МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА
«ТЮРКО-ТАТАРСКОЕ И СЛАВЯНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ»*
УДК 930.2
КАЗАЧЕСТВО В ПРИЗМЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА (XV - сер. XVI в.)
© 2017 г. Р.Г. Галлям, Б.Р. Хисматуллин
Как показывает анализ историографии, этимология слова «казак» имеет тюркское происхождение и восходит к временам Золотой Орды. В Улусе Джучи и в тюрко-татарских государствах средневековья казаки являлись основной военной силой. В документах Московского государства той эпохи казаки часто именуются «служилыми татарами» или же «татарами». В дипломатической переписке казаки нередко упоминаются наряду с остальной категорией феодалов, что говорит об их весомой социально-политической роли.
Ключевые слова: казак, Золотая Орда, Казанское ханство, служилые татары, позднезолотоордынские государства, Чаллынская округа, сотня.
История российского казачества имеет корни, уходящие вглубь веков, во времена могущественной Золотой Орды ХШ-ХУ вв. Это позволяет констатировать, что казачество как социальное явление, характерное лишь для просторов Евразии, позднее составивших Российскую империю, возникло в недрах золотоордынского государства.
Понятие «казак», в своей основе обозначая вольницу «дикой степи», приобрело и другие смысловые оттенки. В целом, оно применялось в отношении одиноких, вольных людей, волею обстоятельств оказавшихся вне своего социума, вне государственной опеки. Вместе с тем, в Золотой Орде, других постзолотоордынских тюрко-татарских государствах средневековья казаками называли наемное войско, «степных рыцарей», в своей массе составлявших основу их военной мощи. Кроме того, в ХУ1-ХУИ вв. казаками в «дикой степи» называли и беглых крепостных крестьян из различных областей Русского государства. Укоренившееся же в простонародье, буквальное значение понятия «казак» - «неженатый бобыль, вольный свободный человек».
В Золотой Орде и позднезолотоордынских тюрко-татарских ханствах казаки составляли основное ядро их войска. Собственно говоря, это те служилые люди, которых русскоязычные источники часто называют «служилыми татарами», либо же просто «татарами». Откровенно говоря, особого различия между казачеством эпохи позднесредневековых тюрко-татарских государств и так называемыми служилыми татарами Московского княжества, Русского государства XVI-XVII вв. не наблюдается. В частности, и те, и другие за свою службу государству получали земельные наделы на поместных правах, были должны явиться на службу «конно и оружно» и т.д. Причем, последних «служилыми татарами» называют лишь русскоязычные источники, сами же тюрки, в том числе и татары, всегда - во все времена - их именовали казаками. При этом, современный, обратный перевод понятия с русского на татарский язык («йомышлы татар») является всего лишь искусственной калькой, неким изобретением переводчиков более позднего периода. Русские источники ХУ1-ХУИ вв. казаков из числа тюрко-татар всегда называют «служилыми татарами» или просто «татарами» (к слову сказать, понятие «татары» в Золотой орде также имело социальную нагрузку, обозначая служилых людей, в массе своей тех же казаков).
Как известно, главными формами землевладения в Казанском ханстве были государственное и частное. Основными землепользователями являлись ясачные сельские общины. Право собственности на землю давалось лишь представителям феодальных сословий. Таковыми, кроме самого хана и членов его семьи, являлись беи (князья) и мурзы, огланы, казаки и мусульманское духовенство.
* Круглый стол организован при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта № №16-46-161053.
168
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТЮРКО-ТАТАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА. 2017. № 9
Казаки являлись низшим феодальным сословием в Казанском ханстве. В дипломатических документах ХУ-ХУ1 вв. казаки нередко упоминаются наряду с остальной категорией феодалов Казанского ханства. Так, в шертной грамоте Абдул-Латифа великому князю Ивану Васильевичу от 1508 г. говорится: «... и мне, Абдыл Летифу царю, и моим уланам и князям и казакам нашим...» (Собрание государственных, 1819, с. 32-33).
В русских летописях казаки подразделены на следующие подгруппы: « ички, дворные и за-дворные казаки» (ПСРЛ, 1904, Т. 13, с. 167), т.е. служившие в столице, при дворе, и в улусах, деревнях. По мнению исследователя Р.Г. Галляма, «ички казаки» могли составить ханскую, дворцовую гвардию, воинскую элиту, дворные казаки - находятся в подчинении дворца, т.е. у государства, а «задворные» - служилыми людьми вассальных от хана беков-князей и мурз (Галлям, 2014, с. 74). При том, возможно, что так называемые «дворные казаки» и «ички казаки» - понятия синонимичные. До десятка совр. татарских поселений под одним и тем же названием «Казаклар» в разл. адм. районах РТ (Арском, Высокогорском, Кукморском, Рыбно-Слободском и др.), причем, в основном в Заказанье, в свое время бывшем центральной территорией Казанского ханства - эхо тех давно минувших времен, красноречиво свидетельствующее о социальном составе их населения в прошлом.
Казаки, как военно-служилая категория, также являлись частью феодального сословия, получали за свою службу поместья (Худяков, 1932, с. XI; Исхаков, 1998, с. 65). Также, выборные из их числа участвовали в работе курултаев - съездов «Всей Казанской земли», где решались ключевые вопросы жизнедеятельности государства - вопросы войны и мира и т.д.
В писцовой книге Казанского уезда 1602 г. имеются сведения, свидетельствующие о наличии земельных наделов казаков, которые предоставлялись им за службу. В ней, например, приводятся такие строки: «По царю и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии слову, боярин и воевода и намесник Казанской князь Семен Иванович Микулинской и все воеводы пожаловали тою пустошью старых казаков Юлгуша Бакшандина со всеми угодьи, как было при Магмедеме царе» (ПК, 1978, с. 173).
Пожалование земельными владениями представителей родовых групп преследовало одну конкретную цель - поддержку центральной власти родовой аристократией на местах. Однако такое положение дел не всегда гарантировала отсутствие сепаратистских настроений среди местных феодалов. В случае возникновения таких угроз ханы прибегали к средствам военного принуждения. Для таких целей использовались кадровые войска ханства - казаки. Так, источник литературного характера свидетельствует о том, как в результате подавления непокорного Чаллынского городка на территории Чаллынской округи появилось поселение казаков (Заитов, 1880-1882, с. 279; Татарское народное, 1987, с. 160-161). Аналогичные названия других населенных пунктов Среднего Поволжья, возможно, свидетельствуют о том, что поблизости этих деревень когда-то находились землевладения представителей родовой аристократии государства.
Помимо того, есть сведения, что в Казанском ханстве тарханные ярлыки получали не только крупные и средние феодалы, но также представители казачества (Мухамедьяров, 2012, с. 103).
С нашей точки зрения, едва уловимое отличие казаков в Казанском ханстве от «служилых татар» в Русском государстве ХУ-ХУП вв. заключается в том, что они не имели своих крепостных людей в лице земледельческого населения. Так как такого понятия, как крепостное право, в Казанском ханстве не существовало. Однако это не значит, что за ними не могло быть зависимых от них людей в лице, так называемых, «чуралар» - военнопленных, которых они привозили с собой с военных походов. Кроме того, при обработке своих поместных наделов они могли прибегнуть к услугам наемных людей, или так называемых «уртакчылар». Но в основном и целом, судя по социальному положению служилых татар в Среднем Поволжье во второй пол. ХУ1-ХУП вв., их земельные наделы не многим превышали наделы ясачных общинников. В основной своей массе они сами обрабатывали свои земли.
В одних случаях, казаки могли проживать в одних и тех же селениях вместе с ясачными земледельцами, в других - могли составлять отдельные «казачьи» сельские общины. Притом вместе с ясачными общинниками они входили в одни и те же джиенные округа. В отличие от так называемых «ясачных сотен», источники не знают подразделение служилых татар на какие-либо самостоятельные административно-территориальные «сотни». Поэтому, возможно, что административно-территориальные «сотни» в системе «даружного» административно-территориального деления в Казанском ханстве включали сельские общины в целом, а не только ясачные или казачьи общины по отдельности.
Р.Г. Галлям, Б.Р. Хисматуллин
169
Однако ныне по данной тематике больше вопросов, чем ответов. И поиски путей их решения является одной из ключевых задач наших последующих исследований.
Основной же наш вывод сводится к тому, что решение проблем социального статуса казачества в Казанском ханстве, его жизнедеятельности в системе сельских общин, феодально-вассальных взаимоотношений в государстве, возможно только при комплексном подходе, во взаимосвязи с историей российского казачества, как социального явления, в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галлям Р.Г. Тюрко-татарский след в истории древней истории казачества // Средневековые тюрко -татарские государства. 2014. № 6. С.72-75.
2. Заитов М.Б. О Чаллынском городище в Лаишевском уезде близ деревни Чаллы, Шумбутской волости // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. 1884. T.III. С. 277-280.
3. Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени (этнологический взгляд на историю волго-уральских татар XV-XVII вв.). Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 1998. 276 с.
4. Мухамедьяров Ш.Ф. Социально-экономический и государственный строй Казанского ханства (XV -первая половина XVI вв.) / Сост. и отв. ред. Р.Г.Галлям. Казань: Ихлас, Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2012. 276 с.
5. Писцовая книга Казанского уезда 1902-1603 годов. Публикация текста / Сост. Р.Н. Степанов. Казань: изд-во Казан. ун-та, 1978. 240 с.
6. ПСРЛ. Т. XIII. Ч. 1: Летописный сборник, именуемый патриаршею или никоновскою летописью / Полное собрание русских летописей. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1904. 302 с.
7. ПСРЛ. Т. XIII. Ч.2: Дополнения к никоновской летописи. Царственная книга / Полное собрание русских летописей. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1906. 532 с.
8. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Ч. 2. М.: Типография Селивановского, 1819. 610 с.
9. Татарское народное творчество. Легенды и предания (на татарском языке). Казань: Тат. кн. изд-во, 1987. 368 с.
10. Худяков М.Г. Казань в XV-XVI столетиях // Материалы по истории Татарской АССР. Писцовые книги города Казани 1565-68 гг. и 1646 г. Л., 1932. С. VII-XII.
Список сокращений
ПК - Писцовая книга Казанского уезда 1902-1603 годов. Публикация текста / Сост. Р.Н. Степанов. Казань: изд-во Казан. ун-та, 1978.
ПСРЛ - Полное собрание русских летописей.
R. G. Gallyam, B.R. Khismatullin
THE COSSACKS IN A PRISM OF SOCIO-POLITICAL HIERARCHY OF THE KAZAN KHANATE (XV - MID. XVI CENTURIES)
As shows the analysis of a historiography, the etymology «cossack» has turkic origin and dates back to the times of the Golden Horde. In the Ulus Dzhuchi and turkic-tatar states of the middle ages, the cossacks were the main military force. In documents of the Moscow state of that era, cossacks often are called as «service tatars» or «tatars». In the diplomatic correspondence of the cossacks often mentioned along with other category of feudal lords that speaks about their significant socio-political role.
Keywords: ^ssack, the Golden Horde, Kazan khanate, service Tatars, Challynsky district, sotnya.
Сведения об авторах:
Галлям Рашид Габдельфартович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан (г. Казань); r.gallam@mail.ru
Хисматуллин Булат Ринатович - ассистент кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань); Bulatbayer@mail.ru
Gallyam Rashid - Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of the Departament of Modern History, Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan)
Khismatullin Bulat - Assistant of the Department of History of the Tatarstan, Archaeology and Ethnology of the Kazan (Volga region) Federal University (Kazan)