folklore genres and current beliefs. Person acts as the Creator of Holy places and the initiator of new traditions in bear merrymaking.
Keywords: immaterial heritage of Ugra, bear merrymaking, bear songs, Northern Khanty, Kazim Khanty, trade cult, shaman song
Светлана Батырева DOI 10.37492/ETN0.2020.59.1.009
Народное прикладное искусство номадов: тувино-калмыцкие параллели
Изучение культурного наследия в собраниях музеев призвано зафиксировать в описании художественные традиции народов России. В условиях глобализации, в усиливающемся процессе исчезновения наследия немногочисленных этносов приходит понимание необходимости его сохранения с целью дальнейшего исследования. Российская культура не может быть полноценно изучена вне ее локальных явлений, целенаправленно вводимых в научный оборот.
В междисциплинарном музееведческом подходе, сочетающем методы искусствознания, истории и этнокультурологии, анализируется декоративно-прикладное искусство тюрко-монгольских кочевников из музейных собраний Калмыкии, Санкт-Петербурга и Тувы. Экспонаты войлоковаляния, рассматриваемые через призму традиций технической и художественной обработки шерсти, дают возможность выявить архетипы сознания в построении орнаментальной композиции изделий. В декоре войлока, древнейшего материала, созданного в кочевом укладе животноводческого хозяйства, отражены особенности пространственного мировидения номадов.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-512-44002 «Народное декоративно-прикладное искусство ойратов Монголии и калмыков России: общее и особенное в сравнительно-сопоставительном анализе».
Ключевые слова: культура, наследие, искусство, войлок, войлоковаляние, стежка, аппликация, калмыцкий орнамент
Традиционное жилище тувинцев и калмыков
Генетические связи народного искусства калмыков с культурами народов Южной Сибири и Центральной Азии наглядно прослеживаются в процессе изучения
о *
5 б
го х ^ х ш
5 ЁТ
Батырева Светлана Гарриевна, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник, отдел истории, археологии и этнологии, Калмыцкий научный центр РАН (Элиста), sargerel@mail.ru
материальной культуры тувинцев, экспонируемой в Национальном музее имени Алдан-Маадыр (Кызыл). Средоточие художественных традиций представляет комплекс «Юрта», созданный в 1975 г. народными мастерами под руководством камнереза Саая Когела, знатока наследия. С.И. Вайнштейн, подчеркивая необходимость дальнейшей «разработки вопросов развития тувинской традиционно-бытовой культуры», писал: «...в плане исследования еще очень много малоизученных общих закономерностей формирования народного искусства кочевников» [3, с. 5-7]. Рассматривая в русле традиций мобильной архитектуры кочевников жилище тувинцев и калмыков, находим много общего в конструкции и предметном содержании.
Деревянный каркас войлочного дома (калм. «ишю гер») состоит из купола, составленного из длинных жердей, стенных решеток, дверей, выкрашенных в красный цвет с орнаментальной росписью. Войлочное покрытие квадратной формы для дымового отверстия (калм. «ерк», тув. «ореге») может быть по краям обшито тканью или витым шнуром, имеет плетеные веревки из шерсти или конского волоса для закрепления длиной до 1,5 м. Верх жилища покрывает войлок трапециевидной формы (калм. «деевр», тув. «дэ-эвиир») с веревками для закрепления
из конского волоса по углам и по центру боковых краев. Размеры могут достигать 7х2 м. Прямоугольную форму имеют остальные части покрытия, сваляного из шерсти и обшитого по краям шерстяной нитью, с плетеными шерстяными или волосяными веревками. Войлочная стеганая полость (калм. «удна ишй», тув. «кидис эжик»), обшитая по краям тканью, покрывает деревянную дверь размерами 1,5х1 м. Пространство жилища у калмыков и тувинцев традиционно делится на мужскую и женскую половины, покрытые войлочными циновками (калм. «ширдг», тув. «ширтек»).
О декоре войлока
Тамговый узор треугольных сегментов, составляющих квадраты, дополняется Т- или Г-образным полукружным меандром в волнообразной (фиксирующей восхождение-нисхождение и движение по прямой) трактовке стежки. Художественным образом эмоционально осмысливается движение и развитие в мобильном бытии кочевников, определяющем его мировидение. Декор изделий наглядно демонстрирует закономерности творческого мышления мастеров, преодолевающих хаотичность мира в упорядочивании пространства войлока изображением того или иного орнаментального мотива, органично соотносимого с другим. Ритм объединяет пространственные соотношения орнаментальных форм в специфике выразительных средств декоративно-прикладного искусства.
Ковры «ширдг» калмыков скромны в декоре и сдержанны в колорите войлока белого или серого цвета, обшитого по краям полосой мягкой кожи или ткани и орнаментированного суровой шерстяной нитью, контрастной к цветовой основе изделия. Простота декора в подчеркнутой графике геометрического рисунка составляет стилевое своеобразие калмыцкого войлока
о *
5 б
ГО х
ай са
как свидетельство древних истоков искусства. Такова линейная выразительность сетчатого орнамента, сочетающего в декоративной композиции треугольные формы, слагаемые в квадратные и ромбовидные мотивы. Стеганая архаика ноин-улинского войлока, хранящегося в фондах Государственного Эрмитажа, ? удивительно созвучна декору калмыцких циновок «ширдг» из войлочных коллекций Музея традиционной культуры им. Зая-пандиты Калмыцкого научного центра и Национального музея Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова.
В декоративном искусстве тюрко-монгольских народов помимо стежки традиционно применение аппликации, наложения на войлочную поверхность узоров из шерсти, войлока, ткани или кожи. Последнее в монгольской культуре характеризует в большей степени искусство бурят, указывает исследователь А. Бадмаев [1, с. 96-97]. О синтезе технических приемов в искусстве войлока тюркского мира свидетельствуют история и современность войлоковаляния, ставшие предметом обсуждения на международном симпозиуме в Казани в 2009 г. [5]. Обширный материал издания, посвященный художественному войлокова-лянию, и изучение фондового материала российских музеев дают возможность сравнить в сопоставлении и обобщить в заключении монгольские и тюркские традиции, имеющие общие истоки в культуре номадов Центральной Азии.
Попытка исследователей выявить специфические универсалии тюркского художественного мышления на основе традиционного войлока, памятника искусства и богатейшего источника материальной культуры многих народов [7, с. 11-15], дополнена выводом о необходимости искусствоведческого подхода в его изучении. Действительно, «археологи и этнографы ограни-
чиваются лишь внешним описанием находок; тюркская цивилизация немыслима без искусства войлока, являющегося ее составной частью, спецификой материальной и духовной культуры, отличающей ее от оседло-земледельческой цивилизации», - обобщает А. Хузин [8, с. 16-22]. Заметим, сформулированное заключение в полной мере можно отнести к традиционной кочевой культуре монгольских народов [9]. Так, выставка Российского этнографического музея, открытая в рамках программы «Антропология вещи» в 2007 г., объединила более 500 экспонатов, из них 364 - из войлочной кладовой музея, представлявшей в основном экспонаты материальной культуры тюрко-монгольских народов России и мира [6, с. 23-25].
Изобразительные мотивы декоративно-прикладного искусства номадов, тюрков и монголов, составляют характерный «скотоводческий орнаментальный комплекс», обобщаемый в разнообразной художественной трактовке узора «бараний рог». Традиционная культура животноводческого уклада бытия - важная основа в восприятии войлочного материала, сохраняющего информацию о самых древних пластах художественного наследия, объединяющих кочевников. Вместе с тем отметим наблюдаемые существенные различия в принципах декоративного оформления войлока.
Основы тюркского декора войлока
Сравнивая тюркский войлок с войлоковалянием ойратов Монголии и калмыков, подчеркнем: в декоративном пространстве традиционной кошмы кыргызов и казахов (Росийский этнографический музей) обязательно соблюдается равновесие узора и фона войлочной композиции, зрительном восприятии органично сопрягаемых и взаимосвязанных без акцентирования
о *
5 б
ГО х
ай са
того или иного. На наш взгляд, именно это составляет своеобразие художественного мировидения тюрков, целенаправленно формирующих таким способом равную плоскостную выразительность орнаментального декора, органично воспроизводимого и вписанного в мозаичную композицию. ? Декоративные основы построения пространства по-
лучают развитие в ковровом искусстве ислама, проецирующем указанную особенность «тюркского мировидения». Художественный войлок определяет весьма условная граница между пространством и изображением, плавно перетекающим в свое зеркальное отображение в поле окаймления. Таким образом, рисунок взаимообратим в фоне и различаются они лишь цветом. Выразительность орнаментального декора ткани в ткачестве и валяной шерсти в войлоковалянии, образует взаимосвязанное бытие узора и фона, неразделимых в декоре. Выстроенная в пространстве войлочного полотна узорная композиции органично перетекает из одного в другое при смене цвета составляющих элементов. Принципиальные основы тюркского декора выявлены в сравнительно-сопоставительном анализе с художественными особенностями войлоковаляния ойратов и калмыков.
Основы декора войлока монгольских народов
Для искусства монгольских народов характерно подчеркнуто центрированное выделение основного изображения в войлочном пространстве, что ведет к раздельному восприятию орнамента и фона. Четко выражены центр помещением квадрата (ромба) и симметрия построения линейного декора, имеющего верх и низ, правую и левую стороны. Наглядно выявлено изобразительное начало, подчеркнутое графикой узорного войлока калмыков и ойратов.
Композиционные основы орнаментального декора строятся во взаимообусловленном сочетании составляющих форм. Квадрат, распадаясь, образует треугольники, которые, соединяясь вместе, вновь формируют квадрат (ромб). В подобной орнаментальной игре творческой деятельности выражена и подчеркнута мысль (во множестве авторских интерпретаций линейного декора калмыцкого войлока) об органичной взаимосвязи явлений миропорядка. Подобное построение композиции в отличие от подчеркнутой абстракции декоративной трактовки тюркского войлока сопряжено с системой философского мировидения, отводящего человеческому сознанию, его творческому структурирующему началу, центральную основополагающую - миро-созидающую роль в бытии.
Декор войлока тувинцев в призме этнокультурного взаимодействия: ойратские и калмыцкие параллели
Изделия, как правило, простеганы геометрическим узором, края могут быть обшиты шерстяной тканью. Таков тувинский войлок темного цвета «ээр кара», укладываемый вокруг очага, края его отделаны белой шерстяной нитью. Войлочные полости (по сторонам света) поделены мелкой квадратной стежкой, где параллельные линии под углом образуют большой квадрат из малых, дополненных треугольными формами по краям. Покрытие обшито полосой красной ткани, дублированной витым шнуром или белой шерстяной нитью.
Вариации геометрической темы «квадрат-треугольник», единой для тувинцев и калмыков, создавались в творческой деятельности мастериц, реализующих в художественной стежке архетипы пространственного мышления предков. Сквозная идея мировидения древ-
о *
5 б
ГО х
ай са
них - взаимообусловленное единство мира, наглядно проецируемое в игре форм, создаваемых приемами линейной стежки войлока. У калмыков, как правило, акцентируемой контрастом цвета войлочной основы и стеганой шерстяной нити.
Техника и орнаментальные мотивы исполнения ? представляют наиболее архаичный слой культурного наследия номадов Центральной Азии. Оно сохраняется в консервации войлочной традиции калмыков, у тувинцев имеет продолжение в развитии геометрического рисунка, дополняемого растительным или зооморфным узором. Последнее представляют войлочные циновки «ширтек», укладываемые у входа в тувинскую юрту.
В экспозиции музея - войлок со стеганой геометрией стежки, центрируемой четырехлепестковым цветком в окружении рогообразных узоров, выложенных витым шнуром. Подобный декор свойственен циновкам ойра-тов Западной Монголии, сочетающим растительные и геометрические мотивы стеганых композиций цветными шерстяными нитями (изделия рубежа ХХ-ХХ1 вв. из фондов Музея им. Зая-пандиты Калмыцкого научного центра РАН).
Орнаментальные мотивы тувинского войлока
Коврики из конского волоса и шкур овец дополняют интерьер тувинской юрты. В женской половине располагается над кроватью панно из войлока, многоцветная композиция составлена из рогообразных узоров с характерным перетеканием рисунка в фон и наоборот. Войлочные ковры датируются 1950 годами (советского периода Тувинской АССР). Яркий разноцветный декор зооморфного мотива выполнен в технике аппликации цветного войлока, вырезанного и наложенного на основу, обшитую витым шнуром.
Приемы войлочного ремесла древних тюрков, хранимые в наследии тувинцев, позднее получили распространение в искусстве народов Средней Азии и, в частности, киргизов, принесших их в свое время с просторов Центральной Азии. Архетип художественного освоения пространства сохраняется в таких кожаных изделиях как сумки «барба», сложенные в интерьере на мужской половине тувинской юрты. Кубической формы изделия несут роговидные аппликации в характерной тюркской трактовке. Дополнение сверху креплением замка указывает на прикладную значимость изделий, вместилищ для мягких вещей.
Аппликация сохраняется в прикладном искусстве тувинцев и в незавершенной форме исполнения композиции из плетенок «ульзий», дополненных по центровой вертикали S-образными элементами в окаймлении т-образным меандром. Это техника наложения и ввали-вания рисунка в войлочную основу другого цвета без закрепления шнуром. Другим примером может служить «ширтек» неправильной формы со стеганым рисунком квадратов с параллельной стежкой по вертикали и горизонтали. Линии стежки по косой образуют квадраты (ромбы), дифференцируемые на треугольники. Иногда фоном являются выкладываемые стежкой овальные формы, заполняющие войлочную плоскость, на которой выделяется выложенный витым шнуром рого-образный рисунок. Соединение тюркских и монгольских традиций несет ковер «Пролетарии всех стран, соединяйтесь. Мир и дружба» с надписью, выложенной черной шерстью поверх войлочной основы светло-серого цвета. Композиция составлена рогообразными фигурами различной сложности, плетенкой «ульзий» («узел счастья») и S-образными фигурами. В орнаментальной структуре декора войлочных изделий прослеживается формообразующее влияние буддизма с четкой диффе-
о *
5 б
ГО х
ай са
ренциациеи культового мотива в центре и иных узоров справа и слева, снизу и сверху от центрального.
Художественный декор войлока и ткани тувинцев и калмыков
Исследовательский интерес представляют войлоч-? ные коврики «олбук» для лам, обшитые тканью. Подстилки квадратной формы середины 1970-х гг. украшены рогообразными узорами из тесьмы, выложенной в замкнутой композиции, центрированной четырехле-пестковым цветком. Мотив, широко варьируемый в войлоках ойратов Западной Монголии. Г-образный меандр и крестообразный узор в ленточном рисунке тесьмы не снимает пестроты цветовой гаммы, закреплен нитяным стежком или машинной строчкой. Циновки «олбук» из войлока, 1974-1975 гг. исполнения, демонстрируют общие для тюрков и монголов приемы декорирования войлока. Такова традиция выжигания войлочных панно с жанровыми сценами (дойки кумыса, игр жеребят и лошадей на фоне селения и горного облачного ландшафта), нередко сопровождаемые подписью по вертикали на старомонгольском. Декор, широко применимый сегодня в создании панно-ковров, подушек, войлочных носков для кожаных сапог и сувениров-сумок в туристической сфере Монголии и Тувы.
Сходную функцию несет подушка «сыртык» с декором из прошитых цветных шерстяных шнуров. Последнее вызывает в памяти вышивку «тШнтгин зег» на круглом торце валикообразных подушек калмыков. Калмыцкая народная вышивка «зег» - самобытное явление в искусстве тюрко-монгольских народов Центральной Азии. Сочетающая технику наложения цветных шнуров геометрическим узором, нашивок из ткани, тесьмы и позументов на фоне шитья гладью золотыми и серебряными нитями. Своеобразный в тональной
разработке цвета художественный образ создан калмычкой-вышивальщицей, осмысливающей в полихромии узора «зег» многообразие явлений окружающего мира.
Отметим, техника наложения шнуров в тональной раскладке цвета растительного декора свойственна и тувинским подушкам по длине изделия. Декорированные цветными ткаными полосками, как и покрывало «шывыг», войлочные изделия имеют прямоугольный торец с накладным декором из цветных пуговиц и ткани. Таковы орнаментальные особенности, выявленные в сравнительно-сопоставительном исследовании искусства кочевников - калмыков, ойратов и тувинцев, «позволяющие проследить вопросы генезиса традиционной культуры народов» [3, с. 145-162; 2, с. 85-106].
Своеобразие войлочной культуры Тувы
Войлочная культура тувинцев, тюрков, проживающих на границе монгольского мира, сформировалась в тесных этнокультурных контактах с монголоязыч-ными ойратами. Об этом свидетельствует древняя печать центральноазиатского очага художественных традиций, характерных не только для войлока и ткани, но и для металла монголов, бурят и тувинцев. Отдельные образцы тувинского войлока из коллекций Российского этнографического музея и Национального музея Республики Калмыкия трудно отличить от монгольского в орнаментальном составе и принципах построения узорной композиции.
Строчевая техника нанесения узоров характеризует формообразующее влияние единой традиции в создании циновок «ширтек» и ширмэл (монг. «узорный войлок). Органично выражают идею взаимобусловленного бытия человека и мира зооморфные и растительные мотивы художественного войлока ойратов и тувинцев.
о *
5 б
ГО х
ай са
Древний слой геометризованной строчевой традиции, уходящей в архаику войлоковаляния предков, законсервированный в калмыцких циновках «ширдг», получает продолжение в полихромии нитяной стежки, органично дополняемой растительными мотивами в войлочном искусстве номадов Центральной Азии ? (ойратов и тувинцев). Феноменом сохранения и преобразования художественной традиции рассматриваем появление с последующим развитием калмыцкой народной вышивки «зег» на ткани, самобытно синтезирующей приемы декора войлока.
Заключение
Произведения народного искусства исторически обусловлены традициями кочевой культуры. Этим объясняется общее в войлочном искусстве тюрко-монголь-ских народов и локальное своеобразие культурного наследия. Декоративно-прикладное творчество номадов объемлет художественные традиции многих народов великого пояса степей Евразии. В основе его лежит пространственное мировидение, сформированное в многовековом опыте освоения природной среды, преобразуемой в орнаментальном декоре войлока. Культурное взаимодействие происходило «в эпоху ранних кочевников, когда у скотоводческих племен, живших на обширных просторах евразийских степей от Восточной Европы до Центральной Азии, сложились сходные формы хозяйственного быта», «способствовавшие распространению многих достижений, в том числе в искусстве орнаментации мягких материалов (кожа, войлок, ткань)» [3, с. 5-7; 127-144].
Рассмотренный в сравнительном исследовании войлочный декор как средство художественного освоения пространства позволяет выявить культурный ареал традиций, общих для ойратов, тувинцев и калмыков.
В характеристике исторического процесса этнокультурного взаимодействия нельзя не согласиться с известным тувиноведом С.И. Вайнштейном, утверждающим: «... Многие вопросы культуры кочевников, в частности, ее генезис, закономерности развития, как, впрочем, и проблема происхождения номадизма, остаются сла-боизученными и требуют привлечения новых источников... Отставание в разработке этой проблематики, вызванной прежде всего недостаточностью конкретных сравнительно-исторических исследований кочевнических культур в очагах их формирования» [4, с. 3-7] мы попытались восполнить на материале изучения декора войлока из фондов музеев Калмыкии, Санкт-Петербурга и Тувы.
Литература:
1. Бадмаев А.А. Ремесла агинских бурят (к проблеме этнокультурных контактов). Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997. 160 с.
2. Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX - начала ХХ вв. Элиста: НПП «Джангар», 2006. 160 с.
3. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974. 224с.
4. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. М.: Наука, 1991. 296 с.
5. Искусство войлока в тюркском мире: история и современность. Материалы международного симпозиума «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность» (Казань, 29-30 января 2009 г.) / Авт.-сост. Р.Р. Султанова. Казань: Заман, 2013. 248 с.
6. Колчина Е.В. Выставка «Мир войлока» в РЭМ // Искусство войлока в тюркском мире: история и современность» (Казань, 29-30 января 2009 г.) / Авт.-сост. Р.Р. Султанова. Казань: Заман, 2013. С. 23-25.
7. Cултанова Р.Р. Искусство войлока в аспекте изучения тюркского художественного мышления // Материалы международного симпозиума «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность» (Казань, 29-30 января 2009 г.). Казань: Заман, 2013. С. 11-15.
8. Хузин Ф.Ш. Войлок в культуре и быту средневековых кочевников евразийских степей // Искусство войлока в тюркском мире: история и современность» (Казань, 29-30 января 2009 г.). Казань: Заман, 2013. С. 16-22.
9. Цултэм Н.-О. Искусство Монголии с древнейших времен до начала ХХ века. М., 1984. 232 с.
Svetlana Batyreva,
Doctor of Arts, Leading researcher,
Department of History, Archeology and Ethnology,
Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (Elista),
sargerel@mail.ru
Folk arts and crafts of the nomads: the Tuva-Kalmyk Parallels
The study of cultural heritage in Museum collections is intended to record the artistic traditions of the peoples of Russia in the description. In the context of globalization, in the increasing process of disappearance of minor groups heritage we come to understanding the need to preserve it for further research. Russian culture cannot be fully examined without its local phenomena, which are purposefully involved into scientific circulation.
In an interdisciplinary Museum approach that combines the methods of art history, history, and ethnoculturology. The article analyzes the decorative- applied art of the Turkic-Mongolian nomads from the Museum collections of Kalmykia, St. Petersburg, and Tuva. Felting exhibits, viewed through the prism of traditions of technical and artistic processing of wool, make it possible to identify archetypes of consciousness in the construction of ornamental composition of products. The decor of felt, the oldest material created in the nomadic way of animal husbandry, reflects the features of the spatial worldview of nomads.
The article is prepared with the financial support of the RFBR, project No. 19-512-44002 «Folk decorative-applied art of the Oirats of Mongolia and the Kalmyks of Russia: The general and the special in comparative analysis».
Keywords: culture, heritage, art, felt, felting, stitch, applique, Kalmyk ornament