УДК 821.512.19"15/17" DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-3.509-523
ШЕДЖЕРЕ ПРЕДКОВ КРЫМСКИХ ХАНОВ: ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
1 2
Р.Р. Абдужемилев '
1 Крымский инженерно-педагогический университет Симферополь, Российская Федерация
2 Крымский научный центр Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Бахчисарай, Российская Федерация refatimus@gmail. com
Цель статьи: определить генеалогическую линию правящей династии Крымского ханства - Гиреев, родословное древо от Чингизхана до Хаджи Гирея. Предки Гиреев являлись ханами Золотой Орды. Первый крымский хан, Хаджи Гирей считается прямым потомком сына Джучи - Тукай-Тимура. Главный метод исследования -сравнительный анализ.
Материалы исследования: в поле зрения общего сравнения - следующие источники: «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид ад-Дина, «Му'изз аль-ансаб» («Книга, прославляющая генеалогии»), «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» («Избранные летописи из книги побед»), «Кара таварих» Утемиш-хаджи, «Шеджере-и тюрк» («Родословная тюрок») Абуль-Гази Бахадура, «Тарих-и Ислам Гирей хан» («История хана Ислам Гирея») Мехмеда Сенаи, «Джами ад-дувал» («Собрание династий»), «Эс-себу'с-сейяр» («Семь планет») Сейид Мухаммеда Ризы, «Умдет ал-ахбар» («Опора известий») Абдулгаффара Кырыми, «Гульбюн-и ханан» («Розовый куст ханов») Халима Гирей-султана. Важный источник для изучения генеалогии -хроники Крымского ханства, которые называются «тарих» или «таварих». В них предоставлены сведения для установления звений генеалогической цепи.
Результаты и научная новизна: на основе комплексного сравнительного анализа установлена близкая к достоверности генеалогическая линия предшественников Гиреев. Другой значимый аспект рассмотренных генеалогий - орфография ханских имен. Разные варианты создают трудности в выявлении звеньев. Подводя итоги, автор статьи приходит к заключению о том, что в процессе составления генеалогической линии крымских ханов часто возникала путаница.
Ключевые слова: генеалогическая линия, Гиреи, ханы, шеджере, Золотая Орда, Крымское ханство, орфография
Для цитирования: Абдужемилев Р.Р. Шеджере предков крымских ханов: проблема интерпретации // Золотоордынское обозрение. 2019. Т. 7, № 3. С. 509-523. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-3.509-523
© Абдужемилев Р.Р., 2019
SHEJERE OF THE ANCESTORS OF THE CRIMEAN KHANS: THE PROBLEM OF INTERPRETATION
R.R. Abduzhemilev 12
1 Crimean Engineering and Pedagogical University Simferopol, Russian Federation
2 Crimean Research Center, Sh. Marjani Institute of History
of Tatarstan Academy of Sciences
Bakhchisaray, Russian Federation [email protected]
Abstract: Research objectives: To identify the genealogical line of the ruling dynasty of the Crimean Khanate - the Girays - tracing the family tree from Chinggis Khan to Haji
Giray. The ancestors of Girays were the khans of the Golden Horde. The first Crimean khan, Haji Giray, is considered to be the direct descendant of Jochi's son - Töqa-Temur. The main method for research is comparative analysis.
Research materials: The author analyzes the following sources: "Jami al-Tavarikh" ("Compendium of Chronicles") by Rashid al-Din, "Mu'izz al-ansab" ("The Book in Praise of Genealogies"), "Tavarikh-i guzida-yi nusrat-name" ("Selected Stories from the Book of victories"), "Qara tavarikh" by Ötemish Haji, "Shajare-i Türk" ("The Genealogy of the Turks") by Abu'l-Ghazi Bahadur, "Tarikh-i islam Giray Khan" ("History of Islam Giray Khan") by Mehmed Senai, "Jami ad-Duval" ("The Collection of the Dynasties"), "Es-sebu's-seyyar" ("Seven Planets") by Seyid Muhammed Riza, "Umdet al-akhbar" ("The Basis of News") by Abdulgaffar Kyrymi, and the "Gulbün-i Khanan" ("Rose Bush of the Khans") by Halim Giray Sultan. Important sources for genealogical studies are the chronicles of the Crimean Khanate called tarikhs or tavarikhs. They provide information for identifying important links in the genealogical chain.
Results and novelty of the research: Based on a comprehensive comparative analysis, the author established a relatively reliable genealogical line of the predecessors of Girays. Another significant aspect of the examined genealogies is the spelling of the khans' names. Different variations create difficulties in identifying genealogical links. In summary, the author of the article concludes that there was often demonstrable confusion in the process of compiling the genealogical line of the Crimean khans.
Keywords: genealogies, Girays, khans, shejere, Golden Horde, Crimen Khanate, spelling
For citation: Abduzhemilev R.R. Shejere of the Ancestors of the Crimean Khans: The Problem of Interpretation. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2019, vol. 7, no. 3, pp. 509-523. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-3.509-523
Выявление генеалогической линии рода Гиреев - вопрос неоднозначный, который требует детального анализа. Опираясь на исторические источники разных периодов, необходимо выявить звенья родословной. Проблемным моментом является орфография имен предков крымских ханов.
Хроники являются первоисточниками, на основе которых можно судить о родословной Гиреев. Сведения, данные в произведении, имеют более прочную опору, чем в поздних источниках. Поскольку произведения написаны в период ханства, можно говорить об определенном уровне достоверности.
У тюрко-мусульманских народов родословная называется словом «шеджере». Термин «шеджере» имеет арабское происхождение и переводится как «дерево». Исходя из этого смысла, появилось значение «родословная, генеалогия». Шеджере представляет собой письменно фиксированное историко-генеалогическое сочинение, где в виде последовательной схемы показывается происхождение рода, племени, фамилии, народа [13, с. 170].
Проблеме генеалогии крымских ханов посвящено исследование И. Аб-дуллаева «Предки Гераев: исторические версии и факты» [18]. Эта работа заслуживает особого внимания, поскольку в ней анализируются основные варианты шеджере крымских ханов. Автор констатирует тот факт, что генеалогическая история предков Гиреев сложна и запутана как в средневековых письменных источниках, так и в последующих, более поздних исследованиях историков [18]. И. Абдуллаев ссылается на пять важнейших первоисточников по родословной крымских ханов: «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина (12471318); «Му'изз аль-ансаб фи шаджарат салатин могул» неизвестного автора; «Шеджере-и тюрк» Абуль Гази Бахадур-хана; «Эс-себ'ус-сейяр фи ахбари мулюки татар» Сейид Мухаммеда Ризы; и «Гульбюн-и ханан» Халима Гирея. Вместе с тем приведены версии генеалогий исследователей Х. Ортекина, Н. Агата, М. Урекли, Й. Озтуна, Н. Катанова. Абдуллаев подчеркивает, что, несмотря на некоторые взаимные противоречия, эти генеалогии объединены единой версией, согласно которой крымская династия Гиреев - это потомки по прямой линии Тука-Тимура, тринадцатого сына Джучи, старшего сына Чингисхана [18].
Обращается к генеалогии Гиреев и В. Смирнов в своей работе «Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII века» [10]. Здесь Хаджи Гирей представлен как сын Мухаммед-султана. Версия родословной выглядит следующим образом: Хаджи Гирей бин Мухаммед султан бин Тимур Султан бин Тимур Кутлук бин Тимур Мелек бин Урус хан бин Чимтай ибн Эберзен бин Сасы Бука бин Тули бин Орде бин Джучи бин Чингиз [10, с. 211].
Согласно множеству исторических источников, правящая династия Крыма имела чингизидское происхождение. Это - неоспоримый факт родословной крымских ханов. В документах ханской канцелярии, написанных от имени членов правящего рода, проходит самоопределение «Ali Cengiz padi§ahlan» («правители высокого Чингизового рода») [5, с. 629]. Автор сочинения «Тарих-и Ислам Гирей хан» Мехмед Сенаи в предисловии к своему труду писал, что имя хана Ислама Гирея следует вписать в «Шахнаме рода Чингизова» («§ehname-i £ingiziyän») [12, с. 172]. Мюверрих (историк), написавший сочинение «Тарих-и Мехмед Гирей», представлял себя как Дервиш Мехмед бин Мубарек Гирей-и Чингизи [16, с. 59]. Гиреи часто ссылались на своих предков и их поступки посредством эпитета «^dad-i a'zamimiz» («наши великие предки») [5, с. 114], «baba ve dedelerimizden berü eski adet» («старинный обычай со времен наших отцов и прадедов») [5, с. 751]. А столица Крымского ханства, город Бахчисарай, называлась «tahtgäh-i havaqin-i Al-i £engiziyän» («престол правителей, ханов из рода Чингизового») [16, с. 106].
Династия Гиреев правила в Крыму в течение трех веков. Первый крымский хан из рода Гиреев, правитель Крымского ханства Хаджи Гирей являлся сыном Гияс-эд-дина бин Таш-Тимура [2, с. 522].
Хаджи Гирей - прямой потомок сына Джучи, Тукай-Тимура. Согласно «Истории Абулфейз-хана» Абдуррахмана-и Тали', сыном Джучи-хана был Тукай Тимур-хан, а его сыном Оз-Тимур хан [20]. Таким образом, первый Гирей принадлежал к генеалогической линии Тукаидов (Тукайтимуридов) [25]: Чингизхан > Джучи > Тукай-Тимур (Тука-Тимур) >... > Хаджи Гирей.
Дедом Хаджи Гирея был Таш-Тимур, от которого сохранились монеты, чеканенные в городе Крым. По В.Г. Тизенгаузену, тамга с изображением трезубца являлась символом, который связывал Хаджи Гирея с его золотоордын-скими предками, ханами. Общим предком Хаджи Гирея, Девлет-Берди и Улуг-Мухаммада, имевших родовую тамгу, был отец Таш-Тимура - Джанса [22].
Общепринятым сегодня является утверждение, что Хаджи Гирей был сыном Гиясэддина. Востоковеды XIX в. не давали четкого ответа на этот вопрос. В. Вельяминов-Зернов писал о том, что «достоверно неизвестно», кто был отцом Хаджи Гирея [4, с. 95]. В. Смирнов в части звена Гиясэддин между Хаджи Гиреем и Таш-Тимуром выражал сомнения: «указания на него, как на отца Хаджи Гирея мы находим в таких памятниках, которые, по всей видимости, основываются на авторитете Абуль-Гази..» [10, с. 219].
В записях летописей крымских ханов родословная Хаджи Гирея: халифат хана Хаджи-Гирей сына султана Гийас ад-Дина сына хана Таш-Тимура, 855 г. х. [03.02.1451 - 22. 01.1452], правил 16 лет [21].
В хронологическом порядке приведем генеалогические линии из наиболее известных исторических трудов:
1. Генеалогия по «Джами ат-таварих» («Сборник летописей», 1310/1311) [27] Рашид ад-Дина1 (в части «Памятка о сыновьях Джучи-хана и его внуках, имеющих отрасли до сего времени»): Чингисхан > Джучи > Ту-ка-Тимур (тринадцатый сын Джучи) > Урунк (Оренг-Тимур) > Сарича > Кунчек.
2. Генеалогия по «Му'изз ал-ансаб фи шаджарат салатин могул»2 («Книга, прославляющая генеалогии в родословном древе монгольских султанов», 1426/1427 г.) [18] неизвестного автора: Чингисхан > Джучи > Тука-Тимур > Уран-Тимур (Оренг-Тимур) > Сарыча > Куйунчак > Тулек-Тимур > Джанса > Баш-Тимур > Гыясэддин > Хаджи Гирей.
3. Генеалогия по «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме»3 («Избранные истории из книги побед», 1505 г.) [23] анонимного автора, в части «Генеалогия Джучидов: Отдел Тука-Тимура, сына Йоджи-хана; отдел Тулек-Тимура»: Джучи > Тука-Тимур > Уз-Тимур (от его брата Урунг-Тимура потомства не осталось [23]) > Сарыджа > Кончак > Тулек-Тимур > Джине > Баш-Тимур > Гиясэддин > Хаджи Гирей.
1 Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани (ок. 1247-1318) - персидский государственный деятель, врач и ученый-энциклопедист, министр государства Хулагуидов (1298-1317).
2 Сочинение Муизз ал-ансаб составлено в 1427 году по приказу Тимурида Шахруха и дополнено при его преемниках, является одним из важнейших источников по генеалогии Джучидов 13-15 веков.
3 Анонимный труд, написанный на тюрки и посвященный истории Шейбани-хана (1451-1510), основателя государства в Мавераннахре.
4. Генеалогия по «Кара таварих» (сер. XVI в.) [14] Утемиш-хаджи4: ... Чага > Баш Тимур > Девлетберди > Хаджи Гирей.
5. Генеалогия по «Шеджере-и тюрк» («Родословная тюрок», XVII в.) [19] Абуль-Гази Бахадур-хана5 (в части «Род Тукай-Тимура, царствовавший в Крыме»): Чингисхан > Джучи-хан > Тукай-Тимур > Уз-Тимур (Уран-Тимур) > Сарича > Кюньджек-углан > Тук-кул Ходжа-углан > Тулюк-Тимур > Хине > Хасан-углан (Ичкилий Хасан) > Мухаммед-хан > Таш-Тимур > Гыясэддин > Хаджи Гирей.
6. Генеалогия по «Тарих-и Ислам Гирей хан» («История хана Ислама Гирея», 1651 г.) [12, с. 215-215] Мехмеда Сенаи6: Чингисхан > Сайын > Огедей > Толуй > Джучи >Чагатай>Токъта>Тогрул>Озьбек>Джанибек >Тохтамыш>Девлет-Берди> Таш-Темур > Гыясэддин >Хаджи Гирей
7. Генеалогия по «Джами ад-дувал» («Собрание династий», XVII в.)7 [18] Мюнаджджим-баши8: Чингисхан > Джучи > Орда > Тулии > Сасык-Буга
> Эберзен > Чимтай > Урус-хан > Тимур-Мелик > Тимур-Кутлуг > Тимур-Султан > Мухаммед-Султан > Хаджи Гирей-хан.
8. Генелогия по «Эс-себ'ус-сейяр фи ахбари мулюк-и татар» («Семь планет в известиях о царях татарских», 1737 г.) [9] Сейид Мухаммеда Ризы9: Ченгиз > Джучи > Ток-Тимур > Рук-Тимур > Кончек > Тула-Тимур > Джатай > Таш-Тимур > Гыясэддин > Хаджи Гирей.
9. Генеалогия по «Умдет ал-ахбар» («Опора известий», 1748 г.) [8] Абдул-гаффара Кырыми10 в части потомков Чагая: Чагай > Ичкили Хасан > сыновья Баш-Тимур и Улуг Мухаммед; Баш Тимур > сыновья Гыясэддин (по А. Кырыми, у него не было потомков) и Девлет-Берди; Девлет-Берди
> сыновья Хаджи Гирей и Джихан Гирей.
4 Утемиш-хаджи бин Маулана Муххамед Дости (XVI век) - происходил из влиятельной семьи, придворный шейбанидский историк, автор трактата «Кара таварих», написанного по указанию Иш-султана.
5 Абульгази (Абульгази Багадур-хан) (1603-1664) - хивинский хан шейбанид. Родился в Ургенче, сын Араб Мухаммад-хана.
6 Эль-Хадж Мехмед Сенаи (Бахчасарай, XVII в.) - крымскотатарский летописец, поэт, занимал должность «мюнши-и диван-и хакани» (секретарь ханского дивана), в память о героических событиях ханства Ислам III Гирея сочинил хвалебное произведение «Та-рих-и Ислам Гирей хан» (1651) по заказу визиря Сефергази-ага.
7 Джами ад-дувал - всеобщая история, написанная, в основном, в стиле средневековых арабских историографов с преимущественным вниманием к истории государей, правителей и других людей из правящих кругов.
8 Мюнеджимбаши (Ахмед ибн Лютфуллах / Ахмед Деде) - османский астроном, астролог и историк от XVII в.
9 Сейид Мухаммед Риза (эль-Кырыми, Ризаи, Афифи) (XVIII в.) - крымскотатарский историк-летописец, уроженец Кефе, получил османское образование, принадлежал к религиозной среде, автор «Семи планет» - исторического сочинения с временным охватом от Менгли I Гирея до Менгли II Гирея.
10 Абдулгаффар Кырыми (XVIII в.) - крымскотатарский историк-летописец, представитель улема (ученых), кадий, диван-кятиби (секретарь дивана), автор всемирной истории, хроники «Умдет ал-ахбар» («Опора известий»).
iG. Генеалогия по «Гульбюн-и ханан» («Розовый куст ханов», 1811) [7]
Халима Гирея11: Темучин (Чингисхан) > Джучи > Тока-Темур > Рук-
Темур > Кунджек > Тула-Темур > Джанай > Таш-Темур > Гыясэддин >
Хаджи Гирей [7, c. i6].
По самому раннему источнику «Джами ат-таварих» (1310/1311 гг.) вырисовывается родословная с шестью звеньями (до шестого колена) от Чин-гизхана до Кунчека. Автор указал имена всех ханов этой линии вплоть до своего времени.
В «Му'изз ал-ансаб» представлены все одиннадцать звеньев цепи. В «Та-варих-и гузида-йи нусрат-наме» после Тукай-Тимура вместо Уренг-Тимура следует звено Уз-Тимур, брат Уренг-Тимура.
Сведения о том, что Хаджи Гирей не являлся сыном Гыясэддина находим в «Кара таварих». Цитата из текста: «У Баш Тимура было два сына. Одного звали Девлеттберди, другого Тюрк Кыйасетдин. Род Кыйасетдина не продолжился. У Девлетберди было два сына - Хаджи Кирей и Джан Ки-рей...» [14, c. 8i].
Все одиннадцать главных элементов линии имеются в «Шеджере-и тюрк». Уз-Тимур приравнивается к Уран-Тимуру, между Кюньджек-угланом и Тулюк-Тимуром появляется звено Тук-кул Ходжа-углан. А между Хине (Джанса) и Таш-Тимуром имеют место два звенья Хасан углан (Ичкили Ха-сан) > Мухаммед-хан.
Родословной крымских ханов специально посвящен один из разделов хроники Мехмеда Сенаи «Тарих-и Ислам Гирей хан», который дополняет сюжет [1, c. i46-150]. Писатель указал на то, что предком хана Ислама Гирея был Чингисхан: «'an cedd-i sûlâle-i Çengiz Handan han bin han u sultan bin sultan olub» («от отца к дедам является потомком Чингисхана, и будучи ханом, сыном хана и султаном - сыном султана») [1, c. 147]. Однако он сделал предположение, что Чингизхан был предком Ислама Гирея в восемнадцатом колене: «on sekiz atada cedd-i 'ali-nijadlari Çengiz Han 'a olsa gerekdir» («наверное, в восемнадцатом колене его высокородным предком был Чингисхан») [1, c. 147]. И самый главный акцент Сенаи поставил на том, что хан Ислам Гирей на фоне всех его великих предков особо выделился своим правлением. По сути, глава о родословной хана, будучи важной составляющей хроники, сжато формирует в себе основную идею произведения. Множество ханов предшествовали правлению Ислама Гирея. Каждый из них запомнился в истории определенными действиями. Однако, по словам М. Сенаи, Ислам Гирей - самая яркая фигура в длинной цепи падишахов, запомнившаяся в истории успехами во внутренних и внешних делах государства.
Как справедливо отмечал польский востоковед З. Абрахамович, в генеалогической схеме автора хроники об Исламе Гирее проявляется «неосведомленность Сенаи, даже в отношении последнего времени», а приведенная генеалогия «представляет мало пользы в попытке определения ранних ступеней малоизвестной родословной крымских ханов» [17, c. 19]. Сенаи упустил Мубарека
ii Халим Гирей-султан (1772-i823) - крымский принц, историк, поэт, автор дивана (собрания поэзии) и сочинения по истории Крымского ханства, «Гульбюн-и ханан» («Розовый куст ханов»).
Гирея (сына Менгли Гирея и отца Девлета Гирея), а Девлета Гирея указал как брата Сахиба Гирея в цепочке крымских ханов «Ислам Гирей - Хаджи Гирей» [1, с. 148]. В части предков Гиреев и потомков Чингизхана разместил в генеалогии имена сыновей Чингизхана - Джучи, Чагатай, Огедей, Толуй [1, с. 148]. Внук Чингизхана и сын Джучи - Бату по прозвищу Саин-хан указан прежде Джучи. Токта-хан (Туктай-хан) и Тогрул (Тогруджай, Тогрулча) были сыновьями Менгу-Тимура бин Тукана (по генеалогии Сенаи Менгу-Тимур отсутствует в цепочке). Часть «Sultanü'§-§ehir-be Canibeg Han ibnü's-Sultan Ozbek Han ibnü's-Sultan Togrul Han» у Сенаи правильная: Джанибек был третьим сыном Узбек-хана, Узбек был сыном Тогрула. Токтамыш-хан был сыном Туй-Ходжи оглана, правителя Мангышлака (в родословной «тариха» Туй-Ходжа оглан не указан). В хронике Таш-Тимур указан как сын Девлет Берди-хана, однако в действительности - наоборот (Девлет-Берди - сын Таш-Тимура). Таш-Тимур был сыном Джанса (Джине) ибн Тулек Тимур ибн Кунчек ибн Сарыча ибн Урунк ибн Тукай-Тимур ибн Джучи (фактическая линия предков крымских ханов). Последние звенья у Сенаи до Хаджи Гирея в ряду «Sultan Haci Geray ibnü's-Sultan Giyaseddin ibnü's-Sultan Taçtemur Han» правильны. Следовательно, для версии генеалогии Сенаи характерна хаотичность, сам же автор не ставил целью точно и последовательно передать всю линию предков Ислама Гирея. Однако, как видно из генеалогии, автор «Тарих-и Ислам Гирей хан» старался внести в шеджере имена видных золоотордынских ханов, с которыми связана славная история Крыма и Золотой Орды.
Родословная из «Джами ад-дувал» имеет лишние звенья: шесть звений от Джучи до Тимур-Мелика (вероятно, Тулек-Тимура), имя Тимур-Кутлуг между Тимур-Меликом и Тимур-Султаном, и Мухаммед Султан между Тимур-Султаном и Хаджи Гиреем [18].
Генеалогия, приведенная Сейид Мухаммедом Ризой, не имеет звена Сарыча (между Рук-Тимуром и Кунчеком). Имя сына Тула-Тимура приведено в форме Джатай.
В «Умдет ал-ахбар» Абдулгаффар Кырыми привел сведения о потомках Чагая (Джаная): сыном Чагая и отцом Баш-Тимура и Улуг Мухаммеда был Ичкили Хасан. Однако Ичкили Хасан был братом Таш-Тимура. Другое несовпадение у Кырыми с предшествующими генеалогиями: Хаджи Гирей показан сыном Девлет-Берди, сына Баш-Тимура. А другой сын Баш-Тимура, Гыясэддин, не имел детей: «Giyaseddin'den nesli yoqdur» [8, с. 112].
Другим сыном Баш-Тимура был Девлет-Берди, у которого сыновьями были Хаджи Гирей и Джихан Гирей. Согласно автору, Девлет-Берди умер в Крыму и похоронен в приходе Салачик [8, с. 112]. Известно, что Девлет-Берди чеканил в Крыму свою монету с выбитой тамгой в виде трезубца. В «Му'изз ал-ансаб» сведения отличаются: у Баш-Тимура было 4 сыновей -Гыясэддин, Джемаль-ад-дин, Али-бек и Девлет-берди; у Гыясэддина было 4 сына - Шахнесеб, Султаннесеб, Джан-Гирей и Хаджи-Гирей [24].
Генеалогическая цепочка из «Гульбюн-и ханан» дублирует родословную Гиреев из «Эс-себу-с-сейяра». И это вполне объяснимо, поскольку Халим Гирей-султан в написании своего труда в качестве одного из главных источников опирался на сочинение Мухаммеда Ризы. По мнению О. Гайворонско-го, родословная, приведенная историком XIX в. Халимом Гиреем, считается наиболее достоверной [6, с. 10].
Примечательно, что в генеалогиях из «Шедере-и тюрк» и «Умдет ал-ахбар» имеет место звено Ичкили Хасан между Джанаем (Чигаем) и Таш-Тимуром. Ичкили Хасан принадлежал к крымской ветви потомков Тука-Тимура, его предки утвердились в Крыму еще в 1260-е гг., а его братья Али и Таш-Тимур были правителями Крымского улуса. Однако по «Умдет ал-ахбар», Таш-Тимур (указан как «Баш-Тимур») являлся сыном Ичкили Хасана.
Обратимся теперь к вопросу орфографической и этимологической репрезентации звеньев генеалогии предков крымских ханов. Это существенная сторона рассмотренных генеалогий, определение звеньев родословной связано с интерпретацией вариантов имен.
Имя Чингиз (Дженгиз) не имеет однозначного толкования. Судя по всему, оно монгольского происхождения, наиболее трактуется как «сильный, крепкий, великий, могущественный» [26]. Следовательно, Чингизхан означает «Великий хан», в монгольском предании сообщается о получении имени от шамана [2, с. 262]. Имеется ряд версий о происхождении имени: от тюркского слова «тенгис» - море, Чингизхан в таком случае значит морской хан, хан мира (земель), омываемых морем [15, с. 37]; как форма множественного числа от прилагательного чинк «сильный» [2, с. 619]; как транскрипция от китайского тянь цзы («сын неба», «дарованный небом»), китайская этимология цзин сы «совершенный воин» [2, с. 619]. Объединив множество улусов под своей властью, Темучин получил к титулу «хан» приставку-эпитет «чингиз». Группа аристократии нарекла Темучина Чингизханом и провозгласила каганом. Существовал обычай давать другое имя ханам, правители не назывались в народе собственным именем из почитания к ним [15, с. 37].
Происхождения имени Чингиз касается и Мухаммед Риза в своей хронике «Семь планет» в части «Zikr-i mülaqqab §iden Temucin bilaqab-i Cengiz» («Заметка об именовании Темучина Чингизом»). Цитата из текста: «...min ba'd laqab-i Temucin §ahan ma'nasina Cengiz olmaq emir-i vacibü 'l-ita' olub, tebligi baña ihale olmu^dir...» / «..вслед за тем имя Темучин сочли необходимым заменить на Чингиз в значении шаха (правителя), а мне было поручено известить об этом...» [9, с. 38].
Имя Джучи подразумевает собой значение «гость», «нежданный гость». Корень слова, вероятно, мог происходить от глагола «джурьмек» - ходить (джурчи - путешественник). Слово «Джучи» в монгольском означает «вдруг, нечаянно» [3, с. 492]. По одной из версии, слово «джочи» является монголи-зированным вариантом тюркского слова «доши» или «тоши» - «его грудная кость, его дорогой» (понятие ласки, в отношении первого сына) [11, с. 149]. Встречаются разные орфографические формы имени: Джучи, Джочи, Чучи, Чочи, Йуджи, Йочи [14, с. 18]. Пояснение имени Джучи Сейид Мухаммедом Ризой: «...lisan-i qavm-i Mogol üzre müsafir ma'nasina Cuci yahud musibet-zede ve gurbet-ke^ide ma'nasina Tu^i tesmiye eyleyüb..» («.согласно монгольскому языку, получив имя Джучи в значении гость, или же Туши в значении попавший в беду, тоскующий. ») [9, с. 65].
С точки зрения этимологии имя Тукай-Тимур (Тука-Тимур / Тока-Тимур) может иметь такие варианты: тукай от «туг» («бунчук»); «тока» («тука») - пояс, кольцо, изгиб, прочная связка; командир военного подразделения; тогъай -покосные места, низменны луга; токъай - извилистое течение реки.
Обратимся к этимологии имени Урун-Тимур (Урунк, Оренг-Тимур, Уран-Тимур, Рук-Тимур). В джагатайском «урун» означает место, место, определенное при хане; «улугъ урун» (в ярлыке Тохтамыша в значении «престола, трона»; уругъ - род. Уран - клич, перекличка, пароль [3, с. 121].
Сарыча (Сарыджа / Сарича) - рыжий, от матери из рода Чагатаев. Корень слова «сары» - желтый цвет, священный символ власти, знатности и богатства у тюркских народов. Сарча - нерегулярное войско, корпус нерегулярных стрелков. Мужские татарские имена: Сарыджан - главный (первый ребенок), Сарыч - хищная птица, ястреб или коршун, Сарычеч - золотистые волосы.
Имя Кунджек встречается в разных вариантах: Куинчек, Кунчек, Кунд-жек, Куйунчак, Кончак. Корнем слова могло быть «кунь» («солнце»). Кунь-джек - зонтик, предмет, затеняющий от лучей солнца. В «Диван-и лугат ит-тюрк» слово «кюнджек» имеет значение «воротник одежды». Другая версия трактовки значения: кендже / кучюк - младший. В генеалогии, данной Абуль-Гази, имя хана с добавление «углан» («сын») - Кюньджек-углан.
Тулек-Тимур / Тулюк-Тимур / Тула-Тимур. Тулакъ - сухая коровья или лошадиная шкура, на которой бьют шерсть для кошмы. Тюлюк (чагатайское слово) - целый, полный; сутки (день и ночь), дневальня, сорт, род [3, с. 405]; Тюлекчи - название племени. Другое значение - смирный, скромный [3, с. 403].
Имя сына Тулек-Тимура имеет архаическое происхождение и в различных генеалогиях проходит в таких формах: Джанса (корень джан) / Джине / Хине (Чине?) / Джатай / Чагай (джига) пучок перьев на чалме или на шапке, птичий гребешок; труд, утруждение; / Джанай (джан + ай) - новолунье, светлый и чистый как луна; душа, милый, любимый.
Третье звено от Хаджи и девятое от Чингизхана встречается в двух вариантах: Таш-Тимур и Баш-Тимур. В первом случае начальный элемент «таш» значит камень, во втором - глава, начало (Баш-Тимур).
Имя Гиясэддин трактуется как «помощник в распространении религии» (слово «гыяс» означает «помощь, помощник»). Имя Гиясэддин имели многие известные в истории личности.
Замыкает генеалогическую линию имя Хаджи Гирея, сына Гиясэддина. Слово «хаджи» заключает в себе значение - паломник в Мекку и Медину, совершивший хадж. Упоминание имени из «Гульбюн-и ханан»: «..^тт ehalisi arasmda Ме1ек Нас1 Giray demekle qazanml§ti...» / «.среди насе-
ления Крыма он прославился под именем Мелек (Ангел) Хаджи Гирай» [7, с. 12, с. 162].
История появления имени Хаджи Гирея освещена в «Семи планетах» Мухаммеда Ризы в части irdaf ^еп lafz-l Geray bi-ismi еЬпау^
Cengiziyan selatin уе Напап» («Заметка об использовании слова Гирей как имени сыновей рода Чингизового, султанов и ханов»). Фамильное имя «Гирей» было дано сыну Гыяседдина в знак благодарности аталыку (воспитателю) Девлет-Кельди суфию из племени Гирей, совершившему хадж (поэтому Хаджи Гирей). Впоследствии слово Гирей закрепилось за всеми последующими ханами и султанами, потомками Хаджи Гирея [9, с. 72].
На основе вышеизложенного историко-филологического анализа и сопоставлений шеджере из разных источников вырисовывается следующая таблица репрезентации главных звеньев генеалогии. Определенные звенья выпадают из общей схемы вследствие ряда факторов (побочные ветви шед-
жере, единичность, недостоверная интерпретация и пр.), а другие фигурируют в разных шеджере.
Источники н ев X с и нги и ч жуч р Ти - а к зенг-Тимур а ач Л ар Кунчек Тулек-Тимур Джанса Таш-Тимур ч д со с Хаджи Гирей
и & Д о Т О О Ги
«Джами ат- + + + + + +
таварих»
«Му'изз ал- + + + + + + + + + + +
ансаб»
«Таварих-и гузи- + + + + + + + + + +
да-ии нусрат-
наме»
«Кара таварих» + + + + - +
«Шеджере-и + + + + + + + + + + +
тюрк»
«Тарих-и Ислам + + + + +
Гирей хан»
«Джами ад- + + + + +
дувал»
«Эс-себу-с- + + + + + + + + + +
сейяр»
«Умдет ал- + + + +
ахбар»
«Гюльбюн-и + + + + + + + + + +
ханан»
Выводы. Династия Гиреев, правившая Крымским ханством, ведет свою родословную прямо от Чингизхана. Множество исторических источников, относимых к периоду Крымского ханства, содержат упоминания о славном предке - Чингизхане. Достоверно известно, что Гиреи являлись потомками сына Чингизхана - Джучи, и его внука - Тукай-Тимура. Память о предках Хаджи Гирея сохранилась путем письменной фиксации. Крымские составители шеджере опирались, преимущественно, на предшествующие и ранние источники. В передаче генеалогической линии крымских ханов часто имела место путаница, даже в части потомков Хаджи Гирея. Причина путаницы, вероятно, кроется в обращении авторов к имевшимся в их распоряжении источникам, в недостоверности передачи родословной одними авторами и в искажении имен из звеньев родословной. На основе сопоставительного анализа шеджере из различных источников перед нами вырисовывается близкая к истине генеалогическая линия, состоящая из одиннадцати звеньев: 1. Чингизхан > 2. Джучи > 3. Тукай-Тимур > 4. Оренг-Тимур> 5. Сарыча > 6. Кунчек> 7. Тулек-Тимур > 8. Джанса (Джанай) > 9. Таш-Тимур > 10. Гыя-
сэддин > 11. Хаджи Гирей. В этом плане генеалогии из «Джами ат-таварих» и «Муизз ал-ансаб» наиболее достоверны, поскольку это наиболее ранние источники. Среди крымскотатарских источников опорным и самым полным является «Семь планет» Мухаммеда Ризы, за исключением Сарыча, хотя Сарыча проходит в ранних источниках.
Остаются неясными вопросы точной орфографии имен предков Гиреев. В настоящей статье предпринята попытка определения этимологии имен. Однако здесь нет точных утверждений о происхождении того или иного имени. Каждая версия имеет право на существование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдужемилев Р.Р. Хроника Мехмеда Сенаи как памятник крымскотатарской художественной литературы XVII в. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. 388 с.
2. Бартольд В.В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М.: Вост. лит., 2002. 754 с.
3. Будагов Л. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Т. 1. СПб.: Типогр. Императорской АН, 1869. 813 с.
4. Вельяминов-Зернов В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Часть 1. С-Пб.: В типогр. Императорской АН, 1863. 558 с.
5. Вельяминов-Зернов В.В. Материалы для истории Крымского ханства извлеченные, по распоряжению Императорской АН, из Московского Главного Архива МИД. СПб.: В типогр. Императорской АН. 1864. 953 с.
6. Гайворонский О. Созвездие Гераев: краткие биографии крымских ханов. Симферополь: Изд-во «ДОЛЯ», 2003. 108 с.
7. Гирай султан Халим. Розовый куст ханов, или История Крыма / Транскрипция, перевод, переложения А. Ильми, составление приложений и пояснения Кемаля Усеинова. Под общ. ред. Н.С. Сейтягьяева. Симферополь: ДОЛЯ, 2004. 288 с.
8. Кырыми А. Умдет ал-ахбар. Книга 1: Транскрипция, факсимиле. Серия «Яз-ма Мирас. Письменное наследие. Textual Heritage». Вып.1 / Кырыми А., транскрипция Д. Пашаоглу; отв. редактор И.М. Миргалеев. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2014. 420 с.
9. Сейид-Мухаммед-Риза. Семь планет в известиях о царях татарских, содержащие историю крымских ханов от Менгли-Гирей хана I-го до Менгли-Гирей хана II-го, т.е. с 871/1466 по 1150/1737 гг. / Пер. и подгот. А.К. Казем-Бек. Казань, 1832.
10. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII в. СПб. : В Университетской типографии в Казани, 1887. 768 с.
11. Тоган Исанбике. Джучи хан и значение осады Хорезма как символы законности // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани 1223-1556. Казань, 2001. С. 146-187.
12. Туранли Ф.Г. Лггописш твори М. Сена'1 та Г. Султана як юторичш джерела. Кшв, 2000. 311 с.
13. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв. Казань: Изд-во КГУ, 1972. 223 с.
14. Утемиш Хаджи. Кара таварих / Транскрипция И.М. Миргалеева, Э.Г.Сай-фетдиновой, З.Т. Хафизова; перевод на русский язык И.М. Миргалеева, Э.Г. Сайфет-диновой; общая и научная редакция И.М. Миргалеева. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. 312 с.
15.Хара-Даван Эренжен. Чингис-хан как полководец и его наследие. Белград, 1929. 226 с.
16. Demir U. Tarih-i Mehmed Giray (Degerlendirme - Qeviri metin): Yüksek Lisans Tezi. istanbul, 2006. 163 s.
17. Senai z Krymu, Hadzy Mehmed. Historia Chana Islam Gereja III. Tekst turecki wydal, przelozyl i opracowal Zygmunt Abrahamowicz. Uzupelniajacy komentarz historyczny Olgierd Gorka i Zbigniew Wojcik pod redakcja Zbigniewa Wojcika. Warsawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1971. 203 s.
18. Абдулла И. Предки Гераев: исторические версии и факты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://web.archive.org/web/20081016002844/ http://turkolog.narod.ru/info/I139.htm. (дата обращения: 24.07.2019).
19. Абуль Гази. Родословное древо тюрков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi_2/text31.htm. (дата обращения: 24.07.2019).
20.Абдуррахман-и Тали'. История Абулфейз-хана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Abulfeiz/text1.phtml. (дата обращения: 24.07.2019).
21. Записи генеалогий и правлений крымских ханов и крымские средневековые исторические хроники [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Krym/XV/Let_krym_chan/text.phtml?id=7054. (дата обращения: 24.07.2019).
22. Золотоордынские ярлыки: поиск и интерпретация [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Zolotoord/XIV/1380-1400 /Grigorjev_1/text.phtml?id. (дата обращения: 24.07.2019).
23. Избранные летописи из книги побед («Таварих-и гузида-йи нусрат-наме») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty /M.Asien/XVI/1500-1520/Istorija_pobed/pred1.htm. (дата обращения: 24.07.2019).
24. Из введения - обзора тюркских и монгольских племен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_6/text.phtml. (дата обращения: 24.07.2019).
25. Лекомцев В. А. Династические проблемы Золотой Орды [Электронный ре-сур]. - Режим доступа: https://pomnirod.ru/articles/drevnie-veka/valekomcev.html. (дата обращения: 24.07.2019).
26. Происхождение имени Чингис [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.analizfamilii.ru/Chingis/proishozhdenie-imeni.html. (дата обращения: 24.07.2019).
27. Рашид ад-Дин. Сборник летописей «Джами ат-таварих» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/ framepred.htm. (дата обращения: 24.07.2019).
Сведения об авторе: Рефат Рустем огълы Абдужемилев - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (295015, Учебный пер., 8, Симферополь, Российская Федерация); младший научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. E-mail: [email protected]
Поступила 24.07.2019 Принята к публикации 02.09.2019
Опубликована 29.09.2019
REFERENCES
1. Abduzhemilev R.R. Khronika Mehmeda Senai kak pamyatnik krymskotatarskoy khudozhestvennoy literatuty XVII v. [The Chronicle by Mehmed Senai as a Monument of the Crimean Tatar Belles-lettres of the seventeenth century]. Kazan: Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, 2016. 388 p. (In Russian)
2. Bartold V.V. Raboty po istorii i filologii turkskikh i mongolskikh narodov [Works on the History of the Tukic and Mongolian Peoples]. Moscow, Vost. lit., 2002. 754 p. (In Russian)
3. Budagov L. Sravnitelnyy slovar turetsko-tatarskikh narechiy. Vol. 1 [The Comparative Dictionary of the Turkish-Tatar Languages. Vol. 1]. St. Petersburg: Tipogr. Imperatorskoy Akademii nauk, 1869. 813 p. (In Russian)
4. Velyaminov-Zernov V. Issledovaniye o kasimovskikh tsaryakh i tsarevichakh. Chast 1. [The Study on the Kasimov's Tsars and Princes]. St. Petersburg: V tipogr. Imperatorskoy AN [In the printing house of Imperial AS], 1863. 558 p. (In Russian)
5. Velyaminov-Zernov V.V. Materialy dlya istorii Krymskogo khanstva [Materials on the History of the Crimean Khanate]. St. Petersburg: Tipogr. Imperatorskoy Akademii nauk, 1864. 953 p. (In Crimean Tatar)
6. Gayvoronskiy O. Sozvezdiye Gerayev: kratkiye biografii krymskikh khanov [The Constellation of the Girays: Brief Biographies of the Crimean Khans]. Simferopol: "DOLYA", 2003. 108 p. (In Russian)
7. Giray Sultan Halim. Rozovyy kust khanov, ili istoriya Kryma. Transkriptsiya, perevod, perelozheniya A. Ilmi, sostavleniye prilozheniy i poyasneniya Kemala Useinova. Pod obsch. red. N.S. Seytyagyayeva [The Rosy Bush of Khans, or the History of Crimea. Transcription, translation, reset by A. Ilmi, compilation of appendixes and explanations by Kemal Useinov. Under gen. edition of N.S. Seytyagyaev]. Simferopol: DOLYA, 2004. 288 p. (In Russian & Ottoman Turkish)
8. Kyrymi A. Umdet al-akhbar. Kniga 1: Transkriptsiya, faksimile. Seriya «Yazma Miras. Pismennoye naslediye. Textual Haritage». Vyp. 1 Transkriptsiya Derya Derin Pashaoglu; otv. redaktor I.M. Mirgaleyev [Umdet al-akhbar. Book 1: Transcription, faximile. Series "Textual Heritage". Issue 1. Transcription by Derya Derin Pashaoglu; executive editor I.M. Mirgaleyev]. Kazan: Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, 2014. 420 p. (In Russian & Ottoman Turkish)
9. Seyid-Muhammed-Riza. Sem planet v izvestiyakh o tsaryakh tatarskikh, soderzhashchiye istoriyu krymskikh khanov ot Mengli-Girey khana I-go do Mengli-Girey khana II-go, t.e. 871/1466po 1150/1737 gg. Per. i podgot. A.K. Kazem-Bek. [Seven Planets in the Notes on the Tatar Tsars Containing the History of the Crimean Khans from Mengli-Giray Khan I to Mengli-Giray Khan II, i.e. from 871/1466 to 1150/1737. Transl. and prepared by A.K. Kazem-Bek]. Kazan, 1832. (In Ottoman Turkish)
10. Smirnov V.D. Krymskoye khanstvo pod verkhovenstvom Ottomanskoy Porty do nachala XVIII v. [The Crimean Khanate under the Rule of the Ottoman Porte before the beginning of the eighteenth century]. St. Petersburg: V Universitetskoy tipografii v Kazani, 1887. 768 p. (In Russian)
11. Togan I. Juchi khan i znacheniye osady Khorezma kak simvoly zakonnosti [Jochi Khan and the Significance of the Siege of Khwarezm as the Symbols of Legality]. Istochnikovedeniye istorii Ulusa Juchi (Zolotoy Ordy). Ot Kalki do Asrakhani 1223-1556 [Sources' Study of the History of the Ulus of Jochi (Golden Horde). From Kalka to Astrakhan 1223-1556]. Kazan, 2001, pp. 146-187. (In Russian)
12. Turanly F.G. Litopysni tvory M. Senayi ta G. Sultana yak istorychni jerela [The Chronicles of M. Senayi and H. Sultan as Historical Sources]. Kyiv, 2000. 311 p. (In Ukrainian)
13. Usmanov M.A. Tatarskiye istoricheskiye istochnikiXVII—XVIIIvv. [The Tatar Historical Sources of the seventeenth and eighteenth centuries]. Kazan: Kazan State University Publ., [Publishing house of KSU], 1972. 223 p. (In Russian)
14. Ötemish Haji. Kara Tavarikh. Transkriptsiya I.M. Mirgaleyeva, E.G. Sayfet-dinovoy, Z.T. Khafizova; perevod na russkiy yazyk I.M. Mirgaleyeva, E.G. Sayfetdinovoy; obshchaya i nauchnaya redaktsiya I.M. Mirgaleyeva [Ötemish Haji. Qara Tavarikh. Transcription by I.M. Mirgaleev, E.G. Sayfetdinova, Z.T. Khafizov; translation into Russian by I.M. Mirgaleev, E.G. Sayfetdinova; general and academic edition by I.M. Mirgaleev]. Kazan: Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, 2017. 312 p. (In Russian & Tatar)
15. Khara-Davan E. Chingis-khan kakpolkovodets i yego naslediye [Chinggis Khan as Commander and His Legacy]. Belgrade, 1929. 226 p. (In Russian)
16. Demir U. Tarih-i Mehmed Giray (Degerlendirme-Qeviri metin): Yüksek lisans tezi [Tarih-i Mehmed Gireya (Evaluation - Text-transliteration): Master Thesis]. Istanbul, 2006. 163 p. (In Turkish)
17. Senai z Krymu, Hadzy Mehmed. Historia Chan Islam Gereja III. Tekst turecki wydal, przelozyl i opracowal Zygmunt Abrahamowicz. Uzupelniajacy komentarz historyczny Olgierd Gorka i Zbigniew Wojcik pod redakcja Zbigniewa Wojcika [Haji Mehmed Senai from the Crimea. The History of Islam Giray III. The Turkish text was published, translated and prepared by Zygmunt Abrahamowicz. Supplementary commentary by Olgierd Gorka and Zbigniew Wojcik, edited by Zbigniew Wojcik]. Warsawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe [State Academic Publisher], 1971. 203 p. (In Polish)
18. Abdulla I. Predki Gerayev: istoricheskiye versii i fakty [The Ancestors of the Girays: Historical Versions and Facts] [Electronic resource]. Available at: https://web.archive.org/web/20081016002844/http://turkolog.narod.ru/info/I139.htm. (last accessed: 24.07.2019). (In Russian)
19. Abul Ghazi. Rodoslovnoye drevo turkov [The Genealogical Tree of the Tuks] [Electronic resource]. Available at: http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi_2 /text31.htm. (last accessed: 24.07.2019). (In Russian)
20. Abdurrahman-i Tali. Istoriya Abulfeyz-khana [The History of Abulfeyz-Khan] [Electonic resource]. Available at: www.vostlit.info/Texts/rus5/Abulfeiz/text1.phtml. (last accessed: 24.07.2019). (In Russian)
21. Zapisi genealogiy i pravleniy krymskikh khanov i krymskiye srednevekovyye istoricheskiye khroniki. Vostochnaya literatura [The Records of Genealogies and Rules of the Crimean Khans and Crimean Medieval Historical Chronicles. Oriental Literature] [Electronic resource]. Available at: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Krym/XV /Let_krym_chan/text.phtml?id=7054. (last accessed: 24.07.2019). (In Russian)
22. Zolotoordynskiye yarlyki: poisk i interpretatsiya [Golden Horde's Yarlyks: Search and Interpretation] [Electronic resource]. Available at: www.vostlit.info/Texts/Dokumenty /Zolotoord/XIV/1380-1400/Grigorjev_1/text.phtml?id. (last accessed: 24.07.2019). (In Russian)
23. Izbrannyye letopisi iz knigi pobed [Selected Annals from the Book of Victories ("Tavarikh-i guzida-yi nusrat-name")]. [Electronic resource]. Available at: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1500-1520/Istorija_pobed /pred1.htm. (last accessed: 24.07.2019). (In Russian)
24. Iz vvedeniya - obzora türkskikh i mongolskikh piemen [From the Introduction -Review of the Turkic and Mongolian Tribes]. [Electronic resource]. Available at: www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_6/text.phtml. (last accessed: 24.07.2019). (In Russian)
25. Lekomtsev V.A. Dinasticheskiye problemy Zolotoy Ordy [The Dynastic Problems of the Golden Horde]. [Electronic resource]. Available at: https://pomnirod.ru/articles /drevnie-veka/valekomcev.html. (last accessed: 24.07.2019). (In Russian)
26. Proiskhozhdeniye imeni Chingis [The Origin of the Chinggis' Name]. [Electronic resource]. Available at: https://www.analizfamilii.ru/Chingis/proishozhdenie-imeni.html. (last accessed: 24.07.2019). (In Russian)
27. Rashid al-Din. Sbornik letopisey / «Jami at-tavarikh» [Compendium of Chronicles / "Jami at-tavarikh"]. [Electronic resource]. Available at: http://www.vostlit.info /Texts/rus16/Rasidaddin_2/framepred.htm. (last accessed: 24.07.2019). (In Russian)
About the author: Refat R. Abduzhemilev - Cand. Sci (Philology), Senior Researcher of the Research Institute of the Crimean Tatar philology, history and culture of ethnic groups of the Crimea, Crimean Engineering and Pedagogical Universit (8, Uchebnyy per., Simferopol 295015, Russian Federation); Junior Researcher of the Crimean Scientific Center of the Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences. E-mail: [email protected]
Received July 24, 2019 Accepted for publication September 2, 2019
Published September 29, 2019