УДК 623. 82/85
Д.В. Ливенцев, доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж)
КАЗАХСКИЕ ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ
Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором А.В. Перепелициным, доктором исторических наук, профессором В.Н. Фурсовым.
Аннотация. Статья рассматривает современную историю казахских военно-морских сил. Кроме того, уделяется внимание отношениям Российской Федерации и Республики Казахстан и проблемам внешней политики в каспийском регионе.
Ключевые слова: патрульный катер, военно-морская база, охрана водного района, нефть, территориальные воды.
D.V. Livencev
KAZAKH NAVY FORCES
Abstract. In the article modern history of kazakh navy forces is considered.
Besides, the article pays attention to the relations of Russian Federation andKazahstan andproblems of foreign politics in the Caspian Sea.
Key words: patrol cutter, navy base, guarding of water region, oil, territorial water.
Словосочетание «казахский флот» звучит несколько анекдотично, но сегодня Казахстан одно из крупных государств, имеющих обширные морские границы в каспийском регионе.
Естественно, истории казахский ВМФ иметь не может, но в отличие от соседнего Туркменистана историки Казахстана, что делает им честь, не стали придумывать морские корни для своего народа.
Конечно, Казахстан всегда был сухопутным государством, о чем свидетельствует его отказ от своей доли кораблей при разделе советской Каспийской флотилии.
Создавать национальные ВМС Казахстану согласно решению, принятому его правительством в январе 1994 г., помогали русские военные моряки бывшего ВМФ СССР - капитаны 1-го ранга Петр Редьков и Владимир Ращупкин [1].
В ходе раздела Каспийской флотилии бывшего ВМФ СССР Казахстану, по некоторым сведениям, досталось 18 ее кораблей и вспомога-
тельных судов - предположительно, все единицы 284-го дивизиона кораблей охраны водного района, базировавшегося в порту Баутино (Тюб-Караганский залив Каспийского моря) и Аральского дивизиона специального назначения.
Из находившихся непосредственно на Каспии Казахстану достались опытовое судно ОС-213, устаревший малый торпедный катер «ТК-47» (видимо, пр. 123К), два патрульных (по официальной классификации - артиллерийских) катера пр. 1400 (тип «Гриф»), два патрульных (разъездных) катера пр. 14081 (тип «Сайгак»), вспомогательные суда «Волна» и «Прибой». Указанные опытовое и вспомогательные суда, а также торпедный катер в строй национальных ВМС введены не были - видимо, по техническому состоянию.
Во второй половине 1990-х гг. ВМС Казахстана получили несколько кораблей и катеров из-за рубежа - это 4 изношенных бывших немецких патрульных катера береговой охраны типа «К'^> (постройки 1952 - 1953 гг.), 6 малых пат-
40
рульных катеров американском построики типа «Донтлес» (безвозмездные дары), плюс переданные РоссиеИ в счет «баМконурского долга» 2 реМ-довых тральщика типа «Корунд» и 2 патрульных катера типа «Гриф».
17 августа 1996 г. в порту Акгау (бывшиМ Шевченко) командирам патрульных катеров были вручены национальные военно-морские флаги. Однако уже в 1997 г. ВМС Казахстана были полностью переданы в состав морских частеИ пограничном службы («сил охраны государственноМ границы») Комитета национальноМ безопасности. К тому времени казахские военные моряки умудрились потерять 5 патрульных катеров типа «Донтлес», затонувших во время шторма, что, видимо, весьма разгневало президента Н.А. Назарбаева, принявшего столь радикальное решение.
В 2002 г. министр обороны Мухтар Алтын-баев заявил о намерении Казахстана всерьез подоМти к созданию своих военно-морских сил. По его словам, флот может быть сформирован к 2010 - 2015 гг. [2]. Затем через 6 лет президентским же указом № 1085 от 7 мая 2003 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры ВС Республики Казахстан» было определено, что ВМС являются одним из видов ВС страны и включают «органы управления, рода воИск, специальные воМска, тыл, военно-учебные заведения и учебные части» [3].
Таким образом, ВМС были восстановлены в качестве составном части вооруженных сил, с возвращением им пограничниками части катеров. Наиболее крупными приобретениями Военно-Морских сил Казахстана (ВМСК) стали полученныМ в 2001 г. (в порядке оказания без-возмездноИ военноИ помощи) турецкиИ сторо-жевоИ катер типа «Тюрк» построИки 1970 г. и переданные в 2006 г. ЮжноИ КорееИ («куплены» по символическоИ цене 100 долларов за каж-дыИ) 3 быстроходных артиллериИских катера типа «Си Долфин» построИки 1970 - 1980-х гг.
Численность личного состава ВМС (глав-ныИ штаб в Астане) оценивается в 3 тыс. человек. ВМС состоят из дивизионов кораблеИ и катеров, базирующихся в портах Баутино и Актау на КаспиИском море, Атырау (бывшиИ Гурьев) на реке Урал и на Аральском море.
В составе ВМС также имеются авиационные подразделения (предположительно 2 вертолетные эскадрильи), дислоцированные в Актау и Атырау (3 - 6 средних транспортно-боевых вертолетов Ми-8 и 6 легких многоцелевых Ми-2). В районе Актау дислоцируется входящая административно в состав ВМС, а оперативно - в состав регионального командования «Запад» 390-я гвардейская отдельная бригада береговой обороны, представляющая собой соединение морской пехоты. По некоторым сведениям, еще один батальон морской пехоты развернут на побережье Аральского моря, причем его создание якобы связано с имеющимися между Казахстаном и Узбекистаном противоречиями в этом регионе.
Корабельный состав ВМС Казахстана на сегодняшний день включает:
• сторожевой катер «Актюбинск» (скорее уж «Актобе») типа «Тюрк», использующийся в качестве учебного корабля (бывший АВ-26 ВМС Турции);
• 4 патрульных катера типа «К^> (пр. 369) - «Алматы», «Актау», «Атырау», «Шамбыл» (соответственно бывшие «К'^15», «К'^16,» «К^17» и «К'^20» береговой охраны ФРГ);
• 3 артиллерийских катера типа «Си Долфин» - «Шапшан», «Батыр», «Изет» (бывшие артиллерийские катера ВМС Южной Кореи);
• 2 патрульных катера пр. 1400 «Гриф» -«Тараз», «Урал» (из состава Каспийской флотилии ВМФ СССР);
• 2 рейдовых тральщика пр. 1258 «Корунд», один из которых назван «Найзагай» (переданы Российской Федерацией).
Кроме того, на Каспии имеются 2 малых гидрографических катера, принятый в состав ВМС в качестве вспомогательного судна бывший траулер (или тюленебой) «Тюлень-2», а на Аральском море - 2 малых десантных корабля пр. 106К, поисковые катера (бывшие торпедоловы) и, возможно, десантные катера на воздушной подушке пр.1205 «Скат» из состава расформированного Аральского дивизиона спецназначения Каспийской флотилии ВМФ СССР [4].
Вторым военно-морским компонентом ВС являются морские силы Пограничной службы Комитета национальной безопасности. В их состав входят:
Флаг ВМС РК
Кокарда адмирала ВМС РК
Эмблема ВМС РК
• сторожевой катер (по национальной классификации - пограничный сторожевой катер 2-го ранга) «Сардар» и типа «Барс» (построен на заводе «Зенит» в Уральске. Пограничная служба должна получить еще 2 таких катера);
• 2 патрульный катера «Буркит» и «Акгау» типа «Буркит», аналогично советскому пр. 1400 «Гриф» (построены на заводе «Зенит» в Уральске; еще несколько катеров пр. 1400 планируется приобрести на Украине);
• малый патрульный катер «Абай» типа «Донтлес» американской постройки;
• 4 малыгх патрульный катера типа «Калкан» украинской постройки;
• 2 малых патрульных катера пр. 14081 «Сайгак» (бывшие катера Каспийской флотилии ВМФ СССР) и 2 аналогично - пр. 14081М «Сун-кар» (построены на заводе «Зенит» в Уральске);
• 3 патрульный катера «быстрого реагирования», построенные компанией SAFE Boats International (США);
• до 20 малых патрульных катеров собственной постройки типа «Сапсан» (казахский проект 110), «Сапсан-М», «Шагала» (построены на заводе «Зенит» и на верфи НИИ «Гидроприбор» в Уральске);
• 6 малых патрульных катеров (предположительно типа «Свифт») американской постройки (на реке Черный Иртыш, граница с Китаем).
Имеется также построенная на «Зените» плавучая судоремонтная мастерская для обслуживания пограничных катеров на Каспии [5].
При необходимости в интересах ВМС также могут задействоваться катера таможенной службы (несколько таких катеров были поставлены в 1998 г. Обыединенными Арабскими Эмиратами) и суда МЧС.
Казахстан располагает небольшим торговым флотом, который может рассматриваться как резерв ВМС. По оценке ЦРУ США, наиболее крупным его судном в 2003 г. был ролкер водоизмещением 1064брт. В 2005 - 2006 гг. национальная морская судоходная компания «Каз-мортрансфлот» получила построенные в России первые 3 танкера дедвейтом по 12 тыс. т. -«Астана», «Алматы» и «Актау». Страна планирует дальнейшее развитие своего торгового флота.
Подготовка офицерских кадров ВМС и морской пограничной охраны, а также командного состава гражданского флота с 2001 г. осуществляется в военно-морском институте Министерства обороны в Актау. Срок обучения будущих офицеров по специальностям «штурман», «эксплуатация и ремонт корабельных радиотехнических средств», «эксплуатация и ремонт корабельных дизель-электрических и дизельных энергетических установок» - 5 лет; выпускникам присваивается воинское звание «лейтенант» и выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением квалификации «инженер».
Здесь также готовятся специалисты со средним профессиональным образованием по специальностям «кораблевождение и зрительная связь», «корабельные средства связи» и «корабельные двигатели внутреннего сгорания и электрооборудование». Срок их обучения - 2 года; выпускникам присваиваются воинское звание «старшина 2-й статьи» и квалификация «техник».
Институт рассчитан на одновременное обучение 180 курсантов (профессорско-преподавательский коллектив - 44 человека).
В итоге, Актауский военно-морской институт работает на формирование не только офицерского, но и профессионального унтер-офицерского (старшинского) корпуса ВМС. Кроме того, офицеры ВМС проходят стажировку в военно-морских учебных заведениях за рубежом, прежде всего, в Турции.
Денежное содержание казахских военнослужащих нельзя назвать высоким. Призывник-рядовой получает 24 $ в месяц, солдаты и сержанты контрактники 250 - 300 $, а прослужившие 10 лет - 400 $. Зарплата лейтенанта равняется 470 $ в месяц, а полковника 700 $. Существуют различные компенсации и доплаты. Например, коммунальные - 23 $ в месяц и лечебные -до 200 $ в год. В 2008 г. ежемесячное денежное довольствие военнослужащих Казахстана было повышено на 40 %. Руководство Минобороны Республики Казахстан утверждает, что по уровню денежного довольствия казахские Вооруженные Силы скоро будут превосходить любую армию СНГ [6].
Несмотря на скромные возможности ВМСК, в государственной программе развития
Вооруженных Сил Казахстана им тоже уделено внимание.
Казахский флот должен решать следующие задачи:
1) Защита неприкосновенности государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов Республики Казахстан в казахстанском секторе Каспийского моря.
2) Охрана и оборона водных районов, портовых зон, морских нефтегазодобывающих платформ и искусственных островов.
3) Поддержка действий сухопутных войск с моря, обеспечение морского десантирования, морских перевозок, противоминная борьба.
4) Морская разведка, радиолокационное наблюдение в море в интересах ПВО страны.
5) Совместные действия с ВМС прикаспийских государств в соответствии с международными договорами.
6) Борьба с подводными диверсионными силами и средствами противника.
7) Осуществление морских поисково-спасательных операций во взаимодействии с министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
6) Навигационно-гидрографическое обеспечение безопасности мореплавания [7].
Очевидно, что в полном объеме осуществлять эти функции военный флот Казахстана пока не в состоянии. Фактически ВМС решают слу-жебно-боевые задачи в составе регионального командования вооруженных сил «Запад», которое отвечает за «обеспечение неприкосновенности государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов Республики Казахстан в казахстанском секторе Каспийского моря».
Тем не менее, Казахстан располагает возможностями для пополнения боевого состава своих ВМС катерами собственной постройки -на верфи завода «Зенит» и верфи НИИ «Гидроприбор» в г. Уральске уже освоена их постройка для морских частей погранвойск (в т. ч. патрульных катеров типа «Гриф»). Имеющиеся судостроительные мощности позволяют строить для национальных ВМС тральщики и малые боевые корабли водоизмещением до 500т. Благодаря
доставшимся от советского ВПК предприятиям Казахстан располагает возможностью оснащения кораблей своих ВМС современным противолодочным, минным и минно-тральным вооружением собственного производства.
В планах командования ВМС - строительство главной военно-морской базы в бухте Курык (юго-восточнее Актау), а также пункта базирования в Фетисово (Казахский залив). Главный штаб Военно-Морских сил Казахстана должен быть перенесен в Актау. Общую численность личного состава ВМС планируется довести до 5 тыс. человек. В их структуре предполагается создать диверсионно-разведывательный отряд боевых пловцов.
Боевые корабли большего водоизмещения (от 500 до 1000т.) планируется приобретать за рубежом - в частности, путем размещения заказов в России, Украине и Франции. США также высказывали намерение передать Казахстану патрульный корабль водоизмещением порядка 1000т. Есть основания полагать, что в данном случае речь может идти о малом патрульном корабле береговой охраны класса «Рилайенс». Вопрос лишь в том, согласится ли Россия пропустить его на Каспий по своим внутренним водным путям. Кстати, Соединенные Штаты Америки настойчиво предлагают свою спонсорскую помощь при создании нового Казахского флота.
В итоге казахский флот в наше время носит скорее демонстрационный характер и пока находится еще в стадии становления и определения собственных задач на будущее.
Примечания:
1. Чуприн, К.В. Вооруженные силы стран СНГ и Балтии / К.В. Чуприн. - Минск, 2009. - С. 676.
2. Военная доктрина Республики Казахстан. Указ Президента Республики Казахстан от 21 марта 2007г. - № 299.
3. Чуприн, К.В. Вооруженные силы стран СНГ и Балтии / К.В. Чуприн. - Минск, 2009. - С. 677.
4. Там же. С. 678 - 679.
5. Там же. С. 684 - 685.
6. Баранец, В. А иностранному солдату какую выдают зарплату? / В. Баранец, М. Тимошенко // Комсомольская Правда. - 2010. - № 21. - С. 14.
7. Мухин, В., Викторов, А. Военное строительство Казахстана / В. Мухин, А. Викторов // Независимое военное обозрение. - 31 августа 2001г. -С. 4.