ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №2(24)
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 930:94(47) (512.145) "15/17"
"СЛУЖИЛЫЕ ТАТАРЫ” В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI - НАЧАЛА XVIII ВВ.: ПОНЯТИЙНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© Р.Г.Галлям, Р. В. Кадыров
В статье рассматриваются понятийно-методологические основы анализа служилых татар как социальной категории населения Русского государства эпохи позднего средневековья.
Ключевые слова: татары, служилые татары, этносословные группы.
Исследование темы истории формирования этносословных групп служилых татар в Русском государстве XVI - начала XVIII веков требует глубокого анализа сущности и понятия "служилых татар". В средневековье формирование термина хронологически охватило несколько веков: от макроэтнонима "татары" до термина "служилые татары" [1: 16-30, 44-60].
К сожалению, в Российском законодательстве указа о юридическом оформлении групп служилых татар не сохранилось. Впервые этот термин в источниках употребляется в 1552 году в переписке царя Ивана IV с ногайскими князьями [2: 49]. По мнению А.Л.Хорошкевича, термин "служилые татары", без указания на сословие, впервые появился в 1520-е годы [3: 306]. Ранее в источниках служилые люди из татар в основном именуются "казаками" или "татарами" того или иного сюзерена. Однако задолго до этого в содержании различных документов мы сталкиваемся с тем, что татары несли службу русским князьям, за что получали "кормления" и оклады.
Термин "татары" в Золотой Орде содержал социальную нагрузку. Под ним понимались представители военно-служилой знати кочевых, прежде всего тюрко-кипчакских племен, покоренные монголами и перешедшие к ним на службу. На Руси значение слова "татары" имело несколько иной, обобщенный смысл. Лишь с конца XIII века новое монгольское государство в русских источниках стало именоваться "Орда". До этого преимущественно упоминаются "татары" [4: 39-49; 5: 152-153; 6: 43-44, 63-67, 107, 111-122]. Например, в самом начальном периоде существования Золотой Орды летописец в Лаврентьевской летописи по отношению к ней употребляет все тот же этнический термин: русские князья ездят "в татары к Батыеви" и возвращаются "ис татар" [7: 470]. Тем же понятием оперируют Троицкая и Симеоновская летописи [8: 334; 9: 470].
В.Н.Татищев и Н.М.Карамзин считали, что название "татары" применялось по отношению к населению Золотой Орды потому, что большая часть монгольского войска состояла из татар.
Н.М.Карамзин также отмечал, что "ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей" [10: 172; 11: 59]. Ю.Кла-прот, изучая данный вопрос, сделал вывод, что название "татары", так же как и название "монголы", принадлежат "одному и тому же народному племени" [12: 310-311]. Таким образом, этноним "татары" содержал не чисто этнический, а этносоциальный смысл.
Высшие должности на завоеванных территориях занимали татары. Об этом говорит Никоновская летопись: "Батый посажал татар власте-лями по всем городам русским" [13: 162]. Также было устроено чиновничество разного уровня -темники, тысячники, сотники, десятники [14: 474-475; 15: 535; 16: 48].
В работах западноевропейских путешественников Рубрука и Плано Карпини по отношению к населению Золотой Орды также фигурирует название "татары" [17: 270; 14: 169-181]. Страна же, населяемая ими, обозначалась в средневековых картах "Тартарией". Проникновению этнонима "татары" в Европу, его распространению способствовали и хорошо налаженные в средневековье торговые связи с Востоком. Возможно, купцы были основными информаторами европейского населения о появлении на исторической арене новой грозной опасности - "татар". После же распада Золотой Орды этноним "татары" автоматически перешел на население новых государственных образований на ее территории (иногда с соответствующими географическими уточнениями -"казанские", "астраханские" и т.д.).
Большую роль в покорении новых земель, междоусобных конфликтах и системе охраны государства в Золотой Орде также играли казаки. По своему статусу казаки в Золотой Орде были
служилыми людьми, так как они нанимались на службу за определенную плату или возможность дележа военной добычи. По-видимому, как военно-служилая категория, они изначально сложились из представителей местных племен По-донья - Приазовья. Эти военные подразделения использовались как легковооруженная конница для охраны границ. Казаки составляли основу войска и в постзолотоордынских татарских ханствах. Они в источниках эпохи позднего средневековья часто скрываются под понятием "татары". В XV веке в связи с ослаблением Золотой Орды и началом централизации Московского государства в пределы Руси ушло большое количество казаков [1: 10]. В дальнейшем этот процесс продолжился. Многие из казаков обосновались на территории Мещеры, составив впоследствии этносословную группу служилых татар [18: 90125].
Таким образом, в Улусе Джучи была развита система служилой знати, носившей социально престижный статус "татары". По сути дела, на них строился, держался и развивался государственный организм. Они имели высокий статус, различные титулы, соответственно своей должности и обязанностям в государстве.
Позже этносословные группы служилых татар стали формироваться в Московском государстве и Мещерском крае. Этому способствовали определенные исторические условия и социально-политические обстоятельства - ослабление мощи Золотой Орды, усиление Московского государства, а также создание социально-правовых условий для переходящих на русскую службу.
В науке нет общепринятого термина для обозначения трансформации общества под воздействием внешних факторов, таких как нашествие, военная угроза или культурное влияние более могущественных соседей. Поскольку речь идет о синтезе новых порядков и старых традиций, то назовем этот процесс процессом этносоциального синтеза. Рассмотрение данного вопроса без изучения положения служилых людей в Московском государстве весьма затруднительно.
В целом, служилые люди в Московском государстве в XVI веке делились на две большие категории - служилые люди "по отечеству" (служба в основном передавалась от отца к сыну) и служилые люди "по прибору" (набирались из представителей податных сословий, лично свободных). Служилые люди "по отечеству" относились к привилегированным сословиям, владели землей (на вотчинном или поместном праве) и крестьянами. За службу получали денежное или поместное жалование, титулы и другие вознаграждения. Служилые люди "по прибору" фор-
мировались в ходе военных реформ середины
XVI века и правительственной колонизации южных, юго-восточных, восточных рубежей Русского государства; за службу получали жалование (денежное, натуральное и в форме земельного надела на поместном праве).
Особое место в этой системе занимали служилые татары. Что касается мещерских служилых татар, то одна группа историков (С.Б.Се-нюткин, А.Л.Станиславский, А.М.Орлов и др.) приравнивают их к "казакам". А.М.Орлов считает, что "по традиции служилые татары назывались казаками городовыми, выезжими". Он также дополняет, что "современные татарские селения Нижегородского края сформировались как казачьи общины", а "простые татары у русских назывались казаками". Исследователь диффе-ренцирирует новокрещен, мурз и татарских князей в один разряд войска, а городовых казаков -в другой [19: 127]. Собственно говоря, городовые казаки (они же - "татары") - это те казаки, которые наряду с дворянами, боярскими детьми, татарскими князьями, мурзами включались в состав городового (уездного) отряда или полка, наделялись поместными землями с обязанностями быть готовыми к походу, по первому требованию являться на службу на своем содержании, со своим оружием и лошадьми. Остальные татары-помещики подразделяются на две категории: "помещики по четвертному праву" и "владельцы отдельных нетатарских селений".
Татары-помещики "по четвертному праву" (по праву владения и пользования земельными угодьями) - это категория служилых татар, которые наделялись поместьями на усадах, в основном с татарским населением. Их поместья была невелики. Составляли примерно 15-20 четв. (четверть - 0,525 га). При этом надо отметить, что не все татары-помещики обеспечивались крестьянами [19: 127].
По мнению А.М.Орлова, отличие служилых татар от других служилых людей, а именно от детей боярских, в том, что служилые татары "вели хозяйство на общих началах", "сочетая многотрудную службу с хозяйственными делами" [19: 129]. С.Б.Сенюткин же считает, что служилые татары близки по положению к мелкопоместным провинциальным дворянам [20: 48]. Однако так же, как и А.М.Орлов, исследователь полагает, что служилые татары жили "общинами" [11: 44].
В целом же "служилые татары" - это особая группа служилых людей, несших военную, дипломатическую и иную службу государству на определенных условиях. Если их основу в Мещерском крае составили золотоордынские выходцы и их потомки, то в Среднем Поволжье эта
Р.Г.ГАЛЛЯМ, Р.В.КАДЫРОВ
социальная категория в основе своей состояла из людей, поверстанных в служилое сословие "по прибору".
В этой связи интересно сопоставление статуса служилых татар Мещеры с их собратьями из Казанского уезда. Анализ писцовой книги Казанского уезда 1602-1603 гг. позволяет сделать вывод, что среди служилых татар, в числе которых были князья и мурзы, наблюдалась значительная имущественная дифференциация. Некоторые из татарских князей и мурз владели вотчинами, имели дворовых людей и крепостных земледельцев из числа татарского, русского населения и военнопленных. Их пашенные угодья могли составлять более 1000 четв. Основная же масса служилых татар вообще не имела крепостных. Примерно 60% служилых татар составляли группу с низшими поместными окладами менее 25 четв. пашни. Она состояла в основном из бывших ясачных людей, которые получали в поместье общинные земли ясачников. Служилые люди "по прибору" чаще испомещались в селениях вместе с ясачными [20: 78-79].
В числе служилых татар Среднего Поволжья выделяется группа служилых новокрещен. Казанские служилые новокрещены - это категория служилых татар Казанского края, принявших крещение за счет предоставления определенных социально-правовых льгот. К концу XVI - нач.
XVII веков они составляли около 40% служилых татар Казанского уезда [20: 79]. Обеспеченность их вотчин и поместий различными угодьями примерно была такой же, как и у некрещенных их собратьев.
Анализ источников показывает, что в число " служилых татар" помимо этнических татар могли войти и представители феодальной элиты некоторых других народностей Среднего Поволжья и Приуралья. В частности, среди служилых татар Казанского уезда начала XVII века упоминается "башкирский" князь Темиген Муралеев. Правда, в отношении самого князя термин "служилый татарин" в источнике не употребляется, но относительно селения, в котором Темиген имел поместье, говорится, что "деревня Чойдырева за служилыми татары в поместье" [21: 63]. В другом случае среди служилых татар числится "череми-син" (мариец) Тохтамыш [21: 51]. Следовательно, понятие "служилый татарин" кроме этнических татар включал и некоторое число представителей феодальной элиты других народностей Среднего Поволжья. Тем не менее с достаточной степенью достоверности можно утверждать, что социальное и этническое содержания понятия в основном и целом совпадают.
А. И.Ногманов, изучивший русские законодательные акты XVI-XVIII веков, касающиеся татар, полагает, что служилые татары получили права, сходные с правами русского служилого класса, и на основании одинаковых с дворянами и детьми боярскими условий наделялись поместьями и вотчинами, жаловались "бортными ухо-жиями" и "бобровыми гонами", владели перевозами, кабаками. Также он обратил внимание на " значительное сходство указов, регулирующих правовое положение татарского служилого сословия, с актами, касающимися "иноземцев", состоящих на русской службе" [22: 27-31].
Таким образом, относительно средневековья понятие "служилые татары" представляет довольно устойчивый этносоциальный термин. В основной своей массе это этнические татары, находящиеся на службе у русских князей и у Русского государства, других восточноевропейских стран. Хронологически этносословные группы служилых татар были сформированы в середине XVI века, накануне завоевания Казанского ханства, но процесс их формирования начался еще в XV веке, система же и порядок службы во многом заимствован у Золотой Орды.
В Русском государстве этносословные группы служилых татар составляли особую категорию. В целом, под этим определением подразумевались выходцы с Востока. Прежде всего, оно обозначало служилых людей тюрко-татарского происхождения, служивших удельным русским князьям и Русскому государству. В широком понимании понятие не имело четкого конфессионального и этнического разграничения, однако в основной своей массе подразумеваются люди мусульманского вероисповедания, а именно этнические татары.
1. Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. - 188 с.
2. Памятники Древней Русской Вивлиофики. -СПб.: Изд-во Н. Новикова, 1795. - Ч.Х - 165 с.
3. Хорошкевич А.Л. Русь и Крым: от союза к противостоянию. Конец ХV - начало ХУ1 вв. - М.: Наука, 2000. - 310 с.
4. Григорьев А.П. Время написания "ярлыка" Ахмата // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. - Л.: Лениград. гос. ун-т, 1987. - ВыпХ - С.38-47.
5. Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII - XIV вв. - М.: Наука, 1985. - 220 с.
6. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. - М.: Моск. гос. ун-т, 1973. - 180 с.
7. Полн. собр. русских летописей. - М.: Языки русской культуры, 2001. - Т.1: Лаврентьевская летопись. - 496 с.
8. Приселков М.Д. Троицкая летопись. - М.; Л.: АН СССР, 1950. - 365 с.
9. Полн. собр. русских летописей. - М.: Знак, 2007.
- Т.18: Симеоновская летопись.- 328 с.
10. Карамзин Н.М. История государства Российского.
- М.: Издание А.С.Суворина, 1889. - Кн.2. -239 с.
11. Сенюткин С.Б. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX вв. - Н. Новгород: ННГУ, 2001. - 416 с.
12. Клапрот Ю. Что такое татары? // Северный архив. - СПб., 1823. - №2. - С.310-311.
13. Полн. собр. русских летописей. - М.: Языки русской культуры, 2000. - Т.10: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. - 248 с.
14. Плано Карпини. История монгалов, именуемых нами татарами // Из глубины столетий. - Казань:
Татар. кн. изд-во, 2004. - С.169-181.
15. Ostrowsky D. The Mongol origins of Moscovite Political Institutions // Slavic Review. - 1990. - Vol.49.
- №4. - Р.535.
TATAR SERVICE PEOPLE IN THE RUSSIAN STATE OF THE 16th - THE BEGINNINGS OF THE 18th CENTURY: CONCEPTUAL AND METHODOLOGICAL ASPECT
R.G.Galljam, R.V.Kadirov
The authors of the article examine conceptual and methodological aspect bases for the analysis of the Tatar service people as a social category of the population of the Russian state in the period of the late Middle Ages.
Key words: Tatars, Tatar service people, ethnic class groups.
Галлям Рашид Габдельфартович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела средневековой истории института истории им.Ш.Марджани АН РТ.
E-mail: [email protected]
Кадыров Рамиль Васильевич - соискатель кафедры истории Татарстана и татарского народа Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
E-mail: [email protected]
16. Алексеев Ю.Г. У кормила Российского государства. - СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т, 1998. -348 с.
17. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны / пер. А.И.Малеина. - М.: Географгиз, 1957. - 270 с.
18. Гордеев А.А. Золотая Орда и зарождение казачества. - М.: Страстной бульвар, 1992. - 224 с.
19. Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. - Н. Новгород: ННГУ, 2001. - 156 с.
20. Галлямов Р.Ф. После падения Казани: Этносоциальная история Предкамья (вторая половина XVI - начало XVIII вв.). - Казань: Татар. кн. изд-во,
2001. - 143 с.
21. Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг. -Казань: Казан. гос. ун-т, 1978. - 204 с.
22. Ногманов А.И. Татары Среднего Поволжья и При-уралья в российском законодательстве второй половины Х'^-Х'УШ вв. - Казань: Казан. гос. ун-т,
2002. - 190 с.
Поступила в редакцию 18.05.2011