Научная статья на тему 'Роль народов России и монголов в формировании русского суперэтноса'

Роль народов России и монголов в формировании русского суперэтноса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1199
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ГЕНЕТИЧЕСКОЕ РОДСТВО / И.Д. КАЛИТА / РУССКИЙ СУПЕРЭТНОС / ТАТАРЫ / КАЗАКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филин С.А.

В статье анализируются роль в формировании русского суперэтноса тюрко-татарского суперэтноса, казаков, финно-угров, всех других народов России и монгольского народа, а также развитие российского государства на основе инноваций, воспринятых русскими от Монгольской империи, и собственных инноваций в рамках военно-политического союза вассального типа при вхождении Руси в Золотую Орду и Монгольскую империю в целом на правах вассального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль народов России и монголов в формировании русского суперэтноса»

17 (206) - 2013

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 93/94:316.6:314.122.66

роль народов россии и монголов

в формировании русского суперэтноса*

с. а. филин,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента инвестиций и инноваций E-mail: safilin@mail. ru

ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»

В статье анализируются роль в формировании русского суперэтноса тюрко-татарского суперэтноса, казаков, финно-угров, всех других народов России и монгольского народа, а также развитие российского государства на основе инноваций, воспринятых русскими от Монгольской империи, и собственных инноваций в рамках военно-политического союза вассального типа при вхождении Руси в Золотую Орду и Монгольскую империю в целом на правах вассального государства.

Ключевые слова: инновации, информационное поле, генетическое родство, И. Д. Калита, русский суперэтнос, татары, казаки.

Однако особенностью России явилось то, что, помимо великороссов в формировании русского суперэтноса наибольший вклад внесли, по крайней мере, еще тюрко-татарский суперэтнос (особую роль в котором, несомненно, играли татары), и казаки, также являвшиеся в известном смысле суперэтносом, которые (так же, как и великороссы) включали и включают общие гены, черты, свойства характера, менталитета, культуры и мировоззрения друг друга и многих других народов, проживающих в России.

I. ТАТАРЫ (самоназвание - mam ар) - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, Сибири, Казахстане, Средней Азии, на Дальнем Востоке.

* Окончание. Начало в журнале № 15 (204) за 2013 г.

Понятие «татары» многозначно по смысловому выражению. Во-первых, термин «татар» - монгольское племенное название. Этноним «та-та» или «та-тань» восходит к V в. и значит наименование крупнейшего монгольского племени, обитавшего в северо-восточной части Монголии, а также в Маньчжурии. Тюркское наименование племен «шивэй» [2] в VIII-IX вв. - «татары», которых китайские источники считают родственными «киданям». Согласно Суй Шу («Истории Династии Суй») «живущие на юге называются киданями, живущие на севере -шивэйцами» [3]. Часть шивэй в начале XI в. ушла от власти киданей на юг, к горам Иньшань, а затем распространилась на запад до реки Керулен [5, с. 98-99]. Со временем численность татар выросла, и к середине XII в. они становятся наиболее сильным племенным объединением в степи. Их кочевья занимали районы оз. Буир-Нор и р. Халхин-Гол, а также часть Внутренней Монголии. В начале XIII в. в отместку за отравление своего отца Чингисхан приказал уничтожить татар (монгольское племя «татар» как военная и политическая сила перестали существовать) [32].

Во-вторыгх, «Dada - дада» или Dadan (старокитайское название) в XII в. было племенное объединение в степях Восточной и Северо-Восточной Монголии и Забайкалья, которое современные историки трактуют как первое упоминание этнонима «татары». В этот период китайцы стали называть татарами (да-дань) всех кочевников восточной части Великой Степи независимо от их действительной

- 49

этническом принадлежности, этноним «татары» приобретает сопутствующее значение политико-культурного термина. Китайцы именовали «татарами» («варварами») все монгольские племена. Согласно Ван Го-Вэю в киданьской империи Ляо термин «татары» считался уничижительным.

Китайскими средневековыми историками татары (в широком смысле) делились на три большие группы [5, с. 102]: а) «белые татары» - кочевники, жившие южнее пустыни Гоби вдоль Великой Китайской стены. Большую часть их составляли онгуты, находившиеся под влиянием китайской культуры, а в политическом отношении подчинявшиеся кида-ням, позднее - чжурчженям; б) монгольские племена к северу от «белых татар» называли «черными татарами», что подчеркивало их дикость. «Черные татары» жили в степи, занимались скотоводством, подчинялись своим ханам. В число «черных татар» включались кераиты и монголы [26]. Интересно, что Чингисхана китайцы относили к «черным татарам»; в) «дикие татары» - южносибирские племена охотников и рыболовов (так называемые «лесные народы»), в том числе эвенки, урянхайцы (тувинцы) и древние пре-бурятские роды. Они не знали ханской власти и управлялись старейшинами. Потом название «татары», так же, как и название «монголы», распространились на разноязычные монгольские, тюркские, маньчжурские народности Монгольской империи ХШ-ХУ вв. В русский язык этноним «татары» вошел из китайского языка. В средневековой России «татарами» называли все тюркоязычные народности, входившие в государство Золотой Орды, а также народы государств (Крымское, Казанское, Астраханское, Сибирское, Касимовское, Ногайское ханства), возникших на базе Золотой Орды.

В-третьих, термин «татар» исторически обозначал монгольских военачальников разноплеменных войск [22]. В походе хана Батыя на Русь, по свидетельствам Рашид-ад-Дина и Джу-вейни, участвовали царевичи-чингизиды: Бату, Бури, Орда, Шибан, Тангут, Кадан, Кулькан, Монкэ, Бюд-жик, Байдар, Менгу, Бучек и Гуюк. По завещанию Чингисхана, царевичам, участвовавшим в походе, было выделено примерно 40-45 тыс. собственно монгольского войска. Во время походов монголы также постоянно включали в свое войско отряды покоренных народов, пополняя ими монгольские «сотни» и даже создавая из них особые корпуса. Плано Карпини писал, что в 1240-х гг. в армии хана

Батыя монголов насчитывалось примерно 25 % (160 тыс. монголов и до 450 тыс. воинов из покоренных народов). Можно предположить, что накануне нашествия на Восточную Европу монголов было несколько больше, до //, но впоследствии в состав войска хана Батыя влилось большое количество аланов, кыпчаков и булгар. Таким образом, армия хана Батыя состояла на 25 % из монгольских воинов [18], основная часть из которых была военачальниками оставшихся (75 % армии) разноплеменных войск покоренных народов (орды, собирательно называвшейся «татарами»). Отсюда и распространенный в исторической литературе устоявшийся термин «монголо-татары» как соединение самоназвания монголов с термином «татар» (обозначавшим монгольских военачальников разноплеменных войск и собирательное наименование воинов из покоренных народов - «татары»), а также с обозначение собственно монголов у соседей. При этом монголы себя татарами не называли [11].

Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племен относится к Ш-ГУ вв. и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племен. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В У-УГГ вв. наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племен в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В Поволжье из Приазовья в УГГ-УГГГ вв. пришли болгарские (также тюркоязыч-ные) племена, которые вместе с проникшими сюда ранее тюрками и местными финно-уграми в X в. создали государство - Болгарию Волжско-Камскую. Большинство тюркоязычных племен в ХШ-ХУ вв. входило в состав Золотой Орды, где происходила определенная нивелировка их языка и культуры.

Формирование отдельных групп татар - Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары1,

1 Дерматоглифические признаки (дерматоглифика - наука, занимающаяся изучением признаков характерных узоров, уникальных для каждого человека и неизменных в течение всей его жизни на коже ладонной стороны кистей и стоп человека. Эта кожа имеет сложный рельеф в виде гребешков, и потому ее называют «гребневой») не подвержены влиянию направленного отбора и могут быть использованы в популяционных исследованиях наравне с генетическими. Великороссы обнаруживают высокое сходство друг с другом по дерматоглифическим данным. Ключевые признаки кожного рельефа у восточных славян варьируют незначительно, коэффициенты их вариации меньше, чем у европеоидов и на территории Восточной Европы

мишари), астраханских, сибирских, крымских и других происходило в ХУ-ХУ1 вв. Татары в России делятся на 3 основные этно-территориальные группы: волго-уральские, сибирские и астраханские. В антропологическом плане татары крайне неоднородны. Часть сибирских татар по физическому облику приближается к южносибирскому типу большой монголоидной расы.

Татарский язык, на котором говорят татары Поволжья и Приуралья и Сибирские татары, относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков [56]. Верующие татары (за исключением кряшен, исповедующих православие) -мусульмане-сунниты.

В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. Среди дворян в XVI в. по численности преобладали татары, к концу XIX в. в России насчитывалось примерно 70 тыс. дворян, имеющих татарские корни, что составляло более 5 % от общего числа дворян Российской империи. Так, из родословной2 дворян Ермоловых, откуда вышел генерал Алексей Петрович Ермолов: «Предок этого рода Арслан-Мурза-Ермола, а по крещению названный Иоанном, как показано в представленной родословной, в 1506 г. выехал к Великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды». Князья Куракины на Руси появились при Иване III, род сей идет от Ондрея Курака, который был потомком ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых. Князья Глинские (их родоначальник князь Олекса (внук князя Мамая) прибыл к великому князю литовскому Витовту (1392-1430), принял крещение в Киеве вместе с сыном Иваном от митрополита, назван в крещении Александр. Елена Глинская3 была

в целом [35, 36]. Дерматоглифический тип восточных славян является характерным для европеоидов Восточной Европы [35]. Минимальные обобщенные дерматоглифические расстояния отделяют великороссов от мордвы, немцев, коми, молдаван, шведов. Обобщенные дерматоглифические расстояния между великороссами и казанскими татарами, а также литовцами, латышами, эстонцами, финнами, гагаузами выше, однако также находятся в пределах малых расстояний [8].

2 Родословные книги российского дворянства: «Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи», начатый в 1797 г, или «История родов русского дворянства», или «Русская родословная книга».

3 Елеша Васишьевна Глшнская (ок. 1508 - 04.04.1538) - великая княгиня Московская, дочь князя Василия Львовича из литовского рода Глинских и его жены Анны Якшич. В 1526 г

стала женой великого князя Василия III и родила ему двоих сыновей - Ивана и Юрия. После смерти князя Василия III в

правительницей русского государства и матерью Ивана Грозного. Канцлер Александр Горчаков также вел свой род от татарского посла Карач-Мурзы. Дворяне Дашковы - выходцы из Орды. Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы (от князя (мурзы) Чета, выехавшего из Орды в 1330 г.), Колокольцевы, Талызины (от мурзы Кучука Тагалдызина), Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира). Род адмирала Ушакова идет от ордынского хана Редега. Князья Черкасские происходят от ханского рода Инала. «В знак подданства, - записано в их родословной, -отправил к государю сына своего Салтмана и дщерь княжну Марию, которая потом была в супружестве за царем Иоанном Васильевичем, а Салтман по крещению назван Михаилом и пожалован в бояре». В родословной Барановых записано так: «Предок рода Барановых мурза Ждан, по прозвищу Баран, а по крещению названный Даниилом, приехал в 1430 г. из Крыма». «Предок рода Тургеневых мурза Лев Турген, а по крещению названный Иоанном, выехал к Великому князю Василию Иоанновичу из Золотой Орды...». Этот род относился к аристократическому ордынскому тухуму, так же, как и род Огаревых (их российский родоначальник - «мурза честным именем Кутламамет, по прозвищу Огарь»). Род Карамзиных идет от Кара-мурзы, крымца, Кожевниковых -от мурзы Кожая, с 1509 г. на Руси, Тимирязевых - от Ибрагима Тимирязева, приехавшего на Русь в 1408 г. из Золотой Орды, Алмазовых - от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехавшего из Орды в 1638 г. Родоначальником Урусовых, Тухачевских в России был выходец из Золотой Орды Индрис, Огарковых - Лев Огар: «Мужчина роста великого и воин храбрый», пришедший в 1397 г. из Золотой Орды. Татарские корни имеют также и многие другие известные дворянские роды России: Аксаковы4, Апраксины, Аракчеевы, Ахматовы, Бакаевы, Бердяевы, Бибиковы, Бунины, Гоголи, Голенищевы-Кутузовы, Давыдовы, Державины, Ермоловы, Карауловы, Козаковы, Копыловы, Кочубеи, Милюковы, Мусины-Пушкины, Поливановы, Строгановы, Салтыковы, Таракановы, Шереметевы, Чаадаевы и др.

После переписи населения, проведенной Петром I, в России русских и тюрко-татар было примерно одинаковое количество. В настоящее время

декабре 1533 г. Е. В. Глшнская совершила переворот, отстранив от власти назначенных последней волей ее мужа опекунов (регентов) и сделалась правительницей Великого княжества Московского, став, таким образом, первой после великой княгини Ольги правительницей русского государства.

4 Аксак - «хромой».

- 51

татары составляют около 4 % населения Российской Федерации (5 355,55 тыс. чел. по переписи 2010 г. [32]). Из тюрко-татарского народа выделилось, по данным этнологов6, до 40 % тюркских народов под своими названиями, которые, ассимилируясь (вместе с татарами - прим. авт.), участвовали в формировании современного русского народа [13]. По названным выше фамилиям видно, что татарские гены существенно повлияли на генофонд русского народа: десяткам «русских родов» начало положили татары, носителями более 300 простых русских фамилий стали татары. В России примерно 50 % и более русских имеют гены татар [14].

Материальная культура татар, складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры ряда тюркских и местных народов, испытала также влияние культур народов Средней Азии и других регионов, а с конца ХУГ в. происходит мирное проникновение русской культуры в восточную среду и восточного - в русскую, цементируя, таким образом, интеграционные процессы [34, с. 199-200]. Как отмечал Б. Ширяев: «Русское государство, не поступаясь своим основным принципом -православной бытовой религиозностью - начинает применять к покоренным татарским ханствам испытанный им на себе чингисхановский метод веротерпимости. Этот прием связал оба народа».

II. КАЗАКИ - это: 1) этносословные группы в составе русского и некоторых других народов России [40]; 2) народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа Кос-Сака (или Ка-Сака) и приазовских славян Мео-то-Кайсаров с некоторой примесью Асов-Аланов или Танаитов (Донцов) [19].

Большинство специалистов сходятся во мнении, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни7. В тюркских языках «казак» -вольный человек, так у кочевых народов называли

5 Включая сибирских, крымских и астраханских татар, кря-шенов и мишарей - прим. авт.

6 Этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды [30].

7 Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х (к) азары), от самоназвания современных киргизов - кайсаки. Существовали и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж).

людей, оторванных от своей социальной среды, по разным причинам не желавших нести груза общинных и семейных обязанностей. Разрывая связи с родом, казаки уходили в пограничные районы расселения своего народа, сбивались в группы, жили за счет охоты и промыслов, а также грабительских налетов на земли соседних народов. Казаки охотно принимали участие в войнах, составляя передовую, легкоконную часть кочевого войска [40].

Еще до монголо-татарского нашествия выходцы из Руси появлялись в степи, составляя общности типа «казаков» (бродники). Термин «казаки» на Руси известен с ХГУ в., когда на степных незаселенных просторах между Русским государством, Литовским княжеством, Польским государством и татарскими ханствами появились свободные люди, воины, объединенные в «ватаги» или «шайки», которых называли казаками. Первоначально для казаков характерна нестабильность их организации, частая смена мест обитания. В русских летописях 1444 г. термин «казак» означал бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств [20]. Впервые в 1502 г. упомянуты «городовые казаки», которые за службу по охране границ получали от князя землю и денежное жалованье. С этого времени можно говорить о возникновении сословия казачества, причем параллельно развиваются две его группы - служилые и вольные казаки. Зачастую служилые казаки уходили «казаковать в поле», а вольные поступали на «государеву службу». Общины донских, гребенских, терских, яицких и волжских казаков сформировались в ХУГ в. Их численность быстро росла за счет беглого населения из разных социальных групп, особенно в периоды внутриполитических кризисов, войн и голода. После реформ патриарха Никона усилился поток раскольников, в том числе и на казачьи окраины. Этническое ядро казаков составляло восточнославянское население из России и Украины. В социальном плане среди казаков преобладали бывшие помещичьи люди, избавлявшиеся таким образом от крепостной зависимости. У донских, терских и яицких казаков в ХУГГ в. завершилось формирование казачьего войска как относительно самостоятельного военно-политического образования, связанного с центром договорными отношениями. Казачья община сочетала функции социальной, военной и хозяйственной организации.

Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зи-

мовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. Русское государство и казачьи войска являлись союзниками, где первое выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Казачьи войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах Русского государства, прикрывая его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Значительный вклад внести казаки в освоение земель в Сибири, Казахстане, на Кавказе и Дальнем Востоке. Для выполнения этих важных функций из России ежегодно шли посылки отдельным казачьим войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и Россией велись через Посольский приказ как с иностранным государством. Отметим, что часто было выгодно представлять казачьи общины как абсолютно независимые от России.

Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и тогда Россия прекращала помощь казакам. Так, это происходило при нападениях казаков на турецкие владения, если это шло вразрез с российской внешней политикой, а также принятии российских крепостных и преступников в казачьи области, где были демократические порядки («все равны, ни властей, ни налогов»). На протяжении XVII-XVШ вв. казачество участвовало в антиправительственных выступлениях: во время событий Смутного времени в начале XVII в. казаки поддержали Лже-Дмитрия I, составив существенную часть его военных отрядов. Из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний - Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. В то же время вольное русское и украинское казачество и русские служилые казаки участвовали в 1611 г. в 1-м ополчении (во 2-м ополчении преобладали дворяне), на соборе 1613 г. казачьи атаманы поддержали избрание царя Михаила Федоровича Романова [20].

Для закрепления верности российскому престолу Россия сумела добиться принятия присяги всеми войсками (последним в 1671 г. прияло присягу Войско Донское). Таким образом, из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество стало лишь особой

частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права: государство с

XVIII в. регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировав традиционные казачьи структуры управления в составную часть административной системы Российской империи. Казачьи части с 1721 г. находились в ведении казачьей Военной экспедиции, был введен институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775 г., когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. По указу Павла I, все казачьи офицерские чины в 1798 г. были приравнены к общеармейским, причем их обладатели получили права на дворянство [20].

Процесс формирования казачества в особое военно-служилое сословие завершился в XIX в. Государство передало на «вечное пользование» казачьим войскам земли, которые они занимали, освободило казаков от рекрутских повинностей и уплаты государственных податей. Казаки пользовались правами беспошлинной торговли некоторыми товарами, безоброчной ловли рыбы, добычи соли. Главной обязанностью казаков была военная служба, на которую они являлись на своем коне, с обмундированием и полным вооружением (кроме огнестрельного оружия). Кроме военной службы, охраны границ, казаки несли дорожную и почтовую, ремонтную (часто за счет войсковой казны) повинности, проводили межевание земель, переписи населения, сбор налогов. Численность населения в областях казачьих войск на 01.01.1913 - 9 млн чел., из них войскового сословия - 4,165 млн8 [40].

В этническом отношении разные группы казачества не были идентичными. Сходство определялось общностью происхождения, социального положения и бытового уклада; локальное своеобразие -конкретными историческими, географическими и этническими факторами. Основными источниками комплектования новых казачьих войск в XVIII-

XIX вв. были сельские переселенцы из центра России, служилые казаки из других войск, отставные солдаты. В национальном отношении среди казаков преобладали русские (78 %), украинцы (17 %) и буряты (2 %), были также представители народов Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Сибири и Дальнего Востока (калмыки, ногаи, татары, кумыки, чеченцы,

8 Численность в Российской Федерации - 67 573 тыс. чел. (2010 г.) [12], численность потомков казаков оценивается в 5 млн чел.

армяне, башкиры, мордва, туркмены). В ряде казачьих войск они образовывали отдельные группы, сохранявшие этническую самобытность, язык, верования, традиционную культуру и быт. Участие других народов в этнокультурных процессах формирования казачества наложило отпечаток на многие стороны быта и культуры казачьих общин. Так, казаки говорили на русском языке, но выделялись говоры - донской, уральский, оренбургский, речь кубанских казаков (потомков запорожцев) содержала украинизмы. Среди казаков в XIX в. было широко распространено двуязычие, особенно в Донской, Уральской, Терской, Оренбургской, Сибирской казачьих общинах. Исследователь быта и языка донских казаков А. В. Миртов заметил, что их быт и язык, особенно верховых донских казаков, испытали сильное влияние татар - выходцев из мещерских мест («отатарились» в первую очередь все названия одежды, пищи, утвари - бытовой язык, что объясняется тем, что казаки женились на местных женщинах-татарках, калмычках). Интенсивное смешение казаков с татарами и калмыками начинается со 2-й половины ХУГГГ в. до 2-й половины XIX в. [25]. Долгое время владение татарским языком считалось у казаков признаком хорошего тона.

Верующие казаки в подавляющем большинстве были православными, старообрядцы составляли значительную часть в Уральской, Сибирской и Донской казачьих общинах. Также были представлены буддизм и мусульманство.

Таким образом, не только «русский» является прилагательным, обозначающим общие черты и свойства характера, мировоззрения разных народов, проживающих в России - русские буряты, русские якуты, русские немцы, русские мордвины, русские чуваши, русские марийцы, русские татары, русские казаки, но также в известном смысле являются прилагательными и «татары» (казанские, астраханские, сибирские, минусинские и многие другие татары), и «казаки» (донские, уральские, терские, оренбургские, сибирские, азовские, кубанские, аргунские, онон-ские и многие другие казаки).

Русских, тюрко-татар, казаков, угро-финнов, бурят и все другие народы России объединяют общая родина (Россия), ответственность за ее судьбу в настоящем и будущем9, русский язык как родной

9 Из интервью А. Трифонова с главой представительства Республики Татарстан в Российской Федерации, к. э. н. Н. М. Мирихановым: «Что объединяет русских и татар? Общая Роди-

язык и язык межнационального общения, русский суперэтнос10 и генетическое родство.

На основе проведенного исторического анализа приходим к следующим выводам по инновационному взаимодействию Монголии и Руси (России) в Xin-XVII вв.

Во-первых, Монгольская империя посредством насильственного установления мира между русскими князьями обеспечила окончание на Руси межэтнической розни, предотвращение местных конфликтов и грабежей на дорогах, безопасность людей, путешествующих по Монгольской империи11. Монголы-завоеватели не вывозили богатства с захваченных территорий, они скорее хотели на месте развивать хозяйство и собирать налоги. Это способствовало развитию торговли и созданию единой системы для сбора налогов. Монголы были шаманистами, но уважали все религиозные взгляды и не делили народы по религиозному признаку. Благодаря этому в Монгольской империи не было конфликтов на религиозной почве.

Во-вторых, Чингисхан гениально распоряжался скоростью. В то время самым быстрым средством передвижения была лошадь. Вдобавок к этому монголы владели скоростью тактики, разума, мышления [16]. Монгольская империя принесла на Русь организационно-управленческие инновации: почту

на - евразийские пространства, статус суперэтноса в прошлом у татар и сегодня у русских. Значит, ответственность за судьбу Российской Федерации сегодня и в будущем» [13].

10 Согласно Л. Н. Гумилеву [6, с. 108], «принцип этнической структуры можно назвать иерархической соподчиненностью субэтнических групп (...) Карел из Тверской губернии в своей деревне называл себя карелом, а приехав учиться в Москву, -русским, потому что в деревне противопоставление карелов русским имело значение, а в городе не имело, так как различия в быту и культуре столь ничтожны, что скрадываются. Но, если это был не карел, а татарин, то он продолжал называть себя татарином, ибо религиозное значение усугубляло этнографическое несходство с русскими и было не столь мало, чтобы искренне объявить себя русским. Татарин, попавший в Западную Европу или Китай, считался бы там русским и сам был бы с этим согласен, а в Новой Гвинее он воспринимался бы как европеец, только не из «племени» англичан или голландцев».

11 Своеобразным дипломатическим паспортом времен чингизидов был медальон «пайцза», позволяющий обладателю

безопасно перемещаться по всей Монгольской империи и говорящий, бесусловно, в пользу цивилизаторского вклада монголов. М. Поло посетил столицу Даду (старое название Пекина) и другие провинции империи Юань. Карпини и Руб-рук также побывали там. Ибн-Баттута, известный арабский путешественник, проехал из Константинополя в Индию, Китай, Цейлон и Индонезию. Торговцы из Персии, арабских стран и Западной Европы начали торговые сношения с Монгольской империей, не боясь за себя и свой товар [16].

и более совершенную связь между удаленными частями государства, что стало чрезвычайно важным в дальнейшем при расширении Великого княжества Московского, Российского царства и Российской империи. Чингисхан организовал на территории Монгольской империи отлаженную систему курьерской службы. Все длинные пути разделялись на участки, в которых особые чиновники поддерживали порядок, а также в специальных управлениях регистрировали проезжающих лиц и их товары. На многочисленных ямских (почтовых) станциях проезжающим предоставляли лошадей, отдавая право первенства ханским курьерам. Благодаря этим инновациям ханские приказы оперативно доставлялись в войска. Об этом упоминается в Ясе Чингисхана: «Он предписал султану учреждение постоянных почт, дабы знать скоро о всех событиях в государстве» [27].

В-третьих, военное искусство (военные инновации) на Руси существенно обогатилось как в сражениях против монгольских войск, так и в союзе с ними12. Традиции монгольской военной школы оказали сильное влияние на развитие военного дела многих народов. В результате монгольского нашествия на Руси оборвался процесс дифференциации функций между отрядами тяжелой кавалерии, специализировавшейся на прямом ударе холодным оружием, и формированиями стрелков [24] (которые возродились на полурегулярной основе лишь в начале XVI в., после падения монголо-татарского ига). Русские дружинники были вынуждены вновь биться копьем и мечом, стрелять из лука. Под монгольским влиянием сильно изменилась тактика ведения боя: русские воины стали отдавать предпочтение ведению метательного боя, а также боя из глубины, большое внимание стало уделяться разведывательной и сторожевой службе [31]. Русское войско стало воздерживаться от преследования противника, если это могло поставить под угрозу общую победу (что стало одной из причин поражения на Калке). Войско Московского государства частично строилось по принципам монгольского воинского искусства [37]. Русские воины часто использовали ордынское вооружение [39], которое и к концу XIV в. было более совершенным в некоторых аспектах [7], чем аналогичные образцы из Руси и Восточной Европы. Изменилось и снаряжение боевого коня: появились высокие и легкие восточные седла, шпоры сменяются плетью. Монгольский тип вооружения (конские

12 Русские, как свидетельствует история, оказались талантливыми учениками.

доспехи в галицко-волынском войске, названные татарскими [10], описанные в 1248 г., аналогичные описанным Плано Карпини) применяли русские воины в борьбе с западными противниками.

Сильной стороной монгольской армии было непрерывное руководство боем. Ханы, темники и тысячники не бились вместе с рядовыми воинами, а находились позади строя, на возвышенных местах, направляя движение войск флагами, световыми и дымовыми сигналами, соответствующими сигналами труб и барабанов. Русские князья и военачальники по примеру монгольских также стали руководить боем, находясь позади строя, а не ведя строй за собой.

Военная оборонительная техника русских городов в сражениях с войсками Золотой Орды быстро развивалась, что предполагало более совершенные каменные укрепления и применение артиллерии. Летописцы в 1366 г. записали, что Московский князь Дмитрий Иванович13 со своим двоюродным братом и союзником Владимиром Андреевичем - «со всеми бояры старейшими сдумаша ставити город камен Москву, да еже умыслиша, то и сотвориша. Тое же зимы повезоша камение к городу.». «И иных князей русских нача приводити под свою волю, а который нача не повиноватися, на тех нача посегати» 14 [23]. Во время осады Москвы Тохтамышем (13 82 г.) против его армии применялись огнестрельные орудия15. Первые огнестрельные орудия (тюфяки и пушки) появились на Руси в конце XIV в. Согласно Тверской летописи (1389 г.): «Того же лета из немец вынесоша пушкы» [4].

В-четвертых, Русское государство, Российское царство и Российская империя последовательно применяли к татарским ханствам и другим добровольно входящим в их состав или присоединяемым к ним народам испытанный Русским государством на себе чингисхановский метод веротерпимости. Эта политическая инновация помогла объединить народы России.

В-пятых, как известно, великороссы, малороссы, белорусы и впоследствии казаки - это этносы суперэтноса восточнославянского народа. Но различие между ними оказалось существенным в части

13 Впоследствии - Донской.

14 Летописцы, очевидно, отражая мнение современников, связывали строительство каменного города в Москве с объединительными тенденциями московского правительства [23].

15 Первые орудия на Руси скорее всего были трофейными -захваченными во время похода 1376 г. войск Московского князя Дмитрия Михайловича Боброка Волынского на Волжскую Болгарию [4].

такой черты характера великороссов и казаков как исследователей и первопроходцев. Действительно, и малороссы, и белорусы остались в своих территориальных границах, в то время как великороссы и казаки пошли на восток за Казанское ханство, за Уральские горы в Западную и Восточную Сибирь, на Дальний Восток, на Сахалин, Курильские острова, Аляску, в Калифорнию, Антарктиду. Причина столь различного поведения родственных этносов заключается, видимо, в наличии у великороссов и казаков генов кочевников - тюрков и монголов, побуждающих к познанию и освоению новых земель.

Кроме генов, конечно, необходимы были соответствующие организация и образ жизни, перенятый как организационная инновация: безупречное владение конем и искусством вооруженного боя на коне, наличие соответствующих способностей: а) перемещаться на конях на длительные расстояния и многодневные походы, б) обеспечивать себя пропитанием в таких походах, в) обеспечивать быструю и эффективную связь как с Москвой, так и с отдельными отрядами первопроходцев. Дома малороссов (мазанки) и белорусов, как правило, не были приспособлены для их перемещения на другое место. Дома великороссов представляли собой промежуточный вариант между легко разбираемой и возводимой юртой кочевников (тюрков и монголов) и мазанкой малороссов, которую при перемещении в другое место необходимо было возводить заново. Дома великороссов представляли собой сборно-разборный конструктор типа «лего», который при необходимости разбирался на отдельные специальным образом помеченные бревна, перевозился на лошадях на новое место и в соответствии с метками заново собирался. Все это обеспечивало великороссам высокую подвижность и быстроту возведения своих поселений при их передвижении или переселении во вновь осваиваемые, зачастую достаточно отдаленные места.

В-шестых, по мнению антропологов, расово-антропологическое смешение в целом повышает выживаемость и физическое здоровье народа. Известно, что этнические группы, ни с кем никогда не смешивавшиеся, постепенно вырождаются: это относится к некоторым индейским племенам и австралийским аборигенам. Не вызывает сомнения и то, что смешанная семья - это микрополе культурного взаимодействия. Другими словами, смешение генов великороссов с европейскими (финно-угров и варягов) и азиатскими (соседних с Русью тюрк-

ских народов и монголов) генами повысило выживаемость и физическое здоровье великороссов в условиях длительной и суровой «русской зимы» и крепких сибирских морозов.

Аналогичный процесс шел и в Монголии в годы широкого взаимодействия, в том числе на личном уровне, народов СССР и Монголии. Тогда в Монголии работали десятки тысяч советских специалистов, размещался 70-тысячный контингент советских войск. В этот период появилось много детей от смешанных браков и в Монголии, и в СССР, в монгольской крови оказалась примесь русской.

В-седьмых, как известно, Золотой Ордой Московскому князю выдавался ярлык на Владимирское Великое княжение, дающее право собирать дань во всех русских княжествах, подвластных Орде, и доставлять ее в Орду. Это было результатом в том числе предложения Московского князя И. Д. Ка-литы16 (на рисунке) хану Узбеку собирать больше дани с русских княжеств. Это было обусловлено не только требованием хана Узбека вследствие увеличения количества дворов на Руси, но и желанием князя И. Д. Калиты использовать для Московского княжества положение уполномоченного хана по сбору дани и доставки ее в Орду.

Следствием стало то, что князь И. Д. Калита сумел превратить Московское княжество в одно из самых богатых на Руси, заручился постоянной военной поддержкой Золотой Орды, которую использовал для присоединения других земель. Денежные средства у Московского князя появились по следующим причинам:

1) дополнительную дань для Золотой Орды было решено взыскивать с богатой Новгородской республики, не подвергшейся нашествию монголо-татарских войск, у которой действительно за счет вошедших в ее состав новых земель увеличилось количество дворов, с которых полагалось платить дань Золотой Орде;

2) князю И. Д. Калите не надо было придумывать новых видов дани, «выходов» и «запросов» для обогащения казны Московского княжества. Дань хану Золотой Орды была невелика и установлена Чингисханом для всех монгольских государств на «вечные» времена, причем составляла 10 % от всех доходов (для сравнения отметим, что налог на физи-

16 Прозвище «Калита» получил за свои щедрость и богатство (он имел привычку носить с собой постоянно кошелек («калиту»), чтобы раздавать милостыню бедным), а также за огромные богатства, которые использовал для расширения своей территории покупкой чужих княжеств [17].

Князь московский Иван I Данилович Калита (1325 - 31.03.1340) [17]

ческих лиц в России в настоящее время составляет 13 %). Другое дело, что русским людям приходилось платить двойную дань - еще и для своего князя. До князя И. Д. Калиты русские князья именем хана, заставлявшим всех трепетать, легко вводили в своих княжествах новые виды дани, «выходов» и «запросов» для собственного обогащения. Поэтому средств в русских княжествах собиралось гораздо больше, чем причиталось хану Золотой Орды. К тому же огромное количество средств (в том числе и тех, которые должны были идти на выплату ордынской дани) разворовывалось всякого рода «сильными людьми». Этот грабеж дополнял постоянный разбой на дорогах, сильно затруднявший торговлю между городами [1, с. 17]. Заслуга князя И. Д. Калиты заключалась именно в том, что он, не усиливая налоговое бремя на русский народ, навел относительный порядок в том беспределе анархии, воровства и местного произвола, царившего на Руси. А сохраненные таким образом от разворовывания и разграбления денежные средства после выплаты дани хану Золотой Орды пополняли казну Московского княжества. Кроме этого, часть дани, предназначавшейся хану Золотой Орды, оставалась в Русских княжествах в силу разных причин17;

17 Хан Беркай позвал епископа Ростовского Кирилла, чтобы тот исцелил его заболевшего сына. Епископ перед отъездом из Ростова отпел молебен у раки святого Леонтия и, освятив воду, взял ее с собой в Орду. Окропив святой водой ханского сына и прочтя молитву, епископ, обратившись к хану, сказал: «Выживет твой сын и станет таким же сильным, как ты». Ребенок выздоровел, а Беркай с той поры распорядился, чтобы вся дань, собираемая с Ростова, шла в Ростовский Успенский собор [9].

3) хана Золотой Орды Узбека во взаимоотношениях с русскими княжествами интересовал только конечный результат, а именно: выплата большего количества дани в строго установленные сроки, что князь И. Д. Калита обеспечивал неукоснительно. Такое положение дел полностью устраивало хана Узбека, он не только выдал Московскому князю ярлык на Владимирское Великое княжение, дающее право собирать дань во всех русских княжествах, подвластных Орде, и доставлять ее в Орду, но и выдал этот ярлык на постоянной основе. При этом Московское княжество не подвергалось набегам войск Золотой Орды более чем 40 лет. Вследствие этого в Московское княжество как безопасное место (князь И. Д. Калита установил в Московском княжестве верховенство закона) стали со всех других княжеств приходить наиболее сильные русские люди и купцы, что стало причиной резкого экономического роста и процветания торговли в Московском княжестве. Как следствие, возникали дополнительные поступления в казну от сбора пошлин с купцов;

4) князь И. Д. Калита, судя по его завещанию детям и жене, был лично небогатым человекам. Все средства казны Московского княжества он направлял для покупки новых земель как для расширения и усиления Московского княжества, так и для использования этих новых земель для очередного пополнения казны Московского княжества.

Так, согласно исследованиям Н. С. Борисова [1] князь И. Д. Калита скорее всего купил в Орде ярлыки, дававшие ему право на пожизненное управление Устюгом и другими областями. Измельчавшие местные князья (главным образом из ростовского княжества) не в состоянии были своевременно и в полной мере платить положенную дань в ханскую казну. Московский князь взял на себя их долги и платежные обязательства, а за это получил право верховной власти над огромными лесными территориями. Прежде всего, эти земли имели большое стратегическое значение для борьбы с Новгородом за русский Север. Кроме того, Углич с округой имел очень выгодное положение на Волге: отсюда начинались водные пути в тверские, новгородские и белозерские земли. Наконец, лесные княжества были богаты пушным зверем. Ценные меха составляли важнейший источник пополнения казны московского князя. «Мягкое золото» было главной статьей русской торговли с восточными и западными соседями. Князь И. Д. Калита посылал на Север артели охотников- «сокольников» для добы-

чи высоко ценившихся в Орде соколов и кречетов. Местным властям он строго-настрого приказывал беречь сокольников, не брать с них никаких поборов, «занеже ми люди те надобны».

Таким образом, преумноженные многократно доходы в совокупности сделали Московское княжество самым богатым княжеством на Руси, что давало возможность князю И. Д. Калите скупать новые земли для Московского княжества, подкупать золотоордынских вельмож и бояр, которые переходили к нему на службу от других князей со своими людьми, покупать ярлыки. Внутренняя политика И. Д. Калиты позволила обеспечить рост благосостояния русского народа на территории Московского княжества, а также экономический рост Московского княжества в целом. Внешняя политика И. Д. Калиты по отношению к хану Узбеку и Золотой Орде в целом позволила не только обеспечить мир Московскому княжеству на многие десятилетия, но и позволила ему использовать права, даваемые ханом Золотой Орды, над другими русскими князьями, и войска Золотой Орды для усиления Московского княжества.

Московский князь, получив звание «Великого», дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Этим он подготовил себе широкую популярность и почву для дальнейших успехов [21, 28]. Но князь И. Д. Калита как историческая личность был гораздо значительнее, чем просто добрый и милосердный правитель, хороший хозяин, «образцовый устроитель своего удела»: свое небольшое княжество он обратил в своего рода зерно российской государственности, которое «взошло, превратилось в стебель, раскинуло листья и стало уверенно расти ввысь и вширь, следуя заложенной в нем таинственной генетической программе». По мнению московских летописцев XIV-XV вв., генетический цивилизационный код московской государственности заключался в том, что «единодержавие казалось князю Ивану Даниловичу Калите и его потомкам государством правды, ибо вне его они не видели правды, любви и национальной свободы» [38]. Ключ к указанному генетическому цивилизаци-онному коду московской государственности раскрыт в приписке к Сийскому Евангелию - Похвале Ивану Калите: «И въсияеть в дни его правда, якоже и бысть при его царстве» [1].

Список литературы

1. Борисов Н. С. Иван Калита. URL: http://lib.

rus. ec/b/66294/read.

2. Васильев А. А. Гл. IV. Монголы и монгольское завоевание. Монголия в первой половине XII в. URL: http://gumilevica. kulichki. net/HE2/he2402. htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вэй Чжэн. История Династии Суй. Гл. 84. URL: http://www. vostlit. info/Texts/Dokumenty/ China/VII/SuiSu/text1.htm.

4. Волков В. А. Русская артиллерия (конец XV - первая половина XVII вв.). 28.08.2012. URL: http://www. portal-slovo. ru/history/35292.php.

5. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь // М.: Мысль, 1989.

6. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мишель и Ко, 1993.

7. ГореликМ. Куликовская битва 1380 г.: русский и золотоордынский воины // Военное обозрение. URL: http://topwar. ru/б940-den-voinskoy-slavy-rossii-kulikovskaya-bitva-1380-g. html.

8. Долинова Н. А. Дерматоглифика восточных славян // Восточные славяне. Антропология и этническая история. М., 2002. С. б0-79.

9. Жития святых. Преподобный Петр, царевич Ордынский. URL: http://www. zhitija. ru/index. php?x=wiwod&t=stat&y=909.

10. Жизнеописание Даниила Галицкого. URL: http://www. spsl. nsc. ru/history/descr/daniil2.htm.

11. Зуев М. Н. История России с древнейших времен до конца ХХ века. М.: Дрофа, 1999. C. 48.

12. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. URL: http://www. gks. ru/free_doc/new_ site/perepis2010/perepis_itogi1б12.htm.

13. Интервью А. Трифонова с главой представительства Республики Татарстан в Российской Федерации, к. э. н. Н. М. Мирихановым // Газета «Звезда Поволжья». 0б.2005. URL: http://tatarica. yuldash. com/history/article237.

14. История татар. URL: http://www. tatary. info/ show. aspx?id=3.

15. История России: учебник / Орлов А. С. и др. М.: Проспект, 2002.

16. Истомин М. История Монголии - взгляд из Улан-Батора, а также монументы Чингисхана в современной Монголии и поиски его могилы, и как Золотая Орда защищала православие / Опубликовано 01.10.2009; дополнено 22.04.2012. URL: http://portalostranah. ru/view. php?id=81.

17. Иван I Данилович Калита. URL: http:// kremlion. ru/praviteli/ivankalita.

18. Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития Феодальной Руси. URL: http://www. history. vuzlib. net/book_o075_page_6.html.

19. Казачий словарь-справочник. Сан-Ан -сельмо, Калифорния, США. Составитель словаря Г. В. Губарев, ред.-издатель А. И. Скрылов. 1966— 1970. URL: http://kazak. academic. ru/737/КАЗАКИ.

20. Казачество (Краткая история) // Казачий вестник. Новости хутора Преображенский. 13.03.2011. URL: http://kazary. ru/?p=222.

21. Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Т. 2. М., 1988.

22. Литературная энциклопедия. Понятие: Башкирская литература. URL: http://www. surbor. su/enicinfo. php?id=17194.

23. Латышева Г. П. Москва и Московский край в прошлом. Москва белокаменная. URL: http://testan. rusgor. ru/moscow/book/moskow_proshl/405.htm.

24. Нестеров Ф. Ф. Связь времен. М.: Молодая гвардия, 1984.

25. Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. Мещера - прародина нижегородских татар. URL: http://mishare. narod. ru/books/Ethnic_roots/4.htm.

26. Пэн Да-я, Сюй-Тин. Краткие сведения о черных татарах // Проблемы востоковедения. 1960. № 5. URL: http://vostlit. narod. ru/Texts/Dokumenty/ China/XIII/1220-1240/Pen_Da_ja_Suj_Tin/text. htm.

27. Приложение к гл. VI. Гумилев Л. Н. Великая Яса. URL: http://www. kulichki. com/~gumilev/HD/ hd110a. htm#hd110atext200.

28. Полное собрание русских летописей. Т. VI. Софийская вторая летопись. СПб, 1856.

29. Параскева С. Б. Интеграционное взаимодействие России и Монголии: многостороннее со-

трудничество и расцвет культур // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 4 (97). C.56-67.

30. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: учебник / 2-е изд., перераб. и доп. М: Академия, 2003.

31. Свечин А. А. Эволюция военного искусства / Т. 1. Гл. 11. URL: http://militera. lib. ru/science/ svechin2a/11.html.

32. Татары. URL: http://www. wikiznanie. ru/ru-wz/index. php/Татары.

33. Филин С. А., Параскева С. Б., Дугаржав Л. Современное развитие инновационного взаимодействия сферы малого и среднего предпринимательства России и Монголии как продолжение многовековых российско-монгольских отношений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2009. № 15 (48). C. 7-21.

34. Хара-Даван Э. Чингисхан как полководец и его наследие. Элиста: Калмыцкое книж. изд-во, 1991.

35. Хить Г. Л. Дерматоглифика народов СССР. М.: Наука, 1983.

36. Хить Г. Л., Долинова Н. А. Расовая дифференциация человечества (дерматоглифические данные). М.: Наука, 1990.

37. Шпаковский В., Николле Д. Русская армия 1250-1500. М.: АСТ, 2004.

38. Шахматов М. Государство правды // Евразийский временник. 1925. № 4.

39. Щербаков А., Дзысь И. Куликовская битва 1380 г. М.: ЭКСПРИНТ, 2001.

40. Энциклопедический словарь. 2009. URL: http://dic. academic. ru/dic. nsf/es/25289/казаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.