HISTORICAL AND ANTHROPOLOGICAL ASPECTS OF THE INDIGENOUS PARADIGM OF ETHNOGENESIS GREBEN COSSACKS: HYPOTHESIS AND ARGUMENTS
Grigoriev Anatoly Fedorovich, DSc of Culturology, PhD of Pedagogical sciences, Professor of the cultural science of MAN, Academic of RAE, Honored Worker of arts of the Czech Republic, Chair of Theory and Methodology of Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol E-mail: grig.26rusigigmail.com
The article contains profound historical and anthropological analysis of ethnographic, archaeological, scientific sources and rationale the indigenous paradigm of the origin of the Greben Cossacks. The article compares and contrasts the various hypotheses of the origin of the grebensk Cossacks. One of the powerful supporting factors of autochthonous origin grebensk Cossacks, called the current brakosochetanie relations between Cossacks and mountaineers. Anthropological paradigm of the autochthonous origin of Grebenskaya of the kernel on the Terek as of s?mi is confirmed by the factors of migration, socio-cultural, multiethnic processes with the inclusion of the ancient Slavonic, Khazar-Turkic tribes on the territory of the Ciscaucasia and the North Caucasus, recordstiny relations with the mountain peoples, promoting natural assimilation, the multicultural and multiethnic interaction of Slavic, Turkic and mountain mingled aboriginal communities, the result was formed a kind of genotype grebentsov. Keywords: autochthonous origin of the grebensk Cossacks; the ethnogenesis of the Greben Cossacks; brakosochetanie relations; factors of migration, socio-cultural, multiethnic processes; ancient Slavic, Khazar-Turkic tribes on the territory of the Ciscaucasia and the North Caucasus; multicultural interaction.
CO
i-H
О cu
-О Q-Ш CK b-X
LjJ
u
о cu
со
ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОХТОННОЙ ПАРАДИГМЫ ЭТНОГЕНЕЗА ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ: ГИПОТЕЗЫ И АРГУМЕНТЫ
В статье осуществлен глубокий историко-антропологический анализ этнографических, археологических, научных источников и обоснование автохтонной парадигмы зарождения гребенских казаков. В статье сопоставляются различные гипотезы происхождения гребенского казачества. Одним из мощных подтверждающих факторов автохтонного происхождения гребенского казачества называются сложившиеся бракородственные отношения между казаками и горцами. Антропологическая парадигма автохтонного зарождения гребенского ядра на Тереке как территории своего исконного проживания подтверждается факторами миграционных, социокультурных, полиэтнических процессов с включением древне-славянских, хазарско-тюркских племен на территориях Предкавказья и Северного Кавказа, бракородственных отношений с горскими народами, способствующими естественной ассимиляции, поликультурному и полиэтническому взаимодействию славянских, тюркских и горских аборигенных разноплеменных сообществ, в результате чего был сформирован своеобразный генотип гребенцов.
Ключевые слова: автохтонное происхождение гребенского казачества; этногенез гребенских казаков; бракородственные отношения; факторы миграционных, социокультурных, полиэтнических процессов; древне-славянские, ха-зарско-тюркские племена на территориях Предкавказья и Северного Кавказа; поликультурное взаимодействие.
УДК 9(с16)
Древнейшей группой восточнославянского населения на Тереке являются гребенские казаки. По письменным источникам они стали известны в регионе со второй половины XVI в., однако следы их пребывания на Северном Кавказе обнаруживаются за много веков до XVI века. История гребенского казачества показывает их существование задолго до того, как российское государство проявило к нему свой политический интерес. Тот факт, что вплоть до 1723 года все отношения Русского государства с казачеством шли только через Посольский приказ, свидетельствует о том, что на протяжении двух столетий истории официальные царские власти рассматривали казаков как отдельный народ и субъект международной политики, но не как сословие, неукоснительно выполнявшее царские указы.
В исследовании проблемы этногенеза гребенского казачества учеными до сих пор не выработано единой концепции. Анализ на-
ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор культурологии МАН, академик РАЕ, заслуженный деятель искусств ЧР, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь grig. 26rus@gmail. com
> <
X uj
s
•x.
О ш 3-S
Q-
o ь-
a
12
учных исследований по проблеме этногенеза казачества и поиска генетической основы гребенцов, опубликованных авторами еще дореволюционной России (В.А. Потто, И. Поп-ко, М.А. Караулов, А. Ржевуский, Г. Малявкин, Т. Рогожин, Ф.С. Гребенец и др.) и современными исследователями (H.H. Великая, В.Б. Виноградов, Л.Б. Заседателева, Е.И. Нарож-ный, A.A. Шенников и др.), позволяет выделить два основных научных направления: автохтонного или антропологического и миграционного происхождения казаков, включая различные гипотезы: чеченскую (горскую), скифско-хаза-ро-половецкую, бродническую, тмутараканс-кую, волжско-донскую, рязанскую, новгородскую, имеющих определенные доказательные базы. На наш взгляд, наиболее убедительной и доказательной следует признать автохтонную парадигму происхождения гребенских казаков, что и определяет задачи данной публикации.[1 0]
Противоречивость различных исходных версий по проблеме этногенеза гребенского казачества, привлечение все новых источников, их аргументация актуализируют потребность в их систематизации, анализе и обобщении, что придает еще большую научную остроту данной проблематике. К обсуждению привлекаются многочисленные версии, порой даже мифологизированные, однако при тщательном их рассмотрении многие из них имеют достаточно веские научные аргументы. Безусловно, огромный временной разброс и имеющийся культурно-исторический научный базис, дают основание современным ученым к пересмотру версий, имеющих, несомненно, историческую ценность с позиций современного научного знания.
Анализ всей суммы научных знаний позволяет утверждать, что предпосылки и зарождение казачества происходило в тот период, когда закладывались основы жизни всех народов, осваивающихСеверный Кавказ, начиная с эпохи Средневековья и позднее. Профессор русской Академии Генерального штаба В. И. Баскаков утверждал, что казаки должны считать историю своего поселения не позже других "туземцев края", что подтверждается современными научными данными археологии и истории. К аналогичному выводу приходят современные чеченские историки, утверждающие, что казаки региона являются коренным его населением.[1]
В различных материалах описывается, как, начиная с X века, в низовьях Терека зарождался разноплеменной конгломерат "вольных
людей", осваивающих низовья Терека. Они промышляли рыболовством, охотой на тюленей, птицу в устье Терека, а также "молодечеством" и морским разбоем на Каспии. Их излюбленным местом был остров Чечень, который давал возможность контролировать зону интенсивных морских трасс. Эти люди не были оседлыми, не вели домашнего хозяйства, более того по началу не имели семей. Они собирались небольшими ватагами, ютились в землянках по лесным предгорьям, в надежных прибрежных местах, на поросших камышом островах. Они заселяли, обустраивали, обживали пустые земли, о чем свидетельствуют археологические исследования в этом районе. [4;10;13;17;21]
Исследуя этногенез населения Северного Кавказа и Предкавказья, историки-кавказоведы отмечают, прежде всего, многовековое полиэтническое взаимодействие древних племен. A.B. Гадло упоминает многочисленные племенные образования скифов, сарматов, сарагуров, оногуров, савиров, аваров, половцев и других народов, безусловно, прошедших процесс совместного эволюционного взаимодействия и освоения территорий региона. [8] В середине 1960-х годов Л.Н. Гумилев проводил экспедиционные изыскания вдоль Терека, обследовав территории Наурского, Шелковского и Кизлярского районов. Исследуя проблему установления функциональной связи явлений физической географии и палеоэтнологии на материале истории Центральной Азии и археологии дельты Волги, ученый в своих работах сделал ряд выводов, имеющих основополагающее значение в обосновании антропологической парадигмы автохтонного происхождения гребенцов [11 ;12]. Историко-археологическими источниками подтверждается, что "широкая долина Терека... была населена хазарами,а на берегу Терека располагался богатый город Се-мендер" [2], разрушенный в X веке русским князем Святославом.
Л.Н. Гумилев, давая физико-географические характеристики территории Терской Хазарии, указывает на то, что "на очерченной территории после I века н. э. существовали четыре культуры: сармато-аланская, близкая к ней по технике изготовления керамики хазарская, ногайская и русская. Анализ археологических находок позволил автору заключить, что хазары являлись потомками хуннских завоевателей и сарматских женщин, живших в стране Барсилии, бок о бок с болгарским племенем барсилов, которые позднее слились с хазарами в один народ. Барсилия располагалась в
степях между Тереком и Волгой. [12] Археологические раскопки подтверждают, что хазары жили на северном берегу Терека и на берегу Каспийского моря между устьями Терека и Судака. Л.Н. Гумилев на основе геофизического анализа ландшафтной локальной зоны территорий Терека и Каспия указывает, что "хазары как на Волге, так и на Тереке занимали районы, в которых кочевой образ жизни был неприменим. Их основными занятиями были садоводство, охота и рыболовство. Очевидно, последнее толкнуло хазар к освоению низовий Терека и побережья Каспия" [12, С. 84-85].
Исследования Л.Н. Гумилева убедительно доказывают, что долины Терека и побережье Каспия на протяжении веков населялись различными этническими племенами. Автор подчеркивал, что "в то время, когда степные водораздельные пространства захватывались последовательно сарматами (III в. до н.э.), гуннами (IV в. н.э.), болгарами (V в,), аварами (VI в.), мадьярами и печенегами, хазары спокойно жили в густых прибрежных зарослях, недоступных для кочевников, с коими они всегда были врагами" [12, С. 85-86]. В череде племен, участвующих в хазарском этногенезе, важную роль ученые отводят на долю новорожденного этноса древнихтюрок-тюркютов. Здесь автор поясняет, что для VI-VIII вв. это маленький этнос (тюркют), возглавивший огромное объединение в Великой степи (эль) и погибший в середине VIII в. Для IX—XII вв. тюрк - общее название воинственных северных народов, в том числе мадьяров, русов и славян, а для современных востоковедов "тюрк" - это группа языков, на которых говорят этносы разного происхождения.
В работах Л.Н. Гумилева достаточно убедительно и аргументировано описывается эволюция племен хазарского каганата, распавшегося в X веке под ударами дружин русского князя Святослава на две части, одна из кото-рыхуспела переселиться в горные хребты к югу от Терека. Тесные связи с южно-русскими княжествами (Тмутаракань), русский язык, ставший обиходным, и православие, принятое еще в IX веке, позволили им войти в русский этнос в качестве одного из его субъектов.
Совершенно очевидно, что на территории Терека и Каспия на протяжении многих веков собиралась весьма пестрая этническая масса -хазары, татары, славяне и др. Важно отметить, что вся жизнь возникавшего на берегах Терека протоказачества с самого начала была пронизана духом и практикой прочного, взаимовыгодного сотрудничества многонационального
населения, что можно считать паспортной особенностью Северного Кавказа на всем протяжении его истории. По гипотезе Л.Н. Гумилева, в XI веке потомки тюрко-хазар (аборигенов) отказались от своего этнического имени и стали называть себя сначала, по-славянски, брод-никами, а потом, по-тюркски, казаками. [12]
В публикации С. А. Плетневой мы находим описание двух городищ в нижнем течении Терека, расположенных у станиц Некрасовской и Шелковской, которые автор относит к остаткам древних хазарских городищ VIII века. По описанию "оба городища укреплены сложенными из саманного кирпича стенами и глубокими рвами, в древности наполненными водой, а мощь его укреплений, несомненно, являлась свидетельством большого стратегического значения крепости" [16, С. 12].
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что хазары-христиане, исторически населявшие низовья Волги и Терека, были предшественниками и, возможно, одним из элементов этнического ядра гребенского казачества.
Комментируя гумилевскую концепцию генезиса казачества, В.Б. Виноградов отмечает: "Все ли здесь бесспорно, весомо, доказательно? Вряд ли, даже наверняка - нет! Однако особенно сегодня, когда терско-сунженское казачество переживает обнадеживающий и естественный подъем своего историко-этни-ческого самосознания, никак нельзя умалчивать эту стройную и по многим признакам мотивированную версию" [7, С. 15].
О древнем автохтонном происхождении гребенцов на территории современной Чечни говорит и одна из чеченских легенд о Кара-Иване (Черном Иване), под именем которого на самом деле имеется в виду целое воинственное племя. Из текста легенды следует, что древние гребенцы были христианами, племя это в лице "сына Кара-Ивана" основалось на реке Сунже, впадавшей в Терек, а на самом Тереке контролировало броды через реку и брало за перевоз плату. Кара-Иван был воинственен и силен, и горские народы не могли с ним справиться. Когда же озлобленные горцы собирались против него большими силами, он искусно прятался от врагов в диких зарослях и ущельях гор, улучшая удобный момент для нападений.^] Из этого следует, что первое появление казаков на Кавказе теряется в седой древности и, по крайней мере, есть много оснований полагать, что предки их, оттесненные волной монгольского нашествия, из родных равнин, укрылись на Кавказских неприступных гребнях (горах) и поселились там навсегда.
со
1-й
о си
-О Q-Ш СК
ь-X
LU
О
о
CU
m
S
13
> <
X uj
s
•x.
О ш 3-S
Q-
o ь-
a
14
Гипотеза автохтонного происхождения гре-бенцов на исконных территориях Северного Кавказа, имея достаточно устойчивую научно-теоретическую базу, подтверждается отчасти в исследованиях авторов, отстаивающих миграционную гипотезу происхождения гребенс-кого казачества и связывающих зарождение казачества с периодом татаро-монгольского нашествия и развитием российской государственности.
Анализируя и сопоставляя исторические факты, сложившиеся научные теории и подходы до революционных и современных ученых, можно выявить ряд исторических несостыковок и противоречий в трактовке одних и тех же событий. Так, сторонники миграционного происхождения казачества на Тереке (В.А. Потто, И.Д. Попко, А.И. Ригельман и др.) относят появление гребенцов на Кавказе к различным временным периодам, начиная с X века, связывая появление русского казачества с "древне-русскими княжескими дружинами", "брод-никами", "новгородскими ушкуйниками" вплоть до середины XVI века, что указывает на автохтонное происхождение гребенцов. Так, И.Д. Попко и В.А. Потто называют прообразом вольных гребенских казаков новгородских ушкуйников. Говоря о первых русских поселенцах, В.А. Потто, ссылаясь на чеченского историка, отмечает: "в то время, когда чеченцы жили еще в глубине Ичкерии и Чеченских гор, русский сделался отцом страны..., русская телега взошла в горы...,а русская матушка (женщина) ходила одна по Лысым и по Черным горам" [17, С.6-7]. Из этого уже виден не случайный, временный характер русских поселений, а их основательность и оседлость, поскольку телега и женщина в горах - несомненный признак оседлости.
Если принять миграционную версию зарождения гребенцов на Тереке, сторонники которой утверждают, что русские появились на Кавказе только в XV-XVI вв., то возникает вопрос, как в столь древние времена "русский мог стать отцом страны"?
A.A. Гордеев, исследуя зарождение казачества в тесной взаимосвязи с татаро-монгольским периодом, отмечает, что "основу легкой конницы в составе монгольских войск составляли "казачьи" войска, состоявшие из племен сибирских орд "касахов" и Средней Азии - узбеков" [9, С.45]. Автор, так или иначе, отмечает татаро-монгольскую первооснову казачества. Далее тот же автор, говоря о зарождении казачества, признает по сути их древнее автохтонное происхождение со "скифких времен":
"Исключительные по плодородию земли, на которых были расселены казаки еще со скифских времен, служившие "житницей" для многих народов, быстро превращались для казаков в новую родину и крепко привязывали их к себе" [9, С. 73].
С. Ауский говорит сначала о древних племенах "касогах" и, населяемой ими земле "Каза-кии" [3, С. 14], а далее утверждает, что "казачьи войска возникли из войск монголо-татарских ханов, под игом которых русские земли находились..." [3, С. 17-18].
Важно заметить, что при характеристике татаро-монгольского периода ученые непременно отмечают взаимодействие русского населения и татарских "бездомовников", о чем говорит один из ранних источников: "На первых порах выходило, что и те, и другие чаще "якшались", чем противостояли друг другу" [4, С.6]. Характеризуя татаро-монгольский период, Л.Б. Заседателева пишет: "Завоеванная монголами северокавказская и южнорусская степь середины - конца XIII в., населенная разноэт-ническими племенами и ордами, разгромленными монголами, "показачилась" и вела полулегальное существование, не в силах оказать активного сопротивления захватчикам" [13, С.25]. Активное взаимодействие русского казачества статарскими бездомовниками-ордын-цами - очевидный факт, о чем свидетельствуют сохранившиеся тюркские названия в топонимике южных территорий России.
Таким образом, гипотеза древнего происхождения казаков, подтверждается и в исследованиях ученых, отстаивающих миграционные версии, тогда как происхождение русского казачества от ордынских казаков явно не состоятельно, и тем более происхождение русского казачества не может быть "обязано" татаро-монгольскому нашествию, так же, как и сам этноним "казак".
Этногенез гребенских казаков связан с вопросом их первоначального места расселения и это продолжает оставаться дискуссионным аспектом. Здесь много неясностей и споров. Главным недостатком большинства работ, опубликованных в последние годы, на наш взгляд, является то, что на высказанное однажды дискуссионное предположение в дальнейшем продолжают ссылаться как на неоспоримый факт.
Если суммировать сведения из преданий и при этом учесть отсутствие документальных подтверждений о первых поселениях гребенцов, то мы получим чрезвычайно большой регион (предгорные и горные районы нынешних
республик Северной Осетии, Ингушетии, Чечни, Дагестана). При том, что первые упоминания письменных источников о казаках в При-теречье относятся только ко второй половине XVI века, мы не можем отрицать появление гребенцов на свободных землях Северного Кавказа гораздо раньше указанного периода.
Упоминание Л.Б. Заседателевой о "кочующих в гребнях казаках" [15, С.23], говорит, во-первых, в пользу их автохтонного происхождения, а во-вторых, объясняет отсутствие точных сведений о первых казачьих поселениях на гребнях Кавказа.
Одним из мощных подтверждающих факторов автохтонного происхождения гребенско-го казачества являются сложившиеся брако-родственные отношения, которые проявились, прежде всего, во внешнем облике гребенцов. Особый генотип гребенских как результат се-мейно-брачных смешений первых казаков с горянками ни у кого не вызывает сомнений и является научно подтвержденным фактом. Кроме того, если в последующие годы в казачестве зафиксирована этническая пестрота, а в генеологических древах большинства казачьих семей обнаружен значительный прилив "инородной" крови, тезис об особой антропологической природе происхождения гребенцов приобретает еще большую научную аргументацию.
Безусловно, дебаты по вопросу чистоты казачьей крови не состоятельны, поскольку мы имеем множество подтверждений в пользу этнических кровосмешений, которые в процессе многовековой эволюции гребенских казаков сыграли решающую роль. На брачные отношения казаков с горскими народами в ранний период зарождения старожильских казачьих общин Терека указывалось в конце 80-х гг. XIX века в докладе Антропологического общества Санкт-Петербургского университета: "Вследствие недостатка русских женщин казаки брали себе жен у кабардинцев, кумыков, чеченцев, ингушей, и путем смешения образовывался особый могучий тип казака и казачки. Поразительная физическая красота и крепость этого типа общеизвестны" [6, С. 81]. Еще дореволюционные этнографы писали, что во внешнем облике гребенских казаков смешались черты русских, горцев и тюрок-кочевников [20, С. 234]. По словам Г.А. Ткачева, в гребенских женщинах просматривается явная горская складка, а у мужчин можно встретить лица татар, ногайцев, кумыков, чеченцев, кабардинцев и русских [21, С. 178]. Л.Н. Толстой, описывая культуру и быт казаков на Тереке (он
прожил в станице Старогладковской 2,5 года), также говорил о смешанном происхождении гребенских казаков, которые с гордостью называли себя "азиатами", а среди своих предков по женской линии указывали чеченок "... вся наша родня чеченская - у кого бабка, у кого тетка чеченка была" [14, С. 87]. На основе подушных переписей казачьих войск, составлен-ныxcXVIII в., уста на вливалась принадлежность к казакам представителей более 40 национальностей, в том числе кабардинцев, осетин, кумыков, калмыков,армян и представителей других неславянских народов [20].
В.Е. Шамбаров по этому поводу отмечает: "Смешанные браки являлись обычным делом, особенно у гребенцов. Женились на черкес-сках, кабардинках, чеченках, дагестанках.... Еще в XIX в. многие семьи терцев помнили о своем происхождении от осетин, чеченцев и т.д." [23, С. 143].
Современные антропологи также отмечают, что "генофонд терских казаков занимает обособленное положение, указывающее на включение представителей коренных народов Кавказа в состав терского казачества" [22, С. 553]. Э.Д. Мужухоева, характеризуя генотип терского казака, отмечает доминанту горских племен: "В "терском генотипе могли доминировать не разрозненные пришлые, а коренные горские основы, вследствие чего антропологический тип терского казака... подвергся сильному влиянию горских племен" [15, С.22]. Совершенно очевидно, что особый генотип гребенских и терских казаков сформировался в результате многовековой семейно-брачной ассимиляции славянами коренного горского населения, и такая полиэтничность была характерна для казачьей терско-гребенской общности исторически.
Антропологическая парадигма автохтонного происхождения гребенских казаков подвергается критике ученых, якобы, из-за отсутствия достоверных документов об этническом составе средневековых казачьих орд и другихтипов казачьих формирований до периода официальной регистрации казачьих войск (XVIII в.). Но С. Ауский, справедливо отмечал: "...жизнь на окраинах способствовала смешению кровей, тем более, что в те времена понятие нации еще не сформировалось окончательно. Вряд ли можно говорить о том, что тогдашние казаки были русскими,хотя славянские элементы у них преобладали" [3, С.16]. Е. Савельев, В. Соловьев и др. прямо утверждали, что казаки, несмотря на то, что стоят за Русь, сами себя не считали исключительно русскими, а с гор-
со
1-й
о си
-О 0-ш СК
к X ш и
о си
со
Ё
15
достью называют себя казаками [18;19]. В свою очередь, жители центральных областей смотрели на казаков как на особую народность, родственную по языку и по вере, но других.
На наш взгляд, все исторические факты, подкрепленные археологическими и этнографическими научными материалами, могут быть включены в определенную эволюционную цепь этногенеза гребенского казачества, однако не все версии могут быть приняты в качестве обоснования этнического ядра и первоосновы гребенцов. Ни одна из обсуждаемых концепций на сегодняшний день не стала общепринятой и не исчерпала ресурсы научных дебатов. Естественные причины научных дебатов по вопросу происхождения гребенского казачества и все проблемы по выявлению первоосновы "гребенского ядра" вызваны, на наш взгляд, гносеологическими проблемами и трудностями познания сложных явлений и процессов общественной жизни, а следовательно, различным их отражением в индивидуальном и общественном, обыденном и научном сознании.
Совершенно очевидно, что гребенской субэтнос прошел многовековой эволюционный путь, впитав в себя многие культуры в процессе взаимодействия с различными племенами и народами, и было бы не справедливо, на наш взгляд, втискивать весь эволюционный процесс от зарождения этноса, включая период его развития, в рамки определенного периода, ограниченного его исторической фиксацией на территории его исторической родины.
Наша трактовка этногенеза гребенского казачества основана на гипотезе эволюционного антропо-полиэтнического процесса многовекового взаимодействия, в котором славянские племена, населявшие территорию Терека и Предкавказья под различными именами с древних времен в результате многовекового взаимодействия с тюркскими и горскими племенами образовали генетическое ядро гребенского казачества.
Анализ и систематизация всей суммы современных научных данных позволили сформулировать концепцию автохтонного происхождения гребенских казаков и выстроить эволюцию их этногенеза в определенном порядке: "гребенское ядро" на Северном Кавказе начало формироваться с X века в процессе тесного взаимодействия древних славян с горскими и тюркскими соседними народами и укрепляло свою славянскую компоненту за счет последующего прибывания славянских групп на Терек из различных древнерусских
княжеств и областей: новгородской, рязанской, донской и др.
Литература:
1. Акаев В.Х. Русские в Чечвне: проблемы и перспективы // Путь в науку. Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук. Вып.4. 4.2. - Ростов-на-Дону, 2003. - С. 22.
2. Алексеев В. П. В поисках предков. - М., 1972. -С. 399. - 212 с.
3. Ауский С. Казаки. Особое сословие. - М.; СПб., 2002. - 689 с.
4. Бентковский И.В. Гребенцы. Исторические исследования. - М., 1889. - 195 с.
5. Берже А.П. Чечня и чеченцы. - Тифлис, 1859. -135 с.
6. Бурда Э.В. Терская казачья община как социально-духовная структура // Казачество юга России в XXI веке: место и роль в обществе и государстве : доклады и сообщения на научно-практической конференции, апрель, 2001. - Ростов-на-Дону, 2001.-С. 81-85.
7. Виноградов В.Б. О ранних этапах формирования терско-гребенского казачества / В.Б. Виноградов, Е.И. Нарожный // Первая общероссийская научно-практическая конференция "Казачество как фактор исторического развития России". -СПб., 1999.-С. 12-15.
8. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа X -XIII вв. - СПб.; Изд. СПбГУ, 1994. -238 с.
9. Гордеев A.A. История казачества. - М. : Страстной бульвар, 1993. - 532 с.
Ю.Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора).- Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с. П.Гумилев Л. Н. Хазария и Терек (Ландшафт и этнос. И) // Вестник ЛГУ. - 1964. - № 24, вып. 4. - С. 7888.
12.Гумилев Л.Н. Хазария и Каспий // Вести ЛГУ. -1974. - № 6.-С. 84-95.
13.3аседателева Л.Б.Терские казаки (середина XVI
- начало XX в.). Историко-этнографические очерки. - М.: МГУ, 1974.-424 с.
14. Л.Н. Толстой на Кавказе в записях современников (сост. Б.В. Виноградов) //Труды ЧИ НИИ ИЯЛ.-Т. III. - Грозный, 1961.
15. Мужухоева Э.Д. Всем ходом истории // Казачество юга России в XXI веке: место и роль в обществе и государстве : доклады и сообщения на научно-практической конференции, апрель, 2001.
- Ростов-на-Дону, 2001. - С. 22 -24.
16. Плетнева С.А. От кочевий к городам // МИА. -№ 142.-М„ 1967.-200 с.
17. Потто В.А. Два века Терского казачества (15771801). Т. I. - Владикавказ / Репринтное издание. -Ставрополь : Кавказская библиотека, 1991. - 383 с.
18. Савельев Е. П. Древняя история казачества. -М.: Вече, 2002,- 464 с.
19. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 1 -2 - М.: Голос, 1993. - 768 с.
20. Статистические материалы по исследованию Терского казачьего войска. - Владикавказ, 1881. -386 с.
21. Ткачев Г.А. Станица Червленная. Исторический очерк//СОЛКС- Владикавказ, 1912. - № 7-12.
22. Утевская О. М., Новикова О. Ю., Атраментова Л. А. и др. Генетические портреты четырех групп казачества: анализ гаплогрупп У-хромосомы // IX Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. - Петрозаводск, 2011. - С. 553.
30. Шамбаров В.Е. Казачество. История вольной Руси. - М.: Алгоритм, ЭКСМО, 2007. - 688 с.
THE COLONIZATION OR THE DEVELOPMENT OF THE STA VROPOL REGION IN THE CONTEXT OF UNDERSTANDING CULTURAL ORIGINS
Kalantaryan Lyubov Alexeevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor,
Grigoriev Anatoly Fedorovich, DSc of Cuituroiogy, PhD of Pedagogical sciences, Professor of the cultural science of MAN, Academic of RAE, Honored Worker of arts of the Czech Republic E-mail: grig.26rusigigmail.com
Chair of Theory and Methodology of Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
The article analyzes the main stages in the process of development of Stavropol. The main attention is paid to understanding the sociocultural determinants of colonization of the Stavropol territory in the modern sense of the development of Stavropol.
Keywords: socio-cultural determinants of colonization of the region; the colonization of the fortress; peasant colonization; the development of Stavropol.
CO
i-H
О си
-О Q-Ш CK b-X
LjJ
u
о cu
со
КОЛОНИЗАЦИЯ ИЛИ ОСВОЕНИЕ СТАВРОПОЛЬЯ В КОНТЕКСТЕ ОСМЫСЛЕНИЯ КУЛЬ ТУРНЫХ ИСТОКОВ
В статье дан анализ основных этапов процесса освоения Ставрополья. Основное внимание авторами уделяется осмыслению социокультурных детерминант колонизации Ставрополья в современном значении освоения Ставрополья.
Ключевые слова: социокультурные детерминанты колонизации региона; крепостная колонизация; крестьянская колонизация; освоение Ставрополья.
Как известно, Ставрополье исторически многонационально и характеризуются высокой степенью этнокультурного многообразия -это регион многовекового поликультурного взаимодействия, тесно переплетенных между собой наций, народностей и этнических групп; это место традиционного уклада народов, живших по законам, определенным традициями, законам-адатам и существующей системе традиционного права, доминанта которых определяла все процессы, протекавшие на территории Ставрополья и Северного Кавказа. На Кавказе десятки народов объединены общей судьбой, на протяжении столетий сохранили свои самобытные традиции и обогатились лучшими чертами русской культуры [2, С. 91-95].
При том, что исторически Ставрополье многонациональный регион, он, тем не менее, позиционирует себя центром русского мира на Кавказе, что является этноконсолидирующим фактором на территории всего Северного Кавказа [3].
Процесс освоения территории Ставрополья переселенцами из различных российских губерний в период XVII—XIX веков интерпретируется наукой колонизационным. Особенности так называемых "колонизационных процессов" в регионе нашли освещение в историко-культурологических и этнографических исследованиях Н. Ф. Блохина, И.В. Бентковского, В.Г. Гниловского, A.B. Гадло, В.Л. Гаазова, Е. Маркова, Г.Н. Прозрителева, В.А. Потто, Н.И. Стащука, А.И. Твалчрелидзе и др. Исследователи отмечают, что процесс колонизации региона проходил одновременно "двумя путями крепостной и гражданской колонизации" [1].
УДК 93/94
© Калантарян Л.А., 2016 © Григорьев А.Ф., 2016
КАЛАНТАРЯН Любовь Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент,
ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор культурологии МАН, академик РАЕ, заслуженный деятель искусств ЧР, grig. 26rus@gmail. com
кафедра Теории
и методики музыкального
образования,
Ставропольский
государственный
педагогический институт,
Ставрополь
S
17