2019
ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ
Т. 10. Вып. 1
ПЕРСОНАЛИИ
УДК 069.01
Кавказская коллекция князя А. И. Барятинского
З. Д. Тикаева
Национальный музей Республики Дагестан им. А. А. Тахо-Годи, Российская Федерация, 367013, Дагестан, Махачкала, ул. Даниялова, 33
Для цитирования: Тикаева З. Д. 2019. Кавказская коллекция князя А. И. Барятинского. Вопросы музеологии, 10 (1), 99-105. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.108
Имя князя Александра Ивановича Барятинского широко известно, и прежде всего в отечественной военной истории. Блистательный аристократ, военный и государственный деятель, член Государственного совета, покоритель Кавказа, сумевший взять в плен самого непокорного предводителя горцев имама Шамиля, прославился также как страстный коллекционер и библиофил. Александр Иванович собирал редкие книги по истории России и военные реликвии. Коллекция книг Барятинского хранится в Государственной публичной исторической библиотеке. В статье рассматривается и анализируется коллекция предметов из Национального музея Дагестана им. А. А. Тахо-Годи, датируемых ХУШ-Х1Х вв. и принадлежавших А. И. Барятинскому. Во второй половине XIX в. эта коллекция находилась в курском имении князя в Марьино. Среди предметов коллекции есть и не относящиеся к Кавказу, например японские мечи, испанский нож, томагавк и пр. Сохранилось кожаное седло, принадлежавшее князю, которым он пользовался после службы на Кавказе. Известно, что это английское спортивное седло было изготовлено в более поздний период. Коллекция включает в себя и некоторое количество французского холодного и огнестрельного оружия XVIII в. Ранее объектом серьезных научных исследований коллекция князя А. И. Барятинского не становилась. Исследование базируется на источниках музейного происхождения и актуальной библиографии по теме. Ключевые слова: коллекция, князь А. И. Барятинский, музей, поместье Марьино, имам Шамиль, Кавказ, Кавказская война, выставка.
В Национальном музее Республики Дагестан им. А. А. Тахо-Годи хранится уникальная коллекция, получившая название «Коллекция князя Барятинского». И действительно, предметы, относящиеся к XIX в. (150 единиц), объединяются в коллекцию, ранее принадлежавшую князю Александру Ивановичу Барятинскому (1815-1879), наместнику императора России на Кавказе1.
1 Учетные документы Национального музея РД им. А А. Тахо-Годи. 2010. © Санкт-Петербургский государственный университет, 2019
Имя князя Александра Ивановича Барятинского широко известно, и прежде всего в военной истории. Ему посвящены исторические исследования, в которых значительное место отводится описанию его военной карьеры. Блистательный аристократ, военный и государственный деятель, член Государственного совета, покоритель Кавказа, сумевший взять в плен самого непокорного предводителя горцев имама Шамиля, прославился также как страстный коллекционер и библиофил. Александр Иванович собирал редкие книги по истории России, а также военные реликвии. Коллекция книг Барятинского хранится в Государственной публичной исторической библиотеке, в фонде Отдела редких книг (1312 экз.).
Чтобы объяснить увлечение А. И. Барятинского коллекционированием, нужно обратиться к его биографии. Родился он в семье коллекционера, любителя собирать редкости, рукописи и предметы старины. Он рос в окружении произведений искусства в имении отца, в родовом поместье князей Барятинских, более известном как усадьба Марьино. Расположено имение в Курской области, в Рыльском районе, и представляет собой красивейший дворцово-парковый ансамбль. Этот памятник архитектурного искусства был основан отцом А. И. Барятинского — И. И. Барятинским. После смерти отца по воле завещателя поместье было объявлено заповедным и превращено в майорат, который унаследовал Александр Иванович.
Усадьба была построена в начале XIX в. на землях старинного села Ивановского. Эти земли ранее принадлежали гетману Мазепе, затем перешли к князьям Барятинским. Строительство усадьбы, как основного места пребывания княжеской семьи, велось с 1811 по 1820 г. по проекту курского архитектора Карла Гофмана.
Первоначально дворец назывался Избицкий дом, так как находился на берегу р. Избица, но позднее его стали называть Марьино, как и всю усадьбу, в честь двух жен князя — Марии Франциски Деттон, умершей вскоре после рождения дочери, и Марии Федоровны Келлер. Одновременно со строительством дворца при нем был разбит красивейший парк.
Поместье в дальнейшем перестраивалось. В 70-х гг. XIX в. дворец в Марьино был кардинально перестроен по проекту известного петербургского архитектора И. А. Монигетти (1819-1878). Перестройка дворца была выполнена под влиянием нового неоклассического стиля. В таком виде имение сохранилось до наших дней. К сожалению, в советские годы имение пострадало. Была разрушена Покровская церковь, и на ее месте построена школа. Склеп князей Барятинских (находившийся под этой церковью) был переоборудован в школьную котельную и склад угля, при этом фамильная усыпальница Барятинских подверглась осквернению: были уничтожены девятнадцать княжеских гробниц2.
Во время Великой Отечественной войны при отступлении немцы пытались уничтожить дворец, но усилиями местных жителей усадьба была спасена. В октябре 1952 г. имение князей Барятинских было превращено в санаторий Управления делами ЦК КПСС. В 1980 г. были начаты работы по капитальному ремонту и реставрации Марьино, которые планировалось завершить в 1995 г. Сегодня в усадьбе находится санаторий Управления делами Президента России. При санатории действуют церковь и музей. В последние годы в парке установлено несколько памятников, на стенах дворца можно видеть современные картины на патриотические темы
2 Черниченко, 2007. С. 52-58.
(включая копии известных полотен), а также копии портретов прежних владельцев дворца. Перед главным входом в барский дом стоит памятник фельдмаршалу Александру Барятинскому3.
В имении сохранилась великолепная внутренняя отделка помещений: роскошная белая лепнина потолка, оригинальный лакированный паркет, великолепные мраморные камины, старинная мебель и семейные реликвии.
Дворец в Марьино был широко известен в Российской империи не столько своей величавой архитектурой, сколько роскошью внутреннего убранства, коллекциями, а также общей атмосферой праздничности, монументальности, художественной утонченности, высокой аристократичности.
Многочисленные гости поднимались в залы дворца по парадной лестнице, охраняемой двумя каменными белыми львами. Центральную часть главного здания занимал огромный парадный зал (в высоту двух этажей), покрытый сверху куполом. Стены в зале были украшены великолепными росписями на античные сюжеты, они были выполнены в так называемой технике гризайль. На втором этаже находились приемные, гостиные и столовые, поражавшие своей многоцветной отделкой потолков и превосходными люстрами из цветного стекла4.
Отец Александра Ивановича приобретал самые известные и редкие картины отечественных и зарубежных художников и скульпторов. Князем также производились заказы портретов членов семьи Барятинских. Это картины художников Ф. Рокотова, Э. Виже-Лебрён, А. Бруни и др. Картинную галерею Барятинских составляли сотни произведений мастеров итальянской, немецкой, французской, голландской и русской живописи. Полотна Тициана, Тьеполо, Пуссена, В. Л. Боровиковского и др. украшали интерьеры дворца. Коллекции художественных ценностей следует отнести и собрания часов; бронзовых, фарфоровых и хрустальных изделий — две большие вазы, на которых изображен фамильный герб князей Барятинских; собрания оружия, светильников и др.
Владельцем Марьино в 1825 г. стал Александр Иванович Барятинский — как старший сын. В 1850 г. он отказался от своих наследственных прав, так как наследников не имел, в пользу своего брата генерал-адъютанта и обер-шталмейстера двора князя Владимира Ивановича Барятинского (1817-1875)5. Усадьба продолжала функционировать, хотя уже и не служила основным местом пребывания владельцев. Сыновья унаследовали от отца страсть к редким и ценным вещам, коллекционированием они начали заниматься еще в юности. Художественное собрание Марьино в течение XIX в. продолжало пополняться великолепными произведениями искусства.
Кавказская эпопея в залах дворца была представлена внушительной коллекцией живописи большой историко-художественной ценности. Подобной коллекции картин в то время не было нигде. А. И. Барятинский был тесно связан с Кавказом. Несмотря на то что отец прочил ему гражданскую карьеру, Александр Иванович выбрал военную. Впервые он оказался на Кавказе в марте 1835 г., в годы Кавказской войны, в наказание за неподобающее поведение. В действующей армии он пребывал недолго, до ранения. Вернувшись для лечения в Петербург, был произ-
3 Федоров, 1994. С. 57.
4 Марьино. URL: http://www.marino-kursk.ru/ (дата обращения: 11.11.2018).
5 Там же.
веден в поручики, награжден золотой саблей с надписью «За храбрость» и назначен одним из адъютантов наследника, цесаревича Александра Николаевича.
В начале 1845 г. А. И. Барятинский вновь был направлен на Кавказ — уже командиром батальона. Там он принял активное участие в боях, снова ранен и награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. Затем отправился на лечение за границу. В 1847 г. князь возвратился в Россию и в должности командира полка снова прибыл на Кавказ в действующую армию. В 1848 г. князь был произведен в генерал-майоры. 26 августа 1857 г. Барятинский уже был назначен командующим Кавказской армией и наместником императора на Кавказе с производством его в генералы от инфантерии.
Будучи в этой должности, А. И. Барятинский прежде всего бросил все силы на окончание войны. Постепенно ему удалось установить контроль над всей Чечней и отодвинуть Шамиля в Дагестан. Спустя три года он сломил сопротивление войск Шамиля в Дагестане, и 24 августа 1859 г. войска под командованием Барятинского взяли штурмом неприступный высокогорный аул Гуниб, где вместе с семейством и остатками войск укрывался Шамиль. В итоге имам Шамиль был пленен. За это Александр Иванович был награжден орденами Св. Георгия 2-й степени и Св. апостола Андрея Первозванного6.
В 1862 г. он уже генерал-фельдмаршал, но по личной просьбе отстранен от должности наместника Кавказа, с оставлением членом Государственного совета. Состояние здоровья Александра Ивановича ухудшалось, и последние годы своей жизни он провел за границей. В 1879 г. князь Александр Иванович Барятинский уехал в Женеву, где в том же году, в феврале, скончался7.
В имении Марьино своеобразный музей Кавказской войны составляли уникальные произведения. Среди них были портреты фельдмаршала А. И. Барятинского, портреты генералов, казаков, горцев Кавказа, изображения сражений, атак, виды крепостей, военных поселений, обозов, горных аулов, бытовые сцены, пейзажи. Это и знаменитые батальные полотна «Штурм Гуниба», «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским на Гунибе 25 августа 1859 г.», «Пленение Шамиля» художника Теодора Горшельта. Картина «Шамиль на коне» была заказана художнику Н. Е. Сверчкову в 1859 г. для фамильного дворца по распоряжению А. И. Барятинского. Она размещалась в экспозиции в зале, где находились кавказское холодное и огнестрельное оружие, доспехи, множество орденов, учрежденных Шамилем для своих подданных8. Почетное место в экспозиции занимала шашка имама, которую он отдал князю на переговорах в Гунибе.
В декабре 1868 г. в имении Марьино у А. И. Барятинского гостил имам Шамиль. О свидании с князем в письмах к нему просил сам Шамиль. В честь посещения Шамиля в имении был установлен памятный знак и специально для него была возведена сохранившаяся до сих пор постройка, именуемая «башней Шамиля». Это трехъярусная беседка со смотровой площадкой наверху. Есть версия, согласно которой башню построили позднее — в память о пребывании здесь знаменитого
6 Казиев, 2010. С. 49.
7 Барятинский против Шамиля: Кавказская война завершается. URL: https://www.km.ru/ science-tech/2016/06/30/istoriya-rossiiskoi-imperii/779721-baryatinskii-protiv-shamilya-kavkazskaya (дата обращения: 23.03.2018).
8 Курская жизнь имама Шамиля. URL: http://www.dddkursk.ru/number/737/new/005757 (дата обращения: 03.11.2018).
горца9. Личные вещи Шамиля, хранившиеся в усадьбе «Марьино», в том числе его письма к Барятинскому, в 1923 г. были переданы в музей Дагестана10. Коллекция, находящаяся сейчас в Национальном музее Дагестана, была собрана преимущественно на Кавказе.
На берегу пруда в Марьино в память о подвигах Александра Ивановича на войне и победоносного окончания Кавказской войны в 1903 г. установили чугунный монумент «Орел», сохранившийся до наших дней.
В годы Октябрьской революции и Гражданской войны Марьино было разграблено и разрушено окрестными крестьянами. В 1918 г. Народный Комиссариат просвещения направил сюда специальную комиссию для вывоза произведений искусства, ценных вещей, библиотеки и архива. Работники Музейной комиссии при Наркомпросе А. В. Грищенко, Н. П. Киселев и В. И. Раевский смогли во время войны в целостности доставить в Москву те предметы, которые уцелели. Так коллекция князей Барятинских из Марьино поступила в Музейный фонд. Но, к сожалению, она была разделена, и предметы этой коллекции были переданы в разные музеи России — музеи Москвы, Петербурга, Махачкалы, Ульяновска, Нальчика, Краснодара, Рязани, Воронежа, Нижнего Новгорода и др. Небольшая часть мебели, картин, предметов интерьера попала в Рыльский и Курский краеведческие музеи.
В 1923 г. вещи Шамиля и большая часть коллекции из 150 предметов были переданы во вновь создаваемый музей Дагестанской республики, инициатива его создания принадлежала народному комиссару просвещения ДАССР Алибеку Та-хо-Годи. В ходе огромной работы по созданиею музея, которую провели и А. Тахо-Годи, и первый директор музея Д. М. Павлов, было выявлено, что в Государственных музейных фондах и разных музеях страны — в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Орджоникидзе — хранятся уникальные музейные предметы, имеющие самое непосредственное отношение к Дагестану. Прежде всего это вещи А. И. Барятинского, собранные в период его пребывания на Кавказе. После Октябрьской революции коллекция была национализирована и некоторое время находилась в Военно-историческом музее Народного комиссариата просвещения РСФСР11, а затем запрошена Народным комиссариатом просвещения Дагестана и получена по описи12.
Сегодня коллекция Барятинского (малая ее часть) представлена в Национальном музее Дагестана в материалах экспозиции отдела Кавказской войны периода Шамиля, охватывающего 1834-1859 гг. В коллекцию входят предметы, которые были собраны и на Кавказе: личные вещи имама Шамиля; награды периода Кавказской войны; знамя первого имама Дагестана Гази-Магомеда; холодное и огнестрельное оружие Кавказской войны, в том числе личное оружие имама Шамиля и его сыновей; предметы, находившиеся у солдат российской армии на Кавказе и в личном пользовании самого А. И. Барятинского. Это знамена, походное снаряжение, оружие, например кинжал с позолоченной надписью на клинке: «Его императорское величество, наследник цесаревич, князь Александр Николаевич». Пред-
9 Там же.
10 Курков, 2014. С. 18-30.
11 Ордена и знаки отличия в имамате Шамиля. URL: http://old-kursk.ru/foto/petr_av/p160501. html (дата обращения: 02.04.2018).
12 Учетные документы Национального музея РД им. А А. Тахо-Годи. Коллекционная опись предметов, 1923 г.
ставлены и многочисленные боевые награды, которых был удостоен князь Барятинский в разные годы службы на Кавказе.
Среди наград периода Кавказской войны интерес представляют знаки отличия Имамата — государства, созданного имамом Шамилем в годы Кавказской войны. В архиве Национального музея Республики Дагестан сохранился акт о передаче ему 88 орденов и знаков отличия. Часть из них впоследствии была передана в музеи Грозного и других северокавказских городов, в настоящее время в фондах остались лишь ордена и знаки отличия, врученные Шамилем и его наибами (74 единицы). Все они являются весьма интересным историческим источником по истории государства Имамат. В государстве Шамиля ордена и знаки отличия производились местными ювелирами, чем и объясняются различия в их размерах, композиции, орнаменте. Обычно они имеют форму слегка выпуклой круглой пластины, украшенной зернью, полусферами или чеканными звездами. Что касается изобразительного элемента в оформлении орденов и знаков отличия, то чаще всего на них изображены шашка, пистолет или пистолет с шашкой, но, что примечательно, на них нет кинжала, поскольку к тому времени кинжал был в большей степени символом достоинства, чем оружием.
В коллекцию также входят десятки уникальных интересных фотодокументов, объединенных в «Альбом Барятинского». Эти работы принадлежат фотографу Петрову, поручику Кондратенко и топографу Какулину и иллюстрируют быт горцев Дагестана во второй половине XIX в. Мужские и женские фотопортреты, виды дагестанских аулов были сделаны в ходе экспедиции по районам Дагестана, организованной князем А. И. Барятинским с целью сбора этнографического материала о жизни горцев. В составе коллекции также находятся поступившие в музей картины известных художников Т. Горшельдта, Н. Е. Сверчкова, И. К. Айвазовского, В. Ф. Тимма и др.13
Среди предметов есть и не относящиеся к Кавказу, например японские мечи, испанский нож, томагавк и пр., а также кожаное седло, принадлежавшее князю после окончания службы на Кавказе. Известно, что это английское спортивное седло было изготовлено в более поздний период. Коллекция включает в себя и некоторое количество французского холодного и огнестрельного оружия XVIII в.
Нет необходимости перечислять все предметы, которые составляют коллекцию А. И. Барятинского, здесь приведены наиболее ценные, представляющие наибольший интерес для изучения.
В ноябре 2010 г. коллекция князя А. И. Барятинского была представлена на выставке, организованной музеем14. Выставка была приурочена к 85-летнему юбилею музея, столько же лет коллекция князя Барятинского находится в музее. Эта ценнейшая коллекция исторических реликвий до сих пор составляет ядро коллекции экспонатов XIX столетия в Национальном музее им. А. А. Тахо-Годи Республики Дагестан.
Литература
Казиев Ш. М. 2010. Имам Шамиль. М.: Молодая гвардия.
Курков К. Н. 2014. Российские дворяне — коллекционеры, меценаты и предприниматели в эпоху модернизации начала XX в.: князья Барятинские. Вестник Московского гос. гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология 1: 18-30.
13 Там же.
14 Учетные документы Национального музея РД им. А А. Тахо-Годи. 2010.
Федоров С. И. 1994. Марьино князей Барятинских. Курск: Крона.
Черниченко Л. Л. 2007. Майорат Ивановское-Петровское. Московский журнал 4: 52-58.
Статья поступила в редакцию 13 декабря 2018 г.;
рекомендована в печать 5 июня 2019 г.
Контактная информация:
Тикаева Зайнаб Джанаевна — зав. экскурсионным отделом; [email protected]
The Caucasian collection of Prince A. I. Baryatinsky
Z. D. Tikaeva
National Museum Republic of Dagestan A. A. Tahoe-Godi,
33, ul. Daniilova, Makhachkala, Dagestan, 367013, Russian Federation
For citation: Tikaeva Z. D. 2019. The Caucasian collection of Prince A. I. Baryatinsky. The Issues of Museology, 10 (1), 99-105. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.108 (In Russian)
The name of Prince Alexander Ivanovich Baryatinsky is widely known in the history of Russia, primarily in military history. A brilliant aristocrat, military and state leader, as well as a member of the Council of State, a conqueror of the Caucasus, who managed to capture the most rebellious leader of the Highlanders — Imam Shamil. But he is also known as a passionate collector and bibliophile. Alexander Ivanovich collected rare books on the history of Russia, as well as military relics. A collection of Baryatinsky's books, for example, is now kept in the State Public Historical Library. In this article, the author examines and analyzes the collection of objects dating from the 18th-19th centuries. The collection is kept in the National Museum of Dagestan named after A. A. Taho-Godi. Earlier, in the second half of the 19th century, it belonged to the viceroy to the emperor in the Caucasus, the well-known commander of the Russian army during the Caucasian war, Prince A. I. Baryatinsky. Previously, the collection was located in the Prince's Kursk estate, in Marino. The author also cites some biographical information about Prince Baryatinsky and analyzes the milestones of his life. Among the items are some not related to the Caucasus, for example, Japanese swords, a Spanish knife, a tomahawk and more, as well as a leather saddle that belonged to the prince after the Caucasus. It is known that this is an English sport saddle of a later period. The collection includes a number of French blade weapons and firearms of the 18th century. The collection has never been an object of serious scientific research. The study is based on sources of museum origin and a wide range of relevant sources on the topic.
Keywords: collection, Prince A. I. Baryatinsky, museum, the estate of Marino, Imam Shamil, Caucasus, Caucasian War, exhibition.
References
Chernichenko L. L. 2007. Maiorat Ivanovskoe-Petrovskoe. Moskovskii zhurnal 4: 52-58. (In Russian) Fedorov S. I. 1994. Marino princes Baryatinsky. Kursk: Krona Publ. (In Russian) Kaziev Sh. M. 2010. Imam Shamil. Moscow: Molodaia gvardiia Publ. (In Russian)
Kurkov K. N. 2014. Russian noblemen — collectors, patrons and entrepreneurs in the era of modernization of the early XX century: princes Baryatinsky. Vestnik Moskovskogo gos. gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholokhova. Istoriia i politologiia 1: 18-30. (In Russian)
Received: December 13, 2018 Accepted: June 5, 2019
Author's information:
Zainab D. Tikaeva — the Head of the Department; [email protected]