№4________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ __________________________2015
УДК 908(470+571)
ГЕНЕЗИС РУССКОГО КАЗАЧЕСТВА
И.Ю. Васильев
Научно-исследовательский центр традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия) e-mail: ivasee@mail.ru
Авторское резюме
В статье рассматривается проблема становления русского казачества, которому способствовали два фактора: крушение общинно-полисного устройства Киевской Руси и крушение Золотой Орды. Вследствии первого, последовавшего за становлением централизованного Русского государства, репрессий и экономических изменений из «большого социума» было «вытолкнуто» определённое количество профессиональных воинов (разных поколений, и ещё помнящих новгородскую вольность, и продолживших их дело московских служилых людей) и профессиональных охотников-промысловиков, которые вместе с некоторым числом представителей других страт тогдашнего русского общества воссоздали за пределами собственно русских земель общинно-полисное устройство в виде казачьих войск. Подходящие для этого ничейные территории появились после гибели ордынского государства, на которых появились ранние тюркские казаки. Это стало изначальной основой для создания уже славянскими казаками полноценных казачьих войск.
Ключевые слова: казаки, Россия, Русь, Дон, Кубань.
ORIGIN OF THE RUSSIAN COSSACKS
Igor Vasilyev
The research center of traditional culture «The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia) e-mail: ivasee@mail.ru
Abstract
Two factors contributed to the emergence of the Russian Cossacks: the disintegration of Kievan Rus’ and the collapse of the Golden Horde. A consequence of the first factor was the formation of the centralized Russian state followed by repressions and economic changes; as a result, a certain number of professional warriors was pushed to look away from their lands of origin for their futures (they were people of different ages; Novgorodians, still remembering the liberties of their republic; Muscovites, «enlisted men of the tsar») and professional hunters, as well as people from other strata of the contemporary Russian society together recreated the communal order of Kievan Rus’ in the form of Cossack hosts on the territories adjacent to the Russian state. Suitable for this «no-man’s lands» appeared after the fragmentation of the Horde, where settlements of Turkic-speaking khanates started to emerge. This became a foundation for the formation of the full-fledged Slav Cossack hosts.
Keywords: Cossacks, Russia, Rus’, Don, Kuban.
* * *
Генезис русского казачества - одна из самых загадочных вопросов русской истории. Процесс самого генезиса в документах отражён недостаточно. Оно явилось
_________________________________229________
№4____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ___________________2015
в истории XVI столетия «в готовом виде» (Мамонов 2002: 144). Поэтому он нередко становился поводом для лженаучных спекуляций. Мифологическая версия о том, что казаки - потомки скифов, сарматов и чуть ли не самого Ахилла высказывалась ещё дореволюционным автором Е.П. Савельевым (Савельев 1915). Примером откровенной фальсификацией является тезис идеологов эмигрантского идейного течения «вольноказакийцев» о якобы существующем с глубокой древности казачьем народе. Для этого мифического народа была сочинена соответствующая идеология и некоторые элементы системы ценностей. Такие, как непомерная гордость и презрение ко всему русскому (Маркедонов 2015). Есть немало и других «повествователей» о «древнем казачьем народе», но упоминать их не имеет смысла.
Однако и учёные затрудняются дать однозначный ответ на вопрос о генезисе казачества. Идея о происхождении казаков от разных групп населения Великой степи, существовавших до XV столетия, была осторожно высказана ещё Н.М. Карамзиным. Он полагал, что казаки потомки обрусевших кочевых народов на юге Домонгольской Руси. Обитатели военные поселения по границам (Мамонов 2002: 148). Л.Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Хазары, предки казаков, не были кочевниками. А специфическими обитателями ландшафта низовий больших рек (Гумилёв 1989: 14, 105). Именно наличие определённого приречного ландшафта навело Л.Н. Гумилёва на мысль, что в нём тысячелетьями должен жить один и тот же народ.
По мнению В.В. Кожинова, можно рассматривать вопрос о возникновении казачества, говоря о поселении князьями древней Руси в приграничии небольших групп своих дружинников из числа народов Великой Степи и Прикавказья — торков, касогов, черкесов, аланов. А сними русичей, оторвавшиеся от «основной» родины. И уже с начала 2 тысячелетия н.э. живших в Великой Степи. В связи с тем, что эти области некоторое время развивались отдельно от остальной Руси — в составе Хазарского каганата, а потом и Золотой Орды, в этих местах возникла особая группа в составе русского народа. С особым укладом жизни, мировоззрением и историей, принявшая (возможно заимствовавшая у соседних народов) самоназвания «казаки» и «черкасы» (Кожинов 1999: 80-81). Мнение выдающегося филолога так же основано на допущениях.
Высказывались и догадки, что казаки - выходцы из Золотой орды. Либо сами монголы, либо отчасти взятые на службу славяне (Мамонов 2002: 149-150). По версии Г.В. Вернадского, казаки — это сообщество «свободных людей», известное под таким именем в степях Европы как минимум со времен Золотой Орды (XIII— XIV вв.). Ученый строит концепцию преимущественно на лингвистических данных. Казак (казах) — в нескольких тюркских диалектах означает «свободный человек», «свободный искатель приключений» и, отсюда, «житель приграничной полосы». В его основном значении этим словом называли как группы татарских, украинских и русских поселенцев (казаки), так и целый среднеазиатский народ киргизов (казахов)» (Вернадский 2015).
Гораздо более популярной, безаппеляционной и идеологизированной версией этих теорий является книга эмигрантского историка А.А. Гордеева
_______________________________230______
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________2015
«История казаков» (Гордеев 1992). Для работы характерна поверхностность, отсутствие надлежащей источниковой и доказательной базы. Автор попытался затушевать недостаток конкретных знаний широчайшим географическим охватом рассматриваемой тематики. А.А. Гордеев описывает историю всех казачьих войск с момента зарождения до XX в. Он апеллировал к расхожим представлениям, мифам и эмоциям. Таким образом, он обосновывал свои труднодоказуемые утверждения. (Например, о том, что лишь казакам Российское государство обязано своими успехами).
В.О. Ключевский высказал серьёзно фундированную источниками версию, что казаки выходцы из русских земель (Ключевский 1989: 98). Эта мысль активно развивалась советской историографией. Здесь не единожды высказывалась мысль о том, что первыми казаками были мигранты из коренных русских земель. В основном - представители податных сословий. Эта версия основывалась на солидной источниковой базе. Однако источники были в основном достаточно позднего происхождения (Мининков 1984: 25-28). Советские историки нередко тоже
приходили к чрезмерно односторонним выводам о сути раннего казачества. В роде утверждения, что «казачество - более организованный отряд крестьянства» (Швецова 1954: 6). Такое представление о казаках так же является элементом мифологии (Мамонов 2002: 154).
Существуют и довольно интересные и убедительные «комплексные» версии. По мнению Р.Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. К ним присоединялись беглые русские, которые искали спасения от даней, оброков, тягла. Большое значение, по мнению ученого, имело падение Золотой Орды (Скрынников 2008: 3).
Итоги изысканий советских и большинства работавших над темой российских историков подводит Н.И. Никитин. Казачество появляется не ранее XV века на основе объединений татар, потерявших связь с нормальным обществом в результате социальных катаклизмов. К ним присоединяются беглецы с Руси, которые постепенно начинают преобладать. Это не только и не столько крестьяне. Но и служилые, посадские, гулящие люди (Никитин 2011: 44-45, 50).
Серьёзно фундированной источниками является только «миграционная версия». В её рамках удобно рассматривать развитие и эволюцию раннего казачества. Однако она не показывает самого его возникновения. Так же, как и версия о древних «протоказаках». И всё же «миграционная» версия выглядит более убедительно. За неё говорят источники. Хотя и относительно поздние. При этом российский корпус источников в значительной степени уже введён в оборот. В этой связи представляется очень актуальным привлечение зарубежных источников: польских, турецких, архивов Ватикана и пр.
Но рассмотрим сначала наиболее вероятные варианты автохтонной теории. Она подразумевает, что казаки являются потомками коренного славянского населения восточноевропейсих степей. Предполагаемыми предками казаков называют бродников - воинственных степных славян XII - XIII вв. Они принимали участие в войнах русских князей с половцами и друг другом, других военно-
________________________________231_______
№4____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ___________________2015
политических событиях в Восточной Европе. Например, в войне за освобождение Болгарии. Однако о бродниках известно слишком мало (Овчинникова 1993: 7-10). После первой половины XIII в. о них нет сведений.
Другие предполагаемые предки казаков - червлёноярцы. Так исследователи назвали полиэтническую и поликонфессиональную общину, в XIV - XV вв. жившую на верхнем Дону. В её составе был велик удельный вес православных славян. Весьма вероятно, что образ жизни червлёноярцев был близок к казачьему. Часть исследователей (таких, как В.Б. Виноградов) считают их предками гребенских казаков (Шенников 1987: 50-63; Виноградов 1999: 7). Вполне возможно, они сыграли определённую роль в создании классического казачества. Однако, для этого не хватает прямых доказательств. Действительно, в период существования Золотой Орды в южнорусских степях было не мало славянских и частично славянских поселений (Полубояринова 1997: 55-56). Однако самые поздние находки на них отделяет от периода классического казачества как минимум сотня лет. Большинство полиэтничных оседлых поселений бассейна Дона, существовавшие в XIII - XV вв., были уничтожены нашествием Тамерлана и междуусобицами времён крушения Золотой Орды (Матишов и др. 2012: 33-34).
Славянское население степей могло участвовать в формировании казачества. Однако несомненно, что в нём с самого начала преобладали мигранты, выходцы из сопредельных с казачьими землями стран. На это ясно указывают источники. «А люди они породою Москвичи и иных городов...» - писал о казаках беглый дьяк Посольского приказа Г.К. Котошихин (цит. по: Маркедонов 2015).
Тем более что казакоподобная военизированная общинная организация характерна не только для казаков. Так жило немало русских - беглецов из обжитых земель в дикие места, на границу. Например, можно назвать старообрядцев -бухтарминцев, ушедших в XVIII в. в пограничные с Китаем сибирские земли (Мамсик 2000: 104-105).
Появление казачества - во многом есть протест против ущемления традиционных прав русских самоуправляющихся общин. Это связано с созданием двух государств: Московской Руси и Речи Посполитой. И крушением исконно русского социального порядка.
Этот порядок великолепно описывается известным историком И.Я Фрояновым. Древнерусские города и земли были весьма и весьма демократичными «общинами без первобытности». Наличие князей и высокий уровень культуры и экономики не делало эти общины феодальными монархиями. Подлинная власть в большинстве из них принадлежала собранию полноправных мужчин - вечу. Очень сильна была и местная городская аристократия. Князь же фактически был одним из общинных магистратов. Пусть и очень важным (Фроянов 1980: 68).
В домонгольский период превалирующей формой социальной организации была община. Даже княжеская дружина во многом представляла собой особый вид общинной организации (Фроянов 1980: 68).
Основой древнерусской общины было вечевое устройство. Т.е. общиной руководило вече - собрание всех полноправных её членов. Оно разрешало важнейшие проблемы, стоявшие перед общиной. Вече контролировало суд,
_______________________________232______
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________2015
землепользование, внутреннюю и внешнюю политику. Вечевые традиции могли быть более или менее сильными, но со временем подверглись размыванию. Казаки в своих общинах восстановили их в полном объёме. Общий сбор казаков был полновластным хозяином в ранней общине (Щербина 1992: 426-428; Фроянов 1980: 151-153).
Древнерусская община стремилась к политической и экономической независимости. Она всячески старалась укрепить своё самоуправление и средства обороны (Даркевич 1999: 99). При этом община была единым субъектом права и общественных отношений, её отдельные представители могли действовать за пределами общины только как представители всего коллектива. Общий интерес был неизмеримо значимее частного. Одновременно полноправный член общины очень гордился своим статусом. На страже его достоинства и интересов стоял весь коллектив. Общинник имел священное право владеть оружием для защиты родины и соплеменников (Даркевич 1999: 104-105; Фроянов 1980: 124). Этот принципы бытовали в рамках казачества вплоть до начала XX в.
В военном деле ранних казаков прослеживаются традиции древнерусского общинного ополчения. Речь идёт об искусстве пешего боя и использовании малых судов (Берлизов 1984: 171-172; Заседателева 1974: 47-48). Последнее было особенно характерно для воинов древнего Новгорода (Мамонов 2002: 155-156).
И именно в Новгороде и Пскове дольше всего продержались общинные вольности. Но именно первый сыграл, по нашему мнению, особую роль в становлении казачества. По словам В.О. Ключевского, Новгородская республика и казачьи общины хронологически сменяют друг друга (Ключевский 1988: 51). К тому же именно в Новгороде основы вечевого общественного устройства нашли своё полное выражение. Важнейшей составляющей политической организации города-государства были вече и избранные вечем посадники. Символом государственной независимости был вечевой колокол. Официально независимая община называлась «Великий Новгород, мужи вольные». Свои отношения с соседними монархами она строила на свободной договорной основе (Скрынников 1994: 11-15).
Для новгородской традиции характерна выборность главы общинного духовенства - новгородского архиепископа (Ключевский 1988: 57). Вече и избранные им органы управления обладали правом суда над новгородцами (Ключевский 1988: 58-59). Причём формально и боярин, и последний простолюдин были равны перед судом (Ключевский 1988: 73).
Оборона Новгорода осуществлялась «тысячей» - ополчением свободных новгородцев. Командовавшие ей выборные посадники и тысяцкие первоначально были именно военной старшиной. Характерной чертой новгородского военного дела были частные военно-разбойничьи экспедиции, уходившие из города с целью сбора дани и грабежа. Передвигались участники этих походов преимущественно на судах. Особую роль в них играли бедные члены общины, желающие поправить своё социальное положение (Ключевский 1988: 54, 63, 74, 83).
Несомненно, что выше описанные особенности социальной жизни нашли своё выражение и в позднейшем казачестве. Для него были характерны и слабости новгородского общественного строя. Вечевое общество не давало гарантированной
________________________________233_______
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ___________________2015
защиты личности внутри коллектива, но и не сковывало её активности. Выделившиеся из общей массы аристократы и состоятельные люди захватывали себе всё больше власти и привилегий. Их чрезмерное возвышение плохо согласовывалось с традициями. Поэтому основная масса общинников вела против них жесткую борьбу. Постоянные свары возникали и внутри общинной элиты. Постоянная внутренняя борьба ослабляла социум и побуждала его опереться на внешние силы. Последние получали всё больше возможностей нарушать общинную автономию. Именно поэтому и Новгород, и казачество были в своё время подчинены централизованному Русскому государству (Ключевский 1988: 58, 65, 80-81, 83, 86, 93).
Известно, что новгородские феодалы после крушения независимости города были выведены со своих земель и поселены в пределах московского княжества (Ключевский 1988: 75). В первой половине 80-х гг. XV в. из Новгорода были выведено до 35 - 40 тысяч человек, т. е. почти всё население. Бывших граждан сходной с Новгородом вятской общины часто селили на южных и юго-западных окраинах Московской Руси с целью обороны и закрепления рубежей государства и изоляции непокорных. В качестве поместий им давали безлюдные и необработанные участки земли. Нищета и исконное свободолюбие в сочетании с обидой на власть могли подтолкнуть северян к уходу в казачьи ватаги. К тому же в этой среде существовали мало дошедшие до нас представления о централизованном Московском государстве как «Царстве антихриста». А жизнь самоуправлявшимися общинами считалась единственно верной и достойной православного христианина (Борисов 2004: 109, 163).
Показательно, что военно-грабительские походы новгородских воинов-ушкуйников были наиболее активными в XIV в. В конце XIV - начале XV вв. они прекращаются. Вскоре летописи фиксируют появление первых казаков (весьма вероятно, что вследствие трудностей с возвращением на родину через подконтрольные Московскому княжеству территории ушкуйники осели по берегам южнорусских рек и стали пополнять свои ватаги местными жителями). Для организации ушкуйнических отрядов были характерны всесословноть. Их мировоззрение определялось идеологией воинского мужского союза. Участие в походах было для многих новгородцев особым видом инициации, посвящения в полноценные мужчины. Ушкуйники были подчёркнуто агрессивны к «несвоим» (Мамонов 2002: 167-168; Дацишен 1996: 67). Идеология же мужского союза -характерная черта казачества.
Существуют конкретные свидетельства влияния новгородцев на культуру казачества. Элементы северорусского говора обнаружены в диалектах гребенских и уральских казаков (Великая 2004: 21). На Дону казаки иногда называли замкнутые водоёмы «ильменями» (Синеоков 2004: 40). На Дону так же были записаны эпические песни, где фигурировал новгородский эпический герой Садко. По широко известному мнению С.И. Дмитриевой, эпос пришёл в казачьи земли с территории Новгорода (цит. по: Новиков 1988: 34, 35).
Однако нельзя забывать, что казачество генетически связано не только с северными республиками, но и со всей древнерусской общинно-земской традицией в целом. Уже в конце XVII в. казацкое повстанческое движение под
________________________________234______
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ___________________2015
предводительством С.Т. Разина было во многом борьбой за права городских и сельских общин (Крестьянская война 1954: 160, 181-182). Одними из первых украинских казаков были беглые мещане приднепровских городов, спасавшиеся от притеснений местной знати (Костомаров 1994: 10).
При этом необходимо иметь в виду, что на рубеже XV - XVI вв. бегство крестьян от нужды и крепостной неволи ещё не приобрело существенного размаха. Но среди них росло число маргиналов, лишенных привычного места в социуме (так называемые бобылей и др.). Некоторые группы крестьянского населения уже стали ощущать чрезмерность феодального гнета (Зимин 1982: 41, 42, 45, 46). Некоторые из них бежали из родных мест.
Среди этих групп нужно, прежде всего, отметить крестьян -профессиональных промысловиков (рыболовов, охотников за пушным зверем, ловцов хищных птиц и др.). Издавна они жили особыми привилегированными общинами. Во главе общин стоял староста и совет из почтенных людей. Первому помогали десятские и сотские. У рыбников староста назывался «ватаман». Промысловики состояли на службе у князя и имели право на особую судебную и административную автономию. Иногда они были полностью неподсудны местным властям. Эти крестьяне во время своих промысловых поездок кормиться за счёт местных жителей и привлекать их для выполнения некоторых работ.
Однако в конце XV столетия их положение стало ухудшаться. Местные феодалы начали нарушать права промысловиков, захватывать угодья, которыми они пользовались, и закабалять самих крестьян. Свою роль сыграло и истощение некоторых ранее богатых промысловых угодий. И характерный для указанного периода бурный рост производящего хозяйство. Превращение охоты и рыболовство в «подсобный» крестьянский промысел (Кочин 1965: 244-247, 288, 293).
Некоторые из них, особенно рыбники, имели возможность во время промысловых поездок посещать донские земли. Ведь в XV-XVII вв. они были важным промысловым районом. Поэтому в случае конфликтов с власть предержащими промысловики вполне могли уйти на хорошо знакомые берега Дона. Этому не могла не способствовать привычка к свободе, уважению, привилегиям. Структура замкнутой, хорошо организованной общины была хорошо приспособлена к новым условиям жизни (Михайлова 1997: 31-32; Саатчан 1996: 49).
Есть и косвенное этнографическое доказательство родства казаков с промысловиками - рыбниками. Это культ олицетворения казачьей реки -покровителя казаков и войска. В Донском и Уральском войсках долгое время сохранялись практики, связанные с почитанием речного божества. Это божество (Дон Иванович, Иван Горынович) персонифицировало казачью реку (т.е. Дон, Яик) и считалось покровителем войска. Ему было необходимо приносить обильные, в том числе и человеческие, жертвы. Например, принесение божеству реки Яик персиянки Степаном Разиным, описанное голландским артиллеристом Людвигом Фабрициусом. Уже в начале XX в. донские казаки, возвращавшиеся со службы, бросали в воду форму и другие вещи, приветствуя Дон (Азаренков 2005: 7).
Известно, что важность хозяина реки или озера (водяного) в жизни профессиональных рыбаков невозможно переоценить. Имеют место бывальщины о
_______________________________235_______
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________2015
человеческих жертвоприношениях. Которые совершались крестьянами Русского Севера, продолжавшими жить рыболовным промыслом (Криничная 2004: 348).
В этот период появились и новые поводы для недовольства и у крестьян южных приграничных уездов. В период становления централизованного государства эти земли для предотвращения татарских набегов стали заселяться дворянами. При относительном малолюдстве нормы эксплуатации сразу выросли. А близость вольных донских земель не могла не вызвать стремления к побегу. Тем более что крестьяне, жившие рядом с границей, обладали навыками владения оружием. Так, в избе простолюдина XIV в. неподалеку от Куликова поля археологами был обнаружен меч, что было большой редкостью для тогдашней Руси (Шавырин 1997: 95). Сохранилось немало так называемых осадных списков приграничных русских городов. С указанием, где и с каким оружием каждый дворовладелец должен находится в «сполошное время». В этих росписях фигурируют как посадские люди (купцы, ремесленники), так и крестьяне (Никитин 2011: 55).
Можно сказать, что общинные традиции восточных славян заложили основу и дали идеологические принципы для самоорганизации казачества. Их основным носителем в период, предшествующий появлению казачества, был Новгород и другие свободные северные общины.
В период монголо-татарского нашествия русская «полисная» социальная система перенесла жестокий удар. И стала трансформироваться в сторону феодализации и авторитаризма. Не без влияния завоевателей с востока. В XV-XVI вв. она была окончательно уничтожена. Символическим актом этого стал увоз Иваном III вечевого колокола из Новгорода.
Уйдя в степь, казаки восстановили там традиции вольных общин - одну из самых главных ценностей в своей жизни. Казачество стало воплощённой в жизнь консервативной утопией. Осуществлением мечты восточных славян о свободной жизни в свободной общине (Резниченко 2015).
Таким образом, возникновение казачества есть наглядное доказательство верности теории «общинно-полисной специфики» городов-государств Древней Руси, которую выдвинул И.Я. Фроянов. Известно, что свобода и статус древнерусской общины определялся наличием собственных достаточно сильных вооруженных сил.
И, как уже было сказано, в начальный период существования казачества в его рядах было немало представителей благородного сословия. Именно в период становления казачества в XV-XVI веках, многие русские дворяне и шляхтичи Речи Посполитой оказались в степи. Дело в том, что после образования единого Московского государства многие бояре и дворяне, служившие удельным и местным великим князьям, лишились службы и земель. Преследованиям подвергалась и православная шляхта польско-литовского государства. Воины, не нашедшие себе места на родине, часто уходили в степь (Очерки традиционной культуры 2002: 170). Очевидец так писал о составе Запорожского войска: «Все они происходят из России, хотя есть много между ними обесславленных дворян из Малой и Великой Польши...» (цит. по: Яворницкий 1990: 143; Шавырин 1997: 95). Нужно сказать, что обнищавшие помещики и вотчинники нередко уходили на время «казаковать», желая пополнить оскудевшее имущество. Характерен наказ Ивана III рязанской княгине Аграфене,
________________________________236_______
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ___________________2015
запрещавший отпускать рязанских служилых людей в дружины вольных казаков (Очерки традиционной культуры 2002: 170, 184). В служилые казаки переводили беспоместных дворян и дворян, совершивших провинности (Очерки традиционной культуры 2002: 181). Производилось целенаправленное заселение московскими служилыми людьми окраин, где существовала татарская угроза. Многие из этих районов были центрами формирования казачества. Тем более, что между служилыми и вольными казаками граница была очень легко проницаема (Тройно 1993: 21).
Выплеск профессиональных воинов на окраины, в том числе в казачью среду, происходил в случае любых политических пертурбаций в России конца XV-XVII вв. «...многие дворян и служилых людей, и приказных, и воинских людей разослал в Поморские городы и в Сибирь, и на Волгу, и на Терек, в Пермь Великую в темницы и пустые места». После опалы великого князя Семиона Бекбулатовича был разогнан и его двор. От него осталось лишь немного людей, которые жили в «великой скудости» (цит. по: Скрынников 1990: 55, 59, 62). Речь идёт о довольно осторожных силовых акциях, проводимых в конце XVI столетия Борисом Годуновым. Последствия заключительного этапа Опричнины и Ливонской войны были более масштабными. Они затронули в том числе и южные окраины Московского государства. В 1591-1592 гг. про воронежских «сынов боярских» М.Д. Пахомова и П.Д. Голохвостова писалось: «сшол в вольные казаки». Среди детей боярских, служивших в Ряжске тоже отмечаются «сошедшие на Дон» (Скрынников 1990: 69). Под 1592 годом среди донских казаков упомянут носитель старинной дворянской фамилии Воейковых (Сватиков 1924: 25).
То, что обедневший сын боярский или потерявший хозяина боевой холоп (едва ли не самый распространённый вид профессионального воина Московской Руси) были характерными типами ранних казаков, отмечал и известный исследователь А.Л. Станиславский (Станиславский 1990: 8, 17). Во время голода 1601 - 1603 годов знатные господа выгнали многих холопов. Среди них было немало и боевых - профессиональных опытных воинов. Многие из них, пытаясь прокормиться и найти себе применение, «сошли на Дон». Что во многом предопределило активность и боеспособность казачества периода Смуты (Станиславский 1990: 13). В последние три десятилетия многие историки пришли к выводу, что среди вольных казаков преобладали мелкие служилые люди. В том числе - боевые холопы (Никитин 2011: 54). «Породою москвичи и иных городов .и многие из них московских бояр, и торговые люди, и крестьяне.» - пишет И.Г. Котошихин. Как видим, даже в тексте второй половины XVII века «на первом месте стоят «бояре», а крестьяне - на последнем (цит. по: Никитин 2011: 53). Среди вольных русских казаков попадались даже представители княжеских фамилий. Хоть далеко не всегда в роли лидеров. На происхождение членов войска казаки не особенно обращали внимание (Никитин 1986: 170).
Исследования российских учёных опровергают тезис известного украинского казаковеда В.А. Брехуненко о недостаточно «аристократичном» происхождении русского казачества по сравнению с украинским. В основании и укреплении которого огромную роль сыграла мелкая шляхта (Брехуненко 2011: 147-165, 446-448).
_______________________________237_______
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________2015
Влияние выходцев из среды профессиональных воинов сказалось и на особенностях военного дела у казаков. Однако люди знатного происхождения (чаще всего - разорённые), попав в состав казачества, сражались не на аристократический манер (богато вооруженный всадник). Казаки быстро осваивали более «демократичные» и эффективные методы ведения боя.
Необходимо отметить великолепное владение ими огнестрельным оружием, необычайное для того времени. Как писал голландец И. Масса, побывавший в России в период Смутного Времени, «казаки, умеющие так искусно стрелять из своих мушкетов и длинных ружей, как никто на свете, никогда не давали промаха...» (цит. по: Очерки традиционной культуры 2002: 403). В казачьих отрядах существовала обязательная боевая охрана, своя система сигналов. Тактика отличалась умелым сочетанием обороны и наступления. При этом действовал принцип «лучшая оборона - это нападение».
Грамотно была поставлена оборона укреплений. Собственно оборона сочеталась с неожиданными вылазками (Очерки традиционной культуры 2002: 404407). Успешно штурмовались сильнейшие крепости. Известный казаковед В.П. Трут считал, что совершенная и разносторонняя боевая подготовка казаков не могла быть в короткий срок усвоена беглыми русскими крестьянами. Это совершенно справедливо. Однако, в качестве объяснения исследователь предлагает гипотезу об автохтонности казачества в областях его первичного возникновения (Трут 1999: 1314). Мы не беремся однозначно оспаривать саму эту идею. Но соприкосновение со степняками, жившими в низовьях Днепра и Дона, вряд ли могло сделать казачье военное искусство всесторонне развитым. Неизвестно, где они могли бы практиковаться в штурме и обороне крупных укреплений раньше конца XVI-XVII вв. На наш взгляд, более верно было бы предположить появление в казачьей среде высококлассных специалистов, обладавших глубоким знанием военного дела. Вероятнее всего, это были дворяне. По свидетельству источников, запорожские казаки в ранний период своей истории воевали под руководством знатных аристократов Речи Посполитой (Матвеев 2000: 225).
По мнению О.В. Матвеева, казаки сохранили некоторые обычаи и традиции, характерные для древнерусских дружинников. Среди них можно назвать обряд побратимства, скрепляющий глубокий духовный союз между воинами. Во время него побратимы менялись крестами, подписывали особую грамоту. Побратимом часто становился оруженосец воина - «парубок». «Парубоцтво» выполняло военную роль и у украинских казаков XVI-XVII веков (Матвеев 1999: 26).
Стремление к славе играло огромную роль среди казаков. Перед походом на Азов атаман Иванов обратился к донскому войску с такими словами: «Пойдем мы, атаманы и козаки, под тот град Азов среди дни, а не нощию украдом, своею славою великаю не устыдим лица своего от бесстыдных бусурман» (цит. по: Матвеев 2004: 43). Слава, по традиционным аристократическим представлениям, ценилась выше богатства. Когда турки предложили донцам вернуть им Азов за выкуп, те ответили: «Не дорого нам ваше серебро и злато, дорога нам слава вечная» (Матвеев 2004: 43).
Если даже рассматривать недостатки казаков как воинов, то они носят типично «рыцарский» характер. Прежде всего, это стремление обязательно
________________________________238_______
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ___________________2015
проявить личное удальство, выделиться. Иногда в ущерб делу (Очерки традиционной культуры 2002: 407).
Таким образом, первыми казаками были профессиональные воины и охотники / рыбаки - промысловики. Об этом говорит и существовавший до 1690 года в среде донских казаков запрет на занятие земледелием (Сватиков 1924: 26).
Огромное значение для возникновения казачества сыграло и крушение государства Золотая Орда. В результате его образовалась ничейная территория, «поле». Которое на Дону тянулось от устья реки до Воронежа в верхнем течении (Матишов и др. 2012: 37).
Так же в результате крушения золотоордынского государства и сопровождавших его социальных потрясений появилось много тюркских (татарских) казаков. Казак - слово тюркского происхождения (вошедшее в самые разные языки), в целом обозначающее дееспособного мужчину, который при этом находится вне пределов «нормальной» государственной и социальной организации. При этом казак может (чаще всего - вместе с себе подобными) обеспечивать своё существование без непосредственной помощи «нормального» общества. С одной стороны, казак противопоставляется «обычному» человеку, с другой - женщине, ребёнку, стрику, нищему и пр.
В случае с татарами времён распада Золотой Орды - это дружинники, лишившиеся своих феодалов, кочевники, потерявшие связь со своими родами. Которые вынуждены были объединятся в независимые мужские воинские союзы. К которым могли присоединяться и славянские казаки.
Первый массовый приток в казачьи общины конца XV столетия обеспечили татары. «Обрусение» казачества происходит в течении XVI века. Но и в XVII столетии в вольных казачьих войсках было ещё немало татар (Никитин 1986: 168).
Есть и прямые доказательства родства казачества с мужскими союзами Евразии. Предшественники казаков-славян - тюркские казаки часто были людьми, ушедшими в дикие места, чтоб испытать свою силу и мужество и пройти воинское посвящение. А посвящение молодых мужчин в полноценных воинов издавна было важнейшей прерогативой мужских воинских союзов (Султанов 2000: 28). Не случайно, что при вступлении в казачье товарищество человек получал новое имя, т. е. как бы заново рождался. «Второе рождение» было непременным атрибутом вступления в мужской союз. Поэтому любой человек, поживший жизнью казака, позже считал себя свободным от обязанностей податного земледельца (Морковин 2004: 127).
С посвящением было тесно связано обретение побратима. Этот вид искусственного родства был основой ещё тюркского казачества. Неудивительно, что для обозначения своего общества и запорожцы, и члены мужских союзов других народов использовали слово «кош» (в тюркских языках - семья, род). Для мужских союзов Евразии издавна были характерны такие элементы запорожской культуры, как ношение клока волос на бритой голове (Султанов 2000: 29).
Тюркские казаки основывали общины, к которым в XV-XVI вв. присоединились славяне, ещё не имевшие опыта казачьей жизни (Скрынников 1992:
_______________________________239_______
№4________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ________________________2015
7). Сама организация кочевой орды предполагало возможность членства в ней представителей разных народов, имеющих общие интересы (Агаджанов 1991: 44).
С другой стороны, тюрки способствовали появлению важных элементов казачьей системы ценностей. Одна из них - отношение к войне. Для славян позднего средневековья она была явлением, разрывающим нормальное течение повседневности. Казаки вслед за тюрками стали воспринимать её как нечто само собой разумеющееся и даже необходимое. Такое отношение к себе порождает набеговая война, которая практически не затухает и мешает мирному труду. При этом она «кормит» участников добычей (Худяков 1986: 165; Хмелевская 2004: 94).
Влияние кочевников - тюрок способствовало архаизации казачьего социума и системы ценностей. Под его воздействием «ожили» некоторые уже становившиеся пережитками элементы социальной жизни и сопутствовавшие им ценностные установки (речь идёт, к примеру, о мужском союзе или искусственном родстве). Культурное влияние тюрок способствовало появлению и закреплению ценностных противопоставлений казаков и прочих восточных славян. Наглядный пример этого -донские этногенетические легенды о происхождении от неславянских народов (Гордеев 1992: 5).
Таким образом, возникновению казачества способствовали два фактора: крушение общинно-полисного устройства Киевской Руси и крушение Золотой Орды. В следствии первого, последовавшего за становлением Централизованного Русского Государства репрессий и экономических изменений из «большого социума» было «вытолкнуто» определённое количество профессиональных воинов (разных поколений: и ещё помнящих новгородскую вольность, и продолживших их дело московских служилых людей) и профессиональных охотников -промысловиков. Которые, вместе с некоторым числом представителей других страт тогдашнего русского общества, воссоздали за пределами собственно русских земель общинно-полисное устройство в виде казачьих войск. Подходящие для этого ничейные территории появились после гибели ордынского государства. И не только территории. Появилась масса ранних тюркских казаков. Которые стали изначальной основой для создания уже славянскими казаками полноценных казачьих войск.
ЛИТЕРАТУРА
Агаджанов 1991 - Агаджанов С.Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII вв. М.,
1991.
Азаренков 2005 - Азаренков В. Как боевого хорунжего сделали беглым казаком // Станица. 2005.
№ 2.
Берлизов 1984 - Берлизов А.Е. О некоторых коневодческих, кавалерийских и конноспортивных традициях кубанского казачества // Археолого-этнографические исследования Северного Кавказа. Краснодар, 1984.
Борисов 2004 - Борисов Н.С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света. М.,
2004.
Брехуненко 2011 - Брехуненко В. Козаки на степовому кордош европы: Типолопя козацких сшльнот XV - першо'1 половини XVII ст. Ки'1в, 2011.
Великая 2004 - Великая Н.Н. Об этнической природе казачьих групп // Дикаревские чтения. Вып. 10. Краснодар, 2004.
240
№4__________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________________2015
Вернадский 2015 - Вернадский Г.В. Распад Золотой Орды и возрождение Руси / Электронный ресурс: www.spsl.nsc.ru (дата обращения - 22.10.2015).
Виноградов 1999 - Виноградов В.Б. Исторические взгляды И.Д. Попки в системе представлений об истоках гребенского казачества // Памяти Ивана Диомидовича Попки. Из исторического прошлого и духовного наследия северокавказского казачества. Краснодар, 1999.
Гордеев 1992 - Гордеев А.А. История казаков. Т. I. М., 1992.
Гумилёв 1989 - Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
Даркевич 1999 - Даркевич В.П. «Градские люди» Древней Руси // Культура славян и Русь. М.,
1999.
Дацишен 1996 - Дацишен В.Г. Ушкуй как источник казачества // Кубанское казачество: три века истории. Краснодар, 1996.
Заседателева 1974 - Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI - начало XX в.) Историкоэтнографический очерк. М., 1974.
Зимин 1982 - Зимин А.А. Русское государство в XV-XVI вв. М., 1982.
Ключевский 1988 - Ключевский В.О. Курс русской истории // Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т. II. М., 1988.
Ключевский 1989 - Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. T.III. М., 1989.
Кожинов 1999 - Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. М.: Алгоритм, 1999.
Костомаров 1994 - Костомаров Н.И. Материалы и исследования. Богдан Хмельницкий. М., 1994.
Кочин 1965 - Кочин Г.Е. Сельское хозяйство на Руси конца XIII - начала XVI веков. М.; Л., 1965.
Крестьянская война 1954 - Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сборник документов. Т. I. М., 1954.
Криничная 2004 - Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М., 2004.
Мамонов 2002 - Мамонов В.Ф. Теории и факты // Очерки традиционной культуры казачеств России. Т. I. М.; Краснодар, 2002.
Мамсик 2000 - Мамсик Т. «Вольные каменьщики» Беловодья // Родина. 2000. № 8.
Маркедонов 2015 - Маркедонов С.М. От истории к конструированию национальной идентичности (исторические воззрения участников «Вольноказачьего движения») / Электронный ресурс: www.cossackdom.com (дата обращения - 22.10.2015).
Матвеев 1999 - Матвеев О.В. Возникновение и ранние страницы истории казачества в устной исторической традиции древней Руси // Возникновение казачества и становление казачьей культуры. Ростов-на-Дону, 1999.
Матвеев 2000 - Матвеев О.В. «Дэ диды, прадиды служилы...» Служилое начало в этногенетических представлениях кубанских казаков // Из истории дворянских родов Кубани. Краснодар, 2000.
Матвеев 2004 - Матвеев О.В. Идеалы средневекового рыцарства в исторических представлениях кубанских казаков // Особенности историко-психологического исследования. Краснодар, 2004.
Матишов и др. 2012 - Матишов Г.Г., Власкина Т.Ю., Венков А.В., Власкина Н.А. Социальноисторический портрет дельты Дона: казачий хутор Донской. Ростов-на-Дону, 2012.
Мининков, Рябов - Мининков Н.А., Рябов С.И. О заселении Донской земли в XVI - XVII вв. // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. 1984. № 3.
Михайлова 1997 - Михайлова И. «Бобровники, сокольники, подлазники...». Как жили промысловые слуги князя в XIV-XV вв. // Родина. 1997. № 5.
Морковин 2004 - Морковин Н. Очерк истории Запорожского казачества // Запорожская Сечь. М., 2004.
Никитин 1986 - Никитин Н.И. О происхождении, структуре и социальной природе сообществ русских казаков XVI-XVII вв. // История СССР. 1986. № 4.
Никитин 2011 - Никитин Н.И. Происхождение казачества: мифы и реальность // Осторожно, история. М., 2011.
Новиков 1988 - Новиков Ю.А. Точку ставить рано. О концепции новгородского
происхождения русской былинной традиции // Фольклор. Проблемы историзма. М., 1988.
241
№4__________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________________2015
Овчинникова 1993 - Овчинникова Б.Б. Бродники - доказачья вольница // Казачество в истории России. Краснодар, 1993.
Очерки традиционной культуры 2002 - Очерки традиционной культуры казачеств России. Т. I. М.; Краснодар, 2002.
Полубояринова 1997 - Полубояринова М. Русские в Золотой Орде // Родина. 1997. № 3-4.
Резниченко 2015 - Резниченко С. Суть казачества / Электронный ресурс: www.apn.ru (дата обращения - 22.10.2015).
Саатчан 1996 - Саатчан Р. Русское поле // Родина. 1996. № 2.
Савельев 1915 - Савельев Е.П. Древняя история казачества. Ч.1. Новочеркасск, 1915.
Сватиков 1924 - Сватиков С.Г. Россия и Дон (1549-1917). Исследование по истории государственного и административного права и политических движений на Дону. Белград, 1924.
Синеоков 2004 - Синеоков В. Казачество и его государственное значение. М., 2004.
Скрынников 1992 - Скрынников Р.Г. Ермак. М., 1992.
Скрынников 2008 - Скрынников Р.Г. Ермак. М., 2008.
Скрынников 1990 - Скрынников Р.Г. Россия на кануне «Смутного времени». М., 1990.
Скрынников 1994 - Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. М., 1994.
Станиславский 1990 - Станиславский АЛ. Гражданская война в России XVII века. Казачество на переломе истории. М., 1990.
Султанов 2000 - Султанов Т. Кто такие казахи // Родина. 2000. № 2.
Тройно 1993 - Тройно Ф.П. У истоков казачества // Казачество в истории России. Краснодар,
1993.
Трут 1999 - Трут В.П. Противоречия ряда основных положений миграционной теории происхождения казачества и конкретно-исторических условий // Возникновение казачества и становление казачьей культуры. Ростов-на-Дону, 1999.
Фроянов 1980 - Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
Хмелевская 2004 - Хмелевская Р.Б. Восток - Запад - Россия. Культурные доминанты народов. Ростов-на-Дону, 2004.
Худяков 1986 - Худяков Ю.С. Вооружение енисейских киргизов. Новосибирск, 1986.
Шавырин 1997 - Шавырин В. Неделимое поле // Родина. 1997. № 3-4.
Швецова 1954 - Швецова Е.А. Предисловие // Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. I. М., 1954.
Шенников 1987 - Шенников А.А. Червлёный яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л., 1987.
Щербина 1992 - Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т. I. Краснодар, 1992.
Яворницкий 1990 - Яворницкий Д.И. История Запорожского казачества. Т. I. Киев, 1990.
REFERENCES
Agadzhanov 1991 - Agadzhanov S.G. Gosudarstvo Sel’dzhukidov i Srednjaja Azija v XI-XII vv. [The Seljuk Empire and Central Asia in XI-XII centuries], Moscow, 1991 [in Russian].
Azarenkov 2005 - Azarenkov V. Kak boevogo horunzhego sdelali beglym kazakom [As the fighting horunzhy was made the fluent Cossack], in: Stanica [Village], 2005, № 2 [in Russian].
Berlizov 1984 - Berlizov A.E. O nekotoryh konevodcheskih, kavalerijskih i konnosportivnyh tradicijah kubanskogo kazachestva [About some horse-breeding, cavalry and horse-racing traditions of the Kuban Cossacks], in: Arheologo-jetnograficheskie issledovanija Severnogo Kavkaza [Arkheologo-etnografichesky researches of the North Caucasus], Krasnodar, 1984 [in Russian].
Borisov 2004 - Borisov N.S. Povsednevnaja zhizn’ srednevekovoj Rusi nakanune konca sveta [Everyday life of medieval Russia on the eve of a doomsday], Moscow, 2004 [in Russian].
Brehunenko 2011 - Brehunenko V. Kozaki na stepovomu kordoni evropy: Tipologija kozackih spil’not XV - pershoi polovini XVII st. [Cossacks on steppe border of Europe: Tipologiya of the Cossack societies XV - the feather half XVII century], Kiev, 2011 [in Ukrainian].
242
№4_____________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ___________________________________2015
Dacishen 1996 - Dacishen V.G. Ushkuj kak istochnik kazachestva [Ushkuy as Cossacks source], in: Kubanskoe kazachestvo: tri veka istorii [Kuban Cossacks: three eyelids of history], Krasnodar, 1996 [in Russian].
Darkevich 1999 - Darkevich V.P. «Gradskie ljudi» Drevnej Rusi [«Town people» of Ancient Russia], in: Kul’tura slavjan i Rus’ [Culture of Slavs and Russia], Moscow, 1999 [in Russian].
Frojanov 1980 - Frojanov l.Ja. Kievskaja Rus’. Ocherki social’no-politicheskoj istorii [Kievan Rus’. Sketches of socio-political history], Leningrad, 1980 [in Russian].
Gordeev 1992 - Gordeev A.A. Istorija kazakov. T. I [History of Cossacks. Volume I], Moscow, 1992 [in Russian].
Gumiljov 1989 - Gumiljov L.N. Drevnjaja Rus’ i Velikaja Step’ [Ancient Russia and Great Steppe], Moscow, 1989 [in Russian].
Hmelevskaja 2004 - Hmelevskaja R.B. Vostok - Zapad - Rossija. Kul’turnye dominanty narodov [The East - the West - Russia. Cultural dominants of the people], Rostov-on-Don, 2004 [in Russian].
Hudjakov 1986 - Hudjakov Ju.S. Vooruzhenie enisejskih kirgizov [Arms of the Yenisei Kyrgyz], Novosibirsk, 1986 [in Russian].
Javornickij 1990 - Javornickij D.I. Istorija Zaporozhskogo kazachestva. T. I [History of the Zaporozhye Cossacks. Volume I], Kiev, 1990 [in Russian].
Kljuchevskij 1988 - Kljuchevskij V.O. Kurs russkoj istorii [Course of the Russian history], in: Kljuchevskij V.O. Sochinenija v devjati tomah. T. II [Compositions in nine volumes. Volume II], Moscow, 1988 [in Russian].
Kljuchevskij 1989 - Kljuchevskij V.O. Sochinenija v devjati tomah. T.III [Compositions in to nine volumes. Volume III], Moscow, 1989 [in Russian].
Kochin 1965 - Kochin G.E. Sel’skoe hozjajstvo na Rusi konca XIII - nachala XVI vekov [Agriculture in Russia of the end XIII - beginnings XVI centuries], Moscow; Leningrad, 1965 [in Russian].
Kostomarov 1994 - Kostomarov N.I. Materialy i issledovanija. Bogdan Hmel’nickij [Materials and researches. Bogdan Khmelnytsky], Moscow, 1994 [in Russian].
Kozhinov 1999 - Kozhinov V.V. Istorija Rusi i russkogo Slova [History of Russia and Russian Word], Moscow: Algoritm Publ., 1999 [in Russian].
Krest’janskaja vojna 1954 - Krest’janskaja vojna pod predvoditel’stvom Stepana Razina. Sbornik dokumentov. T. I [Peasant war under Stepan Razin’s leadership. Collection of documents. Volume I], Moscow, 1954 [in Russian].
Krinichnaja 2004 - Krinichnaja N.A. Russkaja mifologija: Mir obrazov fol’klora [Russian mythology: World of images of folklore], Moscow, 2004 [in Russian].
Mamonov 2002 - Mamonov V.F. Teorii i fakty [Theories and facts], in: Ocherki tradicionnoj kul’tury kazachestv Rossii. T. I [Sketches of traditional culture of kazachestvo of Russia. Volume I], Moscow; Krasnodar, 2002 [in Russian].
Mamsik 2000 - Mamsik T. «Vol’nye kamen’shhiki» Belovod’ja [«Free bricklayers» of Belovodya], in: Rodina [Homeland], 2000, № 8 [in Russian].
Markedonov 2015 - Markedonov S.M. Ot istorii k konstruirovaniju nacional’noj identichnosti (istoricheskie vozzrenija uchastnikov «Vol’nokazach’ego dvizhenija») [From history to designing of national identity (historical views of participants of «the Volnokazachy movement»)], 2015, Electronic resource: www.cossackdom.com (Date of access - 22.10.2015) [in Russian].
Matishov i dr. 2012 - Matishov G.G., Vlaskina T.Ju., Venkov A.V., Vlaskina N.A. Social’no-istoricheskij portret del’ty Dona: kazachij hutor Donskoj [Sociohistorical portrait of the delta of Don: Cossack farm Donskoy], Rostov-on-Don, 2012 [in Russian].
Matveev 1999 - Matveev O.V. Vozniknovenie i rannie stranicy istorii kazachestva v ustnoj istoricheskoj tradicii drevnej Rusi [Emergence and early pages of history of the Cossacks in oral historical tradition of ancient Russia], in: Vozniknovenie kazachestva i stanovlenie kazach’ej kul’tury [Emergence of the Cossacks and formation of the Cossack culture], Rostov-on-Don, 1999 [in Russian].
Matveev 2000 - Matveev O.V. «Dje didy, pradidy sluzhily...» Sluzhiloe nachalo v jetnogeneticheskih predstavlenijah kubanskih kazakov [Where grandfathers, great-grandfathers served.» The Sluzhily
243
№4_____________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _________________________________2015
beginning in ethnogenetic representations of the Kuban Cossacks], in: Iz istorii dvorjanskih rodov Kubani [From history of noble childbirth of Kuban], Krasnodar, 2000 [in Russian].
Matveev 2004 - Matveev O.V. Idealy srednevekovogo rycarstva v istoricheskih predstavlenijah kubanskih kazakov [Ideals of medieval knights in historical representations of the Kuban Cossacks], in: Osobennosti istoriko-psihologicheskogo issledovanija [Features of historical and psychological research], Krasnodar, 2004 [in Russian].
Mihajlova 1997 - Mihajlova I. «Bobrovniki, sokol’niki, podlazniki...». Kak zhili promyslovye slugi knjazja v XIV-XV vv. [«Bobrovniki, hawkers, podlaznik ...». As there lived trade servants of the prince in XIV-XV centuries], in: Rodina [Homeland], 1997, № 5 [in Russian].
Mininkov, Rjabov - Mininkov N.A., Rjabov S.I. O zaselenii Donskoj zemli v XVI - XVII vv. [About settling of the Don earth in XVI - XVII centuries], in: Izvestija Severo-Kavkazskogo nauchnogo centra vysshej shkoly. Obshhestvennye nauki [News of the North Caucasian scientific center of the higher school. Social sciences], 1984, № 3 [in Russian].
Morkovin 2004 - Morkovin N. Ocherk istorii Zaporozhskogo kazachestva [Sketch of history of the Zaporozhye Cossacks], in: Zaporozhskaja Sech’ [Zaporizhian Sich], Moscow, 2004 [in Russian].
Nikitin 1986 - Nikitin N.I. O proishozhdenii, strukture i social’noj prirode soobshhestv russkih kazakov XVI-XVII vv. [About an origin, to structure and social nature of communities of the Russian Cossacks XVI-XVII century], in: Istorija SSSR [History USSR], 1986, № 4 [in Russian].
Nikitin 2011 - Nikitin N.I. Proishozhdenie kazachestva: mify i real'nost' [Cossacks origin: myths and reality], in: Ostorozhno, istorija [Carefully, history], Moscow, 2011 [in Russian].
Novikov 1988 - Novikov Ju.A. Tochku stavit’ rano... O koncepcii novgorodskogo proishozhdenija russkoj bylinnoj tradicii [To put an end early. About the concept of the Novgorod origin of the Russian epic tradition], in: Fol’klor. Problemy istorizma [Folklore. Historicism problems], Moscow, 1988 [in Russian].
Ocherki tradicionnoj kul’tury 2002 - Ocherki tradicionnoj kul’tury kazachestv Rossii. T. I [Sketches of traditional culture of kazachestvo of Russia. Volume I], Moscow; Krasnodar, 2002 [in Russian].
Ovchinnikova 1993 - Ovchinnikova B.B. Brodniki - dokazach’ja vol’nica [Brodniki - dokazachya outlaws], in: Kazachestvo v istorii Rossii [The Cossacks in the history of Russia], Krasnodar, 1993 [in Russian].
Polubojarinova 1997 - Polubojarinova M. Russkie v Zolotoj Orde [Russians in the Golden Horde], in: Rodina [Homeland], 1997, № 3-4 [in Russian].
Reznichenko 2015 - Reznichenko S. Sut’ kazachestva [Cossacks essence], 2015, Electronic resource: www.apn.ru (Date of access - 22.10.2015) [in Russian].
Saatchan 1996 - Saatchan R. Russkoe pole [Russian field], in: Rodina [Homeland], 1996, № 2 [in Russian].
Savel’ev 1915 - Savel'ev E.P. Drevnjaja istorija kazachestva. Ch.1 [Ancient history of the Cossacks. Part 1], Novocherkassk, 1915 [in Russian].
Shavyrin 1997 - Shavyrin V. Nedelimoe pole [Indivisible field], in: Rodina [Homeland], 1997, № 3-4 [in Russian].
Shennikov 1987 - Shennikov A.A. Chervljonyj jar. Issledovanie po istorii i geografii Srednego Podon’ja v XIV-XVI vv. [Dark red yar. Research on history and Srednego Podonya geography in XIV-XVI centuries], Leningrad, 1987 [in Russian].
Shherbina 1992 - Shherbina F.A. Istorija Kubanskogo kazach’ego vojska. T. I [History of the Kuban Cossack army. Volume I], Krasnodar, 1992 [in Russian].
Shvecova 1954 - Shvecova E.A. Predislovie [Preface], in: Krest’janskaja vojna pod predvoditel’stvom Stepana Razina. T. I [Peasant war under Stepan Razin’s leadership. Volume I], Moscow, 1954 [in Russian].
Sineokov 2004 - Sineokov V. Kazachestvo i ego gosudarstvennoe znachenie [Cossacks and its state value], Moscow, 2004 [in Russian].
Skrynnikov 1990 - Skrynnikov R.G. Rossija na kanune «Smutnogo vremeni» [Russia on the eve of «Time of Troubles»], Moscow, 1990 [in Russian].
Skrynnikov 1992 - Skrynnikov R.G. Ermak [Yermak], Moscow, 1992 [in Russian].
Skrynnikov 1994 - Skrynnikov R.G. Tragedija Novgoroda [Tragedy of Novgorod], Moscow, 1994 [in Russian].
244
№4_____________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ __________________________________2015
Skrynnikov 2008 - Skrynnikov R.G. Ermak [Yermak], Moscow, 2008 [in Russian].
Stanislavskij 1990 - Stanislavski] A.L. Grazhdanskaja vojna v Rossii XVII veka. Kazachestvo na perelome istorii [Civil war in Russia XVII centuries. The Cossacks on a history change], Moscow, 1990 [in Russian].
Sultanov 2000 - Sultanov T. Kto takie kazahi [Who such Kazakhs], in: Rodina [Homeland], 2000, № 2 [in Russian].
Svatikov 1924 - Svatikov S.G. Rossija i Don (1549-1917). Issledovanie po istorii gosudarstvennogo i administrativnogo prava i politicheskih dvizhenij na Donu [Russia and Don (1549-1917). Research on history of the state and administrative law and political movements on Don], Belgrad, 1924 [in Russian].
Trojno 1993 - Trojno F.P. U istokov kazachestva [At Cossacks sources], in: Kazachestvo v istorii Rossii [The Cossacks in the history of Russia], Krasnodar, 1993 [in Russian].
Trut 1999 - Trut V.P. Protivorechija rjada osnovnyh polozhenij migracionnoj teorii proishozhdenija kazachestva i konkretno-istoricheskih uslovij [Contradictions of a number of basic provisions of the migratory theory of an origin of the Cossacks and concrete historical conditions], in: Vozniknovenie kazachestva i stanovlenie kazach’ej kul’tury [Emergence of the Cossacks and formation of the Cossack culture], Rostov-on-Don, 1999 [in Russian].
Velikaja 2004 - Velikaja N.N. Ob jetnicheskoj prirode kazach’ih grupp [About the ethnic nature of the Cossack groups], in: Dikarevskie chtenija. Vyp. 10 [Dikarevsky readings. Release 10], Krasnodar, 2004 [in Russian].
Vernadskij 2015 - Vernadski] G.V. Raspad Zolotoj Ordy i vozrozhdenie Rusi [Disintegration of the Golden Horde and revival of Russia], 2015, Electronic resource: www.spsl.nsc.ru (Date of access -22.10.2015) [in Russian].
Vinogradov 1999 - Vinogradov V.B. Istoricheskie vzgljady I.D. Popki v sisteme predstavlenij ob istokah grebenskogo kazachestva [Historical views of I.D. Buttocks in system of ideas of sources of the grebensky Cossacks], in: Pamjati Ivana Diomidovicha Popki. Iz istoricheskogo proshlogo i duhovnogo nasledija severokavkazskogo kazachestva [Ivan Diomidovich Popki’s memories. From the historical past and spiritual heritage of the North Caucasian Cossacks], Krasnodar, 1999 [in Russian].
Zasedateleva 1974 - Zasedateleva L.B. Terskie kazaki (seredina XVI - nachalo XX v.) Istoriko-jetnograficheskij ocherk [Tersky Cossacks (middle XVI - beginning XX c). Historical and ethnographic sketch], Moscow, 1974 [in Russian].
Zimin 1982 - Zimin A.A. Russkoe gosudarstvo v XV-XVI vv. [The Russian state in XV-XVI centuries], Moscow, 1982 [in Russian].
Васильев Игорь Юрьевич - Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научноисследовательского центра традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия). Vasilyev Igor - candidate of historical sciences, senior research associate of the Research center of traditional culture «The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia).
E-mail: ivasee@mail.ru
245