Научная статья на тему 'Казахские узорные войлоки: традиции и новации'

Казахские узорные войлоки: традиции и новации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХОВ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВОЙЛОК / ПРИЕМЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ ВОЙЛОКА / TRADITIONAL CULTURE / KAZAKH CULTURE / POPULAR ART / DESIGNED FELT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Октябрьская Ирина Вячеславовна, Сураганов Сергали Кабдрахманович

В статье дается характеристика современного производства художественных войлоков казахов с позиций единства традиций и новаций. На основе полевых материалах выявляются основные тенденции в развитии этого ремесла в Казахстане и шире в границах казахской диаспоры Центральной Азии. Анализ состояния войлочного ковроделия в различных областях Казахстана, Алтая, Монголии, Западной Сибири позволяет говорить о переходе от домашнего производства войлоков с характерной локальной вариативностью форм, орнаментики и колорита к практикам художественных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Октябрьская Ирина Вячеславовна, Сураганов Сергали Кабдрахманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kazakh Patterned Felt Carpets: Traditions and Innovations

The paper describes contemporary manufacturing of the artistic felt carpets by Kazakhs and characterizes this practice from the viewpoint of unity of traditions and innovations. On the basis of the field studies data, the authors define the main trends in development of this kind of handicrafts in Kazakhstan and in a wider perspective – among the Kazakh people living outside the country (diaspora). Analysis of the conditions of felt carpet production in various districts of Kazakhstan, Altai, Mongolia and West Siberia has shown that production of homemade felt carpets was characterized by the local-specific variations in shape, color and ornamental patterns. Currently, this individual production has been changing into semi-industrial handicraft production where traditions and author’s innovations merge.

Текст научной работы на тему «Казахские узорные войлоки: традиции и новации»

УДК 39+746

ИВ. ОКТЯБРЬСКАЯ1, С.К. СУРАГАНОВ2 КАЗАХСКИЕ УЗОРНЫЕ ВОЙЛОКИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ*

1 д-р ист. наук,

Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск

e-mail: siem406@yandex.ru 2 Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

г. Астана, Казахстан e-mail: sersuraganov@mail.ru

В статье дается характеристика современного производства художественных войлоков казахов с позиций единства традиций и новаций. На основе полевых материалах выявляются основные тенденции в развитии этого ремесла в Казахстане и шире в границах казахской диаспоры Центральной Азии. Анализ состояния войлочного ковроделия в различных областях Казахстана, Алтая, Монголии, Западной Сибири позволяет говорить о переходе от домашнего производства войлоков с характерной локальной вариативностью форм, орнаментики и колорита к практикам художественных промыслов.

Ключевые слова: традиционная культура казахов, народное искусство, художественный войлок, приемы декорирования войлока.

Одним из древнейших изобретений скотоводов-кочевников Евразии является технология изготовления войлока. Первые образцы изделий из этого нетканого материала в макрорегионе относятся к У-1У вв. до н.э. К началу н.э. в пространстве кочевой ойкумены формируются вариативные способы декорирования войлоков. Возникшие в древности художественные приемы простегивания, наложения шнура, аппликации, инкрустации, вкатывания и по сей день используются в войлочном ковроделии Центральной и Средней Азии, Ближнего Востока и Северного Кавказа. Многообразием форм, орнаментики, колорита отличается искусство узорных войлоков казахского этноса, расселенного в пограничных с Казахстаном районах Западной Сибири, российского Горного Алтая, в Монголии и Китае.

Традиционно изготовление войлочных ковров входило в структуру жизнеобеспечения казахского аула. «Всеми родами выделки из шерсти и овечьих шкур занимаются женщины; - писал Б. Юзефович, обследовавший Тургайскую степь в 1880-е гг., - кроме того, киргизки (казашки. - Авт.) весьма искусно ткут небольшие коврики узкими полосами, для внутреннего украшения кибиток. В продажу коврики эти не идут. К числу женских работ должно причислить также вышивание по бархату и шелку - золотом, серебром и шелками. Это занятие, впрочем, почти исключительно киргизок богатых семейств» [1, с. 124-125]. Казахские мастерицы изготавливали войлоки для обустройства и оформления жилища; войлочные ковры использовались в ритуалах, были включены в структуру традиционного церемониального (в том числе свадебного) дарообмена.

* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 11-2117002 «Кочевники Центральной и Северной Азии: традиционные общества в условиях модернизации».

Одной из ранних техник, которую использовали казахи, было вкатывание. Так изготавливались теке-меты - однослойные большие ковры (2 х 4 м, 3 х 4 м) из белой или темной шерсти с впрессованными орнаментальными (ахроматическими или полихромными) композициями. Большой древностью и вариативностью отличались двуслойные простеганные войлоки -сырмаки. Традиционно они изготавливались в сложной, чаще всего комплексной, технике на основе простегивания - сыру.

Древнейшим среди казахских сырмаков являлась кошма - войлок, который декорируется фигурной стежкой. Большим разнообразием по композиции, мотивам и колориту отличались мозаичные (с аппликацией и инкрустацией) войлоки. Нередко мозаика в оформлении войлочных ковров сочеталась с узорами из нашитого на цветную основу плетеного шерстяного шнура.

В пределах Казахстана выделяют несколько ареалов распространения узорных войлоков. Это - Западный Казахстан, Северный, Центральный и Восточный Казахстан, Южный Казахстан, Сырдарья и Жетысу1. В настоящее время изготовление традиционных войлочных ковров частично сохранилось в южном и западном регионах Республики Казахстан, среди казахов российского Горного Алтая, Монголии и Китая. Угасание данного вида домашнего производства в рамках основного этнического массива обусловлено рядом причин.

Производство войлоков требовало значительных запасов сырья, времени и немалых затрат труда. В традиционной культуре войлоковаляние было связано с крупноотарным овцеводством, натуральным характе-

1 Асанова Б.Е. Казахский художественный войлок как фено-

мен кочевой культуры: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Алматы, 2009. С. 16.

© Октябрьская И.В., Сураганов С.К., 2013

ром экономики, устойчивыми моделями жизнеобеспечения, возможностями семейной и аульной кооперации. Большое значение в сохранении традиций имел высокий престиж войлочных ковров в системе социальных коммуникаций кочевого общества. Трансформация социально-экономических моделей, культурных стандартов и ценностей казахского общества на протяжении XX в. предопределила изменение практик изготовления и потребления узорных войлоков.

Полевые авторские исследования на территории Казахстана, на Алтае и в Западной Сибири в 20102011 гг. показали, что в границах расселения казахского этноса традиции войлоковаляния воспроизводятся в разной степени сохранности [2; 3; 4].

Среди казахов российского Горного Алтая, Монголии и Китая до настоящего времени обработка шерсти, изготовление войлоков и вышивка имеют характер домашнего (женского) производства. Хотя в последнее десятилетие повсеместно обозначилась тенденция становления промысловой кооперации и профессиональной специализации. Из общераспространенного вида домашних работ изготовление войлока стало превращаться в эксклюзивное ремесло. Например, среди казахов российского Горного Алтая техникой изготовления художественного текстиля сегодня владеют преимущественно казашки среднего и старшего возраста. Появилась категория мастериц, работающих на заказ, на продажу, создающих музейные и выставочные образцы. Они являются участницами региональных, республиканских и международных выставок и фестивалей. Узорные войлоки по-прежнему престижны, но все более приобретают характер символически значимых вещей.

В целом репертуар современных узорных войлоков казахов российского Горного Алтая, Монголии и Китая, так же как и казахов основного этнического массива, остается традиционным. Однако под влиянием социально-экономических трансформаций, ино-этничных традиций и модернизированной массовой культуры меняются формы и художественные стандарты. Сокращается количество бытовой утвари из войлока. Лишь среди отдельных групп казахов Монголии и Китая сохраняется практика изготовления войлока для обустройства юрты.

Из войлочных постилочных ковров казахов повсеместно до настоящего времени бытуют текеметы, то-секкиизы, сырмаки. Широко распространенные прежде текеметы среди казахов российского Горного Алтая к настоящему времени практически вышли из употребления, были исключены из состава приданого и превратились в семейные раритеты. В Монголии и Китае, а также в Западном Казахстане текеметы продолжают изготавливать, но в значительно меньших количествах.

Среди казахов российского Горного Алтая сохраняются стеганные войлоки тосеккиизы, являющиеся обязательным элементом супружеской постели. Но в последние десятилетия модифицируется техника и стилистика их производства. Прежде тосеккииз казахов российского Горного Алтая представлял собой мат-

рас из черной и белой войлочных пластин, простеганных и обшитых по краю кумачом. Сегодня войлочная основа матраса зашивается в глухой чехол из дорогой ткани, украшенной вышивкой или тканевой аппликацией. Второй вариант - лицевая узорная поверхность тосеккииза пришивается к войлоку, при этом края тканевой поверхности и войлочной основы обшиваются контрастной тканью (атласом, велюром и т. д.) и проч. Такие изделия, но с иным наименованием - тосексыр-мак - известны казахам Китая и Монголии.

Тосексырмак казахов Китая также может представлять собой стеганое покрывало, украшающее супружескую постель; он имеет (подобно алтайским) как тканевую украшенную поверхность, так и войлочную, декорированную аппликациями и вышивкой. Для казахов Китая также характерен сырмаккызай - войлок, который оборачивают тканью, украшенной орнаментом [5, с. 23, 134-144].

Сырмаки остаются наиболее устойчивым видом узорных войлоков казахов российского Горного Алтая, Монголии и Китая. В XX в. из обихода казахов российского Горного Алтая исчезли кестели сырмак (вышитые сырмаки); в Монголии и Китае традиция их изготовления остается одной из самых распространенных. Сырмаки, выполненные в технике битпес - расшивкой шерстяным шнуром (жиек), также стали большой редкостью, но еще сохраняются в домах и создаются наиболее опытными мастерицами российского Горного Алтая. В Западном Казахстане эта техника сохраняется в строгом соответствии с традицией - по белому войлочному полю делается расшивка красно--черным шнуром в виде роговидного орнамента [6, с. 350-351].

Одной из характерных особенностей современных узорных войлоков казахов основного этнического массива и диаспоры является распространение накладной аппликации (бастырма). Одновременно происходит расширение репертуара изделий за счет появления аппликационных ковров из ткани - сукна, вельвета и др. В их оформлении преобладают традиционные геометрические и роговидные орнаментальные мотивы.

В настоящее время повсеместно казахи изготавливают сырмаки прямоугольными, квадратными, круглыми, овальным. Круглые сырмаки, по мнению исследователей, появились в российском Горном Алтае в 1950-1960-е гг. [7, с. 62]. На протяжении нескольких десятилетий эта форма была интегрирована в повседневную культуру. Круглые сырмаки (до 2 м диаметром) сегодня широко используются в декорировании жилища. Они имеют одночастные концентрические композиции и отличаются крупными полихромными узорами2.

Практически повсеместно современные казахские мастерицы делают небольшие круглые (1 м в диаметре) сырмаки - маяуза и тизесырмак. Коврики предназначаются для пожилых людей. Название маяуза связано, возможно, с их изготовлением из верблюжьей шерсти (мая -

2 Совместные полевые материалы И.В. Октябрьской и С. К. Сураганова в 2010-2011 гг. (Республика Алтай и Карасукский р-н Новосибирской обл. Российской Федерации).

«верблюдица»), или с обычаем складывать войлочные ковры стопкой (мая - «стог»). Изготовление миниатюрных сырмаков связано с сохранением традиционного быта - домочадцы во время ритуальных трапез или отдыха сидят на разложенных на полу ковриках.

В последние годы наряду с круглыми сырмаками появились ковры овальной и квадратной формы (как подражание фабричным образцам), декорированные в традиционном стиле3. Но преобладающими среди войлоков казахов российского Горного Алтая, Китая и Монголии остаются все те же традиционные прямоугольные сырмаки. В Восточном Казахстане и у казахов российского Горного Алтая бытуют преимущественно средние (1 х 2 м, 1,20 х 2,50 м) сырмаки, отличающиеся ярким колоритом. У казахов Центрального и Западного, отчасти Южного Казахстана сырмаки имеют большие размеры (2 х 4, 3 х 5 м) и строгую цветовую гамму. У казахов Западного Казахстана в орнаментальной композиции преобладает вихревой мотив, который дополняется простежкой, инкрустацией, шнуровой вязью и аппликацией.

Современные сырмаки всех групп казахов отличает полихромность. Цветовое разнообразие приходит на смену традиционной для казахов гамме: ак аласырмак (бело-пестрый), кызыл ала сырмак (красно-пестрый сырмак), кара ала сырмак (черно-пестрый сырмак). В конце XX в. наиболее престижными среди казахов российского Горного Алтая стали ковры в желто-красно-зеленой гамме. Сырмаки начала XXI в. отличаются смелостью цветовых решений - сочетанием контрастных розовых, бирюзовых, оранжевых, голубых, фиолетовых и других тонов4.

Относительно сырмаков казахов российского Гор -ного Алтая и Китая также можно говорить об изменении их орнаментального строя. По-прежнему популярными в ковроделии являются мотивы: кусмурун («птичий клюв»), жылан басы («голова змеи»), кошкар муиз («бараний рог»), бес бас («пять голов»), туе табан («подошва верблюда»), журекше («сердцевидный»). Различные вариации роговидного узора занимают доминирующее положение в репертуаре казахских ковровщиц Китая, при этом сохраняются различия на уровне родоплеменных групп: у кереев и найманов - орнаменты укороченные, рисунок мелкий; у уаков - рисунок крупный, орнамент удлиненный; у албанов - орнамент кустовой с роговидными отростками и т.д. [8, с. 23].

Орнаментальные композиции казахских сырмаков порой сменяются реалистичными изображениями. Такие формы еще в 1990-е гг. были характерны для настенных тканевых аппликационных гобеленов казахов Восточного Казахстана. Сегодня образы цветов, птиц, коней и оленей встречаются на настенных аппликационных коврах казахов российского Горного Алтая и, возможно, шире5.

3 Там же.

4 Там же.

5 Полевые материалы И.В. Октябрьской в 1994-1997 гг. (Вос-

точио-Казахстаиская обл. Республики Казахстан).

Структуру сырмаков определяют замкнутые и открытые композиции. Ранее у казахов преобладали сырмаки с пятичастной композицией (бес болиги бар) с выделением: орта («середины»); еки басы «две головы», или еки алаканы («две ладони») - двух коротких бордюров; еки жаны ( «два бока») - двух длинных бордюров. Бордюры традиционно окаймляют центральное поле и часто представляют зеркальные варианты одного мотива со сменой позитива и негатива. В сырмаках казахов российского Горного Алтая, Китая и Монголии бордюры и центральное поле равноценны по композиции и размерам. Такие сырмаки были также характерны для Восточного Казахстана. В сырмаках Северного и Центрального Казахстана доминирует центральное поле.

Сравнение полевых авторских материалов 1990-х гг. с современными наблюдениями позволяет говорить о значительном увеличении в обиходе казахов числа сырмаков с одночастной открытой композицией при одновременном укрупнении узоров. Любопытным является воспроизведение композиции казахских пяти-частных сырмаков с роговидным орнаментом в ворсовых коврах монгольской фабрики «ЕМепеЮагреЬ» Ее продукция пользуется спросом среди казахов пограничных районов российского Горного Алтая и за пределами этого региона6.

Активизация трансграничных контактов в рамках казахской диаспоры и основного этнического массива приводит к взаимообогащению и трансформации традиций. В пределах Республики Казахстан китайские и монгольские реэмигранты - так называемые оралманы порой инициируют возрождение традиционных ремесел. Так, известной мастерицей является жительница с. Майшукир Коргалжинского района Акмолинской области Азипа Шакикызы (1958 г.р., уроженка СУА.Р КНР), работающая с войлоком и вышивкой. Азипа-апай делает мозаичные сырмаки с сетчатой или ковровой композицией; ей известна ап-пликативная техника, когда на войлок нашиваются войлочные и тканевые узоры (техника бастырма) и вышивка по войлоку (кестели сырмак), уже забытая в других регионах. Этим искусством также владеют ее дочери и снохи7.

В разговоре с мастерицами большой семьи А. Шакикызы находит очередное подтверждение тезис, что «бытование этнографических реалий зависит не только от материальных условий производства, но и от избирательного санкционирования общества, наделяющего эти вещи качеством народных» [5, с. 189]. Народные мастерицы современного Казахстана, изготавливая узорные войлочные ковры в соответствии с обычаем, не только обустраивают свое жилище, но и удовлетворяют потребность в самореализации, зани-

6 Совместные полевые материалы И.В. Октябрьской и С.К. Сураганова в 2010-2011 гг. (Республика Алтай и Карасукский р-н Новосибирской обл. Российской Федерации).

7 Полевые материалы С.К. Сураганова 2010-2011 гг. (Акмолинская обл. Республики Казахстан).

мая престижное место в системе общественных отношений8.

Творчество реэмигрантов из Китая и Монголии, основанное на устойчивости домашнего производства, как неотъемлемой части традиционной культуры жизнеобеспечения, в настоящее время также эволюционирует в сторону промысла. Традиционное искусство войлочного ковроделия сохраняется в Казахстане, однако появляются и иные формы, адекватные современной экономической и социокультурной ситуации в стране.

В первое десятилетие XXI в. в Республике Казахстан усилиями национальных культурных центров и международных общественных организаций при участии бизнес-структур был проведен ряд мероприятий, направленных на возрождение традиционных художественных ремесел кочевой ойкумены.

Начиная с 2006 г. в рамках программы «Развитие ремесел и возрождение народных художественных промыслов в Казахстане» было организовано повышение квалификации и развитие бизнес-навыков среди жителей республики; открыты два ресурсных центра ремесел в Южном и Восточном Казахстане; на местном и республиканской уровнях организованы выставки-ярмарки, проведены мастер-классы международных экспертов. Финансовую и организационную поддержку проекта осуществляли: USAID, корпорация «Шеврон», ЮНЕСКО, GSM Kazakhstan/KCell, Фонд Ержана Татишева, общественный фонд «OurHeritage» и Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА).

В 2008 г. в рамках двухгодичного регионального проекта «Новый шелковый путь» Британский совет организовал в Государственном музее искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева день открытых дверей - «Войлок своими руками». Британская художница X. Бэлчер и казахстанская мастерица К. Жангут-ты провели мастер-класс по войлоковалянию для всех желающих.

Благодаря усилиям энтузиастов и грантовой поддержке в регионах республики уже несколько лет проводятся семинары по обучению практикам изготовления войлочных изделий. Эти мероприятия направлены как на воссоздание древних кочевых традиций в новых условиях, так и на расширение сферы занятости населения республики, особенно сельских районов. Формируются условия для возникновения ремесленных центров в форме кооперации и кустарного производства с наличием мастерских и наемных рабочих. Примером возрождения традиции в таком виде может служить деятельность ИП «К^ыпшак» во главе с В. Жа-купбековой в районном центре Коргалжин Акмолинской области Республики Казахстан9.

8 Полевые материалы И.В. Октябрьской в 1994-1997 гг. (Вос-точио-Казахстаиская обл. Республики Казахстан); Совместные полевые материалы И.В. Октябрьской и С.К. Сураганова в 20102011 гг. (Республика Алтай и Карасукский р-н Новосибирской обл. Российской Федерации); Полевые материалы С. К. Сураганова 2010-2011 гг. (Акмолинская обл. Республики Казахстан).

9 Полевые материалы С.К. Сураганова 2010-2011 гг. (Акмолинская обл. Республики Казахстан).

Актуальной формой возрождения традиции вой-локоваляния в Казахстане становится производство авторских высокохудожественных изделий. Основателями современной школы художественного войлока в Казахстане являются супруги Бапановы и их ученики - Г. Джураева, А. Куантаева и др., успешно применяющие как традиционные, так и оригинальные техники. Благодаря их усилиям формируется новый жанр декоративно-прикладного искусства - войлочные панно10.

Казахстанская кампания «Aigul Line» во главе с А. Жансериковой успешно развивает технику текеме-та. Используя традиционную роговидную орнаментику казахов, мастера «Aigul Line» обогащают ее конт-растными цветовыми решениями, петроглифическими мотивами и динамичной (нетрадиционной) диагональной композицией, что придает их изделиям особый колорит. Изделия «Aigul Line» пользуются большим спросом в Казахстане и за рубежом. В 2010 г. войлочная продукция под этой торговой маркой завоевала три сертификата «Знак качества ЮНЕСКО» среди ремесленников Центральной Азии.

Программа «Знак качества» была инициирована в 2001 г. Региональным Азиатско-Тихоокеанским Бюро ЮНЕСКО в Бангкоке совместно с AHPADA - Ассоциацией в поддержку развития ремесел стран Юго-Восточной Азии. В 2004 г. она была распространена и на Центральную Азию. Согласно международным критериям, в изделиях «Aigul Line» присутствуют культурная аутентичность и инновационные особенности, используются экологически чистые материалы, соблюдаются справедливость и равенство в процессе производства11.

Творческая группа «Women Art Дизайн», созданная на художественно-графическом факультете Западно-Казахстанского государственного университета и избравшая своим девизом: «Вековые традиции народа в современной эстетике» в своих войлочных коврах обращается к технике бастырма с расшивкой войлока декоративным шнуром12. Эксперименты в авторском войлоковалянии продолжаются.

Активизация деятельности по развитию народных промыслов привела к тому, что в 2009 г. в Казахстане был учрежден и стал ежегодным республиканский кон -курс ремесленников «Шебер». В январе 2012 г. был дан старт его IV этапу13. Тогда же в январе 2012 г. мастера художественных промыслов и прикладного искусства

10 Сайт Союза художников Казахстана. URL: http://www.shrk. kz/index.php?option=com_content&view=article&id=91%3A2012-04-03-15-52-01&catid=38%3A2012-04-03-15-45-19&Itemid= 56&lang=ru (дата обращения: 21.01.2013).

11 Aigul Line имеет наибольшее количество сертификатов «Знак качества ЮНЕСКО» // Aigul Line URL: http://aigulline.kz/ ?p=388 (дата обращения: 21.01.2013).

12 Women Art Дизайн. URL: http://www.womenart.kz/?page_ id=293 (дата обращения: 21.01.2013).

13 Шебер. Развитие ремесел и возрождение народных художественных промыслов в Казахстане. URL: http://www.sheber-craft. kz/?q=ru/node (дата обращения: 21.01.2013).

Ю.Н. Цыряпкина

91

объявили о своем решении создать Союз ремесленников Казахстана с целью возрождения и сохранения культурного наследия страны, повышения конкурентоспособности своих изделий на внутреннем и международном рынках14.

В настоящее время художественные промыслы казахов (включая узорное войлоковаляние) в формате традиционных домашних и кустарных промыслов и авторских художественных разработок превратились в один из брендов Республики Казахстан. Опираясь на традиции и активно трансформируясь под влиянием запросов современного мира, они остаются важным маркером этнической идентичности и престижным символом национальной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юзефович Б. О быте киргизов Тургайской области // Этнографические заметки. Павлодар: ЭКО, 2006. С. 98-148.

2. Октябрьская И.В., Черемисин Д.В. Узорные войлоки Алтая //Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. № 1. С. 109-117.

3. Октябрьская И.В., Сураганов С.К. Художественный войлок казахов Алтая. История и современность // Народы Евразии. Традиции и современность: материалы казахстанско-российского семинара. Астана, 2011. С. 99-103.

4. Октябрьская И.В., Сураганова З.К., Сураганов С.К. Традиционные узорные войлоки казахов и современное ковроделие // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2012. № 4. С. 189-199.

5. Ыскакызы А. Сырмак онери. Алматы: Алматыкитап, 2007. 232 с. (на казах. яз.)

6. Самашев 3., Кушербаев К., Аманшаев Е., Астафьев А. Сокровища Устюрта и Манкыстау. Алматы: Археология, 2007. 400 с.

7. Коновалов A.B. Казахи Южного Алтая: (проблемы формирования этнической группы). Алма-Ата: Наука, 1986. 168 с.

8. Чеснов Я.В. О принципах типологии традиционно-бытовой культуры // Проблемы типологии в этнографии. М.: Наука, 1979. С. 189-203.

Статья поступила в редакцию 06.04.2013

УДК 394.014

Ю.Н. ЦЫРЯПКИНА

РУССКИЕ УЗБЕКИСТАНА: СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

(НА ПРИМЕРЕ г. АНГРЕНА)*

канд. ист. наук,

Алтайская государственная педагогическая академия,

г. Барнаул e-mail: guzvenko@yandex.ru

В статье рассматриваются этнокультурные процессы в современном Узбекистане на примере Ангрена - одного из промышленных городов Ташкентской области. Объектом исследования является народонаселение Ангрена, а предметом - основные характеристики русскоязычной общины постсоветского периода и проблемы ее адаптации к общественно-политической жизни Узбекистана. В ходе анализа этой локальной группы автор делает вывод о том, что русскоязычное население, даже будучи меньшинством, продолжает играть заметную роль в социокультурной жизни городов Ташкентской области.

Ключевые слова: русские, русскоязычное население, татары, идентичность, титульное население, социокультурная среда, миграции.

В настоящее время в России растет интерес к соотечественникам в связи с правительственными программами по содействию их переселения на историческую родину. Русское и русскоязычное население стран СНГ все чаще становится объектом исследовательского интереса. В рамках решения проблем, связанных с оценкой его человеческого потенциала, представляет интерес русскоязычная община города угольщиков - Ангрена (Ташкентская область).

Специальных работ, посвященных этнокультурным процессам в городах постсоветского Узбекистана,

14 В Казахстане создан Союз ремесленников // Казахстанская правда. 2012. 24 янв.

* Исследование подготовлено в рамках проекта «Русские в Центральной Азии: особенности этнокультурных процессов в конце XX - начале XXI веков», поддержанного Президентским грантом МК-2516.2013.6.

немного, несмотря на обилие публикаций, появившихся в 1990-е гг., о положении русского и русскоязычного населения в республиках бывшего СССР. В этих работах анализировался демографический потенциал русских вне России, этнополитическая ситуация в «странах выхода» и социально-культурный статус меньшинства.

Одной из первых к данной проблематике обратилась Н.П. Космарская, которая предложила рассматривать русскоязычное сообщество Центральной Азии не как диаспору, а как особое этносоциальное сообщество со схожим урбанистическим бытом [1; 2; 3]. В монографии о русских в Киргизии автор показывает, что у этой категории отсутствует представление о России как этнической родине. Выводы, к которым пришла Н.П. Космарская в результате полевых исследований в постсоветской Киргизии, могут быть использованы и для оценки ситуации в Узбекистане. Ее оценки

© Цыряпкина Ю.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.