Научная статья на тему '«Победа над солнцем» русских кубофутуристов'

«Победа над солнцем» русских кубофутуристов Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
55
2
Поделиться
Ключевые слова
Авангард / опера / искусство / Малевич / Лисицкий / Матюшин

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Дарья Александровна Дроздова

Опера «Победа над солнцем» — знаковое явление в русском авангарде. Выдающиеся художники, музыканты, поэты, мыслители и философы начала прошлого века приложили руку к созданию этого спектакля. Среди них: Казимир Малевич, Михаил Матюшин, в более поздней постановке — Эль Лисицкий. «Победа над солнцем» является прообразом сценографии современного театра, отлично «вписывается» в мировоззрение» человека XXI века. Она опередила своё время на век, дала толчок для изменения музыкального театра в мире.

«Victory over the Sun» of Russian Cubo-Futurists

«Victory over the sun» is a significant phenomenon in the Russian avangard. Outstanding artists, musicians, poets, thinkers and philosophers of the last century took a part in the creation of this performance. Among them: Kazimir Malevich, Mikhail Matyushin, in a later production — El Lisitzky. «Victory over the sun» is a prototype of the modern scenography, it`s perfectly fits into the worldview of a person of the XXI century. It`s was ahead of her time for one century, gave impetus to change the musical theater in the world.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему ««Победа над солнцем» русских кубофутуристов»

Социально-гуманитарное обозрение

DOI 10.24411/2346-8408-2018-10035

«Victory over the Sun» of Russian Cubo-Futurists

«Победа над солнцем» русских кубофутуристов

Daria Alexandrovna Drozdova,

student of the faculty of architecture

of the State University of Land Use Planning

E-mail: dashadrozdova@inbox.ru

Дарья Александровна Дроздова,

студент 4-го курса архитектурного факультета Государственного университета, по землеустройству E-mail: dashadrozdova@inbox.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 05.23.21— Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности

Научный руководитель: Г.И. Быкова, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры архитектурного факультета ГУЗ

Annotation. «Victory over the sun» is a significant phenomenon in the Russian avangard. Outstanding artists, musicians, poets, thinkers and philosophers of the last century took a part in the creation of this performance. Among them: Kazimir Malevich, Mikhail Matyushin, in a later production — El Lisitzky. «Victory over the sun» is a prototype of the modern scenography, it's perfectly fits into the worldview of a person of the XXI century. It's was ahead of her time for one century, gave impetus to change the musical theater in the world.

Key words: Avangard, Opera, art, Malevich, Lisitzky, Matyushin

Аннотация. Опера «Победа над солнцем» — знаковое явление в русском авангарде. Выдающиеся художники, музыканты, поэты, мыслители и философы начала прошлого века приложили руку к созданию этого спектакля. Среди них: Казимир Малевич, Михаил Матюшин, в более поздней постановке — Эль Лисицкий. «Победа над солнцем» является прообразом сценографии современного театра, отлично «вписывается» в мировоззрение» человека XXI века. Она опередила своё время на век, дала толчок для изменения музыкального театра в мире.

Ключевые слова: Авангард, опера, искусство, Малевич, Лисицкий, Матюшин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опера «Победа над солнцем» — знаковое явление в русском авангарде. Выдающиеся художники, музыканты, поэты, мыслители и философы начала прошлого века приложили руку к созданию этого спектакля. Среди них: Казимир Малевич, Михаил Матюшин, в более поздней постановке — Эль Лисицкий. Толчком для создания «Победы над солнцем» послужило желание художников века двадцатого переосмыслить театральную сценографию и театр в целом.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей сценографии оперы «Победа над солнцем». Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:

1) установить характерные черты сценографии оперы;

2) определить новаторские приемы в оформлении постановки;

3) выявить значимость постановки для искусства XX века.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: сценография оперы «Победа над солнцем» является прообразом сценографии современного театра.

Опера «Победа над Солнцем» создавалась как «произведение программно-футуристическое, как выражение алогизма в слове, изображении и музыке».

Малевич в статье «Театр» (1917) подчеркнул оглушительное новаторство спектаклей: «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова, и буквозвуки Алексея Кручёных распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру».

В 1913 году состоялась первая постановка (в Санкт-Петербурге). Второй раз — в 1920 году (в Витебске), и до 1980-х гг. опера не возобновлялась. В последующие годы ее постановки были экспериментальными, свободно интерпретируя исходный материал.

Сценография оперы — важный элемент в футуристической картине «Победы над солнцем». Сразу несколько художников авангарда работали над ее художественным оформлением в разные годы.

№3/2018

139

Social-humanitarian review

Вклад Малевича в спектакль до сих пор является главным художественным достоинством спектакля, благодаря которому он вошел в историю культуры. «Декорации ко всем картинам построены по одному принципу. Кажется, что действие всегда происходит внутри какого-то куба. Грани этого куба не дают возможности выйти за его пределы, но в то же время явно ощущается стремление в глубину, в пространство задника сцены», — пишет Толкачева Л.И.

В 1920 г. в постановке оперы в Витебске участвовала Вера Ермолаева. Создала (в той же технике раскрашенной гравюры) театральные эскизы к опере. Она была соратницей Малевича; ее пластическое решение апеллировало к кубизму и развивало приемы из первой версии спектакля. В 1922 году эскизы выставлялись на выставке в Берлине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1920—1921 годах Лазарь Лисицкий разработал проект постановки оперы «Победа над солнцем» как электромеханического представления: актеров заменяли огромные марионетки, которые должны были перемещаться по сцене при помощи электромеханической установки. Частью сценографии оказывался сам процесс управления марионетками, а также звуковыми и световыми эффектами. Единственным свидетельством грандиозного, но не осуществленного новаторского замысла Лисицкого остались альбомы эскизов. Эскизы не были использованы, постановка не была осуществлена. Папка с литографированными фигуринами опубликована в Берлине в 1923 году.

Затем несколько десятилетий оперу не ставили на сцене. Лишь в последние два десятилетия этот спектакль привлек к себе многих театральных режиссеров в разных странах.

В 1988 г. спектакль был возобновлен на отечественной сцене Театром-студией Ленинград-

ского Дворца молодежи. В дальнейшем был сформирован театр «Чёрный квадрат» под руководством Губановой. Музыка Матюшина была обработана и дополнена новыми оригинальными фрагментами.

За рубежом оперу ставили несколько раз. В Вене и Лондоне. Музыка оперы при этом воспринималась зарубежными зрителями, как аналог саундтрека.

В честь 100-летия премьеры постановки в 2013 году оперу ставили в Русском музее и в Театре Стаса Намина.

Таким образом, можно сделать вывод, что «Победа над солнцем» является прообразом сценографии современного театра, отлично «вписывается» в мировоззрение» человека XXI века.

Список литературы

1. Кручёных А. Первые в мире спектакли футуристов // Наше наследие. 1989. № 2 (8).

2. Кручёных А. Победа над Солнцем // Куш-лина О.Б. Драма первой половины XX века / О.Б. Кушлина, Д.Р. Тевекелян, В.В. Медведев. М., 2004.

3. Малевич К Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы, 1913—1929. М., 1995.

4. Матюшин М. Русский кубофутуризм: Отрывок из неизданной книги «Творческий путь художника» // Наше наследие. 1989. № 2 (8).

5. Губанова Г. Групповой портрет на фоне Апокалипсиса: К проблеме толкования «Победы над Солнцем» // Литературное обозрение. 1998. № 4.

6. Дуглас Ш. Казимир Малевич и истоки русского абстракционизма // Вопросы искусствознания. 1994. №1.

7. Горячева ТВ. «Смотри, все стало мужским...» Мужское и женское начало в риторических жестах кубофутуризма // Вопросы искусствознания. 1994. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

140

№3/2018