УДК 94"452"
Р.Г. Галлям
Казачество в тюрко-татарских государствах позднего средневековья (к проблеме происхождения казачества)
Статья посвящена проблемам генезиса российского казачества, тюрко-татарскому следу в его происхождении. Также, рассматриваются различные гипотезы происхождения понятия «казак». Основополагающий вывод автора заключается в том, что решение проблем генезиса российского казачества вне политических, социально-экономических и этнических процессов в Золотой Орде XIII-XV вв., а также в постзолотоордынских тюрко-татарских государствах XV-XVIII вв., не представляется возможным.
Ключевые слова: происхождение казачества, понятие «казак», позднее средневековье, тюр-ко-татарские государства.
История российского казачества имеет корни, уходящие в глубь веков, во времена могущественной Золотой Орды XIII-XV вв. Это позволяет констатировать, что казачество, как социальное явление, характерное лишь для просторов Евразии, позднее составивших Российскую империю, возникло в недрах золотоордынского государства.
Ныне история российского казачества, его отдельных локально-территориальных и национальных групп (донского, запорожского, кубанского, терского, уральского, оренбургского, сибирского, забайкальского и др.) имеет богатую историографию. В условиях возрождения казачества, одна за другой издаются так называемые «казачьи» энциклопедии. Однако, при всем том, большая часть тематической историографии подвержена чрезмерной (можно сказать, «ура -патриотической») идеологизации, объективно мешающей исследованию истинных корней, генезиса данного явления. Как следствие, история казачества, в основном, ведется лишь с русско-славянской степной «вольницы» XVI в., в лучшем случае притягивается к так называемым бродни-кам - этнически смешанному населению побережья Азовского моря, нижнего Дона и Днестра в XII-XIII вв. При этом, лишь немногие из исследователей попытались обусловить процесс зарождения казачества сложными политическими, социальными процессами, происходившими в недрах золотоордынского государства в XIII-XV вв. В их числе, например, автор классического исследования «История казачества» А.А. Гордеев, основоположник украинской исторической школы М.С. Грушевский, исследовавший историю запорожского казачества. Их труды долгое время оставались сравнительно малодоступными для исследователей. В частности, А.А. Гордеев в своем исследовании приводит свидетельство немецкого исследователя генерала Ригельмана, по которому «в конце XVIII и начале XIX веков донские казаки считали, что они не русские люди, а происходящие от черкесов и других горских людей, но обрусевши, живучи в России. Кто же их «москалями» назовет, то отвечали: «я не москаль, я русской, и то по закону и вере православной, а не по природе» (Гордеев, 2006, с. 7-8).
Уже первичное соприкосновение с историей, военной и бытовой терминологией, этнографией российского казачества позволяет обнаружить в них тюрко-татарский след. Например, такие термины и понятия казачьей жизни и иерархии, как кош, есаул, атаман (ата+ман, т.е. буквально, «я главный» «я в головах»), кошевой атаман, восходят к тюркским наречиям.
Происхождение казачьих шароваров также связано с номадами евразийских степей эпохи средневековья. В этой связи, в «Иллюстрированной истории Украины» М.С. Грушевского показательно выглядит казак по имени Мамай, одетый в черную бурку, казаки и тюркские шаровары, напоминающие османские. У него на руках изображен тюркский струнный музыкальный инструмент - домра (не украинские гусли!). В целом же, он гораздо более напоминает тюрка, нежели славянина. И его имя Мамай («Момай») - тому красноречивое подтверждение.
А был ли на самом деле славянином известный казачий атаман XVI в. Ермак - покоритель Сибири? Учитывая его тюрко-татарское личное имя, вопрос далеко не праздный (Ермак - в тюрко-татарском оригинале звучит как «Ярмэк» - «Ярмэкэй»; от данного личного имени происходят та-
кие татарские и русские фамилии, как Ермаков, Ярмеев, Ярмекеев; название пос. Ермеккеево и одноименного муниципального района в совр. Республике Башкортостан также восходит к данному личному имени; кроме того, нам это имя и фамилия, в форме «Ермак», «Ермаков», много раз приходилось встречать в материалах ревизских сказок XVIII в., описывающих служилое, ясачное татарское население в уездах бывшей Казанской губернии). Ермак со своим малочисленным отрядом в XVI в. приводил Сибирь в русское подданство не в одиночку, а имел там своих союзников в лице местной аристократии из клана Тайбугидов, не довольной отстранением их ранее от власти пришлыми Шибанидами.
Вспоминается встреча десятилетней давности в Казани со ставропольским муфтием (родом из г. Уфы), который в приватной беседе говорил, что у части ставропольских казаков и поныне сохранились архаичные следы тюркского самосознания, которые местные власти, вкупе с православной церковью, всячески стараются искоренить. В данном контексте неудивительно сообщение известного исследователя средневековых тюрко-славянских культурных, духовных взаимосвязей Мурада Агджи о том, что еще в XIX в. в некоторых кубанских станицах преподавание в школах велось на татарском языке (аттестаты об успешном окончании школы также заполнялись на татарском языке). Более того, на Кубани и Шелковском районе совр. Чеченской Республики и поныне имеются татарские, ногайские казачьи станицы (аулы).
За многие десятилетия исследования этимологии понятия «казак» сформулировали несколько гипотез о его происхождении, включая и фантастичные. В их числе, заслуживает внимания мнение известного ученого-языковеда, лексиколога Рифката Ахметьянова о том, что слово «казак» происходит от древнетюркского «каз-гак», под которым изначально подразумевалось дикое животное, добивающее себе корм из-под снега с помощью копыт, в частности, дикая лошадь. Тем же термином «каз-гак» определяли отбившегоя от своего стада, одичавшего, одиноко бредущего по степи коня. Впоследствии, этим понятием стали называть и отбившихся от своих социумов людей, ведущих вольный образ жизни (Эхмэтьянов, 2001, с. 86).
Кроме того, возможно, этимология слова «казак» восходит к названию древнетюркского племени «каз», в незапамятные времена обитавшей в южном Туркестане (Средней Азии). Как известно, в основе названий многих древнетюркских племен лежат названия мифологизированных птиц и животных (например, каз - дикий гусь, бYре - волк, торна - журавль и т.д.). Вероятно, к древнетюрк-скому племени «каз» (дикий гусь) восходят наименования нескольких современных татарских сел и деревень под названием Казиле в Арском, Пестречинском и Кукморском районах РТ.
Если принять за основу этимологии понятия «казак» название древнетюркского племени, то понятно, что этот двусоставный термин образовался путем слияния имени существительного «каз» и определения «ак». Значение первой части слова нам уже понятно. Но в чем же тогда смысл второго составляющего - «ак». Причем, оно, в современных тюркских языках, буквально, понимается в значении «белый (-ая, -ое)».
Здесь уместно заметить, что сообразно представлениям и повериям, у древних тюрок, помимо всего прочего, цветовые гаммы имели и пространственно-географичекое значение. Так, опеделени-ями «сары» или же «алтын» (т.е. желтый или золотой) они определяли западное световое направление (отсюда «желтые кипчаки», т.е. западные кипчаки, «Золотая орда» и т.д.), синим («^к») -восток (например, «Синяя орда», т.е. Восточная орда), «кара» («черный») - Север (р. Кама = Кара-идел = Северный Идель). Понятием же «ак» (т.е., буквально, белый) они определяли южное направление (отсюда и название государства Чагатаев «Ак Урда», т.е. «Белая орда». В свою очередь, голубой - это цвет неба, т.е. Тенгри, высшего божества тюрков и монгол.
Таким образом, понятие «казак», буквально, можно трактовать и как «южные племена каз». Возможно, это племя изначально отличалось вольницей, не свойственной соседним племенам, находящимся на различной стадии социального и имущественного расслоения.
Как бы то ни было, со временем понятие «казак», в своей основе обозначая вольницу «дикой степи», приобрело и другие смысловые оттенки. В целом, оно применялось в отношении одиноких, вольных людей, волею обстоятельств оказавшихся вне своего социума, вне государственной опеки. Вместе с тем, в Золотой Орде, и в других постзолотоордынских тюрко-татарских государствах казаками называлось наемное войско «степных рыцарей». В XVI-XVII вв. казаками в «дикой степи» называли и беглых крепостных крестьян из различных областей Русского государства. Укоренившееся же в простонародье, буквальное значение понятия «казак» - «неженатый бобыль, вольный свободный человек».
74
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТЮРКО-ТАТАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА. № 6. 2014
В Золотой Орде и постзолотоордынских тюрко-татарских ханствах казаки составляли основное ядро их войска. Это те служилые люди, которых русские источники зачастую называют служилыми татарами, либо же просто татарами. Особого различия между русским казачеством и так называемыми служилыми татарами не наблюдается и в условиях Русского государства XVI-XVII вв. Причем, служилыми татарами их называют лишь русские источники, сами же татары их всегда именовали казаками. Современный же, буквальный перевод понятия с русского «йомышлы татар» является всего лишь искусственной калькой, своеобразным изобретением переводчиков более позднего периода.
Наличие тюрко-татарского составляющего, по крайней мере, в составе Донского, Азовского казачеств в XV-XVI вв. признают многие современные исследователи, т.к. это обстоятельство зафиксировано в актовой, делопроизводственной документации, дипломатической переписке, путевых записках, иной документации соответствующего периода.
В Казанском ханстве сер. XV - первой половины XVI вв. летописи упоминают наличие трех категорий казаков - ички, дворных и задворных. Ички-казаки (т.е. внутренние казаки) воспринимаются как ханская, дворцовая гвардия, воинская элита, дворные казаки - как казаки, находящиеся на подчинении у государства, «дворца», а задворные - как служилые люди за вассальными от хана беками-князьями и мурзами. Возможно также, что так называемые «дворные казаки» и «ички казаки» - понятия синонимичные. Однако, для окончательного уточнения статуса этих категорий казачества в ханстве не достает письменных источников. До десятка современных татарских поселений под одним и тем же названием «Казаклар» в различных административных районах РТ (Арском, Высокогорском, Кукморском, Рыбно-Слободском и др.) - эхо тех давно минувших времен, красноречиво свидетельствующее о социальном составе их населения в прошлом.
Русские источники XVI-XVII вв. этих казаков всегда называют служилыми татарами или просто татарами (к слову сказать, понятие «татары» в Золотой Орде также имело социальную нагрузку, обозначая служилых людей, в массе своей тех же казаков).
Наш промежуточный вывод сводится к тому, что решение проблем генезиса российского казачества вне политических, социально-экономических и этнических процессов в Золотой Орде XIII-XV вв., а также в постзолотоордынских тюрко-татарских государствах XV-XVIII вв., не представляется возможным.
ЛИТЕРАТУРА
Бреэре И. Казаки: исторически очерк. М.: Воениздат, 1992. 237 с.
Голубицкий В.А. Запорожское казачество. Киев: Гос. изд-во полит. лит. УССР, 1957. 463 с.: ил.
Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2006. 635 с.
Грушевский М.С. Иллюстрированная история Украины с приложениями и дополнениями. Донецк: ООО «БАО», 2004. - 768 с.
Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI - XX в.): историко-этногрфические очерки. М.: Изд. МГУ, 1974. 423 с.
Изюмов А.И История Уральского казачьего войска. Илек: Урал, 2007. 295 с.
Казачество: энциклопедия. М.: Ид-во «Энциклопедия», 2008. 719 с.
Казачество: энциклопедия. М.: Инфра-М, 2003. 398 с.
Краснов П.Н. История войска Донского: картины былого Тихого Дона. М.: Вече, 2007. 442 с.
Новак Л.А. Казачий курень. Ростов-на-Дону: Ростов. книжн. изд-во, 1973. 120 с.
Полное собрание русских летописей. Т. 13. С. 148.
Савельев Е.П. Древняя история казачества. М.: Вече, 2010.474 с.
Худяков. Очерки по истории Казанского ханства. Казань: Фонд ТЯК, 1990. 310. (с. 205)
Энциклопедия казачества. М.: Вече, 2008. 541 с.
Эхмэтьянов Р.Г. Татар теленец кыскача тарихи-этимологик CYзлеге. Казан: Тат. кит. нэшр., 2011. 272 б.
Р.Г. Галлэм
УРТА ГАСЫРЛАРНЬЩ СОНГЫ ЧОРЫ Т0РКИ-ТАТАР ДЭУЛЭТЛЭРЕВДЭ КАЗАКЛАР (КАЗАКЛАР КАТЛАМЫНЫЦ КИЛЕП ЧЫГЫШЫ МЭСЬЛЭСЕНЭ КАРАТА)
Мэкалэ Россиядэ казаклар социаль катламыныц килеп чыгышы мэсьэлэлэренэ, бу процесста терки -татар эзлэренэ багышлана. «Казака» тешенчэсенец килеп чыгышына кагылышлы терле фаразлар карала. Ав-торныц теп нэти^эсе шуннан гыйбарэт: бу мэсьэлэне XIII-XV гасырларда олуг Алтын Урдада дэYлэтендэ, шулай ук, аннан соц тезелгэн XV-XVIII гасыр терки-татар мэмлэкэтлэрендэ барган сэяси, социаль-икътисади, этник процесслар яссылыгында карамый торып, Россиядэ казаклар катламыныц килеп чыгышы проблемаларын чишY-ачыклау мемкин тугел.
Ачкыч сузлэр: казакларныц килеп чыгышы, «казака» тешенчэсе, урта гасырларныц соцгы дэвере, терки-татар дэYлэтлэре.
R.G. Gallyam
COSSACKSIN THE TURK-TATAR STATES LATEMIDDLE AGES (TO THE PROBLEM OF THE ORIGIN OF THE COSSACKS)
The Article is devoted to the problems of the Genesis of Russian Cossacks, Turko-Tatar trail in its origin. It discusses the various hypotheses for the origin of the term « Cossack». The fundamental conclusion of the author is that the solution of the problems of the Genesis of Russian Cossacks beyond the political, socio-economic, ethnic processes in the Golden Horde of the XIII-XV centuries, as well as in petsolutions Turko-Tatar States XV-XVIII centuries, is not possible.
Keywords: origin of the Cossacks, the term «Cossack», the late middle ages,Turko-Tatar state.
Сведения об авторе
Галлям Рашид Габдельфартович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела средневековой истории Института истории им. ШМарджани Академии наук Республики Татарстан (г.Казань). E-mail: [email protected]
Гэллэм Рэшит Габделфэрт улы - тарих фэннэре кандидаты, Татарстан Фэннэр академиясенец Ш. Мэрж;ани исемендэге Тарих институтыныц урта гасырлар бYлеге елкэн фэнни хезмэткэре (Казан шэhэре).
Gallyam Rashid Gabdelfartovich - Cand. Sci. (History), the senior scientific researcher of the Department of medieval history of the Sh.Marjani Institute of history of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (Kazan).