Научная статья на тему 'Казимир Малевич: в поиске нового искусства'

Казимир Малевич: в поиске нового искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1151
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
супрематизм / Малевич / футуризм / искусство / Suprematism / Malevich / futurism / art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калинина З. Н., Бадретдинова С. А.

В статье рассматривается творческий путь Казимира Малевича, объясняется сущность супрематизма и уникальность картины «Черный квадрат». Также освещается критика на творчество художника и его первые шаги в творении искусства будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZIMIR MALEVICH: SEARCHING FOR A NEW ART

The article discusses the creative way of Kazimir Malevich, explains the essence of Suprematism and the uniqueness of the painting "Black Square". Also highlights the criticism of the artist and his first steps in the creation of the art of the future.

Текст научной работы на тему «Казимир Малевич: в поиске нового искусства»

<<шушетим~^®и©ма1>#9(113)),2ш9 / art

91

ART

УДК: 18:7.03:94

Калинина З.Н., Бадретдинова С.А.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10233 КАЗИМИР МАЛЕВИЧ: В ПОИСКЕ НОВОГО ИСКУССТВА

Kalinina Z.N., Badretdinova S.A.

Sterlitamak branch of the Bashkir State University

KAZIMIR MALEVICH: SEARCHING FOR A NEW ART

Аннотация.

В статье рассматривается творческий путь Казимира Малевича, объясняется сущность супрематизма и уникальность картины «Черный квадрат». Также освещается критика на творчество художника и его первые шаги в творении искусства будущего. Abstract.

The article discusses the creative way of Kazimir Malevich, explains the essence of Suprematism and the uniqueness of the painting "Black Square". Also highlights the criticism of the artist and his first steps in the creation of the art of the future.

Ключевые слова: супрематизм, Малевич, футуризм, искусство Key words: Suprematism, Malevich, futurism, art

Казимир Малевич является одним их ярких представителей авангардного искусства. Художник писал свои картины в различных стилях - от импрессионизма до кубизма, но ни один из этих стилей, по его мнению, не отражал его взгляд на мир в действительности. Он встал на собственный путь поиска нового искусства, через который можно было бы отразить свою реальность. И ему, действительно, удалось разработать новое направление изобразительного искусства - супрематизм. Но в самом начале зарождения этот стиль был обычной живописью, ни чем не отличавшийся от остальных. Только спустя определенное время художник с его помощью создал собственную философскую систему. Вот так движение от изобразительных форм к «неизобразительному» письму нашло свое окончательное завершение в «беспредметности» супрематизма [1, с. 6].

Стоит отметить, что супрематизм является направлением авангардистского искусства как разновидность абстракционизма, где с помощью геометрических фигур различных цветов создается какая-либо композиция. Изобретателем термина «супрематизм» стал сам Казимир Малевич. Он восходил к латинскому Supremus, который означал превосходную степень чего-либо. Цвет в супрематизме переставал ассоциироваться с предметами и начинал доминировать над остальными элементами композиции [2, а 5].

Для Малевича его картины были новой религией, которая должна была прийти на смену «старому миру». «Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, подкреплённую декларированием чёрного квадрата как «первого шага чистого творчества в целом», - пишет советский и российский искусствовед Т. Горячева [3, а 14].

Что касается его знаменитой картины «Чёрный квадрат», то ее автор являлся не первым, кто зарисовал полотно чёрным, но оригинальность этой картины была в отсутствии смысла, его полотно

было названо тем, чем оно и является в действительности - чёрным квадратом.

Как художник, Малевич обладал хорошей техникой рисования и сознательно отказался от неё, что было огромной жертвой для того времени

В двадцатом столетии революция прошла во многих сферах: в психологии - Зигмунд Фрейд, в физике - Альберт Эйнштейн, в философии - Фридрих Ницше. Каждый из них разрушал уже устаревшие идеалы и внедрял новые. Переворот произошел и в искусстве - в 1913 году прошел I Всероссийский съезд футуристов, участниками которого стали всего 3 человека: композитор - Михаил Матюшин, художник - Казимир Малевич и поэт -Алексей Кручёных. И назвали свое объединение «будетляне». Но так называемый кризис искусства не был связан со стилевыми поисками художника и оценивался современниками как «глубочайший». Всю его суть успешно удалось передать философу Н.А. Бердяеву. «Окончательно померк старый идеал классически-прекрасного искусства, искусство судорожно стремиться выйти за свои пределы» [6, c. 3].

В.В. Маяковский объяснил этот термин следующим образом: «Будетляне - это люди, которые будут». Они поставили перед собой цель рушить негодное искусство и создавать на его месте новое [7, c. 8].

Первым в деятельности «будетлян» стало написание оперы «Победа над солнцем», которая стала примером синтеза искусств: Матюшин написал музыку, Кручёных - текст, Малевич, будучи художником, придумал дизайн костюмов и декораций для стен, также украсил занавес концертного зала половиной чёрного квадрата на белом.

Евгений Стейнер интерпретировал суть оперы «Победа над солнцем» следующим образом: «Опера повествует о том, как группа «будетлян» отправилась завоевывать Солнце. Обычно это понимается как победа передовой техники будущего над

старой природой, но также присутствует и тайный мотив победы над «солнцем русской поэзии», то есть Пушкиным, которого в то время футуристы активно бросали с парохода современности» Г8, c. 34].

Именно так родился новый стиль - супрематизм, в нём Малевич отразил своё стремление уйти от природы. Он многократно обосновывал суть супрематистского стиля: «Если в прошедших тысячелетиях художник стремился подойти как можно ближе к изображению вещи, к передаче её сути и смысла, то в нашей эре кубизма художник уничтожил вещи с их смыслом, сущностью и назначением. Из их обломков выросла новая картина. Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства» [9, c. 29].

Спустя два года после создания оперы прошла первая выставка супрематизма под названием «0,10» в Петрограде. Число ноль символизировало отсутствие предметных форм, а число 10 - число художников, первоначально планировавших принять участие в выставке, но когда к участникам присоединилось еще 4 художника, то название так и не было изменено. На этой выставке Казимир Малевич хотел максимально удивить посетителей, он лично развешивал 39 картин и не хотел, чтобы кто-то их видел ранее. Сильно переживая за результаты этой выставки, он писал: «Я долгое время не мог ни есть, ни спать и сам не понимал, что такое сделал».

Удивить ему удалось. Когда зрители зашли в комнату с картинами, то увидели только прямоугольники, квадраты, круги. А в дальнем углу, самого потолка, где обычно вешается икона, художник разместил «Чёрный квадрат». В 1916 году появился один из первых профессиональных отзывов об этом событии, что сыграло большую роль для творчества Малевича и означало то, что его мысль была понята, и он смог найти своего зрителя. Художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал в газете «Речь»: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер» Г4, c. 11].

Малевич находил вдохновение в «Чёрном квадрате», возвращался к нему снова и снова, благодаря этой картине он начал искусство XX века с чистого листа. Но одним чёрным квадратом он не ограничился, в 1918 году художником была написана картина «Белый квадрат», другое её название «Белое на белом». Это произведение стало не так известно, как «Чёрный квадрат», но стало манифестацией «белого» этапа супрематизма.

Оценку этой картине также дала Н. А. Ионина «Представленная картина находилась как бы на пограничной полосе - между искусством и не-искус-ством, между логикой и алогизмом, бытием и небытием, между крайней простотой и беспредельной сложностью» Г5, c. 442].

Казимир Малевич стал новатором в искусстве своей эпохи и не боялся показать в своём творчестве собственное мировоззрение и отношение к событиям, происходящим в стране. «Чёрный квадрат» каждый понимает по-своему, поэтому эта картина стала легендой и известна по всему миру. Малевич создавая свою новую религию, призывал всех взглянуть на мир иначе и отказаться от старых

ART / «€®LL®qy]ym-J®yrMaL»#9î33),2@19 порядков. Художник стремился к свободе самовыражения в своём творчестве через протест в виде создания своего нового стиля - супрематизма. Искусство не должно быть подчинено идеологиям государства, а настоящим оно становится только тогда, когда мировоззрение творца отображено в его творчестве.

Из-за несоответствия творчества Казимира Малевича с некими уже устоявшимися представлениями общественности об искусстве в его сторону было написано множество и отрицательной критики. Татьяна Толстая в своем эссе «Квадрат» назвала его произведение «Чёрный квадрат» самой пугающей картиной на свете: «Эту несложную операцию мог бы выполнить любой ребенок - правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом <...> Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете - «Черного квадрата». Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом» [10, с. 453].

Таким образом, не учитывая чужое мнение и прислушиваясь к своему внутреннему ощущению, Казимир Малевич прошел долгий и сложный путь к созданию своего собственного стиля. Новое искусство есть доказательство того, что оно является результатом личностного видения происходящих событий, в нём отсутствуют признаки социального строя. Художник выразил своё мнение на происходившие социальные потрясения и поставил точку в истории искусств своей эпохи.

Список литературы

1. М.П. Голенок. Философия супрематизма Казимира Малевича. 2015. С. 6-9.

2. Азизян И. А. Тема единства в супрематистской теории Малевича // Архитектура в истории русской культуры / Под ред. И. А. Бондаренко. -М.: УРСС, 2002. - Вып. 3: Желаемое и действительное., С. 328.

3. Т. Горячева Т. Почти всё о «Чёрном квадрате». / Приключения «Чёрного квадрата». — СПб.: Государственный Русский музей, 2007., с .5-27

4.А. Бенуа. Последняя футуристическая выставка // Речь. 1916. 9 января. С 11

5. Ионина Н. А. Сто великих картин. - М.: Вече, 2000. С. 512.

6. Н. Бердяев Кризис искусства. (Репр. изд.). -М.: СП Интерпринт, 1990. С.3.

7. В.В. Маяковский, Россия. Искусство. Мы, Будетляне (Рождение будетлян)// Новь. 1914. 14 декабря, № 143, с 8.

8. Evgeny Steiner. Programme Notes: Throwing Pushkin Overboard // Victory Over the Sun : Bilingual edition. - 2009. - № Vol. 1. - С. 33-40.

9. Казимир Малевич, От кубизма и футуризма к супрематизму / Чёрный квадрат, СПб, «Азбука-классика», 2008, с. 29.

10. Татьяна Толстая, «Квадрат», Издательский Дом «Подкова», 2002, с. 464.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.