Научная статья на тему 'Казачество и проблемы межнациональных отношений на Северном Кавказе'

Казачество и проблемы межнациональных отношений на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казачество и проблемы межнациональных отношений на Северном Кавказе»

В вопросе миротворчества на Северном Кавказе важна принципиальная установка глав субъектов северокавказских республик на сохранение и поддержание меконфессионального мира и религиозной терпимости среди верующих республик, краев и областей, в этих вопросах они солидарны с позицией РПЦ. Важно отметить, что в рамках миротворческого процесса РПЦ активно взаимодействует с т.н. «силовыми» структурам принимающими участие в вооруженных локальных конфликтах на Северном Кавказе, что способствует формированию у них толерантности по отношению к мусульманским народам Кавказа.

О перспективах деятельности РПЦ на Кавказе можно судить по словам епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана (Ашуркова), сказанным им в недавнем интервью: «Мы должны наши идеи и намерения мира воплощать в реальную жизнь. Коль судил Господь жить с нами бок о бок, мы должны больше знать друг друга. Знать обычаи, веру, культуру друг друга. Нам надо понять, что мы живем в разных «квартирах» одного дома, одной страны. Как в доме система жизнеобеспечения одна,...так и в одной стране - все едино. И порядок в доме надо поддерживать сообща »\

Федосов П.С., член координационного совета по вопросам казачества при полномочном представителе

Президента РФ в ЮФО (г.Ставрополь)

КАЗАЧЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Мы вступили в новое тысячелетие - время величайшего подъема науки, техники, цивилизации и, к сожалению, в то время, когда разрушаются человеческие ценности, идеологические, социальные и религиозные устои. Мы живем в грозное время религиозного фанатизма, воинствующего национализма, приведших наше общество к непредсказуемым последствиям.

Вместе с этим растет поток псевдонаучных публикаций по национальным вопросам, в которых обществу внушается мысль о превосходстве той или иной нации, ее исключительности в жизненном пространстве, вопреки фактам былой истории своих народов. Особенно это остро ощущается на Кавказе в последнее десятилетие. Сотнями лет создававшиеся стремления народов России к единению, целостности, оказались под угрозой их уничтожения.

Все это не могло не привести к межнациональным обострениям, межэтническим конфликтам, а в целом к новой Кавказской войне. В связи с этим научным работникам, занимающихся проблемами межнациональных отношений, конфликтологией, важно знать общее направление современных событий на Кавказе, иметь понятие о том, какие силы двигают судьбами здешних народов, какие силы являются ведущими, решающими в исправлении допущенных в последнее время ошибок.

С начала 90-х годов XX столетия на Кавказе проведен ряд конференций, совещаний, казачьих кругов, конгрессов народов Кавказа (в г. Ростове-на-Дону, г. Краснодаре, г. Ставрополе, г. Владикавказе, г.Махачкале, г. Нальчике, г.

1 Порядок в доме надо поддерживать сообща. // Южный федеральный. №15 (140). 14 апреля, 2004 г. С.2.

Черкесске, г. Пятигорске и. т.д.). На них в той или иной мере рассматривались вопросы взаимоотношений всех народов, населяющих эту территорию, перспективы урегулирования межэтнических конфликтов социальных, экономических и психологических состояний беженцев, вопросы войны в Чечне и. т.д. Каждое такое мероприятие сопровождалось принятием заявлений, резолюций, обращений в различные органы государственной власти, к политическим партиям, общественным объединениям.

Ученые различных вузов, центров социальных и гуманитарных исследований РАМН и др. неоднократно предлагали рекомендации, направленные на консолидацию усилий по разрешению межнациональных, межэтнических конфликтов и мирного сожительства множества этносов Северного Кавказа.

Не осталось в стороне от этих проблем и казачество, которое еще в июне 1991 года на совещании руководителей этнических общественных объединений, проходившем в г. Черкесске, предложило провести конференцию народов Северного Кавказа. На этой конференции предусматривалось рассмотреть назревавшие проблемы межэтнических конфликтов и избрать специальный общественный орган, наделив его значительными полномочиями. Конференцию намечалось провести уже в августе. Однако, события ГКЧП, последующий распад СССР, а затем рост межнациональных конфликтов, нередко сопровождающихся кровавыми столкновениями, события в Чечне, террористические акты, не позволили провести это важное мероприятие до настоящего времени.

С приходом власти в Чечено-Ингушетии генерала Д.Дудаева в сентябре 1991 года, резко возросла напряженность на всем Северном Кавказе. Казачество на своем втором Большом казачьем круге, проходившем в г.Ставрополе 8-10 ноября 1991 года приняло специальное заявление, направленное Президенту, Верховному Совету, Совету Министров СССР, в котором требовало обратить серьезное внимание событиям в ЧИАССР и возможных последствиях в случае игнорирования требований казаков.

Однако в то время уже некому было думать о проблемах Кавказа. Казачество и в последующем ежегодно напоминало и напоминает о принятии кардинальных мер, направленных на улучшение и стабилизацию межнациональных взаимоотношений. К сожалению заявления и обращения казачества не находило и не находит достаточного понимания, как у государственных, так и политических деятелей.

Почему же казачество так болезненно воспринимает, возникшие на Кавказе мозаичность политических процессов, нестабильность, национальный антагонизм, кризисность политических процессов, дезинтеграцию постсоветского времени ? Это можно объяснить тем, что казачество зародившись на окраинах Древней Руси, и, раздвигая границы Российского государства постоянно входило в контакты с соседними народами, которые нередко становились ему близкими не только по духу, но и по крови. Поэтому казачеству небезразлично, что происходит в настоящее время у их соседей, близких им и по множеству общих жизненных проблем. Отмеченное, в большей степени, относится к «кавказскому казачеству», которое живя на Тереке еще со времен Московского князя Ивана III по соседству с горскими народами, перенимало, не только их одежду, оружие, но и множество традиций быта, культуры, а также передавало им часть своих. Примечательно то, что казачество Кавказской линии за многие годы жизни на Кавказе приобрело и характерный горский тип, легкость и пружинистость походки, и даже внешнее сходство. Кубанский историк, этнограф, политический

деятель Ф.А.Щербина отмечал, что «казак - линеец был тот же черкес, только русской национальности».

Куначество, аталычество, нередкие совместные браки приводили еще к большему сближению казаков и горцев. В истории известно, что многие горские народы проживали совместно с казаками в крепости Терки - Ш в ХУ1-ХУ11 в.в., где были образованы черкасская (кабардинская), чеченская, татарская слободы. Здесь выходцы горских народов были обращены в служилых людей российского государства и выполняли вместе с казаками всевозможные поручения воевод по охране и сопровождению посольств, грузов и др. В начале XVIII века значительная часть гребенских казаков не пожелало переселяться на левый берег Терека, а ушла в горы Чечни. Там казаки впоследствии приняли ислам и стали одним из влиятельных племен чеченцев-гуноевцев. До сих пор многие из них сохранили русоволосость и голубой цвет глаз.

Автор» статьи не ставит своей целью рассмотрение истории казачества на Кавказской линии, происхождении казаков. Эта тема - специального исследования. Однако, в доказательство многих форм совместного жития горцев и казаков следует привести казачьи фамилии: Кубеко-вых, Курбаноновых, Татарино-вых, Калмыковых, Нагаевых и других, а также названия казачьих станиц: Зелен-чукская, Бекешевская, Закан-Юртовская, Самашкинская, Даховская, Карабулак-ская и т.д., что еще раз подтверждает вышеотмеченные общие черты казаков и горцев.

С другой стороны казачество Кавказской линии своим прошлым, своей религией, языком, геополитическими и экономическими условиями было тесно связано с русским народом. Жизненные проблемы казаков неразрывно переплетались с жизненными проблемами Российского государства. Казачество никогда не ставило вопрос об отделении от России, казаки всегда воздерживались от самостийности, сепаратизма, суверенности.

Казаки, имея много общего с горскими народами, могли бы стать в настоящее время связующим звеном в нормализации межнациональных отношений, урегулировании межэтнических конфликтов на Северном Кавказе. Однако, их требования, их предложения остаются без должного внимания. Многовековой опыт совместного проживания казаков с горскими народами мог бы пригодится в решении многочисленных проблемных вопросов. Однако, до сих пор не предпринимаются меры к тому, чтобы прекратить насильственное выселение казаков с их исконных территорий.

Результатом такого пренебрежения стал значительный отток казаков из терских станиц. В настоящее время в казачьих станицах Наурского и Шелковского районов Чечни насчитывается не более 5-10 % казачьего населения. Для сравнения можно привести цифры 1990 года, когда эта численность равнялась соответственно более 60-70 %.

Казачество на Кавказе всегда являлось не только интегрирующим, но и стабилизирующим населением. Нередко оно играло роль демфера - своеобразного успокоителя в межнациональных, межродовых, межтейповых конфликтах. Благодаря казачеству эти конфликты в Х1Х-ХХв.в. были значительно снижены.

Казачество не разделяло и не разделяет противоречивых этноцентристских настроений, полярных и противоречивых этнополитических процессов, происходящих на Северном Кавказе. Оно считало и считает, что Россия должна быть единым и сильным государством. Решающая роль в его единении, экономическом благополучии будут играть хорошо организованные, твердо верую-

щие в его целостность народы. Казачество в этом случае готово вместе со всеми народами Кавказа строить свой мирный дом.

Однако, политические партии, общественные объединения не видят внутренней сущности казачества. Они не знают его многовековой истории, которая представляет собой необычайно ценный пример разрешения общих задач построения человеческого общества. Казачество имеет значительный исторический опыт строительства общественного бытия на началах дисциплины, истинного братства, разумного равенства всех членов этого общества, взаимного уважения к традициям, быту, культуре соседних и других народов.

Если и в дальнейшем будет проводиться односторонняя, ни к чему не обязывающая политика в межнациональных отношениях, то также по-прежнему будет расти нездоровый национализм, который любыми дозволенными и недозволенными методами будет стремиться к образованию на Кавказе «лоскутных империй».

Для того, чтобы выйти из сложных и кризисных явлений на Северном Кавказе:

1. Требуется пересмотреть политику колебаний в разрешении вопросов межэтнических конфликтов, и взять курс на политику мудрости и взвешенных решений, которые позволят понять, то, что происходит в настоящее время на Северном Кавказе и разработать методы выхода из конфликтных ситуаций.

2. Ученым, специалистам - конфликтологам следует принять рекомендации, в которых необходимо предусмотреть то, что казачество Кавказа готово отдать свой многовековой опыт совместного житья с горскими народами, поделиться всем тем, что позволит направить решительные меры на улучшение межнациональных взаимоотношений, недопущения разрастания межэтнических конфликтов.

3. Руководителям регионов, общественным и религиозным деятелям следует направить усилия на объединение всех народов Кавказа в одну крепкую, кавказскую семью. С этой целью за основу этой работы необходимо принять многовековую, совместную историю кавказских народов, в том числе и казачества, сохранивших сходные во многом традиции, обычаи, культуры.

4. Настала необходимость разработки и утверждения специальной программы, направленной на возвращение и обустройство казаков Наурского, Шелковского районов Чечни и Ингушетии на исконные места проживания.

5. Без разрешения проблем казачества Терека невозможно решить проблемы Северного Кавказа в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.