СФЕРА ЭКОНОМИКИ
Ашот ЕГИАЗАРЯН
КАВКАЗСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
(или Сага об экономическом развитии Азербайджана, Армении и Грузии)
Согласно концепции миросистемного анализа, в системе разделения труда капиталистической мироэкономики Советский Союз являлся полупериферийным государством. В последние годы своего существования СССР стал более зависимым от ядра капиталистической миросистемы. И поэтому возникшие на развалинах СССР новые самостоятельные государства изначально появились как страны, сильно зависящие от капиталистической миросистемы. "Поскольку капиталистическая система иерархична, возможности новичков занять в ней высокие места заведомо ограничены"1. Это утверждение вполне относится к трем странам Южного Кавказа, для которых с момента прекращения функционирования единого рынка СССР начался новый исторический период - интеграции в мировую экономику, где в иерархии государств мира они заняли периферийное место. В результате интеграции в капиталистическую мироэкономику практически были уничтожены все производства, которые раньше были ориентированы на межреспубликанские обмены. Свои позиции, по сути, сохранили только те отрасли и предприятия, которые в годы Советского Союза были ориентированы на мировой рынок (в первую очередь сырьевой комплекс и обслуживающая его инфраструктура). Сельское хозяйство (в котором зафиксировался существенный спад производительности) и часть перерабатывающих отраслей сохранили свои позиции на внутреннем рынке в той мере, в какой не были вытеснены более конкурентоспособным импортом. Как замечает грузинский экономист В. Папава "Свержение коммунистического режима и крушение командной экономики "оголило" перед мировым рынком экономику постком-
1 Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Пер. с англ. П.М. Кудюкина. Под общей редакцией канд. полит. наук Б. Ю. Кагарлицкого — СПб, 2001, с. 4.
© Егиазарян Ашот Арцрунович - к. э. н., доцент Армянского государственного
экономического университета. E-mail: yeghiazaryana@yahoo.com Ключевые слова: рост, развитие, интеграция, структура, внешнее финансирование, ВВП, экспорт, импорт.
мунистических стран: за некоторым исключением (в частности, некоторых объектов гидроэнергетики, нефте- и газодобычи и первичной переработки сырья) продукция, произведённая в этих странах, из-за её низкого качества или (и) дороговизны оказалась неконкурентоспособной по сравнению с международными стандартами. Рынка для такой продукции не существует и в принципе не может существовать"1.
Вместе с тем скатившиеся в периферию мировой капсистемы южнокавказские страны имеют свои структурные особенности и отличия экономики как с точки зрения их нынешнего положения, так и в плане перспектив развития. Две республики из трёх, Азербайджан и Грузия, являются разными звеньями одной и той же геоэкономической цепочки, участниками единого энергетического коридора Восток - Запад, предназначенного для реализации стратегии разведки, добычи и транспортировки углеводородов Каспийского бассейна через Южнокавказский коридор в обход России и Ирана. Жёсткая логика прокладывания коридора обуславливала такую же жёсткую специализацию Азербайджана и Грузии в международном разделении труда. В этом отношении Армения занимает уникальное положение на Южном Кавказе. Она не участвует в региональных нефтегазовых проектах, но сумела более динамично развивать малый и средний бизнес, и, в отличие от Азербайджана и Грузии, её экономика в структурном отношении более разнообразна и продвинута. В итоге в Армении создалась более прочная государственная система. Не случайно, что в рейтинге недееспособности государств2 2010 года Армения заняла 101-е место, тогда как Грузия находилась на 37-м месте, Азербайджан - на 55-м месте3.
Азербайджан: экономика нефтяной иглы?
Внешне по многим макроэкономическим показателям положение в экономике Азербайджана выглядит неплохо. За последнее десятилетие страна показала впечатляющие темпы экономического роста. Её огромные сырьевые запасы привлекали зарубежных инвесторов, несмотря даже на многочисленные политические и инвестиционные риски. По состоянию на 31 марта 2012 года валютные резервы Центрального банка Азербайджана составили 10 млрд 822,6 млн4 долларов, а активы Государственного нефтяного фонда - 32,4 млрд5 долларов. Внешний долг страны невелик. Согласно данным правительства Азербайджана, прямой и гарантированный внешний долг Азербайджана по итогам 2011 года составлял 7,6% от ВВП6. По итогам того же года Азербайджан обладает большим профицитом счёта текущих операций (27,2% от ВВП) и значительным профицитом консолидированного бюд-
1 Папава В. Некроэкономика и посткоммунистическая трансформация экономики, Т., 2001.
2 Рейтинг недееспособности государств (Failed States Index) — индекс, призванный оценить неспособность властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Разрабатывается Американским Фондом мира и журналом "Foreign Policy".
3 Failed States Index, http://www.iundforpeace.org/global/
4 The Central Bank of the republic of Azerbaijan, Statistical bulletin, http://www.cbar.az/assets/2228/Bulleten-3-2012-duz.pdf
5 Аналитическое и Информационное Агентство FINEKO и ABC.AZ, http://abc.az/rus/news/64617.html
6 http://www.panorama.am/ru/economy/2012/03/14/debt-azerbaijan/
жета (9,8% от ВВП)1. Между тем экономика страны остаётся структурно деформированной и сверхзависимой от нефтегазового сектора. Этот сектор обеспечивает более 50% ВВП, почти 75% бюджетных поступлений и около 95% экспорта. Но немалые ресурсные доходы так и не привели к улучшению экономической и социальной жизни большинства азербайджанских семей. Наоборот, они посеяли семена нестабильности, азербайджанское общество сталкивается с большей частью экономических и общественно-политических проблем, обозначенных исследователями как "сырьевое проклятие" (инфляция, коррупция, снижение качества бюджетного планирования, консервация социальных проблем, гражданские и политические конфликты за распределение и контроль ресурсной ренты, укоренение недемократических форм правления, деградация политической системы и государственных учреждений и т. д.).
Все заявления азербайджанских властей о диверсификации экономики так и остаются на бумаге. Нефтяной сектор является капиталоёмким, и несмотря на весомую долю в экономике страны, в нём занят всего 1% экономически активного населения. Производительность остальных частей экономики очень низка. Если нефтяной сектор по большому счёту является рентабельным, то другие сектора страдают от низкой рентабельности или вообще от её отсутствия. В политэкономи-ческом плане многомиллиардные правительственные кредиты и инвестиции в рамках государственных программ регионального развития представляют собой не что иное, как субсидии неприбыльным предприятиям. Власти заинтересованы в поддержании таких предприятий, поскольку, благодаря трудоустройству на них большого количества рабочих, используют их как средство завоевания политической поддержки.
В сельском хозяйстве Азербайджана занято почти 40% экономически активного населения, но доля отрасли в ВВП страны, по данным 2011 года, составляла всего 5,4%2. В 2010 году размер заработной платы в отрасли был в два раза меньше среднего по стране и более шести раз меньше, чем в добывающем секторе3. Из-за недостаточного дохода большая часть сельских хозяйств неспособна прокормить даже свои семьи. Вследствие этого многие жители сельских районов за годы независимости мигрировали в город и зарубеж4.
В структуре ВВП ещё скромна доля пищевой промышленности. Азербайджан импортирует большую часть потребляемого в стране продовольствия. Прогресс таких сфер, как строительство, финансовая деятельность и ряд других в экономике Азербайджана в большой мере опирается на добывающий сектор.
С другой стороны, развитие нефтегазового сектора связано в основном с разработкой блока нефтяных месторождений "Азери — Чираг - Гюнешли" (АЧГ) и газового месторождения "Шах-Дениз", которые находятся под контролем иностранных нефтяных компаний. То есть в создании ВВП Азербайджана велика роль Азербайджанской международной операционной компании (АМОК). Что касается чисто
1 http://news.day.az/economy/323126.html
2 http://www. azstat. org/MESearch/details
3 http://www. azstat. org/MESearch/details
4 По некоторым подсчётам, только в России проживают около 2 млн азербайджанцев. См. например, Anar Valiyev. Azerbaijan's Economic Model and its Development since Independence, South Caucasus 20, Years of Independence. Published by Friedrich-Ebert-Stiftung.
азербайджанской нефтяной промышленности, то она пребывает в стагнации. Весьма примечательно, что скромные запасы нефти ГНКАР истощаются, а внутренние резервы недостаточны для модернизации собственной нефтедобычи и нефтепереработки.
Мировой финансово-экономический кризис 2008 года отчётливо продемонстрировал основные проблемы азербайджанской экономики и стал своеобразным сигналом о неизбежных неприятностях в будущем. Темпы роста ВВП и экспорта нефти замедлились в результате снижения мировых цен на нефть (и это несмотря на увеличение в стране физических объёмов добычи и экспорта). В 2010 году экономический рост составил 5% (хотя цены на нефть вновь выросли), и это уже было связано с сокращением объёмов добычи нефти. В 2011 году вновь произошло падение добычи, что привело к ещё большему снижению общих темпов роста. По официальным данным, рост ВВП составил всего 0,1%\
Антикризисная политика страны опиралась на накопленные в докризисный период значительные международные активы Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (ГНФАР). Удельный вес трансферта из ГНФАР в госбюджет Азербайджана в 2008 году составил 35,3%, в 2009 году - 47,6%, в 2010 году - 51,9%, в 2011 году - 57%. На 2012 год трансферты из Госнефтефонда в бюджет страны запланированы на уровне 60,3% от его общих доходов2. Из-за сокращения госинвестиций на 2009 год были введены корректировки в графиках выполнения некоторых программ. В частности, в 2009 году ГНФАР на 62,5% сократил финансирование строительства железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, которая считается в Азербайджане стратегическим проектом.
Если в ближайшем будущем не будут задействованы новые крупные месторождения нефти, что, по всей вероятности, так и будет, то, согласно прогнозам ВР Azerbaijan, объёмы нефтедобычи после 2017 года понизятся3. Следовательно, если в этот период не удастся достигнуть диверсификации экономики, то по мере ослабления связанных с нефтью факторов, влияющих на темпы роста, неминуемо начнется их спад. После ввода в эксплуатацию газоконденсатного месторождения "Шах Дениз II" в 2016-2017годах темпы роста экономики на какое-то время повысятся. Но этот рост по своей значимости не может компенсировать общую тенденцию спада. Сокращение нефтяных доходов и расходов бюждета неминуемо приведёт к снижению стабильности внутриполитической системы и повышению политических рисков. Примечательно, что по оценкам S&P Азербайджан входит в группу стран с существенным риском.
Естественно, что вследствие сокращения доходов и потери статуса нефтеэкс-портирующей страны, возможны также существенные корректировки во внешнеэкономическом и внешнеполитическом курсе Азербайджана. К 2025 году, когда истечёт срок действия контракта на разработку АЧГ, добыча на блоке и вовсе упадёт, по прогнозам ВР Azerbaijan, до 4-5 млн тонн нефти в год. Можно предположить, что в таких условиях для Азербайджана стратегически важным приоритетом
1 http://www. azstat. org/MESearch/details
2 Азербайджан потратил уже более половины всех доходов госнефтефонда, май 09, 2012, http://www.armtown.com/news/ru/prm/20120509/198166/
3 Согласно экспертам CESD, "золотой век" АЧГ закончится ещё раньше. По их прогнозам, добыча нефти снизится до 33 млн тонн в 2015 году.
станет сохранение статуса транзитёра в энергетическом коридоре Центральная Азия - Европа, и экономика страны приобретёт черты, во многом схожие с грузинскими. На фоне такой перспективы можно ожидать роста политического и экономического влияния России в Азербайджане.
В "ЛУКОЙЛе" никогда не исключали возможного варианта экспорта своей нефти через Баку - Джейхан. Каспийский регион играет важную роль в стратегии российской компании. В настоящее время она единственная, кто одновременно работает в трёх секторах Каспийского моря: российском, азербайджанском и казахстанском. Прогнозируется, что к 2022 году добыча нефти в этом районе у "ЛУКОЙЛа" превысит 20 млн тонн в год и будет оставаться на этом уровне в течение последующих десяти лет. Максимальный уровень добычи газа достигнет в 20232026 годах более 18 млрд куб. м.1. Поэтому готовая транспортная инфраструктура в виде южнокавказских трубопроводов может играть незаменимую роль в планах "ЛУКОЙЛа" и других российских энергетических компаний. Примечательно, что в последние годы Россия приложила немало усилий для контроля транспортировки каспийского газа на западном направлении. С этой целью были подписаны контракты покупки газа не только с центрально-азиатскими странами, но и Азербайджаном.
В Азербайджане российский капитал не ограничивается нефтегазовым сектором, но пытается выйти также на рынки строительного сырья, химии, телекоммуникаций и транспорта. Несмотря на то что по совокупным объёмам инвестиций российские компании пока уступают западным и даже турецким, Россия остаётся первым торговым партнёром Азербайджана по импорту. В перспективе Азербайджан будет заинтересован в рынках "Евразийского союза", считает азербайджанский политолог Расим Мусабеков2. Так что вероятность вхождения Баку в интеграционное пространство велика. Вступление Азербайджана в этот союз позволит Москве с большей лёгкостью убедить Грузию присоединиться к интеграционному пространству. По большому счёту, Азербайджан входит в число государств, которым Таможенный союз выгоден.
Грузия: экономика неустойчивого и эклектичного развития
За последние 20 лет в структуре ВВП Грузии произошли кардинальные изменения, в результате которых она потеряла облик аграрно-промышленной страны. В данное время промышленность Грузии замкнулась в рамках немногочисленных производств, таких, как производство вина, минеральной воды, безалкогольных напитков, фруктовых и овощных консервов, добычи марганцевой руды, производства металлических и неметаллических изделий, азотных удобрений. Что касается сельского хозяйства, то в нём продолжается традиция предыдущих лет, когда в отличие от роста экономики в целом оно находится в застое, и это несмотря на почти двукратный рост занятости в отрасли (в сёлах живёт примерно 47% населения страны, а 55,6% экономически активного населения занято в сельском хозяйстве3).
1 Нефтяные ведомости, 21.06.2006, N 14 (85). Корпоративное издание "ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд", http://www.lukoil-overseas.ru/upload/iblock/98e/oil_news_14c85j.pdf
2 http://mir24.tv/news/politics/4306011
3 Хачатрян А., Микаелян Г. Экономика стран Южного Кавказа в период глобального кризиса, Исследовательские записки Института Кавказа, №. 5. Июль 2011.
Если в 1990 году в сельском хозяйстве и промышленности создавалось 52,6% ВВП, то в 2011 году - лишь 23%\
Не промышленность и не сельское хозяйство составляют фундамент экономики Грузии. Как замечает В. Папава, основное сравнительное преимущество постсоветской Грузии — её географическое положение вдоль транспортного коридора, соединяющего Европу и Азию, что и определяет международную экономическую функцию этой страны2. Влияние транспортного коридора практически на все отрасли национальной экономики очевидно. Транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия - создаёт "фундамент" экономики Грузии и, таким образом, выходит за рамки только транспортной проблематики, поскольку охватывает всю национальную экономику, стратегию развития каждой её отрасли. Иными словами, этот коридор имеет для Грузии общеэкономический, универсальный характер3.
В действительности, вовлечение Грузии в реализацию региональных транспортных и в первую очередь трубопроводных проектов играло существенную роль в её экономическом росте. За последнее десятилетие самые высокие его темпы наблюдались именно в отраслях, непосредственно связанных с выполнением Грузией транзитно-коммуникационной функций, таких, как финансовое посредничество, строительство, транспорт, коммуникации, ресторанное и гостиничное обслуживание, недвижимость и аренда. По итогам 2011 года их доля в ВВП Грузии составила 26%4.
После исчерпания практически всего потенциала роста, связанного с транзитно-коммуникационной функцией, эти отрасли в перспективе уже не смогут выступать в качестве локомотива экономического роста Грузии, хотя нет сомнений, что транзитные услуги и в дальнейшем будут иметь значение для неё в плане положительного влияния на платёжный баланс - накопления инвалютных резервов и государственные доходы. Однако они не настолько велики, чтобы стать основой для долгосрочного устойчивого роста. Транзитные доходы Грузии от эксплуатации трубопроводов составляют примерно 100 млн долларов в год.
Либеральная внешнеэкономическая политика, членство в ВТО, стратегически важное расположение страны, богатые рекреационные ресурсы и благоприятные условия для развития сельского хозяйства внешне создают достаточно привлекательную инвестиционную среду. Однако анализ инвестиций в основной капитал по странам, международным организациям и по отраслям экономики свидетельствует о том, что иностранные инвестиции за прошедшие годы большей частью были связаны с осуществлением именно транспортных, энерготранзитных и коммуникационных проектов5. Слабые позиции страны в международном разделе-
1 Национальная статистическая служба Грузии, http://geostat.ge/cms/site_images/_files/english/nad/GDP_2011_press-release_Eng1.pdf
2 Папава В. Об особенностях международной экономической функции Грузии // Центральная Азия и Кавказ, 2002, № 2 (20). С. 166—170.
3 Теймураз Беридзе, Эльдар Исмаилов, Владимир Папава. Центральный Кавказ и экономика Грузии. Международная экономическая функция Грузии, Баку - "Нурлан" - 2004.
4 Национальная статистическая служба Грузии, http://geostat.ge/cms/site_images/_files/english/nad/GDP_2011_press-release_Eng1.pdf
22См. А. Егиазарян. Грузия: структурные проблемы экономики и турецкая экономическая экспансия (1994-2007), REGNUM, Ереван — Москва 2007.
5 Там же.
нии труда не способствуют притоку диверсифицированного капитала. Для устойчивого экономического развития Грузия нуждается в инвестициях в реальный сектор экономики и в стабильных внешних рынках для реализации своих товаров1. Более того, ставка на транзитную составляющую во внешнеэкономической политике повышает зависимость страны от Турции и Азербайджана (являющихся двумя ключевыми энергетическими партнёрами Грузии), и в конечном итоге становится угрозой для национального суверенитета.
Дисбаланс внешней торговли - одна из важнейших проблем грузинской экономики. Экспорт страны состоит из немногочисленных товарных групп: ферросплавов, реэкспорта легковых автомобилей, металлолома, золота, химических удобрений. При этом рост экспорта все последние годы (за исключением 2009 г.) был обеспечен в основном за счёт реэкспорта автомобилей в Армению и Азербайджан. Отрицательное сальдо торгового баланса Грузии, по данным 2011 года, составило 4,9 млрд долларов США2, или 33,9% ВВП. Дефицит платёжного баланса покрывается за счёт внешних источников: трансфертов, международной помощи и иностранных инвестиций.
Внешнее финансирование играет огромную роль в обеспечении экономического роста. Между тем привлечение дешёвых кредитов грузинскими банками с европейских финансовых рынков не способствовало развитию реального сектора экономики, поскольку почти весь объём средств сконцентрировался в строительном бизнесе и в потребительской сфере. В итоге страна только накопила огромный внешний долг. В конце 2011 года он достиг 11 млрд 167 млн долл. США3, что составляет 77,7% реального ВВП.
Л. Папава считает, что экономика пребывает в кризисе, который во многом не ощущается благодаря помощи Запада на сумму 4,5 млрд долларов США, оказанной после российско-грузинской войны 2008 года (из этой помощи 2 миллиарда составляют гранты)4. По заявлению министра финансов Грузии Кахи Баиндурашвили, это стало решающим обстоятельством в спасении страны от последствий мирового финансового кризиса5. 6 октября 2009 года президент Михаил Саакашвили заявил о принятии "Акта об экономической свободе", который может рассматриваться как
1 Национальная статистическая служба Грузии http://www.geostat.ge/index.php?action=page&p_id=137&lang=eng
2 National Bank of Georgia, Statistical Data, Gross External Debt, http://www.nbg.gov.ge/index.php?m=306#external
2 National Bank of Georgia, Statistical Data, Gross External Debt, http://www.nbg.gov.ge/index.php?m=306#external
3 Там же.
4 Зураб Абашидзе. Грузино-российская война: 20 месяцев спустя/ NewsGeorgia.ru/ Фев. 23, 2011/ URL: [http://newsgeorgia.ru/point/20110223/213745674.html]
48 Баиндурашвили: Грузия вышла из кризиса за счёт западной помощи (выступление министра финансов Грузии в парламенте)/ Apsny.ge / Мар.22, 2011 / URL: [http://apsny.ge/2011/eco/1300838668.php]
5 Хачатрян Арутюн, Микаелян Грант. Экономика стран Южного Кавказа в период глобального кризиса, Исследовательские записки Института Кавказа, №5. Июль 2011
5 Kakha Gogolashvili. In search of Georgia's economic model, South Caucasus 20 Years of Independence, Published by Friedrich-Ebert-Stiftung.
программа развития страны в посткризисный период. Но акт был скорее всего документом не прикладного, а декларативного характера.
По мнению директора Европейских исследований при грузинском фонде стратегических и международных исследований Каха Гоголашвили, в последние два-три года экономическая и социальная политика Грузии отличалась непоследовательностью, что затрудняет однозначно квалифицировать её как приверженную неоклассической либеральной модели. В вопросах экономической политики правительство применяет эклектичный подход. С одной стороны, оно снижает административное давление на бизнес, уменьшает налоговые ставки и снимает торговые барьеры. С другой - правительство тратит большие деньги на мероприятия, направленные на увеличение совокупного предложения, то есть руководствуется кейнсианскими рецептами. К. Гоголашвили отмечает, что на данный момент у Грузии гипотетически есть три варианта развития: продолжение начатого после "революции роз" ультралиберального курса с максимальным дерегулированием экономики; углубление интеграционных процессов с ЕС; примирение с Россией, возвращение в СНГ и присоединение к Таможенному союзу. Он сразу исключает развитие Грузии по первому варианту, считая, что это не представляется возможным в регионе, имеющем сложные проблемы в сфере политики и безопасности. По мнению К. Гоголашвили, только становясь на путь европейской интеграции, Грузия сможет достичь политической, экономической и социальной стабильности и процветания. Касаясь выбора, подразумевающего сближение с Россией, Гоголашвили считает, что примирение на "российских условиях" может вернуть страну в советское время, но с меньшим количеством экономических преимуществ, чем прежде.
Между тем многие в Грузии считают, что нормализация экономических отношений с Россией и участие в интеграционных процессах на постсоветском пространстве даст возможность стране получить нефть и газ по низким ценам, вернуть утраченный российский рынок для своего вина, минеральной воды и сельскохозяйственной продукции.
Политолог Арно Хидирбегишвили считает, что членство в Едином экономическом пространстве - здоровая альтернатива труднодостижимому членству в ЕС1. По его мнению, когда Грузия войдет в новый Евразийский союз, она, в рамках ЕЭП, имеет шанс воссоединиться с Абхазией и Южной Осетией.
Аналитик по экономическим вопросам Ладо Папава полагает, что будущий таможенный союз несёт для Грузии столько же опасностей, сколько и возможностей. Он прогнозирует, что Россия, выступая в качестве движущей силы этого экономического альянса, может повлиять на своих партнёров, чтобы последние ввели запрет на грузинскую продукцию.
Тем не менее Россия не прекратила сотрудничество с Грузией в энергетической сфере даже после войны в Южной Осетии. Российские компании имеют достаточно сильные позиции в энергетике Грузии. Они представлены также в банковском, добывающем, пищевом и других секторах её экономики. Россия по прежнему остаётся самым крупным источником частных трансфертов для Грузии.
1 Хидирбегишвили Арно: "Путь Грузии лежит в Евразийский Союз", 02.11.2011, http://www.ria.ru/mf_analysis/20111102/478417944.html
Армения: курс на экономику знаний
В период 2000-2008 годов Армения сумела обеспечить довольно высокие ежегодные показатели экономического роста, в результате которого ВВП страны удвоился. При этом Армения не участвовала в региональных нефтегазовых проектах.
Тем не менее динамика экономического роста в данный период сопровождалась неоптимальной структурой экономики. Экономический спад, зарегистрированный в результате финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов, подчеркивал существующий структурный дисбаланс в экономике Армении. Динамично развивающимся сектором до кризиса являлось строительство, основой прогресса которого стал расширяющийся спрос на недвижимость со стороны армянской диаспоры и трудовых мигрантов (примерно 90% трудовых мигрантов из Армении выезжают в Россию). За 2000-2008 годы доля строительства в ВВП Армении увеличилась с 61 до 27,1%2. В рассматриваемый период высокими темпами роста отличались также торговля и финансовый сектор. В обрабатывающей промышленности темпы были значительно ниже. Что касается сельского хозяйства, то оно оставалось сильно зависимым от природных факторов. В итоге в данный период в ВВП сократились доля обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Кризис сильно ударил по объёмам строительства, его вклад в ВВП уменьшился и по итогам 2009 года составил 18,8%3, что, в свою очередь, отрицательно повлияло на экономический рост. В 2009 году был зарегистрирован спад ВВП на 14,1%4.
Из всех трёх стран Южного Кавказа только Армения имела программу, достойную названия антикризисной. Программа преследовала цель по возможности смягчить удар, который мировой экономический кризис мог нанести населению и экономике, а также попытаться избавить экономику от однобокой специализации, в первую очередь от гипертрофированной роли строительного сектора, приведшей к колоссальному спаду в период кризиса5.
Несмотря на ощутимый спад экономики, правительство Армении не сократило бюджетные расходы, хотя в бюджет удалось собрать всего 2,96 млрд долларов вместо намеченных проектом 3,96 млрд долларов. Недостаток средств был покрыт за счёт внешних заимствований. Расходная часть бюджета была выполнена на 98% -несравнимо лучше, чем удалось сделать правительствам Грузии и Азербайджана.
Антикризисный пакет мер правительства, помимо увеличения государственных расходов (с особым упором на инфраструктурные проекты) для стимулирования
1 Национальная статистическая служба Армении. Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-декабре 2000г., http://www.armstat.am/file/article/sv_12r_2000_111.pdf
2 Национальная статистическая служба Армении. Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-декабре 2008г., http://www.armstat.am/file/article/sv_12_08r_111.pdf
3 Национальная статистическая служба Армении. Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-декабре 2008г., http://www.armstat.am/file/article/sv_12_09r_111.pdf
4 Там же.
5 Хачатрян А., Микаелян Г. Экономика стран Южного Кавказа в период глобального кризиса. Исследовательские записки Института Кавказа, №. 5. Июль 2011
совокупного спроса, включал также меры по стимулированию импортозамещающих производств. Антикризисные меры были осуществлены благодаря полученным заёмным средствам, что в свою очередь усилило внешнюю уязвимость страны. Совокупный внешний долг Армении в конце 2011 года достиг 7,4 млрд долларов1 или 75,5% ВВП.
Внешнеторговый оборот Армении характеризуется преобладанием импорта над экспортом. Его объём в январе-декабре 2011 года составил 5,5 млрд долларов, в том числе экспорт товаров - 1,3 млрд долларов (отношение к ВВП 13,3%), импорт - 4,2 млрд доаровл. (отношение к ВВП 42,9%), торговый дисбаланс - 2,8 млрд долларов (отношение к ВВП 28,6%)2. Экспорт значительным образом основан на ре-сурсоинтенсивных товарах. Большую его часть по итогам 2011 года составляют металлы и изделия из них (27,4%) и минералы (30%). Импорт минеральных продуктов, преимущественно углеводородов, составил 821,6 млн долларов (19,8%), готовых продуктов питания - 348,5 млн долларов (8,4%)3.
На экономику Армении значительное влияние оказывают переводы трудовых мигрантов. Денежные переводы (более 80% приходится на Россию) повышают уровень внутреннего потребления и импорта и, следовательно, способствуют росту ВВП, увеличивая поступления в бюджет от косвенных налогов. Денежные переводы - это важный источник иностранной валюты, сопоставимый с объёмом экспорта и превышающий объём прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В 2009 году денежные переводы сократились примерно на треть, что внесло свою лепту в экономический спад. Согласно данным Центрального банка Армении, нетто приток валюты от денежных переводов составил в 2008 году 1,4 млрд долларов (более 89% из России), а в 2009 году он сократился до 949 млн долларов (86,5% из России)4.
В отличие от Азербайджана, на инвестиционном рынке Армении лидирующее место занимает российский капитал. Совокупный объём инвестиций в реальный сектор Армении по состоянию на 1 января 2012 года составил 7,2 млрд долларов, из которого прямые инвестиции - 5,3 млрд долларов. Львиная доля инвестиций приходится на Россию. Её совокупные инвестиции составили 3,2 млрд долларов (44,1%), прямые инвестиции - 2,4 млрд долларов (44,9%)5.
Хотя российские инвестиции в экономику страны теоретически можно считать разнообразными и привести много примеров удачных бизнес-проектов, в том числе с участием этнических инвестиций, их основная часть практически приходится на энергетический и телекоммуникационный сектора. Исключение составляет приобретение "РусАлом" одного из крупнейших предприятий страны - фольгопрокатно-го завода "Арменал". Улучшить условия развития обрабатывающей промышленности не смогла передача части промышленных активов в собственность России в
1 Центральный банк РА, Gross external debt positions of RA 2003-2010, http://www.cba.am/en/sitepages/statexternalsector.aspx
2 Национальная статистическая служба Армении, Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-декабре 2011г., http://www.armstat.am/file/article/sv_12_11r_411.pdf
3 Там же.
4 Центральный банк Армении, http://www.cba.am/am/SitePages/statexternalsector.aspx
5 Министерство экономики РА, http://www.mineconomy.am/uploades/Otarerkrya_nerdrumner_hamaxarn_hosqer.pdf
счёт армянской задолженности и приобретение российскими компаниями ряда армянских машиностроительных и химических заводов.
Конечно, энергетический сектор имеет стратегическое значение, и его контроль российским капиталом существенно повышает экономическое и политическое влияние России. Однако в перспективе лишь инвестиции в экспортоориентированные отрасли экономики Армении могут стать основой для долгосрочного стратегического сотрудничества.
Для правительства Армении создание экономики, основанной на знаниях, является долгосрочной стратегической целью. Уже разработаны стратегии развития в таких сферах, как информационные и коммуникационные технологии, туризм, здравоохранение, образование, сельское хозяйство. В конце 2011 года Правительство приняло концепцию "Экспортоориентированной промышленной политики РА", целью которой является формирование новых движущих секторов экономического роста (производство коньяка, часов, точная инженерия, фармацевтика, текстиль и пр.), расширение и диверсификация экспорта. Предусматривается, что в 2020 году экспорт товаров по отношению ВВП составит 19% по сравнению с 11% в 2010 году, при этом будет углубляться диверсификация экспорта. В рамках стратегии промышленной политики предусматривается сотрудничество государственно-частного сектора и привлечение иностранных стратегических инвесторов. В планах правительства республики относительно развития энергетического сектора предусматривается строительство новой атомной станции, что также является важной сферой возможного армяно-российского сотрудничества. Активизация структурной политики, направленной на повышение конкурентоспособности экономики, будет содействовать снижению внешней уязвимости Армении.
Нет сомнений, что Армения в определённой мере заинтересована в участии в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Она является страной-наблюдателем в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭс). Армения имеет соглашение о свободной торговле с Грузией и странами СНГ, исключая Азербайджан и Узбекистан. Она является также участником зоны свободной торговли, действующей с 2012 года. Так как в среднесрочной перспективе рынки стран СНГ останутся приоритетными для экспорта Армении (если исключить экспорт мед-но-молибденого сырья), то использование такого льготного режима важно для осуществления экспортоориентированных секторных стратегий и привлечения иностранных инвестиций. Доля России во внешнеторговом обороте Армении в 2011 году составила 1,1 млрд долларов, или 20,3%, доля ЕС - 1,8 млрд долларов, или 32,4%. В том же году доля России в экспорте Армении была 222,7 млн долларов, или 16,8%, в импорте - 891,8 млн долларов, или 21,5 %. Доли ЕС в экспорте и импорте Армении составили соответственно 607,4 млн долларов, или 45,7%, и 1,2 млрд долларов, или 28,2%. Армения и Россия связаны не только тесными экономическими связями. Армения - член Организации договора о коллективной безопасности, где главная роль принадлежит России. РФ имеет военную базу на территории Армении.
Что касается возможного участия Армении в Таможенном союзе, то правительство рассчитывает на особую форму сотрудничества, о которой в интервью газете "Коммерсант", опубликованном 4 апреля 2012 года, заявил премьер-министр Армении Т. Саркисян. "В нашем случае это невозможно, потому что мы должны пройти через территорию соседнего государства и дважды пройти растаможку. Это делает бессмысленной всю процедуру облегчения растаможки для хозяйствующих
субъектов, - уточнил премьер-министр. - Взамен, - отметил Саркисян, - Армения получила бы только проблемы, связанные с повышением таможенных пошлин и налогов"1.
Для Армении вступление в Таможенный союз и Евразийский союз будет выгодно лишь в случае, если у неё будет экспортоориентированная конкурентоспособная обрабатывающая промышленность. Только в этом случае рынки Евразийского союза могут представлять для неё реальный интерес.
В настоящее время правительство Армении придаёт важное значение подписанию всеобьемлющего соглашения о свободной торговле с ЕС, что обеспечит свободный доступ армянских товаров на рынки Евросоюза. Сегодня Армения пользуется системой GSP+, и это даёт ей возможность экспортировать на европейский
рынок около 6400 видов продукции местного происхождения.
* * *
За прошедшее десятилетие во всех трёх странах региона сложились такие экономические системы, которые характеризируются рядом структурных дисбалансов и проблем. Они практически исчерпали возможности экстенсивного роста, а в обозримом будущем перспектива появления новых крупных источников такого роста не просматривается. В Азербайджане скоро завершится нефтяной бум. В Армении и Грузии сохраняется довольно высокий уровень дефицита текущего счета, обе страны накопили достаточно большой внешний долг. При резком ухудшении состояния мировой экономики и экономики России, сократятся объёмы внешней торговли и потоки денежных переводов, что негативно скажется на перспективах их экономического роста. Однажды они уже ощутили на себе последствия глобального экономического кризиса.
Все страны региона нуждаются в новых рынках и стратегических инвестициях. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве многими рассматриваются в качестве механизма решения вышеуказанных проблем. Таможенный союз, формально действующий с 1 января 2010 года и включающий три постсоветские страны (Россию, Белоруссию, Казахстан), представляет собой попытку совершить качественный прорыв в интеграционном направлении.
Таможенный союз - экономическое и геополитическое образование, которое Россия использует для расширения своего влияния на территории бывшего Советского Союза2. Но это лишь одна ступень российского плана по укреплению своего влияния среди своих ближайших соседей. Следующим этапом станет создание Евразийского союза3.
12 июля 2011 года премьер-министр России Владимир Путин заявил о создании нового экономического и политического объединения "Евразийский союз". По его словам, это станет финалом интеграции Беларуси, России и Казахстана. Уже в следующем году страны подпишут соответствующее юридическое закрепление, а сам Союз начнёт работу в 2013 году. Теперь от Таможенного союза мы делаем шаг к
1 Саркисян Т., "Таможенный союз не имеет для нас смысла", "Коммерсантъ-Online", 04.04.2012.
2 Russia's Inevitable Customs Union in Central Asia, Stratfor Global intelligence, Feb 17, 2012.
3 Там же.
единому экономическому пространству. Создаём колоссальный рынок с более чем 165 млн потребителей, с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы1.
Однако расширение Таможенного союза входит в противоречие не только с интересами Европейского союза, который, в свою очередь, видит Южный Кавказ в орбите своих интересов и влияния2, но и с интересами стран региона (в частности Армении и Грузии), что обусловлено особенностями постсоветского развития. В каждом из этих государств сформировалась своеобразная национальная экономическая модель.
В России сложилась и продолжает закрепляться сырьевая модель хозяйства, что выступает объективным препятствием для интеграции с ней экономик стран региона, посколько для добывающих и слаборазвитых стран она бессмысленна. Любые формы интеграции при такой экономической модели приведут к ещё большему закреплению в России сырьевого варианта экономики, к ещё большей её зависимости от импорта. Если Россия не сумеет диверсифицировать свою экономику, то она не сможет стать притягивающим центром экономической интеграции, и все разговоры о создании реального интеграционного союза завершатся всего лишь политическими заявлениями.
Если в некоторых отношениях членство в Таможенном союзе выгодно азербайджанской экономике (с сильной экспортной и транзитной составляющей), то оно нанесёт ущерб зависящим от импорта грузинской и армянской экономике: будут введены более высокие тарифы, кроме того, они потеряют автономию в принятии решений в вопросах международной торговли. Более высокие импортные пошлины влекут за собой повышение цен на потребительские товары в Армении, снизят способность Грузии импортировать и реэкспортировать автомобили и другие товары, составляющие одну из основных статей её экспорта.
России интеграция необходима, чтобы обеспечить энерготранзит. Но вряд ли Москва пойдёт на сырьевые субсидии, то есть Армения и Грузия не получат доступ к российским энергоресурсам по приемлемым для них ценам. В данное время вопросы регулирования экспорта энергоносителей не входят в сферу действия Таможенного союза. Вместе с тем участие в Таможенном союзе приведёт к сужению перспектив стран региона на европейском направлении, в частности в программе Евросоюза "Восточное партнёрство". А это, в свою очередь, может подтолкнуть эти страны к ещё более тесным интеграционным связам с ЕС или с другими полупериферийными государствами Евразии.
1 Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня. Известия, 3 октября 2011.
2 Конкурирующий с Евразийским союзом европейский проект рассматривает создание в перспективе зоны свободной торговли, ассоциированной с Европейским союзом и учреждаемой в рамках инициативы ЕС "Восточное партнёрство", к участию в которой были приглашены также Азербайджан, Грузия и Армения.