Научная статья на тему 'КАЗАЧЕСТВО В ТЮРКО-ТАТАРСКИХ ГОСУДАРСТВАХ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА)'

КАЗАЧЕСТВО В ТЮРКО-ТАТАРСКИХ ГОСУДАРСТВАХ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА / ПОНЯТИЕ "КАЗАК" / ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ТЮРКО-ТАТАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галлям Рашид Габдельфартович

Статья посвящена проблемам генезиса российского казачества, тюрко-татарскому следу в его происхождении. Также, рассматриваются различные гипотезы происхождения понятия «казак». Основополагающий вывод автора заключается в том, что решение проблем генезиса российского казачества вне политических, социально-экономических и этнических процессов в Золотой Орде XIII-XV вв., а также в постзолотоордынских тюрко-татарских государствах XV-XVIII вв., не представляется возможным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COSSACKSIN THE TURK-TATAR STATES LATEMIDDLE AGES (TO THE PROBLEM OF THE ORIGIN OF THE COSSACKS)

The Article is devoted to the problems of the Genesis of Russian Cossacks, Turko-Tatar trail in its origin. It discusses the various hypotheses for the origin of the term «Cossack». The fundamental conclusion of the author is that the solution of the problems of the Genesis of Russian Cossacks beyond the political, socio-economic, ethnic processes in the Golden Horde of the XIII-XV centuries, as well as in petsolutions Turko-Tatar States XV-XVIII centuries, is not possible.

Текст научной работы на тему «КАЗАЧЕСТВО В ТЮРКО-ТАТАРСКИХ ГОСУДАРСТВАХ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА)»

УДК 94"452"

Р.Г. Галлям

Казачество в тюрко-татарских государствах позднего средневековья (к проблеме происхождения казачества)

Статья посвящена проблемам генезиса российского казачества, тюрко-татарскому следу в его происхождении. Также, рассматриваются различные гипотезы происхождения понятия «казак». Основополагающий вывод автора заключается в том, что решение проблем генезиса российского казачества вне политических, социально-экономических и этнических процессов в Золотой Орде XIII-XV вв., а также в постзолотоордынских тюрко-татарских государствах XV-XVIII вв., не представляется возможным.

Ключевые слова: происхождение казачества, понятие «казак», позднее средневековье, тюр-ко-татарские государства.

История российского казачества имеет корни, уходящие в глубь веков, во времена могущественной Золотой Орды XIII-XV вв. Это позволяет констатировать, что казачество, как социальное явление, характерное лишь для просторов Евразии, позднее составивших Российскую империю, возникло в недрах золотоордынского государства.

Ныне история российского казачества, его отдельных локально-территориальных и национальных групп (донского, запорожского, кубанского, терского, уральского, оренбургского, сибирского, забайкальского и др.) имеет богатую историографию. В условиях возрождения казачества, одна за другой издаются так называемые «казачьи» энциклопедии. Однако, при всем том, большая часть тематической историографии подвержена чрезмерной (можно сказать, «ура -патриотической») идеологизации, объективно мешающей исследованию истинных корней, генезиса данного явления. Как следствие, история казачества, в основном, ведется лишь с русско-славянской степной «вольницы» XVI в., в лучшем случае притягивается к так называемым бродни-кам - этнически смешанному населению побережья Азовского моря, нижнего Дона и Днестра в XII-XIII вв. При этом, лишь немногие из исследователей попытались обусловить процесс зарождения казачества сложными политическими, социальными процессами, происходившими в недрах золотоордынского государства в XIII-XV вв. В их числе, например, автор классического исследования «История казачества» А.А. Гордеев, основоположник украинской исторической школы М.С. Грушевский, исследовавший историю запорожского казачества. Их труды долгое время оставались сравнительно малодоступными для исследователей. В частности, А.А. Гордеев в своем исследовании приводит свидетельство немецкого исследователя генерала Ригельмана, по которому «в конце XVIII и начале XIX веков донские казаки считали, что они не русские люди, а происходящие от черкесов и других горских людей, но обрусевши, живучи в России. Кто же их «москалями» назовет, то отвечали: «я не москаль, я русской, и то по закону и вере православной, а не по природе» (Гордеев, 2006, с. 7-8).

Уже первичное соприкосновение с историей, военной и бытовой терминологией, этнографией российского казачества позволяет обнаружить в них тюрко-татарский след. Например, такие термины и понятия казачьей жизни и иерархии, как кош, есаул, атаман (ата+ман, т.е. буквально, «я главный» «я в головах»), кошевой атаман, восходят к тюркским наречиям.

Происхождение казачьих шароваров также связано с номадами евразийских степей эпохи средневековья. В этой связи, в «Иллюстрированной истории Украины» М.С. Грушевского показательно выглядит казак по имени Мамай, одетый в черную бурку, казаки и тюркские шаровары, напоминающие османские. У него на руках изображен тюркский струнный музыкальный инструмент - домра (не украинские гусли!). В целом же, он гораздо более напоминает тюрка, нежели славянина. И его имя Мамай («Момай») - тому красноречивое подтверждение.

А был ли на самом деле славянином известный казачий атаман XVI в. Ермак - покоритель Сибири? Учитывая его тюрко-татарское личное имя, вопрос далеко не праздный (Ермак - в тюрко-татарском оригинале звучит как «Ярмэк» - «Ярмэкэй»; от данного личного имени происходят та-

кие татарские и русские фамилии, как Ермаков, Ярмеев, Ярмекеев; название пос. Ермеккеево и одноименного муниципального района в совр. Республике Башкортостан также восходит к данному личному имени; кроме того, нам это имя и фамилия, в форме «Ермак», «Ермаков», много раз приходилось встречать в материалах ревизских сказок XVIII в., описывающих служилое, ясачное татарское население в уездах бывшей Казанской губернии). Ермак со своим малочисленным отрядом в XVI в. приводил Сибирь в русское подданство не в одиночку, а имел там своих союзников в лице местной аристократии из клана Тайбугидов, не довольной отстранением их ранее от власти пришлыми Шибанидами.

Вспоминается встреча десятилетней давности в Казани со ставропольским муфтием (родом из г. Уфы), который в приватной беседе говорил, что у части ставропольских казаков и поныне сохранились архаичные следы тюркского самосознания, которые местные власти, вкупе с православной церковью, всячески стараются искоренить. В данном контексте неудивительно сообщение известного исследователя средневековых тюрко-славянских культурных, духовных взаимосвязей Мурада Агджи о том, что еще в XIX в. в некоторых кубанских станицах преподавание в школах велось на татарском языке (аттестаты об успешном окончании школы также заполнялись на татарском языке). Более того, на Кубани и Шелковском районе совр. Чеченской Республики и поныне имеются татарские, ногайские казачьи станицы (аулы).

За многие десятилетия исследования этимологии понятия «казак» сформулировали несколько гипотез о его происхождении, включая и фантастичные. В их числе, заслуживает внимания мнение известного ученого-языковеда, лексиколога Рифката Ахметьянова о том, что слово «казак» происходит от древнетюркского «каз-гак», под которым изначально подразумевалось дикое животное, добивающее себе корм из-под снега с помощью копыт, в частности, дикая лошадь. Тем же термином «каз-гак» определяли отбившегоя от своего стада, одичавшего, одиноко бредущего по степи коня. Впоследствии, этим понятием стали называть и отбившихся от своих социумов людей, ведущих вольный образ жизни (Эхмэтьянов, 2001, с. 86).

Кроме того, возможно, этимология слова «казак» восходит к названию древнетюркского племени «каз», в незапамятные времена обитавшей в южном Туркестане (Средней Азии). Как известно, в основе названий многих древнетюркских племен лежат названия мифологизированных птиц и животных (например, каз - дикий гусь, бYре - волк, торна - журавль и т.д.). Вероятно, к древнетюрк-скому племени «каз» (дикий гусь) восходят наименования нескольких современных татарских сел и деревень под названием Казиле в Арском, Пестречинском и Кукморском районах РТ.

Если принять за основу этимологии понятия «казак» название древнетюркского племени, то понятно, что этот двусоставный термин образовался путем слияния имени существительного «каз» и определения «ак». Значение первой части слова нам уже понятно. Но в чем же тогда смысл второго составляющего - «ак». Причем, оно, в современных тюркских языках, буквально, понимается в значении «белый (-ая, -ое)».

Здесь уместно заметить, что сообразно представлениям и повериям, у древних тюрок, помимо всего прочего, цветовые гаммы имели и пространственно-географичекое значение. Так, опеделени-ями «сары» или же «алтын» (т.е. желтый или золотой) они определяли западное световое направление (отсюда «желтые кипчаки», т.е. западные кипчаки, «Золотая орда» и т.д.), синим («^к») -восток (например, «Синяя орда», т.е. Восточная орда), «кара» («черный») - Север (р. Кама = Кара-идел = Северный Идель). Понятием же «ак» (т.е., буквально, белый) они определяли южное направление (отсюда и название государства Чагатаев «Ак Урда», т.е. «Белая орда». В свою очередь, голубой - это цвет неба, т.е. Тенгри, высшего божества тюрков и монгол.

Таким образом, понятие «казак», буквально, можно трактовать и как «южные племена каз». Возможно, это племя изначально отличалось вольницей, не свойственной соседним племенам, находящимся на различной стадии социального и имущественного расслоения.

Как бы то ни было, со временем понятие «казак», в своей основе обозначая вольницу «дикой степи», приобрело и другие смысловые оттенки. В целом, оно применялось в отношении одиноких, вольных людей, волею обстоятельств оказавшихся вне своего социума, вне государственной опеки. Вместе с тем, в Золотой Орде, и в других постзолотоордынских тюрко-татарских государствах казаками называлось наемное войско «степных рыцарей». В XVI-XVII вв. казаками в «дикой степи» называли и беглых крепостных крестьян из различных областей Русского государства. Укоренившееся же в простонародье, буквальное значение понятия «казак» - «неженатый бобыль, вольный свободный человек».

74

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТЮРКО-ТАТАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА. № 6. 2014

В Золотой Орде и постзолотоордынских тюрко-татарских ханствах казаки составляли основное ядро их войска. Это те служилые люди, которых русские источники зачастую называют служилыми татарами, либо же просто татарами. Особого различия между русским казачеством и так называемыми служилыми татарами не наблюдается и в условиях Русского государства XVI-XVII вв. Причем, служилыми татарами их называют лишь русские источники, сами же татары их всегда именовали казаками. Современный же, буквальный перевод понятия с русского «йомышлы татар» является всего лишь искусственной калькой, своеобразным изобретением переводчиков более позднего периода.

Наличие тюрко-татарского составляющего, по крайней мере, в составе Донского, Азовского казачеств в XV-XVI вв. признают многие современные исследователи, т.к. это обстоятельство зафиксировано в актовой, делопроизводственной документации, дипломатической переписке, путевых записках, иной документации соответствующего периода.

В Казанском ханстве сер. XV - первой половины XVI вв. летописи упоминают наличие трех категорий казаков - ички, дворных и задворных. Ички-казаки (т.е. внутренние казаки) воспринимаются как ханская, дворцовая гвардия, воинская элита, дворные казаки - как казаки, находящиеся на подчинении у государства, «дворца», а задворные - как служилые люди за вассальными от хана беками-князьями и мурзами. Возможно также, что так называемые «дворные казаки» и «ички казаки» - понятия синонимичные. Однако, для окончательного уточнения статуса этих категорий казачества в ханстве не достает письменных источников. До десятка современных татарских поселений под одним и тем же названием «Казаклар» в различных административных районах РТ (Арском, Высокогорском, Кукморском, Рыбно-Слободском и др.) - эхо тех давно минувших времен, красноречиво свидетельствующее о социальном составе их населения в прошлом.

Русские источники XVI-XVII вв. этих казаков всегда называют служилыми татарами или просто татарами (к слову сказать, понятие «татары» в Золотой Орде также имело социальную нагрузку, обозначая служилых людей, в массе своей тех же казаков).

Наш промежуточный вывод сводится к тому, что решение проблем генезиса российского казачества вне политических, социально-экономических и этнических процессов в Золотой Орде XIII-XV вв., а также в постзолотоордынских тюрко-татарских государствах XV-XVIII вв., не представляется возможным.

ЛИТЕРАТУРА

Бреэре И. Казаки: исторически очерк. М.: Воениздат, 1992. 237 с.

Голубицкий В.А. Запорожское казачество. Киев: Гос. изд-во полит. лит. УССР, 1957. 463 с.: ил.

Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2006. 635 с.

Грушевский М.С. Иллюстрированная история Украины с приложениями и дополнениями. Донецк: ООО «БАО», 2004. - 768 с.

Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI - XX в.): историко-этногрфические очерки. М.: Изд. МГУ, 1974. 423 с.

Изюмов А.И История Уральского казачьего войска. Илек: Урал, 2007. 295 с.

Казачество: энциклопедия. М.: Ид-во «Энциклопедия», 2008. 719 с.

Казачество: энциклопедия. М.: Инфра-М, 2003. 398 с.

Краснов П.Н. История войска Донского: картины былого Тихого Дона. М.: Вече, 2007. 442 с.

Новак Л.А. Казачий курень. Ростов-на-Дону: Ростов. книжн. изд-во, 1973. 120 с.

Полное собрание русских летописей. Т. 13. С. 148.

Савельев Е.П. Древняя история казачества. М.: Вече, 2010.474 с.

Худяков. Очерки по истории Казанского ханства. Казань: Фонд ТЯК, 1990. 310. (с. 205)

Энциклопедия казачества. М.: Вече, 2008. 541 с.

Эхмэтьянов Р.Г. Татар теленец кыскача тарихи-этимологик CYзлеге. Казан: Тат. кит. нэшр., 2011. 272 б.

Р.Г. Галлэм

УРТА ГАСЫРЛАРНЬЩ СОНГЫ ЧОРЫ Т0РКИ-ТАТАР ДЭУЛЭТЛЭРЕВДЭ КАЗАКЛАР (КАЗАКЛАР КАТЛАМЫНЫЦ КИЛЕП ЧЫГЫШЫ МЭСЬЛЭСЕНЭ КАРАТА)

Мэкалэ Россиядэ казаклар социаль катламыныц килеп чыгышы мэсьэлэлэренэ, бу процесста терки -татар эзлэренэ багышлана. «Казака» тешенчэсенец килеп чыгышына кагылышлы терле фаразлар карала. Ав-торныц теп нэти^эсе шуннан гыйбарэт: бу мэсьэлэне XIII-XV гасырларда олуг Алтын Урдада дэYлэтендэ, шулай ук, аннан соц тезелгэн XV-XVIII гасыр терки-татар мэмлэкэтлэрендэ барган сэяси, социаль-икътисади, этник процесслар яссылыгында карамый торып, Россиядэ казаклар катламыныц килеп чыгышы проблемаларын чишY-ачыклау мемкин тугел.

Ачкыч сузлэр: казакларныц килеп чыгышы, «казака» тешенчэсе, урта гасырларныц соцгы дэвере, терки-татар дэYлэтлэре.

R.G. Gallyam

COSSACKSIN THE TURK-TATAR STATES LATEMIDDLE AGES (TO THE PROBLEM OF THE ORIGIN OF THE COSSACKS)

The Article is devoted to the problems of the Genesis of Russian Cossacks, Turko-Tatar trail in its origin. It discusses the various hypotheses for the origin of the term « Cossack». The fundamental conclusion of the author is that the solution of the problems of the Genesis of Russian Cossacks beyond the political, socio-economic, ethnic processes in the Golden Horde of the XIII-XV centuries, as well as in petsolutions Turko-Tatar States XV-XVIII centuries, is not possible.

Keywords: origin of the Cossacks, the term «Cossack», the late middle ages,Turko-Tatar state.

Сведения об авторе

Галлям Рашид Габдельфартович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела средневековой истории Института истории им. ШМарджани Академии наук Республики Татарстан (г.Казань). E-mail: [email protected]

Гэллэм Рэшит Габделфэрт улы - тарих фэннэре кандидаты, Татарстан Фэннэр академиясенец Ш. Мэрж;ани исемендэге Тарих институтыныц урта гасырлар бYлеге елкэн фэнни хезмэткэре (Казан шэhэре).

Gallyam Rashid Gabdelfartovich - Cand. Sci. (History), the senior scientific researcher of the Department of medieval history of the Sh.Marjani Institute of history of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.