Научная статья на тему 'Имидж художника и текст поведения: Малевич, Бартенев'

Имидж художника и текст поведения: Малевич, Бартенев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
700
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ТЕКСТ ПОВЕДЕНИЯ / СТИЛЬ / ПОДТЕКСТ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИСКУССТВО / ХУДОЖНИК / СУПРЕМАТИЗМ / ПЕРФОРМАНС / "ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ" / КАЗИМИР МАЛЕВИЧ / АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ / IMAGE / TEXT OF BEHAVIOUR / STYLE / SUBTEXT / REPRESENTATION / ART / ARTIST / SUPREMATISM / PERFORMANCE / "BLACK SQUARE" / KAZIMIR MALEVICH / ANDREY BARTENEV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мищук Анастасия Николаевна

В статье раскрываются имидж и текст поведения на примере двух художников: прошлого К. Малевича и современности А. Бартенева. Определены основополагающие особенности, формирующие имидж авторов, через что они определяются, создавая «визитную карточку» творцов. Рассматриваются самое известное произведение К. Малевича, обсуждаемое на протяжении столетия, картина «Черный квадрат» (в рамках супрематизма) и сенсационный, шокирующий имидж А. Бартенева, с его неординарными произведениями (в культурно-эстетическом аспекте). Обозначено, что имидж, стиль поведения, их взаимосвязь имеют как положительные, так и негативные моменты. Основным же для произведений является успешная «проверка временем», которая, переводя работы и авторов в вечностное измерение, придает им статус шедевров в области искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Artist’s Image and Text of Behaviour: Malevich, Bartenev

This article reveals the image and text of the conduct on the example of two artists: in the past K. Malevich and the present time A. Bartenev. In the article identified fundamental features were determined forming the image of the authors, through which they are defined, creating creators’ business card, recognition. With regards to Malevich here was shown the most famous of his works, discussing over a century painting «Black Square» and suprematism; and a sensational, shocking image of A. Bartenev, his extraordinary works in the cultural-aesthetic aspect. In this article it was shown that the image, style of behaviour, their relationship have both positive and negative aspects. «Test of time» is the main one for works, breaking the boundaries, tranferring works and the authors into the eternity dimension, giving the works a status of masterpieces in the field of art.

Текст научной работы на тему «Имидж художника и текст поведения: Малевич, Бартенев»

УДК 008:316.42

А. Н. Мищук

Имидж художника и текст поведения: Малевич, Бартенев

В статье раскрываются имидж и текст поведения на примере двух художников: прошлого - К. Малевича и современности - А. Бартенева. Определены основополагающие особенности, формирующие имидж авторов, через что они определяются, создавая «визитную карточку» творцов. Рассматриваются самое известное произведение К. Малевича, обсуждаемое на протяжении столетия, - картина «Черный квадрат» (в рамках супрематизма) и сенсационный, шокирующий имидж А. Бартенева, с его неординарными произведениями (в культурно-эстетическом аспекте). Обозначено, что имидж, стиль поведения, их взаимосвязь имеют как положительные, так и негативные моменты. Основным же для произведений является успешная «проверка временем», которая, переводя работы и авторов в вечностное измерение, придает им статус шедевров в области искусства.

Ключевые слова: имидж, текст поведения, стиль, подтекст, репрезентация, искусство, художник, супрематизм, перформанс, «Черный квадрат», Казимир Малевич, Андрей Бартенев.

A. N. Mishchuk

The Artist's Image and Text of Behaviour: Malevich, Bartenev

This article reveals the image and text of the conduct on the example of two artists: in the past - K. Malevich and the present time - A. Bartenev. In the article identified fundamental features were determined forming the image of the authors, through which they are defined, creating creators' business card, recognition. With regards to Malevich here was shown the most famous of his works, discussing over a century - painting «Black Square» and suprematism; and a sensational, shocking image of A. Bartenev, his extraordinary works in the cultural-aesthetic aspect. In this article it was shown that the image, style of behaviour, their relationship have both positive and negative aspects. «Test of time» is the main one for works, breaking the boundaries, tranferring works and the authors into the eternity dimension, giving the works a status of masterpieces in the field of art.

Keywords: image, text of behaviour, style, subtext, representation, art, artist, suprematism, performance, "Black Square", Kazimir Malevich, Andrey Bartenev.

Богатство отмети - надежду обретешь. Богатство обрети - продашься ни за грош. Себя, пока живешь, похорони в безвестье -И, похороненный, в преданьях оживешь.

Омар Хайям [8, с. 15]

Затрагивая тему имиджа художника и текста поведения, стоит отметить, что, несмотря на многообразие художественных жанров, основным в карьере художника является формирование собственного имени и имиджа [3]. Каждый мастер здесь формирует свою «визитную карточку» узнаваемости: одни - узнаваемости художника через свои произведения («Черный квадрат» Казимира Малевича); другие - своего имиджа, для самоидентификации (в случае с Андреем Бартеневым).

Под имиджем подразумеваем «искусственно создаваемый или стихийно возникающий символический образ-маску объекта (persona), оптимизирующий самоидентификацию, самореализацию, самопрезентацию; коммуникацию, инкуль-

турацию, социализацию носителя/создателя» [6, с. 68].

Имидж художника неразрывно связан с текстом поведения. По последнему и происходит дешифровка заложенных в имидж (образ) смыслов, отражаемых через стиль преподнесения себя в общество посредством общения, репрезентации в широком смысле слова.

Провокации, участие в конкурсах, акциях, ярмарках, выставках, биенале, аукционах позволяют привлекать внимания к художнику, формировать его имидж через показ работ, прочтение текста поведения, что является первыми шагами к достижению узнаваемости художника, привлечению к нему и результатам его творческой деятельности публики, ретрансляции информации о нем и его творениях через средства массовой информации, интернет, привлечение к его деятельности поклонников, последователей, коллекционеров, меценатов, формирование общественного мнения и мнения специалистов о его деятельности.

© Мищук А. Н., 2016

Основная ценность произведений художников должна заключаться не только в материальном эквиваленте работ, но, в первую очередь, в отражении культурно-эстетического аспекта. Лишь талант и творческие способности художника могут гарантировать известность на века.

В данной работе имидж, стиль поведения, их взаимосвязь, положительные и негативные моменты будут рассмотрены на примере деятельности двух выдающихся, неоднозначно трактуемых художников: художника прошлого, широко обсуждаемого в настоящем, - Казимира Малевича, и современного художника - Андрея Бартенева.

Казимир Северинович Малевич - знаменитый авангардист, основатель супрематизма, представляющего собой направление в изобразительном искусстве, использующем простые геометрические формы.

В биографии художника нет ничего экстравагантного: родился в польской семье в 1878 г. в Киеве. Не унаследовал профессию отца - потомственного сахаровара. С 15 лет начал заниматься живописью. Был на службе в Управлении Кур-ско-Московской железной дороги. Три раза безуспешно пытался поступить в Московское училище живописи и зодчества, после чего занимался у Ивана Федоровича Рерберга в Москве, но творил в Ленинграде, возглавлял Государственный институт художественной культуры [4]. Профессионально работал в сфере реалистической живописи, во время Первой мировой войны создавал агитационные карикатуры: «У союзников французов Битых немцев полный кузов», «Вильгельмова карусель: «Под Парижем на краю Лупят армию мою», «Не ходи австриец плутом Будешь битым русским кнутом» [7]. Перешел от реализма к новому направлению, во главе которого были «фигура и фон».

К его творчеству художника относятся по-разному. Одни исследователи признают его гений, в произведениях усматривают психологический подтекст; прорыв в бездну/бесконечность/четвертое измерение; находят полную бездуховность большевизма; господство простых геометрических форм читают как отражение силуэтов гигантских объектов - образцов силуэтной графики, построение силуэтов планет, как эксперименты в области «чистой формы» [9]. Другие подвергают сомнению и критике, мотивируя возможностью каждого изобразить самое известное произведение автора - картины «Черный квадрат». Однозначного мнения по поводу творчества Малевича не достигнуто за столетие с

момента первого представления произведения на выставке с названием «Последняя кубо-футуристическая выставка картин 0,10» конца 1915 г. в Петербурге. С этого момента «художник должен был, по мысли Малевича, встать на службу технического прогресса и серийного производства, проектируя на основе элементарных форм полезные вещи - одежду, мебель, машины, предметы утвари и т. д. Этим и занялись в последующие годы сам Малевич и его последователи -конструктивисты. Закону серийного стандарта автоматически подчинилась и картина: "Черный квадрат" неоднократно повторяются автором в плоском и объемном виде» [10, с. 329].

Загадки, тайны, сопровождающие наследие художника, придают особую актуальность его произведениям по сей день.

Жизнь, творчество, переход в вечность художника были связаны с новаторским, революционным направлением - супрематизмом. В завершение идеи всей жизни Малевич был похоронен, по его собственному завещанию, в супрематическом гробу, что говорит о последовательной приверженности своему направлению. Данный пример жизни и творчества является отражением взаимосвязи имиджа и текста поведения: не броского имиджа самого художника, а продвижения себя через супрематизм и текст поведения, с этим связанный, вплоть до после смерти, что в том числе было продиктованного временем, в котором творил К. С. Малевич.

Противоположностью модели построения имиджа предыдущего художника (у Малевича известность художника отражается через картину, сам автор не стремился к явной узнаваемости) является творчество современного художника, графика, дизайнера, модельера, автора скульптурных перформансов - Андрея Бартенева. Родился в 1969 г. в Норильске, окончил Краснодарский художественный институт [2]. Художник создал для себя шокирующий образ, работы, текст поведения: «...на внешний облик он тратит много сил, ведь это часть его образа, это он сам. Невероятные цвета и покрой, сочетание самых разных элементов одежды повергают в шок обывателя, который видит человека в оранжевом пальто "в яблоко", странной шляпе и очках неожиданной формы. Бартенев немного расстраивается, что за границей его облик вызывает позитивное любопытство, а у нас скорее агрессию» [1]. По мнению экспертов он основал «фантастическое отражение времени» [2]. Осенью 2015 г. в Московском музее современного искусства орга-

242

А. Н. Мищук

низована выставка Андрея Бартенева «Скажи: я тебя люблю!», на открытии которой автор предстал в классическом костюме черно-белого цвета, тем самым снова шокировав посетителей. Имидж и произведение художника взаимосвязаны и нацелены на то, чтобы удивить, подразумевая зачастую еще и скрытый подтекст, о котором сообщает автор, комментируя свои работы.

«О его перфомансе "Снежная королева" искусствоведы говорят: "Работы Бартенева, соединившие мир моды, мир изобразительных искусств и мир перформанса, возрождают дух русского авангардного театра 20-х гг. Объекты и движущиеся скульптуры, разрисованные геометрическими фигурами розового, зеленого и оранжевого цвета, напоминают о Кандинском, Малевиче и Клее, в то время как энергия самой акции "Снежная королева" перекликается с энергией знаменитых сезонов Русского балета» [5].

К. Малевич, А. Бартенев - художники, по поводу которых будут существовать противоречивые мнения: первый всегда будет ассоциироваться с картиной «Черный квадрат», его имидж и текст поведения тесно связаны с супрематизмом; второй - с сенсационными шокирующими творениями, используемыми в том числе в личных целях художника, презентующими имидж художника в его нестандартных выражениях. Имидж и текст поведения могут «работать» как на художника, так и против него: к примеру, авторы новаторских произведений не всегда гарантированно становятся признанными при жизни, хотя в случае с Малевичем и Бартеневым очевидно, что при жизни работы оставили след в искусстве и фактически «перевели» своих создателей в вечностное измерение, придав им завесу тайны, работ для расшифровок, критики, последователей, обсуждения и узнаваемости, что сложно отрицать. Нешаблонность трансляции идей художников ведет к «отталкивающему» восприятию: то, что не «вписывается» в классическую известную систему, - не искусство, может бытовать и такое мнение. Но со временем, как показывает пример К. Малевича, спустя столетие, произведение остается уникальным, узнаваемым, обсуждаемым, возведенным в ранг шедевров своего времени. Произведениям Бартенева предстоит проверка «временем» на «прочность», с которой, скорее всего они справятся, заняв почетное место в плоскости современного искусства, отражаемого непривычным образом для современников автора, формируя различные подходы к творчеству мастера как в стране - ро-

дине художника, так и за рубежом, нарушая границы привычного.

Библиографический список

1. Андрей Бартенев. Художник сенсаций [Электронный ресурс]. - URL: http://sobranie.vl.ru/fashion/andrey-bartenev-hudozhnik-sensaciy (дата обращения: 29.11.2015).

2. Бартенев Андрей. Биография [Электронный ресурс]. - URL: http ://www. galleryfineart.ru/index.php/ru/artists/bartenev-andrej/bio (дата обращения: 23.11.2015).

3. Долганова, Е. А. Культурологический анализ форм продвижения художника на арт-рынок [Электронный ресурс]. - URL: http://artandyou.ru/category/practice/post/iz_chego_sklad yvaetsia_kariera_hudoznika# (дата обращения: 28.11.2015).

4. Казимир Малевич - подробная биография художника [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kazmalevich.info/stati/kazimirmalevitchpodro bnayabiografiyakhudozhnika.html (дата обращения: 23.11.2015).

5. Картинки с выставки Андрей Бартенев в ММСИ: экскурсия художника по экспозиции [Электронный ресурс]. - URL: http://vozduh.afisha.ru/art/bartenev/ (дата обращения: 29.11.2015).

6. Летина, Н. Н. Имидж - образ и оппозиция действительности [Текст] / Н. Н. Летина // Коды массовой культуры: российский дискурс : коллективная монография / под науч. ред. Т. С. Злотниковой, Т. И. Ерохиной. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2015. -240 с.

7. Малевич, Казимир Северинович (1879-1935) У союзников французов Битых немцев полный кузов... : [Изоматериал] : [лубок] / [Худож.] К. С. Малевич, [автор текста В. В. Маяковский]. - Москва : Сегодняшний лубок, [1914] (Типолитография С. М. Мухарского).

8. Малевич, Казимир Северинович (1879-1935) Вильгельмова карусель: [Изоматериал] : «Под Парижем на краю Лупят армию мою...» : [лубок] / [Худож.] К. С. Малевич, [автор текста В. В. Маяковский]. -Москва : Сегодняшний лубок, [1914] (Типолитография С. М. Мухарского).

9. Малевич, Казимир Северинович] (1879-1935) Не ходи австриец плутом Будешь битым русским кнутом [Изоматериал] : [открытка] / [Авт. текста В. В. Маяковский]. - Москва : Сегодняшний лубок, [1914] (Типолитография С. М. Мухарского).

10. Омар Хайям. Четверостишия. - Смоленск, «Русич», 2003. - 368 с.

11. Русский силуэт - Казимир Малевич - Статья А. П. Дьяченко [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kazmalevich.info/stati/msskijsiluetkazimirmal evitchstatyaa.p.dyatchenko.html (дата обращения: 23.11.2015).

12. Эрмитаж 250 лет - 250 шедевров / авторы текста: О. Я. Неверов, Д. П. Алексинский, А. В. Шестаков ; редактор П. Ю. Ермакова. - Отпечатано в Словакии: ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2013. - 335 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Andrej Bartenev. Hudozhnik sensacij [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://sobranie.vl.ru/fashion/andrey-bartenev-hudozhnik-sensaciy (data obrashhenija: 29.11.2015).

2. Bartenev Andrej. Biografija [Jelektronnyj resurs]. -URL:

http://www.galleryfineart.ru/index.php/ru/artists/bartenev-andrej/bio (data obrashhenija: 23.11.2015).

3. Dolganova, E. A. Kul'turologicheskij analiz form prodvizhenija hudozhnika na art-rynok [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://artandyou.ru/category/practice/post/iz_chego_sklad yvaetsia_kariera_hudoznika# (data obrashhenija: 28.11.2015).

4. Kazimir Malevich - podrobnaja biografija hudozh-nika [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.kazmalevich.info/stati/kazimirmalevitchpodro bnayabiografiyakhudozhnika.html (data obrashhenija: 23.11.2015).

5. Kartinki s vystavki Andrej Bartenev v MMSI: jek-skursija hudozhnika po jekspozicii [Jelektronnyj resurs]. -URL: http://vozduh.afisha.ru/art/bartenev/ (data obrashhenija: 29.11.2015).

6. Letina, N. N. Imidzh - obraz i oppozicija dejst-vitel'nosti [Tekst] / N. N. Letina // Kody massovoj

kul'tury: rossijskij diskurs : kollektivnaja monografija / pod nauch. red. T. S. Zlotnikovoj, T. I. Erohinoj. - Jaro-slavl' : RIO JaGPU, 2015. - 240 s.

7. Malevich, Kazimir Severinovich (1879-1935) U sojuznikov francuzov Bityh nemcev polnyj kuzov... : [Izomaterial] : [lubok] / [Hudozh.] K. S. Malevich, [avtor teksta V. V. Majakovskij]. - Moskva : Segodnjashnij lubok, [1914] (Tipolitografija S. M. Muharskogo).

8. Malevich, Kazimir Severinovich (1879-1935) Vil'gel'mova karusel': [Izomaterial] : «Pod Parizhem na kraju Lupjat armiju moju...» : [lubok] / [Hudozh.] K. S. Malevich, [avtor teksta V V. Majakovskij]. - Moskva : Segodnjashnij lubok, [1914] (Tipolitografja S. M. Muharskogo).

9. Malevich, Kazimir Severinovich] (1879-1935) Ne hodi avstriec plutom Budesh' bitym russkim knutom [Izomaterial] : [otkrytka] / [Avt. teksta V. V Majakovskij]. - Moskva : Segodnjashnij lubok, [1914] (Tipolitografija S. M. Muharskogo).

10. Omar Hajjam. Chetverostishija. - Smolensk, «Rusich», 2003. - 368 s.

11. Russkij silujet - Kazimir Malevich - Stat'ja A. P. D'jachenko [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.kazmalevich.info/stati/russkijsiluetkazimirmal evitchstatyaa.p.dyatchenko.html (data obrashhenija: 23.11.2015).

12. Jermitazh 250 let - 250 shedevrov / avtory teksta: O. Ja. Neverov, D. P. Aleksinskij, A. V Shestakov ; redaktor P. Ju. Ermakova. - Otpechatano v Slovakii: ZAO «Izdatel'skij Dom Riderz Dajdzhest», 2013. - 335 s.

244

А. Н. Мищук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.