Научная статья на тему 'Казанское державиноведение конца XIX начала XX века в исследовательской интерпретации Л. Я. Вороновой'

Казанское державиноведение конца XIX начала XX века в исследовательской интерпретации Л. Я. Вороновой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
193
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.Р.ДЕРЖАВИН И ЕГО ЭПОХА / КАЗАНСКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ Л.Я.ВОРОНОВОЙ / G.R.DERZHAVIN AND HIS PERIOD / L.YA.VORONOVA'S CONCEPTION / KAZAN ACADEMIC PHILOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пашкуров Алексей Николаевич

В статье рассматриваются вопросы генезиса и эволюции представлений о творчестве Г.Р.Державина в трудах казанских исследователей XIX начала XX века на материале работ Людмилы Вороновой 1990-2010-х годов. Людмилой Яковлевной Вороновой было создано при кафедре литературы Казанского университета научное направление, изучающее историю и теорию казанской школы академического литературоведения. Материалом для настоящей статьи послужили исследования ученого, опубликованные в сборниках международных Державинских конференций, проводившихся Казанским университетом в 1993-2012 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DERZHAVIN STIDIES IN KAZAN IN L.YA.VORONOVA’S INTERPRETATION: THE END OF THE 19 TH AND BEGINNING OF THE 20 TH CENTURIES

The article explores the genesis and evolution of ideas about G.R.Derzhavin’s oeuvre found in the studies of Kazan researchers at the end of the 19 th beginning of the 20 th centuries and based on the works by L.Ya.Voronova. Dr. Lyudmila Ya.Voronova has created a scientific school at the Department of Literature at Kazan University, which studies the history and theory of the Kazan School of Academic Philology. The works of this scholar, published in the proceedings of the International Derzhavin Conference hosted by Kazan University in 1993-2012, serve as a basis for this article.

Текст научной работы на тему «Казанское державиноведение конца XIX начала XX века в исследовательской интерпретации Л. Я. Вороновой»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №1(39)

УДК 821.161.1(091)

КАЗАНСКОЕ ДЕРЖАВИНОВЕДЕНИЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Л.Я.ВОРОНОВОЙ

© А.Н.Пашкуров

В статье рассматриваются вопросы генезиса и эволюции представлений о творчестве Г.Р.Державина в трудах казанских исследователей XIX - начала XX века на материале работ Людмилы Вороновой 1990-2010-х годов. Людмилой Яковлевной Вороновой было создано при кафедре литературы Казанского университета научное направление, изучающее историю и теорию казанской школы академического литературоведения. Материалом для настоящей статьи послужили исследования ученого, опубликованные в сборниках международных Державинских конференций, проводившихся Казанским университетом в 1993-2012 годах.

Ключевые слова: Г.Р.Державин и его эпоха, Казанское академическое литературоведение, концепция Л.Я.Вороновой.

Казанская литературоведческая школа занималась исследованием феноменов Державина и его эпохи искони. Более того, можно говорить о том, что само изучение истории отечественной словесности XVIII века казанской школе академического литературоведения «досталось по наследству» от самого XVIII столетия. Достаточно вспомнить тот весьма примечательный факт, что основой созданного в 1804 году Казанского университета явилась мужская гимназия, в которой некогда как раз и учился сам Гаврила Романович Державин.

На большом отрезке времени XIX - начала XX века, в разные периоды, казанских литературоведов привлекали и вопросы диалога русской словесности XVIII столетия с Древней Русью, и проблемы рецепции и трансформации западной жанровой системы в отечественной литературной культуре, и аспекты взаимодействия разных форм культурно-общественного сознания в их влияниях на историко-литературный процесс той эпохи.

Самобытное лицо казанской академической литературоведческой школы определилось системно под влиянием целого комплекса факторов, прежде всего - эволюции университетского образования и генезиса литературного краеведения. Уже ко второй половине XIX века казанские ученые выходят на знаковые рубежи в гуманитарном знании, весьма успешно вступая в диалог, а подчас и конкурируя со своими столичными коллегами (к примеру, переосмысление методологических принципов А.Н.Веселовского В.В.Сиповским).

XIX век - первый этап «диалога с Державиным». В начале этого столетия читал лекции о творчестве Г.Р.Державина и подражал прослав-

ленному поэту-земляку в своих оригинальных одах Григорий Городчанинов.

Ко времени рубежа XIX-XX веков к серьезным системным авторским интерпретациям феноменов Державина и его эпохи обратились в своих трудах известные в России и за рубежом казанские филологи: Александр Архангельский, Николай Булич, Виктор Сиповский, Борис Вар-неке, Николай Фирсов и целый ряд других создателей академической школы литературоведения в Казани [1-5].

Первые десятилетия второй половины XX века - новые интересные гипотезы казанских ученых, в том числе - в русле становления и эволюции школы исследователей отечественного и мирового романтизма.

В книгах и статьях Любови Савельевой творческое наследие Г.Р.Державина предстает в контексте проблемы неоантологической традиции русской классики (сравним, к примеру: [6]). В ряде статей Конкордии Назаретской Державин и его современники, авторы русской литературы XVIII века, рассматриваются в свете значительных для своего времени тенденций масонства, сентиментализма и предромантизма [7; 8].

Целостную картину открытий Казанской литературоведческой науки классического периода обобщают и систематизируют исследования известного современного российского филолога Людмилы Яковлевны Вороновой, создавшей в Казанском университете направление по изучению творческого наследия Казанской академической школы. «В фокусе» фигуры Гавриила Державина, обнаруживает Л.Я.Воронова, сходятся многие ведущие тенденции науки той эпохи, о чем подробнее мы и скажем ниже.

Рассмотрим в системе статьи литературоведа в сборниках международных Державинских конференций, инициатором проведения которых выступил в юбилейный 1993 год Казанский университет.

Казанских исследователей еще с конца XIX века, как убедительно показывает Л.Я.Воронова, явление Державина интересовало многоаспектно: во-первых, в контексте общих тенденций истории русской словесности и ее изучения, во-вторых, с точки зрения рассмотрения генезиса Державинского творчества как самодостаточного целого, и в-третьих, - в разрезе актуальных вопросов реформирования системы школьного / вузовского образования в России к началу XX столетия.

В работе 1993 года «Державин в историко-литературной концепции В.В.Сиповского» Людмила Яковлевна обращается к первому из названных аспектов. Здесь перед нами - своеобразный пролог предстоящих масштабных исследований как самого ученого, так и его школы1.

Людмила Яковлевна в своей статье обращается к исходной для каждой развивающейся научной школы проблеме - проблеме метода. Для нее приоритетно, что В.В.Сиповский, продолжая идеи академика А.Веселовского, предлагает историю русской словесности (и в том числе -Державинской эпохи) выстраивать не по внешнему, хронологическому или идеологическому, а по внутреннему, жанрово-направленческому принципу [10: 11].

Интересно, что теория постоянно соотносится казанскими литературоведами этого времени и с прикладными, практическими задачами. Не случайно, отмечает Л.Я.Воронова, Сиповским была подготовлена в дополнение к «Истории русской словесности...» (1906) специальная хрестоматия, где произведения Г.Р.Державина также обстоятельно были представлены.

В качестве одного из определяющих методологических принципов Казанской школы, на примере трудов В.В.Сиповского, можно обозначить и сочетание историко-биографического и концептного исследования творчества корифея русской поэзии XVIII века («... эпикуреизм ..., взгляд на человека, на Бога, ... психологические и реалистические элементы в его одах ... <и, на-

1 В 1997 году давшей первые серьезные результаты в защищенной ученицей Л.Я.Вороновой М.М.Сидоровой кандидатской диссертации, посвященной феномену Н.Н.Булича, одного из созидателей Казанской литературоведения. Из недавних работ ученого назовём, к примеру, статью в «Ученых записках Казанского университета» [9].

конец,> рост русского индивидуализма.» [10: 11-12]).

В дилогии, вынесенной Л.Я.Вороновой на обсуждение следующего юбилейного Державин-ского форума (2003 года), подтверждение идей В. Сиповского о необходимости рассматривать наследие Державина с проблемно-тематической, «концептной» точки зрения проиллюстрировано на материале трудов А.С.Архангельского о Державине и его времени. От обзорных очерков кон-статирующе-биографического характера, казанский филолог рубежа XIX-XX веков переходит к комплексному анализу «. мировоззрения поэта, нравственных и деловых качеств» [11: 29], а затем - и к системе давно его занимавшей Держа-винской драматургии.

Людмила Яковлевна, интерпретируя концепцию А.Архангельского, выделяет очень важный для генезиса и эволюции казанского державино-ведения «трехчлен»: анализ «общественной политики» времени (в данном случае - просветительской политики Екатерины II), рассмотрение литературного быта эпохи (на примере ситуации с драматургией Державина - вплоть до вопросов декораций, поведения публики и т.п.) [11: 30] и: собственно нравственная идеология (для Державина - «стремление к народности») [11: 29].

В контексте одной из самых важных для гуманитарного знания проблем, проблемы «диалога времен», казанской академической наукой, доказательно прослеживает Л.Я.Воронова, были существенно откорректированы и дополнены опорные идеи влиятельной культурно-исторической школы. В частности, А.С.Архангельским были предложены новые в отечественной «науке о Державине» тезисы о синтезе историко-общественного и индивидуально-психологического подходов, а также о значимости ближайшего литературного окружения входящего в историко-литературный процесс нового крупного автора (примечательно, например, что именно Архангельский одним из первых заговорил о роли Львовского кружка в творческой судьбе Казанского гения) [12: 29].

Концептуальное поле исследований А.С.Архангельского позволяет Людмиле Яковлевне Вороновой сделать и еще одно принципиально важное заключение - о синтезе академической науки с литературным краеведением: так, подчеркивает она, Архангельский «. именно с именем Державина . связывал начало формирования коллекции музея Общества любителей русской словесности.» [12: 34-35].

Третий этап создания системной картины истории казанского державиноведения представлен комплексно-обзорной работой Л.Я.Вороновой

2010 года - «Г.Р.Державин в казанском литературоведении и критике конца XIX - начала XX вв.» [13].

Здесь ученым продолжен экскурс в вопрос о синтезе данных литературоведения и краеведения2. Наряду с Н.Н.Буличем и А.С.Архангельским, отмечается в статье, существенный вклад был внесен Е.А.Бобровым, М.П. и Н.М.Петровскими. Парадигма новых разысканий литературоведов Казани - это: «поиск, атрибуция, анализ новых документальных материалов» [13: 102]. К первым десятилетиям XX века казанское держа-виноведение успешно выходит на новые уровни. Соответственно, в концепции Л.Я.Вороновой возникает новый рефрен-фокус - вопросы междисциплинарного знания: к феномену Державина обращаются помимо литературоведов и историки (Н.Н.Фирсов), к изучению жанровых и этических характеристик Державинской лирической системы добавляются ключевые религиозно-философские аспекты анализа (Н.Н.Сретенский); исследуется прогностическая роль Державина в литературной культуре (темы «Державин и фольклор», «Державин и Пушкин» - у С.Абакумова, Н.М.Данилова) [13: 103].

Анализ роли просветительской политики общества выводит исследователей Державинской эпохи и к вопросу выхода на новый уровень - на систему образования. Так Л.Я.Воронова обращается в 2012 году к рассмотрению «образовательных стратегий» казанских литературоведов академического периода. В качестве примера ею взяты идеи А.С.Архангельского о преподавании истории отечественной словесности XVIII века в школе. Полемика с реформой системы образования позволила литературоведам как предложить новый идейно-тематический принцип отбора произведений для изучения, так и пересмотреть систему писательских персоналий в XVIII веке России: от Ф.Прокоповича - к Г.Р.Державину. Л.Я.Воронова фокусирует в их исследованиях два полюса: а) вопросы изучения «литературного языка и литературных форм» [15: 293] - и б) представления о роли контекстов историко-литературного развития («... связь русской литературы с традициями западноевропейской, древнерусской культуры и русским народным творчеством» [15: 294].

2 В русле рассмотрения проблемы диалога культур в эти же годы творчество Г.Р.Державина в контексте генезиса и эволюции татарской литературной культуры, что примечательно, анализируется известным специалистом в области методики преподавания русской литературы XVIП-XIX веков Альфией Фоатов-ной Галимуллиной [14].

Итак, как показал анализ исследовательской концепции Л.Я.Вороновой, державиноведение составляло заметную долю в казанском академическом литературоведении XIX - начала XX века. Учеными Казанского университета последовательно апробировались и утверждались принципы системно-жанрового обзора словесности, концептно-мировоззренческого подхода к изучению произведений великого поэта и его современников. Существеннейшее внимание уделялось, по нарастающей, вопросам взаимодействия литературоведения и краеведения. Детальный многоуровневый текстологический анализ дер-жавинских творений постоянно проводился казанскими филологами в контексте литературной культуры XVIII-XIX столетий.

1. Архангельский А.С. Очерк жизни и литературной деятельности Державина / А.С.Архангельский // Г.Р.Державин. Его жизнь и сочинения. - М., 1909.

- С.1 - 13.

2. Булич Н.Н. Очерки по истории русской литературы и Просвещения с начала XIX века / Н.Н.Булич.

- СПб.: Типогр.М.М. Стасюлевича, 1912. - 712 с.

3. Сиповский В. В. История русской словесности, Ч. 2 (с эпохи Петра до Пушкина) / В.В.Сиповский. -Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб., 1908. - 350 с.

4. Варнеке Б.В. История русского театра / Б.В.Варнеке. - Ч.1: XVII и XVIII век. - Казань: Типо-литография Императорского университета, 1908. - 361 с.

5. Фирсов Н.Н. Державин как выразитель настроения российского дворянства в Екатерининскую эпоху: отд.оттиск из Известий Сев.-Вост. А. и Э. Института. - Т.1. / Н.Н.Фирсов. - Казань, 1919. -С.1 (106) - 27 (132).

6. Савельева Л. И. Античность в русской поэзии конца XVIII - начала XIX века / Л.И.Савельева. -Казань: Изд-во Казанск.гос.ун-та, 1980. - 120 с.

7. Назаретская К.А. Сентиментальные и предро-мантические мотивы в творчестве Хераскова и поэтов его школы 60-70-х годов / К.А.Назаретская // Вопросы романтизма. - Казань: Изд-во Казанск.гос.ун-та, 1967. - Вып.3. -С. 3 - 37.

8. Назаретская К.А. Литературно-художественные взгляды и творчество масонов в их значении для формирования сентиментализма и предромантиз-ма / К.А.Назаретская // Вопросы романтизма. -Казань: Изд-во Казанск.гос.ун-та, 1969. - Вып. IV. - С. 79 - 95.

9. Сидорова М.М. Почему историю университета написал филолог (к истории создания Н.Н.Буличем книги «Из первых лет Казанского университета. 1804-1819») / М.М.Сидорова // Ученые записки Казанского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - Т. 153. - кн. 2. - 2011. - С. 30 -37.

10. Воронова Л.Я. Державин в историко-литературной концепции В.В.Сиповского / Л.Я.Воронова // Г.Р.Державин: Личность. Творчество. Современное восприятие. - Казань: КГУ, 1993. - С. 11 - 12.

11. Воронова Л.Я. Г.Р.Державин и литература его времени в оценке А.С.Архангельского / Л.Я.Воронова // Г.Р.Державин в новом тысячелетии. - Казань: КГУ, 2003. - С. 28 - 31.

12. Воронова Л.Я. Г.Р.Державин и драматургия Екатерининской эпохи в оценке А.С.Архангельского / Л.Я.Воронова // Державин глазами XXI века. -Казань: КГУ, 2004. - С. 27 - 36.

13. Воронова Л.Я. Г.Р.Державин в казанском литературоведении и критике конца XIX - начала XX вв. / Л.Я.Воронова // Г.Р.Державин и диалектика культур. - Казань: КФУ, 2010. - С. 101 - 104.

14. Галимуллина А.Ф. Образ Г.Р.Державина в поэзии Равиля Бухараева / А.Ф.Галимуллина // Г.Р.Державин и диалектика культур. - Казань: КФУ, 2012. - С. 156 - 161.

15. Воронова Л.Я. А.С.Архангельский о преподавании русской литературы XVIII века в школе / Л.Я.Воронова // Г.Р.Державин и диалектика культур. - Казань: КФУ, 2012. - С. 290 - 295.

DERZHAVIN STIDIES IN KAZAN IN L.YA.VORONOVA'S INTERPRETATION: THE END OF THE 19th AND BEGINNING OF THE

20th CENTURIES

A.N.Pashkurov

The article explores the genesis and evolution of ideas about G.R.Derzhavin's oeuvre found in the studies of Kazan researchers at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries and based on the works by L.Ya.Voronova. Dr. Lyudmila Ya.Voronova has created a scientific school at the Department of Literature at Kazan University, which studies the history and theory of the Kazan School of Academic Philology. The works of this scholar, published in the proceedings of the International Derzhavin Conference hosted by Kazan University in 1993-2012, serve as a basis for this article.

Key words: G.R.Derzhavin and his period, Kazan academic philology, L.Ya.Voronova's conception.

1. Arxangel'skij A.S. Ocherk zhizni i literaturnoj deyatel'nosti Derzhavina / A.S. Arxangel'skij // G.R.Derzhavin. Ego zhizn' i sochineniya. - M., 1909.

- S.1 -13. (in Russian)

2. Bulich N.N. Ocherki po istorii russkoj literatury i Prosveshheniya s nachala XIX veka / N.N.Bulich. -SPb.: Tipogr.M.M.Stasyulevicha, 1912. - 712 s. (in Russian)

3. Sipovskij V.V. Istoriya russkoj slovesnosti, Ch. 2 (s e'poxi Petra do Pushkina) / V.V.Sipovskij. - Izd. 2-e, ispr. i dop. - SPb., 1908. - 350 s. (in Russian)

4. Varneke B.V. Istoriya russkogo teatra / B.V.Varneke.

- Ch.1: XVII i XVIII vek. - Kazan': Tipo-litografiya Imperatorskogo universiteta, 1908. - 361 s. (in Russian)

5. Firsov N.N. Derzhavin kak vyrazitel' nastroeniya ros-sijskogo dvoryanstva v Ekaterininskuyu e'poxu: otd.ottisk iz Izvestij Sev.-Vost. A. i E'. Instituta. -T.1. / N.N.Firsov. - Kazan', 1919. - S. 1 (106) - 27 (132). (in Russian)

6. Savel'eva L.I. Antichnost' v russkoj poe'zii konca XVIII - nachala XIX veka / L.I.Savel'eva. - Kazan': Izd-vo Kazansk.gos.un-ta, 1980. - 120 s. (in Russian)

7. Nazaretskaya K.A. Sentimental'nye i predroman-ticheskie motivy v tvorchestve Xeraskova i poe'tov ego shkoly 60-70-x godov / K.A.Nazaretskaya // Vo-prosy romantizma. - Kazan': Izd-vo Kazansk.gos.un-ta, 1967. - Vyp.3. - S. 3 - 37. (in Russian)

8. Nazaretskaya K.A. Literaturno-xudozhestvennye vzglyady i tvorchestvo masonov v ix znachenii dlya

formirovaniya sentimentalizma i predromantizma / K.A.Nazaretskaya // Voprosy romantizma. - Kazan': Izd-vo Kazansk.gos.un-ta, 1969. - Vyp. IV. - S.79 -95. (in Russian)

9. Sidorova M.M. Pochemu istoriyu universiteta napisal filolog (k istorii sozdaniya N.N. Bulichem knigi «Iz pervyx let Kazanskogo universiteta. 1804-1819») / M.M.Sidorova // Uchenye zapiski Kazanskogo un-ta. Ser. Gumanitarnye nauki. - T. 153. - kn. 2. - 2011. -S. 30 - 37. (in Russian)

10. Voronova L.Ya. Derzhavin v istoriko-literaturnoj koncepcii V.V.Sipovskogo / L.Ya. Voronova // G.R.Derzhavin: Lichnost'. Tvorchestvo. Sovremen-noe vospriyatie. - Kazan': KGU, 1993. - S.11 - 12. (in Russian)

11. Voronova L.Ya. G.R.Derzhavin i literatura ego vremeni v ocenke A.S.Arxangel'skogo / L.Ya.Voronova // G.R.Derzhavin v novom tysyacheletii. -Kazan': KGU, 2003. - S. 28 - 31. (in Russian)

12. Voronova L.Ya. G.R.Derzhavin i dramaturgiya Ekate-rininskoj e'poxi v ocenke A.S.Arxangel'skogo / L.Ya.Voronova // Derzhavin glazami XXI veka. -Kazan': KGU, 2004. - S. 27 - 36. (in Russian)

13. Voronova L.Ya. G.R.Derzhavin v kazanskom litera-turovedenii i kritike konca XIX - nachala XX vv. / L.Ya.Voronova // G.R.Derzhavin i dialektika kul'tur. - Kazan': KFU, 2010. - S. 101 - 104. (in Russian)

14. Galimullina A.F. Obraz G.R.Derzhavina v poe'zii Ravilya Buxaraeva / A.F.Galimullina // G.R.Der-

zhavin i dialektika kul'tur. - Kazan': KFU, 2012. - S. 156 - 161. (in Russian) 15. Voronova L.Ya. A.S.Arxangel'skij o prepodavanii russkoj literatury XVIII veka v shkole /

L.Ya.Voronova // G.R.Derzhavin i dialektika kul'tur. - Kazan': KFU, 2012. - S. 290 - 295. (in Russian)

Пашкуров Алексей Николаевич - доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]

Pashkurov Alexey Nikolaevich - Doctor of Philology, Professor, Department of Russian Literature and Instruction, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 15.07.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.