Научная статья на тему 'СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРНИТОМОРФНЫХ МОТИВОВ В ИСКУССТВЕ ВОЙЛОКА У СОВРЕМЕННЫХ МАСТЕРОВ ВОЛГО-УРАЛЬЯ'

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРНИТОМОРФНЫХ МОТИВОВ В ИСКУССТВЕ ВОЙЛОКА У СОВРЕМЕННЫХ МАСТЕРОВ ВОЛГО-УРАЛЬЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО ВОЙЛОКА / ОБРАЗЫ ПТИЦ / СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ / ВОЛГО-УРАЛЬЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бердникова О.Ю.

В данном исследовании раскрываются стилевые особенности орнитоморфных мотивов в декоре произведений из войлока таких современных художников, как Д. Г. и Р. Х. Рахматуллины (Татарстан), Т. Х. Мусалимов (Башкортостан), З. Ф. Гилязова (Башкортостан), К. И. Виллер (Оренбург), проживающих на территории Волго-Уралья. Автор статьи проводит искусствоведческий сравнительно-сопоставительный анализ применяемых ими приемов и средств художественной выразительности, способствующих раскрытию творческого замысла, включающего использование образов птиц. В произведениях художников находят отражение процессы взаимодействия традиционного и новаторского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC FEATURES OF ORNITHOMORPHIC MOTIFS IN THE ART OF FELT IN MODERN MASTERS OF THE VOLGA-URAL

The stylistic features of ornithomorphic motifs are revealed in this study by the example of the works of the following contemporary artists who are masters of felting, such as D. G. and R. H. Rakhmatullina (Tatarstan), T. H. Musalimov (Bashkortostan), Z. F. Gilyazov (Bashkortostan), K.I. Wheeler (Orenburg), artists living on the territory of the Volga-Urals. The author of the article conducts an art history comparative analysis of the techniques and means of artistic expression used by them, contributing to the disclosure of the creative idea, including the use of images of birds. The works of artists reflect the processes of interaction between traditional and innovative.

Текст научной работы на тему «СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРНИТОМОРФНЫХ МОТИВОВ В ИСКУССТВЕ ВОЙЛОКА У СОВРЕМЕННЫХ МАСТЕРОВ ВОЛГО-УРАЛЬЯ»

11. SomeBig 2021 NewsForFans [Elektronnyjresurs] // Medium.com. - Rezhim dostupa: https://medium.com/warnermedia/some-big-2021-news-for-fans-62bb4abc883 (data obrashcheniya: 29.07.2022).

12. Smith-Rowsey D. Imaginative Indices and Deceptive Domains: How Netflix's Categories and Genres Red e-fine the Long Tail / / The Netflix Effect. TechnologyandEntertaimentinthe 21st Century. - USA, 2016. - P. 256.

13. TigerKingaveragednealy 19 millionviewersinfirst 10 days[Elektronnyjresurs] // TheHollywoodReporter.-Rezhimdostupa: https://www.hollywoodreporter.com/video/tiger-king-averaged-nealy-19-million-viewers-watch-1289399/ (dataobrashcheniya: 31.07.2022).

14. Wallach O. Which Streaming Service Has the Most Subscriptions? [Elektronnyj resurs] // VisualCapitalist. - Rezhim dostupa: https://www.visualcapitalist.com/which-streaming-service-has-the-most-subscriptions/ (data obrashcheniya:31.07.2022).

15. Whitten S. Disney says its 'primary focus' for entertainment is streaming - announces a major reorg [Elektronnyjresurs] // CNBC.com. - Rezhimdostupa: https://www.cnbc.com/2020/10/12/disney-reorganizes-to-focus-on-streaming-direct-to-consumer.html (dataobrashcheniya: 29.07.2022).

16. Winslow G. Global OTT Content Market to Top $276B by 2028 [Elektronnyjresurs] // TV Technology. -Rezhimdostupa: https://www.tvtechnology.com/news/global-ott-content-market-to-top-dollar276b-by-2028 (dataobrashcheniya: 29.07.2022).

УДК 7.04

О.Ю. Бердникова

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРНИТОМОРФНЫХ МОТИВОВ В ИСКУССТВЕ ВОЙЛОКА У СОВРЕМЕННЫХ МАСТЕРОВ ВОЛГО-УРАЛЬЯ

В данном исследовании раскрываются стилевые особенности орнитоморфных мотивов в декоре произведений из войлока таких современных художников, как Д. Г. и Р. Х. Рахматуллины (Татарстан), Т. Х. Мусалимов (Башкортостан), З. Ф. Гилязова (Башкортостан), К. И. Виллер (Оренбург), проживающих на территории Волго-Уралья. Автор статьи проводит искусствоведческий сравнительно-сопоставительный анализ применяемых ими приемов и средств художественной выразительности, способствующих раскрытию творческого замысла, включающего использование образов птиц. В произведениях художников находят отражение процессы взаимодействия традиционного и новаторского.

Ключевые слова: Искусство войлока, образы птиц, современные художники, Волго-Уралье.

Olga Yu. Berdnikova STYLISTIC FEATURES OF ORNITHOMORPHIC MOTIFS IN THE ART OF FELT IN MODERN MASTERS OF THE VOLGA-URAL

The stylistic features of ornithomorphic motifs are revealed in this study by the example of the works of the following contemporary artists who are masters of felting, such as D. G. and R. H. Rakhmatullina (Tatarstan), T. H. Musalimov (Bashkortostan), Z. F. Gilyazov (Bashkortostan), K.I. Wheeler (Orenburg), artists living on the territory of the Volga-Urals. The author of the article conducts an art history comparative analysis of the techniques and means of artistic expression used by them, contributing to the disclosure of the creative idea, including the use of images of birds. The works of artists reflect the processes of interaction between traditional and innovative.

Key words: The art of felt, images of birds, contemporary artists, Volga-Ural

Введение

Орнитоморфные мотивы издавна бытовали в традиционном искусстве тюркских народов, к которым среди других относятся такие представители как татары, башкиры, чуваши и казахи, проживающие в Волго-Уральском регионе. В их народном художественном творчестве образы птиц нередко изображались в виде части от целого (клюва, крыла, головки с шеей), сохраняющей семантическое значение [7, с. 12]. Птица символизировала позитивные представления о жизнеустройстве. «Согласно традиции, если человек желал кому-то счастья, свободы и независимости, то дарил вещь со знаками кусмурын (птичий клюв), кусканат (птичье крыло) [2, с. 67]».

Образы пернатых были связаны с отголосками распространенных у всех тюркских народов древних тенгрианских верований, согласно которым Умай, небесная хранительница семейного устройства, могла обернуться птицей. Тюркская поговорка о человеке со счастливой судьбой гласила «Над ним пролетела тень Умай-птицы» [3, с. 38]. Таким образом, птицы олицетворяли небесных покровителей человеческих судеб, обеспечивающих благополучие, а также служивших посредниками между реальным и ирреальным мирами [5, с. 17]. У тюркских народов Волго-Уральского региона периода XX в. образы птиц, символизирующих благопожелание, активно использовались в домовой резьбе по

дереву и в вышивке [8]. На данном этапе часто применялись полиморфные орнаменты, сочетающие орнитоморфные и растительно-цветочные мотивы в единой композиции.

Актуальность обращения к обозначенной теме обусловлена несколькими факторами. Во-первых, многие тюркские народы осознали эстетические ценности своей культуры, частью которой является искусство войлока. Кроме того, во всем мире возросло понимание важности использования экологичных материалов, в том числе из натуральной овечьей шерсти в индустрии дизайна интерьера, одежды и др. Обобщение опыта в этой области даст новый импульс для развития художественного войлоковаляния.

Научная новизна данной работы заключается в выявлении стилевых особенностей орнитоморфных мотивов в искусстве войлока у современных мастеров Волго-Уралья.

В качестве объекта исследования выступают войлочные изделия, изготовленные мастерами-ремесленниками и профессиональными художниками, проживающими на территории Волго-Уралья.

Предметом исследования является вопрос взаимодействия традиционного и новаторского в искусстве войлока.

Цель данной работы - выявить признаки преемственности в трактовке образов птиц в работах современных мастеров и художников, создающих произведения в техниках войло-коваляния.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

-сопоставить технологию изготовления образцов из войлока у самобытных и профессиональных мастеров;

-выявить характерные орнитоморфные мотивы в декоре самобытных произведений из войлока на этапе конца Х1Х-начала XXI в.;

-используя иконологический метод, провести сравнительно-сопоставительный анализ образов птиц в оформлении современных войлочных изделий;

-определить устойчивые стилевые особенности исследуемых узорных войлоков. Материалы и методы Современная история развития войлоко-валяния включает достижения художников Волго-Уралья. В качестве материалов были использованы произведения декоративного искусства, созданные в различных техниках валяния из войлока. Привлекались войлочные панно из частных коллекций, работы мастеров - башкир и татар, выходцев из народ-

ной среды, являющихся носителями самобытной культуры.

При написании статьи применялись исто-рико-сравнительный метод исследования, а также сравнительно-сопоставительный искусствоведческий анализ орнитоморфных мотивов в декоре произведений из войлока, выявляющий композиционные, колористические, технологические приемы художественной выразительности.

Литературный обзор

В научной среде интерес к художественному войлоковалянию у тюркских народов проявился с середины XX в. и не ослабевает по настоящее время. Внимание многих современных специалистов привлекает искусство войлока. Так, в статье «Художественный войлок, как социокультурный феномен», написанной совместно О. Г. Авдеевой и Е. Л. Антоновой (2017) сопоставляются традиционные и современные технологии художественного войлоковаляния, возникшие в древности на историко-культурных территориях ныне известных как Алтай, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Туркмения. В искусствоведческих трудах С. Г. Батыревой анализируется искусство войлоковаляния как важная часть культуры монгольских народов. Проводится анализ традиционного орнаментального декора войлочных изделий с использованием образцов из музеев Калмыкии и других известных музеев России. Искусствовед выделяет взаимообратимость геометрического линейного орнамента, выполненного в стеганной технике, как характерную особенность декора калмыцких войлоков. В публикации исследователей Е.Н. Гузе-ватовой и О.В. Киштеевой «Технологии художественного войлока как отражение экологических традиций кочевников Саяно-Алтая» (2020) рассматривается указанный вид самобытного творчества у алтайцев, тувинцев и хакасов в аспекте культурно-экономического потенциала развития области. В статье А.Н. Нечаевой «Художественные особенности орнамента в искусстве традиционного ковроделия народов Горного Алтая» (2021) выявляются устойчивые орнаментальные мотивы в искусстве изготовления алтайских войлочных ковров, и раскрывается семантическое значение их элементов.

Результаты

На этапе XXI в. профессиональные художники декоративного искусства Татарстана обращались к самобытным образам птиц и орнитоморфным мотивам орнамента в

народном искусстве татар и их этнических предков. Так, З.Н. Бикташева создала панно «Золотая птица Хумай над Булгарами» (2017), используя различные виды вышивок и ушко-вой техники аппликации. Ее птица напоминает великолепную сказочную обитательницу дворцовых садов. В ювелирном направлении можно отметить произведение «Птица» Т.В. Соловьевой (2017) из серебра, декорированное хрустальными и коралловыми вставками, привлекающее изысканностью линий силуэта. В художественной обработке дерева выделяется работа Р.Х. Ахметова «Мифы древней Булгарии», в центральной части которой запечатлены образы четырех лебедей, расположенных по кругу, как на зеркалах золото-ордынского периода. Композиция сходна с «Птицами» (2014) Н.Х. Кумысниковой, выполненной в уникальной технике кожаной мозаики.

Образы птиц в технике войлоковаляния начала XXI в. отличаются различными стилевыми особенностями. Так, Е.С. Ермолина воплотила птицу счастья (2017) в переливах и оттенках сине-голубой гаммы в сочетании техник мокрого и сухого валяния. Этот образец адресует нас к известному символическому персонажу Мориса Метерлинка. Европейская Синяя птица несет семантическое значение, сходное со смыслами птиц в тюркском миропонимании.

Художественное воплощение птиц у художников, корнями связанных с национальной культурой, отличается этническим своеобразием. Особенно ярко это проявляется в работах Дефака Гатаулловича и Розы Хали-товны Рахматуллиных, художников, отдавших много сил возрождению некогда процветавшего валяльного промысла на территории современного Татарстана. Будущие мастера родились в с. Татарская Дымка Бугульмин-ского р-на и с детства прониклись ценностями национальной эстетики. Воспринятые ими традиционные каноны народного искусства проявились в таких орнаментально-декоративных композициях, раскрывающих темы национальной культуры, как «Сабантуй» (1980), «Шурале» (1982), «Древо жизни» (1984) и др. Мотив древа жизни с обитающими в его ветвях птицами наблюдается в декоре образцов самобытного искусства у многих народов мира, в том числе и у тюркских. Этот образ воплотил структуру жизнеустройства, состоящую из трех сфер мироздания, верхнюю часть которого занимали небесные создания - пернатые и божества.

Рассматривая панно Д. Г. и Р.Х. Рахматуллиных, на котором мировое древо запечатлено в плавных изгибах многочисленных ветвей, можно увидеть в кроне стилизованные изображения птиц. Они словно составляют с ветвями единое целое, выделяясь темными силуэтами на фоне кирпично-терракотовых ветвей. В композиционном решении используется сочетание формы и контрформы, данных в противоположных тонах. Этот старинный прием известен по многочисленным образцам декора тюркских войлочных ковров (казахских, туркменских, кыргызских), созданных в мозаичной технике накладывания двойного узора. Нужные формы декора вырезались из светлой и темной пары войлочного материала и сшивались с изнанки. Художники Рахматуллины, применяя указанный способ отделки, запечатлели в центральной части панно стройный ствол могучего мирового древа, который занимает значительное место на поле изделия от низа до верха и служит осью зеркальной симметрии от корней до верхушки раскидистой кроны. Многочисленные ветви, располагающиеся ярусами, являются местом обитания различных существ. Верхний - предназначен для птиц с раскрытыми сильными крыльями большого размаха. Они производят впечатление недремлющих стражей и бессменных вестников божественного провидения. На среднем ярусе изображены в профиль навстречу друг другу изящные отдыхающие пернатые, напоминающие по облику сказочных обитательниц волшебных садов. Сходные образы певчих созданий наблюдаются в декоре дорогих тканых ковров из шелка или шерсти ручной работы персидских, азербайджанских и узбекских мастеров.

Иные образы птиц запечатлены в произведениях Талгата Хасановича Масалимова, художника Башкортостана татарского происхождения, раскрывающего в творчестве в основном темы народной культуры [Пурик Э.Э., с. 148]. Часть их сюжетов связана с воспоминаниями о деревне Шатмантамак Миякинско-го района Башкортостана, где он родился и которую впоследствии воспевал в многочисленных произведениях, выполненных в различных техниках и материалах. Художник создал ряд панно, используя мокрое валяние. На них дорогое для него прошлое, связанное с малой родиной, запечатлено в манере наивного творчества, сходного с рисунками детей. Так, на фоне золотого неба, занимающего значительное место на панно, выделяются

изящные силуэты синих пташек. Одна из них уютно устроилась на конце сиреневой радуги или коромысла, другая - взлетела над полями и устремилась в лучистое солнечное пространство. Певчие создания исполняют гимн радости бытия, хрупкость и краткость которого подчеркивает узкая черная линия бесконечного космоса и вечности, уносящей все живое в назначенный свыше срок. В данной работе Т.Х. Масалимова проявилось дуалистическое миропонимание, свойственное представителям тюркских народов. Другая трактовка птиц дана в его триптихе «Время» (2000). Здесь птицы не вестники богов, а их воплощение. Занимая основную часть неба (по принципу «чем больше, тем значительнее»), они парят над миром тюрков, виды которого запечатлены в черно-белых тонах, словно документальная хроника. Все три панно триптиха решены в форме песочных часов. На первом из них, где каменное изваяние еще обладает четко прорисованными чертами облика воина, и где к нему еще ведет протоптанная тропа, крупная птица летит очень близко к земле, осеняя крылом все живое, ибо в поверьях тюркских народов считалось, что «На кого упала тень от птицы Умай, того ожидает счастье» [Мухаметзянова или Шкляева]. В центральной части триптиха птицы изображены парящими высоко в небе, далеко внизу под ними неолитическая прародительница человечества напоминает об общих корнях, о глубинном родстве всех народов. На третьем панно запечатлена птица, взлетающая в небо, как душа усопшего героя. Она ассоциируется со свободолюбивым народом, который существует, пока находится в движении на бескрайних небесных и земных просторах. Об этом же напоминает образ священного белого коня, ожидающего продолжения странствий по ту или эту сторону бытия. Птицы Т.Х. Масалимова олицетворяют не только своеобразие мировосприятия тюркских народов в прошлом, но и предвещают благую жизнь в будущем тем, кто унаследовал духовные ценности предков.

Образы птиц являются одной из тем, к которым обращается художник-прикладник Земфира Фильхатовна Гилязова. Она родилась в д. Кальчир-Буран Аргузинского района (Башкортостан) и хорошо знает народный фольклор, темы которого нашли отражение в таких ее войлочных панно, как «Таш (Шуль-ган-Таш)» (2013), «Тушактартма (ленты для приданого невесты)» (2015-2018) и др. Особенно ей полюбился образ серого журавля -

сакрального существа в миропонимании башкирского народа, вдохновивший художника на создание произведений «Журавли», «Танец», «От родного порога» (2021) и др.

На панно «От родного порога» большая птица изображена в реалистичной манере, плавно взлетающей над маленькой деревней. Ее серый силуэт выделяется на белом небе. Изящная белоснежная шея, голова и клюв даны на фоне расположенных вертикально свинцовых туч, заполненных элементами самобытных орнаментальных мотивов, напоминающих древние рунические письмена, запечатленные в основном красными и желтыми знаками.

В отличие от реалистических образов птиц З.Ф. Гилязовой, на произведениях К.И. Виллер пернатые создания запечатлены в традиционном стиле, как на самобытных казахских войлочных текеметах. Калима Имановна Вил-лер изготовила их для выставки «Киргизская степь в объективе Карла Фишера» в Оренбургском краеведческом музее, где они демонстрируются как часть убранства казахского жилища. К.И. Виллер родилась в Акмоласае Мартукского района, Актюбинской области Казахстана. Росла в семье вместе с двумя братьями и тремя сестрами. Бабушка, Зинеп Жаймагамбетова, собирала для своих четверых внучек приданое и девочки ей помогали. Таким образом, в процессе создания текмета, традиционного войлочного казахского ковра, Калима Виллер принимала участие с 7 лет. В Оренбург мастерица переехала в 1979 году. В течение более чем двадцати лет она отдавала много сил художественному валянию, сохраняя и развивая самобытную культуру казахов Оренбуржья, среди которых пользуется популярностью свадебный подарок в виде войлочного панно, декорированного врезным узором «ою» (казах.). В исполнении Калимы Виллер композиция на поле изделия включает образы двух стилизованных лебедей, взлетающих навстречу друг другу. Птицы изображены с использованием принципа вертикальной зеркальной симметрии. В нижней части раппорт завершается орнаментом, включающим такие элементы как трилистник, рогообразные завитки и изгибы стебля. Все они несут определенное семантическое значение: в тюркской декоративной системе трилистник является символом возрождения жизни, а рога - источником ее силы. Вьющийся стебель, обозначающий бесконечность жизненных циклов, бордюром обрамляет панно по периметру края. С обеих сторон его

подчеркивают тонкие линии вышивки, образующие в каждом углу изделия завитки рогов той же формы, которая используется в центральной композиции. Колористическое решение данной работы включает только два цвета - алый и белый. В технологическом исполнении это позволяет создавать сразу два панно с декором одинаковым по композиции, но противоположным по колориту. В одном случае образы алых лебедей и орнамент контрастно выделяются на белом фоне, а во втором - наоборот. Данное цветовое сочетание, наполненное семантическим значением, производит впечатление праздничности и воспринимается как многократное благопожела-ние.

Обсуждение

В настоящее время художественное войло-коваляние по большей части представлено в качестве городского искусства. Следует отметить, что искусством войлока занимаются преимущественно профессиональные художники-выходцы из сельской местности. Обращаясь к сюжетам народного фольклора, они создают в основном войлочные панно в смешанных техниках с применением мокрого валяния, фильцевания и нунофелтинга. Их произведения способствуют развитию как национальной, так и общероссийской культуры.

Заключение

В искусстве войлока у современных художников образы птиц часто воплощаются способом мокрого валяния, одинаково применяе-

ставителей тюркских народов. Таким образом соблюдается преемственность в технологии исполнения.

В настоящее время в искусстве войлока получили развитие полиморфные мотивы орнамента, включающие традиционные ор-нитоморфные и растительные элементы. Техника мозаики выполнена с присущим ей цветовым решением изделия, основанным на принципе контрастного сочетания тождественных по форме узоров. Современные художники Д.Г. и Р. Х. Рахматуллины, К.И. Вил-лер используют данный выразительный прием. Кроме того, современные мастера-художники стремятся запечатлеть в реалистичной манере определенных птиц, чьи изображения, несущие семантические значения, ассоциируются с каким-либо народным поверьем или легендой, как в произведениях Т.Х. Мусалимова и З.Ф. Гилязовой.

Таким образом, проведение искусствоведческого сравнительно-сопоставительного анализа произведений из войлока, созданных в начале XXI в., показало, что художники, использующие самобытную узорную отделку изделий XIX в. в качестве метафоры, стали наиболее успешными в развитии новаторских приемов и обретении оригинального авторского стиля. Ряд мастеров, работая над образами, опираются на традиционную трактовку, соблюдают сходство по тем или иным общим признакам, но при этом создают новые смыслы, связанные с современной культурой.

мого многими поколениями мастеров, пред-

Литература:

1. Авдеева О.Г. Инновационные приемы в сфере художественного войлоковаляния при создании изделий декоративно-прикладного искусства // Декоративно-прикладное искусство в социокультурном пространстве России, г.Белгород, 28 апреля 2017.- Белгород : Изд-во Белгородского государственного института искусств и культуры, 2017. - С. 142-148.

2. Авдеева О.Г., Антонова Е.Л. Художественный войлок как современный социокультурный феномен // Наука. Искусство. Культура. - 2017.- Вып. 1 (13).- С. 167 - 173.

3. Асылова Л.М. Символические особенности казахских серебряных колец из фондов восточно-казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея заповедника // История и культура народов Юго-Западной Сибири сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай), г.Горно-Алтайск, 20-30 апреля 2014 г. - Усть-Каменогорск, 2014. - С. 67.

4. Батырева С.Г. Орнаментальный декор войлока в пространстве этнического мировидения (по материалам музейных коллекций Калмыкии) // Этнология. Oriental Studies. - 2018.- №6 (40). - С.23 - 28.

5. Гузеватова Е.Н., Киштеева О.В. Технологии художественного войлока как отражение экологических традиций кочевников Саяно-Алтая // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020.- № 11 (101). - С. 87- 89.

6. Мухаметзянова Л.Х. Татарский эпос : книжные дастаны / АН РТ, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова. - Казань, 2014. - 380 с.

7. Нечаева А.Н. Художественные особенности орнамента в искусстве традиционного ковроделия народов Горного Алтая // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2021.- №57 - С. 210 - 216.

8. Пурик Э.Э., Ахмадуллин М.Л. Шакирова М.Г. Традиции и инновации в творчестве Талгата Масалимо-ва // Икони. - 2019.- № 1. - С. 147-156.

9. Шаряфетдинов Р.Х. Мифологический образ Птицы как отражение культуры татарского народа в современной литературе // Наука и школа. - 2021. - № 5. - С. 11-19.

10. Шевцова А.А. Казахский народный орнамент как этнографический источник : на материалах XIX -начала XX вв. : автореферат дис.... канд. ист. наук : 07.00.00, 07.00.07 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова.

- М., 2004. - 22 с.

11. Шинковская К.А. Все способы валяния. - М.: Аст-Пресс книга, 2011. - 176 с.

12. Шкляева Л.М., Народное искусство домовой резьбы у татар Среднего Поволжья середины XX -начала XXI века : семантика и стилевые особенности. - Казань : Татар. кн. изд-во, 2020. - 127 с.

References:

1. Avdeeva O.G. Innovacionnye priemy v sfere hudozhestvennogo vojlokovalyaniya pri sozdanii izdelij dekorativno-prikladnogo iskusstva / / Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v sociokul'turnom prostranstve Rossii, g.Belgorod, 28 aprelya 2017.- Belgorod : Izd-vo Belgorodskogo gosudarstvennogo instituta iskusstv i kul'tury, 2017. - S. 142-148.

2. Avdeeva O.G., Antonova E.L. Hudozhestvennyj vojlok kak sovremennyj sociokul'turnyj fenomen // Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. - 2017.- Vyp. 1 (13).- S. 167 - 173.

3. Asylova L.M. Simvolicheskie osobennosti kazahskih serebryanyh kolec iz fondov vostochno-kazahstanskogo oblastnogo arhitekturno-etnograficheskogo i prirodno-landshaftnogo muzeya zapovednika // Istoriya i kul'tura narodov YUgo-Zapadnoj Sibiri sopredel'nyh regionov (Kazahstan, Mongoliya, Kitaj), g.Gorno-Altajsk, 20-30 aprelya 2014 g. - Ust'-Kamenogorsk, 2014. - S. 67.

4. Batyreva S.G. Ornamental'nyj dekor vojloka v prostranstve etnicheskogo mirovideniya (po materialam muzejnyh kollekcij Kalmykii) // Etnologiya. Oriental Studies. - 2018.- №6 (40). - S.23 - 28.

5. Guzevatova E.N., Kishteeva O.V. Tekhnologii hudozhestvennogo vojloka kak otrazhenie ekologicheskih tradicij kochevnikov Sayano-Altaya // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2020.- № 11 (101).

- S. 87- 89.

6. Muhametzyanova L.H. Tatarskij epos : knizhnye dastany / AN RT, IYALI im. G. Ibragimova. - Kazan', 2014. -380 s.

7. Nechaeva A.N. Hudozhestvennye osobennosti ornamenta v iskusstve tradicionnogo kovrodeliya narodov Gornogo Altaya // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2021.- №57 - S. 210 - 216.

8. Purik E.E., Ahmadullin M.L. SHakirova M.G. Tradicii i innovacii v tvorchestve Talgata Masalimova // Ikoni. -2019.- № 1. - S. 147-156.

9. SHaryafetdinov R.H. Mifologicheskij obraz Pticy kak otrazhenie kul'tury tatarskogo naroda v sovremennoj literature // Nauka i shkola. - 2021. - № 5. - S. 11-19.

10. SHevcova A.A. Kazahskij narodnyj ornament kak etnograficheskij istochnik : na materialah XIX - nachala

XX vv. : avtoreferat dis.... kand. ist. nauk : 07.00.00, 07.00.07 / Mosk. gos. un-t im. M.V. Lomonosova. - M., 2004. -22 s.

11. SHinkovskaya K.A. Vse sposoby valyaniya. - M.: Ast-Press kniga, 2011. - 176 s.

12. SHklyaeva L.M., Narodnoe iskusstvo domovoj rez'by u tatar Srednego Povolzh'ya serediny XX - nachala

XXI veka : semantika i stilevye osobennosti. - Kazan' : Tatar. kn. izd-vo, 2020. - 127 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.