Научная статья на тему '«КАЖДАЯ ПРОПУЩЕННАЯ НЕДЕЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕВОЗВРАТИМЫМ УЩЕРБОМ В ДЕЛЕ ОБУЧЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ…»: ДОКУМЕНТЫ О РАБОТЕ ШКОЛ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ АРКТИКИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА'

«КАЖДАЯ ПРОПУЩЕННАЯ НЕДЕЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕВОЗВРАТИМЫМ УЩЕРБОМ В ДЕЛЕ ОБУЧЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ…»: ДОКУМЕНТЫ О РАБОТЕ ШКОЛ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ АРКТИКИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
приходы / священство / церковно-приходская школа / учительство / К. П. Щеколдин / саамы / Кольский Север / просвещение / parishes / priesthood / parochial school / teaching / K. P. Shchekoldin / Saami / Kola North / enlightenment

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ксения Сергеевна Казакова

В публикацию включены документы Кольского уездного отделения Епархиального Училищного Совета, хранящиеся в Государственном архиве Мурманской области (ГАМО. Ф. И-133). Содержание представленных архивных источников показывает специфику развития системы начального образования и положение учительства в Европейской Арктике в конце XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ксения Сергеевна Казакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“EACH MISSED WEEK IS AN IRREPARABLE DAMAGE IN THE MATTER OF EDUCATION AND RELIGIOUS AND MORAL ENLIGHTENMENT…”: DOCUMENTS ON THE WORK OF SCHOOLS IN THE EUROPEAN ARCTIC AT THE END OF THE 19TH CENTURY

In the publication included documents of the Kola district branch of the Diocesan School Council, stored in the State Archive of the Murmansk Region (GAMO. F. I-133). The content of the presented archival sources shows the specifics of the development of the primary education system and the position of teaching in the European Arctic at the end of the 19th century.

Текст научной работы на тему ««КАЖДАЯ ПРОПУЩЕННАЯ НЕДЕЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕВОЗВРАТИМЫМ УЩЕРБОМ В ДЕЛЕ ОБУЧЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ…»: ДОКУМЕНТЫ О РАБОТЕ ШКОЛ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ АРКТИКИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА»

Научная статья

УДК 94(47) + 371.3(470.21)

doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.007

«КАЖДАЯ ПРОПУЩЕННАЯ НЕДЕЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕВОЗВРАТИМЫМ УЩЕРБОМ В ДЕЛЕ ОБУЧЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ...»: ДОКУМЕНТЫ О РАБОТЕ ШКОЛ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ АРКТИКИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА

Ксения Сергеевна Казакова

Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, k.kazakova@ksc.ru, https://or-cid.org/0000-0002-5071-4947

Аннотация

В публикацию включены документы Кольского уездного отделения Епархиального Училищного Совета, хранящиеся в Государственном архиве Мурманской области (ГАМО. Ф. И-133). Содержание представленных архивных источников показывает специфику развития системы начального образования и положение учительства в Европейской Арктике в конце XIX века. Ключевые слова:

приходы, священство, церковно-приходская школа, учительство, К. П. Щеколдин, саамы, Кольский Север, просвещение Благодарности:

статья выполнена при поддержке федерального бюджета по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2024-0002.

Автор выражает искреннюю благодарность сотрудникам Государственного архива Мурманской области за помощь в работе, особенно О. В. Кононенко и Д. А. Ермолаеву. Для цитирования:

Казакова К. С. «Каждая пропущенная неделя является невозвратимым ущербом в деле обучения и религиозно-нравственного просвещения...»: документы о работе школ на территории Европейской Арктики в конце XIX века // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 2. С. 62-71. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.007.

Original article

"EACH MISSED WEEK IS AN IRREPARABLE DAMAGE IN THE MATTER OF EDUCATION AND RELIGIOUS AND MORAL ENLIGHTENMENT.": DOCUMENTS ON THE WORK OF SCHOOLS IN THE EUROPEAN ARCTIC AT THE END OF THE 19TH CENTURY

Ksenia S. Kazakova

Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, k.kazakova@ksc.ru, https://orcid.org/0000-0002-5071-4947

Abstract

In the publication included documents of the Kola district branch of the Diocesan School Council, stored in the State Archive of the Murmansk Region (GAMO. F. I-133). The content of the presented archival sources shows the specifics of the development of the primary education system and the position of teaching in the European Arctic at the end of the 19th century. Keywords:

parishes, priesthood, parochial school, teaching, K. P. Shchekoldin, Saami, Kola North, enlightenment Acknowledgments:

the article was supported by the federal budget to carry out the state task of the Federal Research Centre "Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences" No. FMEZ-2024-0002.

The author expresses sincere gratitude to the staff of the State Archive of the Murmansk Region for their assistance in the work, especially O. V. Kononenko and D. A. Ermolaev. For citation:

Kazakova K. S. "Each missed week is an irreparable damage in the matter of education and religious and moral education.": Documents on the work of schools in the European Arctic at the end of the 19th century. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities, 2024, Vol. 3, No. 2, pp. 62-71. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.007.

В последние годы большое значение приобретают вопросы социального развития Российской Арктики, в том числе особое внимание уделяется и проблемам системы образования1. Еще в период активной колонизации европейской части Арктики во второй половине XIX века особой задачей признавалось развитие здесь начального образования для социально-культурной адаптации коренного и пришлого населения.

В современной историографии развитие начального образования на окраинных территориях рассматривается исследователями как политика мягкой силы, которая обеспечивала аккультурацию и лояльность инокультурных подданных в большей степени, нежели стандартные экономические и военно-административные мероприятия [1; 2]. В настоящее время, несмотря на большое количество работ по истории школьного образования дореволюционного периода в регионах с полиэтническим и поликонфессиональным составом населения [3], самые северные территории Европейской Арктики остались не охвачены вниманием исследователей. Цель настоящей публикации — на основании документов Государственного архива Мурманской области показать специфику работы начальных школ на территории Европейской Арктики в конце XIX века.

Отсутствие транспортной инфраструктуры, большие расстояния между населенными пунктами, малая плотность населения обусловили почти полное отсутствие земских школ и министерских училищ в этом регионе вплоть до конца XIX века. Основным типом школ в Кольском уезде Архангельской губернии в дореволюционный период стала одноклассная церковно-приходская школа. Уже к 1897 году на территории Кольского уезда Архангельской епархии действовало 10 церковно-приходских школ и 5 школ грамоты [см. подробнее 4]. Просветительскую деятельностью среди населения приграничных с Норвегией территорий осуществлял восстановленный в 1886 году Трифоно-Печенгский монастырь.

Основной корпус архивных источников по истории развития начального церковного образования на Кольском Севере представлен в нескольких крупных архивохранилищах: Государственном архиве Архангельской области (ГААО), Национальном архиве Республики Карелия (НА РК) и Государственном архиве Мурманской области (ГАМО). Большой пласт школьной делопроизводственной документации за первое десятилетие становления системы церковного образования (1888-1898 гг.) отложился в фонде Кольского уездного отделения Епархиального Училищного Совета (ГАМО. Ф. И-133). Создание промежуточной инстанции между епархиальным органом управления и отдельными школами было необходимо вследствие значительного числа уездов, входящих в Архангельскую епархию, и большой территориальной разбросанности школ. В фонде Кольского уездного отделения сохранились документы, освещающие работу первых церковно-приходских школ на окраинных территориях Европейской Арктики, положение учительства, специфику организации учебного процесса среди коренного населения Кольского Севера. В публикуемой подборке впервые вводятся в научный оборот несколько рукописных документов из указанного архивного фонда.

Первый документ—протокол заседания Кольского уездного училищного отделения от 10-го ноября 1896 года. В документе отражен результат дискуссии о порядке инспектирования церковноприходских школ Кольского уезда. В публикуемом документе содержатся рекомендации членов Кольского уездного училищного отделения относительно обязанностей наблюдателя, который, по мнению членов Кольского уездного отделения, в ходе ревизии должен был не только оценить уровень знаний учащихся, но и «убедиться о развитии учителя, отношении его к делу и нравственных качествах»2. Институт наблюдателей, согласно § 21 «Правил о церковно-приходских школах», был введен для «ближайшего руководства и наблюдения» за начальными церковными школами в епархиях3. Инспектора народных училищ избирались из лиц духовного или светского ведомства для непосредственного контроля за работой учителей и ходом обучения в церковно-приходских школах. Инспектирование церковно-приходских школ, особенно в отдаленных северных погостах, как правило, осуществляли местные благочинные или в редких случаях служители церковного ведомства,

назначенные Архангельским епархиальным училищным советом. Как отмечают исследователи, единой инструкции для уездных наблюдателей, так же как и для епархиальных, разработано не было. Как правило, они в своей деятельности руководствовались инструкциями, разрабатывавшимися в епархиях [5], а также, как видно из публикуемого документа, инструкциями уездного училищного отделения.

Также в представленном документе затрагивается вопрос о преподавании в Кильдинской церковно-приходской школе, которая была открыта в Кильдинском погосте в 1889 году. Основные трудности с организацией обучения были связаны с тем, что в школе обучались только дети коренного населения Кольского полуострова (саамы) или, как их называли в документах XIX века, лопари. Школы, расположенные в саамских погостах, именовались в документах «инородческими». В протоколе заседания Кольского уездного училищного отделения дается характеристика материальной составляющей жизни Кильдинского прихода, а также поднимается вопрос совмещения священником обязанностей по Кольскому приходу и преподаванию в церковной школе в погосте4.

Второй документ подробно описывает особенности учебного цикла в церковно-приходских школах Кольского Севера. В журнале Кольского уездного училищного отделения от 13 февраля 1897 года представлена уникальная классификация всех действующих в 1897 году школ Кольского уезда Архангельской губернии, которые «по местным и иным условиям» распределены на пять групп. При распределении школ по группам члены отделения руководствовались двумя важными критериями: национальным составом учащихся и продолжительностью годового учебного цикла. В документе, составленном для Архангельского училищного совета, особое внимание уделено особенностям работы школ и недочетам, выявленным отцом-наблюдателем при последней ревизии. Например, отмечается, что в «инородческих» приходах (Пазрецком, Сонгельском, Нотозерском и Ловозерском) коренное население практически не владело русским языком, и это в большой степени влияло на успешность обучения. В Терибергской и Гавриловской школах, располагавшихся в колониях Мурманского берега, слабые успехи обучения объяснялись материальной необеспеченностью школ. Как видно из документа, в школах Терского берега Белого моря, где располагались поморские поселения Варзуга, Тетрино, Кашкаранцы, Чапома, требования к уровню знаний учеников были выше, чем в «лопарских» школах и школах для детей колонистов.

Из описания школьного учебного цикла следует, что и в поморских селах, и в саамских погостах он зависел от промыслово-хозяйственного календаря населения Кольского Севера. На практике учеба в «инородческих» школах начиналась в ноябре-декабре, когда кочевое население возвращалось в погост, где проживало до марта-апреля, в поморских чуть раньше — с конца октября — середины ноября и продолжалось до мая. Отмечалось, что обучение было более результативным в тех школах, где имелись «особые», то есть специально обученные, учительницы. В связи с этим отделение просило Архангельский епархиальный совет рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований для повышения жалования учителям Кольского уезда, что помогло бы привлечь сюда «способных» и «дельных».

Содержание представленных архивных источников показывает специфику развития системы начального образования и положение учительства в Европейской Арктике в конце XIX века. Документы публикуются по современным правилам правописания с сохранением их стилистических особенностей. Сокращения раскрыты в квадратных скобках. Подчеркивания сохранены.

№ 1

Журнал Кольского уездного училищного отделения

10-го ноября 1896 года

Члены Кольского уездного училищного отделения, собравшись сего числа в квартире члена-делопроизводителя, по приглашению О[тца] Председателя отделения, в числе всего шести человек, из числа 8-ми членов

Слушали: 1) Доложенную Делопроизводителем инструкцию для наблюдателей церковно-приходских школ и школ грамоты, и некоторые узаконения, касающиеся деятельности отделений Училищного Епархиального Совета, а также выслушали и обсуждали отчеты о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты за 1895/6 г.г. и в частности — Кильдинской цер[ковно] прих[одской] школы.

Постановили: 1) По прочтении инструкции для наблюдателя и правил о церк[овно] прих[одских] школах и школах грамоты, а также по обсуждении отчета Кольского Училищного Округа в 1895/6 г.г. и в частности отчета учительницы Кильдинской школы, отделение пришло к заключению: а) что отчет за минувший учебный год не отличается полнотой в сообщении сведений относительно учебно -воспитательной стороны дела б) что в Кильдинской цер[ковно] прих[одской] школе обязанности по преподаванию Закона Божия исполняет учительница и она же заведует школой, без всякого руководства со стороны местного приходского священника, навестившего школу в отчетном году только в качестве посетителя.

Имея ввиду, что отчетности по наблюдению за школами должны, согласно утвержденной программе, не ограничиваться только одними голословными утверждениями, на основании данных, доставляемых заведующими школами, а должны быть проверены личными непосредственными наблюдениями и впечатлениями наблюдателя, желательно было бы отделению иметь на будущее время более обстоятельные, подтвержденные документально, отчеты относительно успешности учебно-воспитательной стороны школы, а потому Отделение просит О[тца] Наблюдателя при отчетах своих по обозрении школ округа — более подробно и обстоятельно выяснять о ходе обучения по каждой школе, прилагая к своим отчетам и письменные работы учеников. Что касается дисциплинарно-воспитательной стороны, то О[тец] Наблюдатель имеет рекомендовать учащим, чтобы они при наложении взысканий на учеников прибегали бы исключительно к мерам чисто нравственного воздействия, отнюдь не прибегая к грубым, насильственным мерам, как например, заставлять учеников стоять на ногах некоторое время или, тем более, на коленях (как доселе практиковалось в некоторых школах).

Затем желательно было бы чтобы О[тец] Наблюдатель, после классного посещения школы вел беседы с учащими и из этих бесед постарался бы убедиться о развитии учителя, отношении его к делу и нравственных качествах. Кроме того разослать цикруляры по Кольскому училищному округу во все школы о том, чтобы учащие в них, при проездах в каникулярное время через Колу, являлись бы в местное училищное отделение, к Председателю или делопроизводителю оного, и весьма желательно, чтобы при этих посещениях сходились по несколько учащих одновременно. Из вышерассмотренных отчетов видно также, что в лопарских школах крайне поздно начинается учение (в декабре-январе) и рано заканчивается (март-апрель), обязать учащих непременно быть на своих местах в первых числах ноября и приступить к обучению, как только явится в погост несколько семейств из лопарей-кочевников.

Что касается Кильдинской церковно-приходской школы, то отделению крайне прискорбно видеть, что преподавание Закона Божьего лежит на учительнице и она является предоставленною в деле обучения исключительно самой себе, без всякого руководства со стороны местного приходского священника, навестившего школу, (как видно из отчета), только в качестве посетителя, а постоянно проживающего в г[ороде] Коле, а не в своем приходе, тогда как согласно Указу Духовной Консистории на имя отца Благочиннаго, как известно отделению, он должен непременно с нынешней же осени проживать в своем приходе и преподавать в местной школе Закон Божий, — а потому отделение определяет: просить О[тца] Благочиннаго а) выслать в отделение копию с упомянутого указа Консистории и б) побудить отца Василия Мартынова, священника Кильдинского прихода, ныне же отправится в свой приход, тем более что и дом для священника еще минувшей осенью приобретен на общественные средства, и по заявлению члена отделения, Кольско-Лопарского волостного старшины, вполне пригоден для жительства и весь недостаток в помещении заключается в том только, что священнику желательно из камелька5, находящегося в комнате, устроить голландскую печь и ремонтировать сени, другая же комната-кухня вполне пригодна для посещения, в крайнем случае помещение церковно-приходской школы в настоящее время совершенно свободно и священник мог

бы пока поместиться там и таким образом устраняется всякая уважительная причина проживания Кильдинского священника вне своего прихода.

По явке о[тца] Мартынова в свой приход рекомендовать ему ныне же приступить к обучению взрослого наличного населения Кильдинского погоста и устроить религиозно-нравственные собеседования, чтения, не теряя времени, так как по местным условиям каждая пропущенная неделя является невозвратимым ущербом в деле обучения и религиозно-нравственного просвещения кочевников-лопарей. Для детей же ныне, впредь до явки в погост всех лопарей, открыть временную школу грамоты, приняв на себя учительство в ней; по сборе же прихожан-лопарей в Кильдинский погост и открытии учения в существующей там церковно-приходской школе, — принять свящ[еннику] Мартынову ее в свое заведывание и исполнять обязанности законоучителя, в силу Высочайше утвержденного положения о церковно-прих[одских] школах и школах грамоты и на основании Устава Духовн[ой] Констистории, объявленного ему о[тцом] благочинным. <...>

Журнал этот отослать в Архангельский Епархиальный Совет в копии.

Председатель отделения священник Алексей Шилов6 Члены: А. Мухин7 священник Лавр Сперанский8, Диакон Николай Азлов9, Волостной старшина Абаляев10, отд[еление] Министерства] нар[одного] Пр[освещения] Темнорусов11

ГАМО. Ф. И-133. Оп. 1. Д. 7. Л. 3-5. Подлинник. Рукопись.

№ 2

Копия

Журнал

Кольского училищного отделения

13 февраля 1897 года Члены Кольского училищного отделения, собравшись сего числа, слушали: <...>

в) Доклад О[тца] Наблюдателя по Кольскому уезду по обозрению им школ округа училищного отделения, с приложением письменных работ по русскому языку (диктовка) и списывания (с книги) учеников церковных школ.

Из доклада о[тца] наблюдателя отделение усматривает, что посещенные о[тцом] наблюдателем школы по местным и иным условиям, могут быть распределены на пять групп. Распределив по этим группам школы, отделение, обсудив каждую школу в отдельности, приступило к выводу частных замечаний по группам.

Как видно из этого деления, основным критерием в процессе обучения был национальный состав учащихся и продолжительность учебного времени, которое напрямую зависело от хозяйственного уклада жителей Кольского уезда.

К первой группе отделение относит Лопарские школы: Пазрецкую, Сонгельскую, Нотозерскую и Ловозерскую. Во всех этих школах учение начинается до Пасхи, и дело приходится иметь с инородцами-лопарями, а в Ловозерской школе — зыряными. Принимая во внимание местные условия, и имея в виду, что в лопарских школах учащим приходится иметь дело с детьми часто не имеющим понятия о русской речи, отделение пришло к следующим выводам:

Лучшею школою, из лопарских, является Пазрецкая школа. По отчету наблюдателя в ней хорощо усвоены знания по Зак[ону] Божьему, удовлетворительные — по Рус[скому] яз[ыку], и посредственно — по счислению. В Сонгельской школе — по всем предметам обучение ведется плохо, принимая даже во внимание исключительно положение лопарской школы. Кроме того, по одному

из главных предметов — церк[овно]-славянскому языку — учитель совсем не занимался, считая несвоевременным обучать славянскому языку, недостаточно усвоив чтение по-русски. По счислению тоже очень слабо.

В Ловозерской школе — Зак[он] Божий пройден удовлетворительно, по прочим предметам, принимая в соображение крайне неудовлетворительное помещение школы (комната) и кратковременность обучения — сравнительно удовлетворительно. По счислению — слабо. В Нотозерской школе — по всем предметам очень плохо. Писать ни один ученик не может. Читать тоже затрудняются. Закону Божьему обучает учитель и затрудняется этим предметом. Священник, проживая за 5 верст от школы, не посещает уроков Зак[она] Божьего. В минувшие годы состоял учителем священник.

Постановили: Рекомендовать О[тцам] заведующим школами и учителю Сонгельской школы: Завед[ующему] Пазрецкой школой озаботиться улучшить преподавание по счислению; Сонгельской — усилить занятия по всем предметам и постараться поставить дело так, чтобы при следующем посещении о[тцом] наблюдателем школы — он не нашел такого вопиющего пренебрежения. со стороны учителя своими обязанностями. Обязательно заниматься церк[овно] славянским яз[ыком]; завед[ующему] Нотозерской шк[олой] — просить его: по крайней мере три раза в неделю давать уроки Зак[она] Божия и вообще навещать школу.

Ко второй группе отделение относит Кильдинскую церк[овную] приходскую школу, обучение в которой начинается с половины декабря и продолжается до Пасхи. В школе этой обучает учительница; ученики — лопарские дети, все почти владеющие русской речью, обучаются 3-й, а некоторые — 4-й год. По рассмотрении работ (диктовки) и заключения о[тца] наблюдателя об успехах по друг[им] предметам — отделение признало успехи по этой школе средними. В виду сделанных о[тцом] наблюдателем некоторых указаний учительнице, относительно постановки учебного дела, отделение, пока, впредь до вторичной ревизии, воздерживается высказать свое мнение об этой школе.

К третьей группе отделение относит школы грамоты: Тириберскую12 и Гавриловскую. Обучение, в той и другой школе, начинается с половины ноября и до Благовещения; население русское. По рассмотрении ученических работ Тириберской школы (Гавриловской — не имеется) и по выслушивании заключения О[тца] Наблюдателя, отделение пришло к выводам: В Тириберской школе слабо ведется дело по счислению и не успешно по письму, как со стороны каллиграфии, так и орфографии, а потому отделение определяет: озаботится об усилении занятий в этом направлении.

В Гавриловской школе обучение ведет псаломщик; по Зак[ону] Божьему — священник. Из Закона Божия ученики знают только некоторые молитвы и Символ Веры, Священной же истории и начального Катехизиса — не проходили. Младшие начинают разбирать оклады. Псаломщик учит их по буквенному способу «азов». Что касается письма, то, оказалось, что ученики вовсе не пишут, "за неимением письменных принадлежностей"; не занимаются также и счислением, совершенно неизвестно по каким причинам. В виду такой малоуспешности обучения в Гавриловской школе, отделение определяет: просить О[тца] Заведующего принять все зависящие от него меры к возможно лучшей постановке обучения в школе, присовокупив, что Гавриловская школа, в отношении успешности обучения, одна из плохих школ уезда.

Относительно неимения письменных принадлежностей в школе, из-за которых будто бы ученики не обучались письму — рекомендовать О[тцу] Заведующему пока позаимствовать в церкви необходимые принадлежности, а затем — отделение снабдить этими принадлежностями школу и давно снабдило бы, если бы было заявлено о том со стороны О[тца] Завед[ующего]. Вместе с тем вменить в обязанность заниматься и счислением, как предметом, входящим в круг программы школы грамоты. Независимо от сего ныне же возбудить ходатайство от отделения пред Епарх[иальным] Училищным Советом об ассигновании хотя небольших средств на обстановку и учебные принадлежности для школы: Тириберской и Гавриловской и кроме того — для первой средств на окончательное приспособление помещения для школы в причтовом доме.

К четвертой группе относятся школы: Варзугская, Тетринская, Кашкаранская и школа грамоты Чапомская. Во всех этих школах обучение начинается с половины ноября и продолжается до половины мая; население во всех этих приходах коренное русское. При такой наличности условий результаты обучения оказались следующие:

В Варзугской школе обучает учительница <...>; письменные работы по рус[скому] яз[ыку] (диктовка) не вполне удовлетворительные: страдает и каллиграфия и орфография. По славянскому языку по докладу О[тца] Наблюдателя средние ученики не имеют понятия о сложных титлах, а старшие плохо понимают значения слов, а потому отделение рекомендует учительнице — обратить особенное внимание на указанные предметы.

В Тетринской школе: обучает причт, по Зак[ону] Божьему занимается священник. Как по докладу О[тца] Наблюдателя, так и из письменных работ учеников, отделение усматривает, что причтом приложены старания в ведению школьного дела, и потому Тетринская школа по успехам обучения может считаться сравнительно удовлетворительною.

В Кашкаранской школе обучает учительница, Зак[он] Божий преподает священник. Ученики младшего отделения знают только «Во Имя Отца.». «Царю Небесный»,. и «Святый Боже». в понятиях о Боге путаются. Из церк[овно]славянского языка Старшие знают мало слов и оборотов, а также и титл. Из доставленных О[тцом] Наблюдателем письменных работ — диктовки, видно, что каллиграфия и орфография крайне слаба. А потому отделение определяет: просить О[тца] Заведующаго принять меры к лучше постановке дела обучения в Кашкаранской школе и особенно озаботиться сообщением ученикам сведений из Зак[она] Божьего. Вместе с тем ходатайствовать от отделения о назначении в Кашкаранскую школу новой учительницы, так как теперешняя учительница — жена местного священника, отвлекаясь своими семейными обязанностями, не может без ущерба школьному делу весть обучение.

В Чапомской школе грамоты обучает священник. Из письменных работ и доклада О[тца] Наблюдателя отделение усматривает, что обучение ведется, кроме Зак[она] Божия, малоуспешно и благодаря тому, что обучает священник, который постоянно отвлекается от школы разъездами по приходу едва ли возможно надеяться на большие успехи.

Сравнивая успехи четырех вышерассмотренных школ, отделение пришло к выводу, что при равных, а в некоторых отношениях даже и лучших против друг[их] школ, условиях находятся Варзугская и Кашкаранская школы, в которых имеются и особые учительницы и даже — ученики коренные русские и большая, сравнительно, продолжительность учебного времени, — обучение же в этих школах поставлено ниже других, а потому отделение в праве требовать и ожидать от этих школ лучших успехов.

Наконец, к последней пятой группе отделение относит школы: Понойскую, Печенгскую-Баркинскую, и Умбскую. Во всех этих школах обучают особые учителя, обучение начинается с октября месяца и продолжается до июня месяца; население этих приходов русское. Результаты обучения таковы:

В Понойской школе по имеющимся в отделении <.> письменным работам учеников (диктовка) отделение наглядно убеждается, в том что дело обучения рус[скому] яз[ыку] (письменности) стоят весьма неудовлетворительно и, принимая во внимание кратковременность пребывания нынешней учительницы в этой школе (1 -й год) отделение, отнюдь не виня ее в малоуспешности по этому предметы, тем не менее выражает желание, чтобы на будущее время были приняты меры к приложению старания и возможно лучшей постановки обучения.

По Умбской школе: при сравнительной удовлетворительности по остальным предметам — крайне малоуспешно преподавание Зак[она] Божия. Так, младшие ученики оч[ень] мало знают первоначальные молитвы, о Троичном Боге также имеют смутное понятие. Старшие не могли ответить даже на простой вопрос: «о частях молитвы Господней». Принимая во внимание, что Закон Божий — главнейший и необходимейший предмет в церковно-приходской школе и что неуспешность из этого предмета равносильна полному невыполнению программы церк[овно] прих[одской] школы и имея в виду, что судя по успехам учеников по остальным предметам — в нынешний год возможен был бы выпуск

учеников со свидетельством на льготу IV разряда, но что за малоуспешностью в Зак[оне] Божием выпуск этот может и не состоятся, — просить О[тца] Законоучителя приложить все меры, чтобы выполнить программу Закона Божия, положенную для церковно-приходских школ.

По Печенгской-Баркинской школе: принимая в соображение, что учитель занимается безмездно и не имеет специальной подготовки, при таком условии, — удовлетворительно, хотя желательно бы лучше, особенно по письму.

Из трех школ последней группы наилучшие успехи показала Умбская школа, но в ней крайне малоуспешно поставлено дело преподав[ания] Зак[она] Божия, в остальных школах Закон Божий удовлетворительно, но слабо главным образом письмо — каллиграфия и, в особенности, орфография.

Рассмотрев результаты обучения всех поименованных школ, и выслушав соображения О[тца] Наблюдателя, отделение пришло к убеждению: а) необходимо курс одноклассной церковноприходской школы разбить на три года, а не на два, как установлено ныне программою, хотя на деле уже во всех почти школах учебный курс разбит на три отделения.

Необходимость трехлетнего курса тем более здесь настоятельна, что продолжительность учебного года в Кольском уезде граничит 4-7 месяцами, а все остальное время дети-ученики проводят в отхожих промыслах, вместе с родителями; б) предстоит неотложная надобность в ассигновании денежных средств на улучшение в некоторых школах крайне жалкой, подчас невозможной школьной обстановки и на приобретение учебных принадлежностей и в) необходимо ассигнование на увеличение жалования в тех школах, где учащие уже получают жалование, по крайней мере до 20 руб[лей] в месяц и непременно назначить жалование в те школы, где обучение ведет безмездно причт. На такое ничтожное жалование, которое получают в настоящее время учащие в школах Кольского уезда, положительно невозможно привлечь сколько-нибудь способных и дельных учителей, да и теперешним учащим невозможно существовать, при крайней дороговизне в Кольском уезде самых наинасущных предметов. А потому училищное отделение определяет: убедительно просить Епархиальный Училищный Совет об удовлетворении изложенных выше определений отделения, а также просить по Постановлениям, сделанным в надлежащих случаях, при рассмотрении отдельных школ. Копию с сего журнала, вместе с письменными работами учеников, представить на рассмотрение О[тцу] Епарх[иальному] Наблюдателю церковн[ых] школ Арханг[ельской] епархии. <...>

Журнал этот представить в копии: о[тцу] Епархиальному наблюдателю (выписку) и в Епарх[иальный] Училищный Совет. Подписали: Председатель Отделения свящ[енник] А. Шилов; члены Мухин, Темнорусов, Гайденрейх13 диакон Николай Азлов.

ГАМО. Ф. И-133. Оп. 1 Д. 7. Л. 22 об. — 26 об. Копия. Рукопись.

Список сокращений

ГАМО — Государственный архив Мурманской области

И. о. — исполняющий обязанности

МНП — Министерство народного просвещения

НА РК — Национальный архив Республики Карелия

Ф — Фонд

Примечания

1 О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/566091182 (дата обращения: 02.02.2024).

2 ГАМО. Ф. И-133. Оп. 1. Д. 7. Л. 4.

3 Сборник правил и программ для церковно-приходских школ с относящимися к ним определениями Святейшего Синода / сост. Д. Тихомиров. Могилев на Днепре, 1887. С. 6.

4 Кильдинский приход располагался в 13 верстах от г. Колы.

5 Камелек — род камина, складывается из камня-плитняка в необделанном виде. Служил как для отопления и освещения, так и для приготовления пищи.

6 Шилов Алексей Владимирович (1867 — после 1917) — священник, протоиерей. С 1896 года уездный наблюдатель церковно-приходских школ, и. о. благочинного первого благочиния Кольского уезда Архангельской губернии (1888-1891) [6: 226].

7 Мухин А. А. — чиновник по крестьянским делам 1-го участка Кольского уезда. Автор книги «О Мурмане и Лопландии». Архангельск, 1910.

8 Сперанский Лавр Федорович ([1861] — 24.08.1922) — священник в Териберском приходе (с 1896 по 1920 гг.) [6: 190].

9 Азлов Николай Хрисанфович — делопроизводитель Кольского уездного отделения Училищного совета, с 1907 по 1918 гг. священник в Китовском приходе Кольского уезда Архангельской епархии [6: 16-17].

10 Абаляев Евлампий Федорович (1854-1910) — крестьянин Нотозерского погоста, Кольско-лопарский волостной старшина. Участник торжеств, посвященных коронации Николая II; подносил от имени волостных старшин России императору «хлеб-соль».

11 Темнорусов А. М. возглавлял отделение МНП в г. Кола, в 1897 году учительствовал в Кольском одноклассном приходском училище.

12 Так в документе.

13 Гейденрейх Николай Яковлевич — статский советник. Список источников

1. Любичанковский С. В. Аккультурационная модель понимания империи как методологическая альтернатива колониальному подходу // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. № 10 (8). С. 1-15. https://doi.org/10.18254/S207987840006065-0.

2. Бешеров П., Жуковская Т. Н. Школьная система Закаспийской области 1890-х — 1910-х гг. как отражение политики имперской унификации // Журнал фронтирных исследований. 2023. Т. 8, № 4 (32). С. 203-229. DOI 10.46539/jfs.v8i4.502.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лысенко Ю. А. О введении всеобщего начального школьного образования в Оренбургском крае в начале ХХ в. (по материалам Тургайской области) // Журнал фронтирных исследований. 2023. № 1 (8). C. 146-160. https://doi.org/10.46539/jfs.v8i1.500.

4. Казакова К. С. Взаимодействие Русской Православной Церкви и коренного населения северозападных арктических территорий в деле народного просвещения в конце XIX — начале XX веков // Религиоведение. 2023. № 1. С. 5-14. DOI: 10.22250/20728662_2023_1_5.

5. Козлов К. В., Меньшикова Е. Н. Уездные наблюдатели в системе управления церковными школами в епархиях центрального Черноземья в конце XIX — начале XX веков // Via in tempore. История. Политология. 2022. No. 49 (1). P. 119-129. DOI: 10.52575/2687-0967-2022- 49-1-119-129.

6. Федоров П. В. Православный словарь Кольского Севера. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Международный банковский институт, 2017. 231 p.

References

1. Lyubichankovskiy S. V. Akkul'turatsionnaya model' ponimaniya imperii kak metodologicheskaya alternativa kolonial'nomu podkhodu [Accultural Model of an Empire as a Methodological Alternative to the Colonial Approach]. Istoriya [History], 2019, No. 10 (8), pp. 1-15. DOI: https://doi.org/10.18254/ S207987840006065-0. (In Russ.).

2. Besherov P., Zhukovskaya Т. N. Shkol'naya sistema Zakaspiyskoy oblasti 1890-kh — 1910-kh gg. kak otrazheniye politiki imperskoy unifikatsii [The school system of the Transcaspian region in the 1890s — 1910s as a reflection of imperial unification policy]. Zhurnal frontirnykh issledovaniy [Journal of Frontier Studies], 2023, Vol. 8, No. 4 (32), pp. 203-229. DOI 10.46539/jfs.v8i4.502. (In Russ.).

3. Lysenko Yu. А. O vvedenii vseobshchego nachal'nogo shkol'nogo obrazovaniya v Orenburgskom krae v nachale XX v. (po materialam Turgajskoj oblasti) [On the Universal Access to the Primary School Education in the Orenburg Region at the Beginning of the 20th Century (Based on the Materials of the Turgay Region)]. Zhurnalfrontirnykh issledovaniy [Journal of Frontier Studies], 2023, No. 1 (8), pp. 146-160. https://doi.org/10.46539/jfs.v8i1.500. (In Russ.).

4. Kazakova K. S. Vzaimodeystviye Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi i korennogo naseleniya severo-zapadnykh arkticheskikh territoriy v dele narodnogo prosveshcheniya v kontse XIX — nachale XX vekov [Interaction of the Russian Orthodox Church and the indigenous population of the Northwestern Arctic territories in the matter of public education in the late 19th — early 20th centuries]. Religiovedeniye [Religious Studies], 2023, No. 1, pp. 5-14. DOI: 10.22250/20728662_2023_1_5. (In Russ.).

5. Kozlov K. V., Men'shikova Ye. N. Uyezdnyye nablyudateli v sisteme upravleniya tserkovnymi shkolami v yeparkhiyakh tsentral'nogo Chernozem'ya v kontse XIX — nachale XX vekov [District observers in the management system of church schools in the dioceses of the central Black Earth Region at the end of the 19th — beginning of the 20th centuries]. Via in tempore. Istoriya. Politologiya [Via in tempore. Story. Political science], 2022, No. 49 (1), pp. 119-129. DOI: 10.52575/2687-0967-2022-49-1-119-129. (In Russ.).

6. Fedorov P. V. Pravoslavnyy slovar' Kol'skogo Severa [Orthodox dictionary of the Kola North]. Saint Petersburg, Mezhdunarodnyy bankovskiy institut, 2017, 231 p. (In Russ.).

Информация об авторе

К. С. Казакова — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник.

Information about the author

K. S. Kazakova — PhD (History), Senior Research.

Статья поступила в редакцию 30.03.2024; одобрена после рецензирования 07.04.2024; принята к публикации 16.04.2024.

The article was submitted 30.03.2024; approved after reviewing 07.04.2024; accepted for publication 16.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.