Научная статья на тему 'Пушкинские юбилеи 1887 и 1899 годов в Казанском университете'

Пушкинские юбилеи 1887 и 1899 годов в Казанском университете Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
427
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ / ЮБИЛЕИ А.С.ПУШКИНА / КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ANNIVERSARIES OF A.S. PUSHKIN / HISTORY OF LITERATURE CRITICISM / KAZAN UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронова Людмила Яковлевна

Статья посвящена некоторым аспектам изучения восприятия наследия А.С.Пушкина в Казани. Главное внимание уделяется Пушкинским юбилеям в Казанском университете. Анализ проведен с привлечением новых архивных источников, научных и критических публикаций, материалов по истории литературных обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pushkin’S anniversaries of 1887 and 1899 in Kazan University

The article explores the ways A.S. Pushkin’s heritage is perceived in Kazan. The focus is on Pushkin’s anniversaries in Kazan University. The study is based on the analysis of the new archive sources, scientific and critical publications, materials on the history of literary societies.

Текст научной работы на тему «Пушкинские юбилеи 1887 и 1899 годов в Казанском университете»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №3(29)

УДК 882.091

ПУШКИНСКИЕ ЮБИЛЕИ 1887 И 1899 ГОДОВ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

© Л.Я.Воронова

Статья посвящена некоторым аспектам изучения восприятия наследия А.С.Пушкина в Казани. Главное внимание уделяется Пушкинским юбилеям в Казанском университете. Анализ проведен с привлечением новых архивных источников, научных и критических публикаций, материалов по истории литературных обществ.

Ключевые слова: история литературоведения, юбилеи А.С.Пушкина, Казанский университет.

Цель предлагаемой работы - рассмотреть некоторые, наиболее существенные моменты истории двух Пушкинских юбилеев (1887 и 1899 гг.) в Императорском Казанском университете. Выбор из большого количества литературных праздников, которые проводились в Казанском университете в 80-90-е гг. XIX века, только юбилеев 1887 г. и 1899 г. обусловлен устойчивым интересом историков, литературоведов, краеведов к теме «А.С.Пушкин в Казани». В преддверии 180-летия со дня пребывания А.С.Пушкина в Казани (которое будет отмечаться в сентябре 2013 г.) данная тема сохраняет свою актуальность и относится к числу все еще недостаточно изученных. Причем если раньше на первый план выходило освещение собственно самого факта пребывания поэта в Казани [1], то в конце XX века акцент был перемещен на выяснение его влияния на просвещение в крае и развитие национальной татарской литературы [2], изучение восприятия и интерпретации творчества Пушкина в казанском литературоведении [3-6] и критике [7-8], раскрытие научно-просветительской деятельности Пушкинского общества при Казанском университете и т.д. [9].

Нас интересуют не столько публикации, посвященные памятным датам, сколько сам механизм организации юбилейных мероприятий, отношение казанской интеллигенции к А. С. Пушкину, виды и формы участия Казанского университета в чествовании памяти великого поэта и влияние его на культуру края. Объектом изучения являются отчеты о деятельности научных литературных обществ, материалы периодических изданий, научные труды, архивные источники, часть которых вводится в научный оборот впервые.

Прежде всего отметим, что А.С.Пушкина и Казань связывали не только двое суток пребывания в 1833 г. во время сбора материала по истории пугачевского бунта, но и литературные и дружеские связи. Среди профессоров и препода-

вателей Императорского Казанского университета было немало почитателей таланта поэта, а в 50-80-е гг. XIX века появились и исследователи его творчества. Когда во многих учебных заведениях России стал обсуждаться вопрос о чествовании 27 января 1887 г. памяти А.С.Пушкина в связи с 50-летием со дня его смерти, Императорский Казанский университет не остался в стороне.

Как показывают материалы дела «О чествовании 50-летия со дня смерти А.С.Пушкина (18 ноября 1886 г. - 7 февраля 1887 г.), хранящегося в Национальном архиве Республики Татарстан, инициатива исходила от профессора римского права, действительного статского советника, ректора университета Н.А.Кремлева. 18 ноября

1886 г. он выступил на заседании Совета университета с предложением «ходатайствовать о дозволении чествовать этот день торжественным заседанием университета», на котором были бы прочитаны речи о Пушкине [10:1]. Составить речи он просил экстраординарного профессора кафедры русского языка и словесности А.С.Ар-хангельского и приват-доцента той же кафедры В.В.Качановского. Заявление ректора Совет поддержал, начались приготовления к этому дню.

Однако в ответ на ходатайство университета через два месяца пришла рекомендация попечителя Казанского учебного округа от 22 января

1887 г. выполнить циркуляр министра народного просвещения И.Д.Делянова: «В тяжелый для России день кончины Пушкина признаю возможным только панихиду и ничего более» [10: 2].

В свете этого документа теперь становятся понятными и изменения в программе по чествованию памяти Пушкина в Обществе любителей российской словесности в Москве, о которых упоминает, правда, без указания оснований, Р.Н.Клейменова. От некоторых планов Общество вообще отказалось, публичное заседание было перенесено с 29 января на 1 февраля, накануне

публичного заседания была проведена генеральная репетиция, да и сам характер заседаний в 1887 г. был не таким «торжественным и ярким, как семь лет назад», во время открытия памятника Пушкину в Москве, и «с явным уклоном в научно-историческое изучение» [11: 296].

В Казани же все мероприятия вообще отменили. Как с горечью признавался заслуженный ординарный профессор Н.Н.Булич в письме А.Н.Пыпину: «Думали и мы, было, почтить память Пушкина в Казани и ничем не почтили. Было много приготовлено, даже Ваш покорный слуга намеревался читать в зале Дворянского собрания, но вышло запрещение, понятое слишком буквально» [Цит. по 8: 22]. Разрешены были только панихиды памяти 50-летия кончины

А.С.Пушкина. Они были отслужены в университетской церкви (университетом), в Грузинской церкви (труппой оперного и драматического театров) и в церкви Спасского монастыря (Обществом книгопечатников).

Лишившись возможности выразить свое отношение к А.С.Пушкину на официальном чествовании, преподаватели Императорского Казанского университета, гимназий, школ, журналисты стали искать другие формы выступлений. В газете «Волжский вестник», издателем и редактором которой был профессор юридического факультета Казанского университета Н.П.Загоскин, началась активная разработка пушкинской темы, чего раньше не наблюдалось [12: 5-6], а 1 марта

1887 г. состоялось общее собрание учредителей «Казанского Пушкинского общества литературы и искусства».

Среди учредителей были профессора, представляющие практически все факультеты Казанского университета (Васильев А.В., Дормидон-тов Г.Ф., Ермолаев Д.С., Загоскин Н.П., Смирнов А.И., Сорокин Н.В., Фирсов Н.А. и др.), государственные служащие, чиновники, профессиональные художники и музыканты, врачи и критики [13: 8]. А председателем Казанского Пушкинского общества был избран ректор университета Н.А.Кремлев. 12 марта 1887 г. он представил в Совет университета проект «Устава Общества литературы и искусства» и от имени учредителей ходатайствовал об открытии «этого общества при Императорском Казанском университете и об утверждении прилагаемого проекта Устава его» [14: 1]. Цель Пушкинского общества в Казани заключалась «во всестороннем содействии развитию и процветанию русской литературы и искусства и распространении серьезного и правильного воззрения на них» [13: 3]. Через два месяца после скорбной даты, 26 марта, учредители провели в зале Русского соединенно-

го собрания литературно-музыкальный вечер в память А.С.Пушкина. На этом вечере мировой судья А.Н.Кремлев прочел публичную лекцию «Драматический гений А.С.Пушкина».

Как мы установили, далеко не все преподаватели историко-филологического факультета поддержали Пушкинское общество литературы и искусства, во главе которого встал Н.А.Кремлев, назначенный ректором университета после отстранения от должности профессора русской словесности Н.Н.Булича, да и в Уставе Общества были обнаружены расхождения с университетским Уставом [15: 24-34]. Однако они разделяли стремление учредителей Пушкинского общества почтить память А.С.Пушкина, напомнить читателям его произведения, указать «литературную и общественную цену» получаемого наследства.

Н.Н.Булич, А.С.Архангельский, В.В.Качановс-кий публикуют подготовленные для торжественного собрания доклады.

Речь Н.Н.Булича «В память пятидесятилетия смерти Пушкина» в жанровом отношении близка к биографическому очерку. Задача автора «в самых, конечно, общих, но точно определенных чертах, вызвать <...> только исторический образ великого поэта, каким он вырос на почве современной ему действительности» [16: 5]. При этом определяющей, как отмечает М.М.Сидорова, стала оригинальная мысль о том, что «Пушкин сохранил чистоту и прозрачность поэзии потому, что формировался и «зрел наперекор всему окружающему»: семье, школе, обществу, жизни» [17: 67]. Каждое положение Булич развивал в специальных разделах своей работы, посвященных детству, лицейскому периоду, петербургской жизни поэта, его ссылкам, отношению к женщинам и т.д. Факты личной биографии Пушкина связываются с этапами творчества, что обусловило насыщенность исследовательского текста художественным.

В.В.Качановский в статье «А.С.Пушкин как воспитатель русского общества» сконцентрировал внимание на воспитательном значении творчества Пушкина. Он считал, что все попытки предшественников поэта, начиная с М.В.Ломоносова до В.А.Жуковского, усилить эту функцию литературы, не привели к серьезным результатам. С появлением Пушкина «русская поэзия перестает быть риторической, скучно-чопорной и приторно-сентиментальной» [18: 23], поэт стал творцом, который «носил в своей груди надежды, радости и горести всего русского народа. Потому что, вследствие какой-то непосредственной творческой способности вдохновения, близкого к откровению, он стремился к одной цели - народной пользе, истине» [18: 62].

А.С.Архангельский в работе «А.С.Пушкин в его произведениях и письмах. По поводу пятидесятилетия со времени его смерти (1837-1887)» рассмотрел такие вопросы, как «Пушкин и западноевропейская и русская литературы конца XVIII - начала XIX века», «Пушкин - историк и теоретик литературы» и др. Он высоко оценивал опыты Пушкина в анализе русской летописи, работу над «Словом о полку Игореве», высказывания о В.К.Тредиаковском, М.В.Ломоносове,

А.П.Сумарокове, Г.Р.Державине, Н.М.Карамзи-не, подробно останавливался на разборе критического наследия Пушкина [4: 43-45]. То есть, несмотря на официальные запреты, в Императорском Казанском университете почтили память А.С.Пушкина, и именно в 1887 г. было положено начало научному изучению жизни и творчества А. С. Пушкина и популяризации его произведений в Казани.

Как свидетельствуют изученные нами архивные и научно-критические источники, совершенно иным по организации был 100-летний юбилей А.С.Пушкина.

Подготовка к нему во многих уголках России началась с 1898 г. Так, например, при Обществе любителей российской словесности в Москве была образована Пушкинская комиссия, цель которой состояла в разработке программы и организации подготовки к 100-летнему юбилею Пушкина. Общество любителей российской словесности дважды (1сентября и 1 декабря 1898 г.) «обращалось к своим сочленам с просьбой содействовать проведению празднеств, сообщить комиссии «свои соображения относительно сущности, формы и подробностей» предстоящего праздника» [11: 298]. Готовились к Пушкинскому празднику в Петербурге, Одессе, Новгороде, Самаре и других городах.

В Казани инициатива исходила от ординарного профессора кафедры русского языка и словесности А.С. Архангельского. 18 октября 1898 г. он обратился в историко-филологический факультет с предложением начать подготовку к 100-летию со дня рождения Пушкина. Причем далеко не случайно открывается представление напоминанием о Пушкинском празднике 1880 г., давшем мощный импульс для глубокого изучения творчества Пушкина и создания специального раздела в литературоведении - пушкиноведения.

«Едва ли не все из нас помнят, а некоторые, может быть, были и свидетелями целого ряда небывалых еще у нас литературных торжеств - по случаю постановки в Москве памятника великому поэту. Это были дни какого-то святого восторга, разом охватившего все русское образован-

ное общество пресветлым образом гения, украшенного столь страдальческой кончиной! Прекрасный бронзовый памятник, открывшийся на Тверском бульваре, совершенно терялся, стушевывался перед выступившим теперь, среди единодушного и восторженного поклонения памяти поэта, бесконечным рядом других, «нерукотворных», более дорогих и вечных памятников, воздвигнутых себе поэтом в сердцах представителей его ближайшего потомства.» [19: 1-1 об.].

Поэтому от юбилея 1899 г. Архангельский ждал очень многого. Призывая Казанский университет вместе с другими университетами возглавить торжества, он верно отметил значение грядущего события: «Это будут празднования, которые особенно наглядно говорят о культурном развитии народа, о его умственном и духовном предстоянии» [19:1 об.]. Мысль эта удивительнейшим образом будет развита в 1899 г.

В. О.Ключевским.

Рассуждениями на тему: «Для чего мы празднуем юбилейные годовщины великих деятелей нашего прошлого?», В. О. Ключевский открыл свою речь «Памяти А.С.Пушкина» в торжественном заседании Московского университета, посвященном 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Отбросив сразу стремление к удовлетворению «национальной гордости», «национальному самомнению», он акцентировал внимание на самосознании, венчающем «работу человека или народа над самим собой», которое достигается разносторонними путями. «Праздники в память людей, двинувших или облегчивших эту работу, -минутные остановки, чтобы осмотреться, перевести дух, оглянуться на пережитое, сосчитать прожитые годы. Так в пути оглядываются назад, чтобы по выдающимся пунктам сообразить пройденное расстояние и проверить направление.

Великие деятельности, - продолжает Ключевский, - проверочные моменты народной жизни. Каким-то трудноуловимым процессом общения лица с окружающей средой в них собираются мелкие, раздробленные интересы и стремления и действия личного творчества перерабатываются в цельное и крупное дело, которое в одно и то же время и вскрывает запас нажитых обществом сил и средств, и предугадывает их дальнейшее развитие. Такие деятельности - и показатели народного роста, и указатели направления его жизни. В них, как в зеркале, мы видим самих себя, сквозь них всматриваемся в собственную душу; они объясняют нам нас самих. Великие исторические могилы тем и памятны, что оживляют народное самосознание» [20: 400]. «Если через поэзию Пушкина мы стали лучше понимать чужое и серьезнее смотреть на свое, то че-

рез нее же мы сами стали понятнее и себе самим и чужим» [20: 405].

А это уже размышления на исходе XX века Виктора Кожемяко и Валентина Распутина после 200-летнего юбилея Пушкина: «Нынче такие юбилеи подвижников русского слова и вообще отечественной культуры обретают, согласитесь, особый смысл <...> Если бы не А.С.Пушкин, не 200-летие его рождения, мы бы этого года и не заметили. Пушкин задержал его в памяти и освятил своим именем. Весь год он разговаривал с нами о красоте и уродстве в искусстве и жизни, о власти и народе, о духовном и материальном; и о России, России, России. Он и нас, нынешнее общество, высветил собою» [21: 5]. Удивительная перекличка литераторов разных эпох, удивительное единодушие!

Следовательно, А.С.Архангельский тогда чутко уловил необходимость нового подхода к изучению проблемы «Пушкин и Россия, Пушкин и народ».

23 октября 1898 г. заявление Архангельского было рассмотрено на историко-филологическом факультете. Д.А.Корсаков предложил «снестись с городским управлением по поводу того, чтобы на дом, где останавливался Пушкин во время пребывания в Казани, была поставлена мраморная плита с надписью об этом событии». Д.И.Нагуевский обратил особое внимание на то, чтобы инициативу в решении этого вопроса «взял на себя университет» [19: 3-3 об.]. Единогласно постановили -просить Совет университета ходатайствовать перед высшими инстанциями о разрешении провести 2б мая 1899 г. чествования памяти А.С.Пуш-кина: отслужить панихиду в университетской церкви, устроить торжественное собрание с речами профессоров А. С. Архангельского и Е.Ф.Будде, посвященными памяти и заслугам поэта. Кроме того, факультет просил Совет университета «поставить мраморную доску, с кратким изложением события», на доме, где останавливался А.С.Пушкин во время пребывания в Казани, а профессора Архангельского составить и издать от имени университета брошюру о пребывании А.С.Пушкина в Казани [19: 3 об.- 4].

В дальнейшем А. С. Архангельскому же было поручено выяснить, в каком конкретно доме останавливался Пушкин (по этому вопросу он консультировался с Львом Евгеньевичем Боратынским), составить программу торжественного заседания и подготовить поздравительные телеграммы ко дню чествования в Императорскую Академию наук и в Пушкинский Святогорский комитет [19: 9-13].

Если сравнивать с 1887 г., то можно отметить, что для подготовки и проведения юбилея

А.С.Пушкина в 1899 г. были созданы весьма благоприятные условия. Так, например, уже в конце октября 1898 г. ректор К.В.Ворошилов получил письмо от попечителя Казанского учебного округа с просьбой сообщить, «признает ли он желательным участие Казанского университета в праздновании» «памяти великого поэта» и «в чем именно может быть выражено это участие» [19: 5-5 об.]. На основании всех поступивших заявлений, управляющий Министерством народного просвещения издал некоторые указания, причем очень ограниченные, так как счел, что «каждый руководитель знает, что нужно делать». Да и его указания не обязательны были к исполнению. В циркулярном письме от 22 марта 1899 г. отмечено: «Придавая высокое воспитательное значение предстоящему торжеству, но не желая стеснять распоряжений местного учебного начальства, Его Высокопревосходительство находит нужным ограничиться следующими указаниями: «26 мая в присутствии имеющихся налицо в учебных заведениях воспитанников и воспитанниц, отслужить заупокойную литургию и панихиду по усопшем поэте». После богослужения рекомендовалось устроить в высших учебных заведениях торжественные собрания с произнесением речей, где это окажется возможным и т.д. [19: 7-7 об.]. Поддержал министр народного просвещения и всю запланированную программу юбилейных мероприятий в университете [19: 8-8

об.].

Торжественное собрание Императорского Казанского университета, посвященное 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина, состоялось 26 мая 1899 г. С юбилейной актовой лекцией на тему «А.С.Пушкин в борьбе за права русского гражданина» выступил профессор Е.Ф.Будде [3]. Главной темой его выступления были «вольнолюбивые мечты» и «гуманные чувства» поэта. Из представленного разбора поэтических произведений вырисовывалась характеристика поэта как «друга человечества», искреннего и свободного певца, протестующего против беззакония, «барства дикого и сильных мира его времени» [22: 143], боровшегося за свободу мысли и слова, воспевавшего «чувства добрые» и «милость к падшим». Будде даже утверждал, что вся деятельность Пушкина - это «сплошная защита прав русского гражданина на законную свободу». «Именно здесь в этой его защите, - говорит ученый, - рискованной в его "жестокий век", защите гласной с его стороны - прав русского гражданина, связанных с широким просвещением, в защите чувства личного человеческого достоинства, здесь, полагаем, и надо искать тех заслуг Пушкина, которые он сам при-

знавал под конец своей жизни.» [22: 143]. Хотя такая одностороння характеристика, по мнению

В.В.Сиповского, «едва ли может признана удачной» [23: 165], тем не менее, надо учесть, что, по наблюдениям современных исследователей, во многих выступлениях ученых и критиков в 1899 г. внимание уделялось именно общественным взглядам Пушкина, что можно рассматривать как особенность столетнего юбилея поэта [11: 304].

А.С.Архангельский в своей речи «А.С.Пуш-кин как писатель народный» на церемонии по поводу закладки Пушкинской народной аудитории в Казани (май 1899 г.) остановился на проблеме, которая, как явствует из названия, была не менее актуальна. Он попробовал разобраться, в какой степени Пушкин является «народным писателем», писателем «низшей народной массы», писателем для «простонародья» [24]. Если Е.Ф.Будде в своем выступлении утверждал, что Пушкин не может быть назван национальным нашим писателем, так как для простого народа он еще недоступен, то А.С.Архангельский посмотрел на творчество поэта с позиций читателя из народа и проанализировал наиболее распространенные в народе книги. Вывод его расходится с мнением Будде: мир пушкинской поэзии вполне доступен читателю, а вот произведения, сами тексты не всегда. То есть, Архангельский в своей речи вышел сразу на две проблемы - читательское восприятие Пушкина и литература для народа (массовая литература), которые, кстати, не потеряли своей актуальности до сих пор [25].

С религиозных позиций рассмотрено творчество Пушкина в «Слове пред панихидой о Пушкине, сказанном в Казанском Императорском университете 26 мая 1899 года» епископом Антонием (Храповицким) [26], в статьях Г.Влади-мирского («Отражение религиозного настроения в поэзии Пушкина»), Л.К.Ильинского («К литературе о Пушкине») и др.

Одной из центральных тем публикаций университетских профессоров, конечно же, стала история пребывания А.С.Пушкина в Казани.

Две работы посвятил этому вопросу А.С.Ар-хангельский: это статья «Где останавливался А.С.Пушкин, когда проезжал через Казань? Открытое письмо казанским старожилам», опубликованная в газете «Казанский телеграф» (1899. № 1895) и брошюра «А.С.Пушкин в Казани (5-8 сентября 1833 г.). Несколько слов о пребывании А.С.Пушкина в Казани, с присоединением относящихся к этому литературных материалов» (Казань, 1899), изданная по распоряжению Министерства народного просвещения [27]. «Работа профессора Архангельского, - по отзыву В.В.Си-

повского, - удачно освещает один из культурных уголков Пушкинской России» [23: 116].

Интересную по содержательности и изложению работу о пребывании А. С. Пушкина в Казани представил и проф. Н.П.Загоскин [28]. Сравнивая глубину раскрытия характера Пушкина в публикациях Архангельского и Загоскина, Си-повский отдает предпочтение первому, как наиболее верно уяснившему особенности психологии и поведения поэта в отдельные моменты его жизни.

В целом, «казанская пушкиниана» включает не один десяток исследований и литературнокритических статей. Как отмечает Е.П.Челышев, значение юбилейных работ «состояло не только в том, что они обостряли в обществе интерес к Пушкину и давали новый импульс к изучению его жизни и творчества, но и в том, что способствовали созданию своего рода «зон согласия» вокруг его имени, служили необходимой передышкой в той напряженной общественнолитературной борьбе, которая велась на всех этапах постижения и осмысления Пушкина в русской критике» [29: 8].

Главным же результатом Пушкинского юбилея 1899 г. в Казани можно считать создание (по инициативе Е.Ф.Будде и А.С.Архангельского) научно-литературного Общества любителей русской словесности в память А.С.Пушкина при Императорском Казанском университете, которое явилось «достойным памяти великого поэта доказательством того, что и у нас, в провинциальном университете, не забыты заветы и предсказания великого Пушкина, рассеянные в чудных поэтических созданиях его музы» [30: 1]. Членами Общества стали многие выдающиеся ученые Императорского Казанского университета (Д.А.Корсаков, Д.И.Нагуевский, Ф.Г.Мищен-ко, Е.А.Бобров, И.Ф.Катанов, П.И.Кротов, Г.Ф.Шершеневич, Д.А.Гольдгаммер, Д.В.Айна-лов, А.А.Александров, А.В.Васильев, Н.П.Загос-кин, А.П.Смирнов, К.В.Харлампович, Н.Н.Фир-сов и др.), директора и преподаватели гимназий, школ, чиновники и государственные служащие

[9, 15].

Ожидания Архангельского как действительного члена и председателя Общества любителей русской словесности в память А. С. Пушкина были сформулированы в программной речи: «Пусть наше провинциальное Общество послужит центром для живой научной деятельности в провинциях, - пробудит, создаст и разовьет в провинциальной публике «интерес к своим занятиям» и вообще к предметам этого рода, поддержит первые подобные начинания, служа само, в лице

своих членов, живым примером и образцом» [31:7].

Одним из основных направлений Общества признавалось, конечно же, изучение всего того, что относится к жизни и творчеству А. С. Пушкина, а за образец была взята деятельность «Общества» Гете в Германии, Шекспира в Англии [31: 9]. В дальнейшем Обществом любителей русской словесности в память А. С. Пушкина ежегодно проводились специальные заседания, посвященные творчеству поэта, издавались исследования, велась работа по собиранию материалов о пребывании поэта в Поволжье, выявлялись его казанские знакомые, рассматривалось наследие казанских литераторов первой половины XIX века, состояние провинциальной культуры пушкинской поры.

Наконец, надо отметить, что юбилейные мероприятия, проводимые Казанским университетом, деятельность Общества любителей русской словесности в память А. С. Пушкина освещались в периодических изданиях Казани и получали высокую оценку критики и читательской аудитории [7-9].

Таким образом, изучение Пушкинских юбилеев 1887 и 1899 гг. позволяет проследить, как совершенствовались формы научно-органи-

зационной, просветительской и краеведческой работы преподавателей Императорского Казанского университета, раскрыть еще одну страницу в его научной и культурной истории, дополнить существующие представления о восприятии и интерпретации наследия А.С.Пушкина в Казани и России в целом.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ 12-04-00211-а «Основной конкурс-2012», проект «Исследовательский комплекс «А.С.Пушкин в Казани (1833-2011)».

1. А.С.Пушкин в Казани. Сентябрь 1833 года. Материалы к библиографии / Составитель: М.М.Сидорова http://www.ksu.ru/pushkin/bibl.htm (дата обращения 20.09.2012).

2. Андреева И.И. А.С.Пушкин и первые национальные просветители народов Поволжья // А.С.Пуш-кин и взаимодействие национальных литератур и языков: тезисы междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. - Казань: УНИПРЕСС, 1998. - С. 7 - 9.

3. Андреева Л.С. Наследие А.С.Пушкина в оценке представителей Казанской лингвистической школы // Публицистические чтения. А.С.Пушкин: Казанские страницы (по материалам науч.-публи-цистического семинара, Казань, 8-9 октября 1998 г.) / под ред. Е.С.Дорощук, И.В.Завьяловой.

- Казань, 1998. - С. 90 - 114.

4. Воронова Л.Я. А.С.Пушкин в оценке А.С.Архангельского II Учен. зап. Казан. ун-та. - Т. 13б. А.С.Пушкин и взаимодействие национальных литератур и языков: (К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина) I сост. и отв. ред. Л.Я.Воронова. -Казань: УНИПРЕСС, 1998. - С. 42 - 54.

5. Макарова Н.И. Личность и творчество А.С.Пушкина как системообразующее начало в «Истории русской словесности» И.Я.Порфирьева II Учен. зап. Казан. ун-та. - Т. 13б. А. С. Пушкин и взаимодействие национальных литератур и языков: (К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина) I сост. и отв. ред. Л.Я.Воронова. - Казань: УНИПРЕСС, 1998. - С. 54 - 5S.

6. Сидорова М.М. А.С.Пушкин в оценке профессоров Казанского университета XIX века II Михайловская пушкиниана I Гос. музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское». - М.: «Вербум-М», 2001. Вып.14. - С. 18 -23.

7. Колмаков Б.И. Столетие со дня рождения

А.С.Пушкина в Казани (по материалам публикаций газеты «Волжский вестник») II А. С. Пушкин и взаимодействие национальных литератур и языков: тезисы междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. - Казань: УНИПРЕСС, 1998. - С. 35 -3S.

S. Хайрутдинова Л.Ф. Газета «Казанский телеграф» о А.С.Пушкине II А.С.Пушкин и взаимодействие национальных литератур и языков: тезисы меж-дунар. науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. - Казань: УНИПРЕСС, 1998. - С. 75 - 79.

9. Воронова Л.Я. Проблематика историко-литературных исследований Общества любителей русской словесности в память А.С.Пушкина II Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2008. -Т. 150, кн. б. - С .7 - 18.

10. Национальный архив Республики Татарстан. Ф.977. - Оп. «Ист.-фил. фак». - Д. 1354. - 2 л.

11. Клейменова Р.Н. Общество любителей российской словесности. 1811 - 1930 I Отв. ред. д.ф.н. Б.Ф.Егоров. - М.: Academia, 2002. - б24 с.

12. Колмаков Б.И. Литературно-критические публикации казанской газеты «Волжский вестник» (1884-190б): библиогр. указатель. - Казань: Изд. комплекс Управления международ. связей КГУ, 2000. - 24 с.

13. Устав Пушкинского общества литературы и искусства в г. Казани. - Казань: Тип. Губерн. правл.,1888. - 10 с.

14. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 977.

- Оп. «Совет университета». - Д. 7S22. - 7 л.

15. Воронова Л.Я. Из истории Пушкинского общества в Казани II Михайловская пушкиниана I Гос. музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское».

- М.: «Вербум-М», 2001. Вып.14. - С. 24 - 34.

16. Булич Н.Н. В память пятидесятилетия смерти Пушкина (29 января 1887 года). - Казань: Тип. Импер. ун-та, 1887. - 50 с.

17. Сидорова М.М. А.С.Пушкин в оценке Н.Н.Булича II А. С. Пушкин и взаимодействие национальных литератур и языков: тезисы междунар. науч.

конф., посвящ. 200-летию со дня рождения

A.С.Пушкина. - Казань: УНИПРЕСС, 1998. -

С. 66 - 67.

18. Качановский В.В. А.С.Пушкин как воспитатель русского общества. - Казань: Тип. Импер. ун-та, 1888. - 68 с.

19. Национальный архив Республики Татарстан. - Ф. 977. - Оп. «Ист.-фил. фак.». - Д. 1722. - 13 л.

20. Ключевский В.О. Памяти А.С.Пушкина // Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ. ст. и примеч.

B.А.Александрова. - М.: Правда,1991. - С. 400 -407.

21. Рубеж горя и беды или все-таки надежды? Валентин Распутин в беседе с Виктором Кожемяко // Советская Россия. - 2000. - № 16 (10 февраля).

22. Будде Е. Ф. А.С.Пушкин в борьбе за права русского гражданина. (Речь, читанная на торжественном собрании Казанского университета 26 мая 1899 года) // Русская мысль. - 1900. - Кн. X. - С.130 - 146.

23. Сиповский В.В. Пушкинская юбилейная литература. 1899 - 1900 гг. Критико-библиографический обзор. - СПб.: Изд. Пушкинского лицейского общества, 1902.

24. Архангельский А.С. А.С.Пушкин как писатель народный. - Казань: Типо-лит. Ключникова, 1899. -55 с.

25. Воронова Л.Я. Проблема «Пушкин и читатель» в работах А.С.Архангельского // Публицистические чтения. А.С.Пушкин: Казанские страницы (по материалам науч.-публицистического семинара, Ка-

зань, S-9 октября 1998 г.) I под ред. Е.С.Дорощук, И.В.Завьяловой. - Казань, 1998. - С. І2б - І35.

26. Еп. Антоний (Храповицкий). Слово пред панихидой о Пушкине, сказанное в Казанском Императорском университете 2б мая 1899 года II Православный собеседник. - 1899. - № б. - С. 783-801. (Отд. отт.: Казань,1899; См.: А.С.Пушкин: pro et contra. Личность и творчество Александра Пушкина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. - Т.І. - СПб., 2000. - С. 323 - 33б).

27. Архангельский А.С. А.С.Пушкин в Казани (5-S сентября 1833 года): Несколько слов о пребывании А.С.Пушкина в Казани, с присоединением относящихся к этому литературных материалов. -Казань, 1899. - б9 с.

2S. Загоскин Н.П. А.С.Пушкин в Казани: Из истории казанской общественности 30-х и 40-х годов II Исторический вестник. - 1899. - Т. LXXVI. -Май. - С. 58б - б09.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Челышев Е.П. Пушкиноведение: Итоги и перспективы: К 200-летию со дня рождения поэта II А.С.Пушкин и современная культура. - М.: Наука, 199б. - С. 3- 30.

30. Национальный архив Республики Татарстан. - Ф. 977. - Оп. «Совет университета». - Д. 10107. - 24 л.

31. Архангельский А.С. О задачах ближайшей научной деятельности Пушкинского общества в Казани /Записка д. члена Общества проф. А.С.Ар-хангельского, читанная в заседании Совета О-ва 14-го февр. І900 г. и утвержденная Советом и одобренная Общим собранием Общества 2б марта І900 г. - Казань: Тип. Импер.ун-та, І90І. - І0 с.

PUSHKIN’S ANNIVERSARIES OF 1887 AND 1899 IN KAZAN UNIVERSITY

L.Ya.Voronova

The article explores the ways A.S. Pushkin’s heritage is perceived in Kazan. The focus is on Pushkin’s anniversaries in Kazan University. The study is based on the analysis of the new archive sources, scientific and critical publications, materials on the history of literary societies.

Key words: history of literature criticism, anniversaries of A.S. Pushkin, Kazan University.

Воронова Людмила Яковлевна - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой истории русской литературы Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: voljudmila@yandex.ru

Поступила в редакцию 25.08.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.