственная норма, которая выводится из поступка как явления онтологического порядка — буквально как из свободного поступания-движения в бытийном

просторе четверицы. Такое поступание и есть «поэтическое жительствование»! Онтологически понятая этика это космология! В культуре достаточно устойчиво предпринимались попытки «вывести» этику из понимания космического как явно представленного онтологического, точнее онтической проекции онтологического. В этом плане примечательно, что большинство наук имеют корень «логия», и лишь некоторые науки, в их числе — астрономия и агрономия (науки о Небе и Земле как отблески элементов хайдеггеровской четверицы) — имеют корень «номос», коннотативный с этосом.

Этос подразумевает свободу («простор»). В ходе освоения границ собственной свободы, человек открывает Т8%уп — умение самому производить сущее, в котором полнее всего и проявляется «ужас-ность» человека. Хайдеггер считает инструментальный и антропологический подходы к объяснению сущности техники явно недостаточными. Техне — вид «истинствования»: «Сущность техники располагается в области, где имеют место открытие и его непотаенность, где сбывается аХ^еш, истина» [10]. Решающая роль техне — не в операциях и манипуляциях, не в применении средств, а в раскрытии. Техне оказывается про-из-ведением. Можно видеть, что хайдеггеровская трактовка техники и изначальное понимание этоса очень близки! Техне естественным образом присутствует в обители человека. Демонизм техники Хайдеггер связывает его с тем способом раскрытия потаенности, который реализуется в современной технике — с поставляющим производством — по-ставом. Втянутость человека в сферу поставляющего производства в качестве состоящего в наличии особенно заметна в передовых биотехнологиях, едва ли не все из которых, включая использующиеся в медицинской практике, очень неоднозначно осмысляются в сфере этики (биоэтики). «Человек стоит внутри сущностной сферы постава. Он никак не может занять то или иное отношение к нему, поразмыслив» [10, с. 231]. Вопрос об отношении к технике, по Хайдеггеру, уже давно запоздал. Трудности этического осмысления применения биотехнологий рождены тем, что в сфере постава биотехнологий уже нет былого согласия между это-сом и техне.

Медицина и сама утратила свою изначальную сущность техне как пойезиса — произведения (здоровья как целостности человека), став видом постава, поставляющим производством (медицинских услуг). В социальном плане ее инструментализация ведет к медиократии и «биовласти в эпоху биотехнологий» (П. Тищенко). Знающего (обладающего Т8%уп) всегда бросает между ладным и не-ладным, между скверным и благородным. Нравственный поступок рождает (как рождает фйак;) бытие человека как способность «держать удар» — и натиск несущего, нескладности и неладности, и ослепительно колющий глаз свет алетейи-истины. Это требует усилия быть: быть врачом, а не палачом, учителем, а не ретранслятором, создающим лишь колебания воздуха, а не колебание мысли, родителем, а не семейным менеджером, наконец, усилие просто быть, а не быть «вообще» как природная, математическая, или даже морально-этическая данность («норма»), фиксируемая в слове «дано». «Быть» в указанном смысле — значит «проявить характер». В нашем новоевропейском понимании «характер» как понятие и представление произошел от «греческого характера», обозначавшего поначалу нечто подчеркнуто внешнее (^00^). Но оно обладало, од-

нако, такой внутренней сутью (5а1^и^), которая была как бы преднамечена для своего усвоения вовнутрь, для своей интериоризации [11].

Хайдеггер очень тщательно разбирает исходные констелляции между разделением философии на «физику», «логику» и «этику», ставшее нормативным со времен Платона, показывая, что в их основе лежит эпистема - знание о фюзисе, логосе и этосе. В логике происходит судьбоносное отождествление логоса с мышлением. Этика, хотя и говорит о человеке, но она, как и физика, обращена к целому сущего, рассматривая человека в отношении к нему. Т.е. и физика, и этика, в отличие от логики, развертывают универсальное знание. Логос как высказывание принадлежит этосу, поэтому этика вбирает в себя логику. Отсюда следовало бы, что существо человека характеризуется из этоса: «<^0рюл0; ^00; ё^^, то есть человек — это такое живое существо, самобытнейшей отличительной особенностью которого является 1]0о^» [12].

Т.е. мы можем говорить об исходном «онтологическом синкретизме» ^00^, тв%уп, фиак; — в ситуации «до» они находятся между собой «в ладу» — во власти 5и<п. Значит, хё%уп открывается как «поэтическое»/томпак;, в том числе, через творение слова как поэзии и как мышления. Начальная (до катастрофы) «формула» сущности человека, по Хайдеггеру, выглядит так: фит; = Х6у0; <^0рюто^ ё/юу. Бытие («сверх-властительное явление») вынуждает собирание (логос, закон, язык), которое вбирает в себя человеческое бытие (т. е. человек, «вооруженный» 18%УП, готовит себе место в бытии как в не-сущем — обитель П0оС) и обосновывает его [4]. В процессе собирания человек сам становится «произведением». Другими словами, «техничный» человек в этосе не сражается с бытием, претендуя на сверхвласть, но «заботится о нем», являясь «стражем», «пастухом» бытия. Этика и такая онтология соразмерны, они суть одно. Все едино: и сияющий светом Аполлон — персонификация меры, разума и бытия, и темный безумствующий, опьяненный Вакх-Дионис — персонификация ничто. У греков были оба культа, но «ангел победил демона (даймона)», и они выбрали первый. Поэтому когда современные врачи приносят клятву Аполлону, из-за его спины всегда выглядывает Дионис.

После «катастрофы», т.е. «падения в онтику», «даймон» человека изменился — человек приобрел иной нрав-характер («забыв бытие»). Греческая дефиниция человека, из которой выводились последующие «формулы», обратилась не к ^00;, а к Х6yov как отличительной особенности человека. Откуда следовало, что логика должна иметь значимость, равную этике или даже превосходящую ее [12, с. 276]. В конце классического периода греческой культуры «характер» еще крайне далек от новоевропейского «субъектного характера». Однако судьба характера соединилась теперь с судьбой осмысления человека как проблемой выявления внутреннего через внешнее, так и как с задачей обретения человеком своего внутреннего. Он стал строить свой 1]00^-жилище среди стесняемого, хитро укрощенного им сущего, произведенного фйак; и им самим. У Аристотеля хё%уп остается еще подражанием природе-фит;, в средневековой схоластике природа-па1;ига разворачивается как осуществление хё%уп Бога-творца, в хё%уп-власти-деятельности новоевропейского человека-машины (Ж. Ламетри) окончательно заявляет о себе механика. Слово «механика»/т6 ^a%av6еv производно от |ха%г|, смысл значений которого концентрируется вокруг борьбы, состязания (битва, борьба, состяза-

ние, спор). Отсюда — |ха%0|Ш1 — понимание техники как махинации, «махины». Развернувшаяся борьба с фюзис за властвование над сущим обернулась разладом: хё%уп восстает против 5и<п, которая будучи «ладом», имеет власть сладить со всякой хё%уп. Человек, будучи хитрым, хищным «умным животным, выдумавшим познание» (Ф. Ницше), выбрал эту борьбу-махинацию в качестве своей исторической судьбы, окончательно прогнав богов (апофеоз — ницшеанское «Бог умер»), сузив «просвет бытия» до «нано», и, забыв о своей «пастушьей» судьбе.

Нереализованная в историческом бытии человека «ситуация лада» — главенствования 5и<п (Логоса) над хё%уп — открывает технику с другой стороны — как «спасительное», трактуя хё%уп как искусство, обращенное к |ТПХО<; = хо — способу помочь в

несчастьях. В парафраз В. Р. Поттеру — законодателю термина «биоэтика», стратагема биоэтики, как «моста в будущее», не в перспективе выживания человека как биологического вида, а его спасения как «вида онтологического».

Примечания

1 Весьма показательны в этом плане этические деформации, связанные с событиями начала и конца человеческой жизни. Приведем два примера. Первый касается медицинских терминов для обозначения рождения человека: широко распространенного — «репродукция» и менее распространенного — «про-креация». Оба термина имеют неявную коннотативную нагрузку. Простая морфология языка указывает, что и оригинал, и его репродуктивная копия понимаются как некий «продукт». А сам процесс — как технологичное «производство» едва ли не в промышленном смысле. Термин «прокреация» ведет свое происхождение от латинизма с первоначально явным религиозным смыслом — «креация» (творение). Зарождение новой жизни в таком терминологическом оформлении, даже вне религиозного контекста, обретает смысл творческого акта космологического порядка. Частотно-лингвистическое распределение этих терминов в медицинском «словаре» не выглядит случайностью, даже с учетом исключительно медицинских нюансов. Решающие события человеческой жизни - таинство зачатия, рождения, впрочем, как и таинство смерти, превратились теперь в технико-биологические социальные происшествия. А оплодотворенная зигота - всего лишь клетка с диплоидным набором хромосом и ничего более. «Продукт зачатия», подлежащий «эвакуации» при нерациональном подходе к планированию семьи, или же продукт для репродуктивных биотехнологий.

Второй пример относится к концепции «смерти мозга», призванной уточнить критерий смерти. Говоря словами

В. Розанова, мы ведь даже об имени «смерть» «ничего не знаем. И, произнося в разговорах «смерть», мы как бы танцуем в бланманже для ужина или спрашиваем: «сколько часов в миске супа». Цинизм. Бессмыслица» (Розанов В. Опавшие листья. Короб первый // Розанов В. О себе и о жизни своей. М.: Моск. раб. 1990. - С. 127.). Общепринятый в медицинской практике гарвардский критерий смерти человека констатирует ее по рукотворному событию — смерти коры головного мозга. Подключенный к системам жизнеобеспечения пациент с таким диагнозом де факто жив (сердцебиение, дыхание, клеточный метаболизм), де юро — мертв, поэтому является потенциальным донором для трансплантации органов. Эта ситуация весьма напоминает парадокс в квантовой механике, известный как «парадокс кошки Шредингера». «Микромир человека», метафизика его смерти, как и рождения, вряд ли исчислимы редукцией к наличию/отсутствию мыслительной субстанции. Критериальный подход к этим проблемам весьма напоминает сюжет многолетней философской дискуссии о критериях рациональности. Представляется, что проведение демаркации между

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

жизнью и смертью путем рационального уточнения научных критериев жизни/смерти неизбежно приведет в тупик, несмотря на оптимистичное воззрение физикализма и биологизма об отсутствии в человеческой природе закрытых для них областей. На данном этапе, по-видимому, за отсутствием философских альтернатив роль «стоп-крана» в медицине выполняют прагматические соображения, при всей благости их намерений (спасти одну жизнь за счет другой). Однако вряд ли прагматизм может быть основанием этики.

Библиографический список

1. Кара-Мурза, С. Г. «Общество знания»: подавление этики / С. Г. Кара-Мурза // Социально-гуманитарные знания. — 2009. — № 1. - С. 39-55.

2. Капица, С. П. Парадоксы роста: Законы глобального развития человечества / С. П. Капица. — М. : Альпина нон-фикшн, 2012. — С. 86.

3. Макинтайр, А. После добродетели: исследования теории морали / А. Макинтайр. — М. : Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — С. 7.

4. Хайдеггер, М. Основной вопрос метафизики / М. Хайдеггер [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://philosophy.ru/ library/heideg/heid_intro_metaphysics.html (дата обращения: 26.12.2012).

5. Гусейнов, А. Этика и мораль в современном мире / А. Гусейнов // Вестник МГУ. Сер. 7. — 2001. — № 1. — С. 19.

6. Библер, В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введения в XXI веке / В. С. Библер. - М. : Политиздат, 1990. - С. 368.

7. Хайдеггер, М. Поворот / М. Хайдеггер // Время и бытие. Статьи и выступления. - М. : Республика, 1993. - С. 254.

8. Хайдеггер, М. Преодоление метафизики / М. Хайдеггер // Время и бытие. Статьи и выступления. - М. : Республика, 1993. - С. 191.

9. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Время и бытие. Статьи и выступления. - М. : Республика, 1993. - С. 215.

10. Хайдеггер, М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М. : Республика, 1993. - С. 225.

11. Михайлов, А. В. Из истории характера / А. В. Михайлов // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры : сб ст. / Отв. ред. А. Я. Гуревич. - М. : Наука, 1990. -С. 53.

12. Хайдеггер, М. Логика. Учение Гераклита о Логосе / М. Хайдеггер // Гераклит. - СПб. : Владимир Даль, 2011. -

С. 269.

МАКСИМЕНКО Людмила Александровна, доктор философских наук, заведующая кафедрой философии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.11.2012 г.

© Л. А. Максименко

УДК 172 Д. А. ТОЛСТИКОВ

Омский государственный технический университет

СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТА МЕЖДУ ЛИЧНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ_______________________________________

В статье сравниваются два типа безопасности, определяются причины их конфликта. Анализируются условия формирования и развития типов безопасности исходя из системы ценностей, основанной либо на правде, либо на законе.

Ключевые слова: безопасность, закон, правда, риск.

Прежде чем рассуждать о причинах конфликта между личной безопасностью и общественной, определимся, что мы понимаем под понятием безопасность. Безопасность — это контролируемая опасность. Следовательно, личная безопасность — это опасность, контролируемая одним человеком, а общественная безопасность — это опасность контролируемая группой людей.

Человек с момента своего появления всячески пытался оградить себя от разного рода опасностей, используя для этого любые средства, от камня в руке до сверхточных ракет в воздухе. Все орудия защиты-нападения человек создавал с целью обезопасить себя, выжить в этом непростом мире.

С течением времени человек привык к безопасности и помимо заботы о ней захотел в большей мере удовлетворять свои потребности в удовольствии. Для этого потребовались дополнительные ресурсы (время, труд, материальные ценности), кото-

рые человек мог получить, объединившись с другими людьми. Это явилось одной из причин формирования коллектива, общины, государства.

В этих формах человеческого существования происходит чёткое функциональное деление обязанностей, позволяющее распределять ресурсы таким образом, что стало возможно некоторым слоям общества заниматься чем-либо ещё, помимо заботы о безопасности. С этими функциями прекрасно стало справляться государство, которое через вступление в различные альянсы обеспечивало увеличение своей мощи и безопасности [1, с. 25].

Жизнь без опасности губительна для живого существа. Ведь это один из самых мощных стимулов развития, без которого возможна деградация и гибель. Поэтому доля опасности необходима. Человек научился жить в контролируемой опасности, в ситуации, когда опасность неизбежна, но, благодаря действиям государства, её вероятность снижена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.