Документы и материалы
УДК 929
«КАЖДОЕ ИХ ДЕЛО - ПРОТИВ КОРАНА И ШАРИАТА, А ЗНАЧИТ, И ПРОТИВ ПРАВИТЕЛЬСТВА».
О СУДЕБНОМ ДЕЛЕ БРАТЬЕВ БУБИ
Л.Ш. Давлет
Институт Татарской энциклопедии и регионоведения
Академии наук Республики Татарстан
Казань, Российская Федерация
28 мая 1912 г. в городе Сарапуле Вятской губернии прошло судебное заседание по делу братьев Буби. Репортаж о нем был опубликован в газете «Юлдуз» 27 мая, 31 мая и 3 июня 1912 г., а на кириллице - в сборнике «Бертуган Бубыйлар hэм Иж-Бубый мэдрэсэсе» (1999). Автор осуществил перевод этого материала на русский язык. Во вступлении он анализирует характер репортажа: журналист высказывается весьма благожелательно по отношению к братьям-просветителям и едко высмеивает печально известного своими нападками на джадидов Ишми-ишана. Текст репортажа позволяет почувствовать настроение либеральной части татарского общества того времени, отношение русского населения края к проблемам соседей-татар.
Ключевые слова: Габдулла и Губайдулла Нигматуллины-Буби, медресе Иж-Буби, дело братьев Буби, газета «Юлдуз».
Для цитирования: Давлет Л.Ш. «Каждое их дело - против Корана и шариата, а значит, и против правительства». О судебном деле братьев Буби // Историческая этнология. 2022. Т. 7, № 1. С. 123-135. https://doi.org/10.22378/he.2022-7-1.123-135
2 февраля 1911 г. руководители медресе Иж-Буби - братья Габдулла и Губайдулла Нигматуллины-Буби - были арестованы и заключены в Са-рапульскую тюрьму. Они обвинялись в панисламизме, участии в работе нелегального национального общества «Младотатары», распространении среди шакирдов антирусских и антиправительственных идей, хранении панисламистской литературы. Суд над братьями состоялся в городе Сарапуле 28 мая 1912 г. Защитниками Буби выступили адвокаты И.А. Ахтямов, В.А. Маклаков и другие, экспертами восточных книг - П.К. Жузе и Н.Ф. Катанов. В ходе судебного заседания предъявленные обвинения бы-
ли сняты, однако по политическим соображениям братья Буби были приговорены к нескольким месяцам заключения: Губайдулла был освобожден в конце 1912 г., Габдулла - в начале 1913 г.
За судебным процессом над братьями Буби следили две татарские газеты: «Юлдуз» («Звезда») - общественно-политическое издание демократического толка - и «Баянельхак» («Глашатай истины») - издание клерикально-консервативного характера. Оба издания в дни судебного заседания отправили в город Сарапул собственных корреспондентов. Ниже приводится небольшой репортаж, опубликованный в газете «Юлдуз» 27 мая, 31 мая и 3 июня 1912 г. и переведенный на русский язык. Перевод сделан по изданию «Бертуган Бубыйлар hдм Иж-Бубый мэдрэсэсе» (Казан, 1999).
Репортаж написан очень благожелательно по отношению к братьям-просветителям, при этом журналист едко высмеивает печально известного своими нападками на джадидов Ишми-ишана, иногда доходя до откровенной издевки. По тексту прочитатывается настроение либеральной части татарского общества того времени: здесь есть и надежды улучшить жизнь народа своим трудом, и апелляция к широкой народной поддержке, и стремление назначить главного виноватого - вполне осязаемого и поэтому уязвимого врага. Раскрывается отношение русского населения края к проблемам своих соседей-татар.
О деле Буби
(от нашего собственного корреспондента)
Правые газеты радостно пишут об аресте братьев Буби: «Российские татары левого толка распространяли среди мусульман идеи панисламизма и пантюркизма. Но в последние годы их цели стали известны правительству. По этой причине во многих местах прошли обыски, и было конфисковано множество записей. В Сарапульском уезде были арестованы учителя - братья Буби, главные распространители идей панисламизма среди местного населения. Теперь нужно изгнать эту заразу из других мест», - и другие такие же немыслимые слова, пытаясь угодить правительству. Но, по мнению сведущих людей, там нет никакого дела, заслуживающего внимания. Так как среди российских мусульман не было и нет идей панисламизма, да и не будет никогда. Бессмысленно тратить жизнь на такие пустые разговоры - это понимает каждый разумный человек. Может, некоторые люди не согласятся со мной, спросят: «Почему же тогда арестованы братья Буби?». Ответ таков: это личное дело. К тому же пока доподлинно не известно, панисламисты они или нет. Суд откроет истину.
Когда в России началась революция1, левые идеи нашли здесь множество последователей. В то время и придерживающиеся умеренных взглядов стали поддерживать левых. Может, в те времена и братья Буби напи-
1 Имеется в виду революция 1905-1907 гг.
сали что-то, что не совсем вписывалось в закон. Но это нужно рассматривать как веяние времени и не больше.
В последние годы во многих местах России среди мусульман прошли обыски, было конфисковано множество документов, книг. Но не было найдено ни одной крамольной книги и документа. Поэтому книги и документы, после того как их прочли чиновники, владеющие татарским и арабским языками, были возвращены владельцам. Если бы действительно была вина, приписываемая правыми газетами, где-то нашлись бы тетради с записями пожертвований для турецкого флота или другие документы с печатью комитета «Иттихад ва таракки». Но неизвестно ни об одной такой находке. Правда, в последние годы некоторые муллы были отстранены от службы с обвинением в сборе пожертвований в пользу турецкого флота. Но причина этого - лишь доносы. Некоторые муллы посредством доносов просто расправились с неугодными им имамами. Некоторые чиновники предпочли истолковать эти доносы как проявление патриотизма и дали ход делу. Таким образом, лишь по причине личных распрей многие имамы лишились своих мест, а семьи остались без средств для жизни...
Если бы суть этих дел не стала известна правительству, доносы и лишения службы так и продолжались бы. Наконец, чиновники поняли истинную причину этих доносов, перестали обращать внимание на доносчиков. В некоторых местах сами доносчики стали привлекаться к суду. Так как по российским законам никаким способом нельзя угнетать человека.
Я спросил у одного уважаемого имама о том, как возник этот вопрос о сборе денег для турецкого флота. Он посетовал на невнимательность Духовного Собрания: «Духовное Собрание прислало нам циркуляр о запрете на сбор средств для турецкого флота, но написан он был настолько путано и витиевато, что его не поняли не только те муллы, которые не знали русского языка, но даже те, кто знал. Может, некоторые имамы поняли, что Духовное Собрание велит собирать средства? Это, должно быть, правда, так как до распространения этого циркуляра имамы ничего не знали об этом. В правых газетах писали: „Мусульмане Индии собирают пожертвования в пользу турецкого флота; наверное, и российские мусульмане собирают", поэтому Министерство внутренних дел обратило внимание к этому вопросу».
Мы прибыли в Сарапул в 11 часов утра 26 мая. Я хотел расспросить на пароходе о деле братьев Буби, но это оказалось невозможным. Не было никого, кто бы обратил внимание на это дело. Лишь один мусульманин из Троицка рассказал о том, что Ишми мулла2 сильно боялся ехать в Сара-
2 Динмухамметов Ишмухаммет (Ишми-ишан) (1842-1919), религиозный деятель, представитель кадимизма. Резко выступал против джадидизма; протестовал против введения нового звукового метода обучения грамоте, который, как он считал, глубоко противоречил нормам ислама, т. к. заимствован у «неверных»; призывал к активному противодействию джадидам, не исключая использования различного рода репрессий и насилия.
пул: «Он даже просил одного солдата для охраны. Но я не знаю, дали ему охрану или нет».
Когда мы высадились на пристани, товарищ мой посоветовал оставить багаж здесь, так как свободных номеров может и не быть. Потом мы прогулялись с ним около трех часов и собрали информацию о людях, прибывших в Сарапул. Большинство свидетелей - уже здесь. Ишмуратов и Мухаммеджан Хафизов из Казани должны приехать завтра. Ишми мулла прибыл еще вчера утром и остановился в доме одного из своих учеников Якуба Тимкина. Приехал он со своим муэдзином Ахмедзяном. Хоть Ишми мулла и приехал до пятничного намаза, но не пришел в мечеть на намаз. Мы спросили у одного: «Почему же не пришел?». Он ответил: «Боится, наверное». По словам тех, кто ехал в пароходе вместе с Ишми муллой, он ни с кем не говорил в пути, все время сидел в углу в глубокой задумчивости. Немного говорил только его муэдзин, сказал: «Хазрат совсем не знает русского, я еду, чтобы переводить для него в суде».
Для нас было очень важно встретиться и поговорить со столь печально знаменитым ишаном, поэтому мы с моим товарищем пришли к дому, где ишан остановился. Подошли к дому, где на подоконниках со стороны улицы было выставлено множество аятов, шамаилей. Думаем, это и есть тот дом. Тут одна русская, проходившая мимо, сказала нам, что да, это дом Тимкина. Товарищ говорит: «Лишь бы не избили». Все же решили зайти во двор и спросить. Во дворе ходил один татарин с полным лицом. Мы подумали, это и есть хозяин дома. Объяснили ему, что мы корреспонденты газеты, он взял наши визитные карточки и сказал: «Хорошо, сейчас доложу. Может, и согласится с вами встретиться». Мы уже надеялись, что достигнем цели, но надежда оказалась пустой. Через пять минут человек вышел и сказал то, что обычно говорят, когда не хотят кого-то видеть: «Он сейчас отдыхает. Я не знаю, когда хазрат проснется». Мы спросили: может, зайдем ближе к вечеру или завтра? Человек все повторял: «Не знаю». Он нам солгал наверняка, так как ишан вряд ли спит во время дневного намаза.
Тут говорят, что Ишми говорил о деле братьев Буби так: «Я знаю, что в России есть панисламистские идеи, но не могу доподлинно сказать, что Габдулла и Губайдулла Буби - панисламисты. Но все же каждое их дело -против Корана и шариата, а значит, и против правительства». Но истинные мысли ишана станут известны только после суда.
Судебная палата
Передвижная коллегия Судебной палаты Казани вот уже несколько дней работает в Сарапуле, рассматривает разные дела. Дело Буби будет рассмотрено 28 мая.
Мы пошли в судебную канцелярию, чтобы заранее занять места на время заседания. Секретарь суда встретил нас очень приветливо, но объяснил, что сейчас никак нельзя занять места: «Мы еще не знаем, каким
будет заседание: открытым или закрытым. Это решает председатель. Может, некоторые заседания будут открытыми, некоторые закрытыми. Это станет известно только перед заседанием».
Свидетели
Насколько мне известно, прокурор пригласил 12 свидетелей, братья Буби - 32. Среди свидетелей со стороны братьев есть бывший председатель Сарапульского земства, а ныне нотариус Тунин; сарапульский купец, гласный Смагин и инспектор приходских училищ Ананьин. Ранее во время земского заседания они хлопотали, чтобы выделить деньги медресе Буби. В результате решили, что «училищный совет дает пособие из земства только медресе Буби или школам, которые открыли имамы и мугалли-мы, отучившиеся в медресе Буби либо выдержавшие там экзамен». Теперь эти люди приглашены в суд, чтобы рассказать о том, что братья Буби ничем и никак не навредили государству. Другие их свидетели - это жители села Иж-Бобья и нынешние и прошлые ученики медресе Иж-Буби.
Среди свидетелей со стороны суда есть житель села Иж-Бобья по имени Шагимардан Аппаков с сыном. Я расспросил о нем у одного человека, тоже из села Иж-Бобья. Если его слова правдивы, то была личная вражда между Аппаковым и братьями Буби. Человек этот рассказал следующее: «Аппаков - он все время к кому-то цепляется, подхалим еще. У него есть обида на хазратов. В 1910 году, когда в селе Иж-Бобья вспыхнула холера, Губайдулла эфенди обратился в земство и попросил прислать врачей. Шагимардан был против врачей. Но врачи все же приехали и попросили отдельный дом, чтобы изолировать больных. Шагимардан продолжил провоцировать население, рассказывал, что доктора какими-то своими зельями убили его брата и сестру. На него составили протокол и решением губернатора Вятской губернии на месяц отправили в тюрьму. А сын его был исключен из медресе Буби за неподобающее поведение и неуспеваемость. Аппаков еще и за это затаил злобу.
Братья Буби помогали Аппакову. Например, когда сгорело село Иж-Бобья, Шагимардан обратился к ним и попросил денег на строительство нового дома. Обещал вернуть деньги из средств, которые заработает, давая жилье в аренду мугаллимам и ученикам медресе. Братья Буби дали ему средства, но Шагимардан не сдержал слова. Шагимардан сильно злился на братьев, поговаривают даже, что он имеет отношение к обыскам у Бадрет-дина Залялетдинова из Бирского уезда, близкого друга братьев Буби».
Поэт Наджип Думави3 тоже приглашен в суд как свидетель. Наджип эфенди сам удивлен этому. Говорит: «Я узнал, что приглашен свидетелем
3 Тахтамышев Наджип Сибгатуллович (1883-1933), писатель, литературный критик, публицист. В 1908-1911 гг. работал учителем в медресе Буби.
со стороны прокурора, только по приезде в Казань. Не понимаю, как так получилось».
Из села Иж-Бобья в Сарапул приехали около 20 человек.
Господа Габдулла и Губайдулла
Мне удалось получить кое-какие сведения о братьях Буби, которые сейчас в тюрьме. Судя по словам человека, кто с ними виделся, здоровье у них хорошее: «Сейчас они занимаются огородом. Иногда сами сажают овощи или деревья, присматривают за теми, кто работает в огороде. Им нельзя писать и читать мусульманские книги. Из тюремной библиотеки выдаются книги на русском языке, вот эти книги они и читают. Каждую среду в Сарапул приезжают их жены, чтобы увидеться с мужьями. Расстояние 50 км, но они все же не пропустили ни одного свидания. В селе Иж-Бобья их торговое дело продолжается по-старому, присматривает за делом Зия эфенди». Среди арестантов - один-два политических заключенных, остальные обвиняются в других преступлениях. Братья содержатся вместе в одной комнате, еду им готовят отдельно.
Адвокаты
Братьев Буби будут защищать Маклаков4, член Государственной Думы; Бать из Казани и Егоров из Сарапула. Пока неизвестно, будет ли Ибрагим Ахтямов5. Возможно, приедет и господин Алкин6. 27 мая Маклаков выехал из Нижнего, об этом была телеграмма. Видимо, адвокаты прибудут завтра.
В городе
В Сарапуле очень много приезжих людей. Все гостиницы заполнены.
Кроме газет «Юлдуз» и «Баянельхак»1, другие издания не направили сюда своих корреспондентов. Во всяком случае сейчас об этом неизвестно.
4 Маклаков Василий Алексеевич (1869-1957), российский адвокат, политический деятель. Член Государственной думы II, III и IV созывов, один из основателей Конституционно-демократической партии.
5 Ахтямов Ибрагим Абуссугудович (1880-1931), юрист, один из лидеров татарских меньшевиков.
6 Алкин Саидгирей Шагиахметович (1867-1919), юрист, один из организаторов и лидеров партии «Иттифак аль-муслимин», в 1894-1917 гг. присяжный поверенный Казанской судебной палаты.
7 «Глашатай истины», общественно-политическая газета. Издание в целом носило клерикально-консервативный характер и подвергалось критике со стороны демократической прессы; имело репутацию «царицы объявлений».
Жители города боятся говорить о деле Буби. Даже опасаются стоять на улице по 2-3 человека. Видимо, боятся, что есть представители тайной полиции.
Мать, жены и дети братьев Буби живут здесь уже со вторника. Я спросил у них, как они относятся к обвинениям? Ответили: «Надеемся, что благополучно избавятся от всех обвинений. Они невиновны. Их привлекли по ложному обвинению».
27 мая
Сегодня приехало большинство людей, относящихся к суду. Вечерним пароходом прибыли адвокат Маклаков и эксперт Катанов8. Затем дневным пароходом прибыли Бать и Ибрагим Ахтямов. Вместе с ними приехал свидетель со стороны суда Мухаммаджан-хафиз из Казани. Я спросил у одного прохожего, где тот остановился. Сказал, не знаю. Позже я случайно встретил Мухаммаджана на улице. Спросил его, зачем же он приехал? Ответил: «Я приехал не по своей воле, пригласили». Я часто видел его в Казани, он ходил и громко смеялся в своей манере. Сегодня же он показался мне печальным. Я спросил: «Вы встретились с Ишмухамметом хазратом? Какие у вас отношения?» Мухаммаджан ответил: «Я с ним не знаком и не хочу встречаться с ним. Я живу по своим убеждениям, и не иду за кем-то».
Вчера Ишми был гостем у ахуна Сарапула Хусаина. Я встретил ахуна и расспросил его о том, что ишан говорил о братьях Буби? И как ахун относится к ишану? Он ответил: «Он ничего не говорил. Он уже старик 72 лет. Я отношусь к нему средне, потому что он страдает нервным расстройством. Иногда сам себе противоречит».
Ближе к вечеру среди народа распространился слух, не очень приятный для корреспондента: заседание суда будет закрытым. Это совсем нехорошо для нас, так как мы очень надеялись услышать обвинительное заключение, речи свидетелей и адвокатов. Если заседание пройдет за закрытыми дверями, будет сложно дать уважаемым читателям подробную информацию о деле братьев Буби.
Город Сарапул заполнен приезжими мусульманами. Везде на улице люди, которые ищут жилье или стоят и просто разговаривают.
О заключенных
По словам ахуна Хусаина Абубакирова, в тюрьме Сарапула сейчас содержатся около 20 человек-мусульман, обвиненных в разных преступ-
8 Катанов Николай Федорович (1862-1922), тюрколог, этнограф, доктор филологических наук, доктор сравнительного языкознания. Был цензором восточных, в том числе татарских, изданий в Казанском временном комитете по делам печати.
лениях. Ахун раз в неделю или две недели приходит к ним и совершает с ними намаз. Но братьям Буби не разрешено общаться с другими мусульманами.
Прошлой зимой ахун Хусаин обратился к начальнику тюрьмы с просьбой разрешить братьям Буби совершать намаз вместе с другими заключенными-мусульманами. Начальник ответил: «Они обвиняются по политическому делу, поэтому им нельзя быть вместе с другими заключенными».
Харис Сайманов
29 января 1911 г. в доме Хариса эфенди Сайманова, в течение семи лет бывшего имамом в деревне Байки Сарапульского уезда, теперь уже два года служившего учителем, прошел обыск. Были конфискованы его письма и книга проповедей. Позже и он сам был арестован и отправлен в Сарапул. Отпустили его только после десяти месяцев заключения.
Его арестовали из-за того, что он учился в медресе Буби, придерживался одних взглядов с братьями Буби. В его книге проповедей есть слова: «Все мусульмане - братья, поэтому помогайте друг другу!». Но следователь не смог привлечь к суду Хариса эфенди только из-за этих слов. Все же его письма и книга до сих не возвращены ему. Когда он был арестован, у него отозвали разрешение на учительство. После освобождения отозвали и указ о назначении муллой. Сейчас его вызвали в Сарапул, чтобы выступить в защиту Габдуллы и Губайдуллы Буби.
Харис эфенди встретился с Маклаковым и обсудил с ним, можно ли вернуть разрешение на учительство. Маклаков обязался ответить ему, когда вернется в Петербург.
Ахмедхафиз Даутов
Один из бывших мугаллимов медресе Буби Ахмедхафиз Даутов приглашен в суд со стороны прокурора. Он пока не приехал. Говорят, что получили телеграмму о том, что он выехал из Петербурга, но доподлинно ничего не известно. Некоторые говорят, что он вообще не получал повестки.
День суда
Сегодня утром пароходом в город прибыли еще около ста мусульман. Большинство из них приехали, чтобы присутствовать на заседании суда по делу братьев Буби.
Уже с 7 утра у здания Окружного суда, где должно пройти заседание, и тюрьмы, где содержатся братья Буби, начали собираться люди. Среди них были и приезжие мусульмане, и крестьяне из близлежащих деревень, и женщины, и русские. В 8 часов сообщили, что заседание пройдет за за-
крытыми дверьми, что не будут допущены корреспонденты и посторонние. Не разрешили войти даже помощнику прокурора Сарапульского окружного суда. Но люди все равно не расходятся, надеются хоть издали увидеть, как приведут Габдуллу и Губайдуллу Буби. Некоторые надеются, что дадут разрешение войти, после того как прибудет председатель суда. Арестованных под охраной вооруженных солдат привели в 9:30. Братья Буби были в своей одежде. Перед ними шли два арестанта, приговоренные к каторге. Некоторые сначала подумали, что это и есть братья Буби, позже поняли, что ошиблись.
Люди весь день не расходились. Вот сидят женщины маленькими группами, вот крестьяне из близких деревень и другие.
Русские Сарапула очень удивились, увидев такое столпотворение. Я спросил у сотрудника суда, бывало ли раньше такое скопление людей в день суда. Он ответил, что служит здесь уже семь лет и еще не видел, чтобы пришло настолько много народу.
Чтобы узнать, как местные русские относятся к братьям Буби, я спросил у нескольких русских: «Кого тут судят?» Мне ответили: «Судят мулл Буби. Они очень ученые, учились в Мекке. 12 языков знают. В селе Иж-Бобья у них есть свой университет. Их сейчас судят за то, что они вмешались в политику».
Вечером в 16:30 стало известно, что все свидетели уже выступили. Их отпустили из заседания. Вышел также и Ишми мулла. Один свидетель из Казани приветствовал его, поцеловав руку, остальные же - проводили оскорблениями.
После выступления в суде настроение у Мухаммаджана Ахмарова из Казани улучшилось, но он, видимо, опасался снова появляться близ здания суда. Вечером около 10 его видели на одной из улиц Сарапула, далеко от пристани, где он, заблудившись, искал Каминскую пристань. Якобы он похвастался кому-то, мол, «я отлично выступил».
Ближе к концу судебного заседания, в 9 вечера, к зданию суда снова повалил народ: наверное, человек 600 было. Мы ждали, что нам разрешат войти, когда будут объявлять решение суда. Но надежды не оправдались. Конные стражники и полицейские начали оттеснять народ от здания. Люди забеспокоились, все думали: «Наверное, очень строгое наказание дали». Наконец, в 11 вечера стало известно, что решение суда объявлено.
Когда вышли адвокаты, выяснилось, что Габдулла эфенди приговорен к шести месяцам, а Губайдулла эфенди к двум месяцам тюрьмы без поражения в правах. Им также разрешили пока выйти из тюрьмы на два месяца. Но среди народа позже распространилось, что одному дали шесть месяцев, другому - три. Через некоторое время братьев вывели из здания суда и проводили в тюрьму. Народ очень благостно воспринял известие о том, что обвиняемым дали не столь строгое наказание, повсюду слышались радостные голоса. В ту ночь, несмотря на дождь, около здания тюрьмы собралось множество людей, они надеялись, что братьев освободят
сегодня же. Но в ту ночь их не выпустили. Собравшиеся тихо разбрелись по домам и гостиничным номерам.
Габдулла и Губайдулла эфенди
Господа Буби были освобождены в 11 часов утра 29 мая. Встречать их пришло очень много людей, и конных, и пеших: дорога от тюрьмы до полицейского управления была сплошь забита людьми. Конные стражники оттесняли народ, чтобы создать коридор от тюрьмы до управления полиции, затем до временной квартиры братьев Буби. Некоторое время стояли и охраняли порядок у дверей, по одному пуская тех, кто хотел лично приветствовать братьев. Позже братья вместе со своими женами и детьми уехали в село Иж-Бобья.
Я спросил у Ибрагима Ахтямова, сохранят ли они свои указы на назначение. Он ответил, что по решению суда обвиненные не лишены никаких своих прав. Но вернут ли им указы или нет - это на усмотрение губернского правления.
Во время заседания жандармский вахмистр велел забрать свои вещи тем муллам и мугаллимам, у которых были конфискованы книги. Во время обыска у братьев Буби и других людей, оказывается, было конфисковано три обоза книг. Их показали знающим арабский и татарский языки людям и выяснили, что книги не противоречат закону о печати. Теперь их возвращают владельцам.
Один из богачей Сарапула обещал раздать бедным сто рублей, если братья Буби получат жесткое наказание. Из-за мягкого наказания у богача вконец испортилось настроение. Говорят, он прогнал всех попрошаек, которые явились к нему после суда.
Разговор с Маклаковым
Мне удалось поговорить с членом Думы Маклаковым; правда, в спешке. Господин Маклаков готовился к отъезду вечерним пароходом сразу же после своей речи в суде. Все же он ответил на несколько моих вопросов, касающихся судебного дела и панисламизма. Вот что он сказал: «Из слов, которые были сказаны во время суда, стало ясно, что братья Буби не являются панисламистами. Я думаю, то, что пишут правые газеты о панисламизме, не соответствуют действительности, и верю, что такие идеи не нашли распространения среди российских мусульман». На мой вопрос: «Деятельность мусульманской фракции в Думе не может быть понята как панисламисткая?», он ответил: «Никак нет».
Ишми
Тюнтерский ишан Ишмухаммет Динмухамметов, приехавший говорить против братьев Буби, в Сарапуле нигде не бывал, никуда не выходил. Сын ахуна Сарапула Абубакирова учится в медресе Тюнтер. Видимо, поэтому Ишми стал гостем в доме ахуна, приехав туда, когда его никто не видел. Я не знаю, какие отношения их связывают, но когда я спросил Абу-бакирова, что он думает об Ишми ишане, тот ответил, что для него ишан словно лесной аулия.
В день заседания народ стал собираться у здания суда уже с семи утра, но никто не видел, когда же пришел Ишми. Говорили, что Ишми тревожится, что встал и ушел из дома аж в четыре утра. Видимо, он пришел сильно заранее, чтобы избежать встречи с кем бы то ни было.
Я мельком видел его, когда он выходил из здания суда. Увидев этого человека, снискавшего себе известность спорами с Шихабетдином Мард-жани, теперь же войной против нового метода9, я вспомнил хорошо известного казанцам «убогого ишана».
По пути в Казань мы ехали с ним на одном пароходе. Он заперся в каюте первого класса. Когда проходил мимо его иллюминатора, я увидел, что он сидит на полу. В Сарапуле один человек сказал мне, что ишан в знак протеста против нового метода якобы не садится на стулья. Видимо, поэтому он и в пароходе сидит на полу. Но почему же он тогда едет на пароходе, да еще и первым классом? Ему же полагается по старинке ходить только пешком, ну или на лошади. Даже если приходится сесть на пароход, человеку, якобы столь благочестивому, разве не полагается быть в третьем или четвертом классе вместе с нищими, а не ехать первым классом?
Через несколько пристаней я видел, как Ишми вышел и сел на палубе. Сам все время оглядывается по сторонам. Видимо, боится, что сейчас придут мусульмане. Почесывает что-то иногда. На голове у него худая шапка, сам в бишмете, на ногах кожаные калоши. Брюк нет.
Тут к нему подошел кто-то, мусульманин или русский в шляпе, и спросил по-русски: «Куда ездили?». Ишми хоть и немного понимает по-русски, но не может говорить, оказывается. Все же он постарался ответить: «Сарапул хадил. Тимкин густь», - хочет сказать, что ездил в Сарапул в гости к Тимкину. Тот человек начал расспрашивать про заседание суда. Ишми ответил: «Да, да, мин судка бардым». Русские слова мешает с татарскими. Человек в шляпе спросил, кого же судили? Тюнтерский ишан ответил: «Бубый муллаларын. Новый метод, новый метод». Видимо, хочет сказать, что их судили за новый метод. Бедный Ишми, был на заседании суда, но так и не понял, за что же судили братьев Буби. На вопрос человека в шляпе, на сколько приговорили, Ишми показал ему шесть пальцев.
9 Звуковой метод обучения грамоте взамен буквослагательному, так называемый «усул-и джадид», то есть новый метод.
Затем он начал искать Катанова. Но профессор уехал предыдущим пароходом.
В Сарапуле говорили, что якобы Ишми буду судить за то, что он в своей книге «Мизан» призывал убивать последователей нового метода. Может, Ишми хотел поговорить с Катановым по этому вопросу.
Когда пароход достиг Елабуги, Ишми сошел.
Неприехавшие свидетели
Свидетели со стороны прокурора, которые должны были выступить против братьев Буби, - Ахмедхафиз Даутов, Гафиятуллин, бывший учитель в приюте Юнусовых в Казани, и казанский купец Ишмуратов - не явились в суд.
Г. Латиф. Юлдуз. 1912. 27мая, 31 мая, 3 июня (№№ 837, 839, 840).
ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ
Бертуган Бубыйлар hэм Иж-Бубый мэдрэсэсе (тарихи-документаль жыен-тык) / тез. Р. Мэрданов, Р. Мицнуллин, С. Рэхимов. Казан: Рухият, 1999.
Татарская энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Х. Хасанов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002. Т. 1: А-В.
Сведения об авторе: Давлет Лилия Шамилевна - старший научный сотрудник, Институт Татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан (420015, ул. Пушкина, 56, Казань, Российская Федерация); [email protected]
Поступила 12.05.2022 Принята к публикации 14.06.2022
"EVERY ONE OF THEIR CASES IS AGAINST THE KORAN AND SHARIA, AND THEREFORE AGAINST THE GOVERNMENT."
ABOUT THE BUBI BROTHERS' COURT CASE
L.Sh. Davlet
Institute of the Tatar Encyclopedia and Regional Studies
of the Tatarstan Academy of Sciences
Kazan, Russian Federation
On May 28, 1912, in the city of Sarapul, Vyatka province, a court session was held in the case of the Bubi brothers. A report about him was published in the newspaper "Yulduz" on May 27, May 31, June 3, 1912, and in Cyrillic in the collection "Bertugan Bubyylar ham Izh-Buby madrasase" (1999). The author translated this material into Russian. In the introduction, he analyzes the nature of the report: the journalist
speaks very favorably towards the enlightenment brothers and caustically ridicules Ishmi-ishan, notorious for his attacks on the Jadids. The text of the report allows you to feel the mood of the liberal part of the Tatar society of that time, the attitude of the Russian population of the region to the problems of the Tatar neighbors.
Keywords: Gabdulla and Gubaidulla Nigmatullin-Bubi, Izh-Bubi madrasah, case of the Bubi brothers, «Yulduz» newspaper.
For citation: Davlet L.Sh. «Kazhdoye ikh delo - protiv Korana i shariata, a znachit, i protiv pravitel'stva». O sudebnom dele brat'yev Bubi [«Every one of their cases is against the Koran and Sharia, and therefore against the government». About the Bubi brothers' court case]. Istoricheskaya etnologiya, 2022, vol. 7, no. 1, pp. 123-135. https://doi.org/10.22378/he.2022-7-1.123-135 (In Russian)
About the author: Lilia Sh. Davlet, Senior Research Fellow, Institute of the Tatar Encyclopedia and Regional Studies of the Tatarstan Academy of Sciences (56 Pushkin St., Kazan 420015, Russian Federation); [email protected]
Received May 12, 2022 Accepted for publication June 14, 2022