Научная статья на тему 'Формирование принципов высшего филологического образования в Казанском университете в XIX-XXI веках'

Формирование принципов высшего филологического образования в Казанском университете в XIX-XXI веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
446
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ / КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / HISTORY OF EDUCATION / RUSSIAN PHILOLOGY / KAZAN UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бушканец Лия Ефимовна, Сидорова Марина Михайловна, Насрутдинова Лилия Харисовна, Махинина Наталья Георгиевна

В статье рассматривается история филологического образования в Казанском университете как центре высшего образования в области русской филологии в регионе на протяжении более 200 лет. Исторически складывающиеся цели и особенности продолжают определять его специфику в наше время и должны быть учтены при его развитии и реформировании, неизбежном в условиях современного мирового кризиса гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бушканец Лия Ефимовна, Сидорова Марина Михайловна, Насрутдинова Лилия Харисовна, Махинина Наталья Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PRINCIPAL FEATURES OF HIGHER PHILOLOGICAL EDUCATION AT KAZAN UNIVERSITY IN THE 19 TH-21 ST CENTURIES

The article deals with the history of philological education in Kazan University seen as a regional center of higher education in the field of Russian Philology for more than 200 years. Up to now, its historically conditioned goals and distinctive features have continued to determine its unique character, thus they should be taken into account during current reforms, which are inevitable during the global crisis in the humanities education today.

Текст научной работы на тему «Формирование принципов высшего филологического образования в Казанском университете в XIX-XXI веках»

УДК 81:378.4(571.16)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ВЫСШЕГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В XIX-XXI ВЕКАХ

© Л.Е.Бушканец, М.М.Сидорова, Л.Х.Насрутдинова, Н.Г.Махинина

В статье рассматривается история филологического образования в Казанском университете как центре высшего образования в области русской филологии в регионе на протяжении более 200 лет. Исторически складывающиеся цели и особенности продолжают определять его специфику в наше время и должны быть учтены при его развитии и реформировании, неизбежном в условиях современного мирового кризиса гуманитарного образования.

Ключевые слова: история образования, русская филология, Казанский университет.

Проблемы школьного филологического образования - его цели и задачи, программы и списки обязательного чтения - в последний год стали предметом активного обсуждения в профессиональной среде и в специальных комиссиях Государственной Думы. Однако ситуация в высшем филологическом образовании, несмотря на ряд работ последнего десятилетия [см., например: 1, 2], мало привлекает внимание общества, за исключением констатации кризиса и падения популярности гуманитарного знания в обществе и среди абитуриентов. Но справиться с проблемами школьного преподавания без решения вопросов высшего образования в филологической сфере невозможно.

Кроме того, в каждом регионе РФ есть свои специфические особенности, которые должны быть учтены для решения проблем, в том числе при разработке Концепции развития высшего образования в области русской филологии в Республике Татарстан (в рамках исполнения мероприятий пункта 2.8.13. государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013 №794). Прежде всего должны быть учтены сложившиеся традиции. В РТ они сформированы, в отличие от большинства других регионов России, более чем двухсотлетней историей. Началом высшего филологического образования в Татарстане является 1804 год, когда в Казани по указу Александра I был основан Императорский университет. Согласно Уставу, в его состав входило 4 отделения (факультета): нравственных и политических наук; физических и математических; врачебных и медицинских; а также словесных наук. В числе 6 кафедр отделения словесных наук была кафедра красноречия, стихотворства и языка российского, и ставшая истоком русской филологии.

Однако если история формирования литературоведческих школ была предметом исследования [см., например: 3], то история именно филологического образования представлена разрозненными замечаниями. Между тем на протяжении более чем двух столетий определились цели и задачи филологического образования, характерные и важные именно для данного региона.

Университет на протяжении всего периода существования с самого основания был учреждением государственным, и это напрямую сказывалось на всех сферах его жизни. Потому задачи, возложенные на кафедру при ее создании - вести научно-педагогическую работу в университете, -отражали специфику системы высшего образования в России (представленного тогда лишь несколькими университетами - Московским, Дерптским, Харьковским). Задачи, которые решаются в процессе обучения, всегда определяются его конечными целями.

В первые десятилетия существования университета определились две цели высшего филологического образования.

Первая - подготовка чиновников для государственной службы. Напомним, что закончившие университет не должны были сдавать экзамен на чин и получали преимущества при получении новых чинов в соответствии с табелью о рангах. В XIX веке из числа выпускников, получивших филологическое образование, вышло немало чиновников среднего и высшего уровня.

Вторая цель - подготовка учителей для российских гимназий. Учитывая масштаб Казанского учебного округа (вся восточная часть России), именно университет должен был координировать работу всех учебных заведений округа: оказывать методическую помощь гимназиям, осуществлять подготовку учебных пособий, заниматься повышением квалификации учителей, выполнять проверку письменных работ и мн. др. Выпускники гимназий со всего округа должны были по-

ступать прежде всего в Казанский университет (и только при специальном разрешении - в иной).

Так, в деятельности К.К.Фойгта, возглавлявшего кафедру в 1840-е гг. и преподававшего как русскую, так и «общую» литературу, доминировало методическое направление. Помимо прямых обязанностей, связанных со званием профессора и члена Ученого совета университета, К.К.Фойгт был назначен членом экзаменационного комитета для учителей и абитуриентов, а позднее и педагогического комитета, для которого составил программу занятий. Попечителем Казанского учебного округа ему было поручено рассмотрение сочинений и речей историко-филологического содержания учителей округа (примерно 5 в год), а также упражнения учеников VI и VII классов всех гимназий и дворянских институтов округа на русском, латинском, французском и немецком языках, число которых составляло от 1500 до 2500 в год. В 1844 г. К.К.Фойгт составил план литературных бесед для учеников VI и VII классов, учрежденный во всех гимназиях и дворянских институтах Казанского учебного округа, которые также поступали на рассмотрение Фойг-та (около 100 в год). Некоторые из разборов сочинений и отзывов были напечатаны в «Начальственных распоряжениях по Казанскому учебному округу». Там же в 1843 г. было опубликовано «Наставление учителям словесности в гимназиях Казанского учебного округа, при практических упражнениях учеников».

Помимо службы в университете и гимназии, Фойгт был назначен Инспектором классов Ро-дионовского института благородных девиц, основанного в Казани в 1841 году. При содействии учителей им были составлены подробные программы преподаваний для этого учебного заведения, которые были одобрены Императрицей Александрой Федоровной и напечатаны для руководства особой книжкой. Методический характер носят опубликованные К.К.Фойгтом работы: «Наставление учителям словесности в гимназиях Казанского учебного округа, при практических упражнениях учеников» (1843), «Опыт системы теории поэзии в применении к гимназическому курсу» (1866), «Записка о гимназических пансионах» (1863)[4].

Е.Г.Бушканец на материале педагогической деятельности Н.Г.Чернышевского в Саратовской гимназии также отмечал: «Сочинения, зачитываемые на беседах, с записью „диспута" полагалось немедленно высылать для контроля в канцелярию округа. Оттуда они препровождались на кафедру словесности университета для рецензирования. Обязанности рецензента в начале 1850-х годов выполнял адъюнкт Н.Н.Булич. По полу-

чении его заключений канцелярия округа возвращала сочинения гимназиям обратно с сопроводительным письмом, в котором излагались замечания рецензента. Пухлые тома с перепиской по этому поводу в настоящее время являются источником для изучения ,,литературных бесед" в Саратовской гимназии» [5: 195-196]. Показательно, что не только сочинения учеников, но даже публичные выступления педагогов «проверялись» университетом: «Как видно из документов, текст речи Чернышевского ,,О собирании образов народного языка и словесности" был отправлен в Казань директором Саратовской гимназии 17 мая 1852 года. В Казани он был ,,препровожден на рассмотрение" ординарному профессору К.К.Фойгту. Фойгт в своем заключении отметил, что у него ,,нет существенных препятствий к произнесению речи в торжественном собрании гимназии". Однако его совершенно смутил ее „поучительный тон". Этот тон ,,в скромном наставнике гимназии кажется мне, -писал Фойгт, - неуместным при обращении к лицам, частью по своему положению в обществе, частью и по своему образованию стоящим отнюдь не ниже автора". <...> В сопроводительном письме указывалось, что Чернышевский должен исправить речь, воспользовавшись замечаниями профессора» [5: 197-198].

Для решения этих задач было достаточно трехлетнего образования (только медицинское образование было четырехлетним).

Задача профессора словесности на первом этапе существования российских университетов состояла в том, чтобы учить славянскому языку, церковному красноречию, показывать «красоту русского языка», опираясь на творения «образцовых» писателей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в Научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского брошюры, например «Обозрение преподавания лекций в Императорском Казанском университете на 1844-1845 академический год». Так, в этот год адъюнкт В.А.Сбоев должен был читать теорию словесности два часа в неделю: а. общая теория языковедения, б. стилистика, в. теория прозаических сочинений. Показательно, что предмет был обязательным для студентов всех факультетов первого курса. Профессору русской словесности К.К.Фойгту предстояло вести курс по истории литературы. Студентам-словесникам читались также общеобразовательные курсы, например русская история, французский и немецкий языки и др. [6]. Так что преподавание словесности, как и сама филологическая наука, носило в то время синкретичный характер и предполагало нераздельное изучение литературы и языка. Даже само понятие «сло-

весность» понималось очень широко. Это также связано с тем, что предполагалась подготовка не специалистов-ученых, а чиновников и преподавателей, то есть «просто образование» как таковое.

Несмотря на разные условия существования первых российских университетов, процесс преподавания и изучения русской словесности протекал в них примерно одинаково. Разница определялась личностью преподавателя, степенью его подготовленности к научной и преподавательской деятельности.

Первым профессором российской словесности в Казанском университете стал Г.Н.Городча-нинов, начавший преподавательскую деятельность через два года после открытия университета и видевший свою задачу в «изъяснении правил, до российской словесности касающихся». Четверть века преподавание русской словесности сводилось к «эстетическому» и «риторическому» разбору творений «славнейших российских стихотворцев», то есть, главным образом, писателей-классицистов и духовных писателей. Свой опыт преподавательской деятельности Городча-нинов обобщил в книге «Опыт краткого руководства к эстетическому разбору по части российской словесности», которая была рекомендована всем гимназиям округа как учебное пособие [3: 45-48].

В силу обстоятельств, связанных с политикой государства в области образования, и событиями внутри университета (попечительской деятельностью М.Л.Магницкого в 1820-1825 гг.), основные тенденции в преподавании словесности, исходящие от Городчанинова, сохранялись до сороковых годов XIX века, варьируясь в зависимости от личности преподавателя. Д.М.Перевощи-ков в 1810-е гг. сделал шаг в область изучения эстетических законов развития литературы, а в 1820-е одним из первых в России занялся историко-литературными изысканиями, но уже в качестве профессора Дерптского университета [7]. Г.С.Суровцев в 1830-е гг. акцентировал внимание на вопросах русского языка, сохранения его чистоты [3: 77-79].

Симпатиями студентов пользовался профессор К.К.Фойгт. «Небольшого роста, с ясным, открытым челом, одаренный хорошим даром слова, он привлекал всех, - свидетельствовал в своих воспоминаниях бывший студент университета А.Мартынов. - Правда, лекции его были заранее, давно составлены, и толстые, синие листы тетрадок, списывавшихся студентами, все знали, но на лекции он мало прибегал к помощи записок, читал без них, иногда ходя по аудитории». От лекций его отвлекали многочисленные обязанности

(библиотекаря, инспектора Института благородных девиц и пр.), которые должны были дополнить профессорское жалование, что было важно для семейного человека, для «увеличения содержания» он даже играл в карты, и из-за этого оставил мало трудов, «да в ту глухую пору, это обстоятельство не очень шокировало профессорскую личность, и было мало таких, кто делал более. Но от К.К.Фойгта осталось его живое слово, его гуманное, сердечное отношение к слушателям» [8]. Еще один бывший студент писал о нем: «... в его речи не было ничего искусственного; его слово было просто и задушевно. Когда мысль его останавливалась на предмете, имеющем связь с современным положением дел, и ему приходилось или безмолвствовать, или высказывать то, о чем в то время боялись говорить, он всегда посмотрит: плотно ли прикрыта дверь, хотя в эту пору никого нельзя было и ожидать (эти лекции всегда были по вечерам), и тогда начнет говорить; он проповедовал не отрицание всех начал, но признание всего великого и святого в жизни. <...> Для некоторых из нас эти мысли также были не новы, но одушевленное слово профессора укрепляло и развивало в нас эти убеждения, и мы сохранили их на всю жизнь» [9]. Воспоминания студентов вообще дают важные сведения о филологическом образовании в университете, наличии системы в курсах, качестве лекций [10].

Сама идея университета предполагала синтез образования и науки, потому еще одной задачей, возложенной на кафедру, были филологические исследования.

В начале XIX века филология базировалась на теоретических манифестах классицизма и выдвигала проблемы реформирования русского языка, деления поэзии на роды и виды, специфики и назначения поэзии и т.п. Уровень научных исследований в университете в этот период в области русской филологии не был высоким, что определяло и отношение студентов к учебе.

Значительно более успешным было в 1830-е годы в Казанском университете развитие славяноведения, осуществляемое усилиями основоположника отечественного славяноведения В.И.Григоровича и продолженное М.П.Петровским и Н.М.Петровским. Этому способствовало создание в российских университетах отдельных славяноведческих кафедр. С введением в 1837 г. нового Устава Императорских Российских университетов в структуре Казанского университета было выделено три факультета: философский, юридический и врачебный. Словесное отделение, входившее в состав философского факультета и поделенное на разряды общей и восточной

словесности, включало в себя две филологические кафедры - российской словесности и истории российской литературы и истории и литературы славянских наречий.

Существенные перемены начали происходить в конце 1840-х - начале 1850-х гг. Это связано с развитием филологической мысли и изменившимся отношением к науке русского общества. Время принесло понимание, что филология играет важнейшую роль для просвещения общества, что распространение филологического образования - это дело граждански значимое. Потому на кафедры пришли молодые ученые с несравненно более широкой программой научного изучения и преподавания словесности. Высокая степень научной эрудированности, разработка и применение новых методов в изучении литературы, широкая проблематика исследований определили значительный вклад многих из них в науку о литературе и образование. Н.Н.Булич, как автор целого ряда работ по истории русской литературы XVII-XIX вв., стал не только одним из методологов культурно-исторической школы русского академического литературоведения, но историком российского образования. Большое внимание уделял он вопросам начальной и средней школы: был членом губернского училищно -го совета, председателем земской школы для образования народных учительниц, преподавал в Институте благородных девиц [11].

Существенный вклад в методику вузовского преподавания русской литературы внес А.С.Архангельский. Он первым в России стал использовать жанр семинария, одним из первых в России разработал систематический лекционный курс, охватывающий историю русской словесности с древнейших времен до XIX века включительно. Его лекции находились в неразрывной связи с курсами по русской народной словесности и истории русского языка, которые он также читал. Фрагменты его лекций были опубликованы как цикл «Из лекций по истории русской литературы». Были изданы и учебные программы по древнерусской словесности, которые помогали студентам в самостоятельной работе, «активно внедрялись им разнообразные формы проведения практических занятий: чтение и изучение древнерусских памятников, разбор произведений новой русской литературы, литературные беседы» [3: 11].

Успеху в развитии научного знания способствовало углубление научной специализации. В 1863 году был введен в действие новый университетский Устав, согласно которому русская филология была представлена кафедрами истории русского языка и литературы, славянской филологии,

сравнительной грамматики. Добавим сразу, что в 1884 году кафедры сравнительной грамматики будут преобразованы в кафедры сравнительного языковедения и санскритского языка.

Благодаря сужению научной специализации, более четкому определению конкретных задач, стоящих перед кафедрами, в 1870-х - начале 1880-х гг. в Казанском университете сложилось мощное научное направление по изучению русского языка - Казанская лингвистическая школа. Ее двумя главными представителями - И.А.Бо-дуэном де Куртене и Н.В.Крушевским, а затем В.А.Богородицким, В.В.Радловым, А.И.Александровым, А.И.Анастасиевым, С.К.Буличем, А.М.Селищевым и др. были определены важнейшие векторы отечественного языкознания не только XIX, но и XX-XXI веков. Усилиями этих ученых был обозначен целый ряд направлений лингвистических исследований: строгое разграничение букв и звуков, фонетическая и морфологическая членимость слова; четкое разграничение синхронии и диахронии в процессе развития языка; исследование кроме психической стороны социальной стороны языка; наблюдение над живыми языками и изучение новых языков, подчеркивалась особенная значимость диалектологии. Представители Казанской лингвистической школы последовательно утверждали и отстаивали полное равноправие всех языков как объектов исследования, настаивали на необходимости изучения языков местных народов - татар, чувашей, марийцев и др.

Казанские ученые поддерживали тесную связь с научными центрами России и Европы: публиковали свои статьи в российских и зарубежных журналах, выезжали для чтения лекций и выступлений с докладами, принимали активное участие в работе научных обществ Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова и др. городов. Многие из казанских литературоведов и лингвистов были избраны в действительные члены Академии наук России.

Взлет научного уровня в области филологии, который, что очень важно, был следствием развития специализации, обусловил рост интереса среди студентов к филологическому образованию именно в Казанском университете. Так четко определилась еще одна цель высшего образования в области филологии - подготовка научных кадров.

Во второй половине XIX века вследствие мощного просветительского движения в обществе определилась и четвертая цель: филологическое знание должно определять культурный уровень общества, его систему ценностей. Потому популяризация научного филологического зна-

ния набирала силу в Казани. Усилиями профессоров и преподавателей русского языка и литературы Казанский университет стал центром духовной жизни города. Ученые выступали с публичными лекциями, принимали активное участие в деятельности всех казанских периодических изданий. Были созданы научные литературные общества - «Общество любителей отечественной словесности», «Пушкинское общество любителей литературы и искусства», «Общество любителей русской словесности в память А. С. Пушкина». Их деятельность имела большое значение для развития литературоведения, критики, краеведения в Поволжье.

Итак, к началу XX века филологическое образование в Казанском университете стало значимым и авторитетным, привлекало достаточное число студентов, и это связано с тем, что оно было направлено на четыре значимые для государства и общества цели: подготовка грамотных и культурных чиновников, подготовка учителей гимназий, подготовка научных кадров и просветительство. Широкая эрудиция, высокий научный уровень, интерес к педагогике позволяли многим профессорам и доцентам (конечно, не всем) проявлять необходимый для университетского преподавателя универсализм и быть готовыми реали-зовывать все указанные цели в своей практике.

Однако филологическое образование всегда уязвимо: как только руководителями государства или образования становятся прагматики, забывающие о высших общественных целях образования, первым страдает именно оно как кажущееся бесполезным. Но вслед за ограничением или упразднением филологического образования начинаются и культурное угасание общества, и падение образования в целом. Об этом наглядно свидетельствует ХХ век.

Двадцатому веку суждено было коренным образом изменить ход развития филологического образования в регионе. 1 июня 1921 года историко-филологический факультет университета был упразднен, а его преподаватели зачислены на факультет общественных наук. Так начался процесс, противоположный формированию научной специализации, расстановки научных приоритетов, - процесс унификации филологического образования.

В августе 1922 года путем слияния педагогического института, Восточной академии, факультета общественных наук университета образован Восточный педагогический институт. В составе четырех его отделений было и словесно-историческое. В 1930 году восточный педагогический институт был переименован в Татарский педагогический институт.

В Казанский же университет филология вернулась только в 1940 году, когда в структуру организованного в 1939 году исторического факультета после его преобразования в 1940 году в историко-филологический факультет вошла кафедра языка и литературы. В 1944 году из кафедры языка и литературы была выделена кафедра русской и всеобщей литературы, которая в 1947 году стала кафедрой русской и зарубежной литературы. Таковой она была до 2003 года, когда кафедры русской и зарубежной литературы Казанского государственного университета были разъединены.

На начальном этапе восстановления филологии как в педагогическом институте, так и в университете в 1940-1950-е годы образование было невысокого уровня. В частности, в статье Л.Е.Бушканец на материале переписки литературоведа Е.Г.Бушканца и Ю.Г.Оксмана, который в то время работал в Саратовском университете, реконструируются некоторые события известной в Казани студенческой истории: «5.03. 1954 г. Бушканец писал: ,,Ваша кафедра хорошо издается. Нашему университету далеко до Саратова - в Казанском процветает схоластика, наукой и не пахнет. Я с ними нахожусь в состоянии «холодной войны»". Критик Игорь Золотусский вспоминал о том, что в 1954 году состоялось обсуждение студентами - филологами Казанского университета - известной статьи Владимира Померанцева в ,,Новом мире" ,,Об искренности в литературе", на которое собрался весь город и после которого последовали обсуждения в парткоме и комитете комсомола, поиск зачинщиков и сочувствующих студентам преподавателей. 8.05.1954 г. Бушканец писал Оксману: „Считаю нужным уведомить Вас о нижеследующем. Под нажимом общественности и после коллективного выступления студентов IV-V курсов вчера было принято решение объявить конкурс на зав. кафедрой литературы Казанского университета. Решено, что надо, наконец, поставить русскую литературу более серьезно и пригласить настоящего специалиста. Вас не заинтересует этот конкурс? Я думаю, что на ряд условий Университет бы пошел. Кстати (абсолютно между нами) руководство партбюро факультета выражало мнение, что было бы очень радо, если Ю.Г.Оксман согласился переехать в Казань. Если Вас эта тема не интересует, порвите письмо (о нем никто не знает) и не будем возвращаться к этому вопросу". Отголоски этой истории возникают в письме от 20.07. 1954: „Конкурс в нашем университете окончился весьма печально - новых ни одного, зав. каф. Колесникова (она была оппонентом по первой диссертации, когда Вы были в Казани),

двум, которых талантливее других, накидали черных шаров. Положение стало еще хуже, чем было"» [12]. Именно в результате этой истории была вынуждена уехать в Волгоград (в Сталинградский государственный педагогический институт) обожаемая студентами доцент Е.А.Сло-бодская, преподававшая зарубежную литературу и с 1946 по 1954 гг. заведовавшая кафедрой русской и всеобщей литературы Казанского университета.

Лишь постепенный рост уровня филологической науки привел к концу XX века и к качественному росту филологического образования.

Если Педагогический институт (позже университет) специализировался на подготовке учителей русского языка и литературы для школы, то в университет все более заявляла о себе узкоспециальная направленность. Среди выпускающих кафедр филологического факультета были кафедра русской литературы, русского языка и литературы в национальной школе, преобразованная позже в кафедру теории литературы и компаративистики, современного русского языка, истории русского языка, теоретической и прикладной лингвистики.

В XX веке в Казани был сформирован целый ряд оригинальных школ, связанных с изучением методологии науки (проф. А.Н.Вознесенский), проблем романтизма (Н.А.Гуляев, И.В.Карташе-ва), комплексного исследования художественного творчества (Ю.Г.Нигматуллина), источниковедения и литературного краеведения (Е.Г.Буш-канец), истории русской литературной критики (В.Н.Коновалов), литературно-художественных связей и взаимодействий (И.Г.Пехтелев, Л.И.Савельева, Н.А.Асанова, Г.А.Фролов), сопоставительного изучения литератур (Я.Г.Сафиуллин), получивших признание в России и за рубежом. Научные темы и направления включались в комплексные программы АН СССР, Российской академии наук, Академии наук Республики Татарстан, «Университеты России». Указанные научные направления имели возможность развития благодаря процессам, связанным с научной специализацией, выделением приоритетного направления в деятельности научного коллектива (кафедры, научной группы внутри кафедры), объединенного личностью лидера.

Это важно не только для развития науки, но и для преподавания. Специализация дает возможность создания уникальных авторских спецкурсов, что и призвано определять научное лицо вуза, позволяет включать исследовательскую работу студентов в разработку значимых для кафедры тем, тем самым стимулируя их научную деятельность.

В 2010 году создано федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», которое вновь объединило два вуза Казани, готовивших филологов, - Казанский государственный университет и Казанский Гуманитарно-Педагогический университет. В его структуру входит Институт филологии и межкультурной коммуникации. Его филологические кафедры продолжают традиции казанской лингвистики и литературоведения, развивают новые перспективные направления исследований, они являются базовыми для родственных кафедр других вузов Казани и региона, поддерживают научные контакты с РАН, АН РТ, профильными кафедрами университетов и педвузов России, оказывают помощь литературным музеям республики.

Филологическое образование в регионе, в стране, да и в мире в целом испытывает большие трудности, анализ которых не входит в задачи этой статьи. Однако для их преодоления в регионе на базе Казанского университета необходимо обращение к опыту истории: к факторам, которые приводили к росту уровня высшего образования в области русской филологии (четкое осознание целей, рост научных школ и их специализация, понимание значимости филологии, контроль за средним филологическим образованием в округе, появление выдающихся научных кадров и т.д.), и к факторам, которые приводили к падению его уровня (разрушение традиций, унификация, отсутствие подлинных научных лидеров в коллективах кафедр и т.д.). Напомним, что уровень филологии и гуманитарных наук в целом в российских университетах всегда определял их репутацию в стране и в мире.

1. Ильин Д.Ю. Филологическое образование: задачи и перспективы // Вестник ВолГУ. - Серия 6. -Вып. 11. - 2008-2009. - С. 21 - 28.

2. Ковтун Е.Н. Зачем быть филологом сегодня? -Тверь: ТвГУ, 2006. - 20 с.

3. Русское литературоведение в Казанском университете (1806-2009): библиограф. словарь. - Казань: Казан. ун-т, 2011. - 230 с.

4. Сидорова М.М. О русизме Державина: Речь профессора Казанского университета К.К.Фойгта при открытии памятника Г.Р.Державину 23 апреля 1847 г. // Филология и культура, Pfilology and culture. - 2015. - № 1 (39). - С. 238 - 241.

5. Бушканец Е.Г. Н.Г.Чернышевский - учитель саратовской гимназии: (По новым архивным материалам) // Н.Г.Чернышевский. Статьи, исследования и материалы: Межвуз. научный сб. / Под ред. Е.И.Покусаева. - Вып. 4 - Саратов, 1965. - С. 190 - 199.

6. Обозрения преподавания лекций в Императорском Казанском университете на 1844/1845 академический год. - Казань, 1844. - 62 с.

7. Сидорова М.М. К истории одного из первых в России проектов курса отечественной словесности: казанский вариант // Русская и сопоставительная филология'2009. - Казань: Казан. гос. унт, 2009. - С. 179 -185.

8. Мартынов А.Ф. Казанский университет: Сороковые годы // Волгарь. - 1892. - № 296 (подпись «Студент выпуска 1844-1848 гг.»).

9. Михайлов И.И. Казанская старина // Русская старина. - 1899. - С. 414.

10. Сидорова М.М. Портреты профессоров Казанского университета XIX века в зеркале студенческих

мнений // Учен. зап. Казан. ун-та. - Т. 157. Сер. Гуманит. науки, кн. 2. - 2015. - С. 44 - 54.

11. Сидорова М.М. Почему историю университета написал филолог? (к истории создания Н.Н.Були-чем книги «Из первых лет Казанского университета. 1804-1819») // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - Т. 153, кн. 2. - С. 30 - 37.

12. Бушканец Л.Е. Частная переписка как источник изучения психологии провинциального российского литературоведа второй половины ХХ века // Toronto Slavic Quarterly. - 2015. - № 54. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/54/Bushkanec.pdf (дата обращения: 30.11.2015).

THE DEVELOPMENT OF PRINCIPAL FEATURES OF HIGHER PHILOLOGICAL EDUCATION AT KAZAN UNIVERSITY IN THE 19TH-21ST CENTURIES

L.E.Bushkanets, M.M.Sidorova, L.H.Nasrutdinova, N.G.Mahinina

The article deals with the history of philological education in Kazan University seen as a regional center of higher education in the field of Russian Philology for more than 200 years. Up to now, its historically conditioned goals and distinctive features have continued to determine its unique character, thus they should be taken into account during current reforms, which are inevitable during the global crisis in the humanities education today.

Key words: history of education, Russian Philology, Kazan University.

1. Il'in D.Yu. Filologicheskoe obrazovanie: zadachi i perspektivy // Vestnik VolGU. - Seriya 6. - Vyp. 11. - 2008-2009. - S. 21 - 28. (in Russian)

2. Kovtun E.N. Zachem byt' filologom segodnya? -Tver': TvGU, 2006. - 20 s. (in Russian)

3. Russkoe literaturovedenie v Kazanskom universitete (1806-2009): bibliograf. slovar'. - Kazan': Kazan. un-t, 2011. - 230 s. (in Russian)

4. Sidorova M.M. O rusizme Derzhavina: Rech' profes-sora Kazanskogo universiteta K.K.Fojgta pri otkrytii pamyatnika G.R.Derzhavinu 23 aprelya 1847 g. // Filologiya i kul'tura, Pfilology and culture. - 2015. -№ 1 (39). - S. 238 - 241. (in Russian)

5. Bushkanec E.G. N.G.Chernyshevskij - uchitel' sara-tovskoj gimnazii: (Po novym arxivnym materialam) // N.G.Chernyshevskij. Stat'i, issledovaniya i materialy: Mezhvuz. nauchnyj sb. / Pod red. E.I.Pokusaeva. -Vyp. 4 - Saratov, 1965. - S. 190 - 199. (in Russian)

6. Obozreniya prepodavaniya lekcij v Imperatorskom Kazanskom universitete na 1844/1845 akademicheskij god. - Kazan', 1844. - 62 s. (in Russian)

7. Sidorova M.M. K istorii odnogo iz pervyx v Rossii proektov kursa otechestvennoj slovesnosti: kazanskij

variant // Russkaya i sopostavitel'naya filologi-ya'2009. - Kazan': Kazan. gos. un-t, 2009. - S. 179 -185. (in Russian)

8. Martynov A.F. Kazanskij universitet: Sorokovye gody // Volgar'. - 1892. - № 296 (podpis' «Student vypuska 1844-1848 gg.»). (in Russian)

9. Mixajlov I.I. Kazanskaya starina // Russkaya starina. - 1899. - S. 414. (in Russian)

10. Sidorova M.M. Portrety professorov Kazanskogo universiteta XIX veka v zerkale studencheskix mnenij // Uchen. zap. Kazan. un-ta. - T. 157. Ser. Gumanit. nauki, kn. 2. - 2015. - S. 44 - 54. (in Russian)

11. Sidorova M.M. Pochemu istoriyu universiteta napisal filolog? (k istorii sozdaniya N.N.Bulichem knigi «Iz pervyx let Kazanskogo universiteta. 1804-1819») // Uchen. zap. Kazan. un-ta. Ser. Gumanitarnye nauki. -T. 153, kn. 2. - S. 30 - 37. (in Russian)

12. Bushkanec L.E. Chastnaya perepiska kak istochnik izucheniya psixologii provincial'nogo rossijskogo li-teraturoveda vtoroj poloviny XX veka // Toronto Slavic Quarterly. - 2015. - № 54. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/54/Bushkanec.pdf (accessed: 30.11.2015). (in Russian)

Бушканец Лия Ефимовна - доктор филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: Lika_kzn@mail.ru

Bushkanets Leah Efimovna - Doctor of Philology, Associate Professor, Department of Russian and World Literature, Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., ^zan, 420008, Russia E-mail: Lika_kzn@mail.ru

Сидорова Марина Михайловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: msidorovam@mail.ru

Sidorova Marina Mihailovna - PhD in Philology, Associate Professor, Department of Russian and World Literature, Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., ^zan, 420008, Russia E-mail: msidorovam@mail.ru

Насрутдинова Лилия Харисовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: ilija_nasrutdin@mail.ru

Nasrutdinova Lilya Harisovna - PhD in Philology, Associate Professor, Department of Russian and World Literature, Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., ^zan, 420008, Russia E-mail: ilija_nasrutdin@mail.ru

Махинина Наталья Георгиевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: mahinin@rambler.ru

Mahinina Natalia Georgievna - PhD in Philology, Associate Professor, Department of Russian and World Literature, Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., ^zan, 420008, Russia E-mail: mahinin@rambler.ru

Поступила в редакцию 30.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.