УДК 94"13/14"(574)
КАЗАКИ ВОСТОЧНОГО ДЕШТ-И КЫПЧАКА В XIV-XV ВЕКАХ © 2016 г. Ж.М. Сабитов
В данной статье исследуется вопрос о казаках в восточной части Улуса Джучи. Автор анализирует все упоминания о казаках в Восточном Дашт-и Кипчаке и выделяет две группы: упоминания казаков как казаков, носителей данного социального термина и упоминания казаков как политонима, как маркера принадлежности к этнополитической группировке, сторонников династии потомков Урус-хана. По большей части упоминания казаков в источниках того времени касается упоминания социальной слоя казаков, Но встречаются и исключения. К примеру, упоминания о войске из казаков у Мухаммеда Шейбани означает то, что данное войско было составлено из сторонников казахских ханов и султанов. Как мы знаем из первоисточников, будущий казахский хан Касым предоставил Мухаммеду Шейбани войско для завоевания Средней Азии. Также интересной является проблема того, кем был крымский хан: «Джанибек казак». Выдвигались точки зрения, что он идентичен казахскому хану Джанибеку. Существуют разные версии его генеалогии. Согласно мнению автора, крымский хан Джанибек не тождественен казахскому хану Джанибеку и является племянником Хаджи Гирея. Также стоит отметить, что термин казак означал потерю связи конкретного человека или группы родственников со своим кланом (своей общиной).
Ключевые слова: казаки, казачество, Казахское ханство, Улус Джучи, Джанибек-хан, казахи.
В истории восточной части Улуса Джучи, научный вопрос о казачестве редко становился объектом пристального научного внимания. Стоит отметить, что данный вопрос осложнен параллельным существованием «казахов» как этнополитической группы во главе с потомками золотоордын-ского хана Уруса. Так как «казахи» в источниках звучат как казаки (или узбек-казаки, то есть узбекские казаки), то провести четкую грань, которая бы отделяла казаков как носителей социального статуса от казаков, как подданных казахских ханов Джанибека и Керея, очень трудно. Ниже мы будем использовать написание казах для обозначения группы населения, подчинявшейся казахским ханам, чтобы еще больше не запутать вопрос соотношения казаков и «казахов» в восточном Дешт-и Кыпчаке.
Сначала нужно обозначить, что кочевое население всего Улуса Джучи было однородным и состояло из 92 кочевых племен, которые в источниках называются 92 «узбекских племени» либо 92 племен илатийа. Узбек, по нашему мнению, было экзоэтнонимом (внешним названием) для всего кочевого населения Улуса Джучи (а не только ее восточной части) со стороны жителей Средней Азии (или со стороны авторов летописей, проживавших в государстве Тимуридов) (Сабитов, 2011).
Как соотносились кланы и казаки? Казак являлся кочевником, который служил какому-то беку, хану или оглану и при этом он утерял свои связи со своим кланом и близкими родственниками.
В кочевом обществе принадлежность к клану была всем. Клан был коллективным собственником земель. По тем временам кланы были закрытыми группами. В него нельзя было вступить, в нем можно было только родиться, хотя и были редкие исключения. Если кочевник оседал или начинал жить отдельно от своего клана (становился казаком), то он терял все свои права владения в родовых пастбищах. Клан был также одним из эффективных институтов «социальной защиты». Если во время джута (падеж скота) кто-то разорялся, то его родня могла предоставить родственнику определенное количество скота. Даже, обычай левирата, когда вдова повторно выходила замуж, по своему выбору, за любого родственника мужа (часто брата или пасынка (неродного сына)), был, по сути, социальным страхованием для вдовы и детей, оставшихся без кормильца. Дети и их мать оставались в клане и не могли уже погибнуть одни в степи. В Улусе Джучи армия состояла из центра, правого и левого крыла. В каждое из этих подразделений входило некоторое количество кланов, которые имели четкую позицию в своем подразделении. Такое деление гарантировало «корпоративную солидарность внутри войскового подразделения», так как в отряде были родные, двоюродные, троюродные и т.д. братья и другие родственники, которые воевали вместе, наступали и отступали также вместе.
Ниже нами будет приведен список упоминаний в первоисточниках казаков на востоке Улуса Джучи, с научными комментариями.
1. Картмер Э-М., Вельяминов-Зернов В.В., Тынышпаев М. упоминают о казаках, которые в 1356 году напали на Среднюю Азию (Вельяминов-Зернов, 2014, с. 273) (Тынышпаев, 2009, с. 139), ссылаясь на Уложение Тимура. Здесь стоит отметить, что в Английском переводе данного источника стоит Иракцы вместо казахов (Ттиг ЛЬй ТаПЬ а1-Ншауп1, 1830, с. 33), а также необходимо отметить тот факт, что Уложение Тимура не считается первоисточником. Согласно мнению Султанова Т.И., данное сочинение было написано спустя несколько веков (в 1630-х годах) после смерти Тимура и не могло быть его автобиографией или мемуарами (Султанов, 2005, с. 65-66).
2. Утемиш-хаджи упоминает о казаках с востока Улуса Джучи:
2.1. «Когда Тай-Дуглы-бегим призвала Хызр-хана и сделала [его] ханом на троне Сарая, поставила она в качестве свадебной юрты золотую юрту, оставшуюся от Узбек-хана и Джанибек-хана... Когда почуяла бегим, что не возьмет он ее в жены, начала она оказывать [ему] меньше почета и уважения, чем прежде. Когда же и хан, озлившись на нее, решил разломать золотую юрту, [а золото] поделить между своими казаками» (Утемиш-хаджи, 1992, с. 112).
2.2. «Словом, казаковал [вот так] Тохтамыш-оглан, отгонял от эля [Урус-]хана табуны и совершал набеги на эль. Ширин, барин, аргун [и] кыпчак были давними, со времен предков, элями Тохтамыш-оглана. [И когда] оглан этот самый, подвизаясь в казаках, начал творить такие [вот] дела, сорви-головы, лихие молодцы из этих элей потянулись к нему в нукеры и начали поддерживать [его]» (Утемиш-хаджи, 1992, с. 115).
В комментариях к Утемиш-хаджи высказано мнение Юдина В.П., согласно которому «Слово "казак" появляется в источниках только в послемонгольское время, в XIII в. Оно применяется к человеку, отделившемуся от своего государства, племени или рода и принужденному вести жизнь искателя приключений. В тюркских языках слово дало несколько производных: "казак"- "казак", казаклык кылмак - "казаковать, вести образ жизни казака", казакламак - также "казаковать, вести образ жизни казака"« (Утемиш-хаджи, 1992, с. 157).
3. Тимуридские источники:
3.1. Низам ад-Дин Шами и Шараф ад-Дин Йазди во время похода Тимура на Кавказ упоминают местность Чутур-Казак (ИКПИ, 2006, с. 241, 342), которая находилась в Северном Дагестане.
3.2. В Зафар-наме отмечается, что в 1376-77 годах казачья тысяча перешла от Тимуридов к могульскому эмиру Камар ад-Дину (Юдин, 2001, с. 155).
3.3. Абд ар-Раззак Самарканди отмечает под 844 годом хиджры (1440-1441), что «временами некоторые из войска узбекского, сделавшись казаками, приходили в Мазандаран и, устроив везде грабеж, опять уходили (назад)». После этого Шахрух в 851 году хиджры (1447-1448) начал оставлять эмиром с войском в Джурджанской области, чтобы они наблюдали за казаками узбекскими (ИКПИ, 2006, с. 379).
3.4. Бабур упоминает о казаках Танбала (Тимурид, родственник Бабура) в 905 году хиджры (1499-1500) (Бабур-наме, 1993, с. 92), которые, судя по всему, не имеют отношения к ордынским казакам и «казахам».
4. Источники Шейбанидского круга.
4.1. В Таварихи Гузидайи Нусрат-наме есть два отрывка про казачество и казаков.
«Те, кто во время казачества рубили саблями и стали причиной [его] могущества»: Бахшибек-бахадур и Кутлук-Бука-бахадур, потомки Кышлыка (из рода Тархан), современника Чингиз-хана. Из клана дурман - Йа'куб, Кирни-Таринчак-бахадур и Кара-Гадай-бек, из клана найман Шайх-Суфи. Из ички (является ли Ички кланом, социальной группой или титулом не совсем понятно) Илин-Ходжа и Суфра-ходжа (МИКХ, 2015, с. 19).
«Еще рубившие саблями во время казачества: были Йа'куб-ходжа, Йусуф-ходжа, Кара-Камыш-Бахрам-ходжа, Йункачук-Толун-ходжа. Из минбеги тумана (из тысячников?) Кылыч-бай-бахадур, Бурджи-Кара-Даулат-ходжа-бахадур. Из клана уйгур - Йабагу и Йахши-ходжа. Из клана дурман Инка-ходжа и Йумадук. Из клана тубай-туман - Дарвиш-бахадур, из клана ушун - Шайх Мухаммад-бахадур, Кудагай, Усман-бахадур, из клана конграт - Инак-Йаглы-ходжа, его младший брат Уруш-бахадур (МИКХ, 2015, с. 20).
Насчет Казачества или казакования в комментариях к Таварихи Гузидайи Нусрат-наме сказано, что «Казачество, или казакование - образ жизни казака, т. е. человека, по какой-либо причине ушедшего от своего племени, рода, или потерявшего власть и скитавшегося на окраинах государства, юрта или на чужбине и часто добывавшего себе средства на жизнь своим оружием» (МИКХ, 2015, с. 497).
4.2. Камал ад-Дин Али Бинаи среди сподвижников Абулхаир-хана (1430-1468) выделяет следующих казаков:
«Общество (джама'ат) эмиров, которые во время казачества [Абу-л-Хайра] жертвовали собой, стали причиной могущества хана». Также они охарактеризованы как «Эти сподвижники, о которых упоминалось, во времена казачества [Абу-л-Хайр-хана] проявили верность и завоевали страны»: Йахши-бек-бахадур, Кутлук-Бука-бахадур, Й'акуб Кара-Кирай, Шайх-Суфи-бек; из клана кушчи Али-Хаджи и Даулат-ходжа; из клана найман - Кара-Усман, Суфи-бек и Акча-Урус; из клана уйгур - Ходжа-Лак-бахадур; из клана курлаут - Йумадук-бахадур, Сабур-Шайх-бахадур и Йадгар-бахадур. Из клана дурман - Кирайли-Тирчак-бахадур. Другие из людей ички - Имин-ходжа и Са-фар-ходжа (МИКХ, 2015, с. 101).
«Другое общество из казаков, [которые] во времена казачества также самоотверженно сражались»: из людей ички Йа'куб-ходжа, Йусуф-ходжа, Кырк-Беш-Бахрам-ходжа, Тункачук-и-Тулун-ходжа; из клана туман - Кылыч-бахадур, Йоджи-Кара и Даулат-ходжа; из клана уйгур - Йапагу и Бахти-ходжа; из клана дурман - Инка-ходжа, Йумадук, Дарвиш-бахадур, Шайх-Мухаммад, Карау-гай и Усман-бахадур ; из клана конграт - Инак-Йаглы-ходжа и его брат Урус-бахадур (МИКХ, 2015, с. 102).
Здесь стоит отметить, что фактически выделены две группы казаков в Шейбанидских источниках: эмиры (беки) и, видимо, их близкая родня (мурзы) с некоторым количеством представителей этого рода, служившие будущему хану во время казачества и простые казаки, пришедшие служить к будущему хану самостоятельно либо в составе разнородного отряда.
4.3. Мухаммед Салих, автор Шейбани-наме, называет завоевателей Туркестана, то узбеками, то казаками, отдавая предпочтение термину казак. Войско Мухаммеда Шейбани при взятии Самарканда в 1499 году названо казакским. В 1503 году при взятии Ахсу, столицы Ферганы войско в 10 тысяч человек названо также состоящим из казаков (Тынышпаев, 2009, с. 143).
Как известно, казахский султан Касым, сын Джанибека по запросу Мухаммеда Шейбани предоставил ему 12 тысяч казахов для завоевания Средней Азии (Атыгаев, 2015, с. 37-38). Таким образом, в случае с армией Мухаммеда Шейбани под казаками надо подразумевать «казахов», подданных султана Касыма, который предоставил 12-тысячный корпус Мухаммеду Шейбани для покорения Средней Азии. Но при этом стоит отметить, что казаки были и у самого Мухаммеда Шейбани (Юдин, 2001, с. 152)
5. Русские источники:
Говоря о казаках с востока Улуса Джучи в русских источниках, стоит упомянуть два известия:
5.1. В 1481 году ногайский хан Ибак из Сибирских Шибанидов вместе с 1000 казаками в союзе с ногайскими мурзами Мусой и Ямгурчи (потомки Едиге), у которых было 15000 казаков, напали на хана Ахмеда и убили его (Карамзин, 1816, с. 420)
Здесь, с большой долей вероятности под казаками надо понимать не «казахов», а именно казаков.
5.2. Джанибек, хан Крыма, казак. Согласно русским летописям в 1477-1479 годах в Крыму правил некий Джанибек, чья генеалогия не обозначена. В посольской грамоте от 5 сентября 1479 года он назван просто казаком (Смирнов, 2005, с. 223).
Карамзин Н.М. приводит мнение немецких исследователей, которые отмечают, что Крымский Джанибек казак может быть идентичен казахскому Джанибек-хану. Тынышпаев М. развил данную мысль: он решил, что легендарный хан Аз-Джанибек из казахских легенд и сказаний, который жил в районе Астрахани идентичен первому казахскому хану Джанибеку. После этого он предположил, что в первой половине 1470-ых годах Джанибек казахский жил в районе Астрахани и чуть позже Большеордынский хан Ахмет не желал держать возле себя влиятельного родственника и под благовидным предлогом отправил Джанибека править в Крым (Тынышпаев, 2009, с. 156).
Вашари И. считает этого Джанибека сыном Сеид-Ахмеда (Уа8агу, 1982, с. 294-299). Есть версия, что Джанибек, крымский хан - это племянник Ахмета и будущий астраханский хан в 15141521 годах (Зайцев, 2006, с. 76, 249), хотя по генеалогиям данный Джанибек был не просто племянником, а внучатым племянником Ахмеда, то есть он был слишком молод для того, чтобы быть ханом в 1470-ых годах. Также тут тогда становится не понятным два момента:
1. Почему в этом случае он назван казаком, а не родственником большеордынского хана Ах-мета. Эпитет «казак» говорит, что он был из числа казакующих царевичей, то есть он либо не имел родню, либо конфликтовал с ней.
2. Почему он после свержения уходит в Ковно (Тынышпаев, 2009, с. 156), а не в Большую Орду или Астрахань.
Также интересны детали прихода к власти Джанибека.
Хаджике, младший брат Эминека, эмира из рода Ширин, позвал Джанибека править Крымом (Гайворонский, 2007, с. 55), где они короткое время господствовали, но были изгнаны Эминеком. После чего они вернулись с помощью большеордынского хана Ахмета в Крым и снова захватили власть, свергнув Нур-Девлета (Гайворонский, 2007, с. 56). Судя по всему, Джанибек не был чужой для Крымской династии Гиреев, так как часть Ширин ориентировалась на него.
Константин из Островицы в своих «Записках янычара» приводит сведения о соседях Трапе-зундской империи: «Трапезундская земля гориста и обширна, со всех сторон она окружена погаными, все татары, такие, как Великий Хан и Узунхасан, Джанибек Гирей; эти татарские властители предпочитали иметь соседом трапезупдского императора, нежели турецкого султана, хотя он и был их поганой веры» (Записки, 1978, с. 82). Данное известие датировано 1459 годом. Но в примечаниях отмечено, что Джанибек Гирей это крымский хан, правивший в 1477-1478 годах. Зайцев И.В. допускает возможность, что под Джанибек Гиреем фигурируют казахские султаны Джанибек и Керей (Зайцев, 2006, с. 76). С этим мнением, приводя дополнительную аргументацию, соглашается Темиргалиев Р.Дж. (Темиргалиев, 2013, с. 117-120). Здесь стоит отметить, что записки составлялись в 1497-1501 годах и датировка 1459 год может быть условной. Скорее всего, данный Джани-бек Гирей не имеет отношения к казахским ханам, которые с Трапезундом не граничили и с 1447 года отмечаются в Могулистане (Юго-Восточный Казахстан) (Сабитов, 2015, с. 84-93)
Вообще проблема правления некоего хана Джанибека в 1450-70-ых годах очень интересна. Существует еще одно упоминание о неком хане Джанибеке («правитель земли Узбека») в Китайских источниках (Кенжеахмет, 2015).
10 января 1453 года пришло посольство от некоего Джанибе вана из территории Асыбе димянь (Асыбе) (Кенжеахмет). Здесь первая часть хорошо этимологизируется (Узбек). Помимо него было много других послов. Приведем пятерых из них.
Название земли Вариант перевода Имя правителя в источнике Вариант реконструкции имени
Тохума Токмак (монгольское название Улуса Джучи) Булахай Абулхаир (1430-1468), хан Восточной части Улуса Джучи
Сайлань Город Сайрам (город в Южном Казахстане ) Гэлайтань Керей-султан, правнук Урус-хана, будущий первый казахский хан
Сулутанья Султания (город на Северо-Западе Ирана) Су-эр бу Савэнь
Асыбе (Асыбе димянь) Узбек (Узбек Тюмень, или Узбек Тамань) Джанибе Джанибек
Шэливаньнайдин Ширван Сутань Али Султан Али
Нурлан Кенжеахмет считает, что под Джанибеком надо понимать будущего казахского хана Джанибека, но по нашему мнению, казахский Джанибек в 1453 году не имел никаких ресурсов для борьбы за власть и вряд ли мог быть ханом в одной из частей Улуса Джучи.
Джанибек указан между такими владениями как Ширван и Султания (находятся в Закавказе и совсем рядом с ним). Вполне возможно, его владения находились на Кавказе, а именно в Кавказской Тюмени, что может объяснить китайский термин «Димянь».
Так как Джанибек в других источниках упомянут с приставкой Гирей (плюс его поддерживала часть Ширинов), мы можем предположить, что он был близким родственниками Хаджи Гирею и крымским ханам.
Касаясь генеалогии, стоит отметить, что у Хаджи Гирея был старший брат Джан Гирей (Жан-керей), согласно Кадырали Жалаири (Кадыргали Жалайыр, 1997, с. 116). У Абдалгаффара Кырыми Джан Гирей назван Джихан Гиреем (Абдалгаффар Кырыми, 2014, с. 112).
В Таварихи Гузидайи Нусрат-наме Джан Гирей отсутствует (ИКПИ, 2006, с. 436). В Муизз ал Ансаб Джан Гирей назван братом Хаджи Гирея (ИКПИ, 2006, с. 110). Но он не подходит на роль Джанибек Гирея, так как Джан Гирей был убит Хайдаром кунгратом до того как Хаджи Гирей стал ханом.
Зайцев И.В. приводит 3 первоисточника, согласно которым у Хаджи-Гирея было 12 сыновей (Зайцев, 2014б, с. 253). В примечаниях у Иосафата Барбаро написано, что у Хаджи Гирея было 10 сыновей (Барбаро и Контарини о России, 1971, с. 178). Согласно другим источникам у него было всего 8 сыновей. В Таварихи Гузидайи Нусрат-наме сказано, что было 8 сыновей, но перечислено 7: Даулат-Йар, Нур-Даулат-хан, Кутлук-хан, Кельдиш, Менгли-Кирай-хан, Йамгурчи, Уз-Тимур (ИКПИ, 2006, с. 436). В Бахр ал Асрар к ним добавлен Хайдар-хан, а «Кутлук-хан» назван Кутлук-Заман-султан (Алексеев, 2003, с. 284). Можно предположить, что автор Таварихи Гузидайи Нус-рат-наме получил данные о старших детях Хаджи Гирея, а после этого, у Хаджи Гирея родилось еще 4 сына.
Иосафат Барбаро упоминает еще одного сына Хаджи Гирея по имени Улуби (Барбаро и Контарини о России, 1971, с. 154), которому принадлежат «степь на острове Каффы». Имя Улуби легко этимологизируется и означает «Великий князь» (Улугбек, внук Тамерлана носил такое же прозвище). Под этим именем мог скрываться как один из 8 выше перечисленных детей Хаджи Гирея, так и сын из числа 4 младших сыновей. Можно предположить, что Джанибек Гирей был одним из сыновей Хаджи Гирея, но это не объясняет наличие послания в Китай в 1453 году, когда Хаджи Гирей был еще жив. С другой стороны Джанибек Гирей мог быть сыном Джан Гирея, старшего брата Хаджи Гирея.
В Ассеб ас-Сейар и сокращенных редакциях данного труда упомянут Джанай-оглан, который был племянником (сыном брата) Хаджи-Гирея (Зайцев, 2014а, с. 139). Вполне возможно, что данный Джанай был сыном Джан Гирея и тождественен Джанибеку казаку, который правил в Крыму во второй половине 1470-ых годов.
Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что можно точно утверждать, что Джанибек Гирей казак не тождественен казахскому хану Джанибеку.
В большинстве первоисточников под словом «казак» следует подразумевать социальный термин. Очень редко в XV веке слово казак использовалось для обозначения казахов.
Казаки как широкое социальное явление фактически широко отсутствовали в эпоху Золотого века Улуса Джучи (1313-1359) и стали появляться во время бесконечных гражданских войн, охвативших Улус Джучи с 1359 года. Здесь стоит отметить, что впоследствии «золотоордынские казаки», населявшие западную часть Улуса Джучи частью вошли в состав «Служилых татар», а другая их часть стали основателями российского казачества. «Золотоордынские казаки», населявшие восточную часть Улуса Джучи частью ушли в Среднюю Азию вместе с Мухаммедом Шейбани, а другая их часть ушла вместе с Джанибеком и Кереем в Могулистан, где социальный термин «казак» стал политонимом казах (казак), который обозначал сторонников династии потомков Урус-хана.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдулгаффар Кырыми. Умбет ал-Ахбар. Кн. 1. Транскрипция, факсимиле. Казань, 2014. 420 с.
2. Алексеев А.К. Средняя Азия при Аштарханидах в 17-18 веках. По персоязычному историческому сочинению Бахр ал Асрар: Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2004. 312 с.
3. Атыгаев Н.А. Казахское ханство в потоке истории. Алматы: Елтаным, 2015. 384 с.
4. Бабур-наме. (перевод М. Салье). Ташкент, 1993. 464 с.
5. Барбаро и Контарини о России. К истории итало-русских связей в XV в. Л.: Наука, 1971. 276 с.
6. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. Ч. 2. М., 2014. 520 с.
7. Гайворонский О. Повелители двух материков. Т. 1. Киев-Бахчисарай, 2007. 368 с.
8. Зайцев И.В. Астраханское ханство. М.: Восточная литература, 2006. 303 с.
9. Зайцев И.В. Образование Крымского ханства // История татар с древнейших времен в семи томах. Т. IV. Татарские государства Х^ХУШ вв. Казань, 2014. С. 130-146.
10. Зайцев И.В. Крымское ханство // История татар с древнейших времен в семи томах. Т. IV. Татарские государства вв. Казань, 2014. С. 252-261.
11. Записки янычара / Введение, перевод и комментарии А. И. Рогова. М.: Наука, 1978. 136 с.
12. История Казахстана в персидских источниках. Т. 4. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. 620 с.
13. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 6. СПб., 1816.
14. Кддыргали Жалайыр Шеж1релер жинагы. Алматы: Казахстан, 1997. 128 с.
15. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алматы: Рауан, 1992. 373 с.
16. Кенжеахмет Н. Керей мен Жэшбек хандар Мин Шилу (Мин патшалыгыньщ накты хроникальщ жазбалары) деректемелершде / 2015 жылдыц 17-18 наурызында Казак хандыгыныц 550 жылдык мерейтойына арналган Ощуспк Казахстан мемлекетпк педагогикалык институтында еткен «Казак хандыгы - Мэцгшк ел идеясы: тарихи тагдыры мен тагылымы» атты Халыкаралык гылыми-тэж1рибелш конференция материалдары. Шымкент, 2015. Сокращенная версия доклада доступна по ссылке: Шр://кегеу.к2/?р=5057
17. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков. Астана: Гылым, 2015. 464 с.
18. Сабитов Ж.М. О происхождении этнонима «узбек» и «кочевые узбеки» // Золотоордынская цивилизация. № 4. Казань, 2011. С. 166-173.
19. Сабитов Ж.М. Хронология правления казахских ханов XV - середины XVI века // Сборник материалов I городского Форума историков Казак хандыгы - казак мемлекетшщ трыры. Астана, 2015. С.84-93.
20. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской порты. Т. 1. М., 2005. 544 с.
21. Султанов Т.И. Зерцало минувших столетий. Историческая книга в культуре Средней Азии XV-XIX вв. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. 304 с.
22. Темиргалиев Р.Дж. Ак орда. История Казахского ханства. Алматы, 2013. 296 с.
23. Тынышпаев М. История Казахского народа. Алматы. Санат, 2009. 288 с.
24. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. [Текст]: факсимиле, перевод, транскрипция, текстолог. примеч., ис-след. В.П. Юдина / подготовка к изд. Ю.Г. Баранова; комментарии и указ. М.Х. Абусеитовой. Алма-ата. Гылым, 1992. 296 с.
25. Юдин В.П. Центральная Азия в XIV-XVIII веках глазами востоковеда. Алматы. Дайк-Пресс, 2001. 384 с.
26. Timur Abu Talib al-Husaynl The Mulfuzat Timury: Or Autobiographical Memoirs of the Moghul Emperor Timur, Written in the Jagtay Turky Language. Oriental Translation Committee, and sold, 1830. 165 p.
https: // books.google.kz/books?id=iVxobAkQQGwC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary _r&cad=0#v=onepage&q&f=false
27. Vasary I. A Contract of the Crimean Khan Mangli Giray and the Inhabitants of Qi'rq-Yer from 1478/79 // Central Asiatic Journal, 26. 1982. pp. 289-300.
Список сокращений:
ИКПИ - История Казахстана в персидских источниках
МИКХ - Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII века.
Zh.M. Sabitov
COSSACKS OF EASTERN DASHT-I KIPCHAK IN THE XIV-XV CENTURIES
This article explores the question of the Cossacks in the eastern part of the Jochi Ulus. The author analyzes all data of the Cossacks in East Dasht-Kipchak and identifies two groups of Cossacks: the Cossacks, the carriers of social term and the Cossacks (Kazakhs, Qazaqs) as a politonym. This type of Cossacs belonged to ethno-political group, supporters of dynasty of Urus Khan's descendants. Most of the Cossacks in the sources of this time belonged to first type: the social term, but there are exceptions. For example, the army of Cossacks of Muhammad Sheibani means that the army consisted of supporters of the Kazakh khans and sultans. As we know from sources, the future Kazakh Khan Kasym provided Mohamed Sheibani with the troops for the conquest of Central Asia. Also interesting is the problem of who was the Crimean Khan «Janibek Cossack». Some historians thought that he is Kazakh khan Janibek. According to the author, the Crimean Khan Janibek is not identical to the Kazakh khan Jani Beg. He was the nephew of Haji Giray.
Keywords: Cossacks, Qazaqlyk, the Kazakh Khanate, Jochi Ulus, Janibek Khan, the Kazakhs.
Сведения об авторе:
Сабитов Жаксылык Муратович - Ph.D. (Политические науки), Кафедра Политологии, Евразийский Национальный университет (г. Астана, Казахстан); E-mail: babasan@yandex.ru
Sabitov Zhaksylyk Muratovich - Ph.D. (Political sciences), Political Science Department, Eurasian National University (Astana, Kazakhstan).