Научная статья на тему '«Победа над солнцем» русских кубофутуристов'

«Победа над солнцем» русских кубофутуристов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
776
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Авангард / опера / искусство / Малевич / Лисицкий / Матюшин / Avangard / Opera / art / Malevich / Lisitzky / Matyushin

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дарья Александровна Дроздова

Опера «Победа над солнцем» — знаковое явление в русском авангарде. Выдающиеся художники, музыканты, поэты, мыслители и философы начала прошлого века приложили руку к созданию этого спектакля. Среди них: Казимир Малевич, Михаил Матюшин, в более поздней постановке — Эль Лисицкий. «Победа над солнцем» является прообразом сценографии современного театра, отлично «вписывается» в мировоззрение» человека XXI века. Она опередила своё время на век, дала толчок для изменения музыкального театра в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Victory over the Sun» of Russian Cubo-Futurists

«Victory over the sun» is a significant phenomenon in the Russian avangard. Outstanding artists, musicians, poets, thinkers and philosophers of the last century took a part in the creation of this performance. Among them: Kazimir Malevich, Mikhail Matyushin, in a later production — El Lisitzky. «Victory over the sun» is a prototype of the modern scenography, it`s perfectly fits into the worldview of a person of the XXI century. It`s was ahead of her time for one century, gave impetus to change the musical theater in the world.

Текст научной работы на тему ««Победа над солнцем» русских кубофутуристов»

Социально-гуманитарное обозрение

DOI 10.24411/2346-8408-2018-10035

«Victory over the Sun» of Russian Cubo-Futurists

«Победа над солнцем» русских кубофутуристов

Daria Alexandrovna Drozdova,

student of the faculty of architecture

of the State University of Land Use Planning

E-mail: dashadrozdova@inbox.ru

Дарья Александровна Дроздова,

студент 4-го курса архитектурного факультета Государственного университета, по землеустройству E-mail: dashadrozdova@inbox.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 05.23.21— Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности

Научный руководитель: Г.И. Быкова, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры архитектурного факультета ГУЗ

Annotation. «Victory over the sun» is a significant phenomenon in the Russian avangard. Outstanding artists, musicians, poets, thinkers and philosophers of the last century took a part in the creation of this performance. Among them: Kazimir Malevich, Mikhail Matyushin, in a later production — El Lisitzky. «Victory over the sun» is a prototype of the modern scenography, it's perfectly fits into the worldview of a person of the XXI century. It's was ahead of her time for one century, gave impetus to change the musical theater in the world.

Key words: Avangard, Opera, art, Malevich, Lisitzky, Matyushin

Аннотация. Опера «Победа над солнцем» — знаковое явление в русском авангарде. Выдающиеся художники, музыканты, поэты, мыслители и философы начала прошлого века приложили руку к созданию этого спектакля. Среди них: Казимир Малевич, Михаил Матюшин, в более поздней постановке — Эль Лисицкий. «Победа над солнцем» является прообразом сценографии современного театра, отлично «вписывается» в мировоззрение» человека XXI века. Она опередила своё время на век, дала толчок для изменения музыкального театра в мире.

Ключевые слова: Авангард, опера, искусство, Малевич, Лисицкий, Матюшин

Опера «Победа над солнцем» — знаковое явление в русском авангарде. Выдающиеся художники, музыканты, поэты, мыслители и философы начала прошлого века приложили руку к созданию этого спектакля. Среди них: Казимир Малевич, Михаил Матюшин, в более поздней постановке — Эль Лисицкий. Толчком для создания «Победы над солнцем» послужило желание художников века двадцатого переосмыслить театральную сценографию и театр в целом.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей сценографии оперы «Победа над солнцем». Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:

1) установить характерные черты сценографии оперы;

2) определить новаторские приемы в оформлении постановки;

3) выявить значимость постановки для искусства XX века.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: сценография оперы «Победа над солнцем» является прообразом сценографии современного театра.

Опера «Победа над Солнцем» создавалась как «произведение программно-футуристическое, как выражение алогизма в слове, изображении и музыке».

Малевич в статье «Театр» (1917) подчеркнул оглушительное новаторство спектаклей: «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова, и буквозвуки Алексея Кручёных распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру».

В 1913 году состоялась первая постановка (в Санкт-Петербурге). Второй раз — в 1920 году (в Витебске), и до 1980-х гг. опера не возобновлялась. В последующие годы ее постановки были экспериментальными, свободно интерпретируя исходный материал.

Сценография оперы — важный элемент в футуристической картине «Победы над солнцем». Сразу несколько художников авангарда работали над ее художественным оформлением в разные годы.

№3/2018

139

Social-humanitarian review

Вклад Малевича в спектакль до сих пор является главным художественным достоинством спектакля, благодаря которому он вошел в историю культуры. «Декорации ко всем картинам построены по одному принципу. Кажется, что действие всегда происходит внутри какого-то куба. Грани этого куба не дают возможности выйти за его пределы, но в то же время явно ощущается стремление в глубину, в пространство задника сцены», — пишет Толкачева Л.И.

В 1920 г. в постановке оперы в Витебске участвовала Вера Ермолаева. Создала (в той же технике раскрашенной гравюры) театральные эскизы к опере. Она была соратницей Малевича; ее пластическое решение апеллировало к кубизму и развивало приемы из первой версии спектакля. В 1922 году эскизы выставлялись на выставке в Берлине.

В 1920—1921 годах Лазарь Лисицкий разработал проект постановки оперы «Победа над солнцем» как электромеханического представления: актеров заменяли огромные марионетки, которые должны были перемещаться по сцене при помощи электромеханической установки. Частью сценографии оказывался сам процесс управления марионетками, а также звуковыми и световыми эффектами. Единственным свидетельством грандиозного, но не осуществленного новаторского замысла Лисицкого остались альбомы эскизов. Эскизы не были использованы, постановка не была осуществлена. Папка с литографированными фигуринами опубликована в Берлине в 1923 году.

Затем несколько десятилетий оперу не ставили на сцене. Лишь в последние два десятилетия этот спектакль привлек к себе многих театральных режиссеров в разных странах.

В 1988 г. спектакль был возобновлен на отечественной сцене Театром-студией Ленинград-

ского Дворца молодежи. В дальнейшем был сформирован театр «Чёрный квадрат» под руководством Губановой. Музыка Матюшина была обработана и дополнена новыми оригинальными фрагментами.

За рубежом оперу ставили несколько раз. В Вене и Лондоне. Музыка оперы при этом воспринималась зарубежными зрителями, как аналог саундтрека.

В честь 100-летия премьеры постановки в 2013 году оперу ставили в Русском музее и в Театре Стаса Намина.

Таким образом, можно сделать вывод, что «Победа над солнцем» является прообразом сценографии современного театра, отлично «вписывается» в мировоззрение» человека XXI века.

Список литературы

1. Кручёных А. Первые в мире спектакли футуристов // Наше наследие. 1989. № 2 (8).

2. Кручёных А. Победа над Солнцем // Куш-лина О.Б. Драма первой половины XX века / О.Б. Кушлина, Д.Р. Тевекелян, В.В. Медведев. М., 2004.

3. Малевич К Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы, 1913—1929. М., 1995.

4. Матюшин М. Русский кубофутуризм: Отрывок из неизданной книги «Творческий путь художника» // Наше наследие. 1989. № 2 (8).

5. Губанова Г. Групповой портрет на фоне Апокалипсиса: К проблеме толкования «Победы над Солнцем» // Литературное обозрение. 1998. № 4.

6. Дуглас Ш. Казимир Малевич и истоки русского абстракционизма // Вопросы искусствознания. 1994. №1.

7. Горячева ТВ. «Смотри, все стало мужским...» Мужское и женское начало в риторических жестах кубофутуризма // Вопросы искусствознания. 1994. № 1.

140

№3/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.